Роль и основные направления обеспечения конкурентоспособности региона

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,83 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль и основные направления обеспечения конкурентоспособности региона

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ)

Гуманитарно-экономический институт имени В.С. Черномырдина

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»



Курсовая работа

По дисциплине: «Маркетинг территории»

На тему: Роль и основные направления обеспечения конкурентоспособности региона

Выполнила

студентка 2 курса очно-заочного отделения

группы 142-971

Исаханян М.М.

Проверил: Ватутина Л.А.


Москва 2016 г.

Содержание

Введение

. Понятие конкурентоспособности регионов

.1 Определение конкурентоспособности

.2 Факторы конкурентоспособности регионов

.3 Методика оценки конкурентоспособности регионов

. Конкурентоспособность Иркутской области

.1 Стратегический анализ развития территории Иркутской области

.2 Программа социально-экономического развития Иркутской области

Заключение

Список литературы

Введение

Конечная цель любой экономической системы - повышение уровня и качества жизни населения. В связи с этим возрастает значение не только экономико-социальных факторов, но и конкурентные аспекты регионов. В условиях нестабильного экономического развития, которое осложняется последствиями мирового финансового кризиса, именно конкурентоспособность становится решающим фактором, который способен обеспечить инновационное развитие России в целом и стратегическое развитие регионов.

В настоящее время повышение конкурентоспособности регионов поставлено в центр Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. Переход России на концепцию устойчивого развития в условиях усиления процессов глобализации мирового хозяйства обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования методов оценки и управления конкурентоспособностью, прежде всего, в региональных экономических системах. Усиление конкуренции между территориями приобретает все большую значимость, становясь ведущим принципом, определяющим будущую территориальную систему в России, Европе и мире.

Объектом исследования является обеспечение конкурентоспособности регионов на примере Иркутской области. В работе использовались данные Росстата по социально-экономическим показателям регионов России за 2014 г. Для выводов о сильных и слабых сторонах экономики области и путях её развития использованы данные Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы.

Целью настоящей работы является исследование современных факторов и форм повышения конкурентоспособности региона. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить методику оценки и исследовать факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов, провести анализ конкурентоспособности на примере Иркутской области, проанализировать проблемы повышения конкурентоспособности этой области.

1. Понятие конкурентоспособности регионов

.1 Определение конкурентоспособности

Существует множество определений конкурентоспособности региона. Приведем наиболее распространенные:

Под конкурентоспособностью региона следует понимать его роль и место в экономическом пространстве страны, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.)

Под конкурентоспособностью региона следует понимать обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели, адекватно характеризующие его состояние и динамику.

Под конкурентоспособностью региона понимается, прежде всего, наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях, как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.

Конкурентоспособность, как и конкурентный потенциал, обладает рядом признаков, в частности базовых и обеспечивающих. К базовым признакам конкурентоспособности относятся наличие у региона развитой системы производительных сил, включающей в себя природные богатства, научный потенциал, уровень применения достижений технического прогресса на предприятиях региона, степень развитости интеллекта жителей определенной территории и др. Обеспечивающие признаки конкурентоспособности региона - это система хозяйствования в нем: эффективность управления экономикой, скорость и простота протекания экономических процессов, в том числе финансовых, товарных и других. К обеспечивающим признакам конкурентоспособности относят и наличие разного вида инфраструктур региона, от производственной до рыночной. Именно полная обеспеченность региона инфраструктурами означает, что потенциальные возможности региона могут превратиться в его реальную конкурентоспособность и затем уже реализоваться в конкурентных преимуществах данного региона перед другими регионами.

Базовые и обеспечивающие характеристики конкурентоспособности постоянно взаимодействуют, создавая синергетический эффект осуществления этих характеристик в реальной действительности. Институциональная же характеристика конкурентоспособности региона оформляет названное выше взаимодействие ее базовых и обеспечивающих признаков. Одновременно чрезмерная развитость институциональной составляющей конкурентоспособности региона несет в себе угрозу самодостаточности функционирования, независимости от того, реализуется конкурентоспособность региона или нет. Иначе говоря, институциональная составляющая конкурентоспособности региона представляет собой форму взаимодействия названных выше признаков конкурентоспособности.

Конкурентоспособность региона включает в себя понятие риска как важнейшей характеристики хозяйственных процессов региона. Поэтому конкурентная позиция и характеристика конкурентоспособности как совокупности потенциалов вбирает в себя обоснование риска, присущего данному региону. Риск наличествует во всей системе потенциалов, характеризующих конкурентоспособность, и в конкурентной позиции региона, поскольку эта позиция может нести в себе разную степень риска хозяйствования, политического и социального поведения региона.

Конкурентоспособность региона - это экономическая категория, выражающая отношения взаимодействия системы производительных сил определенной территории, хозяйственных отношений и институциональной формы протекания названных процессов, осуществляющихся как синергетический эффект такого взаимодействия.

В экономической литературе последних лет широко распространено применение теории М. Портера, который характеризовал конкурентные преимущества стран.

Обеспечение конкурентоспособности конкретных стран осуществляются, по мнению Портера, на основе так называемого «правила ромба» (рис. 1), т.е. создания четырех основных предпосылок, которые государство старается поддерживать для своей экономики:

. Условия для факторов. Позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли. Например, эффективная система государственного образования, дороги, электросети и т.д.

. Состояние спроса. Характер и объем спроса на внутреннем рынке для своего продукта или услуг. Например, формирование платежеспособного спроса на новое жилье или страхование.

. Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне. Например, современные управляющие системы или двигатели для самолетов в России.

. Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в стране условия создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции. Например, сильная правовая защита собственности и акционеров.

Эти элементы тесно взаимосвязаны, причем действие одной из составляющих часто зависит от состояния трех остальных.

