Тема: Теоретические основы методики проведения интервью

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    7,87 Кб
Теоретические основы методики проведения интервью
Теоретические основы методики проведения интервью
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!














Курсовая работа

По дисциплине: теория и практика массовой информации

Теоретические основы методики проведения интервью

Содержание

Введение

1. Виды интервью

2. Технология проведения интервью

Заключение

Список литературы

Введение

Интервью - самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. В контексте журналистской профессии интервью имеет свою специфику и свои определения. Приведем некоторые из них.

Интервью - беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес.

Интервью - жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

Интервью - предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом.

В этих определениях акценты расставлены на разных сторонах журналистского интервью - интервью-методе (способе сбора информации), интервью-жанре (форме предъявления информации). Тем не менее, они содержат важнейший компонент, который отличает природу журналистской деятельности от других форм коммуникации. «Общественный интерес», «актуальный вопрос», «предназначен для печати» - вот ключевые слова этих определений, указывающие на это отличие. Получается, что интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта - актуального, общественно значимого, предназначенного для публикации.

Изучение интервью метода сегодня является актуальной темой, главным достоинством интервью считается возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, ценностных ориентациях респондентов, так как в ходе него интервьюер получает не только количественную информацию, но и качественную. Интервью позволяет выявить те социальные явления, которые нельзя выявить с помощью других методов.

Степень разработанности данной темы довольно глубока. В частности ее рассматривали Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина занимавшиеся типологизацией метода интервью, Г.В. Осипов, Е.М. Бабосов, С.Ю. Головин - дали свое определение интервью. Горшков М.К., Ф.Э. Шереги описывали процедуру проведения интервью.

Объектом изучения данной курсовой работы является интервью как метод получения информации.

Предметом является содержательные характеристики, типология, процедура проведения интервью.

Целью курсовой работы является изучение содержательных характеристик, виды, процедура проведения интервью.

интервью информация журналистский

1. Виды интервью

Существует возможность личного или опосредованного общения, причем формы и комбинации опосредованности могут быть разными. Например, интервью по телефону, при котором разговор может быть синхронным, но при этом отсутствует визуальный контакт. Современные технологии позволяют брать интервью с помощью спутниковой связи, когда собеседники могут находиться в разных городах, даже частях света, при этом имея и визуальный контакт. Другой вариант опосредованного интервью - письменная форма с возможностью отложенного ответа - практикуется нечасто и, как правило, с очень важными персонами. А вот за интервью с помощью различных служб Интернета (электронная почта, чаты, телеконференции), надо полагать, большое будущее. Такое общение, опосредованное компьютерными и телефонными проводами, протекает в письменной форме. Ответная реакция может осуществляться как в режиме отложенного ответа, так и в режиме он-лайн, а хорошие каналы связи потенциально позволяют установить как голосовой, так и видеоконтакт с респондентом.

В связи с этим необходимо знать, что существуют разные виды интервью, которые влияют на разработку стратегических планов, обусловливают характер предварительной подготовки, определяют особенности поведения журналиста и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы.

В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений.

В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью:

1.Информационное интервью - наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей, в силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами, костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем?

2.Оперативное интервью - разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте, это оперативные высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам;

.Интервью-расследование - проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы, организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями;

.Интервью-портрет - персональное интервью, сфокусированное на одном герое.

2. Технология проведения интервью

Работу над интервью можно разложить на три последовательные стадии: подготовка, проведение, завершение.

На первой стадии, которая предваряет ход беседы, осуществляется очень важная работа по планированию интервью, определяются его цели, изучаются информационные ресурсы, осуществляется первый контакт с собеседником, назначаются время и место встречи, продумываются возможные риски, стратегия беседы и основная тематика вопросов. Перечислим еще раз наиболее важные шаги по подготовке интервью: определение его целей; предварительное исследование; организация встречи; обдумывание характера вопросов, а также стратегии и тактики интервью.

Определение целей интервью - это стартовая позиция. От того, насколько ясны цели интервью, зависит успех всех последующих шагов. Задуманное и предложенное вами или запланированное редакцией интервью надо «проверить на прочность», поставив перед собой несколько вопросов, ответы на которые во многом прояснят ваши целевые установки. Зачем вы хотите взять интервью? Каких результатов хотите достичь? Почему для решения этих задач вы выбрали именно этого собеседника? Интересен ли он лично вам? Есть ли к нему интерес у широкой публики?

