Сетевые сообщества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    129,71 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сетевые сообщества

1. Теоретический анализ сетевых сообществ

1.1    Характеристика интернет-сообществ

Интернет-сообщества

Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Кроме того, в Интернете сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир, или найти прошлых знакомых, которые в силу жизненных обстоятельств были разбросаны по всей Земле. Вдобавок общение в Сети начать психологически проще, чем при личной встрече. Эти причины обусловливают создание и активное развитие веб-сообществ - групп людей, имеющих общие интересы и общающихся преимущественно через Интернет. Подобные интернет-сообщества постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего общества. Примерами интернет-сообществ являются вики-проекты, форумы, чаты, социальные сети, многопользовательские сетевые игры и т.п. [13]

Сетевое общество идет на смену обществу индустриальному. И обещает в корне изменить наши представления о пространстве и времени. Общество, складывающееся на рубеже веков и тысячелетий, называется сетевым далеко не потому, что его существование обеспечено новыми информационными технологиями. Трансформируются экономика, труд и занятость, культура, политика, государственные институты - и, в конечном счете, пространство и время.

Интернет предоставляет безграничные возможности для создания сообществ. Во-первых в интернете легче найти людей со схожими взглядами, во-вторых, знакомство и общение в интернете происходит намного легче, так как человек чувствует себя более комфортно и расслаблено.

Эти факторы обусловили появление и развитие большого количества интернет сообществ. Кроме того, технологии с помощью которых создаются сообщества (веб-форумы, блоги и блог-платформы, вики, чаты, списки рассылки, скайпкасты…) просты в установке и использовании, и на сегодняшний день каждый желающий может организовать свое сообщество. В настоящее время существует ряд самых разнообразных сообществ: от любителей хомячков до активных посетителей забегаловок. [13]

Как и обычное сообщество, интернет-сообщество создается с определенной целью (даже если эта цель - приятное времяпровождение). Сообщество людей, увлеченных общей целью - это мощное средство для её достижения, особенно в современном обществе и бизнесе, где основную ценность имеет человеческий талант.

Однако человеку свойственна нестабильность. Его увлечение может ослабеть. Либо его может заинтересовать другая цель. И здесь огромную роль играет основа любого сообщества - личные взаимоотношения его участников. Люди обычно приходят в сообщество за ответами на свои вопросы, за определенной целью, а остаются из-за взаимоотношений. В интернет-сообществе у человека создается виртуальная личность, которая может сильно отличаться от его реальной личности, и которая для человека может быть даже важнее, чем реальная.

С развитием сетевых коммуникаций интернет сообщества начинают играть важнейшую роль для бизнеса и экономики в целом. Интернет сообщества являются основой для формирования (или разрушения) брендов компаний. Самым важным фактором, влияющим на бренд, являются отзывы незаинтересованных людей, которым человек доверяет. Именно такие отзывы можно получить в интернет сообществах.

Все больше успешных компаний создают на своих сайтах онлайн клубы клиентов, в которых клиенты могут получить необходимую поддержку и поделиться своим опытом с другими клиентами. Сообщество клиентов является технологией развития лояльности к компании.

Интернет изменяет политическую структуру общества. Предоставляя широкой публике практически любую информацию о политических деятелях, интернет заметно подрывает авторитет существующей власти. Об этом свидетельствует стабильное снижение активности людей на политических выборах. [15]

В то же время доверие к авторитетам лидеров интернет сообществ, с которыми человек может лично общаться, возрастает. Само сообщество представляет собой политическую силу, которую труднее контролировать с помощью традиционной власти.

Как правило, интернет сообщества преследуют глобальные цели, неограниченные государством и способствуют стиранию границ между национальными государствами.