Собственно, речь у Портера идет не о конкурентоспособности, а о конкуренции и ее характеристиках. Однако в отечественной экономической литературе это выдается за характеристики конкурентоспособности Портера. Если принять эту посылку, то конкурентоспособность региона (понимая под регионом страны), по Портеру, характеризуется степенью развитости технологии, овладения факторами производства и сбыта, глобализацией стратегий как опережения в действиях своих конкурентов. Все названные характеристики действительно определяют реализацию конкурентоспособности региона, но не дают характеристику содержания самой конкурентоспособности региона.

Устойчивая стратегия, структура и соперничество



Условия для факторовСостояние спроса



Родственные и поддерживающие отраслиРисунок 1. Определители конкурентных преимуществ страны

Анализируя мнения, высказываемые разными авторами, можно придти к выводу, что под конкурентоспособностью региона понимается, прежде всего, наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира.

.2 Факторы конкурентоспособности регионов

Обозначим три группы взглядов по поводу факторов, обеспечивающих конкурентоспособность региона: кластерный подход, инновационная система регионов, все остальные факторы создания конкурентоспособного региона.

В соответствии с кластерной концепцией конкурентоспособность определённого региона зависит от наличия кластера взаимосвязанных отраслей. Кластеры - сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных предприятий, специализированных поставщиков услуг, а также связанные с их деятельностью некоммерческие организации и учреждения в определенных областях, конкурирующие, но и взаимодополняющие друг друга.

Вторую группу взглядов объединяет связывание конкурентоспособности региона с наличием инновационной системы. Они отражают факт накопления знания и роль исторического пути развития в обеспечении жизнеспособности (которая в эволюционной экономике отождествляется с конкурентоспособностью) регионов. Накопление знаний и институтов, способствующих нововведениям, согласно эволюционным теориям, повышает жизнеспособность регионов и имеет первостепенное значение в обеспечении национальной конкурентоспособности.

Ставка на инновации в конкурентной борьбе представляется сегодня перспективным подходом. Дело в том, что как бы ни был высок риск нововведений, неспособность к их осуществлению порождает ещё больший риск.

Ко всем остальным факторам создания конкурентоспособного региона в специальной литературе относят: 1. Территория. 2. Инвестиции в основной капитал. 3. Основные фонды. 4. Денежные доходы населения. 5. Кредиты, предоставленные экономике, банкам и населению. 6. Плотность железных дорог. 7. Плотность автомобильных дорог. 8. Численность занятых в исследованиях и разработках. 9. Трудоемкость ВРП. 10. Фондоемкость ВРП. 11. Электроемкость ВРП. 12. Доходоемкость ВРП. В качестве отдельного фактора выделяют образ региона, или в терминах экономической психологии, имидж региона, его репутация. Имидж региона может оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на поведение целевых потребителей. Управление имиджем служит повышению конкурентоспособности региона. Ряд исследователей утверждают, что качество продукции, производимой предприятиями региона, является значимым фактором конкурентоспособности региона.

Опыт оценки конкурентоспособности регионов России, проведенный разными авторами, показывает: суровые природно-климатические условия и географическое положение регионов не являются непреодолимой преградой на пути к высокому уровню внутренней конкурентоспособности (пример - Ханты-Мансийский округ, Якутия); внутренняя конкурентоспособность большинства российских регионов достигалась в результате работы реального сектора экономики; структура отраслей промышленности регионов с конкурентоспособной экономикой менее разнообразна и более однобока, чем других регионов России; регионы с конкурентоспособной экономикой обладают большим, чем другие регионы, числом конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность как важный элемент экономики региона обусловливается действием не одного, а, как правило, группы факторов. Поэтому, во-первых, суждение о конкурентоспособности, вынесенное на основании одного-двух факторов, может оказаться ошибочным. Во-вторых, отсутствие конкурентного преимущества по одному или группе факторов не означает неизбежную неконкурентоспособность экономической системы.

На одни из факторов конкурентоспособности, действующих на территории региона, хозяйствующие субъекты могут влиять, на другие - нет. К первым относятся, например, инвестиции в основной капитал и трудоемкость продукции, ко вторым - природные богатства территории, политика правительства, конъюнктура мирового рынка. Отсюда следует: Во-первых, внутренняя конкурентоспособность экономики региона зависит не только от его экономического потенциала и эффективности его использования, но и от состояния экономической системы в целом. Во-вторых, общество способно целенаправленно формировать конкурентные преимущества и тем самым противостоять негативному воздействию на конкурентоспособность не находящихся в данное время под его влиянием факторов и возникающим угрозам социально-экономическому развитию.

.3 Методика оценки конкурентоспособности регионов

Целесообразно выделить три проблемно-содержательных блока: 1) способность региона производить товары и услуги в условиях конкуренции с другими регионами; 2) способность региона удовлетворять потребности населения; 3) финансовая устойчивость региона.

При этом входящие в их состав показатели целесообразно разделить на 2 группы: прямые и косвенные. Прямые показатели первого блока характеризуют уровень производства товаров и услуг в регионе, а косвенные - наличие и использование конкурентных преимуществ как ресурсных (природно-ресурсный потенциал, финансовые ресурсы, основные производственный фонды и др.) так и технологических (инновационный потенциал).

Для оценки качества жизни предлагается использовать следующие блоки показателей, характеризующих уровень жизни населения: показатели, характеризующие объем потребления населения, условия жизни населения (обеспеченность населения потребительскими благами, экологическое благополучие региона), движение денежных средств и социальную дифференциацию населения, финансовое благополучие населения. Косвенные показатели - миграционный прирост населения, ожидаемую продолжительность жизни.

Для осуществления рейтинговой оценки финансовой устойчивости региона необходимо использовать и финансово-бюджетные показатели. При этом их величину необходимо скорректировать на величину регионального прожиточного минимума, что позволит в некоторой степени нивелировать ценовые диспропорции между различными территориями.

