Наркотизирующая дисфункция СМИ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,32 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Наркотизирующая дисфункция СМИ

Содержание

Введение

Глава 1. Наркотизирующая дисфункция СМИ и проблема психологической безопасности

.1 Понятие и обзор исследований наркотизирующей дисфункции СМИ

.2 Исследования проблемы психологической безопасности СМИ

Глава 2. Исследование наркотизирующего влияния популярных телевизионных программ

.1 Аналитическая и практическая работа по диагностике наркотизирующего влияния популярных телевизионных программ на старшеклассников

.2 Основные предложения по итогам исследования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Средства массовой информации являются одним из основных инструментов, влияющих на процесс трансформации и функционирования политической сферы современного общества. Демократические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 1980-х начале 1990-х годов, значительно расширили возможности россиян в получении достоверной информации, а средства массовой информации оказались мощной информационной базой для продвижения демократических идей и проведения избирательных кампаний. Но трансформация политической системы в России, последовавшие затем изменения в избирательном законодательстве, в свою очередь, вызвали изменения в функционировании средств массовой информации в период избирательных кампаний. Происходит постепенное изменение в методах и формах отражения избирательных процессов также и в республиканской периодике. Модели односторонних, немаркетинговых коммуникаций, таких как, агитация и пропаганда, сменяются двусторонними, маркетинговыми - политическая реклама и «паблик рилейшнз».

На сегодняшний день одной из функций современного телевидения в культурном контексте вполне может считаться поддержание, раскрытие и развитие общественных связей. Комплексные социокультурные, политические, экономические преобразования, рост образовательного и культурного уровня населения, резко увеличивающиеся объёмы общей информации, циркулирующей в СМИ, и бурное развитие систем телекоммуникации делают необходимым изучение воздействия телевидения на современное общество.

Проблемой так называемой «обратной связи» (влияние массовых аудиторий на СМИ) можно пренебречь лишь в ограниченной области стабильного функционирования государственных и общественных институтов.

Что же касается содержания массовой коммуникации, то она задается употребляющими (объективными) действительностями. Массовая коммуникация - искусственный процесс, организуемый посредством привлечения этих действительностей в ситуационные контексты. При таком системном понятии запуск коммуникации сообщением о значимом событии является одним из технических приемов конвертации действительностей в материал представлений населения.

Случайно ли моральная действительность, межэтнические и межконфессиональные конфликты сегодня оказываются в центре многих коммуникативных ситуаций? С нашей точки зрения, эти конфликты выполняют функцию материала естественной, неуправляемой конвертации активных действительностей. Такими активными действительностями в Европе начала XXI века являются действительности права, технологизации и самоидентификации.

Выделяется до десятка функций СМИ в обществе (напр., информации, социализации, передачи ценностей, рекреации, мобилизации). В рамках функционального анализа элементу структуры (СМИ) отказывают в собственных законах функционирования и целей развития. Целым, относительно которого выявляются функции СМИ как его элемента, принимается общество, которое ликвидирует возможные дисфункции такими институтами контроля за СМИ, как законодательство и правоохранительная деятельность. СМИ продвигают идею четвертой власти или медиакратии, существенно деформируя баланс действительностей и проблематизируя другие идеи, в частности, либеральную.

Пол Лазерсфельд еще в 1948 говорил о том, что поток сообщений, идущих от СМИ, вызывает негативный эффект, которому дал название «наркотизирующей дисфункцией СМИ». Потоки информации часто способствуют усыплению, наркотизации, нежели активности рядового читателя или слушателя. В этом специфическом отношении информация может быть причислена к числу наиболее эффективных социальных наркотиков. То, что средства массовой коммуникации повышают уровень информированности широких слоев населения, бесспорно. Тем не менее, непреднамеренным результатом воздействия все возрастающих доз массовой информации могут стать специфические состояния личности.

Цель исследования - анализ наркотизирующей дисфункции СМИ (на примере телевидения).

Задачами исследования являются:

1.определение понятия «наркотизирующая дисфункция СМИ» и обзор исследований по обозначенной проблеме;

2.обзор исследований проблемы психологической безопасности СМИ;

.выявление содержания влияния СМИ на подростков;

.диагностика негативного влияния СМИ на подростков.

Объект исследования - действие СМИ как наркотизирующего дисфункционального фактора.

Предметом исследования является динамика восприятия СМИ с точки зрения подростков, рассматриваемая в двух аспектах: с точки зрения воздействия на примере телевидения и коррекции его негативного воздействия.

Глава 1. Наркотизирующая дисфункция СМИ и проблема психологической безопасности

.1 Понятие и обзор исследований наркотизирующей дисфункции СМИ

СМИ, или масс-медиа, - общее обозначение всех форм коммуникации, ориентированных на массовые аудитории. Сюда традиционно включают газеты, журналы, кино, радио, телевидение, популярную литературу и музыку, а в последние пару десятилетий - и новые электронные медиа, в том числе Интернет.

Исследования СМИ, или медиа-исследования,-социологическая дисциплина, которая сформировалась в американской социологии, а несколько позднее получила свое развитие и в западноевропейских странах. Обычно историю медиа-исследований подразделяют на три основных этапа.

Первый этап датируется началом XX в. и длится примерно до Второй мировой войны. Определяющей характеристикой этого периода было представление о поистине безграничных возможностях существовавших тогда СМИ воздействовать на человеческие убеждения и поведение. Решающую роль в формировании подобных взглядов сыграли пропагандистские успехи держав Антанты в Первой мировой войне, проанализированные американцем Гарольдом Лассуэлом в книге «Пропагандистские техники в мировой войне» (1927). Показателен факт, что уже через два года после публикации книги в Америке ее перевод на русский язык был издан в СССР. Пропаганда, которую Лассуэл определял как «сознательно управляемую коммуникацию», рассматривалась им как одно из мощных орудий реализации политических целей, нередко превосходящее по результативности прямое силовое давления. Пропаганда для него в определенном смысле тождественна демократии, ибо только на основе пропагандистского убеждения демократия может добиваться поддержки масс, не прибегая к насилию, последствия которого часто разрушительны для общества; в этом смысле пропаганда - значительно более экономный способ достижения целей. Пропаганда предпочтительнее не только насилия, но и подкупа, поскольку, в отличие от них, более приемлема, с моральной точки зрения. С технической стороны пропаганду, по мнению Лассуэла, следует рассматривать лишь как орудие, поэтому она не может оцениваться с моральных позиций, ибо в силу своего инструментального характера ни моральна, ни аморальна, но лишь функциональна. Именно Лассуэл первым рассматривал пропагандистское воздействие СМИ как основную функцию массовых коммуникаций, воздействие которых на пассивную аудиторию он уподоблял действию укола или «магической пули». Существенный вклад в философское обоснование такого подхода внесли социологи Франкфуртской школы, считавшие, что именно масс-медиа сыграли решающую роль в приходе Гитлера к власти. Кроме того, они полагали, что в Америке происходит аналогичный процесс: масс-медиа самим способом и направленностью своего воздействия на массовое сознание и поведение создают предпосылки уничтожения демократии и появления тоталитарной диктатуры. Вот эти предпосылки: подавление индивидуальности, воцарение массовой культуры как основы формирования особого - авторитарного - типа личности. СМИ играют роль наркотика, превращающего рефлексивных ответственных индивидов в конформистов, практикующих стадное по своему типу поведение (Т. Адорно, 1991).

