Физиологическая оценка школьной зрелости современных детей

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,53 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Физиологическая оценка школьной зрелости современных детей













Реферат

Физиологическая оценка школьной зрелости современных детей

Одной из важных причин трудностей адаптации к школе физиологи считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. В связи с неравномерными темпами развития различных систем детского организма и особенностями условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные различия в уровне готовности к обучению. Морфофункциональная готовность к обучению в школе - это уровень развития у ребёнка школьно необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учёбой в школе.

Успешно справиться с учебной нагрузкой ребёнок может лишь в том случае, если он имеет высокий уровень развития второй сигнальной системы - восприятия речи. Важен и такой фактор как произвольная регуляция психической деятельности. Очень важна способность тормозить на определённое время высокую двигательную активность, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма необходимо развитие мелких мышц кисти, координация движений пальцев рук.

"Незрелые" дети часто становятся неуспевающими. Причём нередко это отставание в учёбе растягивается на несколько лет. У детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой, нежелание учиться. Для того, чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо прогнозировать готовность ребёнка к обучению ещё до поступления в школу [5].

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения в нашей стране возник в конце 40-х годов прошлого столетия, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось с 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.

Второй всплеск интереса возник в 1983 году - после принятия решения об обучении с 6 лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности у него предпосылок учебной деятельности. Этому способствовало то, что проблема школьной зрелости, послужила в 1979-е годы объектом первой "глобализации" научной деятельности детских врачей и школьных гигиенистов трех государств: СССР (С.М. Громбах с группой сотрудников), ГДР (доктор Керн и др.), ЧССР (Я. Ирасек и др.) при общем руководстве проф.С.М. Громбаха, методическим куратором работ оставался Я. Ирасек - профессор Карлова университета Праги [3].

Одни ученые и специалисты считали достаточным критерием достижение определенной степени морфологического развития (например, смены молочных зубов); другие связывали готовность к обучению в школе непременно с умственным развитием; третьи считали необходимым условием определенный уровень психического, и прежде всего личностного развития. Как показало изучение этой проблемы и в эксперименте, и при массовом обучении в школе детей с шести лет, готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, т.е. имеет значение весь комплекс факторов.

Конечно же, чем более готов организм ребенка преодолеть возникшие трудности в связи с поступлением в школу, тем легче протекает у него процесс адаптации. Именно поэтому проблема "школьной зрелости", установление оптимального возраста начала систематического обучения так волнует физиологов, психологов и педагогов [9].

В детской популяции, как правило, детей акселерантов 13-20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. Число ретардантов внутри возрастных групп достигает также 13-20%, и это важно учитывать при решении проблем, связанных с созреванием школьников. В механизмах временных изменений организма велика роль как экзогенных, так и эндогенных факторов. Причиной ретардации могут быть как различные наследственные, врождённые, так и приобретённые в постнатальном онтогенезе органические нарушения. Но более существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени - низкий материальный доход семьи, в большей - отрицательные эмоции, микроклимат, окружающий ребёнка в семье или детских учреждениях.

Темп возрастных преобразований в ходе развития меняется, и ребенок переживает периоды ускорения и замедления биологического созревания. Развитие каждого ребенка и подростка представляет собой сложный процесс и характеризуется рядом особенностей, определяемых генетическими факторами и экологическими особенностями жизни индивидуума. Именно эти обстоятельства определяют столь широкий полиморфизм индивидуальностей и различие между паспортным и биологическим возрастом индивидуума [6].

Определение школьной зрелости детей поступающих в школу позволяет своевременно адекватно организовать учебно - воспитательный процесс для детей с замедленным развитием, снизить физиологическую стоимость их обучения. Хотя проблемой готовности детей к школе, особенно в последние 15-20 лет, занимаются специалисты разных стран мира, единство специалистов в отношении "школьной зрелости" фактически отсутствует [4].

