Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    184,36 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы













Курсовая работа

Название дисциплины Макроэкономика

Тема Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы

Введение

Проблема. Современному рынку труда принадлежит особое место в системе прочих рынков (товарного, сырьевого, рынка капиталов), он играет важнейшую роль, снабжая населения страны работой и обеспечивая в целом его занятость. Нередким явлением, при этом, вследствие процессов, происходящих на рынке труда - является безработица. Безработица в принципе считается негативным, но почти неизбежным явлением жизни общества. Наблюдаемый в последнее время экономический спад для обычных граждан значит появление множества проблем, и самая страшная из них - увольнение с работы, либо трудности с устройством на работу. Все это и выражает в себе емкий термин - безработица. Проблемы занятости по-прежнему остаются одними из главных проблем в нашей стране

Тема исследования: «Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы».

Актуальность. Статистика показывает, что безработица в России на протяжении последних двух десятилетий имела тенденции к снижению. Наибольший уровень безработицы в России был зафиксирован в 1996 году, в преддверии первого экономического кризиса. Тогда не могли найти работу 8,5% работоспособного населения. Но с течением времени эта проблема была решена. В настоящее время ее уровень - около 5.5%. С конца прошлого года и в течении этого года наблюдался рост безработицы ввиду сокращений персонала.

Экономический спад, вызванный экономическими санкциями, а также многими внутренними проблемами в российской экономике пока еще не привел к резкому росту безработицы в стране. Однако, невзирая на это, а также всевозможные программы и фонды для борьбы с этим явлением, сегодня все больше россиян не могут устроиться на достойную работу. Кроме этого, на мой взгляд, развитию рыночных отношений в сфере труда и трудовых ресурсов в России по-прежнему препятствует крайне низкий уровень квалификации и нерыночное отношение к труду. Уровень безработицы является одним из центральных показателей экономики страны.

Цель данного исследования заключается в раскрытии сущности и содержания такой экономической категории как «безработица», рассмотрении ее видов, причин ее возникновения, а также проблемам обеспечения занятости и регулирования уровня безработицы. Также необходимо будет произвести анализ выявленных проблем в сфере российского рынка труда, посмотреть на его перспективы и наметить пути решения данных проблем.

Обозначенная цель исследования предполагает решение следующих задач:

исследовать экономическую сущность безработицы и влияющие факторы;

выявить причины безработицы и дать характеристику ее отдельным видам;

рассмотреть способы государственного воздействия и регулирования безработицы;

отдельно рассмотреть также и социально-экономические последствия роста безработицы;

наметить пути решения обнаруженных проблем, а также дать рекомендации по более эффективной политике в сфере занятости.

Методологию исследования будут составлять общенаучные и специальные методы исследования анализ, синтез, сравнение, обобщение и изучение научной и учебной литературы отечественных и зарубежных авторов, анализ практики в данной области, исследование статистических данных Росстата, а также аналитические и информационные материалы интернет сайтов Минфина, Минэкономразвития и других.

1. Содержание и функции рынка труда

.1 Характеристика рынка труда

Сфера труда является одной из ключевых и многоплановых областей экономической и социальной жизни общества. Рынок труда представляет собой экономическую сферу, где в процессе конкурентных отношений между работниками и работодателями устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда, посредством механизма спроса и предложения. Посредством взаимодействия спроса и предложения, на рынке труда реализуется важнейший фактор производства - трудовые ресурсы (рабочая сила). На рынке труда формируется цена трудовых ресурсов, ставятся условия ее найма, включая величину заработной платы, условия работы, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и прочее. Рынок труда (в широком понимании) представляет собой систему социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное применение труда. В узком понимании рынок труда представляет собой систему экономических отношений в области использования рабочей силы (воспроизводства, функционирования, социальной защиты) на различных уровнях хозяйствования.

Охватывая различные категории трудоспособных граждан, предприятий и организаций, рынок труда является специфическим механизмом для согласования интересов работодателей и наемной рабочей силы. Он также эффективно перераспределяет трудовые ресурсы страны по различным экономическим отраслям и сферам деятельности, а также отражает ключевые тенденции в структуре занятости, ее масштабы, динамики изменения безработицы в стране.

Функционирование рынка трудовых ресурсов основано на тех же принципах, что и все остальные рынки (рынок товаров, капитала и другие). Поэтому анализ спроса и предложения на рынке труда является главным методом при его исследовании. Однако его функционирование обладает и рядом специфических особенностей, к которым можно отнести целый ряд особых моментов. Во-первых, это довольно длительное (в отличие от рынка товаров) взаимодействие продавца и покупателя, т.е. работника и работодателя. Во-вторых, рынок труда характеризуется фактом неотделимости права собственности владельца товара - рабочей силы. В-третьих, это также присутствие множества особых институциональных структур, порождающих своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара, а также необычность отношений между участниками рынка труда и необходимость более детальной регламентации различных аспектов их деятельности. Кроме этого, рынок труда характеризуется высокой степенью индивидуализации сделок найма, связанной с разной профессиональной квалификацией наемных работников, а также технологическими различиями и организацией труда.

Современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда продается и покупается именно труд, что заработная плата есть плата за труд (и называется это оплатой труда). Если на товарном рынке обмен вещного товара начинается и заканчивается в сфере обращения данного товара, то на рынке труда обмен происходит по-другому. Он начинается в сфере обращения товара, продолжается в сфере производства и заканчивается в сфере обращения жизненных благ. Данная специфическая особенность рынка труда говорит о том, что рынок труда связывает между собой различные рынки; реальная оплата труда осуществляется в соответствии с конечными результатами, т.е. с ценой реализованной продукции, созданной данным трудом. В силу этого на рынке труда наблюдается зависимость спроса на рабочую силу от спроса на конечные товары и услуги, т.е. первый порождается последним. Кроме этого на рынке труда, помимо цены на рабочую силу, играют не менее важную роль условия труда, перспективы продвижения по службе и профессионального роста, гарантии сохранения рабочего места, психологический климат в коллективе.

Центральными составляющими, а также элементами механизма функционирования рынка труда являются совокупный спрос на рабочую силу и ее совокупное предложение, стоимость и цена труда, конкуренция и резерв рабочей силы. Совокупный спрос представляется как синонимом совокупной потребности экономики страны в наемной рабочей силе и характеризуется общей численностью и структурой рабочих мест, имеющихся в национальном хозяйстве и требующих заполнения. Совокупное предложение включает в себя все категории трудоспособного населения, желающие работать по найму, а также наемную рабочую силу из числа экономически активного населения. Данные составляющие в своем единстве определяют емкость совокупного рынка труда (Рисунок 1).