Взгляды теоретиков Франкфуртской школы носили апокалиптический характер. Популярность американской массовой культуры в других странах, особенно в Европе, делала, по их мнению, происходящие процессы еще опаснее. В целом создавалась опасность тотальной «массовизации» человека, которая оказывалась предпосылкой повсеместного возникновения манипулятивных авторитарных или тоталитарных режимов.

Что касается механизмов воздействия масс-медиа на человеческое сознание и поведение, то здесь социологи Франкфуртской школы придерживались мнения о бессознательности восприятия человеком манипулятивных воздействий СМИ. Фактически следуя за Лассуэлом, они рассматривали внушаемую СМИ информацию как одностороннюю индоктринацию индивидов, непосредственно проникающую в сознание человека и лишающую его возможности рационально мыслить и делать обоснованные выводы.

На второй стадии исследований, которую обычно ограничивают периодом с 1940 г. до начала 70-х гг., СМИ освобождаются от характерной для предыдущего периода демонизации, а их воздействие перестает считаться неотвратимым. На этом этапе социологи больше полагаются на результаты эмпирических исследований, прежде всего поведения избирателей и потребительского выбора. Эти исследования показали, что даже массированная обработка сознания избирателей и потребителей со стороны масс-медиа оказывает весьма незначительное, либо вообще не оказывает практического воздействия на поведение людей. Именно в этот период возникает понятие «сопротивляющаяся аудитория», а разработанные теоретические представления о воздействии СМИ получают общее наименование «концепции ограниченного воздействия». К этому периоду относятся работы ученых, ныне рассматривающихся в качестве классиков медиа-исследований,- Г. Лассуэла, К. Ховленда, П. Лазарсфельда, Э. Катца, Б. Берельсона и других .

Надо, правда, оговориться, что на этом этапе речь шла о мгновенных, краткосрочных изменениях установок и поведения индивидов, тогда как представители Франкфуртской школы и примыкавшие к ним исследователи вели речь о постепенных, долгосрочных изменениях, которые не только не фиксируются имеющимися социально-психологическими методиками, но зачастую не замечаются самими подвергающимися воздействию СМИ индивидами. Другое отличие второго этапа от первого заключалось в том, что если социологи Франфуртской школы делали упор на содержание внушаемых идей, на индоктринацию, так сказать, извне непосредственного социального контекста, то исследователи второго этапа действовали в рамках американской традиции, связанной с именами Ч. Кули, Дж.-Г. Мида и других, уделяя особое внимание роли социальных групп - дружеских, соседских, групп сверстников и т. д., которые сами представляют собой сложную коммуникационную сеть, имеющую собственную структуру (лидеры мнений и т. п.). Эти группы представляют собой механизмы селекции и фильтрации информации, поступающей от масс-медиа. Только через эти групповые фильтры и только будучи обработанной ими, информация СМИ достигает своей цели - индивида, его сознания.

Это, безусловно, более трезвый и взвешенный взгляд на роль СМИ и на их аудиторию, которая теперь представляется не массой изолированных, атомизированных индивидов, но совокупностью разного рода групп, дифференцированных как по своим взглядам и установкам, так и по потенциальной подверженности воздействиям со стороны медиа. Иными словами, между внушаемыми СМИ идеями и индивидом существует целый ряд звеньев, которые социологу необходимо учитывать, вводя соответствующие переменные, изменение и анализ которых в результате должны показать действительное воздействие массовой коммуникации. Например, человек, имеющий устойчивый взгляд на мир и активно включенный в социальные связи, оказывается подверженным этому воздействию в меньшей степени, чем неустойчивый, колеблющийся, ведущий изолированное существование. Как писал известный американский исследователь Дж. Клаппер, подытоживая основную теоретическую идею второго периода в исследованиях СМИ, «массовая коммуникация не является необходимой и достаточной причиной воздействия на аудиторию, она функционирует через посредство многочисленных промежуточных факторов».

Именно в течение этого периода и под воздействием характерных для него взглядов на роль и место массовых коммуникаций в жизни общества были разработаны несколько концепций, прочно вошедших в исследовательский арсенал социологии СМИ,- теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, «разрывов в знании» (или информационного дефицита), теория пользы и удовлетворения потребностей, психодинамическая модель воздействия СМИ.

Остановлюсь из-за недостатка места лишь на последней. Смысл разработанной группой исследователей под руководством К. Ховленда психодинамической модели состоит в том, что в качестве основной детерминанты воздействия коммуникации начинает рассматриваться не само сообщение, а взаимодействие сообщения со структурой психики реципиента, т. е. воспринимающего сообщение индивида. Именно структура психики определяет тип восприятия, а соответственно и воздействия коммуникации на индивида и его поведение.

Примерно в том же направлении, что и концепция К.Ховленда, шло после Второй мировой войны развитие идей Франкфуртской школы. Примером является знаменитое исследование «Авторитарная личность», в котором была предпринята попытка обнаружить особенности личностных структур с целью выявить тип личности, оказывающийся особо восприимчивым к разным формам тоталитарной пропаганды.

Другим существенным достижением этого периода явилась так называемая двухшаговая, или двухступенчатая, концепция реализации массовой информации, наиболее полно исследованная и представленная в работах группы под руководством П. Лазарсфельда. Идея заключается в том, что первоначально содержание сообщений СМИ воспринимается наиболее активными в социальном смысле индивидами - лидерами мнений, которые затем транслируют эти содержания, изменяя, корректируя, редактируя их, менее социально активным индивидам, не соприкасающимся с медиа напрямую. Таким образом, лидеры мнений оказываются своего рода генераторами общественного мнения, которое хотя и возникает на основе сообщений СМИ, но сообщений переработанных, скорректированных, уже проинтерпретированных лидерами мнений.