Закономерен вопрос: много ли незрелых детей в школе? Специальные исследования, проведенные в разных странах, показали, что их количество уменьшается от пяти до семи лет, т.е. чем старше ребенок, тем меньше вероятность оказаться среди "неготовых". В зависимости от возраста начала обучения число "неготовых" колеблется от 10 до 50% в городских школах и может достигать 75% в сельских школах. Больше всего "неготовых" выявлено в возрасте пяти - пяти с половиной лет (около 80%), в шесть лет таких детей уже намного меньше (51%), а в шесть с половиной лет - 32%. В семилетнем возрасте число "неготовых" к школе снижается до 13%; при этом наибольшее число девочек "созревает" в возрасте от пяти до пяти с половиной лет, а мальчиков - на полгода позже [2].

Результаты исследования представленные в данной статье получены в Дубовском районе Ростовской области при обследовании физиологической готовности к обучению в школе дошкольников. Обследование одного о того же контингента дошкольников (26 мальчиков и 24 девочки) было начато весной 2010 года в подготовительной группе детского сада и продолжалось в течение их обучения в первом классе.

Для комплексной диагностики школьной зрелости были использованы следующие тесты: для определения биологической зрелости - филиппинский тест и тест Керна-Иерасека, тест Озерецкого для оценки зрелости мелкой моторики кисти ведущей руки. Для опредения функциональной зрелости силы нервных процессов были использованы следующие методики: "Запомни и расставь точки", методика "Домик" Н.И. Гуткиной и методика Мандала Юнга "Горизонтальная восьмерка".

Детский организм чутко реагирует на неблагоприятные внешние влияния в период наиболее интенсивной гистоморфологической и функциональной перестройки органов и систем в переходные, так называемые узловые возрастные периоды, одним из которых является период от трех до шести - семи лет [8].

В физиологических исследованиях показано, что физическое развитие организма является индикатором образовательной среды в которой находится ребёнок. Физическое развитие организма включает совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма. Уровень физического развития оценивался нами по антропометрическим данным роста, массы тела, окружности грудной клетки. Анализ состояния физического развития обследуемых детей показал, что 53% из них имеют средний гармоничный уровень физического развития, т.е. достаточные для обучения функциональные резервы. Остальные 47% детей составляют группу физиологического риска, за счёт дисгармоничности у них снижены резервные возможности организма.

Степень биологической зрелости организма легко оценить по изменениям пропорций тела в период полуростового скачка при помощи филиппинского теста. Положительная проба указывает на полное завершение "полуростового" скачка и готовность организма ребенка к нагрузкам, связанным с началом обучения в школе. В результате полуростового скачка ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого. С практической точки зрения филиппинский тест связан с изменением пропорций тела ребенка, свидетельствующих о морфологической зрелости.

Паспортный возраст, в котором проходит полуростовой скачок, существенно варьирует. У некоторых детей он завершен уже к пяти годам, у других - только после семи лет. Чрезвычайно важно, что результат филиппинского теста характеризует не только биологический возраст ребенка, но и достаточно точно показывает уровень созревания нервной системы и способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Для 75% обследованных нами детей в возрастном интервале от 6 до 7 лет филиппинский тест положителен, а для 25 % - отрицателен [11].

Физиологи и гигиенисты рассматривают филиппинский тест как один из основных критериев школьной зрелости. В исследованиях установлено, что если ребенок начинает посещать школу до завершения полуростового скачка, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь психическом, и крайне редко приносит успех в обучении [1].

Согласно тесту Керна-Ирасека при первом обследовании в апреле выявлено, что 38 % детей относятся к группе зрелых, 46% - к группе зреющих и 16 % - незрелых. Уже в октябре, проведённое в идентичных условиях обследование по тесту Керна - Ирасека, показало, что уже 70% детей относятся к группе зрелых, 20% - зреющих, 10% - незрелых.