Рисунок 1. Элементы рынка труда

Баланс между спросом и предложением в каждый момент времени создает определенную конъюнктуру. Каждый из видов конъюнктуры рынка труда может иметь отношение к конкретной профессии или сфере приложения труда, к конкретной географической области, которые в целом и образуют в совокупности национальный рынок труда.

Конъюнктура рынка труда представляет собой характер соотношения между спросом на труд и предложением труда, который характеризует действительную возможность найти работу трудоспособному населению. Конъюнктура рынка труда может быть трех видов, в зависимости от баланса между спросом и предложением:

трудодефицитная (когда спрос на труд на рынке превышает его предложение);

трудоизбыточная (когда имеет место безработица, вследствии превышения предложения над спросом на труд);

равновесная (когда достигается баланс, и спрос равен предложению труда на рынке).

Нередко приходится слышать термин «рынок трудовых ресурсов», который не совсем точен, так как к трудовым ресурсам относятся также категории людей не включенных в настоящий момент в трудовые отношения, но являющиеся «трудовым резервом». К таким категориям населения относятся студенты, «теневые предприниматели», криминал, служащие в армии и другие, которые находятся в трудоспособном возрасте и в будущем могут быть задействованы в трудовых социально-экономических отношениях. Подобные трудовые резервы должны быть под пристальным вниманием государства и различных общественных институтов, которые обязаны стараться создавать хорошие условия для того, чтобы вовлечь эти категории граждан в реальную экономическую сферу. В противном случае они могут найти себе иное применение, и их может поглотить криминал и теневая экономическая сфера.

Элементы (субъекты) рынка труда - это наемные работники и их объединения - профсоюзы, работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы (Рисунок 2).

Для нормального функционирования рынка труда необходимы законодательные акты, нормы, правила, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяющие их права, создающие равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривающие социальное страхование на случай потери работы и т.д.

Рисунок 2. Система отношений на рынке труда

Инфраструктура рынка - это система государственных и негосударственных структур содействия занятости, кадровых служб компаний, а также прочих общественных структур которые содействуют и напрямую занимаются трудоустройством населения.

К числу основных ее функций относятся - профессиональная подготовка и переподготовка населения, организация взаимодействия между продавцами и покупателями труда, помощь в структурной перестройке рабочей силы, а также помощь населению в поиске работы, выплата пособий, организации общественных работ и прочее. Организации, входящие в инфраструктуру рынка труда ведут учет ищущих работу лиц, безработных, организуют и проводят мероприятия по социальной защите безработных, регулируют территориальные распределения трудовых ресурсов.

Итак, теперь рассмотрим график спроса-предложения на рынке труда. Кривая предложения направлена вверх, так как работники больше работать при увеличении зарплаты (закон предложения труда). Кривая спроса направлена вниз потому, что, при прочих равных условиях, при росте затрат производства от повышения зарплаты вырастает стоимость конечной продукции, сократив прибыль. Работодателям это становится невыгодно и он сокращает наем работников, т.е. спрос на рабочую силу будет снижаться (закона спроса на труд).


Если цена труда равной W0, то работодатели способны заполнить все необходимые вакансии, а все ищущие работу находят ее. В данном случае интересы участников рынка совпали, и он достигает временного равновесия, пока зарплата находится на уровне W0. Все это не может означать, что на рынке нет других цен на рабочую силу. Если заработная плата будет ниже W1 равновесной цены, то возникает нехватка рабочей силы. При этом, спрос будет равен D1 а предложение - S1. Это вынуждает работодателей увеличивать зарплату, для привлечения новых работников. В результате заработная плата вновь поднимается к уровню W0. Под влиянием разных факторов уровень заработной платы может вырасти выше W0 до уровня W2. В данном случае предложение труда возрастет до уровня S2, а спрос упадет до уровня D2. Появится конкурентная борьба между наемными рабочими за имеющиеся вакансии. Избыток предложения и конкуренция будут оказывать давление на ставки зарплаты, заработная плата будет снижаться работодателями, и она снизится до уровня равновесия (W0).

В конечном итоге, заработная плата на уровне W0 становится общепринятой, преобладающей, с которой должны считаться и рабочие, и работодатели. Заработная плата на уровне W0 будет соответствовать полной занятости. При этом, со стороны спроса будут выступать все вакантные рабочие места на работающих и вновь запускаемых предприятиях, к которым добавляются рабочие места, занятые теми работниками, которых планируется уволить или перевести на новую работу, и руководство уже подыскивает им замену. Таким образом, при воздействии механизма спроса и предложения рынок труда осуществляет целый ряд функций:

поддержание конкуренции между работодателями за рабочей силой, а между рабочими за имеющиеся вакансии;

содействие полной эффективной занятости;

соединение факторов производства - капитала и рабочей силы, регулирование баланса спроса и предложения на рынке труда;

установление превалирующей равновесной цены на труд.

Можно сделать вывод, что рынок труда является весьма динамичной системой. Это целый комплекс рыночных социально-трудовых отношений обусловленных трудовой занятостью, обменом производительного труда на средства для существования работниками, как функционирующий механизм самореализации, взаимодействие спроса и предложения на основе информации об изменении заработной платы работников - как цены труда.

Функционирование рынка труда осуществляется посредством государственных и негосударственных центров и служб занятости, кадровых служб предприятий, либо непосредственно между работодателем и наемным работником. Между ними при этом заключается трудовой договор, как плод удовлетворения обоюдного интереса. Рынок труда не статичен, он пребывает в постоянном движении, за которым следят, ведут статистику и оказывают воздействие некоторые компетентные государственные органы, такие как - Федеральная государственная служба занятости, Росстат, Госкомстат и Министерство труда и социально развития.

безработица занятость труд

1.2 Занятость как основополагающая характеристика рынка труда

Несмотря на то, что занятость не является чисто экономическим явлением, она является не только одним из важнейших макроэкономических показателей, но также и красноречивым показателем национального благосостояния. Данное социально-экономическое явление в большей степени обуславливается демографическими факторами и представляет собой социальной сферы, а значит и наполняется социальным и демографическим содержанием.

