Заработная плата в современной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,72 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Заработная плата в современной экономике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА ТЕХНОЛОГИЙ БГУ

Кафедра логистики










Курсовая работа

по дисциплинам «Микроэкономика»

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ


Иванова Петра Ивановича





МИНСК 2016

Оглавление

Введение

. Заработная плата как регулятор отраслевого рынка труда

.1 Понятие заработной платы, ее формы и виды

.2 Регулирование заработной платы на предприятии и определение ее оптимального уровня

.3 Инвестирование в специфичность активов на предприятии

. Государственная политика в области регулирования заработной платы

.1 Зависимость производительности труда и заработной платы в национальной экономике

.2 Методы государственного регулирования заработной платы

. Анализ производительности труда и заработной платы в Республике Беларусь по сравнению с Францией

.1 Анализ производительности труда в Республике Беларусь и Франции

Заключение

Приложения

Введение

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в национальной экономике, позволяет утверждать, что текущий этап экономического развития Республики Беларусь характеризуется наличием «ловушки среднего дохода», поскольку почти пять лет средняя заработная плата в стране не может перейти границу 500 долл. США. Макроэкономические причины указанной ситуации состоят в том, что экономика Беларуси, с одной стороны, пока не в состоянии конкурировать с экономиками развитых стран, рост которых опирается на высококвалифицированную рабочую силу и увеличение общефакторной производительности путем внедрения инноваций, с другой - уже не может конкурировать с экономиками развивающихся стран, рост которых основан на дешевой рабочей силе. В этой связи наиболее реальным способом выхода из «ловушки среднего дохода» в настоящее время является существенный рост производительности труда в экономике с целью получения конкурентного преимущества по соотношению производительность/заработная плата.

Осознание данной ситуации со стороны органов государственной власти Беларуси нашло выражение в целом ряде программных документов.

В то же время, несмотря на наличие большого количества программных документов, в которых повышение производительности труда рассматривается как главная задача текущего этапа экономического развития, она далека от своего решения. В этой связи актуальным является определение путей повышения производительности труда в национальной экономике Беларуси.

1. Заработная плата как регулятор отраслевого рынка труда

.1 Понятие заработной платы, ее формы и виды

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Также имеют место и другие определения заработной платы:

·              цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе.

·              выраженная в денежной форме часть совокупного общественного продукта, поступающая в личное потребление трудящихся в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

·              часть затрат на производство и реализацию продукции, направляемая на оплату труда работников предприятия.

В ст. 57 ТК Республики Беларусь указано, что заработная плата - совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Однако необходимо знать, что термин «заработная плата» может рассматриваться как важнейший институт отрасли трудового права, как институт науки трудового права, как раздел учебной дисциплины. Как институт отрасли заработная плата представляет собой обширную совокупность правовых норм, регулирующих все отношения в сфере заработной платы. В эту совокупность включаются законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь, инструкции министерств и госкомитетов, постановления и решения местных органов самоуправления. Сюда же включаются и локальные нормы, регулирующие заработную плату в конкретном учреждении. Заработная плата как институт науки трудового права включает в себя учения о заработной плате, о ее системах и формах, учения о тарифной системе и ее элементах. Этот институт науки вырабатывает основные термины, применяемые при изучении заработной платы, дает сравнительные знания о заработной плате в Республике Беларусь и в странах ближнего и дальнего зарубежья и другие научные проблемы.

Различают реальную и коммунальную заработную плату.

Реальная заработная плата = индекс роста номинальной заработной платы, поделенный на индекс роста цен на товары и услуги.

Если индекс потребительских цен превышает 5% нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, то производится индексация заработной платы (ст. 58 ТК Республики Беларусь).

Порядок осуществления индексации предусмотрен Инструкцией «О порядке индексации доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги», утвержденной постановлением-приказом Минтруда и Минфина Республики Беларусь от 18.03.1999 г. № 26/55.

Следует помнить, что законодательно закреплен минимальный размер заработной платы, который определяется исходя из минимального потребительского бюджета и устанавливается Правительством Республики Беларусь. Порядок установления прожиточного минимума предусмотрен Законом от 06.01.1999 г. № 239-3 «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь».

Под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. С этим понятием тесно связано понятие «потребительская корзина», которая представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Виды заработной платы:

2.      Реальная заработная плата - то количество, которое можно приобрести за номинальную заработную плату.

Факторы, влияющие на размер реальной заработной платы:

1.      Величина номинальной заработной платы - чем выше номинальная, тем, как правило, выше реальная заработная плата. В реальности рост заработной платы номинальной может компенсироваться ростом цен.