Почему все чаще компьютер и клавиатура заменяют нам встречи с друзьями, разговоры за чашечкой чая? Удобство, ведь человеку приятно просто сидя дома, в уютной комнате на своем родном диване, общаться с собеседником, предварительно скачав QIP, или воспользовавшись программой Skype. Именно в социальной сети можно найти старых одноклассников, сослуживцев, коллег. Сервисы позволяют достать почти любую информацию о человеке, найти любые данные от фильмов до софта. Замечено, что люди часто жалуются на нехватку времени из-за напряженной работы, ритма жизни. Но стоит зайти в социальные сети и человеку хватает времени, чтобы найти друга, пообщаться и т.д. [2]

Почему человек стремится к этому? Элементарно, он нуждается в оценке своих действий со стороны. Социальные сети дают возможность человеку показать свои возможности, показать себя аудитории, приукрасить, если что не так, перед большой аудиторией - самоутвердиться. Люди находят убежище от реального мира, который намного сложнее, в виртуальном. Найти друзей намного проще в виртуале, чем среди окружающих. В социальной сети много различных групп и участников, поэтому найти единомышленников проще. [2]

Уйти от использования социальных сетей невозможно, они очень сильно закрепились в сознании человечества. Человек не хочет оставаться один и поэтому ищет варианты, а это самый простой путь. Пользоваться социальными сетями есть неизбежным будущим, но главное при этом - не потерять реальность.

.2      Типы российских интернет-сообществ

При определении основных типов интеренет-сообществ главным признаком являются цели и задачи, для осуществления которых то или иное сообщество было создано, поддерживается и развивается.

Сообщество - это совокупность связей между людьми, имеющими что-то общее. (общие цели, интересы, взгляды, занятия, хобби, место жительства, пол, национальность, проблемы, обстоятельства…). Основой сообщества является общение между людьми. [12]

В настоящее время создано огромное количество различных сообществ. В нашей работе мы рассмотрим наиболее распространенные.

avito.ru

Создателем и владельцем сайта бесплатных объявлений является ООО КЕХ еКоммерц, дочерняя компания шведского холдинга Kontakt East Holding AB. Над созданием сайта работала группа основателей шведского интернет-аукциона Tradera.com, приобретенного лидером рынка eBay за 50 млн долларов США. За 2010 г. объем продаж через сайт составил примерно 3 млрд. долларов США. Прибыль компании составила около 1 млн. долларов, основными источниками дохода стали платные услуги и продажа рекламы. В том же году проект был оценен в 66 млн. долларов. В 2010 году сайт стал победителем премии «БРЕНД ГОДА / EFFIE» 2010

История от учредителей компании. Йонас Нордландер начал задумываться о собственном бизнесе еще в 1998 году. В 2007 он впервые приехал в Россию и обнаружил, что это крайне интересный рынок с большими возможностями. Проникновение интернета на тот момент было не более 20%, и эта цифра продолжала расти. Йонас вернулся в Стокгольм с идеей создать сайт объявлений. [10]

До этого у основателя AVITO уже был опыт создания подобных проектов, но не в масштабах такого обширного рынка.

В 1999 Йонас с друзьями открыли интернет-аукцион Tradera.com, место для продажи предметов искусства, украшений и других редких вещей. Проект собрал 3 миллиона евро начальных инвестиций, но это было сложное время для интернет-бизнеса. За год в Швеции возникли и другие интернет-аукционы. Были проведены переговоры и появилось решение объединиться под брендом - Tradera. Команда из 5 человек, буквально переселилась в один из стокгольмских подвалов, где работа над проектом началась заново. Tradera теперь ориентировалась на коллекционеров, как и Ebay в свои ранние годы: редкие марки, монеты, банкноты, военные артефакты, виниловые пластинки. Сайт начал пользоваться популярностью и приносить доход. [10]

В 2006 году Йонас продал бизнес Ebay.

Вернувшись в Швецию после посещения России в 2007-м году, Йонас начал встречаться с инвесторами, но тогда практически ни у кого не было ни веры в Россию, ни свободных активов. Бизнес в такой стране ассоциировался с рисками и коррупцией, но никак не с возможностями. Йонасу повезло, и он встретил Филипа Энгельберта. На тот момент Филип работал в компании, которая незадолго до того купила всем известные Yellow Pages. Он изучил бизнес-план, поверил в него и стал партнером в проектах Йонаса. Так началась официальная история AVITO.ru.