Социально-экономическое содержание категории «занятость» отражено и в российском законодательстве. Так весьма широко определяет занятость Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации», который определяет «занятость» как общественно полезная деятельность людей, направленная на удовлетворение частных и коллективных потребностей и дающая, обыкновенно, заработную плату или трудовой доход. Подобной деятельностью занимается большая часть трудоспособного населения, которая работает по найму, проходящие службу в армии и силовых структурах, студенты, а также временно незанятые и те, кто сам обеспечивает себя доходной работой.

Если рассматривать занятость как важнейшую характеристику рынка труда и как категорию макроэкономики, то занятость есть не что иное, как система отношений по поводу участия населения в трудовых процессах. Показатель занятости населения - это уровень занятости. Занятость характеризует степень использования трудовых ресурсов общества, и представляет собой процентное отношение занятых ко всему трудоспособному населению в процентах. Занятость показыват их меру в общей трудовой деятельности, а также уровень удовлетворенности общественного хозяйства в трудовых ресурсах, личных финансовых потребностей и интересов.

Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, в зависимости от количественных и качественных характеристик, различают занятость продуктивную (эффективную), полную, свободно избранная, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и другие виды занятости.

Полная занятость - это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. Большинство зарубежных авторов определяют полную занятость (или «оптимальную занятость») как такое состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу. Таким образом, при насыщении спроса на все экономически целесообразные рабочие места необходимым предложением рабочей силы, которая будет иметь профессиональное соответствие, то тогда и наступит полная занятость. Естественно, что такой баланс будет обеспечивать наилучшие результаты для национальной экономики, в силу высокой производительности труда. При социализме под полной занятостью понималось достижение ее высокого уровня в общественном производстве на основе ликвидации безработицы или создание таких материально-технических и социально-экономических условий, в соответствии с которыми каждому трудоспособному члену общества предоставляется возможность участвовать в общественно-полезном труде.

Эффективная занятость рассматривает использование рабочей силы без потерь, когда достигается наибольший материальный результат. Это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, рост образовательного и профессионального уровней трудоспособных граждан на основе роста общественной производительности труда и сохраняющая здоровье занятых граждан. Эффективная занятость означает достижение максимально возможного в сложившихся организационно - экономических и технологических условиях уровня производительности труда. Дополнение принципа полной занятости принципом продуктивной занятости означает, что ради полного охвата желающих трудиться рабочими местами общество не должно жертвовать эффективностью производства. Занятость должна быть полной при высокой эффективности

Стремление добиться эффективной и полной занятости - это одна из основных задач государственной социально-экономической политики, а также важнейшая проблема экономической теории. Достичь полной и эффективной занятости невозможно одним только рыночным механизмом, поскольку требуется постоянное регулирование этого процесса государством и обществом. Оно включает в себя дальнейшее развитие науки здравоохранения, образования, национальной безопасности, экологии, производстве необходимых общественных благ.

Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т.е. самому работнику. Это занятость, при которой люди не только сами выбирают, стоит ли им быть экономически активными (работать или не работать), но они также свободны в выборе отрасли, профессии и места работы (региона, населенного пункта, предприятия).

Скрытая занятость представляет собой получение дохода без оформления трудовых отношений или получение постоянного дохода от хозяйственной деятельности сверх собственных нужд. Данный вид занятости обуславливается тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению вне рамок официального их учета в качестве занятых. Так, одни люди продают продукцию, произведенную в своем подсобном хозяйстве; другие подрабатывают ремонтами, перевозками и т.д.; да и есть еще работодатели, принимающие на работу людей без оформления с ними трудовых отношений.

Сезонная занятость представляет собой занятость, которая связана с сезонной спецификой производства, и есть не что иное, как периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий. Работа предоставляется на определенный период на условиях полного рабочего времени и оформляется соответствующим контрактом. Сезонная занятость может подразумевать замещение отпускников на время их отсутствия, летнюю подработку для студентов в кафе и ресторанах или, например, работу экскурсоводом на курорте.

Маятниковая занятость представляет собой особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности. Данный вид занятости связан с большими по географическим меркам и продолжительными по времени периодически возвратно-поступательными перемещениями в период общественно полезной деятельности (геологи, летчики, водители дальних рейсов).

Периодическая занятость является также видом занятости, который предполагает постоянное чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (вахтовый метод).

Структура рабочей силы - представляет собой состав рабочей силы по отраслевым, профессиональным, квалификационным и демографическим признакам. Следует отметить, что в трансформации, протекающей в отраслевой структуре рабочей силы в последние десятилетия, наблюдаться две главные тенденции: резкое сокращение численности работников, занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг.

Структура занятости в определенной степени обусловлена в целом структурой экономики и изменяется в значительной степени под влиянием ее изменений. Значимость анализа структуры занятости населения заключается в том, что структура занятости отражает в целостности социальный, экономический, демографический, этнический и даже экологический аспекты жизни общества. Структура занятости населения характеризуется следующими составляющими:

граждане, работающие по найму;

граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность;

предприниматели и все те, кто самостоятельно обеспечивает себя работой;

учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты;

проходящие службу в армии, кадровый состав ВС, проходящие службу в органах внутренних дел и госбезопасности;

иностранные граждане, работающие и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности иностранных государств и миссий;

граждане, которые заняты в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за бальными, инвалидами и нетрудоспособными гражданами.



2. Безработица: сущность, виды, причины, последствия

.1 Сущность безработицы

Безработица является следствием нарушения баланса на рынке труда, когда предложение труда превалирует над спросом; причем это несоответствие может быть как в количественном, так и в качественном отношении. Безработица - это такая социально-экономическая ситуация, когда часть активного, трудоспособного населения оказывается не в состоянии найти подходящую им работу. Данное явление нужно рассматривать с различных точек зрения, выясняя наиболее важные понятия, ее характеризующие.

Состояние безработицы оценивается количеством безработных в обществе. Но понятие «безработный», как и понятие «занятый», также не имеет точного определения. В практике Росстат использует рекомендации Международной организации труда, но в законодательстве Российской Федерации используется немного отличающаяся классификация. В соответствии с методологии Росстата, лицо в возрасте 15-72 лет будет считаться безработным, если у него на данный момент нет никакой работы, кто ищет ее, готов к ней приступить, и при этом не располагает иными источниками дохода, кроме заработной платы в области платной занятости.

