Избирательные кампании как область деятельности паблик рилейшнз

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,22 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Избирательные кампании как область деятельности паблик рилейшнз

Содержание

Введение

. Специфика и особенности политических pr-технологий

. Понятие и этапы избирательной кампании

. Стратегия избирательной кампании

Список использованной литературы

избирательный пиар имидж стратегия

Введение

Большинство специалистов пиара на постсоветском пространстве считает, что политический пиар занимает первые позиции в странах СНГ. В отличие от Запада, где лидируют финансовые, правительственные и кризисные паблик рилейшнз. Можно сказать и больше, что и все развитие PR здесь берет свое начало от парламентских или президентских выборов. Каждое такое состояние включает в обращение новые интеллектуальные силы, привлекая новые финансовые возможности.

Политические PR, в первую очередь, включают в себя избирательные технологии. При этом методы PR -специалистов ничем не отличаются от апробированных в области рекламы.

Формируются характерные черты определенного кандидата, разрабатываются пути донесения его образа к избирателям, планируется ряд мероприятий, чтобы кандидат выходил к своим избирателям не только со словами. Разрабатывается также контрпропаганда и негативная реклама конкурента. В кампаниях бывают случаи, когда уже невозможно получить большинства голосов, тогда кампания может повернуться в сторону уменьшения голосов у оппонента.

Современная избирательная кампания - это не что иное как усилия, нацеленные на успех в день выборов. Каждая кампания ограничена в своих ресурсах, поэтому важно сделать правильный выбор, объективно оценив возможности, эффективно использовав их для достижения победы. Основные ресурсы кампании - это время, деньги, люди и их творческие возможности. Избирательная кампания является одной из форм политического участия в нем населения, неотъемлемым свойством демократии и средством реализации народного суверенитета.

Цель данной работы - дать характеристику избирательной кампании как одной из областей политических PR-технологий.

1. Специфика и особенности политических pr-технологий

Трудно сказать о первоисточниках Public Relations (PR). Искусством убеждать людей и влиять на их поведение тысячелетиями руководствовались государственные и политические деятели. Памятники, пирамиды, статуи, храмы, живопись, достопримечательности письменности прославляют героические деяния полководцев, вождей, поднося их публике, как богов или подобных богам. Речи вождей - образец красноречия, готовились с применением риторики (ораторского искусства) как одного из основных средств убеждения.

По мнению многих исследователей, становление PR связано с развитием политических и государственных институтов.

Современное общество сложно представить без специалистов PR. PR стали отдельной профессией, которая подчиняется собственным требованиями, законам и критериям. Профессиональная система PR родилась в США и занимает первое место в мире. Около 200 колледжей и университетов США готовят дипломированных специалистов по PR.

Овладение техникой профессии PR для политика - это залог победы на выборах и оптимизации использования ресурсной базы, когда научные орудия позволяют минимизировать затраты и обеспечить победу в любых сложных ситуациях за счет преобразования избирательного процесса в четко определенную управленческую деятельность.

PR создает не только условия и гарантии для обеспечения победы, но и превращает избирательный марафон в управляемый процесс с предполагаемыми результатами. Использование инструментов и средств PR превращает избирательный процесс в действительно политически регулируемый выбор преимуществ населением, которые оно сможет проверить и в совершенстве учесть во время своего выбора.

Классический PR не допускает использование «войны компроматов», «войны плакатов» и других несовершенств, которые загрязняют и засоряют избирательный процесс. Ведь здесь царит не случайность или наугад выбранное средство, а научно обоснована взвешенная процедура, инструмент или средство, учитывающие огромную совокупность факторов. Специалисты политических PR-технологий в конкретных условиях более или менее удачно используют достижения своей научной школы на политическом рынке. Единственное существенное отличие использования PR в политике заключается в том, что в противовес PR в экономике, здесь предлагается специфический товар, который связан со способностями и возможностями соответствующих политических деятелей выполнять властные полномочия.

Сложность использования средств, инструментов пиаровских технологий связана со сложностью условий функционирования политического рынка, на котором есть товарно-денежные отношения, существует особая форма продажи, но главным условием приобретения политического товара является добровольный выбор граждан определенных политических предпочтений, которые предлагают те или иные политические субъекты.