ICQ является централизованной службой мгновенного обмена сообщениями, использующей протокол OSCAR. Пользователь службы работает с программой-клиентом (т. н. мессенджер), запущенной на устройстве, соединённом с сетью Интернет. Мессенджер подключается к серверу. Через сервер осуществляется поиск и связь с другими клиентами, а обмен служебными данными, сообщениями между пользователями может осуществляться как через сервер так и без его участия. Как и в большинстве мощных сетевых систем, обслуживающих огромное количество клиентских запросов, этот сервер не единственный и некоторые из них являются кластерами серверов. [2]

Служба является коммерческой, но её использование бесплатно. Управляет службой ICQ Inc. С момента создания служба принадлежала её разработчику, компании Mirabilis, в 1998 году она была продана американской компании AOL, а в апреле 2010 года - российскому инвестиционному фонду Digital Sky Technologies (DST). Помимо самого обеспечения функционирования службы, ICQ Inc. разрабатывает программы-клиенты и поддерживает вспомогательный веб-портал.

За годы существования ICQ выпустила множество клиентов и претерпела множество изменений. По приблизительным оценкам, службой активно пользуется около 15 миллионов человек, а зарегистрированных учётных записей - около 400 миллионов. Некоторые компании в списках контактов на официальных сайтах указывают номера UIN. ICQ часто используется службами техподдержки для мгновенной помощи.

Мой круг

Мой круг - социальная сеть для поиска работы и работников. Первая в Рунете социальная сеть, созданная в 2005 г. группой недавних выпускников МФТИ, МГУ и Российской экономической школы для поиска одноклассников, однокурсников, коллег и сотрудников (на июнь 2006 г. в ней было зарегистрировано 100 тыс. пользователей). 27 марта 2007 г. сервис был куплен компанией Yandex; теперь он является одним из сервисов Яндекса и продолжает своё развитие под его опекой. [4]

Вконтакте

Вконтакте - крупнейшая в Рунете социальная сеть, российский аналог сервиса Facebook, по данным Alexa Internet второй по посещаемости сайт России, второй на Украине и в Белоруссии, четвёртый в Казахстане, 34-й в мире. Сайт изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников элитных российских высших учебных заведений, позднее - как универсальный способ связи для всех социальных групп и возрастов.

Согласно счётчику на главной странице количество учётных записей превышает 100 миллионов

Мой мир@mail.ru - русскоязычная социальная сеть, соединяющая на странице пользователя действия на основных порталах Mail.ru. Эта социальная сеть входит в тройку крупнейших социальных проектов Рунета, наряду с сайтами Одноклассники.ру и В Контакте. На портале «Мой мир» зарегистрировано свыше 40 млн. профайлов, более 300 тыс. человек постоянно находятся на сайте в статусе «онлайн». [5]

Как и в других социальных сетях, задача проекта «Мой мир» - помощь в поиске одноклассников, знакомых, коллег, друзей и родных. Здесь можно общаться с помощью личных сообщений, дарить друг другу виртуальные презенты, выражать эмоции и говорить о тайных желаниях, размещать свои фотки и видеоролики, иметь личный блог и читать блоги других участников, загружать песни и слушать музыку.

Девиз проекта «Мой мир»: «Ваши друзья, однокурсники и одноклассники всегда рядом с Вами»!

Дневник.ру - Единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей. Разработка проекта началась в 2007 году и уже в 2009 проект был запущен под эгидой приоритетного национального проекта «Образование». Дневник.ру поддерживается Полномочным Представительством Президента РФ в СЗФО, региональными администрациями, министерствами, комитетами и департаментами образования.

Дневник.ру совмещает в себе три модуля:

·              дистанционное обучение,

·              управление школьным документооборотом,

·              социальная сеть.