В ст. 3 Закона «О занятости населения Российской Федерации» определяется статус безработного следующим образом: «Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней»; далее говорится, что безработными не признаются пенсионеры по возрасту и граждане, не достигшие 16-ти летнего возраста.

Главные отличия состоят в том, что Закон «О занятости населения в Российской Федерации» не относит к безработным тех не имеющих доходного занятия, ищущих его и готовых приступить к работе граждан, которые зарегистрированы в органах службы занятости, а также лиц, находящихся на пенсии и студентов.

Уровень безработицы - процент безработных от общего количества гражданской рабочей силы. Это количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения и рассчитывается как отношение числа безработных к общей численности экономически активного населения или к численности интересующей группы населения (выражается в процентах).

В соответствии с методикой Федеральной службы занятости, разработанной опираясь на международные нормы, уровень безработицы вычисляется по следующей формуле:

, где

Уб - уровень безработицы;

Эа - количество экономически активных граждан;

З - количество занятых.

Существует и более сложная методика расчета уровня безработицы, когда помимо учтенных и не учтенных органами службы занятости безработных в их число включают и частично безработных. Для этого применяется специальный коэффициент. Конечно, при данной методике расчета уровень безработицы постоянно получается более высоким подсчитанного способом, рассмотренным выше. Хотя нужно сказать, что все-таки добавлять в число безработных лиц, которые прибывают отчасти безработными, т.е. все-таки занятыми, не очень логично и обоснованно.

В настоящее время в теории широко используется такое понятие как - естественный уровень безработицы. Он представляет собой объективно складывающийся, относительно стабильный долговременный уровень безработицы, обусловленный естественными причинами (миграция, текучесть кадров, демография), не связанный с динамикой экономического роста. В большинстве развитых стран естественной уровень безработицы может колебаться в пределах 4-6%, в России он составляет 3-5%. Его еще называю уровнем безработицы при полной занятости. Это означает, что все люди, которые хотят работать, работу находят. Уровни безработицы существенно различаются в различных странах, поскольку обуславливаются состоянием экономики страны, фазой экономического цикла, от проводимой государством политики занятости.

Продолжительность безработицы представляет собой это промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу, используя при этом любые способы, с момента начала поиска работы и до рассматриваемого периода (продолжительность незавершенной безработицы). Продолжительность безработицы в 1-2 месяца характерна для кратковременной. Умеренная безработица имеет продолжительность вплоть до 12 месяцев. Длительная - до 1,5 лет, а застойная безработица длится больше 1,5 лет. Когда длительность периода поиска работы превышает календарный год, безработица считается очень опасной.

Частота безработицы представляет собой количество случаев возникновения безработицы у одного лица за установленный период. Если данный показатель увеличивается, то это будет свидетельствовать о плохих условиях труда и рабочего места, либо о распространении одноразовой работы, которую только и способны найти безработные во время поиска работы за последнее время.

В условиях рыночной экономики безработица является неизбежным явлением. При этом существуют разные концепции, толкующие феномен безработицы. Западные экономисты теоретики придерживаются точки зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов. Об этом, по их мнению, свидетельствует и так называемый естественный уровень безработицы, который является следствием структурных диспропорций на рынке труда. Естественный уровень безработицы - экономическая гипотеза, согласно которой для общеэкономического равновесия, сложившегося при определённой реальной заработной плате, существует определённая неполная занятость населения, которая является результатом недостатка информации, барьерами мобильности, демографических изменений и других следствий несовершенности рынка. В связи с этим не представляется возможным снизить уровень безработицы до нуля, а лишь снизить его до метки, определяемой несовершенностью рынка. Поэтому, сможет помочь только медленное воздействие с помощью методов регуляторной или структурной политики.

.2 Виды безработицы

В зависимости от социально-экономических последствий и продолжительности различают фрикционную, сезонную, структурную и циклическую виды безработицы.

Фрикционная безработица связана с текучестью кадров и носит добровольный характер. Она обусловлена поиском работниками новой работы, которая больше будет его устраивать, чем теперешнее место его работы. Человек может оставить работу в связи с неудовлетворенностью заработком, условиями труда, переездом на новое место жительства и многими другими причинами. Фрикционная безработица носит кратковременный характер и длится не более одного или двух месяцев. В экономически развитых странах она находится на уровне 3-6% численности от экономически активного населения.

Сезонная безработица объясняется сезонным характером некоторых видов работ. Это сельскохозяйственные работы, отдельные виды рыболовства и охоты, строительство и другие виды работ сезонного характера. Особенностью данного вида безработицы является сравнительно легкая прогнозируемость и схожесть с фрикционной безработицей по степени добровольности.

Изменение структуры производства, вызванного изменением спроса на товары и услуги, является первоосновой структурной безработицы. Причины этих процессов лежат в основе научно-технического прогресса, появления новых технологий, товаров, услуг. В данном случае наблюдается некоторое структурное несоответствие между квалификацией безработных и требований существующих вакансий. При этом меняется спрос на некоторые виды профессии, он сокращается, если не исчезает вообще, а на другие наоборот возрастает или возобновляется. Другими словами, структурная безработица - это безработица устаревших профессий.

Следствием циклически возникающих экономических спадов, сокращения производства, кризиса, уменьшения спроса и числа рабочих мест является циклическая безработица. Многие предприятия в таких условиях прекращают деятельность, оказываясь банкротами. Происходит массовые увольнения работников, рынок труда переполняется безработными. В литературе также встречаются другие определения безработицы, характеризующие ее отдельные особенности и стороны.

Разновидностью структурной безработицы является технологическая, когда в результате появления новой техники в связи с НТР возрастает производительность труда работников и часть из них становятся ненужными.

Конверсионная безработица связана с сокращением производства при переходе на выпуск новой продукции или с изменением структуры спроса на рабочую силу.

Несовершенство правовых норм, регулирующих материальную поддержку безработных, налоговой системы вызывают такое явление, как институциональную безработицу. Это безработица, порождаемая вмешательством профсоюзов или правительства в установление размеров заработной платы, как правило, превышающих естественный рыночный уровень заработной платы. Чрезмерно большие социальные выплаты могут, к примеру, уменьшить стимулы у населения к поиску работы, ведь они могут жить и на социальные пособия. Стимулы к поиску работы могут понизить и высокие налоги.

Фрикционная и естественная безработица образуют естественный уровень безработицы.