Главным преимуществом пиаровских технологий является эффективное использование финансовых, материальных и человеческих ресурсов для достижения цели. При этом высокий интеллектуальный потенциал PR-агентов и экспертов дает использовать наиболее убедительные рычаги оперирования общественным сознанием. Это дает возможность гражданам, опираясь на властные институты, наиболее эффективно обеспечить решение своих насущных социальных экономических или бытовых проблем.

Что касается терминологии, то термин «технология» происходит от древнегреческих слов «техно» - искусство, и «логос» - наука, знания. В словарях и энциклопедиях технология еще трактуют как совокупность знаний о способах обработки материалов, предметов и методах выполнения каких-либо действий. Также существует и другое толкование, как совокупность операций, выполняемых соответствующим образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала или изделия. В широком смысле под технологией понимают совокупность приемов, способов, методов, а также средства организации и упорядочения целесообразной практической деятельности соответственно цели.

В последнее время получил распространение термин «политические технологии». Выборы - это публичная политика, но важно, в каком именно контексте обычно говорят о политических технологиях. Сегодня в глазах широкой публики политтехнологи окутаны ореолом романтики и таинственности. Но целесообразно ли предвыборные и избирательные технологии называть политтехнологиями? Е.Малкин и Е.Сучков рассуждают: «Сейчас термин «политтехнологии» настолько прочно вошел в обиход, что обсуждать его корректность или некорректность бессмысленно. Он широко употребляется и будет употребляться. Хотя с логической точки зрения его обоснованность вызывает определенные сомнения. Ведь до последнего времени о политических технологиях как об особой науке, отличной как от политики, так и от политологии, никто в мире не слышал, и нигде, кроме России, этот термин не употребляется».

На их взгляд, понятие «политтехнологии» довольно трудно отделить от понятие «публичная политика», которая хорошо известна чуть ли не со времен Перикла. Именно поэтому следует говорить не о политических, а об избирательных технологиях, т.е. о специфических технологиях организации избирательных кампаний.

Понятие «политтехнологий» лучше использовать в другом смысле. Оно должно выражать целесообразное сочетание политических подходов, принципов и средств для внедрения в политическую систему новых идей, моделей, механизмов или их изменений.

Уместно говорить о политических технологиях вывода страны из экономического и политического кризиса, формирования гражданского общества, развития рыночной экономики, управления государством и обществом или отдельными организациями как, например, силовыми структурами, а также взаимодействия правительства и парламента, президента.

2. Понятие и этапы избирательной кампании

Результаты выборов в органы политической власти в значительной степени определяются уровнем развития политических сил - партий, блоков, организаций и отдельных кандидатов, которые отражают интересы соответствующих социальных групп. Но не меньшей степени результаты зависят и от того, как функционирует сама избирательная система в обществе.

Демократические выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой большое социально-политическое мероприятие, основная цель которого - легитимное воспроизводство отношений общественного представительства в системе государственного руководства и управления. Как и любое мероприятие, в работе которого принимает участие большое количество людей, выполняющих различные функции, выборы требуют соответствующего набора согласованных по времени и месту проведения политических, правовых и организационных действий, т.е. избирательных технологий.

В современной политологии понятия «избирательная технология» - сравнительно новое и преимущественно связанное с организацией и проведением демократических выборов. Но не следует забывать, что и авторитарные политические режимы, которые используют выборы как ширму, чтобы скрыть истинные механизмы формирования властных структур, также нуждались в специфических «избирательных технологиях».

Поскольку целевая функция условно демократических выборов состояла, с одной стороны, в твердой номенклатурной системе рекрутирования правящей элиты, а с другой - нуждалась в демонстрации активной всенародной поддержки существующего режима, то и «избирательные технологии», которые отмечались сложности и изяществом, должны были содержать в себе соответствующие скрытые от населения действия и одновременно - мероприятия по широкой мобилизации избирателей.

В условиях демократических режимов избирательные технологии призваны обеспечить важнейшую сферу взаимодействия гражданского общества и государства - передача властных полномочий представителям общества посредством процедуры выборов. Вследствие целенаправленной политической деятельности достигается результат: для государства - обеспечение правовых норм во время организации и проведения избирательной кампании, для общества - полная реализация социальных функций выборов, для кандидатов - осуществление в равной борьбе с политическими конкурентами своего права представлять жителей своего округа в государственных органах. При этом избирательные технологии не могут не учитывать объективных условий проведения выборов: правовое поле, практику избирательных кампаний, национально-политических традиций, организационных и материальных возможностей государства.

