Расчёт и конструирование электрической машины

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Физика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    260,59 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расчёт и конструирование электрической машины















Курсовая работа

по электрическим машинам

Содержание

1. Исходные данные

. Определение главных размеров электромагнитных нагрузок

. Определение числа пазов статора, числа витков в фазе обмотки статора и расчет зубцовой зоны статора

. Определение числа пазов ротора. Расчет короткозамкнутой обмотки и зубцовой зоны ротора

. Расчет магнитной цепи статора и ротора

. Параметры асинхронного двигателя для номинального режима

. Определение потерь и коэффициента полезного действия

. Расчет рабочих характеристик

. Результаты расчетов

Список использованной литературы

1. Исходные данные

Номинальная мощность Р2= 90 кВт

Исполнение - закрытое обдуваемое

Линейное напряжение питания сети U1 =380 В

Соединение обмотки статора - "треугольник"

Синхронная частота вращения n1 =750 об/мин

Обмотка ротора - короткозамкнутая

Частота питания f1=50Гц

. Определение главных размеров электромагнитных нагрузок

Внутренний диаметр статора непосредственно связан определенными размерными соотношениями, зависящими от числа полюсов, с наружным диаметром статора, в свою очередь определяющим высоту оси вращения, значение которой при проектировании должно быть принято только из стандартных высот, установленных по ГОСТ 13267-73 для серии 4А.

Находим число пар полюсов машины:

 (2.1)

Высоту оси вращения предварительно определяем для заданных значений Р2 и 2р в зависимости от исполнения двигателя и принимаем равной h=100 мм. [1].

В зависимости от оси вращения выбираем наружный диаметр статора  и внутренний диаметр статора  [1].

Находим полюсное значение:


Определяем расчетную мощность асинхронного двигателя по заданной номинальной мощности :


где  (большее значение соответствует меньшему числу полюсов).

Предварительные значения коэффициента полезного действия и коэффициента мощности выбираем равным:  [1].


Выбираем предварительные значения электромагнитных нагрузок: линейная токовая нагрузка, магнитная индукция в воздушном зазоре  [2].

Значения коэффициента полюсного перекрытия и коэффициента формы поля предварительно принимаются равными [2]:


Для двухслойных обмоток при полюсности  предварительное значение обмоточного коэффициента принимаем равным:  [2].

Синхронная угловая скорость вала двигателя:


Расчётная длина воздушного зазора:


Правильность выбранных главных размеров и доказываем отношением:


которое находится в заданных пределах для двигателя со степенью защиты IP44 [2].

Для расчётов магнитной цепи определяем полную конструктивную длину стали и длину сердечников статора и ротора.


3. Определение числа пазов статора, числа витков в фазе обмотки статора и расчет зубцовой зоны статора

Число витков фазы обмотки должно быть таким, чтобы линейная нагрузка и индукция в воздушном зазоре как можно ближе совпадали с их значениями, принятыми предварительно при определении главных размеров, а число пазов статора обеспечивало достаточно равномерное распределение катушек обмотки.

Тип обмотки и формы пазов статора выбираются следующими: обмотка статора - однослойная всыпная, пазы статора - трапецеидальные, магнитная индукция при исполнении двигателя со степенью защиты IP44:  

Предварительное значение зубцового деления для h=100 мм, выбираем равным t1=0,01 м [2].

Число пазов статора:


выбираем ближайшее стандартное пазов  [2]

Число пазов на полюс и фазу:


где  число фаз статора

Окончательное значение зубцового деления:


Номинальный фазный ток обмотки статора:


Число эффективных проводников на паз:

где  число параллельных ветвей


округляем до ближайшего целого

Число витков в фазе обмотки статора:


Окончательное значение линейной нагрузки:


Плотность тока в обмотке статора (предварительно):



Сечение эффективного проводника (предварительно):


Подбираем сечение элементарного проводника  и диаметр  [3].

Окончательное значение плотности тока в обмотке статора:


где  число элементарных проводников


В двигателях серии 4А с высотой оси h=100 мм принимаем систему изоляции класса нагревостойкости - В [2].

