Архитектура предприятия

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    84,44 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Архитектура предприятия

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова"





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

Архитектура предприятия












Архангельск 2015

Оглавление

1. Формирование общего представления о предприятии

. Определение внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие предприятия

. Характеристика процессов, происходящих на предприятии

Заключение

Список использованных источников

1. Формирование общего представления о предприятии

) Изучите организационную структуру предприятия. Опишите её

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова" был основан 1 июля 1900 года. Юридический адрес: 119571 г. Москва, проспект Вернадского, д. 86. На факультетах и кафедрах МИТХТ обучаются около 3000 студентов дневной формы обучения (из них около 100 иностранных), около 200 студентов вечерней формы обучения и примерно 150 аспирантов.

Организационная структура МИТХТ им. М.В. Ломоносова представлена на рисунке 1. Президент учреждения осуществляет деятельность на принципах единоначалия и выполняет следующие функции:

-       действует от имени предприятия без доверенности в отношениях со всеми учреждениями, предприятиями, организациями;

-       принимает работников предприятия на работу;

-       имеет право подписи всех бухгалтерских, правовых документов предприятия;

-       утверждает штатное расписание предприятия;

-       издает распоряжения и приказы, обязательные всеми работниками предприятия для исполнения;

-       обеспечивает ведение отчетности и бухгалтерского учета, организует обеспечение сохранности материального имущества предприятия;

-       распоряжается в установленных уставом пределах имуществом предприятия;

-       обеспечивает выполнение по договорам обязательств;

-       обеспечивает безопасные условия труда персонала.

Рисунок 1 - Организационная структура МИТХТ им. М.В. Ломоносова

) Изучите совокупность факторов (внутренних и внешних), влияющих на организационную структуру исследуемого вами предприятия

Такие факторы, как информированность персонала и человеческое поведение существенно влияют на порядок взаимодействия элементов структуры и определяют эффективность её функционирования. Это влияние существеннее, чем формальное распределение функций между подразделениями. На действенность и эффективность организационной структуры влияют: существующие взаимосвязи, возникающие между людьми в процессе работы (это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях); реализуемые стратегия и политика руководства вуза; методы, влияющие на человеческое поведение; полномочия и функции работников вуза на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

) Охарактеризуйте продукцию и/или услуги предприятия

МИТХТ им. М.В. Ломоносова является образовательным учреждением высшего профессионального образования (высшим учебным заведением) - университетом с государственно-правовой формой. Организационно-правовая форма - ФГБОУ ВПО.

МИТХТ сегодня - крупный учебно-научный комплекс, в котором ведется подготовка бакалавров (срок обучения 4 года) по 9 направлениям, магистров (срок обучения - 2 года после бакалавриата) по 27 магистерским программам и специалистов (срок обучения 5 лет ) по 12 специальностям. Также имеется аспирантура и докторантура, осуществляющие подготовку специалистов высшей квалификации по 23 научным специальностям. В МИТХТ образованы 8 диссертационных советов для защиты докторских и кандидатских диссертаций.

Учеными МИТХТ ведутся научные исследования по широкому кругу фундаментальных и прикладных работ, как в рамках государственных и межвузовских научно-технических программ (в части из них МИТХТ является головной организацией), так и в рамках хозяйственных договоров, а также и в виде инициативных разработок.

МИТХТ сотрудничает со многими научными организациями и промышленными предприятиями как в России, так и за рубежом.

При МИТХТ совместно с другими учредителями созданы: Эколого-экономический и медико-биотехнологический лицей "Авогадро", Учебно-методический центр "Стратегические образовательные инициативы" и Институт высоких технологий и проектов. МИТХТ им. М.В.Ломоносова является издателем информационно-аналитического бюллетеня "Ученые записки МИТХТ" (ISSN 0201-7113).

) Сформулируйте существующую стратегию предприятия. Попробуйте ответить на вопрос: "Какой цели подчинялась работа предприятия в последние 4-5 лет?"

Целью деятельности МИТХТ является развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в области химии, химической технологии, биотехнологии, технологии новых материалов, материаловедения, переработки материалов, экологии и экономики химических производств, стандартизации и сертификации химических и биохимических продуктов. Миссия предприятия заключается в предоставлении возможности получения образования студентам и аспирантам.

2. Определение внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие предприятия

организационный предприятие мотивация потребитель

1) Определите мотивацию потребителей продукции и/или услуг Вашего предприятия

Мотивация потребителей услуг заключается в необходимости получения высшего образования.