Для третьего этапа медиа-иследований, начало которого приходится приблизительно на 70-е гг. прошлого столетия, характерны отказ от господствовавшей ранее структурно-функционалистской теории и переход к полипарадигмальным подходам, т е. сосуществованием разных, хотя и взаимосвязанных общим предметом, но самостоятельных методов изучения, о которых будем говорить подробнее ниже, и новых тенденций. Первая из них - относительно меньшее, чем на предшествующих стадиях, внимание к воздействию масс-медиа на аудиторию, т. е. отказ от всеобъемлющих представлений об эффектах массовой коммуникации. Это объясняется, с одной стороны, реакцией на уже зафиксированные на предыдущем этапе результаты, когда многие исследователи пришли к выводу, что воздействие СМИ как таковых либо чрезвычайно мало, либо исчерпывается воздействием промежуточных звеньев коммуникационной цепочки, а с другой - процессами сегментирования представлявшейся ранее цельной аудитории, что предполагает специальное изучение многочисленных аудиторий, осложненное к тому же формированием новых аудиторий интерактивных медиа, изучение которых весьма затруднено их диффузным характером.

Второй важной тенденцией является сдвиг внимания на содержание сообщений масс-медиа. Именно при реализации этой тенденции возникли многочисленные изощренные методы анализа содержания СМИ, которые стали особенно активно развиваться с начала 80-х гг. и в настоящее время представляют собой значительное исследовательское поле.

В качестве третьей тенденции, характеризующей современную стадию развития медиа-исследований, является исследование организации СМИ с точки зрения как их внутренней структуры, так и их места в широком контексте социальной, экономической, политической организации общества, а также исследование процесса производства текстов в этом организационном контексте.

Рассмотрим телевидение как наиболее сильное СМИ. Формирование массового сознания - одна из главных социальных функций телевидения, так как именно оно получает возможность управления и контроля. Принято считать, что телевидение приобретает статус четвертой власти, которая в условиях глобализации, экономики и культуры оказывает влияние на все общество. Происходит это ненавязчиво и незаметно.

Как особый социальный институт, телевидение воздействует на общественные процессы, усиливая интеграцию или дезинтеграцию общества, ускоряя или замедляя социальную динамику. Это - определенная технология социального контроля и управления, о чем свидетельствуют исследования Дж. Гербнера, П. Лазарсфельда, Г. Лассуелла, Р. Мертона, У. Риверса, Г. Шиллера, У. Шрамма и других идеологов телевидения.

Электронная информация формирует и новые мифы современного человека, живущего в окружении средств массовой информации. Мы уже находимся в пределах видимой досягаемости мира, который будет автоматически контролироваться. Теперь можно будет держать под контролем эмоциональный климат целых культур точно так же, как у нас стало кое-что получаться с поддержанием равновесия мировой рыночной экономики.

Телевидение идеологически и информационно готовит общественное мнение, формирует реакцию телезрителя. Государство либо отдельные организации и группы определяют культурную политику телевизионных каналов с помощью политических (цензура и т.п.) либо экономических (коммерческих) рычагов управления. Идеи, ценности, образцы поведения, идеалы, стереотипы мышления современного человека формируются в большей степени с помощью телевидения. Анализируя роль СМИ, А. Моль пишет, что они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другие, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества.

Таким образом, информация превращается в инструмент власти, контроля и управления, а человеческая психика становится объектом внушения, пропаганды и агитации. Эти более гибкие формы воздействия на человеческую психику потеснили собой в XX в. физическое насилие. Информация становится продуктом массового производства, а телевидение приобретает характер нового мифотворца современной эпохи.

Исследователи средств массовой коммуникации, занимающиеся разработкой роли средств массовой информации, в частности, У. Шрамм, отмечают две крайние позиции по отношению к воздействию СМИ на общество. Первая позиция заключается в активном привлечении внимания к пропагандистским и манипулятивным возможностям средств массовой информации, последствием чего стали социальные изменения. Вторая позиция исследователей заключается в том, что средства массовой информации объявляются стабилизирующими механизмами общественной жизни, которые охраняют данное общество от негативного воздействия извне или изнутри и в целом противодействуют разрушению общественной целостности. То есть главная функция СМИ - это поддержание в обществе статус-кво, его сохранение и упрочение.

Одним из главных средств телевидения является создание символических образов, по своему генезису и сущности укорененных в конкретных социальных и исторических условиях. Массовая аудитория использует эти символические феномены для объяснения событий, произошедших в реальной жизни, социальных действий. Тем самым массовый зритель попадает в атмосферу особой условной культуры со своими героями и ценностями, которые начинают реально управлять сознанием и поведением массового телезрителя наподобие мифорелигиозной парареальности, хотя, конечно, различия между ними остаются, поскольку телевидение - это достижение индустриального общества и современных технологий.

Информация во многом становится средством замещения реальности. Пропорционально росту объема информации объективно понижается общее ее качество, негативно влияя на уровень культуры в целом, на духовные запросы человека. С повышением информированности населения перегруженный ею человек не замечает, что больше уже не участвует в принятии каких бы то ни было социальных и даже порой личных решений.

Средства массовой информации активно участвуют в проведении государственной политики. Необходимо отметить, что информация в современном мире создается и распространяется с учетом этого фактора. И даже, более того, современный уровень развития политологии, геополитологии, социологии и других наук позволяет нам утверждать, что без полномасштабного освоения всех сфер, так или иначе связанных с информацией, невозможно эффективное политическое управление, развитие экономики и бизнеса. Одну из важных ролей в этом процессе призвано играть телевидение, поскольку наряду с прессой и радио оно является основным источником, основным каналом передачи информации.

Государственное регулирование культурными процессами различных стран осуществляется в рамках культурной политики. Термин «культурная политика» весьма многозначен. С одной стороны, это деятельность государства в сфере культуры и образования для централизации процессов управления культурой. С другой стороны, термином «культурная политика» характеризуется деятельностью местных и региональных органов управления в области культуры. В любом случае культурная политика связана с государственным регулированием важнейших культурных процессов и культурной жизни общества и представляет собой целенаправленное государственное вмешательство в социокультурные процессы. Это также и поддержка на институциональном уровне учреждений культуры и искусства, определение стратегических целей и задач культурного строительства.

При этом одним из основных инструментов осуществления культурной политики остается телевидение.