По допустимому значению магнитной индукции в зубце статора определяем ширину зубцов:


где  коэффициент заполнения сталью магнитопровода статора и ротора:


Высота спинки статора:


Высота зуба:


Наименьшая ширина трапецеидального паза в штампе:


где минимальное значение зубчатого деления:


Наибольшая ширина паза в штампе:


где максимальное значение зубчатого деления:


Среднее значение ширины паза:


Ширину шлица, высоту шлица и угол выбираем следующими:  

Высота клиновой части паза при


Площадь поперечного сечения паза в штампе:


где высота паза:


Размеры паза в свету определяются с учётом припусков на шихтовку и сборку сердечников  и


где


Площадь поперечного сечения паза, занятая обмоткой:


Площадь поперечного сечения корпусной изоляции:


где  односторонняя толщина корпусной изоляции


При однослойной обмотке площадь прокладок в пазу:


Коэффициент заполнения паза:


где


Одним из важнейших параметров обмотки статора является обмоточный коэффициент, который для основной группы гармоник ЭДС обмотки статора равен:


где  коэффициент укорочения, учитывающий уменьшение ЭДС, обусловленное укорочением шага обмотки:


где  и


 коэффициент распределения, учитывающий уменьшение ЭДС, обусловленное распределением обмотки в пазах:

где зубцовый угол:


Магнитная индукция в воздушном зазоре (уточнённая):


где магнитный поток:


Воздушный зазор для двигателей мощностью  при


Размеры катушек статора.

среднее зубцовое деление:


средняя длина катушки:


где  среднее значение шага обмотки статора в зубцовых делениях

электромагнитный двигатель статор ротор


средняя длина лобовой части катушки:

средняя длина витка обмотки статора:


где длина лобовой части обмотки при h=100 мм:


. Определение числа пазов ротора. Расчет короткозамкнутой обмотки и зубцовой зоны ротора

В двигателе при и   [3].

При исполнении двигателя по способу защиты IP44 при h=100 мм, 2p=4 определяем рекомендуемые значения магнитной индукции:  

Ширина зубца ротора:


где зубцовое деление определяем по наружному диаметру ротора:


наружный диаметр ротора:


Длина ротора принимается равной длине статора:


Ток в стержне ротора:


где  коэффициент, учитывающий влияние тока намагничивания от сопротивления обмоток

 коэффициент приведения токов:


Площадь поперечного сечения стержня:


где  плотность тока в стержнях ротора машин закрытого обдуваемого исполнения при заливке пазов алюминием, выбираем равной -


В асинхронных двигателях с короткозамкнутым роторам серии 4А с высотой оси h=100 мм - пазы имеют узкую прорезь:

Высота перемычки над зазором в двигателях с 2р=4 выполняют равной

Допустимая ширина зуба:

Размеры паза.

Диаметр в верхней части паза:


Диаметр в нижней части паза:


Полная высота паза:


Сечение стержня:


Плотность тока в стержне:


Размеры коротко замыкающего кольца литой клетки ротора определяются выражениями:

площадь поперечного сечения:



. Расчет магнитной цепи статора и ротора

Магнитная цепь четырех полюсной машины состоит из пяти последовательно соединённых участков: воздушного зазора , зубцовых слоёв статора и ротора, спинки статора . МДС обмотки статора на пару полюсов определяется как сумма магнитных напряжений всех перечисленных участков магнитной цепи:


где  МДС воздушного зазора;  МДС зубцовой зоны статора;

 МДС зубцовой зоны ротора;  МДС ярм статора и ротора.

Магнитная индукция в зубце статора:

Магнитная индукция в зубце ротора:


Магнитная индукция ярма статора:


Магнитная индукция ярма статора:


Расчётная высота ярма ротора при посадке сердечника непосредственно на вал в двигателях с


Магнитное напряжение воздушного зазора:


где коэффициент воздушного зазора:


коэффициент воздушного зазора статора:


коэффициент воздушного зазора ротора:


Магнитное напряжение зубцовых зон статора:


где расчётная высота зубца статора:


Значение напряжённости поля в зубцах находим в соответствии с индукцией  по кривой намагничивания для зубцов марки стали - 2013 [3].


Магнитное напряжение зубцовой зоны ротора:


где  расчётная высота зубца ротора:


Коэффициент насыщения зубцовой зоны:

Выбранные значения размерных соотношений и обмоточных данных машины являются правильными.

Магнитное напряжение ярма статора:


где длина средней магнитной линии ярма статора:


высота ярма статора:


Значение напряжённости поля в спинке асинхронных двигателей находим в соответствии с индукцией по кривой намагничивания для спинки марки стали - 2013.