) Определите доминирующую мотивационную характеристику персонала Вашего предприятия. Попробуйте ответить на вопрос: "Для чего люди работают на данном предприятии?". Мотивация работника во многом определяет результативность его труда.

Большинство сотрудников учреждения имеют соответствующее профильное образование. Работа в компании позволяет реализовать их профессиональный потенциал, получить новые знания и использовать их для развития учреждения.

В качестве результата за свой труд сотрудники получают стабильное и конкурентоспособное материальное вознаграждение, социальные гарантии и льготы, а также моральное удовлетворение результатами своего труда в виде поощрений от руководства учреждения.

) Определите доминирующий мотив внешних инвесторов Вашего предприятия.

Поскольку образование является одним из составляющих социального развития, можно сделать вывод, что высшее образование и его развитие являются неотъемлемой частью социального развития

Образование представляет собой результат и процесс приобщения человека к ценностям, знаниям о мире, накопленному предшествующими поколениями опыту.

Так же как и науку образование рассматривать можно в таких аспектах:

-       целенаправленное обучение личности, формирования определенных навыков и знаний у нее;

-       целостная система знаний человека о мире, которая подкреплена соответствующими навыками в разных сферах активности;

-       система социальных институтов, которые обеспечивают профессиональное и допрофессиональное обучение.

Цель образования состоит в приобщении человека к убеждениям, ценностям и идеалам господствующей части общества.

) Оцените макроэкономические тенденции, оказывающие влияние на деятельность Вашего предприятия. В какой степени благополучие (неблагополучие) предприятия определяется общеэкономической конъюнктурой?

Основные тенденции развития высшей школы:

Общее снижение качества подготовки специалистов в связи с несоответствием образовательных ресурсов возросшим потребностям общества;

Министерство образования РФ практически не контролирует процессы, реально происходящие в вузах, ограничиваясь формальной организацией лицензирования и аккредитации;

Вузы действуют в условиях острого финансового дефицита. При этом коммерциализация высшего образования в России пока не способствует выходу его из кризиса, а порой усугубляет этот кризис;

В стратегическом плане не разработана эффективная концепция развития высшего образования. Существуют правила, определенным образом регламентирующие деятельность вузов, однако общая схема, применяемая в системе высшей школы, скорее способствует ухудшению, чем развитию образования;

Усиление государственного регулирования жизни вузов, в частности, установление государственных образовательных стандартов и учебных планов по специальностям, достаточно жестко регламентирующих самостоятельность каждого университета в сфере обучения студентов;

Отсутствие четкой концепции кадровой политики;

Снижение образовательного потенциала вузов, особенно на региональном уровне;

Расширение международного сотрудничества в сфере высшего образования и применение новых технологий обучения. Однако ориентация на зарубежные образовательные стандарты усиливает сословно-кастовую дифференциацию общества.

Отсутствие должного внимания к проблемам высшей школы, непринятие необходимых мер для сглаживания негативных тенденций ее развития может привести к тому, что Россия на десятилетия утратит свои ведущие позиции не только в сфере образования, но также и в остальных сферах народного хозяйства, поскольку образование является источником экономического могущества и безопасности, творческого потенциала, науки, культуры, искусства страны.

Превращение образования в важную составляющую производственного процесса экономики знаний позволяет, во-первых, преодолеть относительную ограниченность традиционных ресурсов, за счет использования новых знаний их объективизации в продукте, увеличении производственных возможностей и создании прибавочного продукта, во-вторых, расширить ареал нового уклада, за счет изменения пропорции между применяемыми материально-вещественными и образовательными ресурсами в результате использования новых технологий, в-третьих, повысить эффективность использования образовательного ресурса, за счет внедрения новых форм и методов организации и управления на производстве и активного привлечения высококвалифицированной рабочей силы. В переходный период, несмотря на трансформационный спад, увеличился спрос на образовательные ресурсы, что проявилось в повышательной волне образовательного цикла. Тенденции роста спроса на образовательные ресурсы совпали с общемировыми закономерностями постиндустриального развития. Спрос на рынке образовательных ресурсов формировался как со стороны легального, так и со стороны теневого сектора экономики.

) Определите положение Вашего предприятия на рынках сбыта и ресурсов. Является ли Ваше предприятие монополистом на своем рынке? Если нет - то ощущает ли оно конкуренцию и с чьей стороны? Какие факторы ограничивают сбыт профильной продукции?