Базовый функционал Дневник.ру бесплатный для всех участников образовательного процесса. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие ВУЗы России.

В 2010 году Дневник.ру получил награду «Премия Рунета» в номинации «Учительский интернет-проект». В апреле 2012 года Дневник.ру получил премию World Summit Award как победитель в категории E-Learning&Education. В августе 2012 года компания стала резидентом инновационного Фонда Сколково. Проект поддерживается Министерством Образования и науки РФ, региональными департаментами и комитетами образования. Штаб-квартира Дневник.ру находится в Санкт-Петербурге, компания имеет представительства в Москве, Киеве, Башкортостане, Волгоградской, Астраханской, Нижегородской, Челябинской Екатеринбургской областях, в Хабаровском крае и Дагестане. [4]

Уникальность проекта доказана 22 авторскими свидетельствами. Важной особенностью Дневник.ру является гарантия безопасности хранения и использования данных для образовательных учреждений, засвидетельствованная стандартом К2 согласно ФЗ-152 «О персональных данных».

Таким образом, мы можем сказать, что интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения и дальнейшей социальной адаптации подростков. В сети подростки общаются, налаживают межличностные отношения, находят друзей по интересам.

Сообщество людей, увлеченных общей целью - это мощное средство для её достижения, особенно в современном обществе и бизнесе, где основную ценность имеет человеческий талант.

Примерами интернет-сообществ являются вики-проекты, форумы, чаты, социальные сети, многопользовательские сетевые игры и т.п.

Сервисы позволяют достать почти любую информацию о человеке, найти любые данные от фильмов до софта. Уйти от использования социальных сетей невозможно, они очень сильно закрепились в сознании человечества. Человек не хочет оставаться один и поэтому ищет варианты, а это самый простой путь. Пользоваться социальными сетями есть неизбежным будущим, но главное при этом - не потерять реальность.

В настоящее время создано огромное количество различных сообществ. В нашей работе мы рассмотрели наиболее распространенные: avito.ru сайт для размещения бесплатных объявлений, ICQ служба мгновенного обмена сообщениями, Мой круг - социальная сеть для поиска работы и работников, Вконтакте - крупнейшая в Рунете социальная сеть, Мой мир@mail.ru - русскоязычная социальная сеть, Дневник.ру - единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей.

2. Сетевые сообщества как средство социальной адаптации современных школьников

.1 Проблема социальной адаптации в научно-педагогической литературе

Этапы социально-психологического развития жестко к возрасту не привязаны. Хотя есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем развития интеллекта. И вообще, высокий уровень социальной ответственности и самостоятельности возможен, по мнению Кольберга, одного из признанных авторитетов в области возрастной психологии и воспитания, лишь при достижении высшей стадии развития мышления (по Ж. Пиаже)

Подростковый возраст, возносящий ребенка на высшую, из доступных ему, ступень интеллектуального развития, наиболее богат и драматичен с точки зрения социально-психологического развития. Но и задолго до него ребенок вступает в активное взаимодействие с миром ценностей и норм.

Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности. Являясь определённым отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный возраст обычно характеризуют как переломный, критический. Он сопровождается рядом специфических особенностей, кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. «Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий». [15]

Старший подростковый возраст - это период принятия ответственности за свою судьбу и близких, начало подлинно взрослой жизни, сложной как внутренне, так и внешне, адаптации к жизни, включая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определёнными людьми.