Избирательные кампании, независимо от типа выборов, имеют одинаковые основные этапы, границы которых определены типовыми политическими событиями (табл. 1).

После объявления о назначении выборов проводится выдвижение кандидатов в депутаты. Этот период заканчивается регистрацией кандидатов избирательной комиссией. Затем наступает период предвыборной борьбы, который заканчивается голосованием. Голосование может проводиться в один или несколько туров. После голосования наступает период подведения итогов выборов и включение избранного представителя в активную деятельность в рамках органа власти.

Таблица 1. - Основные этапы избирательных кампаний

Основные политические события избирательной кампанииОбъявление о проведении выборовРегистрация кандидатовГолосованиеВключение кандидата в политическую системуI турII турОсновные этапы избирательной кампанииВыдвижение кандидатовПредвыборная борьбаПодведение итогов выборов

Избирательная кампания, проведенная на любом уровне государственного (общенациональном, региональном, местном) как в органы законодательной, так и исполнительной власти, имеет типичный состав участников этого события.

Центральными действующими лицами в избирательной кампании являются: кандидаты в органы власти, которые могут выдвигать различные социально-политические силы в соответствии с избирательным законодательством. В России право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит гражданам России, которые достигли восемнадцати лет и имеют право голоса. Это право реализуется ими через партии (блоки) или путем самовыдвижения в порядке, установленном законом.

Кандидаты в органы прямо или через помощников создают свою команду. Как правило, в ее состав входят такие участники избирательной кампании:

доверенные лица, основная функция которых заключается в том, чтобы, встречаясь с избирателями, говоря от имени кандидата, расширить представительские возможности кандидата в избирательном среде;

группа поддержки кандидата, задача которой состоит в том, чтобы создать необходимый социально-психологический настрой во время встреч избирателей с кандидатами, во время проведения дебатов между кандидатами и в других избирательных мероприятиях;

агитаторы - особая группа членов команды, которые должны сделать доступными для избирателей предвыборную программу и имидж кандидата;

члены команды, которые осуществляют связь со средствами массовой информации (СМИ). Обеспечиваемый законом доступ кандидатов к СМИ может иметь различную эффективность в зависимости от профессионализма членов команды.

В команду кандидатов можно с соответствующей долей условности включить и спонсоров, которые поддерживают кандидатов материально в надежде реализовать через них свои интересы. В нее могут входить и представители партий и движений и частные лица, которые поддерживают кандидата. Очень важным звеном команды кандидата в органы власти являются группа социально-политической поддержки, функции которой заключаются в том, чтобы получать необходимую кандидату объективную информацию. Практика избирательных кампаний показывает, что без эффективной работы команды всех благоприятных условий надежды кандидата на победу в основном являются нереальными.

Решающим участником выборов являются избиратели - люди, проживающие на территории избирательного округа и имеющих право голоса. От их выбора зависит результат кампании. И, наконец, проведение выборов обеспечивается государственными структурами - избирательными комиссиями, органами власти и судами, роль которых заключается в том, что они создают организационно-правовую инфраструктуру избирательной кампании, соблюдение законности и организацию регистрации кандидатов, определение границ избирательных округов и избирательных участков, оповещение избирателей о проведении выборов, организацию проведения выборов, наблюдение за соблюдением правовых норм во время выборов, подведение их итогов, а также сообщение избирателей о результатах выборов.

Рассматривая участие в выборах с позиции кандидата, можно выделить ряд конкретных шагов кандидата и его команды - шагов, которые составляют процедуру предвыборной рекламной кампании.

Для серьезного политика немыслимо вступление в политическую борьбу без анализа потребностей избирателей и своих возможностей. Стоит, однако, отметить, что не всегда для участия кандидатов в выборах является победа. Для некоторых кандидатов участие в политических кампаниях - это проверка своих программ, инициатив, личных качеств, обретение популярности и т. п. В связи с этим задача кандидатов и их избирательные стратегии могут существенно различаться.

Вместе с тем очевидно, что процедура избирательной кампании на всех ее этапах невозможно оптимально реализовать без получения точной информации, прежде информации о главном объекте внимания кандидатов - об избирателях. Эту информацию получают вследствие исследования социально-политических характеристик электората.

3. Стратегия избирательной кампании

Разрабатывая программу избирательной кампании, желательно предусмотреть, какими слабыми местами могут воспользоваться конкуренты, чтобы создать негативный имидж программе и кандидату.