Иногда встречается и такое явления, когда официально работник трудоустроен, но не получает оплаты за свою деятельность и не востребован организацией. Такая ситуация называется скрытой безработицей, которая в целом представляет собой негативный феномен для экономики. Она заставляет людей без доходов искать альтернативные способы заработка в теневых секторах экономики, нередко имеющих отношение к криминалу. Здесь можно выделить два вида скрытой безработицы: официальная и неофициальная. Первая охватывает учтенных лиц, которые находятся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, которые вынуждены работать в условиях неполного рабочего времени. Вторая охватывает излишнее внутрипроизводственное количество работников, а также обращающихся в службы занятости, но ищущих работу самостоятельно. Масштабы и особенности наличия в стране неофициальной скрытой безработицы устанавливаются посредством проведения специальных выборочных исследований.

Для исследования скрытой безработицы непосредственно на предприятиях реализуются специальные обследования с применением балансовых методов установления потребности в рабочей силе. Проводятся опросы экспертов из числа руководителей и специалистов предприятий, представителей органов управления, ведущих ученых.

По продолжительности различают кратковременную, умеренную, длительную и застойную безработицы. Продолжительность безработицы в 1-2 месяца характерна для кратковременной. Умеренная безработица имеет продолжительность вплоть до 12 месяцев. Длительная - до 1,5 лет, а застойная безработица длится больше 1,5 лет.

Добровольная безработица связана с нежеланием работать по различным причинам некоторых граждан. Число таких людей увеличивается в периоды экономического бума и снижается при экономических спадах и кризисах. При этом масштабы данного вида безработицы и ее продолжительность могут зависеть от сферы деятельности, квалификации, профессии, от принадлежности к социально-демографической группе населения. Следует также отметить, что в экономике встречается такое понятие как «капкан безработицы», представляющий собой ситуацию, когда доходы людей, не смотря на то, работает он или нет, различаются мало (из-за различных компенсаций, выплат, пособий). В результате этого наблюдается снижение заинтересованности людей в трудоустройстве и трудовой деятельности.

Маргинальная безработица - безработица среди мало защищённых категорий граждан и социальных низов. Разновидностью маргинальной безработицы является молодежная безработица, которая является наиболее актуальной. Молодежная безработица обусловлена отсутствием желания у работодателей принимать на должность малоопытных выпускников учебных заведений при их достаточно высоких требованиях к уровню оплаты труда. Работодатели желают нанимать опытных и знающих свое дело работников. Вследствие этого уровень безработицы среди молодежи достаточно высок.

Вместе с тем, следует также обратить внимание на тот факт, что принятый порядок учета безработицы в России не совсем объективно отражает реальные тенденции в развитии отечественного рынка труда. Это происходит потому, что существенная доля безработных не регистрируются в центрах занятости, отдавая предпочтение самостоятельному поиску работы, или пользуются услугами неформальных посреднических структур.

.3 Последствия безработицы. Способы устранения негативных последствий

Существуют как экономические, так и неэкономические последствия безработицы. В большинстве случаев они крайне отрицательные. Неэкономические последствия безработицы - политические, социальные, психологические последствия потери работы. На индивидуальном уровне - это стрессы, нервные и сердечно - сосудистые заболевания, проблемы отношений в семье. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение. На уровне всего общества можно выделить возникновение политической нестабильности, рост преступности. Социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне: потеря дохода или его части, потеря квалификации (особенно характерна для новых профессий, вводимых в результате НТП), падение уровня жизни, уменьшение шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов). На уровне общества - это недопроизводство валового национального продукта, отставание фактического ВВП от потенциального (например, циклическая безработица - ситуация, при которой фактический уровень безработицы превышает естественный): ресурсы используются не в полной мере.

Итак, зачастую, безработица - это трагедия и безработного, и членов его семьи. Последствия безработицы выходят за пределы материального достатка. При долгом отсутствии работы теряется квалификация и становится невозможным найти профессию по специальности. Отсутствие источника существования приводят к потере самоуважения, снижению моральных принципов и другим отрицательным последствиям. Существует прямая зависимость между ростом психических, сердечнососудистых заболеваний, самоубийств, убийств и большим уровнем безработицы. Массовая безработица способна повлечь за собой большие политические, а также социальные перемены. Безработица тормозит развитие общества, мешает ему двигаться вперед.

Однако, если безработица в стране носит умеренных характер, то имеют место также и некоторые положительные ее последствия, к числу которых можно отнести:

формирование мобильного резерва рабочей силы (его можно задействовать при расширении производства: сдерживает требования профсоюзов в части повышения заработной платы, а значит, снижает предполагаемый уровень инфляции)

усиление трудовой мотивации занятых (гарантии занятости и опасения потерять работу - самостоятельный стимул к труду)

Представим все последствия безработицы в виде таблицы:

Таблица 1

Социальные последствия

Экономические последствия

Негативные

Негативные

спад рабочей активности; увеличение напряженности в социуме; рост числа душевных и физических заболеваний; усугубление криминогенной обстановки; усиление социальной дифференциации.

обесценивание обучения; сужение производства; потеря квалификации; расходы на пособие безработным; падение уровня жизни; недостаточное производство национального дохода; уменьшение числа налоговых поступлений.

Позитивные

Позитивные

увеличение времени досуга; расширение выбора мест работы; повышение значимости труда; поднятие ценности рабочего места.

освобождается время для повышения образования и переобучения; запас работников для структурной реконструкции экономики; стимулируется производительность и интенсивность труда; конкуренция способствует развитию навыков у работников.


Можно также отметить, что фрикционная безработица способствует рациональной занятости в результате нахождения работниками более адекватных их потребностям рабочих мест. Структурная и технологическая безработица стимулирует повышение квалификационно-образовательного уровня трудящихся и оптимизирует профессиональную структуру совокупной рабочей силы. В долгосрочной перспективе это оказывает позитивное влияние на динамику ВНП и уровень жизни населения.

Однако зачастую безработица является действительно серьезной макроэкономической проблемой для страны и следствием макроэкономической нестабильности. Не ликвидировав эту проблему нельзя отрегулировать результативную деятельность экономики, поэтому государства борются с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они вызваны различными причинами, применяют разные меры для борьбы с ней и ее последствиями.