.2 Исследования проблемы психологической безопасности СМИ

Под психологической безопасностью подразумевается отсутствие нанесения вреда психике реципиента со стороны любого из видов информационного воздействия. Наиболее полно проблема психологической безопасности пред-ставлена в работах А. В. Брушлинского, Г. В. Грачева, Т. В. Кабаченко, а также Г. Л. Смоляна и С. Ю. Решетиной. Анализ и сравнение определений, данных учеными психологической безопасности, позволяет сделать вывод о том, что психологическая безопасность рассматривается прежде всего как «состояние защищенности личности» (Г. Л. Смолян, С. Ю. Решетникова, Г. В. Грачев), «состояние информационной среды и условия жизнедеятельности» (Т. В. Кабаченко). Общим в позициях является следующее: все авторы сходятся на том, что показателем психологической безопасности является целостность психики и развитие социальных субъектов. В своей работе «Психологическая экспертиза рекламы» Е. Е. Пронина пишет: «Здоровье человека является его важнейшим личным достоянием. Психическое здоровье, то есть адаптивность, активность, продуктивность психической деятельности, составляет основу всех аспектов жизни человека и наиболее интимно связано с личностными процессами. Забота о собственной психической безопасности - неотъемлемое право личности, опирающееся на основные положения гуманитарного законодательства».

Психологическую опасность представляют воздействия, блокирующие способность человека к адекватному реагированию на жизненные обстоятельства, подрывающие его способность к анализу информации и осознанному выбору, снижающие сопротивляемость внешнему давлению, лишающие человека чувства индивидуальности, личностной ценности. А. В. Брушлинский отмечал в своей работе «Субъект безопасности и безопасность субъекта», что «многообразные виды и уровни активности субъекта образуют целостную систему внутренних условий, через которые только и действуют на него любые внешние причины и влияния. Человек как субъект не только и не просто «потребляет» информацию, испытывая на себе различные информационные воздействия. Он сам ее «производит» в той или иной степени, поскольку весьма избирательно относится ко всему, что влияет на него в ходе всей жизни».

Психологическая безопасность человека подвергается угрозе в случае: внеэкономического (политического, административного группового и т.п.) произвола; очевидной лишенности экономических возможностей выживания и развития; последовательной дискриминации по признакам пола, возраста, образования, культуры, религии, национальности и т. д.; манипулятивного информационного давления от «промывания мозгов» с использованием физического террора до «новейших избирательных технологий»; морального давления; злоупотребления доверием, отсутствия опыта, безвыходным положением или духовной слабостью; грубо-циничного вторжения в интимные сферы личности, а также в других аналогичных случаях, вплоть до широкого распространения наркотических и психотропных средств.

Вследствие восприятия некорректной информации у личности могут наблюдаться следующие последствия (по Е. Е. Прониной): развитие патологических состояний нервной системы и развитие метапатологий. Часть информации носит явно агрессивный характер, и это может влиять на психику реципиента. Опосредованная СМИ-реальность может влиять на убеждения людей и таким образом определять их поведение. Авторы (группа G.Gerbner'а, которая занимается последствиями социальных следствий показа сцен насилия по телевидению) назвали этот процесс основным потоком, предполагая, что содержание телевизионного сообщения «культивирует», формирует мнения и действия людей

В частности, «.. .люди, часто наблюдающие сцены насилия на экране ТВ, склонны ждать их повторения в реальной жизни, даже если на их памяти ничего подобного не происходило», - такова точка зрения Л. В. Матвеевой. «Важнейшими переменными, определяющими эффект воздействия средств массовой коммуникации (СМК) на человека, по мнению Е. Katz, являются особенности селективного восприятия». Поток коммуникативных сообщений как продукт коммуникативных телевизионных корпораций формирует информационную среду общения людей, имитируя постоянную связь индивидуального и коллективного сознания. Одним из эффектов этого информационного потока может быть изменение восприятия человеком объективной реальности и, как результат - изменение его образа мира.

Таким образом, медийная коммуникация конструирует социальную реальность через создание определенных образов в символической реальности. Находясь в виртуальной среде, радиослушатели, телезрители, пользователи Интернет-услуг, мультимедийной продукции подвергаются нескольким видам воздействий: воздействию видео- и аудиорядов; долгосрочности воздействия; скрытым воздействиям. Часто повторяющиеся сцены видеонасилия приводят к научению и подкреплению касающихся агрессии представленческих структур. К ним относятся: агрессивные убеждения и аттитюды, агрессивные схемы восприятия, агресивные схемы ожидания, скрипты агрессивного поведения, десеситизация. Исходя из этого, встает вопрос о том, как влияет телевизионная информация на подрастающее поколение, ведь известно, что за год ребенок видит двадцать тысяч только рекламных роликов. Особую тревогу аудитории вызывает то обстоятельство, что телевидение, демонстрируя асоциальные стереотипы поведения в рекламных роликах, не учитывает особую чувствительность к такому воздействию детей и подростков. Именно в этом возрасте ребенок усваивает правила поведения, определяя, что допустимо, а что нет в данном обществе. Он примеряет на себя разные роли и пробует реализовать разные способы поведения.

Образцы поведенческих стереотипов формируются в референтной группе сверстников, а также в СМИ, в частности, телевидении. Дж. Трелис определил, что в среднем к семнадцати годам каждый американец воспринимает триста пятьдесят тысяч телевизионных рекламных роликов. Простой арифметический подсчет показывает, что американские школьники тратят на просмотр телерекламы около трех лет, что составляет по данным исследователя не менее 25% общего времени, проводимого в начальной и средней школе.

Другими словами, телевизионная реклама обладает максимальным воздействующим потенциалом. Все это делает телевизионные рекламные тексты уникальным объектом для собственно психологического анализа. Наряду с этим, существует и негативная сторона этого явления. Д. Кук в своей книге «Основы психологии поведения. Все тайны человека» пишет: «К тому времени, когда человек заканчивает среднюю школу, он просмотрел около пятнадцати тысяч часов телевизионных программ, в то время как в классе он провел лишь одиннадцать тысяч часов». В результате проведенных учеными исследований выяснилось, что у детей в результате просмотра телевизионной рекламы: ухудшаются навыки чтения; снижаются результаты: по тестам креативности; детское восприятие сексуальных ролей становится более стереотипным; увеличивается вербальная и физическая агрессия (и у мальчиков, и у девочек); происходит идентификация себя с агрессивным персонажем. Дети активно реагируют на телевизионную рекламу, ее уникальная особенность состоит в характерном для нее сочетании звукового и зрительного воздействий и, во-вторых, огромной, по сравнению с любым другим рекламным средством, аудитории, увеличивающейся во время демонстрации телесериалов. В телерекламе воплощается идея, которая сначала предоставляется зрительно и только потом добавляется звук, усиливающий воздействие на зрителя. Также в исследованиях были получены данные, выявившие, что дети, особенно до восьми лет: 1) не всегда отличают телерекламу от других передач и не способны распознать ее убеждающее назначение; 2) довольно неразборчиво доверяют телевизионной рекламе; 3) желают приобрести рекламируемый товар и теребят по этому поводу родителей; 4) любая реклама становится стимулом для повторения действий, представленных в ней. «Всякое телевидение - образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит», такова точка зрения Николаса Джонсона, председателя Федеральной комиссии по коммуникациям (1978).

