№
п/п
|
Марка,
модель ТС
|
Тип
ТС
|
Год
выпуска
|
Гос.
№
|
Пробег,
км
|
Техническое
состояние
|
1
|
КамАЗ
54115-15
|
Тягач
седельный
|
2007
|
Н243ЕН
|
175200
|
Исправен
|
2
|
Урал
4320.01
|
Автоцистерна
АКЦ-5
|
2002
|
С653ВХ
|
287437
|
Исправен
|
3
|
КамАЗ-55111С
|
Самосвал
|
2000
|
Е157ЕМ
|
394230
|
Исправен
|
4
|
ГАЗ-33021
|
Грузовой
|
2002
|
Е795АТ
|
314265
|
Неисправен
|
5
|
Фургон
|
1989
|
Е047ЕМ
|
_
|
Исправен
|
6
|
УАЗ-390994
|
Грузовой
|
2006
|
Е156ЕМ
|
71540
|
Исправен
|
7
|
ЗИЛ
|
Мусоровоз
|
2003
|
Е440ЕХ
|
152369
|
Исправен
|
8
|
ЗИЛ
|
Мусоровоз
|
2003
|
Е415ЕХ
|
153616
|
Исправен
|
9
|
ЗИЛ
|
Мусоровоз
|
2003
|
Е429ЕХ
|
169764
|
Исправен
|
10
|
ЗИЛ
|
Мусоровоз
|
2003
|
Е432ЕХ
|
170870
|
Исправен
|
11
|
ЗИЛ
|
Мусоровоз
|
2003
|
Е430ЕХ
|
180302
|
Исправен
|
12
|
УАЗ-31519
|
Легковой
а/м
|
2004
|
С040ТО
|
128663
|
Исправен
|
13
|
ТДТ-55
|
Трактор
|
1987
|
Е435НО
|
-
|
Исправен
|
14
|
КамАЗ
53212-15
|
Седельный
тягач
|
2007
|
В202СО
|
78364
|
Исправен
|
Коэффициент выпуска автомобилей на линию бв
представляет собой отношение числа дней нахождения автомобиля в эксплуатации
календарному числу дней за этот период или долю календарного времени, в течение
которого автомобиль осуществлял транспортную работу.
Для каждого автомобиля этот показатель
определяется выражением:
где Дэ - число дней эксплуатации
автомобиля,
Др - число дней простоя автомобиля в ремонте
и ТО,
Дн - число дней простоя в исправном
состоянии
по организационным причинам,
Дц - число дней в цикле.
Коэффициент технической готовности автомобилей бт
определяет долю календарного времени, в течение которого автомобиль находится в
работоспособном состоянии и может осуществлять транспортную работу. Он
выражается через отношение числа дней Дэ эксплуатации автомобилей к
сумме числа дней эксплуатации и дней простоя Др на ТО и в ремонте.
,
где Дэ - число дней эксплуатации
автомобиля,
Др - число дней простоя автомобиля в
ремонте и ТО
Так как на предприятии не ведется учет дней
работы и простоя автомобилей, по этому рассчитать коэффициенты невозможно.
. Устройство и принцип работы узла, агрегата или
системы автомобиля
Из чего состоит коленвал
Как известно, гениальность - в
простоте, и коленвал является ярким тому примером, так как устройство данного
автомобильного узла не отличается сложностью, а эффективность его чрезвычайно
высока. Именно этот элемент кривошипно-шатунного механизма, выполненный из
стали или чугуна, несет на себе основную нагрузку вращения колес, передавая им
энергию двигателя. Составлен вал из ряда колен (число их
соответствует числу цилиндров ДВС), каждое из которых состоит из двух щек и
соединяющей их шатунной шейки. Между собой колена связаны коренными шейками,
снабженными одноименными подшипниками.
Рис. 1
Преобразование поступательного движения в
крутящее происходит за счет того, что оси шеек, соединенных через подшипники с
шатунами, не совпадают с осью вращения всего вала. К слову, во избежание
возникновения центробежных сил во время работы узла щеки с противоположной
стороны от шатунных шеек утяжелены противовесами. Таково устройство коленчатого
вала в целом, если не рассматривать маховик, устанавливаемый на одном конце
узла, и соединение через ведомый диск с коробкой передач на другом конце.