Предварительное исследование - в зависимости от поставленных целей сбор рабочего материала о герое или ситуации, в которую он вовлечен, может либо проводиться по полной программе, либо ограничиться кратким поиском, либо вообще не проводиться. Подготовка или экспромт - вот выбор, который придется сделать журналисту перед каждой своей встречей. В репортерской текучке нередки ситуации, когда нет времени на серьезную предварительную работу и приходится полагаться на обрывочные сведения, которые удалось добыть. Тем не менее, часто и таких сведений бывает достаточно для краткого актуального интервью или для одного-двух вопросов на пресс-конференции. Но если журналист располагает временем, то для предварительной подготовки желательно воспользоваться источниками с максимально возможной полнотой. Ресурсы для предварительного исследования можно разделить на две большие группы: документальные и устные.

О встрече с интервьюируемым, как правило, договариваются по телефону, хотя в последнее время журналисты все чаще пользуются электронной почтой, можно условиться об интервью и при непосредственном контакте. Но все же чаще переговоры об интервью осуществляются по телефону. Такое общение, опосредованное расстоянием и отсутствием непосредственного контакта, имеет свои преимущества и недостатки, которые надо непременно учитывать, договариваясь о встрече. Набирая номер телефона своего героя, надо иметь в виду одно очень важное обстоятельство: никто не обязан вам давать интервью. Даже официальные лица, в обязанности которых входит общение с прессой, имеют право предоставить информацию в письменной форме и не идти на прямой контакт. Поэтому, когда вы договариваетесь о беседе, лучше избегать слова «интервью»: оно звучит слишком официально, лучше сказать: «Не могли бы вы поделиться своими соображениями о...»; «Хотелось бы обсудить ситуацию...»; «Давайте поговорим об этом случае...».

Договариваясь о встрече, назначая время и место, прислушайтесь к пожеланию собеседника. От этих обстоятельств зависит, комфортно ли будет себя чувствовать герой интервью. Поэтому чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время. Если собеседник затрудняется с выбором места встречи, предложите ему приехать в редакцию. Бывают ситуации, когда по каким-либо причинам есть смысл встретиться на нейтральной территории, тогда время и место для интервью определяются в совместном поиске. Если у интервью есть событийный повод, то это диктуют обстоятельства: оно может состояться у трапа самолета, в служебной машине, в кулуарах съезда, на месте происшествия и т.п.

Следующий этап - составление вопросника. Предварительная работа с источниками поможет определить основную тематику вопросов, продумать их последовательность и наметить путь, по которому журналист вместе со своим героем пойдет к намеченной цели. Разрабатывая стратегию интервью, следует оставить время для незапланированных вопросов и ответов, а также подготовиться к самым неожиданным ситуациям.

После подготовительной стадии можно приступать к интервью. Интервью - разговор, который строится по определенным правилам профессионального журналистского общения. Протекает оно в вопросно-ответной форме, когда журналист спрашивает, а собеседник отвечает. Поэтому формула успеха заключается в том, насколько профессионально задаются вопросы и как полно на них отвечают.

Большинство журналистов придерживаются нестрогих правил планирования интервью:

2.В начале интервью задаются нетрудные для собеседника, например фактические, вопросы. Однако если вы предполагаете, что ваш герой будет стремиться уйти от ответа, можно пойти на маленькую хитрость, например расширить тематическое поле беседы.

.Далее можно приступать к основным вопросам. Заинтересовать собеседника - цель любого интервьюера, с кем бы и по какому бы поводу он ни говорил.

.Самый главный вопрос, ради которого интервью и затевалось, стоит припасти напоследок. Жесткие или неприятные для героя вопросы никогда не задаются в начале разговора.

.Очень важна заключительная стадия интервью, в которой, как правило, заранее можно спланировать только время окончания. Соблюдать договоренность о продолжительности интервью - хороший тон. Желательно также завершать разговор на позитивной ноте. Даже если в конце задавались нелицеприятные вопросы, надо попробовать увести разговор в сторону, заговорить о чем-нибудь приятном для собеседника, чтобы ни у кого не осталось неприятного осадка.

Заключение

Составляя вопросы и разрабатывая сценарий интервью, не стоит забывать, что главная роль в нем принадлежит вовсе не журналисту, а его собеседнику. Именно он является основным коммуникатором, в его распоряжении информация, и в принципе он волен поступать с ней как угодно. Журналист же, как это ни обидно звучит, является лишь транслятором, передаточным звеном между своим собеседником и обществом. Эта банальная мысль на практике нередко забывается, и в центре разговора часто оказывается не информатор, а журналист. Беседа в итоге концентрируется не на ответах, а на вопросах, которым придается большее значение, чем информации как таковой. Такой осознанный или неосознанный журналистский эгоцентризм ведет к профессиональной «глухоте», неумению слушать, когда задаваемые вопросы не вытекают из ответов, а собеседник оказывается на информационном поле пассивным игроком.

Список литературы

1.Ангулов С.Л. Методика проведения интервью. М., 2014

2.Лукина М. Технология интервью. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2003

.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М., 2010

.Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 1996

.Советский энциклопедический словарь. М., 2009

.Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М, 2012

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!