Сетевые сообщества
1. Теоретический анализ сетевых сообществ
1.1 Характеристика интернет-сообществ
Интернет-сообщества
Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для
общения. Кроме того, в Интернете сравнительно легко найти людей со схожими
интересами и взглядами на мир, или найти прошлых знакомых, которые в силу
жизненных обстоятельств были разбросаны по всей Земле. Вдобавок общение в Сети
начать психологически проще, чем при личной встрече. Эти причины обусловливают
создание и активное развитие веб-сообществ - групп людей, имеющих общие
интересы и общающихся преимущественно через Интернет. Подобные
интернет-сообщества постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего
общества. Примерами интернет-сообществ являются вики-проекты, форумы, чаты,
социальные сети, многопользовательские сетевые игры и т.п. [13]
Сетевое общество идет на смену обществу индустриальному. И
обещает в корне изменить наши представления о пространстве и времени. Общество,
складывающееся на рубеже веков и тысячелетий, называется сетевым далеко не
потому, что его существование обеспечено новыми информационными технологиями.
Трансформируются экономика, труд и занятость, культура, политика,
государственные институты - и, в конечном счете, пространство и время.
Интернет предоставляет безграничные возможности для создания
сообществ. Во-первых в интернете легче найти людей со схожими взглядами,
во-вторых, знакомство и общение в интернете происходит намного легче, так как
человек чувствует себя более комфортно и расслаблено.
Эти факторы обусловили появление и развитие большого
количества интернет сообществ. Кроме того, технологии с помощью которых
создаются сообщества (веб-форумы, блоги и блог-платформы, вики, чаты, списки
рассылки, скайпкасты…) просты в установке и использовании, и на сегодняшний
день каждый желающий может организовать свое сообщество. В настоящее время
существует ряд самых разнообразных сообществ: от любителей хомячков до активных
посетителей забегаловок. [13]
Как и обычное сообщество, интернет-сообщество создается с
определенной целью (даже если эта цель - приятное времяпровождение). Сообщество
людей, увлеченных общей целью - это мощное средство для её достижения, особенно
в современном обществе и бизнесе, где основную ценность имеет человеческий
талант.
Однако человеку свойственна нестабильность. Его увлечение
может ослабеть. Либо его может заинтересовать другая цель. И здесь огромную
роль играет основа любого сообщества - личные взаимоотношения его участников.
Люди обычно приходят в сообщество за ответами на свои вопросы, за определенной
целью, а остаются из-за взаимоотношений. В интернет-сообществе у человека
создается виртуальная личность, которая может сильно отличаться от его реальной
личности, и которая для человека может быть даже важнее, чем реальная.
С развитием сетевых коммуникаций интернет сообщества начинают
играть важнейшую роль для бизнеса и экономики в целом. Интернет сообщества
являются основой для формирования (или разрушения) брендов компаний. Самым
важным фактором, влияющим на бренд, являются отзывы незаинтересованных людей,
которым человек доверяет. Именно такие отзывы можно получить в интернет
сообществах.
Все больше успешных компаний создают на своих сайтах онлайн
клубы клиентов, в которых клиенты могут получить необходимую поддержку и
поделиться своим опытом с другими клиентами. Сообщество клиентов является
технологией развития лояльности к компании.
Интернет изменяет политическую структуру общества.
Предоставляя широкой публике практически любую информацию о политических
деятелях, интернет заметно подрывает авторитет существующей власти. Об этом
свидетельствует стабильное снижение активности людей на политических выборах.
[15]
В то же время доверие к авторитетам лидеров интернет
сообществ, с которыми человек может лично общаться, возрастает. Само сообщество
представляет собой политическую силу, которую труднее контролировать с помощью
традиционной власти.
Как правило, интернет сообщества преследуют глобальные цели,
неограниченные государством и способствуют стиранию границ между национальными
государствами.