Расширяется диапазон социальных ролей, которые примеряются на себя. Проявляются психологические трудности взросления, противоречивость и нестабильность представления о себе. [15]

Именно поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Если ребёнок в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он «уходит» из школы, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально. Это является проявлением социально-психологической дезадаптации, признаками которой считаются повышенная тревожность и неуверенность личности в себе, агрессивность и чувство малоценности, чрезмерное увлечение курением, компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений. [10]

Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они лучше соблюдают нормы поведения, если эти нормы хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых, и даже аморальных представлений. Подростки - мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей. Притягательными для них могут стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне земные местные хулиганы, которых «даже милиция боится». Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость - подлостью, уважение к себе - насилием над другими. У нынешних девочек - подростков также немало ложных идеалов. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным. [11]

В подростковом возрасте происходит смена авторитета учителя на авторитет сверстника, авторитет взрослого вернется только в юношеском возрасте к 18-20 годам. Реакция группирования - через общение познание и оценка себя, утверждения своего достоинства и престижа среди товарищей. Подросток начинает совершать большое количество действий для того, что бы завоевать внимание ровесников:

общественно значимые поступки - спорт, учеба, общественная жизнь, если такой коллектив, который способен направить на это.

антисоциальные проявления - хамство, срывы уроков, демонстративное поведение, особенно, если оно поддерживается друзьями. «Первое хамство прощать нельзя, иначе вырастет подлец», считал А.С. Макаренко.

В этот период доминирует стремление к риску, преодоление всего, в том числе правил, обычаев.

Экстравагантность в одежде, стремление к противоречиям. Независимость в поведении. Склонность к девиантному поведению, то есть отклонениям от нормы. Преступление - тоже как средство заполнить вакуум. Стремление к переживанию сильных эмоций, к предельным переживаниям.

То есть, с одной стороны, стремление к независимости, взрослости, а с другой стороны, - негатив. Его протекание у мальчиков и девочек отличается: девочки - негативные проявления более пассивны, в основном высокая утомляемость, раздражительность, стремление к уединению; мальчики - негативные проявления более агрессивны, грубы, выражаются в более жесткой форме.

Специфика усвоения социальных норм в ранней юности связана с особенностью этапа социализации, включающего завершение первичной ее стадии и начало вторичной.

В юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе. В поисках нового чувства тождественности и преемственности, молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, привлекая к этому свои внутренние силы, а также реальных значимых «других». Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для «других». Эта идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека

2.2 Возможности сетевых сообществ как средства социальной адаптации школьников

Распространение сети Интернет идет очень высокими темпами. Можно с уверенностью утверждать, что «всемирная паутина» становится неотъемлемым элементом жизни российского общества. Количество пользователей Интернетом растет стремительными темпами. Поэтому любые данные об их количестве устаревают раньше, чем становятся широко доступны.

Попадая в интернет-сообщество, пользователь обретает определенный статус, который определяется его востребованностью или/и властью в этом сообществе. Например, в блогах высоким статусом обладает пользователь, у которого большое количество читателей и оставляемых ими комментариев к тому, что он пишет.

Как и в реальной жизни, в Интернете статусы могут быть предписанными и достигаемыми. Определенным, узнаваемым статусом обладает пользователь, выходящий в сеть без маски виртуальности, как реальная личность. Его статус будет определенным образом соответствовать статусу в реальной жизни. Если статус в реальной жизни высок, он будет высоким и в Интернете.

Однако бывают исключения, когда пользователь с невысоким статусом в реальной жизни постепенно завоевывает авторитет в Интернете.

Кроме того, в социальной системе Интернета формируется своя электронная культура, в которой можно выделить присущие ей элементы: язык, нормы и традиции.

Большинство интернет-сообществ имеет свои традиции, которые приходят из реальной жизни или формируются посредством долгого общения в сети. Так, например, традиционными на форумах, в блогах и чатах стали совместные встречи Нового года, празднование виртуальных свадеб и дней рождения (для пользователей, проводящих большую часть своего времени в Интернете) или апостериорное выкладывание фотографических и текстуальных отчетов о прошедших событиях (для пользователей, проводящих меньшую часть своего времени в Интернете). Традиционным стало почитание памяти умерших (в реальной жизни) блоггеров, в сообществе livejournal.com даже есть виртуальные кладбища.