МИТХТ не является монополистом. Учреждение ощущает конкуренцию на рынке образовательных услуг. Решение проблем высшего образования видится в разработке комплексной программы развития образования в целом и высшего образования в частности, результатом чего станет опережающий характер реформ в сфере образования, что с неизбежностью повлечет за собой и рост научно-технического потенциала страны, стабилизацию социально-экономической ситуации, повышение компетентности специалистов, а, следовательно, и производительности труда - главного рычага развития экономики.

3. Характеристика процессов, происходящих на предприятии


) Сформулируйте основные принципы политики Вашего предприятия по отношению к спросу (потребителям). Меняется ли что-то в политике производства, сбыта и цен, если происходят изменения на рынке сбыта. Каковы были Ваши шаги в ответ на рост или падение спроса?

Передается отобранная информация обучающимся при помощи определенных источников информации (учебное пособие, слово обучающего, технические и наглядные средства), средств обучения.

Главным результатом образования, в первую очередь, должно стать его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть способными выражать собственные мысли и открытыми, осознавать возможности и формировать интересы, уметь помогать друг другу и принимать решения. Осуществляется передача моральных устоев, знаний и обычаев общества.

Основными целями рекламной деятельности предприятия являются следующие:

-       увеличение объёма продажи услуг;

-       создание положительного долговременного образа предприятия;

-       расширение рынка сбыта услуг;

-       повышение осведомлённости о деятельности предприятия населения;

-       достижение ситуации предпочтительности предлагаемых предприятием услуг.

Являясь частью процесса продвижения продукции реклама поддерживает презентации, выставки и т.д. Поэтому график проведения и концепция рекламных мероприятий с единым стратегическим планом продвижения должны быть тесно связаны.

Пути достижения задач и целей включают в себя формирование фирменного стиля предприятия, рекламу и участие в презентациях и выставках.

Для проведения рекламы используются:

-       СМИ (радио, телевидение, журналы, газеты);

-       специализированные издания (бюллетени, журналы, электронные базы данных, справочники);

-       наружная реклама;

-       прямая почтовая рассылка;

-       проведение презентаций, участие в выставках;

-       Интернет и социальные сети.

) Сформулируйте основные принципы кадровой политики предприятия. Меняется ли что-то в кадровой политике предприятия, если происходят изменения на рынке и в производстве? Важна ли для Вас производительность Вашего предприятия? Если на нем имеется избыточная рабочая сила, то чем это вызвано?

Планирование количественной потребности в персонале выглядит следующим образом: у декана на совещании руководителями отделов определяется состав экспертной комиссии, состоящей из руководящего персонала организации. Экспертами проводится анализ прогнозируемых показателей деятельности организации, которые руководители отделов предварительно готовят, высказывают свое мнение о необходимости найма новых работников на работу. После этого принимается окончательное решение, взвесив все возможные варианты, о необходимости найма дополнительного персонала на работу. Если решение является положительным, начинается подбор персонала.

При осуществлении подбора персонала в учреждении используются такие критерии отбора:

-       образование;

-       высокая квалификация;

-       опыт предыдущей работы;

-       профессиональные навыки;

-       личные качества;

-       совместимость с окружающими.

Избыточная рабочая сила на рынке образовательных услуг может быть вызвана недостатком рабочих мест.

) Оцените направления структурных изменений, произошедших на Вашем предприятии, за последние три-пять лет. Как изменение сбытовой политики в результате действия рыночных факторов сказалось на структуре производимой предприятием продукции? Изменилось ли и как использование материальных ресурсов после падения загрузки производства?

оптимизация деятельности, касающаяся обеспечения общедоступности, качества и применимости высшего образования;

повышение качества преподавания и эффективности деятельности административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала;

создание единого информационно-образовательного пространства;

повышение эффективности экономической деятельности вуза;

повышение качества образовательной деятельности вуза;

тесная кооперация университета с промышленностью, создание инновационно-технологических центров, технопарков, университетских бюро технологического трансфера.

) Охарактеризуйте применяемую на Вашем предприятии технологию. Получает ли Ваше предприятие экономию на масштабах производства (т. е. растет ли прибыль на единицу продукции при увеличении объемов производства и сбыта)? Позволяет ли технология перейти с выпуска одного вида продукции на выпуск другого, с какими затратами и в какие сроки?

Задачами образовательного учреждения является всемерное удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании.

Каждое образовательное учреждение, исходя из этих позиций, выстраивает свою жизнедеятельность. Современная образовательная политика вместе с тем динамична и к образованию предъявляет более конкретные требования в каждый конкретный период времени.

Органы управления образованием в условиях дефицита мест в учреждениях эту функцию централизуют в целях обеспечения справедливого доступа из всех семей детей, независимо от места жительства и доходов.