Почему все чаще компьютер и клавиатура заменяют нам встречи с
друзьями, разговоры за чашечкой чая? Удобство, ведь человеку приятно просто
сидя дома, в уютной комнате на своем родном диване, общаться с собеседником,
предварительно скачав QIP, или воспользовавшись программой Skype. Именно в
социальной сети можно найти старых одноклассников, сослуживцев, коллег. Сервисы
позволяют достать почти любую информацию о человеке, найти любые данные от
фильмов до софта. Замечено, что люди часто жалуются на нехватку времени из-за
напряженной работы, ритма жизни. Но стоит зайти в социальные сети и человеку
хватает времени, чтобы найти друга, пообщаться и т.д. [2]
Почему человек стремится к этому? Элементарно, он нуждается в
оценке своих действий со стороны. Социальные сети дают возможность человеку
показать свои возможности, показать себя аудитории, приукрасить, если что не
так, перед большой аудиторией - самоутвердиться. Люди находят убежище от
реального мира, который намного сложнее, в виртуальном. Найти друзей намного проще
в виртуале, чем среди окружающих. В социальной сети много различных групп и
участников, поэтому найти единомышленников проще. [2]
Уйти от использования социальных сетей невозможно, они очень
сильно закрепились в сознании человечества. Человек не хочет оставаться один и
поэтому ищет варианты, а это самый простой путь. Пользоваться социальными
сетями есть неизбежным будущим, но главное при этом - не потерять реальность.
.2 Типы российских интернет-сообществ
При определении основных типов интеренет-сообществ главным
признаком являются цели и задачи, для осуществления которых то или иное
сообщество было создано, поддерживается и развивается.
Сообщество - это совокупность связей между
людьми, имеющими что-то общее. (общие цели, интересы, взгляды, занятия, хобби,
место жительства, пол, национальность, проблемы, обстоятельства…). Основой
сообщества является общение между людьми. [12]
В настоящее время создано огромное
количество различных сообществ. В нашей работе мы рассмотрим наиболее
распространенные.
avito.ru
Создателем и владельцем сайта бесплатных
объявлений является ООО КЕХ еКоммерц, дочерняя компания шведского холдинга
Kontakt East Holding AB. Над созданием сайта работала группа основателей
шведского интернет-аукциона Tradera.com, приобретенного лидером рынка eBay за
50 млн долларов США. За 2010 г. объем продаж через сайт составил примерно 3
млрд. долларов США. Прибыль компании составила около 1 млн. долларов, основными
источниками дохода стали платные услуги и продажа рекламы. В том же году проект
был оценен в 66 млн. долларов. В 2010 году сайт стал победителем
премии «БРЕНД ГОДА / EFFIE» 2010
История от учредителей компании. Йонас Нордландер начал
задумываться о собственном бизнесе еще в 1998 году. В 2007 он впервые приехал в
Россию и обнаружил, что это крайне интересный рынок с большими возможностями.
Проникновение интернета на тот момент было не более 20%, и эта цифра
продолжала расти. Йонас вернулся в Стокгольм с идеей создать сайт объявлений.
[10]
До этого у основателя AVITO уже был опыт создания подобных
проектов, но не в масштабах такого обширного рынка.
В 1999 Йонас с друзьями открыли интернет-аукцион Tradera.com,
место для продажи предметов искусства, украшений и других редких вещей. Проект
собрал 3 миллиона евро начальных инвестиций, но это было сложное время для
интернет-бизнеса. За год в Швеции возникли и другие интернет-аукционы. Были
проведены переговоры и появилось решение объединиться под брендом - Tradera.
Команда из 5 человек, буквально переселилась в один из стокгольмских подвалов,
где работа над проектом началась заново. Tradera теперь ориентировалась на
коллекционеров, как и Ebay в свои ранние годы: редкие марки, монеты, банкноты,
военные артефакты, виниловые пластинки. Сайт начал пользоваться популярностью и
приносить доход. [10]
В 2006 году Йонас продал бизнес Ebay.
Вернувшись в Швецию после посещения России в 2007-м году,
Йонас начал встречаться с инвесторами, но тогда практически ни у кого не было
ни веры в Россию, ни свободных активов. Бизнес в такой стране ассоциировался с
рисками и коррупцией, но никак не с возможностями. Йонасу повезло, и он
встретил Филипа Энгельберта. На тот момент Филип работал в компании, которая
незадолго до того купила всем известные Yellow Pages. Он изучил бизнес-план,
поверил в него и стал партнером в проектах Йонаса. Так началась официальная
история AVITO.ru.
ICQ является централизованной службой мгновенного обмена
сообщениями, использующей протокол OSCAR. Пользователь службы работает с
программой-клиентом (т. н. мессенджер), запущенной на устройстве, соединённом с
сетью Интернет. Мессенджер подключается к серверу. Через сервер осуществляется
поиск и связь с другими клиентами, а обмен служебными данными, сообщениями
между пользователями может осуществляться как через сервер так и без его
участия. Как и в большинстве мощных сетевых систем, обслуживающих огромное
количество клиентских запросов, этот сервер не единственный и некоторые из них
являются кластерами серверов. [2]
Служба является коммерческой, но её использование бесплатно.