Возможны также различные методы оценки конкурентоспособности, построенные на основе статистических показателей, экспертных оценок, рангов. Самыми разработанными к настоящему времени являются методы оценки конкурентоспособности, применяемые на макроуровне, т.е. при межрегиональных сопоставлениях.

конкурентоспособность регион иркутский развитие


.1 Стратегический анализ развития территории Иркутской области

Иркутская область - субъект Российской Федерации <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F> в юго-восточной части Сибирского федерального округа <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8>. Общая площадь - 775 тыс. кв. км (4,6% площади Российской Федерации). Иркутская область занимает выгодное геополитическое положение на пересечении транспортных путей Европа - Азия. Конкурентные преимущества Байкальского региона - это прежде всего экономико-географическое расположение (в первую очередь кратчайшие транспортные маршруты Восток - Запад) в Азиатско-Тихоокеанском регионе, огромные запасы природных ресурсов (рудные и нерудные полезные ископаемые, водные биологические ресурсы, а также гидроэнергетические, лесные, рекреационные и другие ресурсы), привлекательных туристических активов, а также близость к крупнейшим мировым туристическим рынкам.

Иркутская область является крупным транспортным узлом на Транссибирской железнодорожной магистрали. Иркутская область богата полезными ископаемыми.

Иркутская область - крупнейший центр энергетики и энергоёмких производств, на территории региона действуют 4 гидроэлектростанции: Иркутская, Братская, Усть-Илимская, Мамаканская.

Численность населения области по данным Росстата составляет 2 412 800 чел. (2016). Плотность населения - 3,11 чел./км2 (2016). Городское население - 79,01 % (2015). Самые крупные города области - Иркутск <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA> (620 099), Ангарск <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA> (227 507) и Братск <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA> (236 313).

Численность населения Таблица 1

20062007200820092010201120122 526 9772 513 8082 507 6762 505 5772 428 7502 427 9542 424 35520132014201520162 422 0262 418 3482 414 9132 412 800

Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения) Таблица 2

200620072008200920102011201220132014-2,8-0,20,91,30,81,32,11,91,6

Иркутская область обладает богатой историей <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F>, поэтому, здесь в каждом селе <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%BE> есть архитектурно <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0>-исторические памятники <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA>. В области действует более шестидесяти музеев <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9>, 10 профессиональных театров, Иркутская областная филармония. На территории <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F> области <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_%28%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F%29> расположены уникальные природные <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0> объекты, прежде всего, озеро Байкал <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB> и Прибайкальский национальный парк <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA>. Привлекают туристов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82> и горнолыжные трассы <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B> в Байкальске <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA>. Достопримечательности области вошли в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176 <#"justify">Таблица 3