Еще одним консолидирующим фактором являются нормы поведения, моральная сторона которых соответствует нормам поведения в реальной жизни, хотя их соблюдение манкируется возможностью быстрого выхода из сообщества и входа в него под другим именем. Нормативы поведения постепенно начинают регулироваться и экономическими факторами. Коммуникация, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна.

Интернет - это не только сфера коммуникации, но и обширная библиотека, где можно найти тексты на любую тему. При этом Интернет предоставляет пользователю возможность самому решить для себя, какая информация ему полезна, а какая нет. Отсутствие внешних ограничений на получение информации (Интернет, кроме Китая, пока не контролируется Правительством или кем-либо) - вероятно, одно из самых привлекательных его свойств. Однако бесконтрольность доступа к ресурсам Интернета таит в себе и серьезные потенциальные опасности для человека. В глобальной сети содержится большое количество ресурсов порнографического содержания, демонстрирующих и пропагандирующих различные формы насилия, популяризирующих различные методы манипуляции сознанием, насаждающих мистицизм, расизм, сексизм и пр.

Таким образом, общение посредством Интернета создает перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых манипуляторных действий, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями.

Общение в Интернете, пожалуй, в наибольшей степени привлекательно в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В Интернете юный человек получает возможность общения с практически безграничным количеством людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнает множество историй, имеет возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие его вопросы. Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции автономизации от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем-то своим. Сеть Интернета в этом плане особенно заманчива - она позволяет удовлетворить потребность в лидерстве и стимулирует предприимчивость. С другой стороны, подростки все же боятся полной автономизации.

Известно, что подростковый и юношеский периоды - время стрессов. Подросток, юноша, девушка испытывают стресс везде - в школе, в семье, общаясь с друзьями. Что делать с этим чувством неудовлетворенности, особенно когда оно связано с сексуальностью и агрессией, и к тому же усиливается гормональными всплесками? «Необходимо дать выход своим эмоциям, для чего анонимный мир киберпространства подходит как нельзя лучше» (Дж. Салер).

Факторы новизны и непривычности опыта, позволяющего варьировать степень анонимности общения, имеют чрезвычайно большое значение. Новизна естественным образом привлекает молодежь, которая, согласно имеющимся данным, наиболее активно экспериментирует с анонимными формами общения. Кроме того, подростки, как и люди более старшего возраста, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи (например, заикание), некоторые свойства характера (застенчивость и др.) или психические заболевания (например, аутизм). При высокой степени анонимности общения такого рода недостатки нетрудно скрыть, а в случае назойливых расспросов на чувствительную тему общение может быть прервано.

Один из способов использования информационных возможностей компьютеров и ресурсов Интернета для целенаправленного развития человека - получающие сегодня все более широкое распространение организованные формы дистанционного образования. Организация таких форм образования заключается в пересылке заказчику информационных материалов на электронных носителях либо в создании и размещении на страницах Интернета определенным образом структурированных учебных материалов, ориентирующих учащихся в информационном пространстве базы знаний, а управление осуществляется посредством алгоритмов учебной деятельности, представленных в форме инструкций по работе с этими материалами.

2.3 Результаты экспериментального исследования роли сетевых сообществ в социальной адаптации школьников

Ключевым контекстом общественной самоорганизации современных подростков является их активность и объединения в интернете. Сетевая активность опрошенных очень высока: больше половины подростков пользуется интернетом минимум один раз в день. Данные исследования указывают на отсутствие серьезной опасности отдаления подростков в виртуальном пространстве от реальных взаимодействий с людьми. Так, более половины опрошенных имело опыт знакомства и общения со своими виртуальными друзьями в реальной жизни. Так ответило большинство подростков.

Другими словами, интернет скорее запускает, стимулирует реальное общение подростков, предположительно, среди жителей одного города. Как и объединения в традиционном пространстве, общение пользователей интернета в первую очередь основано на общих интересах, увлечениях и хобби.