Можно выявить общие меры для всех типов безработицы: - это выплата пособий по безработице и создание служб занятости. Кроме этого существуют специфические методы борьбы с безработицей (фрикционной): совершенствование системы сбора и предоставления данных о наличии свободных мест (в данном населенном пункте и других городах, регионах); создание служб специально для этих целей. Можно выявить и другую классификацию мер государственного регулирования безработицы:

. По уровню воздействия:

федеральные (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ);

На этом уровне реализация государственной политики осуществляется федеральными органами власти.

региональные (субъекты Российской Федерации, политика осуществляется органами субъектов РФ);

местные (города, районы, населенные пункты; органы местного самоуправления);

отраслевые (министерства и ведомства);

внутри предприятий (работодатели всех форм собственности).

. По использованию методов политики занятости:

методы активной политики;

методы пассивной политики.

3. Проблема безработицы в российской экономике

.1 Показатели занятости в России

Если говорить об уровне занятости в России, то его уровень является сравнительно высоким ещё со времен Советского Союза и даже после его распада. В тяжелые для экономики страны 90-е годы наблюдалось острое снижение рождаемости, а также выросла численность занятых женщин, хотя до сих пор многих работодателей можно упрекнуть в явной дискриминации по полу и возрасту. Помимо этого, другой характерной для России проблемой занятости (даже при низком уровне безработицы), является довольно большая доля занятых в теневой экономике, которая существенно раздулась после распада СССР.

В последние годы правительство усиленно продолжало реформировать сферу занятости и содействовать трудоустройству населения страны. Во всех российских регионах осуществлялась организация общественных работ для тех, кто не имеет постоянного заработка. Подобные мероприятия в большинстве случаев заключаются в уборке и благоустройстве городских территорий, обслуживании общественного транспорта, восстановлении памятников и прочее. Оживилось кредитование частных лиц для открытия собственного дела. Появилось множество курсов подготовки и переподготовке людей, оставшихся без работы. Эти меры носили востребованных характер и были направлены на уменьшение социального недовольства, и на общее оздоровление экономики страны.

По опубликованным данным Росстата, молодежная безработица в России относительно невелика, хотя она и увеличилась после мирового финансового кризиса 2008 года. На сегодняшний день, по итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения продолжает снижаться, и в октябре 2015 г. составила 76,8 млн. человек. Снижается также и вынужденная неполная занятость в течение октября продолжает снижаться. По данным мониторинга Минтруда России, по состоянию на 3 ноября этого года численность работающих неполное рабочее время, находящихся в простое по инициативе администрации и в отпусках по соглашению сторон, составила 255,8 тыс. человек. Вслед за снижением занятости безработица в октябре показала рост, ее уровень вырос до 5,5 % экономически активного населения. При этом с исключением сезонного фактора безработица выросла до 5,6 % экономически активного населения (Приложение А).


Это подтверждает прогнозы Минэкономразвития России о некотором росте безработицы в конце года. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в октябре 2015 г., по оценке Росстата, составила 33240 рублей и по сравнению с октябрем 2014 г. выросла на 3 %, реальная заработная плата снизилась на 10,9 процента. В целом за январь-октябрь текущего года номинальная начисленная заработная плата, по оценке Росстата, составила 33094 рубля (прирост относительно прошлого года - 5,1 %), реальная заработная плата относительно аналогичного периода прошлого года снизилась на 9,3 процента.

Следует отметить, что несмотря на все усилия, в октябре 2015 г. наблюдался довольно высокий уровень безработицы в возрастной группе 15-19 лет (30,3 %) и 20-24 лет (15,3%) (Приложение Б). В качестве меры по увеличению молодежной занятости, несколько лет назад начали организовывать стажировки для выпускников образовательных учреждений, находящихся под риском нетрудоустройства. Государственная антикризисная программа предусматривает прохождение стажировок для 85000 выпускников вузов.

Продолжается выделение субсидий организациям, трудоустраивающим инвалидов в размере 30000 рублей. При этом следует напомнить, что в прежние годы работодателям предоставлялись другие выгоды - в виде льготного налогообложения, что не давало ощутимого эффекта и свелось лишь к формальному трудоустройству инвалидов на минимальную заработную плату. Понятно, что данные меры предусмотрены исключительно для граждан, зарегистрировавшихся в центре занятости. Только этим гражданам и производится выплата пособия по безработице, размер которого в настоящее время составляет 850-4900 рублей. Возможно это не так много, как хотелось бы. В связи с этим глава Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков говорил, что такие пособия не дают людям возможности «физиологически выживать». Однако, наверное, следует согласиться с главой правительства Дмитрием Медведевым, который признал существование определенных проблем, но также сказал следующее: «В то же время мы знаем, что есть негативный опыт целого ряда других стран, где пособие перестает мотивировать на труд». Он также подчеркнул, что важен баланс между поддержанием трудоспособности человека, восстановлением его жизненных сил и мотивацией искать работу.

Негативным фактором остается снижение потребности работодателей в работниках. В результате сокращения количества вакансий коэффициент напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий в октябре вернулся к значениям достиг значения - 86,2 человек. Продолжает снижаться численность работников в организациях. В среднем за 9 месяцев текущего года, без учета Крымского федерального округа, численность работников относительно аналогичного периода прошлого года снизилась на 1 процент.

Вместе с тем, все-таки следует констатировать, что безработица в нашей стране на протяжении последних двух десятилетий имеет тенденции к снижению. Это подтверждают данные статистики (Приложение В).

.2 Проблема безработицы в России. Пути решения

Анализ множества последних аналитических источников показывает, что в нашей стране наблюдаются следующие особенности развития рынка труда:

Существенные различия между официально регистрируемой и общей численностью безработных.

Большой уровень скрытой безработицы. С одной стороны - это скрытый резерв расширения производства, а с другой- существенный фактор дестабилизации социальных отношений при ухудшении экономической конъюнктуры.

Высокая территориальная дифференциация занятости (различие до 10 раз).

Сложился немалый сегмент рынка труда (торгово-посредническая и финансово-банковская сферы), характеризующийся высоким уровнем монополизации, высоким уровнем заработной платы и высокими требованиями к квалификации работников.

Чрезвычайно размытые границы между официальной и теневой занятостью, а также расширение теневой занятости.

Присутствие вынужденных переселенцев и беженцев, которые испытывают потребность в трудоустройстве.