Агрессивная модель поведения, демонстрируемая в рекламе, может провоцировать агрессию и учить новым способам ее проявления. За год ребенок видит 20 000 рекламных роликов, за годы взросления - 350 000, не считая рекламных воздействий других видов. К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия. К этому возрасту телезрители наблюдают около 18 000 убийств, бесчисленные акты грабежей, поджогов, бомбежек, пыток и убийств. Преобладают акты насилия, взрывы, перестрелки, автокатастрофы на высоких скоростях и дискриминация женщин (Kubey & Csikzentmihaly, 1990). Дети, которые смотрят субботние утренние мультфильмы, наблюдают 26 или более актов насилия ежечасно (Pogatchnik, 1990).

В ходе серии исследований, посвященных различным аспектам проблемы «телереклама и дети», был проведен опрос среди подростков и юношества (12-17лет). Выяснилось, что подростки воспринимают рекламу, скорее, не как информацию о товарах и услугах, а главным образом как «маленький фильм, развлечение», как своего рода видеосказку, видеомиф, связанный с ними. Во всех популярных среди подростков рекламных роликах присутствуют люди, мифологизированные «герои для подражания», которые становятся для подростков моделью, идеалом, поведенческим ориентиром. Исходя из этого, многие страны, такие как Канада, Норвегия, Швейцария ограничивают допустимый уровень насилия на телевидении. Кроме этого, выяснилось, что насилие на телеэкране может сделать агрессию более вероятной, но нельзя сказать, что оно неизменно служит для нее «спусковым крючком». У. Бельсон выяснил в своих экспериментах следующее: те из мальчиков, кто смотрел значительное количество передач, содержащих сцены жестокости, совершали почти вполовину больше правонарушений в течение последних шести месяцев, что позволило сделать вывод о том, что у «заядлых» отклонения в поведении дей-ствительно происходят благодаря телевидению. Интенсивность просмотра фильмов со сценами насилия у восьмилетних детей коррелировала с агрессивностью.

Все эти факты свидетельствуют о том, что информация может провоцировать аналогичные поступки и привести к росту поступков, схожих с теми, о которых сообщалось в прессе и главную роль здесь играют личностные и ситуационные факторы.

Таким образом, опосредованная СМИ реальность может влиять на убеждения людей и определять их поведение. Данный процесс носит название основного потока, что предполагает, что содержание телевизионного сообщения «культивирует», формирует мнения и действия людей. Люди, часто наблюдающие сцены насилия на экране ТВ, склонны ждать их повторения в реальной жизни, даже если на их памяти ничего подобного не происходило. Важнейшими переменными, определяющими эффект воздействия средств массовой коммуникации на человека, являются особенности селективного восприятия.

Поток коммуникативных сообщений как продукт коммуникативных телевизионных корпораций формирует информационную среду общения людей, имитируя постоянную связь индивидуального и коллективного сознания. Одним из эффектов этого информационного потока может быть изменение восприятия человеком объективной реальности и, как результат, изменение его образа мира. Таким образом, медийная коммуникация конструирует социальную реальность через создание определенных образов в символической реальности. Часто повторяющиеся сцены видеонасилия приводят к научению и подкреплению касающихся агрессии представленческих структур. К ним относятся: агрессивные убеждения и аттитюды, агрессивные схемы восприятия, агрессивные схемы ожидания, скрипты агрессивного поведения, десеситизация. Информация может провоцировать поступки и привести к росту поступков, схожих с теми, о которых сообщалось в прессе. Главную роль здесь играют личностные и ситуационные факторы. Восприятие информации связано с личностной реакцией «уподобления воспринимаемому объекту», которая является свойством нормальной психики. Существует гипотеза «тяжелой утраты», в основе которой положение о том, что информация, поступающая со стороны СМИ, ввергает некоторых людей в состояние шока или глубокого уныния, после чего данные индивиды начинают проявлять небрежность при управлении транспортными средствами и в результате происходит резкое увеличение смертельных несчастных случаев, которое наблюдается после публикаций рассказов о самоубийствах на первых страницах газет.

Феномен Вертера является подтверждением того, что сразу после публикации на первых страницах газет рассказа о самоубийстве в результате подражания число совершаемых самоубийств резко увеличивается в тех географических районах, где данный случай получил широкую огласку.

Глава 2.Исследование наркотизирующего влияния популярных телевизионных программ


Психолого-педагогическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы на контингенте учащихся 10-11-х. классов (старшие подростки) в количестве 100 человек (поровну в экспериментальной и контрольной группах). В анкетировании принимали участие 200 респондентов.

При построении программы психолого-педагогического воздействия мы опирались на идеи о социокультурной обусловленности психических процессов и явлений, а также на основные положения гуманистической психологии (. Кроме того, обоснованием программы являются классические теории медиаобразования (этическая, теория развития критического мышления Л. Мастермана), концепция медиаобразования, разрабатываемая в России Лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО, а также концепция психологического тренинга (И.В. Вачков, Ю.М. Жуков и др.).

Для осуществления эффективного воздействия на подростков были применены методы активного социально-психологического обучения: дискуссия, решение проблемных вопросов, социально-психологический тренинг. Применение каждой из методик имеет психологическое обоснование.

Так, психологическим обоснованием применения элементов социально-психологического тренинга является необходимость развития «Я концепции», непосредственно связанной с ценностными ориентациями, а также стимулирование критического мышления подростков.

этап исследования - диагностический. На данном этапе изучалась система ценностных ориентаций испытуемых обеих групп с помощью методик «Ценностные ориентации» М. Рокича и методики изучения ценностей личности Ш. Шварца.

Далее посредством авторской анкеты изучались зрительские интересы и предпочтения подростков (наиболее популярные среди испытуемых телевизионные каналы, передачи, предпочитаемые телегерои), а также с помощью метода ассоциаций определялось отношение испытуемых к тем или иным передачам. Кроме того, анкета включала вопросы, позволяющие выяснить степень влияния телевидения на испытуемых (по сравнению с другим важным фактором формирования ценностных ориентаций - семейным), доверяют ли подростки телевизионной информации, а также то, какие именно качества телевизионных героев их привлекают. В анкетировании принимали участие 120 испытуемых, в том числе подростки экспериментальной и контрольной групп.

Кроме того, был произведен качественный анализ состава передач центральных каналов телевидения с точки зрения представленных в них ценностей.