Сильные стороныСлабые стороныВозможностиУгрозыДемография 1. Население моложе трудоспособного возраста выросло с 2005 года на 1,5% и составило 20,6%. 2. Число родившихся на 1000 человек населения составляет 15,3 (в СФО - 14,7, по РФ - 13,3). 3. Естественный прирост населения в 2014 г. составил 1,5 (в СФО - 1,5, по РФ - 0,2) 1. Темпы роста численности населения на 01.01.2015 г. составили 99,9% (по СФО - 100,1%). 2.Коэффициент демографической нагрузки на 1000 человек трудоспособного возраста - 729 (в СФО - 718, лучшие показатели в Новосибирской области - 696). 3. Число умерших на 1000 человек населения составило 13,7, что больше чем в СФО (13,2) и РФ (13,1) . 1. Программой развития Иркутской области 2015г. предусмотрена реализация мероприятий по дальнейшему увеличению рождаемости и снижению смертности населения . 1.Население трудоспособного возраста с 2005 года уменьшилось на 5,7% и составляет лишь 57, 8%. Здравоохранение1. В Иркутской области трудятся более 11,8 тысяч врачей - на 2414900 жителей, среди них очень много талантливых, высококвалифицированных медиков.1.Проблемное состояние здоровья населения Иркутской области и низкие показатели продолжительности жизни, в том числе из-за высокой загрязненности окружающей среды. 2.Иркутская область испытывает серьёзный недостаток врачебного персонала: в области на 10 тыс. населения приходится 49 врачей(6 место по СФО). Заболеваемость на 1000 чел. населения составила 955,4 (2 место по СФО)1.В области работает приоритетный национальный проект «Здоровье», завершено строительство хирургического блока областного онкологического диспансера, перинатального центра в п. Усть-Ордынский, блока родильного дома г. Ангарска и др. 2. В программе социально-экономического развития на 2011-2015г. предусмотрено совершенствование деятельности медицинских организаций и кадровой политики для улучшения состояния здоровья населения1.На здоровье населения негативно влияет сильная загрязненность окружающей среды: наиболее заселенные и промышленно развитые районы и крупнейшие города Иркутской области являются зоной экологического бедствия из-за огромных объемов вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. 2. В результате интегральный показатель здоровья населения - ожидаемая продолжительность жизни - одна из самых низких в СФО - 66,87 лет (11 место)Образование, культура и спорт1. Численность учащихся общеобразовательных учреждений на начало 2014/2015учебного года в Иркутской области 283,3 тыс. чел., учащихся средних специальных заведений - 42,6 тыс. чел. (2 место по СФО) 2. Иркутская область отличается развитой высшей школой. Численность студентов ВУЗов на 10000 тыс. человек населения в Иркутской области 372 чел. (4 место по СФО) 3. Численность зрителей театров и посещений музеев на 1000 тыс. чел. составляет 231 и 413 чел. (5 место по СФО) 4. По числу стадионов, спортзалов и бассейнов область занимает 3-4 места в СФО1. Численность детей на 100 мест в организациях дошкольного воспитания 110 чел., что говорит об очередях в детские сады. 2.По числу пользователей библиотеками область занимает 6 место в СФО, а по библиотечным фондам на 1000 человек населения - 12 место в СФО 3.Недостаточно спортивных площадок и полей - 6 место по СФО1.Высокий уровень образования. 2. Множество муниципальных учреждений дополнительного образования. 3.В области работает несколько вузов, в том числе старейший в Восточной Сибири Иркутский университет, действует Иркутский научный центр Сибирского отделения РАН. Славится Иркутский Драматический театр им. Н.П. Охлопкова (основан в 1851).1.Повышенные доходы и высокий уровень образования нивелируется плохими показателями здоровья населения - в этом отражается несбалансированность экономического и социального развития области.Туризм1.Наличие транспортного узла железнодорожных, автомобильных и авиационных путей. 2. Нахождение на пересечении транспортных коммуникаций международного значения (Транссибирская магистраль) . 3. Наличие озера Байкал. 4. Наличие природных, архитектурных и исторических памятников 5. Интерес международных туристов к путешествиям в ещё неосвоенные массовым туризмом места (например, к Азиатско-Тихоокеанскому региону)1. Удаленность от западных и восточных границ страны, от морей и судоходных рек, имеющих выход к крупным портам. 2. Высокая транспортная составляющая расходов туристов. 3. Моральный и физический износ существующей материальной базы 4. Недостаточное количество средств размещения, оказывающих услуги на уровне категорий 3-4 звезд.1.Реализуется проект создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на Байкале 2.Нехватка квалифицированных кадров: гидов-переводчиков, экскурсоводов, недостаток обслуживающего персонала в сфере туризма вызывает повышение спроса на квалифицированные кадры. 3. Привлечение государственных и частных инвестиций в туристские проекты.1. Высокая зона сейсмичности. 2. Угроза устойчивому развитию туризма в связи с нарастанием экологических проблем. 3. Потенциальные экологические угрозы: увеличение загрязнения окружающей среды в связи с высокой концентрацией промышленных предприятий (БЦБК, Иркутская ГЭС, и др.), наводнения, сход снежных лавин.Доходы населения1. По среднемесячной зарплате Иркутская область занимает 22 место среди субъектов РФ и 3 место в СФО 2. Темпы роста заработной платы работников организаций составили 101, 3% (по СФО - 100,2%) 3. Величина прожиточного минимума в области составила 8629 руб. (IV кв. 2014 г.), что на 454 руб. выше чем по СФО (4 место)1. По уровню среднедушевых доходов населения (в месяц) область занимает 62 место в РФ и лишь 7 место в СФО 2.Относительно предыдущего года реальные денежные доходы населения составили 97,5% 3. Соотношение среднедушевых доходов с величиной прожиточного минимума 272,7% (в РФ - 401,2%)1. Программой предусматривается снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и совершенствование систем оплаты труда в отраслях бюджетной сферы. 2. По предварительным итогам 2015 года Иркутская область входит в десятку субъектов РФ, имеющих наименьший показатель роста цен на социально значимые продовольственные товары.1. Снижение доходов и уровня жизни населения в связи с экономическим кризисом и инфляцией в стране.Уровень безработицы1.Уровень экономически активного населения Иркутской области 1,7% (4 место в СФО)1. По уровню безработицы Иркутская область занимает 4 место в СФО1.Проводятся мероприятия активной политики занятости.1.Повышенный уровень бедности и безработицы, особенно среди молодежи.Инфраструктура1.Ввод в действие общей площади жилых домов 835,7 тыс.кв.м. (4 место по СФО) 2. По объёму строительных работ область занимает 3 место по СФО после Красноярского края и Кемеровской обл. 3. По удельному весу автодорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости дорог общего пользования область занимает 3 место в СФО..1.По общей площади жилых помещений в среднем на 1 жителя Иркутская обл. занимает 62 место по РФ и 6 место в СФО 2.По плотности дорог общего пользования с твёрдым покрытием на 1000 кв.км. территории (29 км.) Иркутская область занимает 8 место в регионе. Для сравнения - плотность дорог в Алтайском крае составляет 224 км. 3. По числу легковых автомобилей на 1000человек населения область занимает 7 место в СФО.1. Можно развивать строительный бизнес. 2. В Иркутской обл. нужно развивать дорожное строительство1.Люди не могут позволить себе автомобили.Торговля и услуги1.Темп роста оборота розничной торговли в области составил 100,6% к 2013 г. (4 место по СФО), тогда как по СФО наблюдалось снижение - 98,6% 2. Удельный вес расходов на ЖКХ от общей суммы потребительских расходов - 7,4, что значительно меньше, чем в остальных субъектах СФО (4 место)1.Оборот розничной торговли в Иркутской обл. -285855,7 млн. руб., что довольно средний показатель по СФО (6 место).1.В Иркутской обл. нужно развивать пищевую промышленность.2.В иркутской обл. коммунальные услуги дешевле. 3. В иркутской обл. люди могут пользоваться большим количеством услуг бесплатно.1.Люди в Иркутской области зарабатывают немного, поэтому уровень развития розничной торговли небольшой.Финансы и инвестиции1. Темпы роста сальдо финансового результата деятельности организаций в 2014 г. составили 149,1%, что гораздо выше показателей по СФО - 72,3% . В 2014 г. сальдо составило 198439 млн. руб. 2. По инвестициям в основной капитал на душу населения область занимает 4 место в СФО 3. Удельный вес показателя основные фонды в экономике составляет 1,4% (2 место в СФО после Красноярского края) 4. По поступлению налогов в бюджет России область занимает 3 место в СФО (22 место в РФ)1. Темпы роста инвестиций в основной капитал составили в 2014 г. 92,9%, тогда как по СФО этот показатель составил 96,3%1. Повышение эффективности использования бюджетных средств и платежеспособности консолидированного бюджета Иркутской области.1. Негативные явления, обусловленные влиянием мирового финансового кризиса

Изучая положение региона и данные Росстата, на основе SWOT - анализа можно сделать выводы, что Иркутская область вполне конкурентоспособна среди субъектов Сибирского федерального округа: обладает высоким интеллектуальным, промышленным и природным потенциалом, имеет выгодное географическое положение, собственный научно-образовательный комплекс. Сегодня основными отраслями для экономики области являются лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, горнодобывающая промышленность, машиностроение и др.