Среди социальных форм включенности в интернет лидирует увлечение социальными сетями. Действительно, можно назвать это поколение «поколением социальных сетей». Ресурс практически оптимально удовлетворяет потребность в общении, поиске новых знакомств и обмене информацией.

Для определения роли сетевых сообществ в социальной адаптации школьников мы провели эксперимент в средней школе №9 города Бирска. В исследовании приняли участие ученики 8 класса возрасте 14-15 лет, в количестве 26 человек. Для эксперимента мы разработали анкету, состоящую из 6 вопросов.

.        Сколько часов в день вы проводите в интернете

.        Считаете ли вы, что интернет-сообщества помогают вам налаживать контакт в общении со сверстниками?

.        Для чего вам нужен интернет?

.        Чувствуете ли вы себя увереннее в виртуальном пространстве больше, чем в реальном?

.        Регистрированы ли вы в социальных сетях?

.        Какие социальные сети вы предпочитаете.

Ответы на 1 вопрос (%) мы представим в рисунке 1.

Рис. 1. «Сколько часов в день вы проводите в интернете»

На вопрос «Сколько часов в день вы проводите в интернете» 6 человек ответили, что проводят 1 час в день, это 23% от общего числа испытуемых. Два часа в день проводят в интернете 7 учащихся, это составляет 26%. Три часа в день интернету посвящают 4 человека (15%). Шесть подростков проводят в Сети 4 часа (23%). Один подросток проводит в Сети 5 часов (4%)

Рис. 2. «Считаете ли вы, что интернет-сообщества помогают вам налаживать контакт в общении со сверстниками?»

На вопрос «Считаете ли вы, что интернет-сообщества помогают вам налаживать контакт в общении со сверстниками?» все учащиеся (100%) ответили утвердительно. Следовательно интернет-сообщества помогают подросткам в коммуникативной сфере.

Рис. 3. «Для чего вам нужен интернет?»

На вопрос «Для чего вам нужен интернет?» 26 человек (100%) ответили - для общения, так же у всех прозвучали ответы «для информации», «чтобы играть», у 15 человек были ответы «музыку слушать, смотреть фильмы», следовательно в основном интернет служит средством коммуникации.

Рис. 4. «Чувствуете ли вы себя увереннее в виртуальном пространстве больше, чем в реальном?»

На вопрос «Чувствуете ли вы себя увереннее в виртуальном пространстве больше, чем в реальном?», утвердительно ответили 15 человек (57%), остальные 11 человек (43%) чувствуют себя уверенно одинаково в реальности и в интернет-пространстве.

На вопрос «Регистрированы ли вы в социальных сетях?» все ответили утвердительно 26 человек (100%).

Рис. 5. «Какие социальные сети вы предпочитаете»

Из ответов на вопрос «Какие социальные сети вы предпочитаете», мы узнали, что социальную сеть Вконтакте предпочитают все испытуемые подростки (100%), в Одноклассниках регистрированы 2 человека (7%), сервисом ISQ пользуются 14 учащихся (53%), facebook был отмечен у 1 человека (4%).

Выводы

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы по практической главе. Подростковый возраст, возносящий ребенка на высшую, из доступных ему, ступень интеллектуального развития, наиболее богат и драматичен с точки зрения социально-психологического развития. Но и задолго до него ребенок вступает в активное взаимодействие с миром ценностей и норм.

Старший подростковый возраст - это период принятия ответственности за свою судьбу и близких, начало подлинно взрослой жизни, сложной как внутренне, так и внешне, адаптации к жизни, включая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени. В подростковом возрасте дети ищут того, кто мог бы понять их, в этом им помогает интернет, где они завязывают новые знакомства, участвуют в форумах в обсуждении каких-либо проблем, и понимают что они не одиноки в своей проблеме, вокруг множество людей в схожих ситуациях, несомненно это помогает подросткам в дальнейшей социальной адаптации. В социальной системе Интернета формируется своя электронная культура, в которой можно выделить присущие ей элементы: язык, нормы и традиции.