Управляет службой ICQ Inc. С момента создания служба принадлежала её
разработчику, компании Mirabilis, в 1998 году она была продана американской
компании AOL, а в апреле 2010 года - российскому инвестиционному фонду Digital
Sky Technologies (DST). Помимо самого обеспечения функционирования службы, ICQ
Inc. разрабатывает программы-клиенты и поддерживает вспомогательный веб-портал.
За годы существования ICQ выпустила множество клиентов и
претерпела множество изменений. По приблизительным оценкам, службой активно
пользуется около 15 миллионов человек, а зарегистрированных учётных записей -
около 400 миллионов. Некоторые компании в списках контактов на официальных
сайтах указывают номера UIN. ICQ часто используется службами техподдержки для
мгновенной помощи.
Мой круг
Мой круг - социальная сеть для поиска работы и работников.
Первая в Рунете социальная сеть, созданная в 2005 г. группой недавних
выпускников МФТИ, МГУ и Российской экономической школы для поиска
одноклассников, однокурсников, коллег и сотрудников (на июнь 2006 г. в ней было
зарегистрировано 100 тыс. пользователей). 27 марта 2007 г. сервис был куплен
компанией Yandex; теперь он является одним из сервисов Яндекса и продолжает
своё развитие под его опекой. [4]
Вконтакте
Вконтакте - крупнейшая в Рунете социальная сеть, российский аналог
сервиса Facebook, по данным Alexa Internet второй по посещаемости сайт России,
второй на Украине и в Белоруссии, четвёртый в Казахстане,
34-й в мире. Сайт изначально позиционировал себя в качестве социальной сети
студентов и выпускников элитных российских высших учебных заведений, позднее -
как универсальный способ связи для всех социальных групп и возрастов.
Согласно счётчику на главной странице количество учётных
записей превышает 100 миллионов
Мой мир@mail.ru - русскоязычная социальная сеть, соединяющая
на странице пользователя действия на основных порталах Mail.ru. Эта
социальная сеть входит в тройку крупнейших социальных проектов Рунета, наряду с
сайтами Одноклассники.ру и В Контакте. На портале «Мой мир» зарегистрировано
свыше 40 млн. профайлов, более 300 тыс. человек постоянно находятся на сайте в
статусе «онлайн». [5]
Как и в других социальных сетях, задача проекта «Мой мир»
- помощь в поиске одноклассников, знакомых, коллег, друзей и родных. Здесь
можно общаться с помощью личных сообщений, дарить друг другу виртуальные
презенты, выражать эмоции и говорить о тайных желаниях, размещать свои фотки и
видеоролики, иметь личный блог и читать блоги других участников, загружать
песни и слушать музыку.
Девиз проекта «Мой мир»: «Ваши друзья,
однокурсники и одноклассники всегда рядом с Вами»!
Дневник.ру - Единая образовательная
сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей,
учеников и их родителей. Разработка проекта началась в 2007 году и уже в 2009
проект был запущен под эгидой приоритетного национального проекта
«Образование». Дневник.ру поддерживается Полномочным Представительством
Президента РФ в СЗФО, региональными администрациями, министерствами, комитетами
и департаментами образования.
Дневник.ру совмещает в себе три модуля:
· дистанционное обучение,
· управление школьным
документооборотом,
· социальная сеть.
Базовый функционал Дневник.ру бесплатный
для всех участников образовательного процесса. Пользователям доступны
электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека,
библиотека образовательной литературы, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ,
возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие ВУЗы России.
В 2010 году Дневник.ру получил награду
«Премия Рунета» в номинации «Учительский интернет-проект». В апреле 2012 года
Дневник.ру получил премию World Summit Award как победитель в категории
E-Learning&Education. В августе 2012 года компания стала резидентом
инновационного Фонда Сколково. Проект поддерживается Министерством Образования
и науки РФ, региональными департаментами и комитетами образования.