Частный сектор экономики стал крупным потребителем рабочей силы. Распространилась вторичная занятость, что способствовало появлению немалого количества рабочих мест, не требующих особой квалификации, но эффективность использования стала достигаться труднее.

Слабый уровень материальной поддержки безработных - пособий по безработице.

Неполная занятость по причине простоя предприятий.

Снижающаяся эффективность трудового потенциала общества: избыток рабочей силы становится все более очевидным, объем производства сокращается в большей степени, чем численность занятых.

Развитие придерживаемой модели занятости, при которой рабочая сила в производстве не используется, но и не высвобождается в другие сферы.

Кроме этого, по официальным данным можно определить, что в настоящее время в России преобладает фрикционная безработица, являющаяся не только неотъемлемой, но и необходимой частью экономической жизни. Структурная безработица в большей мере является региональной проблемой. Перераспределение рабочей силы имеет возможность сократить численность безработных.

Региональная безработица является актуальной проблемой современной России и ведет к росту социальной напряженности и региональных конфликтов, развитием преступности и тенденций обособления. Так по федеральным округам уровень безработицы очень разнится от менее, чем 1% до более 47%. Это объясняется многонациональным составом населения, уровнем образования, принципами и др.

Существует также две группы территорий с высокой степенью напряженности рынка труда. Одна из которых охватывает республики Северного Кавказа с недостаточно развитой экономикой и очень высокой долей незанятых граждан трудоспособного возраста, другая обусловлена производственной специализацией регионов и глубокими кризисными явлениями в функционировании некоторых производственных отраслей.

Проведенное исследование показало, что для Российской Федерации характерна не только безработица как таковая, но и скрытая безработица, с которой бороться очень сложно. Скрытая безработица имеет место в виде неполной занятости и административных отпусков. Латентная безработица в России является своего рода амортизатором, препятствующим развитию массовой безработицы в условиях экономического спада и неразвитого рынка труда, его инфраструктуры в стране. Она способствует адаптации трудящихся к меняющимся условиям труда, а государству предоставляет время для формирования основных институтов регулирования занятости и безработицы. Нужно обратить внимание, что последствия латентной безработицы больше отрицательные, чем положительные:

являясь формой неэффективного использования трудовых ресурсов общества, она затрудняет формирование эффективной занятости и выходу экономики из кризиса, внедрению новых технологий в условиях дешевой рабочей силы, росту производительности труда и его оплаты, замедляет процесс перемещения трудовых ресурсов в перспективные отрасли народного хозяйства.

из-за невысокого уровня заработной платы в период скрытой безработицы снижается уровень жизни населения

усиливает имущественное разделение населения, что сказывается на социально-политической напряженности в обществе

латентные безработные теряют мотивацию к труду, их квалификация снижается, вследствие того, что они подрабатывают. В итоге, экономика утрачивает основной ресурс - высококвалифицированную рабочую силу.

не может существовать долго в крупных масштабах, поэтому переходит в открытую безработицу.

Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости. В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Проблема безработицы и другие проблемы рынка труда в нашей стране сложны, противоречивы, а порой и вовсе абсурдны. Конечно же, на российском рынке труда обнаруживаются как общие закономерности, наблюдаемые и в других странах мира, так и характерные для нашего государства процессы и явления. Учитывая эти специфические особенности перед нашим рынком труда, ставятся следующие ключевые задачи:

Решение проблем безработицы невозможно без стимулирования экономического роста. Среди принятых правительством мер можно отметить введение налоговых льгот для тех, кто открывает производство на Дальнем Востоке, что способствует не только созданию рабочих мест, но и росту деловой активности российского предпринимательства. Правительство готово выделять больше бюджетных мест и увеличивать финансирование тем университетам и институтам, которые готовят специалистов с учетом рыночных потребностей регионов. Стимулировать необходимо не только высшие, но и средние специальные учебные заведения, подготавливающие специалистов во взаимодействии с потенциальными работодателями.

Среди мер, направленных на устранение дисбаланса в реальном секторе экономики, необходимо отметить: - создание базовых кафедр, осуществляющих практическую подготовку студентов на базе предприятий; - развитие сетевых форм взаимодействий вузов и предприятий, в том числе создание и реализация совместных образовательных программ; - внедрение практик прикладного образования и прочие. Сегодня работодатель несет ответственность только в рамках обязательного пенсионного и социального страхования. За иностранных работников не платятся взносы, что делает иностранную рабочую силу дешевле. Вменение работодателям обязанности добровольного медицинского страхования иностранных работников позволит сгладить разницу в цене рабочей силы. Решение проблем безработицы и занятости населения является одной из приоритетных направлений развития экономики.

Несмотря на то, что безработица как явление обусловлено действием рыночных механизмов (предложение труда не должно превышать спрос на труд), это одна из острейших социальных проблем общества. В связи со стремительными изменениями во всех сферах жизни и продолжающимся развитием рыночной системы показатели уровня безработицы постоянно будут варьироваться. Проводя свою национальную трудовую политику, каждое государство ориентируется на особенности развития локальных рынков труда. Поэтому при отражении российских тенденций занятости в общих тенденциях развития мирового рынка труда, необходимо опираться на специфические черты национальной экономики в конкретный период её реформирования.

На российском рынке труда нужно усилить популяризацию технических специальностей и рабочих профессий. Поэтому нужно дополнительно развивать средне - специальные учебные заведения, выделять на их развитие больше денежных средств. Еще стоит обратить внимание на помощь молодежи в трудоустройстве после окончания высших учебных заведений, сделать начальную заработную плату более достойной, чтобы молодые люди, выпускники, могли обеспечить хотя бы собственной существование, не говоря уже о семье. Также необходимо организовать возможности бесплатной переквалификации работников не только в новых отраслях производства, но и в уже развитых и налаженных, т. к. они тоже не стоят на месте. Стоит пересмотреть размер пособия по безработице, чтобы люди, даже находясь в поиске работы, могли обеспечить себя и спокойно заниматься поисками рабочего места. После проведения подобных мер можно надеяться на улучшение социально - экономической ситуации в стране.

Важнейшей задачей, решение которой возложено на государство, по-прежнему будет являться поддержание минимального уровня безработицы и достижение наиболее полной и эффективной занятости населения как социальной гарантии для человека.