Таким образом, общение посредством Интернета создает перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых манипуляторных действий, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями.

Анализ данных полученных в результате опроса, показал, что все испытуемые подростки так или иначе связаны с интернет-коммуникациями и проводят достаточно много времени в интернете, все учащиеся считают, что интернет помогает налаживать контакт со сверстниками, участие в сетевых сообществах в основном ограничивается общением и поиском информации, все подростки активно пользуются социальными сетями, наиболее предпочитаемым оказалась сеть «Вконтакте»

Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Кроме того, в Интернете сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир, или найти прошлых знакомых, которые в силу жизненных обстоятельств были разбросаны по всей Земле. Вдобавок общение в Сети начать психологически проще, чем при личной встрече. Эти причины обусловливают создание и активное развитие веб-сообществ - групп людей, имеющих общие интересы и общающихся преимущественно через Интернет. Подобные интернет-сообщества постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего общества. Примерами интернет-сообществ являются вики-проекты, форумы, чаты, социальные сети, многопользовательские сетевые игры и т.п.

Сетевое общество идет на смену обществу индустриальному. И обещает в корне изменить наши представления о пространстве и времени. Общество, складывающееся на рубеже веков и тысячелетий, называется сетевым далеко не потому, что его существование обеспечено новыми информационными технологиями. Трансформируются экономика, труд и занятость, культура, политика, государственные институты - и, в конечном счете, пространство и время.

Сообщество - это совокупность связей между людьми, имеющими что-то общее. Основой сообщества является общение между людьми.

Интернет предоставляет безграничные возможности для создания сообществ. Во-первых в интернете легче найти людей со схожими взглядами, во-вторых, знакомство и общение в интернете происходит намного легче, так как человек чувствует себя более комфортно и расслаблено.

Эти факторы обусловили появление и развитие большого количества интернет сообществ. Кроме того, технологии с помощью которых создаются сообщества просты в установке и использовании, и на сегодняшний день каждый желающий может организовать свое сообщество. В нашей работе мы рассмотрим наиболее распространенные.

Общение посредством Интернета создает перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых манипуляторных действий, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями.

Анализ данных полученных в результате опроса, показал, что все испытуемые подростки так или иначе связаны с интернет-коммуникациями и проводят достаточно много времени в интернете, все учащиеся считают, что интернет помогает налаживать контакт со сверстниками, участие в сетевых сообществах в основном ограничивается общением и поиском информации, все подростки активно пользуются социальными сетями, наиболее предпочитаемым оказалась сеть «Вконтакте».

интернет сеть сообщество социальный

Список литературы

1.   Бодалев, В.В. В мире подростка/ - М.: 1982.

2.       Браун С. «Мозаика» и «Всемирная паутина» для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 1996. - 167c.

.        Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. - Киев: Диалектика, 1996. - 495 c.

.        Гриншпуя И.Б. Введение в психологию. - М.: Институт практической психологии, 1996.

.        Иваненков С.П. «Проблема социализации современной молодежи». М., 1999 г. - 260 с.

.        Игер Б. Работа в Internet / Под ред. А. Тихонова; Пер. c англ. - М.: БИНОМ, 1996. - 313 c.

.        Кент П. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2006.

.        Колесников О.Э. Интернет для делового человека. - M.: МЦФ. Издат. фирма «Яуза», 2007.

9.   Кон, И. Психология старшеклассника/ - М.: 1999.

10.     Кон, И. Психология ранней юности/ - М.: 1989.

.        Краковский, А.П. О подростках/ - М.: 1991

12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Academia, 2001

13.     Нольден М. Ваш первый выход в Internet: Для начинающих пользователей Internet и широкого круга пользователей PC / Гл. ред. Е.В. Кондукова; Пер с нем. К.А. Шиндер. - Спб.: ИКС, 2006.

.        Обухова, Л.Ф. Возрастная психология/ - М.: 1999.

.        Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов/ - М.: 2000.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!