Магнитное напряжение ярма ротора:

где длина средней магнитной линии потока в ярме ротора для двигателей


Магнитное напряжение на пару полюсов:


Коэффициент насыщения магнитной индукции:


Намагничивающий ток:


Относительное значение намагничивающего тока:


. Параметры асинхронного двигателя для номинального режима

Активное сопротивление фазы обмотки статора, приведённое к расчётной рабочей температуре:


где  удельное электрическое сопротивление меди при температуре 750 С [4]


где

 коэффициент катушки статора при изолированных лентой лобовых частей.

 длина вылета прямолинейной части катушек

Средняя длина катушки:


 где относительное укорочение обмотки статора


Относительное значение активного сопротивления:


Активное сопротивление фазы обмотки ротора:


 где сопротивление стержня:


 - удельное электрическое сопротивление литого алюминия при температуре 750С.

 полная длина стержня


 сопротивление участка, замыкающего кольца между двумя замыкающими стержнями:


Средний диаметр замыкающих колец:


Приведённое активное сопротивление ротора  к числу витков обмотки статора:


Относительное значение:


Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора:


где коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния фазных обмоток для однослойной обмотки [4].


коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния:



при открытых пазах статора и отсутствии скоса пазов статора или ротора:


где


Относительное значение индуктивного сопротивления:


Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора:


коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния короткозамкнутых обмоток [4].


коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния:


коэффициент магнитной проводимости:


где


Приведённое к числу витков статора:


Относительное значение индуктивного сопротивления:


7. Определение потерь и коэффициента полезного действия

Потери в асинхронной машине подразделяются на потери в стали, электрические, механические и добавочные потери.

Основные потери в стали:


где  потери в стали спинки статора:


 удельные потери в стали [4].

 масса стали спинки статора:


 удельная масса стали


 потери в стали зубцов статора:


 масса стали зубцов статора:


Механические потери:


при  и


Добавочные потери асинхронного двигателя принимаются равными 0,5% потребляемой мощности:


Суммарные потери в двигателе:


Коэффициент полезного действия:


. Расчет рабочих характеристик

Сопротивление схемы замещения:


где


Коэффициент схемы замещения:


Активная составляющая тока холостого хода:


Определяем расчётные величины, для построения характеристики:


Для расчёта рабочих характеристик задаём скольжение от 0,005; 0,015; 0,035; 0,045;

. Результаты расчетов

№ п/п

Расчётная формула

Ед. изм.

Скольжение




0,005

0,015

0,035

0,045

0,056

0,065

1








2

Ом000000








3

Ом1163,8393172,8136,14110,8796,58








4

Ом11,7211,7211,7211,7211,7211,72








5

Ом1163,9393,2173,2136,6111,4997,29








6

А0,3260,9662,192,783,43,9








7

-110,9980,9970,9940,993








8

-0,010,030,0680,0860,1050,12








9

А0,4261,0662,292,873,483,97








10

А1,2431,271,391,481,5971,71








11

А1,311,662,683,233,834,32








12

А0,3320,982,232,833,463,97








13

кВт0,4861,2152,613,273,974,53








14

кВт0,0390,0620,1620,2350,330,42








15

кВт0,00180,0160,0830,1340,20,264








16

кВт0,00230,00380,00980,0140,020,025








17

кВт0,1870,2260,990,5270,6940,853








18

кВт0,2990,9892,212,743,283,68








19

-0,6150,8140,8470,8390,8250,812








20

-0,3250,6420,8540,890,9090,92










Список использованной литературы

1. Проектирование электрических машин. Под. ред. И.Н. Копылова. - М.: Энергия, 1980.

. М.М. Кацман. Расчёт и конструирование электрических машин. - М.: Энергоатомиздат, 1984.

. Гольдберг О.Д., Гурин Я.С., Свириденко И.С. Проектирование электрических машин. - М.: Высшая школа, 1984.

. Кравчик А.Э., Шлаф М.М., Афонин В.И., Соболевская Е.А. Справочник. Асинхронные двигатели серии 4А. - М.: Энергоиздат, 1982.

. Алексеев А.Е. Конструкция электрических машин. - Л.: Госэнергоиздат, 1985.

Похожие работы на - Расчёт и конструирование электрической машины

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!