Деятельность предприятия в рыночной среде

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,42 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деятельность предприятия в рыночной среде















Деятельность предприятия в рыночной среде

План

рынок маркетинговая информация конкурентоспособность

1. Рыночная среда функционирования предприятий и организаций

2. Маркетинг: понятие, концепция и стратегия

3. Маркетинговая информация и исследование рынка

4. Общая характеристика продукции и услуг

5. Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)

Литература

1 Рыночная среда функционирования предприятий
и организаций

Существует большое количество подходов к определению понятия рынка.

В широком понимании рынок - это основа проявления экономических отношений между людьми, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

В более узком смысле, рынок - это сфера товарного обращения и связанные с ней товарно-денежные отношения, возникающие между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) в процессе купли-продажи товаров.

Таким образом, рынок - это совокупность форм взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения субъектами хозяйствования, взаимодействие которых, как покупателей и продавцов, приводит к возможности совершать обмен, то есть возможности продавцам продать, а покупателям - купить необходимые товары.

Рынок - это сложный объект, который состоит из широкого спектра отдельных частей и элементов. Такое многообразие составляющих и специфика функционирования каждого элемента определяют основные функции, выполняемые рынком:

Рынок является средством связи, коммуникации продавцов товара и покупателей.

К продавцам относятся следующие группы контрагентов рынка: товаропроизводители, то есть предприятия, которые реализуют свои товары и услуги; рабочая сила, которая продает свои способности к труду; собственники всех видов производственных ресурсов, которые продают свои ресурсы или предоставляют возможность их использовать на определенных условиях.

К покупателям относятся потребители, которые приобретают предлагаемые товары и услуги. Покупателями могут выступать как частные лица, так и фирмы, приобретающие ресурсы (живой труд, сырье, капитал), с помощью которых они намерены осуществить производство своих товаров и услуг.

Часто на рынке один и тот же субъект выступает и продавцом, и покупателем.

В результате взаимодействия продавца и покупателя рынок устанавливает взаимоприемлемые и для первого, и для второго цены на товары (услуги), стимулируя тем самым их производство и сбыт.

Рынок, как средство взаимосвязи продавцов и покупателей, предоставляет информацию о том, что именно хотят продать продавцы (и по какой цене) и что именно приобрели бы или приобретут в будущем покупатели. При этом рынок не обязательно должен быть каким-то конкретным, географическим местом. Любой источник предоставления информации о продаже или покупке товаров и услуг формирует рынок этих товаров.

Рынок обеспечивает обмен информацией (изменение спроса, предложения и др.), предоставляет возможность его участникам довольно быстро реагировать на конъюнктурные изменения и в соответствии с ситуацией изменять цены. В свою очередь, цены действуют как сигнал для продавцов и покупателей, сообщают им информацию о дефиците товаров, услуг, ресурсов или об их излишке.

Рынок в целом характеризуется сложной и разветвленной структурой. Классификация рынков происходит по ряду признаков:

по элементам рыночной инфраструктуры;

по экономическому назначению объектов рыночных отношений;

по географическому положению и масштабам, границам, которые его характеризуют;

по степени ограничения конкуренции;

по сферам производства и услуг;

по характеру и размерам продаж.

Первый признак классификации рынка, предполагает выделение трех основных элементов:

рынка товаров и услуг;

рынка факторов производства;

финансового (или денежного) рынка.

Рынок товаров и услуг включает в себя огромное количество специальных рынков купли-продажи соответствующих товаров, а также предполагает наличие и функционирование таких структур, как товарные биржи, организации оптовой и розничной торговли, маркетинговые и посреднические организации.

Рынок факторов производства объединяет процессы купли-продажи этих факторов: земли, труда, капитала, предпринимательских способностей. При этом такой фактор производства, как земля, содержит в себе не только непосредственно определенные участки земли, используемые для производства, но и естественное сырье, которое добывается из недр земли или получаемое в результате ее использования (например, продукция растениеводства).

Фактор производства в виде живого труда предполагает использования услуг всех работников (рабочих, специалистов, технических служащих, управленческого персонала, отдельных предпринимателей). Рынок труда предусматривает наличие такого важного инструмента этого вида рынка, как биржа труда, где непосредственно формируется спрос на рабочую силу различного вида и квалификации и предложение этой рабочей силы. Кроме этого, важной функцией биржи труда является формирование резерва рабочей силы, подготовка и переподготовка кадров (в первую очередь, безработных), организация общественного труда для обеспечения занятости население.