2.      Количество и ставки налогов - чем больше налогов и (или) выше их ставки, тем ниже реальная заработная плата и наоборот.

3.      Уровень цен и товаров на товары и услуги - чем выше цены <#"874366.files/image001.jpg">

Рис. 1. Динамика изменения реальной заработной платы 2010-2014г.

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 36% приходится на обрабатывающие производства, 20% - на строительство, 13% - на транспорт, 11% - на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки, 7% - на добычу полезных ископаемых, 6% - на научные исследования и разработки.

Реальные располагаемые денежные доходы населения, по предварительным данным, снизились в июне на 2,9% к соответствующему периоду прошлого года, тогда как в мае прирост составлял 6,5% соответственно. Во II квартале динамика реальных располагаемых денежных доходов населения к соответствующему периоду прошлого года перешла в положительную область, составив 1,6% после снижения в I квартале на 2,5% соответственно.

 

Рис. 2. Динамика изменения реальных располагаемых доходов населения Беларуси 2010-2014г.

труд заработный плата экономика

Вместе с тем в целом за период с начала года снижение составило 0,2% относительно соответствующего периода 2013 года. Рассмотрев динамику изменения заработной платы и реальных располагаемых доходов населения можно сделать вывод, что темпы роста данных показателей значительно снизились, в связи с последними событиями в мировой экономике и политике. Таким образом, взаимосвязь заработной платы и производительность труда прямопорпорциональны, но при этом необходимо знать, что темпы роста данных показателей в отдельности должны быть разумными.

.2 Методы государственного регулирования заработной платы

Можно выделить законодательные, экономические, административные, согласительные методы.

Вместе с тем любой регулятор, а особенно экономический, включает в себя элемент администрирования, ибо контролируется государственной службой. В свою очередь, каждое административное решение выходит на экономику в том смысле, что косвенно сказывается на поведении хозяйствующих субъектов. Устанавливая прямой контроль <http://baza-referat.ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C> над ценами, государство <http://baza-referat.ru/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственную программу, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д.

Приходится приспосабливаться к потребителям - изменять структуру текущего спроса, а также соотношения между его объемом и суммой сбережений. Здесь могут присутствовать и элементы соглашений - относительно каких видов товаров, каких размеров предельного повышения цен государство <http://baza-referat.ru/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> устанавливает свой контроль. Как правило, свои решения правительство закрепляет в соответствующих постановлениях и т.п., которые после принятия имеют силу закона. Законодательные методы. Важное место в регулировании доходов занимают вопросы разработки его законодательной и нормативной базы, которая является исходным моментом всего процесса <http://baza-referat.ru/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81> регулирования. Нормативы используются для расчетов <http://baza-referat.ru/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B> нормативных потребительских бюджетов <http://baza-referat.ru/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82>, нормы рабочего времени - для определения режимов рабочего времени, длительности отпусков на предприятиях, предельные нормы загрязненности окружающей среды - для приложения соответствующих средств и технологий, очистных сооружений, создания безопасных условий труда; ставки налогов - для удержания подоходного налога, налогов с юридических лиц (включая социальные налоги <http://baza-referat.ru/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8> и др

Административные методы. Эти методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула или риска экономического (финансового) ущерба. Они базируются на силе власти и включают в себя меры запрета, разрешения или принуждения. Экономические и административные методы имеют некоторое сходство и противоположность. Административные методы ограничивают свободу экономического выбора. Государственный контроль может быть всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, потребительские качества продукции, издержки <http://baza-referat.ru/%D0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B8>, заработную плату, прибыль <http://baza-referat.ru/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D1%8C>, т.е. весь хозяйственный механизм. При таком подходе не только не будет экономической свободы, но не будет никакой экономической выгоды, скорее всего, может быть ущерб, сужение мотивации <http://baza-referat.ru/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> к предпринимательской деятельности и т.д. Согласительные методы (социальное партнерство <http://baza-referat.ru/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>). Во многих странах эти методы находят широкое распространение и считаются самыми экономичными и "бескровными". Социальное партнерство <http://baza-referat.ru/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> - согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов. Интересы работодателей представляют предприниматели.

Профсоюзы <http://baza-referat.ru/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D1%8B> же в качестве работодателя рассматривают преимущественно органы государственного управления. При этом и предприниматели, и профсоюзы <http://baza-referat.ru/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D1%8B> используют для реализации своих интересов в основном формы внешнего давления на правительство (забастовки, демонстрации) вместо поиска компромиссного <http://baza-referat.ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81> решения. В соглашениях разного уровня, в отраслевых и региональных тарифных соглашениях - на отраслевом и территориальном <http://baza-referat.ru/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC> уровнях, в коллективных договорах <http://baza-referat.ru/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80>- на предприятиях) отражаются вопросы о размерах минимальной оплаты труда, тарифных ставок, социальных выплат о порядке индексации доходов, продолжительности рабочего времени, о возмещении вреда, гарантиях трудовых прав, охране труда, об обеспечении жильем и другие. Размеры, варианты <http://baza-referat.ru/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B>, возможности их реализации на отдельных уровнях различны в силу объективных и субъективных причин.