Основные положения стратегической линии избирательной кампании базируются на результатах анализа политической ситуации. Если первый стратегический шаг - выбор округа - уже осуществлен, следует сделать предварительные выводы:

выяснить сильные и слабые стороны своих оппонентов и свои лично, провести их сравнительный анализ с учетом политической ситуации в определенном округе и стране в целом;

проанализировать ситуацию, сложившуюся в избирательном округе (демографическую, историческую, географическую, экономическую, социальную и т.д.);

определить круг вопросов, принципиально важных для избирателей определенного округа, и сформулировать в своей программе ответы на эти вопросы;

сформулировать основные принципы проведения предвыборной кампании и средства их реализации (то есть стратегию и тактику организации выборов).

Определив на основе информации по избирательному округу основные тезисы своей программы, желательно учесть следующие принципы при написании собственно документа:

программа должна содержать ответы на актуальные для избирателей проблемы: социально-экономические, политические, экологические, этнокультурные, лингвистические и т.д.;

архитектура программы может быть произвольной, но структурированной, с количеством содержательных блоков не более девяти;

процедура создания предвыборной программы должна быть такой: сначала в нее включают «все, что надо», а затем исключают «все, что можно»;

полиграфическое воспроизведение программы и язык изложения должны учесть уровень общей, политической и психологической культуры избирателей и время усвоения текстовой информации рядовым избирателем.

Разрабатывая программу, желательно предусмотреть, какими слабыми местами могут воспользоваться конкуренты, чтобы создать негативный имидж программе и кандидату.

Стратегия избирательной кампании, по свидетельству мировой политологии, может базироваться на таких элементах:

. Декларирование причастности к определенной политической партии, предвыборного блока, властной структуры, политического лидера и т.п. Этот способ эффективен при использовании на территории округа (или даже всей страны), в котором политическая партия или общественно-политическая организация, которая поддерживает кандидата, пользуется большой популярностью. При таких условиях главная задача - сообщить как можно большему числу избирателей о том, что эта партия или общественно-политическая организация выдвинули и поддерживают именно этого кандидата. В этой ситуации личностные характеристики кандидата остаются на втором плане, а вперед выходит магическое влияние имиджа обозначенной партии или организации.

Способ декларирования причастности кандидата может применяться не только к партии, организации или движения. Если есть популярный и влиятельный человек, имидж которой можно использовать в предвыборной кампании, этот способ сработает не хуже.

В американской политической практике часто кандидаты используют плакаты, открытки, видео материалы, в которых освещается поддержка данного кандидата, скажем, президентом США.

. Создание межличностного контраста кандидатов. Этот метод чисто психологический и построен на сравнении кандидатов, их личностных характеристик, социально-психологических и профессиональных статусов, возраста, внешности, пола, образования и т. п.

При использовании метода создания межличностного контраста главная задача заключается в выработке различных способов сравнения кандидатов по тем параметрам, которые выгодны.

Такими параметрами могут быть личностные черты характера, внешняя привлекательность, коммуникабельность, отношение к актуальным проблемам данного избирательного округа.

. Создание идеологического контраста кандидатов. Этот метод по принципу использования похож на предыдущий. Отличается он тем, что построен исключительно на идеологических факторах (например, консервативная философия против либеральной, коммунизм против антикоммунизма и т. д.).

В этом случае кандидат, который строит стратегию предвыборной борьбы в определенном округе на одной проблеме, должен превратить выборы в своеобразный референдум по этой проблеме. Если определенный вопрос беспокоит большинство избирателей округа, надо сделать так, чтобы оно «перекрыло» все другие вопросы, а разница в позициях кандидатов должна быть очень четкой: «да» или «нет».

Во время отработки такой предвыборной стратегии необходимо соблюдать все пункты плана избирательной кампании. И хотя ее достаточно сложно реализовать, опыт показывает: такие действия могут быть эффективными там, где позиции конкурентов особо сильны.

. Формирование положительного имиджа кандидата. Этот элемент избирательной кампании чрезвычайно важен для любого политика, поскольку процесс формирования политического имиджа достаточно длительный.

В процессе формирования позитивного имиджа кандидата говорится, прежде всего, о его личных качествах, которые, наверное, в основном являются универсальные для стран, которые демократическим путем выбирают себе законодательную и исполнительную власть.