Такой фактор производства, как капитал, содержит в себе все средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств, а также денежные средства, которые могут быть использованы на приобретение этих средств производства.

Финансовый (денежный) рынок охватывает процессы купли-продажи, передачи во временное пользование финансовых средств - денег, облигаций, акций, казначейских и банковских обязательств и др.

Единым товаром на таком рынке выступают деньги, представленные в денежной форме или в одном из видов ценных бумаг. Универсальный характер этого товара состоит в том, что при необходимости он превращается в каждый из факторов производства. Чаще всего финансовый рынок предполагает функционирование фондовой и валютной бирж.

Второй признак классификации элементов рынка - по экономическому назначению объектов рыночных отношений - предполагает выделение более мелких сегментов рынка в виде:

рынка потребительских товаров и услуг;

рынка товаров производственного назначения;

рынка новых идей, технологий, проектов (ноу-хау);

сырьевого рынка;

рынка труда;

рынка ценных бумаг;

рынка вторичного сырья и др.

По географическому положению и границам распространения рынок подразделяется на следующие виды:

местный (региональный) рынок;

национальный (в границах страны) рынок;

мировой рынок.

По степени ограничения конкуренции различают:

свободный рынок;

рынок монополистической конкуренции;

олигополистический рынок;

чистую монополию.

Такого рода классификация охватывает различные аспекты рынка любого товара (например, количество фирм, технология производства, типы продаваемых товаров и т. п.), что влияет на поведение и деятельность фирм.

Степень ограничения конкуренции определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способны влиять на рынок, то есть влиять на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньшее влияние оказывают на рынок отдельные фирмы, реализующие на нем свои товары, тем более конкурентным считается рынок. Высшая степень конкурентности рынка характерна для свободного рынка (рынка свободной конкуренции). Каждый очередной вид рыночной структуры представляет все более высокую степень ограничения конкуренции.

Особенности видов рынка в зависимости от степени развития конкуренции на них будут рассмотрены в специальном разделе курса.

По отраслям сфер производства и услуг можно выделить огромное количество субрынков, которые характеризуют соответствующие области экономики:

топливный рынок (угольный, нефтяной, газовый и др.);

автомобильный рынок (рынок грузовых, легковых автомобилей, автобусов и др.)

компьютерный рынок;

рынок хлебопродуктов и т. п.

По характеру и размерам продаж различают:

оптовый рынок;

розничный рынок.

Нетрудно заметить из приведенной выше классификации видов и элементов рынка, что в указанных рамках осуществляется деятельность по производству и обмену (продаже и покупке) товаров или услуг на рынке. Если же любые товары, блага, услуги предоставляются бесплатно, без установления цены на них, и соответственно не осуществляются соглашения купли-продажи, то такая деятельность носит название нерыночной. Типичными примерами нерыночной деятельности являются решения вопросов национальной обороны, органов внутренней и внешней безопасности, охраны природы, социального обеспечения, пенсионного обслуживания. Источниками такой деятельности выступают бюджеты (государственный и местные), формируемые за счет соответствующих поступлений от налогов, пожертвований, благотворительной деятельности и др.

Важнейшим условием любого рынка является возможность получить права собственности на тот товар, за который продавец платит или отдает по бартеру другой товар. Это относится к покупателям. Право собственности предполагает наличие права владения, распоряжения и пользования данным товаром. Для приобретения этих прав покупатель совершает сделку купли-продажи. Это же относится и к продавцам: они делают свой товар только потому, что надеются, предполагают передать свои права собственности на него в обмен на деньги или другой товар.

Итак, любой рынок может функционировать только по товарам, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться другому собственнику. Отсутствие этих условий лишает стимула и на производство данного товара, и на его покупку, сбыт.


При выходе на рынок предприятие вступает в условия твердой конкуренции. В этих условиях можно успешно работать, лишь применяя современные методы управления, в том числе и маркетинг.

Под маркетингом понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к товару для более обоснованной ориентации научно-технической и производственно-сбытовой деятельности предприятия на выпуск конкурентоспособных видов продукции с целью получения планированного размера прибыли.