Рис. 2
Как работает коленчатый вал двигателя
Итак, в камерах двигателя внутреннего сгорания,
после воспламенения нагнетенного туда горючего, образуются газы, которые,
расширяясь, толкают поршни. Те, в свою очередь, оказывают воздействие на
присоединенные к ним шатуны через кинематическую пару (бронзовая втулка и
палец, тончайший зазор между ними заполнен маслом, подающимся сквозь отверстие
во втулке). Шатун нижней головкой через подшипник соединен с шейкой колена,
расположенного на валу, и каждое движение поршня, таким образом, проворачивает
весь коленчатый вал двигателя.
Рис. 3
Чтобы крутящий момент был передан на трансмиссию
без ослабления, каждую коренную шейку охватывает специальный подшипник
коленвала, состоящий из двух половинок, установленных внутри крышек картера. В
последнем предусмотрены ячейки для вращающихся колен, с отверстиями для шатунов
в верхней части и поддоном для масла в нижней. Между ячейками, по числу опорных
шеек, располагаются подшипники, у каждого вместо элементов качения с внутренней
стороны имеется канавка для масла.
Рис. 4
Чтобы масло не вытекало из картера, на оба конца
вала устанавливаются сальники, которые также имеются с каждой стороны от
опорных подшипников.
Шестерня коленвала и ее значение
Когда картер полностью собран, снаружи
устанавливается сальник, а затем - шестерня коленвала. Необходима она для того,
чтобы через зубчатый ремень или непосредственно через шестерню
распределительного вала происходила его синхронизация с работой коленчатого
вала. В свою очередь распредвал посредством
установленных на нем кулачков с определенной периодичностью открывает и
закрывает клапаны газораспределительного механизма (ГРМ). Это необходимо для
своевременной подачи в цилиндры ДВС топлива и отвода газов после его сгорания.
Рис. 5
Если используется ременная передача, она попутно
охватывает шкив насоса охлаждающей жидкости. К слову, натяжение ремня должно
быть строго отрегулировано, для этого предусмотрен специальный ролик. Если у
шестерни вдруг обнаружится люфт, проверьте, насколько надежно сидит в своем
гнезде шпонка коленвала. Даже после того, как последняя будет вынута, шестерня
при натянутом ремне должна сидеть достаточно плотно. Если люфт продолжается,
значит, произошла деформация посадочного места, и не остается ничего другого,
кроме как поменять вал. То же самое, если разбивает гнездо под шпонку.
Рис. 6
Назначение и устройство коленчатого вала -
основные узлы
Зная, для чего нужен коленвал, можно утверждать,
что на него в процессе работы воздействуют и крутящие, и изгибающие силы,
поэтому для того чтобы он не вышел из строя раньше заданного времени, его
износостойкость должна быть высокой. Именно с этой целью такие детали чаще
всего изготавливают из высокопрочных легированных сталей, еще встречаются и
литые коленчатые валы, изготовленные из высокопрочного чугуна и закаленные
токами высокой частоты. Коленвалы бывают без противовесов и с двойным
противовесом.
Расположена эта деталь непосредственно в
двигателе автомобиля, и его конструкция напрямую зависит от движка. Однако,
несмотря на это, в конструкциях абсолютно всех коленчатых валов наблюдается
много общего. Так из чего состоит коленвал? В качестве опоры выступают коренные
шейки, в основном, применяется конструкция с четырьмя опорами, но встречаются и
трехопорные. В шестицилиндровых двигателях расположены валы, у которых семь
опор. Для того чтобы деталь была уравновешена, необходим противовес, а если
диаметры цилиндров небольшие, тогда применяется одинарный противовес. Благодаря
им обеспечивается плавная работа всего двигателя.