Штаб-квартира Дневник.ру находится в Санкт-Петербурге, компания имеет
представительства в Москве, Киеве, Башкортостане, Волгоградской, Астраханской,
Нижегородской, Челябинской Екатеринбургской областях, в Хабаровском крае и
Дагестане. [4]
Уникальность проекта доказана 22
авторскими свидетельствами. Важной особенностью Дневник.ру является гарантия
безопасности хранения и использования данных для образовательных учреждений,
засвидетельствованная стандартом К2 согласно ФЗ-152 «О персональных данных».
Таким образом, мы можем сказать, что интернет предоставляет
широчайшие технические возможности для общения и дальнейшей социальной
адаптации подростков. В сети подростки общаются, налаживают межличностные отношения,
находят друзей по интересам.
Сообщество людей, увлеченных общей целью - это мощное
средство для её достижения, особенно в современном обществе и бизнесе, где
основную ценность имеет человеческий талант.
Примерами интернет-сообществ являются вики-проекты, форумы,
чаты, социальные сети, многопользовательские сетевые игры и т.п.
Сервисы позволяют достать почти любую информацию о человеке,
найти любые данные от фильмов до софта. Уйти от использования социальных сетей
невозможно, они очень сильно закрепились в сознании человечества. Человек не
хочет оставаться один и поэтому ищет варианты, а это самый простой путь.
Пользоваться социальными сетями есть неизбежным будущим, но главное при этом -
не потерять реальность.
В настоящее время создано огромное количество
различных сообществ. В нашей работе мы рассмотрели наиболее распространенные: avito.ru сайт для размещения
бесплатных объявлений, ICQ служба мгновенного обмена сообщениями, Мой круг
- социальная сеть для поиска работы и работников, Вконтакте - крупнейшая в
Рунете социальная сеть, Мой мир@mail.ru - русскоязычная
социальная сеть, Дневник.ру - единая образовательная сеть России, которая
формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей.
2. Сетевые сообщества как средство социальной
адаптации современных школьников
.1 Проблема социальной адаптации в
научно-педагогической литературе
Этапы социально-психологического развития
жестко к возрасту не привязаны. Хотя есть несомненная связь между социальной
зрелостью и уровнем развития интеллекта. И вообще, высокий уровень социальной
ответственности и самостоятельности возможен, по мнению Кольберга, одного из
признанных авторитетов в области возрастной психологии и воспитания, лишь при
достижении высшей стадии развития мышления (по Ж. Пиаже)
Подростковый возраст, возносящий ребенка
на высшую, из доступных ему, ступень интеллектуального развития, наиболее богат
и драматичен с точки зрения социально-психологического развития. Но и задолго
до него ребенок вступает в активное взаимодействие с миром ценностей и норм.
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из
возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности.
Являясь определённым отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный
возраст обычно характеризуют как переломный, критический. Он сопровождается
рядом специфических особенностей, кардинальных преобразований в сфере сознания,
деятельности и системы взаимоотношений. «Основу формирования новых
психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов
деятельности - учебной, производственной, творческих занятий». [15]
Старший подростковый возраст - это период принятия
ответственности за свою судьбу и близких, начало подлинно взрослой жизни,
сложной как внутренне, так и внешне, адаптации к жизни, включая принятие многих
условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих
актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени. Становится
актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в
сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой,
появляется чувство интимности с определёнными людьми.
Расширяется диапазон социальных ролей, которые примеряются на
себя. Проявляются психологические трудности взросления, противоречивость и
нестабильность представления о себе. [15]
Именно поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми
необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития.
Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не
могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и
деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто
личностно очень важное: об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме
общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить, проанализировать
свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Если ребёнок в школе не может найти системы удовлетворяющего
его общения, он «уходит» из школы, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально.
Это является проявлением социально-психологической дезадаптации, признаками
которой считаются повышенная тревожность и неуверенность личности в себе,
агрессивность и чувство малоценности, чрезмерное увлечение курением,
компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты,
переживаемые без поисков возможных решений. [10]
Подростки тяготятся, если их поведение
определяется внешним регулированием. Они лучше соблюдают нормы поведения, если
эти нормы хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные
принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и
формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять
существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет
своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а
также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и
необдуманные поступки.
Исследования внутреннего мира подростков
показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста -
несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с
поступками, действиями, поведением, с другой. Намерения обычно благие, а
поступки далеко не всегда благовидные.
Нравственные идеалы и моральные убеждения
подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень
разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается
немало ошибочных, незрелых, и даже аморальных представлений. Подростки -
мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей.