Концепция маркетинга состоит в том, что вся деятельность предприятия, включая программы научно-технических исследований, производства, капиталовложений, финансов, использования рабочей силы, а также программы сбыта, технического обслуживания, основываются на современном состоянии потребительского спроса и прогнозировании его изменений в перспективе.

Применения данной философии допускают два направления активности фирмы:

Систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевых групп потребителей, а также разработка эффективных товаров и услуг, что позволяет компании обслуживать избранные группы покупателей лучше, чем конкуренты, и этим обеспечить себе устойчивое конкурентное преимущество. Это круг задач стратегического маркетинга.

Организация сбыта, продажи и политики коммуникаций для информирования потенциальных покупателей и демонстрация отличительных качеств товара при снижении затрат на поиск покупателей - такова роль операционного маркетинга.

Эти два подхода дополняют друг друга и находят свое конкретное применение в рамках маркетинговой политики фирмы.

Операционный маркетинг - это активный процесс продвижения товаров (продукции) с краткосрочным горизонтом планирования, направленный на уже существующие рынки. Это классический коммерческий процесс получения заданного объема продаж путем управления потоками товаров, методами сбыта, ценами и коммуникациями продвижения товаров.

Основная цель операционного маркетинга - генерация доходов от продаж, то есть целевой оборот. Это означает продавать, а также получать заказы на приобретение продукции путем использования наиболее эффективных методов продаж при одновременной минимизации затрат. Цель достижения определенного объема продаж трансформируется в программу для отдела сбыта. Таким образом, операционный маркетинг является определяющим элементом, который оказывает непосредственное влияние на краткосрочную рентабельность фирмы.

Активность операционного маркетинга - решающий фактор в деятельности фирмы, особенно на тех рынках, где конкуренция обострена. Любой товар, даже самого высокого качества, должен иметь цену, приемлемую для рынка, быть доступным в сбытовой сети, приспособленным к предпочтениям целевых потребителей и иметь коммуникационную поддержку, которая способствует продвижению товара на рынке и подчеркивает его отличительные качества. То есть, операционный маркетинг - это коммерческий рычаг фирмы, без которого даже наилучший стратегический план не может привести к удовлетворительным результатам. Однако очевидно, что без солидной стратегической базы абсолютно рентабельного операционного маркетинга не бывает.

Стратегический маркетинг - это, прежде всего, анализ потребностей физических лиц и организаций. Роль стратегического маркетинга состоит в прослеживании эволюции заданного рынка и выявлении различных существующих и потенциальных рынков или их сегментов на основе анализа потребностей.

Выявленные товарные рынки представляют собой экономические возможности, привлекательность которых следует оценить. Привлекательность товарного рынка количественно измеряется понятием «потенциал рынка», а динамично характеризуется продолжительностью своего существования, или «жизненным циклом». Для конкретной фирмы привлекательность товарного рынка зависит от ее конкурентоспособности, другими словами, от ее способности удовлетворять потребности покупателей лучше, чем конкуренты.

Конкурентоспособность будет существовать до тех пор, пока фирма удерживает конкурентное преимущество или благодаря особым качествам, которые отличают ее от соперников, или в силу более высокой производительности обеспечиваются ее преимущества в затратах.

Таким образом, возрастание роли стратегического маркетинга состоит в том, чтобы нацелить фирму на привлекательные экономические возможности, то есть возможности, адаптированные к ее ресурсам и «ноу-хау», которые обеспечивают потенциал для роста и рентабельности. Процесс стратегического маркетинга имеет средне- и долгосрочные горизонты; задачами его являются уточнение миссии фирмы, определение целей, разработка стратегии развития и обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля.

. Маркетинговая информация и исследование рынка

Исследование рынка - это основа маркетинга. При этом происходит анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товаров. Программа комплексных исследований зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштаба производства экспортных товаров и других факторов. Можно выделить следующие основные разделы маркетингового исследования рынка для начала осуществления деятельности.

Изучения спроса. Первостепенное значение имеют выявление потребности в товаре, уровня покупательной способности, требования покупателей к товару, факторы покупательского поведения, а также перспективы изменения потребностей в товаре.