Из чего состоит коленвал - вспомогательные
механизмы
Выяснив, для чего служит коленчатый вал и какие
силы на него действуют, становится понятным, почему сопряжения между щеками и
шатунными шейками делаются немного закругленными, это предотвращает
преждевременное разрушение. Между двумя щеками располагается шатунная шейка,
которая называется коленом, ее предназначение - обеспечивать равномерность
воспламенения, уравновешенность движка, минимальные изгибающие моменты и
крутильные колебания.
Подшипники скольжения обеспечивают вращение
шатунов и коленвала в опорах. На крайней или же средней коренной шейке
устанавливается упорный подшипник скольжения, в его задачи входит
предотвращение осевых перемещений детали. Учитывая количество деталей, которые
должны четко работать все вместе, нетрудно догадаться, как тщательно
балансируется эта деталь в процессе изготовления, но все равно иногда
обнаруживается дисбаланс, правда, происходит это еще на этапе испытаний, и в
продажу такой агрегат не попадет.
Как работает коленвал - взгляд изнутри
Принцип работы коленчатого вала заключается в
следующем. В момент максимального удаления поршня щеки и шатун коленвала
вытягиваются в одну линию. В это время в цилиндрах начинает гореть топливо, и,
соответственно, выделяются горючие газы, которые перемещают поршень по
направлению к коленвалу. Вместе с ним также перемещается и шатун, нижняя
головка которого поворачивает относительно своей оси коленчатый вал. Как только
он развернется на 180°, шатунная шейка начинает движение в обратном
направлении, таким образом, перемещается и поршень. Получается следующая
картина: поршень равномерно то удаляется, то приближается к детали, крайние
точки поршня называются «мертвыми», так как в этих положениях его скорость
равна нулю. Таким образом, мы разобрались, как работает коленчатый вал.
Немаловажную роль играет и система смазки в
детали. От общей магистрали к опорам коренных шеек обеспечивается подвод масла,
которое подается под давлением. Далее по специальным каналам, расположенным в
щеках, это масло подается к шатунным шейкам. Благодаря масляной пленке,
повышается износостойкость данных элементов. Кроме того, благодаря давлению
масла можно проверить, нуждаются ли шейки коленчатого вала в замене.
Определившись, для чего нужен коленчатый вал, можно смело утверждать, что он
занимает одну из ведущих позиций среди деталей двигателя.
4. Неисправности, возникающие при работе узла,
агрегата или системы автомобиля
В процессе эксплуатации коренные опоры
коленчатого вала испытывают значительные нагрузки, что приводит к погрешностям
форм отверстий в любой из плоскостей в пределах 0,03…0,05 и если не принимать
мер по устранению таких дефектов, то в процессе эксплуатации возникают более
значительные повреждения:
деформация подшипниковой крышки в результате
перегрева
проворот вкладышей коленчатого вала с
образованием глубоких вырывов и катастрофическому износу отверстий
разрушение крышек подшипников коленвала.
Ремонт таких отверстий только расточкой не
позволяет обеспечить высокие эксплуатационные характеристики, так как довольно
сложно обеспечить стабильный размер и необходимые геометрические параметры
отверстий по всем шейкам. Велика опасность прослабить отверстие, большие
трудности обработки наваренного отверстия или имеющего наклеп после проворота
вкладышей, высокая шероховатость обработанной поверхности ухудшает теплоотвод,
этому также способствует наварка лентой и применение эпоксидных композиций.
Поэтому с целью обеспечения минимальных геометрических погрешностей при ремонте
отверстий опор коленвала, жесткого допуска и необходимой шероховатости следует
применять в качестве финишной операции - хонингование.
Выпускаемые в настоящее время за рубежом станки
для расточки коренных опор коленчатого вала дороги, а если сюда добавить
инструмент и оборудование для хонингования, то получается довольно «круглая»
сумма. Кроме того, импортные хонголовки для восстановления постелей коленвала в
силу конструктивных особенностей имеют малый диапазон обработки, пониженную
радиальную и осевую жесткость, применяются только дорогостоящие абразивные
бруски импортного производства.
Увеличить с целью восстановления коренных опор
коленвала в номинальный размер с гарантированным качеством в ООО «Прецизион»
разработана комплексная технология, изготавливается инструмент и оснастка для
ремонта постелей любых блоков ДВС с любыми повреждениями, с обеспечением всех
требований завода-изготовителя.