Таблица 1

Распределение детей по степени школьной зрелости (тест Керна - Ирасека) %

Условные группыапрельоктябрьМальчики Девочки Мальчики Девочки Зрелые69857592Зреющие1815198незрелые13060

Половые различия в школьной зрелости по этому тесту очевидны. По меньшей мере 6% мальчиков в начале учебного года составляют группу физиологического риска для обучения. В целом по результатам теста Керна-Ирасека к началу школьного обучения готовыми могут быть признаны 94% мальчиков и 100% девочек.

Наряду с выполнением теста Керна-Ирасека для определения готовности ребенка к школе мы воспользовались тестом Куглера. Суть теста Куглера в следующем: на листе бумаги нарисовано 7 фигур, постепенно усложняющихся. Ребенку дается задание срисовать их как можно точнее. Бумага должна быть нелинованная. Фигуры расположены вертикально на одной стороне листа бумаги. Согласно тесту Куглера, в апреле процент зрелых детей составляет 36%, а октябре - 80%. В категории "незрелые дети" оказалось 64% в апреле и 20% в октябре.

Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования сложного навыка письма, требующего слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений [6, 12].

Развитие мелкой моторики рук, как известно, благотворно влияет на развитие мозговых центров, ответственных за мыслительные процессы. Сухомлинский писал, что истоки способности и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Здесь уместно обратиться к нашим данным полученным при физиологической оценке готовности к обучению ребёнка в школе в начале 90-х годов прошлого столетия. Обследование большого контингента первоклассников показали, что среди готовых к школьному обучению детей 24% испытывают трудности в формировании навыка письма, среди условно готовых - 44% и среди не готовых к школе детей - 85% [10].

В настоящее время трудности обучения письму встречаются гораздо чаще, чем 30-40 лет назад. По данным М.М. Безруких и С.П. Ефимовой (1998) 20-30% детей испытывают трудности при обучении письму. Результаты исследований Трохимчук Л.Ф., Шквириной О.И. и Бабенко Т.И., (1994) убедительно доказали тесную взаимосвязь между исходным уровнем развития мелкой моторики кисти и успеваемостью учащихся.

Поэтому диагностика развития мелкой моторики кисти очень важна при физиологической оценке школьной зрелости [10]. Динамика показателей по развитию мелких мышц кисти в течение 3-х месяцев приведена в таблице 2.

Таблица 2

Результаты оценки уровня развития мелких мышц кисти ведущей руки ребёнка до поступления в школу (апрель) и в процессе обучения в первом классе (октябрь, февраль)

апрельоктябрьфевраль121212Вырезание круга46%54%52%48%64%36%Обведение круга17%83%37%63%82%28%

- число детей (%), имеющих зрелую кисть; 2 - число детей (%), имеющих незрелую кисть

Согласно данным, приведённым в таблице даже в феврале у 28-36% первоклассников кисть остаётся незрелой, этим детям необходима индивидуальная коррекционная помощь.

Для определения стиля учебной деятельности в соответствии с особенностями познавательных процессов представляло интерес исследовать у обследуемых детей основной тип восприятия и функциональную асимметрию полушарий головного мозга. Анализ проведённого исследования показал, что у 90% детей доминантным полушарием является правое, у 10% - левое. В первом классе выявлено с аудиальным типом восприятия 26% детей, с кинестетическим - 37% и с визуальным тоже 37%. Поэтому учебный материал важно излагать наглядно, по нескольким каналам восприятия, т.е. учить мультисенсорно. Это не только помогает опираться на развитую модальность ребёнка, но и научит использовать в процессе обучения менее развитые модальности.

Исходя из того, что основными нервными процессами являются процессы возбуждения и торможения, а сила и взаимоотношение этих процессов определяют координационную роль центральной нервной системы в управлении функциями организма человека, можно судить о степени развития нервной системы по скорости произвольных движений кисти в процессе выполнения теппинг - теста. Полученные по теппинг - тесту данные приведены в таблице 3.