При выявлении потребности в товаре большое значение имеет показатель емкости рынка. Емкость насыщенного рынка оценивается на основе данных промышленной и внешнеторговой статистики. Статистические данные продаж конкретного товара следует изучать в динамике и в сопоставлении с динамикой факторов, их определяющих. Если рынок не насыщен, то при расчете емкости рынка важно определить потенциальный круг покупателей.

Изучения предложения. В анализе товара большое значение имеет количественная его оценка на местном рынке, оценка импорта, экспорта товара и изменение его запасов. Предложение товара количественно оценивается как сумма внутреннего производства и импорта товаров за исключением его экспорта с учетом изменения количества запаса товаров на складах.

Структура предложения, то есть степень обновления ассортимента, появление новых товаров, подвержена постоянным изменениям. Поэтому при анализе предложения конкретного товара большое значение имеет изучение состояния и тенденции развития мирового товарного рынка. Научно-технические прогнозы развития и совершенствования производства отдельного товара или отрасли в целом - один из важных аспектов исследования предложения товара.

Основными показателями, влияющими на изменение предложения товара, являются: объем капиталовложений в строительство, реконструкцию и модернизацию производства; объем выпуска продукции, величина отгрузки товара потребителям, запасы товаров на складах у производителя, посредников; темпы обновления продукции.

Изучение условий работы на конкретном рынке товара. Наряду с изучением деятельности фирм-продавцов и фирм-покупателей особенно важным является анализ коммерческой практики, которая сложилась на рынке, условий товародвижения и каналов распределения товаров, правовых вопросов, торгово-политических условий и др.

Изучение условий продвижения товаров предполагает выбор вида транспорта, который зависит от вида продукции, тарифов и ставок на различные типа транспорта (морской, речной, воздушный, железнодорожный, автомобильный), стоимости перевалочных работ и хранения грузов, ставок портовых сборов, степени механизации погрузочно-разгрузочных работ в отдельных пунктах, портах.

Рисунок 1 - Комплексный подход к исследованию рынка

Данная информация дает возможность экспортеру правильно установить цену с доставкой товара в нужный для покупателя пункт.

Исследование потенциальных возможностей фирмы. Анализируют результаты хозяйственной деятельности и финансовое состояние предприятия, сравнивая их с показателями деятельности аналогичных предприятий. Наряду с этим изучают и сравнивают показатели, указывающие на конкурентные преимущества производства: инновационный уровень, кадровый и ресурсный потенциал, мобильность и гибкость производства, систему стабильного обеспечения качества, а также на преимущества продукции, которая производится.

. Общая характеристика продукции и услуг

Хозяйственная деятельность предприятия направлена на получение прибыли, которая может быть получена благодаря преобразованию в денежный доход стоимости изготовленной продукции, выполненных работ и предоставленных услуг, когда они превращаются в товар и их получает покупатель. Таким образом, в процессе производства и реализации продукта воплощается известная схема преобразования: товар-деньги-товар.

Продукцию хозяйственной деятельности характеризуют натуральные и стоимостные показатели. Натуральные показатели определяют количество, массу, размер, материал, технические характеристики и т. п.

Стоимостные показатели характеризуют состояние объема продукции, которая производится в хозяйственном процессе. Различают валовую, товарную и реализованную продукцию.

В процессе производства продукция имеет форму незавершенной, некомплектной, готовой.

Готовая продукция характеризуется техническим уровнем, комплектностью, номенклатурой и ассортиментом.

Технический уровень продукции - относительная характеристика, которая определяется путем соотношения натуральных показателей, технических параметров изготовленной продукции с показателями наиболее современного аналога.

Комплектность продукции - это наличие всех необходимых составных частей (элементов, узлов, инструмента, приспособлений и т. п.), которые определяют пригодность продукта к использованию.

Номенклатура продукции - это систематизированный перечень готовых изделий, материалов, оборудования и т. п. Известна единая плановая и отчетная номенклатура изготовленной продукции.

Ассортимент - это совокупность разновидностей продукции каждого номенклатурного наименования.

. Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)

Проблема качества и конкурентоспособности продукции имеет в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Объективный фактор, который объясняет многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающих темпы экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой, - это качество создаваемой продукции.