Иркутская область важнейший поставщик алюминия, нефтепродуктов, леса и целлюлозы, продуктов органического синтеза, каменного угля. По уровню промышленного роста, степени освоения природных ресурсов, специализации и концентрации промышленного производства она опередила многие другие области, края и республики Сибири и Дальнего Востока.

Однако, в регионе имеются социальные и экологические проблемы неблагоприятно влияющие на демографию, которые требуют решения для дальнейшего успешного развития Иркутской области.

За 2015 год в Иркутской области темпы роста основных экономических и социальных показателей по отношению к соответствующему периоду прошлого года составили (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области): объем промышленного производства - 104,5%; инвестиции в основной капитал (оценка) - 90,7%; оборот розничной торговли - 90,1%; реальные денежные доходы населения (по предварительным данным) - 99,6%.

Стратегический анализ внутренней среды региона с учётом данных за 2015 г. приведён в SNW анализе (таблица 4).

Таблица 4

Составляющие внутренней средыЭффективность составляющих внутренней средыВажность (вес)СильнаяНейтральнаяСлабаяВысокаяСредняяНизкаяМаркетинг: Потребители Товар Внешнеторговые операции Показатель роста цен на социально значимые продовольственные товары. Х Х Х ХХФинансы: Доходы консолидированного бюджета, Налоговые и неналоговые доходы, Исполнение по расходам консолидированного бюджета за 2015 год Объем инвестиций в основной капитал Х Х Х ХХПроизводство: Индекс промышленного производстваХ Х ХДобыча полезных ископаемыхХХЛесозаготовкиХХОбрабатывающие производства: Производство пищевых продуктов, включая напиткиХ ХХ ХПроизводство изделий лёгкой промышленностиХХОбработка древесины и производство изделий из дереваХХЦеллюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельностьХХПроизводство кокса, нефтепродуктовХХХимическое производствоХХМеталлургическое производство и производство готовых металлических изделийХХПроизводство машин и оборудованияХХПроизводство электрооборудования, электронного и оптического оборудованияХХПроизводство мебели и прочей продукцииХХПроизводство и распределение электроэнергии, газа и водыХХТемпы роста объёма товаров собственного производства в 2015 г. в действующих ценах относительно 2014 г.:ХХПриродные ресурсыХХНаука и образованиеХХУправлениеХХНаселение: Уровень жизни Реальный денежный доход Прожиточный минимум Х Х Х ХХ

Темпы роста индекса промышленного производства по итогам 2015 года (104,5%) обусловлены деятельностью добывающего комплекса, целлюлозно-бумажного, металлургического производства.

Объем инвестиций в основной капитал по оценке 2015 года составит порядка 210 млрд. рублей (2014 год - скорректированный данные 214,4 млрд. рублей). С начала 2015 года (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года) индекс роста потребительских цен на продовольственные товары в Иркутской области составил 111,6%, что ниже аналогичных показателей в целом по Сибирскому федеральному округу (112,3%) и по России (114,0%). В рейтинге регионов Сибирского федерального округа по показателю наименьшего роста цен на продовольственные товары с начала 2015 года Иркутская область заняла 3 место после республик Бурятия и Тыва.

По предварительным итогам 2015 года Иркутская область входит в десятку субъектов Российской Федерации, имеющих наименьший показатель роста цен на социально значимые продовольственные товары.

Согласно предварительным данным, внешнеторговый оборот Иркутской области за 2015 год составил около 8 278,0 млн. долларов США. Экспорт продукции Иркутской области составил, по оценке, 6 943,5 млн. долларов США (91% от уровня 2014 г.), в том числе экспорт в страны дальнего зарубежья - 6 763,4 млн. долларов США, в страны СНГ - 180,1 млн. долларов США. Таким образом, основной объём экспорта региона (97,4%) приходится на страны дальнего зарубежья.

Импорт зарубежных товаров в Иркутскую область, по предварительной оценке, составил 1 334,4 млн. долларов США (83,8% от уровня 2014 года), в том числе из стран дальнего зарубежья - 971,2 млн. долларов США Основу экспорта Иркутской области формируют металлы и изделия из них, в том числе алюминий необработанный, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, различные машины и оборудование, топливно-энергетические товары, продукты химической промышленности, а также руды и концентраты железные. Товарная номенклатура импорта представлена такими группами как продукция химической промышленности, машины и оборудование, транспортные средства, а также нефтехимические продукты, продукты питания и товары народного потребления, металлы и изделия из них.

В 2015 году внешнеторговые операции осуществлялись с партнерами из 89 стран дальнего и ближнего зарубежья. В число стран - главных торговых партнеров Иркутской области по-прежнему входят: дальнее зарубежье - Китай, Япония, Нидерланды, Республика Корея, ближнее зарубежье - Украина, Узбекистан.

По итогам 2015 года наблюдается снижение стоимостных объемов внешнеторгового оборота Иркутской области, обусловленное в большей степени кризисными явлениями в экономике Российской Федерации, действующими санкциями во взаимной торговле с государствами Европы, а также отсутствием оборотных средств предприятий для развития производств.