Притягательными для них могут стать не только книжные пираты и разбойники, но и
вполне земные местные хулиганы, которых «даже милиция боится». Подражая им,
подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой
смелость оборачивается жестокостью, независимость - подлостью, уважение к себе
- насилием над другими. У нынешних девочек - подростков также немало ложных
идеалов. Исследования показывают заметное смещение акцентов с
традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже
антисоциальные.
К концу подросткового периода перед
школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков
правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно
подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что
инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше
подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере
материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика
перестал быть привлекательным. [11]
В подростковом возрасте происходит смена
авторитета учителя на авторитет сверстника, авторитет взрослого вернется только
в юношеском возрасте к 18-20 годам. Реакция группирования - через общение
познание и оценка себя, утверждения своего достоинства и престижа среди
товарищей. Подросток начинает совершать большое количество действий для того,
что бы завоевать внимание ровесников:
общественно значимые поступки - спорт,
учеба, общественная жизнь, если такой коллектив, который способен направить на
это.
антисоциальные проявления - хамство, срывы
уроков, демонстративное поведение, особенно, если оно поддерживается друзьями.
«Первое хамство прощать нельзя, иначе вырастет подлец», считал А.С. Макаренко.
В этот период доминирует стремление к
риску, преодоление всего, в том числе правил, обычаев.
Экстравагантность в одежде, стремление к
противоречиям. Независимость в поведении. Склонность к девиантному поведению,
то есть отклонениям от нормы. Преступление - тоже как средство заполнить
вакуум. Стремление к переживанию сильных эмоций, к предельным переживаниям.
То есть, с одной стороны, стремление к
независимости, взрослости, а с другой стороны, - негатив. Его протекание у
мальчиков и девочек отличается: девочки - негативные проявления более пассивны,
в основном высокая утомляемость, раздражительность, стремление к уединению;
мальчики - негативные проявления более агрессивны, грубы, выражаются в более
жесткой форме.
Специфика усвоения социальных норм в ранней
юности связана с особенностью этапа социализации, включающего завершение
первичной ее стадии и начало вторичной.
В юности подвергается сомнению обретенная
ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает
переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его
собственным представлением о себе. В поисках нового чувства тождественности и
преемственности, молодым людям приходится вновь вести многие из сражений
прошлых лет, привлекая к этому свои внутренние силы, а также реальных значимых
«других». Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность, есть
нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Новая идентичность есть чувство
уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с
тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для «других». Эта
идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние
идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные
роли взрослого человека
2.2 Возможности сетевых сообществ как средства
социальной адаптации школьников
Распространение сети Интернет идет очень высокими темпами.
Можно с уверенностью утверждать, что «всемирная паутина» становится
неотъемлемым элементом жизни российского общества. Количество пользователей
Интернетом растет стремительными темпами. Поэтому любые данные об их количестве
устаревают раньше, чем становятся широко доступны.
Попадая в интернет-сообщество, пользователь обретает
определенный статус, который определяется его востребованностью или/и властью в
этом сообществе. Например, в блогах высоким статусом обладает пользователь, у
которого большое количество читателей и оставляемых ими комментариев к тому,
что он пишет.
Как и в реальной жизни, в Интернете статусы могут быть
предписанными и достигаемыми. Определенным, узнаваемым статусом обладает
пользователь, выходящий в сеть без маски виртуальности, как реальная личность.
Его статус будет определенным образом соответствовать статусу в реальной жизни.
Если статус в реальной жизни высок, он будет высоким и в Интернете.
Однако бывают исключения, когда пользователь с невысоким
статусом в реальной жизни постепенно завоевывает авторитет в Интернете.
Кроме того, в социальной системе Интернета формируется своя
электронная культура, в которой можно выделить присущие ей элементы: язык,
нормы и традиции.
Большинство интернет-сообществ имеет свои традиции, которые
приходят из реальной жизни или формируются посредством долгого общения в сети.
Так, например, традиционными на форумах, в блогах и чатах стали совместные
встречи Нового года, празднование виртуальных свадеб и дней рождения (для
пользователей, проводящих большую часть своего времени в Интернете) или
апостериорное выкладывание фотографических и текстуальных отчетов о прошедших
событиях (для пользователей, проводящих меньшую часть своего времени в
Интернете). Традиционным стало почитание памяти умерших (в реальной жизни)
блоггеров, в сообществе livejournal.com даже есть виртуальные кладбища.