Задачами исследования на данном этапе являлись:

) изучение состояния системы ценностных ориентаций испытуемых подростков;

) получение информации о степени влияния телевидения на подростков;

) получение данных о зрительских интересах и предпочтениях испытуемых, что также позволяет судить о наиболее значимых для них ценностях;

) получение данных о качествах, которые привлекают подростков в их кумирах, что позволит судить о ценностях, на которые воздействует телевидение.

этап исследования - формирующий (участвовали испытуемые экспериментальной группы). На данном этапе применялись следующие методы психолого-педагогического воздействия: лекция с элементами дискуссии на тему «Это не вы смотрите телевизор - это он смотрит вас!», дискуссия «Ценности телевидения», решение проблемных вопросов: «Какие передачи современного телевидения вы бы запретили смотреть своим детям?» и «Если бы вы были режиссером, то какую телевизионную передачу вы бы создали?» (тема, проблемы, герои), элементы социально-психологического тренинга.

Упражнения психологического тренинга были использованы для того, чтобы развивать самопознание подростков, помогать осознанию ими своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Основной задачей данного этапа являлось формирование критического отношения подростков к содержанию телевизионных передач, а следовательно, и к системе ценностей телевидения. При этом мы опирались на критическое мышление подростков, стимулировали его.

этап - повторная диагностика (участвуют испытуемые обеих групп). На данном этапе проводилась методики для изучения ценностных ориентаций М. Рокича и С. Шварца, использованные на этапе диагностики. Кроме того, было проведено повторное анкетирование испытуемых.

Задачей данного этапа являлось изучение изменений, произошедших в системе ценностных ориентаций испытуемых после экспериментального воздействия.

Вначале приводится качественный анализ состава телевизионных программ с точки зрения представленных в них ценностей. За основу была взята типология ценностей по их предметному содержанию. В соответствии с этим мы выделили передачи, в которых отражаются социально-экономические, культурные, политические, духовные и материальные ценности.

После анализа программ передач каналов «Россия», «1 канал», «Рен-ТВ», «ТВЦ», «ТНТ» было установлено, что на телевидении превалируют передачи, в которых отражаются, в основном, социально-экономические и порой весьма сомнительные культурные ценности. Нравственные ценности, а также общечеловеческие, которые относятся к базовым, основополагающим, практически не пропагандируются. Это, безусловно, негативно отражается на формировании системы ценностных ориентаций современных подростков, проводящих, как показывает практика, достаточно много времени за телепросмотром.

В результате проведения комплекса диагностических методик были выявлены следующие особенности ценностных ориентаций испытуемых подростков:

) приоритетными жизненными целями (терминальные ценности, по М. Рокичу) для подростков являются: «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», т.е. ценности индивидуалистические, а наименее значимы для них: «красота природы и искусства», «продуктивность», «творчество», т.е. эстетические и общезначимые ценности;

) приоритетными качествами (инструментальные ценности, по М. Рокичу) для испытуемых представляются: «аккуратность», «воспитанность», «жизнерадостность», «ответственность», «честность», а низкий рейтинг имеют «высокие запросы», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «чуткость», относящиеся к ценностям более высокого порядка;

) на уровне нормативных идеалов (методика Ш. Шварца) подростки придерживаются ценностей, выражающих самотрансцендентность (доброта), самовозвышение (достижение), открытость изменениям (самостоятельность) и консерватизм (безопасность). По сути, эти мотивационные типы образуют две биполярные шкалы (открытость изменениям - консерватизм/самовозвышение - самотрансцендентность);

) на уровне индивидуальных приоритетов для испытуемых наиболее значимы ценности, выражающие открытость изменениям (самостоятельность), самотрансцендентность (универсализм) и консерватизм (безопасность, конформность). Гедонизм занимает промежуточную позицию между мотивационными типами первой и второй группы. При этом ценности «доброты» и «традиций» занимают низкое положение и не являются личностно-значимыми для испытуемых.

Результаты использования методик М. Рокича и Ш. Шварца свидетельствуют о сформированности у испытуемых системы ценностей, приоритетами которой являются внутриличностные ценности (или ценности индивидуального порядка). Кроме того, ценностная система современных подростков является несбалансированной. Об этом говорит соотношение ценностей на уровне нормативных идеалов, а также низкий уровень надличностных ценностей (мотивационные типы «доброта», «традиции») среди индивидуальных приоритетов.

Результаты обработки авторской анкеты, направленной на выявление степени заинтересованности подростков телевидением вообще и их зрительских предпочтений, а также степени влияния родителей на них, позволили сделать следующие выводы:

1)большинство подростков проводят за просмотром телевизионных передач 2 часа и более (59%);

2)при этом около 70% родителей практически не контролируют процесс телепросмотра и редко обсуждают с детьми содержание передач;

)наиболее предпочитаемым каналом у подростков является «ТНТ» (гистограмма 1);

)большей популярностью у них пользуются передачи развлекательной направленности (73%) (гистограмма 2), среди художественных фильмов лидируют комедии (56%) и фильмы ужасов (43%), исторические фильмы и фильмы по произведениям классической литературы они практически не смотрят.

На вопрос, доверяют ли они информации, полученной по телевидению, испытуемые ответили, что доверяют, но только отчасти (80% - экспериментальная, 67% - контрольная группа).

Кроме того, был изучен вопрос о том, какие герои телеэкрана наиболее симпатичны подросткам (следовательно, какие ценностные ориентации, выраженные в их качествах, испытуемых привлекают). Мы выяснили, что самыми привлекательными на сегодняшний день для подростков являются: Ксения Бородина (ведущая реалити-шоу «Дом-2»), Виктор Логинов (актер, исполнитель роли Геннадия Букина в сериале «Счастливы вместе»), Гарик Мартиросян (участник шоу «Comedy Club»), а также герои реалити-шоу «Дом-2» в совокупности. На вопрос, какие именно личностные качества привлекают вас в них, были получены ответы: «смелость» («наглость»), «находчивость», «образованность», «творческие способности», «физическая сила», «чувство юмора», а также «стильность», «гламурность»,» «красота».

Обобщая полученные результаты, можно отметить, что подростки, прежде всего ценящие «смелость» (в данном случае, в значении «наглость»), «находчивость» (в подобном же значении), «физическую силу», невысоко оценивают противоположные внутриличностные (душевные) качества: сдержанность, скромность, воспитанность, а также ценности межличностного взаимодействия: чуткость, толерантность и т.п. Как видим, выбранные ими образцы этими качествами не обладают. Важная интеллектуальная ценность «образованность» понимается ими совершенно поверхностно, как внешний атрибут «успешности». То, что подростки считают Ксению Собчак «творческой личностью», на наш взгляд, убедительно свидетельствует об их личностной незрелости. Нам кажется, что «творчество» в данном случае понимается ими, исходя из внешних проявлений, а не из внутренних качеств личности.