Коллективные договоры <http://baza-referat.ru/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8B> на предприятиях (ворганизациях <http://baza-referat.ru/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>) наиболее детализированы. Коллективно-договорная система является эффективной формой регулирования заработной платы лиц наемного труда. Законодательная база регулирования коллективных договоров <http://baza-referat.ru/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80> нуждается в улучшении. Самое главное - это выполнение заключенных соглашений, их всеобъемлющий характер <http://baza-referat.ru/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80>, повышение качества разработки соглашений, включение в них проблем занятости, установление предельного размера безработицы тарифное регулирование оплаты труда (не абсолютные значения, а относительные - в виде пропорций) и т.д.

3. Анализ производительности труда и заработной платы в Республике Беларусь по сравнению с Францией


Результаты сравнительного анализа величины производительности труда на душу населения и одного занятого в Беларуси, некоторых развитых и развивающихся странах представлены в приложении А.

Таким образом, на основе данных, представленных в приложении А, можно утверждать, что:

по уровню производительности труда на душу населения Беларусь в целом соответствует группе рассматриваемой стране (17852 против 19855 междунар. долл. в 2015 г.). Однако если темпы роста данного показателя за период 2005-2015 гг. у Беларуси фактически равны аналогичному среднему значению для выбранной страны (Франция) (134% против 135%), то в период 2012-2015 гг. они ниже (108% против 111%), что в среднесрочной перспективе грозит снижением конкурентоспособности среди развитых и развивающихся стран Европы. Положительной тенденцией является существенное превышение реальных темпов роста рассматриваемого показателя для Беларуси над темпами его роста для Франции в анализируемом периоде - 34,05% против 135,06% в 2005-2015 гг., 112,55% против 107,90% в 2010-2013 гг.;

по уровню производительности труда на одного занятого ситуация для Беларуси лучше, чем на душу населения. Положительной тенденцией является существенное превышение реальных темпов роста рассматриваемого показателя для Беларуси над темпами его роста для Франции в анализируемом периоде - 137,15% против 102,43% в 2014-2005 гг. По нашему мнению, более высокая по отношению к рассматриваемым странам производительность труда на одного занятого в Беларуси по сравнению с данным показателем на душу населения может быть объяснена относительно меньшей численностью вовлеченного в экономическую деятельность населения как вследствие его худшей половозрастной структуры (например, относительно большая доля пенсионеров), так и, возможно, влиянием неофициальной занятости.

В том или ином случае увеличение численности занятого населения является в Беларуси в настоящее время существенным положительным фактором роста производительности труда на душу населения, а следовательно, и его уровня жизни.

Для поддержания полной занятости и выплаты растущей реальной заработной платы государство активно использует рычаги влияния на экономику, часто в ущерб эффективности. В частности, в Беларуси сохраняются мягкие бюджетные ограничения, а высокие реальные процентные ставки позволяют поддерживать инфляцию на более низком уровне. При этом с каждым годом государство все больше вмешивается в процесс установления заработной платы. Именно путем ограничения роста заработной платы на более успешных предприятиях и организациях можно повышать средний уровень оплаты труда в экономике в целом, не допуская высокой инфляции. Очевидно, что по мере увеличения степени перераспределения потенциал для роста фонда оплаты труда сокращается, поскольку перераспределение дестимулирует не только наиболее эффективных работников, но и наименее эффективных за счет обеспечения роста уровня благосостояния без адекватного увеличения производительности.

Сравним фонд оплаты труда в Беларуси и Франции. Данные отражены в приложении Б.

На основании данных в приложении Б можем сделать вывод, что сглаживание диффернциации в оплате труда в Республике Беларусь негативно влияет на рост фонда оплаты труда. Рост заработной платы в Республике Беларусь очень умеренный хотя экономика растет быстрее чем в странах соседках (в нашем примере Франция). Для сравнения заработная плата во Франции в 2015 году составила 3550 долл. США, а в Беларуси 450 долл. США. Беларусь быстро догнала европейские страны по уровню цен, а от показателей оплаты труда значительно отстает. Таким образом можно сделать вывод, что разница в оплате труда является хорошим показателем цены отложенных реформ для Беларуси.