В основе повышения уровня жизни населения лежит рост денежных доходов населения. По предварительной оценке Иркутскстата реальные располагаемые денежные доходы населения Иркутской области за январь-декабрь 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составили 99,6%, что обусловлено ускорением инфляционных процессов (индекс потребительских цен за январь-ноябрь 2015 года - 114,24%). Увеличение номинальных денежных доходов в январе-ноябре 2015 года главным образом обусловлено увеличением общей суммы социальных выплат (главным образом пенсий, пособий и социальной помощи) и доходов от предпринимательской деятельности. Величина прожиточного минимума за III квартал 2015 года в среднем на душу населения в целом по Иркутской области составила 9 881 руб., что на 19,1% выше соответствующего периода 2014 года. Среднемесячная заработная плата работников Иркутской области за январь-ноябрь 2015 года составила 31 990,2 руб., что на 3,9% выше, чем за аналогичный период 2014 года. В соответствии с оперативными данными по итогам 2015 года рекомендуемые Правительством Российской Федерации соотношения заработной платы достигнуты по 8-ми (из 10-ти) категориям работников, определенным Указами Президента Российской Федерации.

.2 Программа социально-экономического развития Иркутской области

Программа социально-экономического развития Иркутской области направлена на решение проблем, связанных с формированием устойчивого развития экономики и повышения качества и условий жизни населения в среднесрочной перспективе и повышения конкурентоспособности региона.

Программа соответствует по стратегическому целевому подходу Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции социально - экономического развития Иркутской области на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.

В дополнение к основной программе принят ряд региональных программ (таблица 5).

Реестр государственных региональных программ Иркутской области Таблица 5

№Наименование государственной региональной программыНормативно-правовой актПериод действия программы, годы1"Создание новых мест в общеобразовательных организациях в Иркутской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016-2025 годы"Распоряжение Правительства Иркутской области, № 71-рп от 17 февраля 2016 года2016-20252"Развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Иркутской области на 2015-2025 годы"Распоряжение Правительства Иркутской области, № 688-рп от 3 декабря 2015 года2015-20253"Развитие информационных технологий в Иркутской области на 2016-2018 годы"Распоряжение Правительства Иркутской области, № 70-рп от 17 февраля 2016 года2016-20184"Защита прав потребителей в Иркутской области на 2014-2016 годы"Распоряжение Правительства Иркутской области, № 561-рп от 10 декабря 2013 года2014-2016

Задачами для выполнения стратегических целей Программы социально-экономического развития Иркутской области являются:

Цель 1. Повысить качество человеческого потенциала.

Задача 1. Улучшение демографической ситуации

.Снижение темпов сокращения численности населения:

а) выработка единой политики и реализация мероприятий по дальнейшему увеличению рождаемости и снижению смертности населения; мониторинг младенческой и материнской смертности; достижение оптимальной укомплектованности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, врачами-педиатрами, неонатологами, совершенствование и развитие службы скорой медицинской помощи, неотложной медицинской помощи.

б) выработка единой политики в части снижения миграционного оттока населения и привлечения мигрантов (программа переселения соотечественников), в том числе путем повышения привлекательности Иркутской области для проживания.

в) разработка мер по укреплению института семьи за счет развития ипотечного кредитования и мер государственной поддержки молодых семей.

. Повышение вовлеченности людей старше трудоспособного возраста в социальную и экономическую жизнь Иркутской области:

Задача 2. Развитие системы здравоохранения и улучшение состояния здоровья населения.

. Совершенствование деятельности медицинских организаций и кадровой политики.

. Улучшение состояния здоровья населения:

Задача 3. Создание благоприятных условий для увеличения охвата населения спортом и физической культурой и улучшение имиджа Иркутской области по отдельным видам спорта высших достижений

. Развитие физической культуры и массового спорта в образовательных организациях:

. Развитие физической культуры и спорта для всех возрастных и социальных категорий населения:

Задача 4. Создание благоприятных условий для жизни и занятости молодежи на территории Иркутской области

. Снижение миграционного оттока молодежи.

. Уменьшение числа негативных социальных явлений в молодежной среде и формирование условий для духовного, нравственного, патриотического, гражданского воспитания и физического развития молодежи.

Задача 5. Создание условий для получения доступного и качественного образования:

.Обеспечение государственных гарантий доступности образования.

а) развитие сети дошкольных образовательных организаций

б) оптимизация сети образовательных организаций.

. Модернизация материально- технической базы образовательных организаций

а) развитие современной учебно-материальной базы общеобразовательных организаций и качества образования

б) создание условий здоровьесберегающего, безопасного образовательного процесса в общеобразовательных организациях

в) приобретение автобусов для общеобразовательных организаций в сельской местности.

. Повышение профессионального уровня работников системы образования, а также привлечение молодых специалистов в систему образования:

. Приведение объемов и направлений профессиональной подготовки и переподготовки в соответствие с кадровыми потребностями экономики

а) проведение ежегодного мониторинга кадровых потребностей Иркутской области;

б) координация планов образовательных организаций в соответствии с потребностями экономики Иркутской области

в) внедрение единой областной системы выявления и поддержки талантов.

Задача 6. Создание условий для развития культурного и духовного потенциала личности и общества в целом.

. Повышение доступности для населения культурных ценностей и благ.

. Увеличение объема предоставляемых мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, творческих работников, одаренных детей и талантливой молодежи.

. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры.

Задача 7. Улучшение качества жизни социально незащищенных групп населения

. Повышение эффективности работы.

. Повышение уровня социальной стабильности в области защиты прав несовершеннолетних.

Задача 8. Создание условий по обеспечению занятости населения и снижению безработицы, достойной оплате труда, повышению безопасности труда.

. Совершенствование системы прогнозирования рынка труда и внедрение новых инструментов развития рынка труда.

.Обеспечение устойчивого роста доходов.

а) снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума;

б) совершенствование систем оплаты труда в отраслях бюджетной сферы.

. Улучшение условий и охраны труда.

Цель 2. Создать условия для нового экономического роста Иркутской области.

Создание условий для нового экономического роста Иркутской области должно быть обеспечено поддержкой базовых секторов экономики и созданием условий для их модернизации, развитием механизмов стимулирования роста инвестиций, проведением специализированных мероприятий, совершенствованием нормативно-правовой базы.