. Создание негативного имиджа конкурентам. Этот элемент стратегии построен на стремлении добавить ложку дегтя в наработанный (положительный) имиджа оппонента. И хотя такой путь довольно сомнительный с точки зрения морали, кое-кто считает его эффективным средством для сохранения «чистоты рядов» политической элиты общества.

Однако не всегда использование этого элемента стратегического поведения оправдывает себя во время избирательной кампании. Во-первых, надо учитывать социально-психологические и морально-этические нормы, которые доминируют в данном обществе. Скажем, супружеская измена, например, в странах с официально признанным многоженством почти не повлияет на политическую репутацию лица, конкурирующего с вами на выборах. Во-вторых, если кандидат, критикуя конкурентов, переборщит, то это может вызвать противоположный желаемому эффект - способствовать повышению рейтинга тех оппонентов, против которых направлена эта критика.

Опыт показывает, что не стоит «атаковать» сильные стороны программ и имиджа оппонентов. Менеджеры избирательных кампаний считают, что более эффективным является поиск «темных» пятен в биографии, подчеркивание размытости политических взглядов, недостаточной уровень образования, отсутствие необходимого опыта и т. д. Не стоит «атаковать» личность политика «в лоб». Лучше обратить внимание на «послужной список» лидера: биографию, скрытую им от общественности информацию, невыполненные им обещания и т. д..

Одним из средств реализации метода создания негативного имиджа конкуренту является распространение информации всевозможными исследовательскими центрами, общественными организациями, службами опросы общественного мнения и т. д., которые подвергают критике биографию, политическую программу, общественную или политическую деятельность конкурента. Вполне возможно, что в этих обращениях или сообщениях не будет прямого призыва голосовать против этого кандидата, однако на уровне подсознания эта информация будет способствовать формированию у избирателей именно негативного имиджа.

. Образование предвыборных коалиций. Этот элемент предвыборной кампании имеет чрезвычайное значение и предусматривает установление контактов с влиятельными лидерами, политическими структурами и группами влияния, которые формируют в определенном избирательном округе общественное мнение. Особенно важно договориться о поддержке (или хотя бы не противодействие) с людьми, которые традиционно выступали на стороне конкурентов и готовы к этому снова.

Предвыборные коалиции могут формироваться с отдельными людьми, политическими партиями, профсоюзами, общественными организациями и движениями, трудовыми коллективами, коммерческими структурами и т.д.

Можно и целенаправленно обращаться к отдельным группам избирателей, не заключая юридических соглашений. Это могут быть обращения за поддержкой, призывы к коренным интересам расовых и этнических групп, предпринимателей и профсоюзов, учителей и инженеров, православных и греко-католиков, кролиководов и автолюбителей.

Такой подход может быть очень эффективен там, где избиратели стабильно голосовали за партию или общественную организацию оппонента. Он позволяет разъединить потенциально оппозиционной социально-территориальную общность избирателей путем "игры" на различных социально-профессиональных интересах и общественных статусах избирателей.

. Ставка на властные структуры. Этот путь используется тогда, когда структуры исполнительной власти на местах контролируют политическую ситуацию и могут реально влиять на процесс избирательной кампании, начиная от селекции претендентов (задолго до выдвижения) и заканчивая этапом непосредственной агитации. Не обходится в таких случаях и без манипулирования бюллетенями на избирательных участках. Последний путь уголовный и использовать его не стоит, поскольку такие действия караются законом и могут навсегда разрушить карьеру политика.

. Ставка на общественно-политические структуры. Методологически этот путь оправдан, если в избирательном округе действуют мощная партийная машина, разветвленная сеть первичных организаций и большое количество членов партии, общественной организации и т. д. Этот элемент стратегии используется в сочетании с элементом декларирования причастности кандидата именно к этой общественно-политической структуре, которая имеет такое значительное влияние в данном регионе.

. Ставка на средства массовой коммуникации. Она делается в условиях неоспоримого преобладания одного из кандидатов в воздействии на масс-медиа. Однако следует помнить, что преувеличивать их влияние не стоит, поскольку, во-первых, избиратели все же предпочитают непосредственным контактам с кандидатами, а во-вторых, активная поддержка только одного из участников предвыборного марафона может только раздражать и действовать на пользу единому избраннику СМК.