Конечная цель любой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, то есть от того, насколько они лучше в сравнении с аналогами - продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают какую-то относительную интегральную характеристику, которая отражает его отличия от товара-конкурента и определяет его привлекательность в глазах потребителя. рынок конкуренция конкурентоспособность

Конкурентоспособность предприятия - это обобщающая оценка его конкурентных преимуществ в вопросах формирования ресурсного потенциала, качества удовлетворения потребительского спроса и достигнутой благодаря этому эффективности функционирования хозяйственной системы, которые имеют место на момент или на протяжении периода оценивания.

Конкурентное преимущество - преимущество, которое достигается, когда компания использует маркетинговую возможность, благодаря выпуску более совершенной продукции, более низкой цене, более разветвленной сети сбыта, лучшему сервису и более разнообразному ассортименту продукции в сравнении с конкурирующими компаниями.

Конкурентоспособность и качество - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

Свойство продукции - это объективная его особенность, которая проявляется при создании, потреблении или эксплуатации продукции.

Качество продукции - это совокупность свойств продукции, которые обуславливают его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойства продукции, которые определяют ее качество, можно разбить на две группы:

свойства, которые возникают как результат преобразований, происходящих в природе (механические, электрические, химические и др.);

свойства, которые получаются как результат производственной деятельности людей.

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, которые составляют ее качество, называется показателем качества продукции. Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предвиденные ценности могут со временем изменяться: то, что вчера удовлетворяло потребителя, сегодня может оказаться неприемлемым.

В зависимости от количества свойств, которые характеризуются, показатели делятся на единичные и комплексные.

Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия.

Комплексные показатели принято разделять на обобщающие (характеризуют наиболее важную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество), интегральные (отображают соотношения суммарного полезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации) и индексные (отображают соотношение качества разнородной продукции).

По применению показатели разделяются на абсолютные (выражаются в натуральных и стоимостных единицах) и относительные (характеризуют свойства в сравнении с базовым, эталонным или конкурирующим образцом).

По свойствам, которые характеризуются, показатели качества делятся на несколько групп.

Показатели назначения характеризуют сущность продукции, свойства, которые определяют способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, полезная работа, производительность, мощность).

Показатели надежности отражают способность изделия с течением времени выполнять необходимые функции в заданном режиме. Это показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности.

Показатели безопасности оценивают степень безопасности при эксплуатации (потреблении). Примерами могут служить время срабатывания защитных установок, степень изоляции.

Показатели технологичности описывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования и потребления. Примером может служить продолжительность подготовки к транспортировке.

Показатели стандартизации и унификации отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных частей в составе изделия.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.

Эргономические показатели отражают удобство и комфорт эксплуатации (потребления).

Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое влияние на человека. Здесь выделяют показатели художественной выразительности, рациональности форм, целостности композиции, совершенства производственного выполнения.

Экологические показатели отражают уровень вредных влияний на окружающую среду при эксплуатации (потреблении) продукции. Они определяют уровень опасных и вредных химических выбросов в окружающую среду, уровень акустических влияний, уровень электромагнитных, радиационных и других излучений.

Экономические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию (потребление). Примерами могут служить уровень потребления энергии, затраты на расходные материалы.

По элементам бизнес-процесса показатели качества делятся на следующие группы:

информационные (связанные с получением, переработкой и передачей информации);

материальные (включают обеспечение проведения входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов);

трудовые (показывают квалификацию персонала, уровень подготовки персонала в области качества);

организационные (отражают применение прогрессивных методов организации производства).

В условиях усиления конкурентной борьбы предприятие вынуждено все больше обращать внимание на проблемы качества. Потребители продукции, которая выпускается, становятся более требовательными и ожидают высокого уровня качества по низким ценам. В то же время покупателей не устраивают лишь заявления производителя об уровне качества продукции. Им необходимы подтверждения, гарантия того, что качество соблюдается. И таким видом гарантии становится сертификат, который подтверждает наличие на предприятии внедренной системы качества.

Национальные стандарты в области систем качества впервые были введены в Великобритании в 1983 г. Целью проведенной компании было внедрение на фирмах систем качества и создание методик сертификации таких систем. За Великобританией пошли и другие страны Европы. Однако настоящий бум внедрения систем качества в работу предприятий состоялся после издания в 1987 г. Международной организацией по стандартизации группы стандартов ІSО 9000 по управлению качеством и обеспечению качества. Стандарты ІSО носят рекомендательный характер, однако документы серии ІSО 9000 более чем в 90 странах приняты как национальные стандарты.