Приоритетными направлениями стратегической цели по созданию условий высоких темпов экономического роста являются диверсификация экономики, в том числе путем запуска комплексных инвестиционных проектов в лесной, химической и нефтехимической и машиностроительной отраслях, а также поддержка агропромышленного комплекса.

Задача 1. Обеспечение эффективного использования природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора в условиях устойчивого роста экономики Иркутской области и повышения качества жизни населения

1. Повышение конкурентоспособности угольной промышленности: активное вовлечение в хозяйственный оборот углей малых и средних месторождений, реализация проектов, направленных на комплексную переработку и использование угля.

. Повышение надежности и экономичности энергоснабжения.

. Снятие сетевых ограничений за счет привлечения инвестиций для реализации проектов, в том числе из средств федерального бюджета.

. Снижение числа энергодефицитных территорий Иркутской области:

а) строительство новых генерирующих мощностей и электросетевых объектов на территории перспективного промышленного освоения в соответствии с генеральной схемой размещения объектов энергетики до 2020 года

б) подключение к централизованной энергосистеме энергоизолированных территорий.

. Газификация территории Иркутской области.

. Реализация потенциала повышения энергоэффективности и энергосбережения на территории Иркутской области:

а) снижение энергоемкости валового регионального продукта за счет реализации программ энергосбережения в различных секторах экономики;

б) вовлечение в топливно-энергетический баланс Иркутской области возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов;

в) модернизация и реконструкция основных производственных фондов с учетом требований энергоэффективности (в соответствии с действующим законодательством).

Задача 2. Модернизация существующих и развитие новых производств с упором на высокотехнологичные сектора производства

. Создание сетевого индустриального парка.

. Создание условий для новых высокотехнологичных производств.

. Повышение эффективности функционирования промышленных предприятий.

Задача 3. Эффективное управление лесными ресурсами, увеличение отдачи от лесного сектора экономики за счет развития существующих и освоения новых технологоемких секторов производства:

. Повышение эффективности использования потенциала лесопромышленного. комплекса.

. Инфраструктурная и технологическая модернизация лесопромышленного комплекса.

Задача 4. Обеспечение продовольственной безопасности Иркутской области (с одновременным развитием населенных пунктов, находящихся в сельской местности) и развитие сельскохозяйственных рынков:

. Повышение эффективности управления агропромышленным комплексом:

. Формирование благоприятного инвестиционного климата для развития агропромышленного комплекса.

. Развитие сельской местности:

а) повышение комфортности проживания населения в сельской местности;

б) привлечение и закрепление кадров в агропромышленном комплексе за счет мер государственной поддержки,

Задача 5. Реализация туристического потенциала Иркутской области

. Повышение качества туристских услуг, включая реализацию проекта создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на Байкале.

. Повышение уровня использования туристического потенциала территории. 3. Формирование земельной политики в Иркутской области:

а) принятие схемы территориального развития Иркутской области.

б) разработка генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Иркутской области.

Задача 6. Повышение конкурентоспособности экономики Иркутской области за счет определения отраслевой специализации на рынках инновационных товаров и услуг и увеличения реализации инновационной продукции, технологий и научных разработок.

. Повышение эффективности использования научно-технологического потенциала.

. Повышение конкурентной среды в инновационной сфере Иркутской области.

Задача 7. Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутреннем, межрегиональном и международном рынках:

. Снижение административных барьеров для создания и развития предприятий.

. Создание условий для отраслевой диверсификации и усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства. Приоритет - стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в базовых отраслях развития Иркутской области.

Задача 8. Обеспечение устойчивого развития потребительского рынка Иркутской области:

. Создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципальных районов, расположенных на территориях, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, поселений, находящихся на территориях островов, продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости.

. Развитие и совершенствование инфраструктуры потребительского рынка.

Цель 3. Обеспечить пространственное и инфраструктурное развитие Иркутской области:

Следует предусмотреть мероприятия, направленные на снятие имеющихся и прогнозируемых инфраструктурных ограничений: развитие автомобильных и железных дорог, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.

Особенное значение в условиях Иркутской области приобретает вопрос поддержки развития северных территорий.

Задача 1. Повышение доступности транспортных услуг для населения Иркутской области

. Содействие развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта

2. Реконструкция местных аэропортов. Создание укрупненного центра организации воздушного движения в городе Иркутске (согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года <#"justify">Задача 2. Создание и развитие информационного общества

Повышение уровня использования информационных и телекоммуникационных технологий и развитие телекоммуникаций в удаленных районах Иркутской области:

Задача 3. Повышение качества предоставляемых коммунальных услуг

. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.

. Повышение качества предоставляемых коммунальных услуг.

. Повышение инвестиционной привлекательности секторов коммунального комплекса.

Задача 4. Формирование рынка доступного жилья, развитие инфраструктурной обеспеченности Иркутской области

. Развитие современных производств строительных материалов.

. Развитие жилищного фонда и объектов инфраструктуры.

. Повышение качества автомобильных дорог и инфраструктур.

Цель 4. Повысить устойчивость системы государственного управления, в том числе достичь высоких показателей правопорядка и обеспечить экологическую безопасность

Задача 1. Модернизация государственного управления

1.Информатизация государственного управления.

.Завершение административной реформы.

.Обеспечение деятельности по противодействию коррупции.

Задача 2. Развитие внешнеэкономических связей

1. Выработка единой политики внешних связей для концентрации усилий на наиболее приоритетных направлениях экономического и социального развития Иркутской области:

а) налаживание кооперации с государствами как Азиатско-Тихоокеанского региона, так и Европы в конкурентоспособных на мировом рынке производствах, имеющих высокий научно-технический потенциал (лесопереработка и лесовосстановление, энергетика и энергосбережение, реализация инфраструктурных проектов (в том числе логистические центры, крупные авиационные транспортные узлы, автодороги, модернизация аэропортов), обмен технологиями и научно-технические разработки, участие зарубежных инвесторов в строительных проектах Иркутской области и другие);

. Снижение административных барьеров для усиления внешних связей Иркутской области с территориями и организациями - потенциальными инвесторами:

.Оздоровление финансов территорий.