Еще одним консолидирующим фактором являются нормы поведения,
моральная сторона которых соответствует нормам поведения в реальной жизни, хотя
их соблюдение манкируется возможностью быстрого выхода из сообщества и входа в
него под другим именем. Нормативы поведения постепенно начинают регулироваться
и экономическими факторами. Коммуникация, осуществляемая посредством Интернета,
разнообразна.
Интернет - это не только сфера коммуникации, но и обширная
библиотека, где можно найти тексты на любую тему. При этом Интернет
предоставляет пользователю возможность самому решить для себя, какая информация
ему полезна, а какая нет. Отсутствие внешних ограничений на получение
информации (Интернет, кроме Китая, пока не контролируется Правительством или
кем-либо) - вероятно, одно из самых привлекательных его свойств. Однако
бесконтрольность доступа к ресурсам Интернета таит в себе и серьезные
потенциальные опасности для человека. В глобальной сети содержится большое
количество ресурсов порнографического содержания, демонстрирующих и
пропагандирующих различные формы насилия, популяризирующих различные методы
манипуляции сознанием, насаждающих мистицизм, расизм, сексизм и пр.
Таким образом, общение посредством Интернета создает перспективы
преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения
информированности в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых
манипуляторных действий, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и
настроениями.
Общение в Интернете, пожалуй, в наибольшей степени
привлекательно в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда ищут новых
друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или
иной группе. В Интернете юный человек получает возможность общения с
практически безграничным количеством людей и групп по интересам, со
всевозможными типами личностей, узнает множество историй, имеет возможность
обменяться мнениями и обсудить интересующие его вопросы. Поиск собственного
круга общения идет параллельно тенденции автономизации от родителей. Подростки
хотят быть независимыми, заниматься чем-то своим. Сеть Интернета в этом плане
особенно заманчива - она позволяет удовлетворить потребность в лидерстве и
стимулирует предприимчивость. С другой стороны, подростки все же боятся полной
автономизации.
Известно, что подростковый и юношеский периоды - время
стрессов. Подросток, юноша, девушка испытывают стресс везде - в школе, в семье,
общаясь с друзьями. Что делать с этим чувством неудовлетворенности, особенно
когда оно связано с сексуальностью и агрессией, и к тому же усиливается
гормональными всплесками? «Необходимо дать выход своим эмоциям, для чего
анонимный мир киберпространства подходит как нельзя лучше» (Дж. Салер).
Факторы новизны и непривычности опыта, позволяющего
варьировать степень анонимности общения, имеют чрезвычайно большое значение.
Новизна естественным образом привлекает молодежь, которая, согласно имеющимся
данным, наиболее активно экспериментирует с анонимными формами общения. Кроме
того, подростки, как и люди более старшего возраста, высоко ценят возможность
компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те
препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты:
действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи
(например, заикание), некоторые свойства характера (застенчивость и др.) или
психические заболевания (например, аутизм). При высокой степени анонимности
общения такого рода недостатки нетрудно скрыть, а в случае назойливых
расспросов на чувствительную тему общение может быть прервано.
Один из способов использования информационных возможностей
компьютеров и ресурсов Интернета для целенаправленного развития человека -
получающие сегодня все более широкое распространение организованные формы
дистанционного образования. Организация таких форм образования заключается в
пересылке заказчику информационных материалов на электронных носителях либо в
создании и размещении на страницах Интернета определенным образом структурированных
учебных материалов, ориентирующих учащихся в информационном пространстве базы
знаний, а управление осуществляется посредством алгоритмов учебной
деятельности, представленных в форме инструкций по работе с этими материалами.
2.3 Результаты экспериментального исследования
роли сетевых сообществ в социальной адаптации школьников
Ключевым контекстом общественной самоорганизации современных
подростков является их активность и объединения в интернете. Сетевая активность
опрошенных очень высока: больше половины подростков пользуется интернетом
минимум один раз в день. Данные исследования указывают на отсутствие серьезной
опасности отдаления подростков в виртуальном пространстве от реальных
взаимодействий с людьми. Так, более половины опрошенных имело опыт знакомства и
общения со своими виртуальными друзьями в реальной жизни. Так ответило
большинство подростков.