Заключение

Выводы. Итак, в ходе исследования было установлено, что рынок труда представляет собой важнейший фундамент рыночных отношений, является органической составляющей любой рыночной экономики, так как управление национальной экономикой предполагает, в первую очередь, управление трудовой деятельностью. Безусловно, это очень необычный, можно сказать, особый рынок. При этом принципиальной особенностью современного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской деятельности, а свободный труд рассматривается как основа эффективной экономики. В самом общем виде рынок труда рассматривается как система экономических отношений между продавцами и покупателями труда, как важнейшего экономического ресурса. От правильной и эффективной организации рынка труда и его составляющих зависит не только быстрая окупаемость экономических издержек предприятий в национальной экономике, но также и возможность получить неоценимый социально-экономический эффект как на микро, так и на макро уровне. Рынок труда способствует повышению рентабельности производства, ускорению научно-технического прогресса, и вместе с тем, значительно повышает уровень жизни трудоспособного населения. Он открывает дорогу к свободному выбору работы и бизнеса, обеспечивает экономическую независимость человека.

Вопросы занятости населения уже на протяжении многих лет имеют актуальнейшее значение для любой национальной экономики. Занятость представляет собой деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, им трудовой доход в виде заработной платы. Это важнейшая характеристика экономики, показателем благосостояния любого народа; а ее занятости - это важный макроэкономический показатель. В нашей стране проблемы занятости наиболее остро ощутимы в периоды экономических кризисов. Так например сейчас, когда мы наблюдаем спад в экономике, вызванный как внутренними структурными проблемами, а главное западными санкциями - уже постепенно ситуация на рынке труда начнет заметно ухудшаться. Нас ждет нелегкое время, поскольку показатель занятости, объективно, является запаздывающим показателем. Возможно не сразу, но занятость начнет также сокращаться, вслед за другими макроэкономическими показателями. Общий спад нашей экономики, скорее всего, станет катализатором роста такого негативного явления как безработица, не смотря на все попытки правительства решить данную проблему.

Безработица - циклическое явление, которое выражается в превышении предложения труда над спросом на него ("избыток рабочей силы). Безработица предстает также как сложное, противоречивое макроэкономическое и социально-экономическое явление. Безработица является основной проблемой рыночной экономики, и, не решив ее, нельзя наладить эффективное функционирование экономики. В нашей стране такая проблема тоже имеет место, хотя и не в такой острой форме как во многих других странах. Сегодня, для решения проблемы безработицы необходимо усилить работу по созданию и сохранению рабочих мест, оказывая финансовую помощь службой занятости безработным, обеспечение их более существенными субсидиями для самостоятельного обеспечения занятости. Кроме этого нужно продолжать помогать особым категориям граждан, которым наиболее трудно трудоустроиться, повысить качество обучения, обеспечить своевременную переквалификацию кадров, принимать различные меры по усилению социальной защиты безработных.

Конечно проблема есть, и абсолютно прав был глава нашего правительства Дмитрий Медведев, который говорил: «Никакие наши успехи по выходу из кризиса не будут впечатляющими для наших граждан при отсутствии двух моментов: при отсутствии стабильности, заключающейся в том, чтобы люди имели работу, нормальную заработную плату и перспективы сохранить эту работу, создать для себя собственное дело или найти новую работу. Именно по этим показателям и будут судить об успехе нынешнего экономического курса. Не по каким-то абстрактным моделям, не даже по разговорам о модернизации, инновациях, а именно по этим двум составляющим".

Глоссарий

№  п/п

Понятия

Определения

1

Безработица

такая социально-экономическая ситуация, когда часть активного, трудоспособного населения оказывается не в состоянии найти подходящую им работу.

2

Институциональная безработица

безработица, порождаемая вмешательством профсоюзов или правительства в установление размеров заработной платы, как правило, превышающих естественный рыночный уровень заработной платы.

3

Фрикционная безработица

это безработица, связанная с затратами времени на поиск работы.

4

Неустойчивая безработица

вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

5

Добровольная безработица

это безработица, связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы.

6

Вынужденная безработица (или безработица ожидания)

появляется, если работник готов и желает трудоустроиться при существующем уровне заработной платы, но работу найти не может.

7

Структурная безработица

является следствием изменений в структуре спроса на рабочую силу.

8

Занятость

деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных иобщественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход).

9

Инфраструктура рынка труда

совокупность объектов, обеспечивающих функционирование рынка труда, способствуют эффективной занятости, регулирующих отношения между работодателями и работниками.

Сезонная безработица 

безработица, связанная с колебаниями экономической активности на протяжении года, которые типичны для отдельных отраслей экономики.

11

Конъюнктура рынка труда

соотношение спроса и предложения во всех составляющих структурах рынка труда.

12

Равновесная цена

это такая цена труда, при которой объем спроса рабочей силы равен объему ее предложения.

13

Рынок труда

элемент рыночной экономики, представляющий механизм согласования интересов работодателей и наемной рабочей силы.

14

Трудовые ресурсы

трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.


Список использованных источников

1    Бреев Б. Д. Безработица в современной России; Наука, 2011. - 272 c.

2    Вечканов Г.С.: Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2009.

3    Гордилова О.А.: Занятость населения и ее регулирование. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010

4    Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) "О занятости населения в Российской Федерации". «Консультант Плюс».

5    Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов. Теоретические и практические аспекты государственного регулирования; Либроком - Москва, 2011. - 304 c.

6    Кузьмин С. А. Занятость: стратегии России; Едиториал УРСС - Москва, 2011. - 304 c.

7    Минэкономразвития. Официальный сайт. URL: http://economy.gov.ru

      Морозова С. И. Преодоление безработицы как приоритетное направление государственной политики // М.: Буки-Веди, 2013.

9    Нестандартная занятость в российской экономике; РИИПП при ЦС ВДОАМ - Москва, 2012. - 400 c.

10  Оганян К. М., Стрельцов Н. М. Занятость населения и ее регулирование; Бизнес-Пресс - Москва, 2012. - 376 c.

11  Росстат. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru

12  Рофе А. И.     Рынок труда: Учебник для вузов. / 3-е изд. - М.: Издательство «МИК»; 2011. - 272 стр.

13  Современная макроэкономика / И. Р. Бугаян, И. П. Маличенко, Ю. А. Корчагин. - М.: Феникс, 2010. Труд и занятость в России; Росстат - Москва, 2015. - 624 c.

14  Эбзеев, Б. С. Государственное регулирование макроэкономики: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б. С. Эбзеев. - М.: Норма, 2009.

Похожие работы на - Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!