Рассмотрим наиболее характерные виды
погрешностей коренных опор и подготовку их для проведения обработки:
. Самый распространенный случай: Отверстия на
одной опоре коленчатого вала или на нескольких имеют деформацию от длительных
знакопеременных нагрузок, в результате незначительного перегрева или других
причин. Величина геометрических погрешностей не более 0,1 мм. При таких
погрешностях коленчатый вал иногда вращается при укладке. Но эксплуатация
двигателя с такими погрешностями неизбежно приведет к более серьезным
повреждениям постели коленвала. В этом случае подготовка отверстия производится
следующим образом:
все крышки подшипников осаживаются на абразивной
плите, либо на фрезерном или шлифовальном станке на 0,1..0,2 мм;
осадка крышки на абразивной плите Фрезеровка
крышки на станке крышки устанавливаются на место, болты затягиваются
необходимым моментом;
отверстия обмеряются нутромером. Отверстия
должны иметь припуск на обработку в пределах 0,06-0,25 мм. В районе замков
размер может быть в допуске готового отверстия.
. В том случае, если погрешности превышают 0,1
или необходимо заменить, например крышку коренного подшипника (в результате
поломки или другой причины) применяется следующая технология:
«неродная» крышка одна или несколько,
осаживается на 0,5…1 мм на фрезерном станке, с последующей шлифовкой на
абразивной плите, остальные крышки осаживаются на 0,1…0,2 (как в предыдущем
случае);
крышки устанавливаются на место;
отверстия обмеряются нутромером на наличие
припуска на обработку;
Часто встречаются случаи, когда в результате
перегрева одна или несколько крышек опор коленвала деформируются, ее края
выступают внутрь отверстия на 0,2…0,5 мм и она имеет большой боковой зазор в
тоннеле блока (V-образные двигатели) поверхность отверстия в крышке имеет
характерный синий цвет. Если крышка базируется на штифты, то происходит
уменьшение межцентрового расстояния между штифтами в крышке, и она
устанавливается на место с недопустимо большим натягом. В этом случае
проводятся следующие операции:
плоскость разъёма крышек обрабатывается «как
чисто»;
крышка (с базированием в туннеле) устанавливается
на место, с помощью щупов определяются боковые зазоры с каждой стороны, крышки
снимаются, и производится наварка боковых поверхностей, с последующей их
шлифовкой или фрезеровкой с обеспечением необходимой посадки ее в туннеле
блока;
Фрезеровка боковой поверхности крышки
крышки опор коленчатого вала (с базированием по
штифтам) обрабатываются следующим образом: с помощью концевых мер вымеряется
межцентровое расстояние штифтовых отверстий, расположенных в блоке. На
фрезерном станке или расточном, обрабатываются отверстия увеличенного диаметра
в подшипниковой крышке. На токарном станке изготавливаются ступенчатые штифты и
устанавливаются на место.
Поверхность отверстия после наварки. Случай,
когда провернулись вкладыши и отверстие имеет большой диаметр вкруговую, на
поверхности видны глубокие вырывы и борозды. В этом случае часть отверстия,
находящихся в блоке навариваются, крышка заменяется, а если нет возможности
поставить другую крышку, то наваривается и крышка. Наварка производится
самозащитной проволокой ПАНЧ-11 полуавтоматом без подогрева блока и без
углекислоты. Наплавленный слой имеет хорошую адгезию, практически отсутствуют
поры, нет отбела чугуна, удовлетворительно обрабатывается твердосплавным
резцом.
. Случай, когда отверстия имеют большой плюс около
плоскости разъёма (характерно для V- образных блоков). В этом случае крышки
осаживаются на 0,5…1 мм. Часть отверстий, прилегающих к разъёму в блоке
цилиндров, навариваются.
Частичная наварка отверстия
Подготовленные таким образом отверстия коренных
опор коленвала поступают на расточку всех шеек с одной установки с последующим
хонингованием.
Обработка подготовленной постели производится
следующим образом:
Торцевые плиты крепятся к торцам блока и на них
устанавливаются люнеты.