Тот факт, что испытуемых привлекают такие характеристики, как «стильность», «гламурность», «красота», говорит о наличии интереса, прежде всего, к внешним качествам человека, к материальной стороне жизни, а не к духовной.

Отношение испытуемых к различным телевизионным передачам изучалось с помощью метода ассоциаций (предлагался список из 28 передач, регулярно демонстрируемых на разных телеканалах и отражающих разные ценности). Полученные ассоциации подтверждают то, что респондентов, в основном, интересуют передачи развлекательной направленности («Наша Russia», «Comedy Club», «Дом-2»), которые вызывают самые разнообразные положительные ассоциации (отрицательные высказывания единичны). Совершенно не вызывают ассоциаций передачи «Времена», «Момент истины», «Служу Отчизне», «Новости культуры» и т.п., что свидетельствует об отсутствии у подростков интереса к ним.

Анализ результатов всех перечисленных методик позволяет сделать вывод о том, что телевидение, действительно, является фактором, оказывающим сильное воздействие на формирование личности подростков в целом и на их ценностные ориентации в частности. Об этом свидетельствует частота потребления телепродукции, хорошая осведомленность о содержании передач, наличие ярко выраженных предпочтений. При этом влияние телевидения превалирует даже над воздействием семьи, т.к. родители практически не высказывают своего мнения по поводу тех или иных передач и не участвуют в совместном просмотре. То, что испытуемым нравятся такие качества телеперсонажей, как «наглость», «находчивость» (в значении «умения добиться своего любой ценой», «физическая сила» и т.п.), свидетельствует о том, что противоположные ценности (например, «чуткость», «толерантность» и т.п.) в результате являются недооцененными.

На формирующем этапе психолого-педагогического эксперимента реализовывалась разработанная программа воздействия на испытуемых. Центральным звеном программы являлась система ценностных ориентаций подростков. Воздействие на нее осуществлялось через развитие когнитивной сферы, а именно, критического отношения подростков к системе ценностей, преподносимой телевидением, а также через развитие самосознания подростков. Стимулирование познавательной активности осуществлялось посредством применения методов активного социально-психологического обучения (дискуссионного, тренингового).

Также использовались следующие методы активного обучения:

1)упражнения социально-психологического тренинга, целью которого являлось создание условий для личностного роста испытуемых подростков;

2)дискуссия с элементами убеждения на тему: «Ценности телевидения» (целью являлось формирование критического отношения к содержанию некоторых телевизионных передач, а также убеждение испытуемых в том, что телевидение зачастую пропагандирует ложные ценности) (авторская разработка);

)решение проблемного вопроса №1 («Какие передачи современного телевидения вы бы не разрешили смотреть своим детям подросткового возраста и почему?»);

)решение проблемного вопроса №2 («Представьте себе, что вы - режиссер на телевидении и можете создать свою программу или фильм. Какую передачу или фильм вы бы создали? Каким проблемам она была бы посвящена? Кого бы вы пригласили в качестве героев?»).

Среди передач, которые испытуемые не разрешили бы смотреть своим детям, подростки выделили, в основном, передачи канала «ТНТ» (самого предпочитаемого, согласно их собственным ответам): «Дом-2», «Наша Russia», «Comedy Club», «Секс с Анфисой Чеховой». Следует отметить, что эти передачи, согласно опросу (за исключением последней), также являются самыми рейтинговыми у данной группы испытуемых. Причины, по которым подростки налагают на них запрет, таковы: «унижение личности человека», «постоянные конфликты, драки» («Дом-2»), «действует на психику детей», «один разврат», «много пошлости» и т.п. Также к «запрещенным» подростки отнесли передачи: «Смех без правил», «Убойная лига» («неприличные шутки»), криминальные хроники («слишком много насилия, крови»), фильмы ужасов, боевики, а также сериал «Счастливы вместе».

Ответы испытуемых на второй проблемный вопрос показали, что 23% подростков проявляют интерес к социальным проблемам (например, проблемам детей-сирот), причем это относится к испытуемым обоих полов (предложены передачи «Помоги бездомным детям», «Дети-сироты»). Также подростки высказались о необходимости создания познавательных передач для детей (37%). Некоторые испытуемые (обоих полов) высказали мысль создать передачи о проблемах влюбленных.

Таким образом, можно отметить, что большинство испытуемых подростков, несмотря на низкий рейтинг у них таких ценностей, как «чуткость», «счастье других», «познание», при решении предложенных проблемных вопросов реализовали эти ценности в проектах своих передач. Возможно, это свидетельствует о том, что с помощью предложенной программы воздействия мы помогли подросткам осознать значимость данных ценностей и сместили ценностные ориентиры испытуемых, внеся изменения в их систему.

Для того чтобы подтвердить изменения, произошедшие в ценностных ориентациях испытуемых, также было проведено повторное анкетирование. Анализ результатов показал следующее:

снизилось количество испытуемых, проводящих перед телевизором 2 и более часа в день (с 49% до 30%);

возрос интерес испытуемых к передачам новостным (0,6% - 5%) и научно-популярным (8% - 15%);

на вопрос №15 («Кто из телевизионных героев вам нравится?) испытуемые дали следующие ответы: 1) Ксения Бородина (25 респондентов - 10 респондентов); 2) Гарик Мартиросян (29 респондентов - 15 респондентов); 3) Виктор Логинов «Гена Букин» (16 респондентов - 7 респондентов).

Такие ранее предпочитаемые герои, как Анфиса Чехова, Денис Никифоров, герои «Дома-2» не были названы испытуемыми. Список пополнился новыми именами: Иван Ургант, Константин Хабенский, профессор Лайтман (персонаж сериала «Обмани меня»), Роман Букин (герой сериала «Счастливы вместе»).

При ответе на вопрос о том, какие качества этих телеперсонажей вас привлекают, у испытуемых возникли затруднения. Многие подростки по-прежнему отметили внешнюю привлекательность и ум таких героев, как Ксения Собчак, Ксения Бородина, но при этом не смогли назвать другие качества. Испытуемые объяснили это тем, что после проведенных мероприятий и полученной информации они уже не могут считать этих героев «положительными». При этом, характеризуя новых персонажей, подростки указали такие «привлекательные» характеристики:

Иван Ургант - вежливость (25 респондентов), тактичность (18 респондентов), доброжелательность (27 респондентов);

Профессор Лайтман - интеллект (30 респондентов), справедливость (22 респондента), терпеливость (16 респондентов);

Роман Букин - ум (24 респондента), наивность (19 респондентов).

В ответах испытуемых контрольной группы изменений практически не произошло.