Заключение

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

. Производительность труда на душу населения в Беларуси не является катастрофически низкой. Однако проблемой является замедление темпов роста данного показателя по сравнению с Францией и другими развивающимися странами, в том числе входящими в ЕАЭС. При сохранении указанной тенденции это в среднесрочном периоде приведет к снижению конкурентоспособности страны как по отношению к странам Прибалтики и ЕАЭС, экспорта на традиционные рынки сбыта, относительных величин заработной платы и оттоку из страны квалифицированной рабочей силы. По отношению к развитым странам, лишенным возможности присваивать природную ренту в существенных объемах (Франция, Япония, Великобритания), производительность труда на душу населения в Беларуси ниже в 2-2,5 раза. Но существенное превышение темпов роста данного показателя в Беларуси над темпами его роста в развитых странах позволяет утверждать о наличии реальных возможностей по преодолению данного разрыва в среднесрочной перспективе (конечно при условии реализации необходимых мер).

. Производительность труда на одного занятого в Беларуси в среднем выше по отношению к аналогичному показателю рассмотренной страны, чем производительность на душу населения. Выше и темпы его роста. Это можно объяснить влиянием относительно меньшей численности вовлеченного в экономическую деятельность населения в Беларуси по сравнению с исследуемыми странами. Причинами данной ситуации могут быть и худшая половозрастная структура населения - большая доля пенсионеров, относительно низкая доля мужчин в группах населения предпенсионного и пенсионного возраста и, возможно, неофициальная занятость. Вовлечение в экономическую деятельность дополнительной рабочей силы и увеличение занятости позволит при прочих равных условиях увеличить производительность труда на душу населения. Для этого необходимо, во-первых, повысить среднюю продолжительность жизни населения (особенно мужчин), во-вторых, качество медицинского обслуживания, в-третьих, рассмотреть вопрос повышения пенсионного возраста.

. Низкие значения производительности труда в Беларуси в большой степени обусловлены отставшей от современных тенденций структурой экономики, низкой долей сферы услуг (финансовых, здравоохранения, транспорта, связи и др.) в ВВП. При этом структура экономики Беларуси недостаточно современна не только по отношению к развитым странам (в данной работе Франция), но и развивающимся, таким как страны Прибалтики и даже Россия.

Таким образом, повышение производительности труда в Беларуси невозможно без структурного реформирования и диверсификации экономики, повышения доли сферы услуг в ВВП, реформирования и модернизации инфраструктурных отраслей, корпоративного управления на основе западных стандартов к его организации и контролю, развития конкуренции и повышения эффективности антимонопольного регулирования, модернизации, внедрения трудосберегающих технологий и современных форм организации оказания услуг.

Список использованных источников

1. Беларусь и страны мира: стат. сб. // М-во статистики и анализа Респ. Беларусь. -2014. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/bgd/public_compilation/index_577.

. Боломчук, Б.В. Механизм управления диверсификацией деятельности промышленных предприятий / Б.В. Боломчук, Н.П. Драгун // Проблемы управления. -2010.

. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. - М.: ДИС, 2012. -

. Вводный курс по экономической теории / Г.П. Журавлева. - М.: ИНФРА-М, 2001

5. Дянков, С. Как не попасть в ловушку среднего дохода / С. Дянков // Forbes. -2014. - Режим доступа: <http://www.forbes.ru/mneniya> column/konkurentsiya/250548-kak-ne-popast-v-lovushku-srednego-dokhoda.

. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы // М-во экономики Респ. Беларусь. - 2011. - Режим доступа:://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P31100136.

. Приоритетные направления развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года // М-во экономики Респ. Беларусь. - 2012. - Режим доступа: www.economy.gov.by/nfiles/001938_612469_Koncepc.doc. -

. Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы// Совет Министров Респ. Беларусь. - 2011. - Режим доступа:://www.government.by/ru/events_pdp_2011-2015.

. О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 год: Указ Президента Республики Беларусь от 01.12.2014 г. № 550.

11. Азрилян А.Н. Большой экономический словарь. - М.: Институт новой экономики, 2010.

. Мерзляков И.П. Становлении рыночной экономики. - М.: АСТ

. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М.: Прогресс

. Максимова В.Н. Шишов А.В. Рыночная экономика. Учебник. - М.: СОМИНТЕК, 2013.

. Макконнелл К., Брю С. Экономика. Принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 2011.

. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: Учебник/ 2-е изд. Москва, 2014

. Конкуренция и антимонопольное регулирование / А.Г. Цыганова. - М.: Логос, 2011.

. Корельский В.М. Теория государства и права. - М.: Прогресс, 2012.

. Бартенев С.А. История экономических учений. - М.: Юристъ, 2011

. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2011

Похожие работы на - Заработная плата в современной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!