Борштанга укладывается на ролики.
С помощью подвижных башмаков люнетов через
втулки фиксируется положение борштанги, которое контролируется 4-мя
индикаторами. Диаметры роликов выполнены так, что обеспечивается смещение оси
борштанги вниз на 0,02мм. При необходимости на блок устанавливается
промежуточная опора для предотвращения вибрации.
Убираются индикаторы и ролики.
«браслет» с настроенным резцом устанавливается и
крепится на борштанге на обработку первой шейки.
Растачивается отверстие.
«Браслет» открепляется и переустанавливается для
расточки соседней шейки. Таким образом производится расточка всех шеек за одну
установку.
Расточка может производится одним оператором с
помощью передвижной расточной установки, либо с помощью электродрели - в этом
случае работают два оператора.
Передвижная расточная установка имеет привод
вращения через ременную передачу от электродвигателя переменного тока,
частотный преобразователь для бесступенчатого регулирования числа оборотов,
регулировку по высоте, двухкарданную подвеску, педальный включатель оборотов,
бесшумна и удобна в работе и может эксплуатироваться в любом помещении с
твердым покрытием пола.
При расточке с помощью электродрели один
оператор удерживает дрель, второй производит подачу. Расточка наваренных
отверстий производится за несколько проходов.
Расточка постели коленвала с приводом от
передвижной расточной установки Расточка коренных опор коленвала с приводом от
электродрели
Открепляется и снимается «браслет».
Борштанга снимается и производится замер
диаметра отверстий всех опор, при необходимости производится повторная расточка
опор, имеющих наименьший диаметр.
Затем снимаются люнеты, торцевые плиты и
поддержка борштанги - блок готов к хонингованию.
Хонголовка заводится в отверстие и производится
разжим брусков вручную с помощью ключа. Привод при хонинговании осуществляется
малооборотной дрелью через карданную подвеску; жесткий разжим брусков с
хонингованием в режиме выхаживания обеспечивает высокую точность и необходимую
шероховатость. Режущие бруски отечественного производства, их стойкость 200…300
блоков, после чего они заменяются в условиях потребителя. Бруски крепятся к
колодкам эпоксидной смолой.
Хонингование производится с СОЖ- дизтопливом или
отработкой с периодическим поливом из лейки, расход СОЖ- 100..200 мл на
обработку одного блока.
Настройка хонголовки с одного диаметра на другой
производится путем замены опорных шайб под опорными колодками. Например, после
хонингования Ш100 (КАМАЗ) необходимо хонинговать Ш116 (ЯМЗ). Для этого
необходимо подложить шайбы толщиной 8мм.
Подрезка торцов под упорные подшипники
производится инструментом с радиальной подачей резца, обеспечивающего
перпендикулярность обрабатываемых поверхностей относительно оси постели. Вся
оснастка устанавливается и фиксируется в уже обработанной постели коленчатого
вала.
Подрезка торцев под упорные подшипники
Время расточки всех шеек, например блока КАМАЗ,
(без наварки) занимает 10….15 мин. Если какая-то из опор наварена, то она
обрабатывается за несколько проходов и время соответственно увеличивается.
Время хонингования при припуске 0,02…0,05 мм -
4…5 мин.
Общее время обработки постели коленвала,
например, КАМАЗ, (без наварки) - 2,5…3 часа и в основном это время настройки,
замеров и т.д., с наваркой - 3,5…4 часа.
Данная технология не требует никакого
специального оборудования, так как вся расточная оснастка монтируется на блоке,
обеспечивает все требования завода-изготовителя (овальность, конусность не
более 3..4 мкм, непрямолинейность не более 0,005) позволяет производить
восстановление коренных опор в номинальный размер с минимальным смещением оси
(0,02…0,03) и любыми повреждениями, успешно внедрена и эксплуатируется на
многих крупных и малых предприятиях.