Таблица 3

Статистические данные показателей теппинг-теста у первоклассников

№nПолМ±mVpI обследование II обследование16 16М М27,94±1, 20 34,18±1,3117% 15%t=3,51 p<0,01 I обследование II обследование 14 14 Д Д 29,71±1,61 35,35±1,96 20% 17%t=2,42 p<0,05обследование - до начала обучения в школе (апрель)обследование - в конце первой четверти (октябрь)

В таблице 3 представлена положительная динамика развития нервных процессов. Половых различий по показателям теппинг - теста не выявлено. У девочек эти показатели несколько выше, но достоверные различия отсутствуют. Достоверные отличия по обсуждаемому показателю выявлены между данными I и II обследования, как у мальчиков, так и у девочек. Особенно значительный прирост показателей теппинг - теста наблюдается у мальчиков, что отражает сенситивный период в развитий исследуемой функций. Показатели коэффициента вариаций в динамике двух обследований незначительно отличаются у детей обоего пола, что свидетельствует об идентичности биологического возраста большинства обследуемых детей.

Представленные данные позволяют сделать следующие выводы:

Комплексная диагностика будущих первоклассников даёт представление о резервных возможностях детей 6-7 лет, а результаты этой диагностики убеждают в необходимости индивидуального подхода к определению школьной зрелости для предупреждения ранних проявлений школьной дезадаптации.

Результаты исследования показателей физического развития свидетельствуют о том, что 53 % обследуемых нами детей имеют гармоничное физическое развитие, что является благоприятным фактором для обучения. Дисгармоничность, выявленная у 47 % детей, позволяет отнести их в группу риска.

Анализ результатов всех использованных нами тестов свидетельствует о более высоком уровне развития школьно-значимых функций у девочек.

В динамике двух обследований статистически достоверное увеличение показателя теппинг-теста выявлено как у мальчиков, так и у девочек. Показатели коэффициента вариации незначительно отличаются у детей обоего пола, что указывает на относительную однородность биологического возраста, обследуемой популяции.

Значительный прирост изучаемых показателей школьно-значимых функций детей от 6 к 7 годам, особенно у мальчиков, позволяет отнести данный возраст к сенситивному периоду в развитии физических и интеллектуальных качеств ребенка.

Таким образом, определение физиологической зрелости ребёнка перед поступлением в школу имеет прогностический характер и является одной из мер предупреждения неуспеваемости. "Незрелость" для учителя - сигнал, показывающий необходимость пристального внимания к ученику, поиска эффективных средств и методов обучения, индивидуального подхода, учитывающего особенности и возможности ребёнка. Каждый ребёнок индивидуален, а реализация его права на индивидуальное развитие возможна только при условии физиологической грамотности педагогов и родителей.

школьная зрелость адаптация школа

Литература

1.Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка). - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 416с.

2.Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М: Издательский центр "Академия", 1998. - 240с.

.Безруких М.М., Логинова Е.С. Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет с СДВГ. // Альманах "Новые исследования" - М: Издательство "Вердана", 2008, №4 (17) - 88с.

.Войнов В.Б. Информативные показатель готовности детей к школьному обучению // Наука и образование. №1, 2003-с. 208-214.

.Кириллова Т.Г. Возрастные, половые и индивидуальные аспекты функциональной готовности организма детей к обучению в школе. Автореферат, диссертации кандидата биологических наук. Ростов-на-Дону, 1999, 22 с.

.Кольцова М.М. Движение и развитие моторной речи. М.: Наука, 1973. 144с.

.Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М.: Просвещение, 1986. - 144с.

.Смирнов В.Н. Нейрофизиология и ВНД детей и подростков. - М: Издательский центр "Академия" - 2000 - 400 с.

.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Поленова М.А. Современные проблемы школьного образования: пути гигиенической оптимизации. // Вестник Российской академии медицинских наук. №5, Москва: 2009. - с.80-86.

.Трохимчук Л.Ф., Шквирина О.И., Бабенко Т.И., Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка: Учебное пособие. - Ростов - на - Дону: РГПУ, 1994, 64 с.

.Шквирина О.И. Физиологические основы речи и её развитие в онтогенезе. Лекция 2 - Ростов - на - Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - 96 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!