. Деморализация конкурентов. Этот элемент стратегии используется тогда, когда кандидат имеет неоспоримое преимущество в материально-финансовых ресурсах, опирается на мощную партийную машину и владеет контрольным пакетом влиятельных в регионе средств массовой информации в сочетании с высоким личным авторитетом.

Стратегия политической кампании должна быть изложена письменно, объемом не более одной страницы. После этого нужно начинать составлять объемный и детализированный план проведения кампании, в котором должны быть освещены все основные тактические действия на все время проведения выборов.

Кроме того, надо иметь в виду, что тактика политической борьбы обязательно должна быть согласована со стратегией определенных действий. Даже если и удалось найти какой-то новый тактический ход, довольно эффектный и интересный, но он не согласуется с выработанной линией, от него лучше отказаться.

Проанализировав основные элементы стратегии избирательной кампании в отечественной и зарубежной политической практике, следует отметить, что не в каждой кампании есть все упомянутые элементы стратегии. И это понятно, так как не во всех условиях применения тех или иных средств политической борьбы является целесообразным и эффективным. В каждом отдельном случае необходимо тщательно проанализировать предвыборную ситуацию, прежде как выбирать единственно правильную стратегию, ведущую к победе.

Заключение

Политический мир конца ХХ и начала ХХI веков невозможно представить без демократии. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определенные люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Во всем мире наиболее цивилизованной формой правления в обществе считается республика, особенностью которой является как раз формирование власти путем выборов.

Анализируя вышеизложенное в данной работе можно увидеть, что только при правильном построении избирательной компании любого типа можно добиться успеха, а это подразумевает построение необходимой стратегии.

Это очень объемная, трудоемкая и сложная работа. Усложняется она тем, что стратегию не возможно скопировать из прошлых выборов или у других стран, для каждых новых выборов формируется новая стратегия избирательной компании. И каждый раз необходимо проводить все процедуры при разработке стратегии заново и в полной мере.

Для разработки точной и реальной для исполнения стратегии избирательной кампании необходимо знать реальных соперников кандидата, их ресурсы и планы, знать особенности конкретного округа, а также какие основные события и мероприятия кандидата и его соперников будут проводиться в ее ходе.

Профессиональная и качественная разработка стратегии избирательной кампании должна проводиться на основе результатов объективных исследований: экспертных опросов, глубинных интервью, фокусгрупп и анкетных опросов.

Список использованной литературы

1.Амелин В.Н., Федоркин Н.С. Стратегия избирательной кампании - М., РЦОИТ, 2011. - 106 с.

2.Балашова А.Н. Технология избирательной кампании в западной политической науке // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12: Полит. Науки. - 2010. - № 2. - С. 67 -68.

.Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. - М.: ЭКСМО, 2009. - 453 с.

.Доценко Е.Л. Психологические манипуляции. М.: Изд-во МГУ, 2006. - 312 с.

.Егорова-Гантман Е.В. Политическая реклама / Е.В. Егорова-Гантман, К.В. Плешаков. - М: Центр политического консультирования «Никколо М», 2010. - 164 с.

.Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг: искусство и наука побеждать на выборах. - М., «ИМА-Пресс», 2011. - 332 с.

.Калиберда Е.Г. Связи с общественностью: вводный курс: Учеб. пособие/ Е.Г. Калиберда. - М.: Логос, 2010. - 654 с.

.Кирилюк Ф.М. Основы политологии: Учебное пособие / Ф.М. Кирилюк, В.Г. Антоненко, Г.И. Безверхая. - К.: Лыбидь, 2011. - 562 с.

.Кольба А.И., Кольба Н.В., Мирошниченко И.В. Организационные конфликты в избирательных кампаниях /Проблемы управленческого консультирования-2006: Матер. 5-й Междунар. науч-практич. Конференции. М.: Академия, 2007. - 390 с.

.Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. - М.: ЗАО ПО МАСТЕР, 2007. - 335 с.

.Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели. М.: РОССПЭН, 2008. - 462 с.

.Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики. - М.: Академия, 2011. - 602 с.

.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 559 с.

.Теория политики: Учебное пособие У Под ред. Б.А. Исаева. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.

.Чумиков А.Н. Связи с общественностью: Учеб.пособие для студ. управленч. спец. вузов/ А.Н. Чумиков; МГУ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2011. - 390 с.

Похожие работы на - Избирательные кампании как область деятельности паблик рилейшнз

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!