Инструмент и оснастка для обработки коренных
опор состоит из:
хонголовки (в комплекте с шайбами на необходимый
диаметр)
Хонголовка
расточной оснастки, которая состоит из:
Расточной борштанги «браслета» для установки
резца в любом месте борштанги с оснасткой для настройки вылета резца
Комплекта базовых втулок
Комплекта опорных секторов для конкретного
диаметра*
Комплекта установочных роликов для конкретного
диаметра*
Люнетов со втулками и индикаторами
Торцевых плит для конкретного блока**
Приспособления для поддержки борштанги
Инструмента и оснастки для подрезки торцов под
упорные подшипники с радиальной подачей резца
Абразивной плиты с измерительной оснасткой
Вспомогательной оснастки
Передвижной расточной установки (поставляется по
дополнительному заказу)
Расточная оснастка
* - позиции индивидуальны для каждого диаметра
постели
** - позиции индивидуальны для каждой модели
двигателя
Для обработки коренных опор различных диаметров
изготавливаются хонголовки с диапазонами Ш50…Ш65; Ш60…Ш80; Ш80…Ш100; Ш100…Ш130.
Хонголовки с различным диапазоном
Необходимое оборудование:
Вертикально фрезерный станок для фрезерования
боковых поверхностей крышек после наварки, фрезерования плоскости разъёма
крышки (при большом съёме) и расточке отверстий под штифты.
Сварочный полуавтомат.
. Правила техники безопасности при выполнении
работ по ТО и ремонту узла, агрегата или системы автомобиля
Вводный инструктаж проводится со всеми вновь
принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной
профессии или должности, характера будущей работы.
Во вводном инструктаже по охране труда имеются
следующие разделы:
. Общие сведения о предприятии
Характер производства.
Характер технологического процесса.
Расположение основных производств и
вспомогательных помещений.
. Основные положения законодательства об
охране труда (на кого распространяется действие Федерального закона «Об основах
охраны труда в РФ»; на что имеет право каждый работник; чем должен обеспечить
работодатель; какие требования должен соблюдать работник)
. Трудовой договор
Понятие трудового договора. Стороны
трудового договора.
Оформление приёма на работу.
Испытание при приёме на работу.
Перевод на другую постоянную работу и
перемещение.
Расторжение трудового договора по
инициативе работодателя.
Понятие рабочего времени. Нормальная
продолжительность рабочего времени.
Труд женщин.
Правила внутреннего трудового
распорядка.
. Государственный надзор и общественный
контроль по охране труда.
. Общие правила поведения работающих на
территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях.
Обязанности поступающего и соблюдение
им правил техники безопасности и личной гигиены.
Правила техники безопасности при
производстве погрузочно-разгрузочных работ.
. Основные опасные и вредные
производственные факторы.
. Средства защиты. Коллективные и
индивидуальные средства защиты.
Средства индивидуальной защиты. Порядок
и нормы выдачи СИЗ.
Разновидности СИЗ.
Характеристика помещений по степени
поражения человека электрическим током.
Меры защиты человека от поражения
электрическим током.
. Порядок и оформление расследования
несчастных случаев на производстве.
. Пожарная безопасность.
. Правила оказания доврачебной помощи
пострадавшим.
Первая помощь при ранении.
Первая помощь при кровотечении.
Первая помощь при отравлении.
Первая помощь при ожогах.
Первая помощь при обмороке, тепловом и
солнечном ударах.
Первая помощь при поражении
электрическим током.
коленчатый вал погрешность ремонт
Список используемых источников
1. Устройство автомобиля: Учебник
для учащихся автотранспортных техникумов/ Е.В. Михайловский, К.Б. Серебряков,
Е.Я. Тур. - 6-е изд., стереотип. - М.: Машиностроение, 1987. - 352 с.: ил.
2. Техническое обслуживание и
ремонт автомобилей: Учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.М.
Власов, С.В. Жанказиев, С.М. Круглов и др.; Под ред. В.М. Власова. - 2-е изд.,
стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480 с.
. Положение о техническом
обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / М-во
автомоб. трансп. РСФСР. - М.: Транспорт. 1988. - 78 с.
. Руководство по эксплуатации
автомобилей КамАЗ. Набережные челны: Газетно-книжное издательство «КамАЗ»,
2006. С иллюстр. и табл.