а) реструктуризация просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов;

б) внедрение механизма стимулирования органов местного самоуправления к реформированию и оздоровлению местных финансов, повышению собираемости местных налогов и увеличению налогооблагаемой базы;

в) совершенствование системы межбюджетных отношений.

Задача 4. Эффективное управление государственной собственностью Иркутской области с целью минимизации бюджетных расходов

1. Повышение эффективности управления областными государственными унитарными предприятиями и открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в государственной собственности Иркутской области.

. Повышение эффективности управления областными государственными учреждениями.

. Повышение эффективности управления земельными ресурсами.

. Повышение эффективности общего управления государственной собственностью Иркутской области.

Задача 5. Эффективное управление природными ресурсами Иркутской области.

1.Повышение эффективности политики развития минерально-сырьевой базы.

а) разработка научного обоснования генеральной схемы развития минерально-сырьевого комплекса Иркутской области на средне- и долгосрочную перспективу;

б) разработка стратегии развития минерально-сырьевого комплекса Иркутской области с элементами опережающего инфраструктурного обеспечения;

в) организация геологического изучения для воспроизводства минерально-сырьевой базы.

. Обеспечение качественными водными ресурсами населения и отраслей экономики.

. Обеспечение защищенности от негативного воздействия вод.

Задача 6. Снижение уровня преступности и поддержание общественного порядка

. Снижение уровня преступности.

. Повышение эффективности мер по профилактике преступности.

Заключение

Вопросы регионального экономического развития и конкурентоспособности регионов стали сегодня важнейшими для Российской Федерации. Конкурентоспособность региональной экономики - это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования - устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Под конкурентной позицией региона понимается совокупность конкурентных преимуществ, детерминированных факторами и условиями, создающими региону благоприятное положение на соответствующем конкурентном поле (рынках товаров, услуг, капиталов, инвестиций). Конкурентная позиция региона будет благоприятной, если отвечает таким качественным параметрам, как устойчивость, надежность, стабильность, привлекательность для инвесторов (отечественных, иностранных).

Факторы конкурентоспособности - обстоятельства и условия, обусловливающие конкурентоспособность. Экономика региона считается внутренне конкурентоспособной, если показатель относительной конкурентоспособности этого региона больше единицы, т.е. если ВРП (валовой региональный продукт) на душу населения в регионе больше, чем ВВП (валовой внутренний продукт) на душу населения в стране. В долгосрочной перспективе конкурентоспособность регионов должна определяться способностью общественных и рыночных институтов создавать эффективные механизмы для постоянного развития и совершенствования региональных конкурентных преимуществ. Конкретная оценка конкурентоспособности региона, применительно к российским условиям, в данной работе рассмотрена на примере Иркутской области.

Иркутская область имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых основное место занимают: невысокая стоимость энергоресурсов; крупные запасы доступных полезных ископаемых; высокий промышленный потенциал; уникальные рекреационные ресурсы, богатые лесные и водные ресурсы; наличие на территории крупных транспортных узлов (Иркутская область находится вблизи государственной границы, а также на стыке Сибирского и Дальневосточного федеральных округов); развитый научно-образовательный комплекс, концентрация квалифицированного трудового потенциала. Благодаря экономико-географическому положению область должна стать опорным субъектом Российской Федерации на востоке Российской Федерации.

При высоком потенциале Иркутской области, для поднятия конкурентоспособности региона должны быть предприняты такие шаги как:

. Снижение негативных демографических тенденций: повышение продолжительности жизни с 66 до 68 лет, стабилизация естественного прироста населения и снижение миграционного оттока (средний показатель прироста численности населения 0,2% в год).

. Рост инвестиционной активности за счет запуска крупных инвестиционных проектов и расширения государственного заказа в отдельных отраслях промышленности и сельском хозяйстве (среднее увеличение объема инвестиций в основной капитал свыше 10% в год).

. Усиление инновационности производственных процессов, что приведет к росту производительности в промышленности, лесопромышленном и агропромышленном комплексах.

. Значительная модернизация инженерных инфраструктур и развитие рынка услуг в жилищно-коммунальном секторе.

. Запуск проектов улучшения качества окружающей среды и снижения негативного антропогенного воздействия на окружающую среду (снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 1,2 раза).

. Оптимизация системы государственного управления: внедрение новых методик управления.

. Концентрация бюджетных возможностей на реализации приоритетных и стратегически значимых для Иркутской области проектов и мероприятий.

Концепция конкурентоспособности должна выстраиваться при сбалансированности всех принципов социально-экономического развития региона. Хотя экономический аспект конкурентоспособности является ведущим и определяющим, такие составляющие, как территориальная (географическая), эколого-природная, социальная и т.п., должны быть обязательно учтены при её построении.

Список литературы

1. Ахметова Д.Ф. Методика оценки конкурентоспособности регионов // Вестник экономической интеграции. 2011г.

. Бердникова А.Е. Современные методы оценки конкурентоспособности регионов // Международный журнал экспериментального образования. 2011г.

. Григорьев Л.М. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / Под ред. Л.М. Григорьева, Н.В. Зубаревич, Г.Р. Хасаева. М.: ТЕИС, 2011г.

4. Закон Иркутской области от 31 декабря 2010 года N 143-оз Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 гг. (в редакции Закона Иркутской области от 21.01.2015 N 2-ОЗ <http://docs.cntd.ru/document/423907201>)

. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489; 2009г.

. Карачурина Г.Г., Мясникова В.М. Методика рейтинговой оценки инновационной конкурентоспособности регионов Российской Федерации // Экономические науки. 2010г.

Похожие работы на - Роль и основные направления обеспечения конкурентоспособности региона

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!