Другими словами, интернет скорее запускает, стимулирует
реальное общение подростков, предположительно, среди жителей одного города. Как
и объединения в традиционном пространстве, общение пользователей интернета в
первую очередь основано на общих интересах, увлечениях и хобби.
Среди социальных форм включенности в интернет лидирует
увлечение социальными сетями. Действительно, можно назвать это поколение «поколением
социальных сетей». Ресурс практически оптимально удовлетворяет потребность в
общении, поиске новых знакомств и обмене информацией.
Для определения роли сетевых сообществ в социальной адаптации
школьников мы провели эксперимент в средней школе №9 города Бирска. В
исследовании приняли участие ученики 8 класса возрасте 14-15 лет, в количестве
26 человек. Для эксперимента мы разработали анкету, состоящую из 6 вопросов.
. Сколько часов в день вы проводите в интернете
. Считаете ли вы, что интернет-сообщества помогают вам
налаживать контакт в общении со сверстниками?
. Для чего вам нужен интернет?
. Чувствуете ли вы себя увереннее в виртуальном
пространстве больше, чем в реальном?
. Регистрированы ли вы в социальных сетях?
. Какие социальные сети вы предпочитаете.
Ответы на 1 вопрос (%) мы представим в рисунке 1.
Рис. 1. «Сколько часов в день вы проводите в интернете»
На вопрос «Сколько часов в день вы проводите в интернете» 6
человек ответили, что проводят 1 час в день, это 23% от общего числа
испытуемых. Два часа в день проводят в интернете 7 учащихся, это составляет
26%. Три часа в день интернету посвящают 4 человека (15%). Шесть подростков
проводят в Сети 4 часа (23%). Один подросток проводит в Сети 5 часов (4%)
Рис. 2. «Считаете ли вы, что интернет-сообщества помогают вам
налаживать контакт в общении со сверстниками?»
На вопрос «Считаете ли вы, что интернет-сообщества помогают вам
налаживать контакт в общении со сверстниками?» все учащиеся (100%) ответили
утвердительно. Следовательно интернет-сообщества помогают подросткам в
коммуникативной сфере.
Рис. 3. «Для чего вам нужен интернет?»
На вопрос «Для чего вам нужен интернет?» 26 человек (100%)
ответили - для общения, так же у всех прозвучали ответы «для информации»,
«чтобы играть», у 15 человек были ответы «музыку слушать, смотреть фильмы»,
следовательно в основном интернет служит средством коммуникации.
Рис. 4. «Чувствуете ли вы себя увереннее в виртуальном
пространстве больше, чем в реальном?»
На вопрос «Чувствуете ли вы себя увереннее в виртуальном
пространстве больше, чем в реальном?», утвердительно ответили 15 человек (57%),
остальные 11 человек (43%) чувствуют себя уверенно одинаково в реальности и в
интернет-пространстве.
На вопрос «Регистрированы ли вы в социальных сетях?» все ответили
утвердительно 26 человек (100%).
Рис. 5. «Какие социальные сети вы предпочитаете»
Из ответов на вопрос «Какие социальные сети вы предпочитаете», мы
узнали, что социальную сеть Вконтакте предпочитают все испытуемые подростки
(100%), в Одноклассниках регистрированы 2 человека (7%), сервисом ISQ пользуются 14 учащихся (53%), facebook
был отмечен у 1 человека (4%).
Выводы
Таким образом, мы можем сделать следующие
выводы по практической главе. Подростковый возраст, возносящий ребенка на
высшую, из доступных ему, ступень интеллектуального развития, наиболее богат и
драматичен с точки зрения социально-психологического развития. Но и задолго до
него ребенок вступает в активное взаимодействие с миром ценностей и норм.
Старший подростковый возраст - это период принятия
ответственности за свою судьбу и близких, начало подлинно взрослой жизни,
сложной как внутренне, так и внешне, адаптации к жизни, включая принятие многих
условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих
актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени. В
подростковом возрасте дети ищут того, кто мог бы понять их, в этом им помогает
интернет, где они завязывают новые знакомства, участвуют в форумах в обсуждении
каких-либо проблем, и понимают что они не одиноки в своей проблеме, вокруг
множество людей в схожих ситуациях, несомненно это помогает подросткам в
дальнейшей социальной адаптации. В социальной системе Интернета формируется
своя электронная культура, в которой можно выделить присущие ей элементы: язык,
нормы и традиции.