В ІSО 9000 устанавливаются единые международные стандарты на систему управления качеством в любой производственной или сервисной компании. Стандарт применяется именно к системе качества в виде задокументированной последовательности действий по реализации производственного процесса. Он содержит требования к построению такой системы, которая обеспечивала бы долгосрочную поддержку и повышение качества.

Важнейшим элементом в системах управления качеством является стандартизация - деятельность по созданию нормативов, которая определяет наиболее рациональные нормы, а потом закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики, требования к продукции или процессу.

Главная задача стандартизации - создание системы нормативно-технической документации, которая определяет прогрессивные требования к продукции, изготовленной для потребителей национальной экономики, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

Стандартизация основывается на ряде принципов:

повторяемость, охватывающая круг объектов, которые обладают общим свойством - повторяемость или во времени, или в пространстве;

вариантность охватывает рациональное многообразие и обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, которые входят в объект, подвергающийся стандартизации;

системность- определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собою внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации;

взаимозаменяемость предусматривает сборку или замену одинаковых компонентов продукции, изготовленных в разное время и в разных точках пространства.

Значения стандартизации постоянно возрастает. Без стандартов невозможно современное производство и производственная кооперация. Стандарты в рыночной экономике, являются одним из эффективных средств защиты потребительского рынка. Они оказывают большое влияние на процессы регулирования внешней торговли. Постоянно растут масштабы и влияние международной и региональной стандартизации.

Эффективность стандартизации проявляется через экономическую, социальную и коммуникативную функции.

Экономическая функция проявляется через систему достоверной информации о продукции; содействие конкуренции на основе представления возможности для объективного сравнения параметров продукции и распространения сведений о ее новых свойствах, методах испытаний и технологических достижениях предприятий, лидирующих на рынке; увеличение серийности и масштабов производства; достижение взаимозаменяемости и совместимости продукции и процессов; совершенствование управления производством.

Социальная функция стандартизации обеспечивает достижения уровня параметров и показателей продукции, которые отвечают требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, охраны окружающей среды и безопасности людей при производстве, использовании и утилизации продукции.

Коммуникативная функция оказывает содействие достижению необходимого взаимопонимания и упрощает восприятие разных видов информации на основе фиксации терминов и определений, условных знаков, символов и обозначений, установления единых правил оформления документов.

В Украине нормативные документы по стандартизации делятся на следующие категории:

государственные стандарты Украины;

отраслевые стандарты;

стандарты научно-технических и инженерных обществ и союзов;

технические условия;

стандарты предприятий.

В соответствии с нормативными документами Украины, государственная система стандартизации направлена на обеспечение:

реализации единой технической политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации;

защиты интересов потребителей в вопросах безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, взаимозаменяемости, совместимости продукции, ее унификации, качества продукции, потребностей населения и хозяйства в целом;

экономии всех видов ресурсов, улучшение технико-экономических показателей производства;

безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения естественных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизация в Украине осуществляется на основе следующих принципов:

учета уровня развития науки и техники, требований экологии, экономической целесообразности и эффективности для производителя и безопасности для потребителей и государства в целом;

гармонизации с международными, региональными и, в случае потребности, - с национальными стандартами других стран;

обеспечения соответствия требований нормативных документов законодательным актам;

участия в разработке нормативных документов всех заинтересованных сторон (разработчиков, потребителей, органов государственной власти и т. д.).

Литература

1. Новицкий Н.И. Основы менеджмента: Организация и планирование производства. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 208с.

. Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент): Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А. Одинцова и др.; Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. - М.:Высш. шк. , 2009.- 470 с.

Предпринимательство. Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.:ИНФРА-М, 2007. - 520с.

. Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004. - 240 с.

. Экономика и статистика предприятия. / Под ред. Ильенкова С.Д., Сиротиной Т.П., Москва, - 2008.

. Экономика предприятия М.С.Мокий Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина Москва, 2007.

. Экономика предприятия О.И.Волкова М Инфра - М, 2009г.

. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -718с.

. Экономика предприятия: Учебник/Под ред.А.Е.Карлика, М.Л.Шухгалтера. - М.: ИНФРА. - М., 2007.

. Экономический анализ в торговле: учеб. пособ. / под ред. М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2009.

Похожие работы на - Деятельность предприятия в рыночной среде

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!