) Охарактеризуйте стиль управления на Вашем предприятии. Доверяете ли Вы своим подчиненным или предпочитаете быть постоянно в курсе их дел, чтобы застраховаться от их ошибок (непрофессионализма)?

Стиль управления является директивным, руководство доверяет своим подчиненным, однако, преподаватели обязаны следовать инструкциям высшей школы.

) Оцените состояние капитала и инвестиционную привлекательность Вашего предприятия. Попробуйте выбрать и классифицировать основные факторы, отрицательно влияющие на состояние и структуру капитала. Можно ли нейтрализовать эти факторы, и каким образом?

) Оцените возможные перспективы дальнейшего существования Вашего предприятия в рамках сложившейся стратегии. Достаточно ли жизнеспособна, с Вашей точки зрения, организационная структура, которая использовалась до сих пор на Вашем предприятии? Если нет, то, в каком направлении она может быть усовершенствована? Каковы основные проблемы, возникающие в связи с этим? Что является результатом выполнения задания?

Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия

Показатели

2011

2012

2013

Отклонение в абсолютном выражении (тыс. руб.)

Отклонение в относительном выражении (%%)





2012 к 2011

2013 к 2012

2012 к 2011

2013 к 2012

1.Выручка от реализации работ, услуг, тыс.руб.

71649

82606

102363

10957

19757

115

124

2.Себестоимость работ, услуг, тыс.руб.

66761

79031

102667

12270

23636

118

130

3.Доходы от прочих видов деятельности

3940

2933

1321

-2328

134

56

4.Расходы от прочих видов деятельности

7648

6054

2552

-1594

-3502

79

42

5.Прибыль (убыток) отчетного года, тыс.руб.

1180

2780

76

1600

-2704

236

3

6.Фонд оплаты труда

1890

2208

2682

318

474

117

121

7.Численность рабочих (штатных сотрудников)

135

138

149

3

11

102

108

8.Среднемесячная ЗП (п.6/п.7)

14

16

18

2

2

114

113

9.Производительность труда (п.1/п.7)

531

599

687

68

88

113

115

10.Рентабельность (п.5/п.1*100%)

1,65

3,37

0,07

1,72

-3,29

204

2


Таким образом, выручка от реализации услуг увеличилась в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 15%,за счет этого прибыль выросла более, чем в два раза. Выручка выросла в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 24%, но прибыль снизилась на 97% по отношению к показателю 2012 года, что связано с тем, что темпы роста себестоимости выше, чем темпы роста выручки. В связи с этим и рентабельность услуг в 2012 году выросла в 2 раза по сравнению с 2011 годом, а в 2013 году снизилась на 98%.

Фонд оплаты труда вырос за счет роста численности персонала, а также за счет увеличения минимальной заработной платы. За счет роста выручки наблюдается увеличение производительности труда на 15% на конец исследуемого периода по сравнению с 2012 годом.

Проблемы заключаются в следующем:

-       недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений образования;

-       низкая заработная плата преподавателей;

-       нехватка кадров;

-       недостаточный уровень общей культуры;

-       недостаточный профессиональный уровень образования.

Необходимым условием повышения в условиях ограниченности ресурсов качества услуг образования является внедрение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.

На факультетах и кафедрах МИТХТ обучаются около 3000 студентов дневной формы обучения (из них около 100 иностранных), около 200 студентов вечерней формы обучения и примерно 150 аспирантов.

Выручка от реализации услуг увеличилась в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 15%,за счет этого прибыль выросла более, чем в два раза. Выручка выросла в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 24%, но прибыль снизилась на 97% по отношению к показателю 2012 года, что связано с тем, что темпы роста себестоимости выше, чем темпы роста выручки. В связи с этим и рентабельность услуг в 2012 году выросла в 2 раза по сравнению с 2011 годом, а в 2013 году снизилась на 98%.

Проблемы заключаются в следующем:

-       недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений образования;

-       низкая заработная плата преподавателей;

-       нехватка кадров;

-       недостаточный уровень общей культуры;

-       недостаточный профессиональный уровень образования.

Необходимым условием повышения в условиях ограниченности ресурсов качества услуг образования является внедрение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.

Список использованных источников


1.     ДемоскопWeekly: Электронная версия бюллетеня "Население и общество" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/ias/ias05.php?terr=290&ind=64&tim=1&cou=0&sort=3 (дата обращения: 24.12.2014).

2.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.208 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

.        Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.) \ Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (дата обращения: 26.12.2014).

.        Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gks.ru (дата обращения: 26.12.2014).


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!