Таким образом, общение посредством Интернета создает
перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения,
повышения информированности в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее
грубых манипуляторных действий, обмена ситуативными эмоциональными состояниями
и настроениями.
Анализ данных полученных в результате опроса, показал, что
все испытуемые подростки так или иначе связаны с интернет-коммуникациями и
проводят достаточно много времени в интернете, все учащиеся считают, что
интернет помогает налаживать контакт со сверстниками, участие в сетевых
сообществах в основном ограничивается общением и поиском информации, все
подростки активно пользуются социальными сетями, наиболее предпочитаемым
оказалась сеть «Вконтакте»
Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для
общения. Кроме того, в Интернете сравнительно легко найти людей со схожими
интересами и взглядами на мир, или найти прошлых знакомых, которые в силу
жизненных обстоятельств были разбросаны по всей Земле. Вдобавок общение в Сети
начать психологически проще, чем при личной встрече. Эти причины обусловливают
создание и активное развитие веб-сообществ - групп людей, имеющих общие интересы
и общающихся преимущественно через Интернет. Подобные интернет-сообщества
постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего общества. Примерами
интернет-сообществ являются вики-проекты, форумы, чаты, социальные сети,
многопользовательские сетевые игры и т.п.
Сетевое общество идет на смену обществу индустриальному. И
обещает в корне изменить наши представления о пространстве и времени. Общество,
складывающееся на рубеже веков и тысячелетий, называется сетевым далеко не
потому, что его существование обеспечено новыми информационными технологиями.
Трансформируются экономика, труд и занятость, культура, политика,
государственные институты - и, в конечном счете, пространство и время.
Сообщество - это совокупность связей между людьми, имеющими
что-то общее. Основой сообщества является общение между людьми.
Интернет предоставляет безграничные возможности для создания
сообществ. Во-первых в интернете легче найти людей со схожими взглядами,
во-вторых, знакомство и общение в интернете происходит намного легче, так как
человек чувствует себя более комфортно и расслаблено.
Эти факторы обусловили появление и
развитие большого количества интернет сообществ. Кроме того, технологии с
помощью которых создаются сообщества просты в установке и использовании, и на
сегодняшний день каждый желающий может организовать свое сообщество. В нашей
работе мы рассмотрим наиболее распространенные.
Общение посредством Интернета создает перспективы преодоления
коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности
в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых манипуляторных
действий, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями.
Анализ данных полученных в результате опроса, показал, что
все испытуемые подростки так или иначе связаны с интернет-коммуникациями и
проводят достаточно много времени в интернете, все учащиеся считают, что
интернет помогает налаживать контакт со сверстниками, участие в сетевых
сообществах в основном ограничивается общением и поиском информации, все
подростки активно пользуются социальными сетями, наиболее предпочитаемым
оказалась сеть «Вконтакте».
интернет сеть сообщество социальный
Список литературы
1. Бодалев,
В.В. В мире подростка/ - М.: 1982.
2. Браун
С. «Мозаика» и «Всемирная паутина» для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.:
Мир: Малип: СК Пресс, 1996. - 167c.
. Гилстер
П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. - Киев: Диалектика, 1996. - 495 c.
. Гриншпуя
И.Б. Введение в психологию. - М.: Институт практической психологии, 1996.
. Иваненков
С.П. «Проблема социализации современной молодежи». М., 1999 г. - 260 с.
. Игер
Б. Работа в Internet / Под ред. А. Тихонова; Пер. c англ. - М.: БИНОМ, 1996. -
313 c.
. Кент П. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.:
Компьютер, ЮНИТИ, 2006.
. Колесников
О.Э. Интернет для делового человека. - M.: МЦФ. Издат. фирма «Яуза», 2007.
9. Кон, И. Психология старшеклассника/ - М.: 1999.
10. Кон, И. Психология ранней юности/ - М.: 1989.
. Краковский, А.П. О подростках/ - М.: 1991
12. Мудрик
А.В. Социальная педагогика. - М.: Academia, 2001
13. Нольден
М. Ваш первый выход в Internet: Для начинающих пользователей Internet и
широкого круга пользователей PC / Гл. ред. Е.В. Кондукова; Пер с нем. К.А.
Шиндер. - Спб.: ИКС, 2006.
. Обухова,
Л.Ф. Возрастная психология/ - М.: 1999.
. Поливанова,
К.Н. Психология возрастных кризисов/ - М.: 2000.