Полученные данные свидетельствуют том, что в ценностных ориентациях испытуемых произошли позитивные изменения, которые являются, на наш взгляд, следствием проведенной коррекционной работы. В результате проведения лекции с элементами дискуссии, дискуссии, а также использования элементов социально-психологического тренинга и элементов проблемного обучения были активизированы собственные мыслительные способности подростков (в частности, способность к критической оценке), их самосознание, а следовательно, их ценностные ориентации.

Проверка статистической достоверности полученных данных производилась с использованием Т-критерия Вилкоксона. Было установлено, что среди терминальных ценностей сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает, т.е. изменения являются ярко выраженными. При этом изменения в инструментальных ценностях не имеют явного выражения.

Результаты, полученные по методике Ш. Шварца, свидетельствуют о том, что у испытуемых значительно повысился статус таких мотивационных типов, как «доброта» (как на уровне нормативных идеалов, так и индивидуальных приоритетов) и «универсализм» (уровень индивидуальных приоритетов).

При этом следует отметить, что в ценностных ориентациях испытуемых контрольной группы изменений практически не произошло как в первом, так и во втором случае.

2.2 Основные предложения по итогам исследования

Теоретический анализ и обобщение существующих концепций показали, что проблема влияния телевидения на ценностные ориентации подростков недостаточно разработана как в теоретическом, так и в практическом планах. Таким образом, очевидной является необходимость ее дальнейшего исследования. Особенно острым является вопрос о разработке конкретных программ, позволяющих педагогам и психологам оказывать позитивное воздействие на ценностные ориентации подростков, складывающиеся под влиянием телевидения.

Основные механизмы воздействия, используемые на телевидении (внушение, убеждение, заражение и подражание), оказывают воздействие на подсознание индивида. В результате ценности, пропагандируемые телевидением, внедряются в сознание подростков и некритически присваиваются ими, что приводит к деформации их ценностных ориентаций. Система ценностей современного телевидения является искаженной, что подтверждает качественный анализ состава телевизионных передач с точки зрения представленных в них ценностей. В основном превалируют ценности потребления, сомнительные моральные и культурные ценности. Это выражается, в частности, в преобладании передач определенной направленности (развлекательных, пропагандирующих, в основном, материальные ценности и анти- ценности). С помощью анкетирования установлены телевизионные предпочтения подростков, количество времени, проводимое ими за телепросмотром, а также то, что влияние фактора семьи на воспитание в настоящее время снижено.

В результате диагностики выявлены группы ценностей подростков, находящиеся под негативным воздействием телевидения:

1) надличностные, общезначимые ценности:

нравственные (т.к. современное телевидение в целом пропагандирует весьма сомнительные моральные ценности);

ценности познания (т.к. познавательные передачи находятся вне сферы интересов испытуемых и их познавательные потребности телевидением не стимулируются);

эстетические (т.к. эстетическое восприятие подростков во время просмотра практически не развивается или развивается неадекватно из-за низкого художественного уровня передач);

) ценности альтруистические: «чуткость», «толерантность» и т.п. (так как подростки предпочитают, скорее, «победу любой ценой», чем альтруизм, взаимопомощь и другие способы межличностного взаимодействия);

) внутриличностные ценности, выражающиеся в низкой оценке таких индивидуальных личностных качеств, как:

душевные (скромность, сдержанность, воспитанность и т.п.), вместо которых испытуемых привлекает «смелость» («наглость»);

Установлено, что посредством методов психолого-педагогического воздействия возможно сформировать критическое отношение подростков к содержанию телевизионных передач и транслируемым в них сомнительным, а зачастую и негативным ценностям, а также получить положительную динамику изменений в их ценностной системе. Для реализации этой цели разработана программа психолого-педагогического воздействия на подростков, основой которой являются методы активного социально-психологического обучения. Применение таких методов, как дискуссия, тренинг, а также метод решения проблемных вопросов позволяет осуществить комплексное воздействие на личность подростков, скорректировать систему их ценностей, а также привить им навыки критического осмысления телевизионной информации. В результате воздействия в ценностных ориентациях подростков происходят заметные сдвиги, которые выражаются в повышении рейтинга нравственных, эстетических, альтруистических, а также внутриличностных ценностей. Кроме того, это способствует формированию критического отношения к содержанию телевизионных передач

психологический телевизионный старшеклассник дисфункция

Заключение

Обобщим основные итоги исследования.

.Роль средств массовой коммуникации однозначно оценивать нельзя. Позитивная или негативная роль СМИ в основном определяется тем, какими именно социальными силами и с какой целью они используются. Поэтому характер и масштабы их влияния по схеме: «стимул > реакция, непосредственные причины > результаты» оценивать не следует. Новые информационные технологии для выражения региональных интересов, замены представительной демократии «демократией участия» должны открыть дорогу плюрализму, широким возможностям. Технологии сбора и обработки информации, где основными инструментами являются компьютер и соответствующее программное обеспечение, - уже жизненная необходимость. Этот процесс имеет неоднозначный характер, так как зависит от многих факторов. Главное - эффект «синергии» в процессе социально-экономико-экологического развития проявляется как результат совместного (сетевого) действия по расширению образовательных, культурных, информационно-коммуникационных возможностей конкретного (регионального) сообщества.

.Доступность информационных потоков для рядового слушателя или читателя в зачастую способствует их усыплению, наркотизации, нежели активности. Все большая часть времени отводится чтению и прослушиванию и, соответственно, меньшая часть может быть уделена организованному социальному действию. Индивид читает сообщения о проблемах и даже может обсуждать альтернативные варианты действий. Однако все это в значительной мере относится к области интеллектуальной. Тем самым не происходит даже отдаленной активизации организованного социального действия.

.Основные механизмы воздействия, используемые на телевидении (внушение, убеждение, заражение и подражание), оказывают воздействие на подсознание индивида. В результате ценности, пропагандируемые телевидением, внедряются в сознание подростков и некритически присваиваются ими, что приводит к деформации их ценностных ориентаций. Система ценностей современного телевидения является искаженной, что подтверждает качественный анализ состава телевизионных передач с точки зрения представленных в них ценностей. 1) приоритетными жизненными целями (терминальные ценности, по М. Рокичу) для подростков являются: «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», т.е. ценности индивидуалистические, а наименее значимы для них: «красота природы и искусства», «продуктивность», «творчество», т.е. эстетические и общезначимые ценности;

) приоритетными качествами (инструментальные ценности, по М. Рокичу) для испытуемых представляются: «аккуратность», «воспитанность», «жизнерадостность», «ответственность», «честность», а низкий рейтинг имеют «высокие запросы», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «чуткость», относящиеся к ценностям более высокого порядка;

) на уровне нормативных идеалов (методика Ш. Шварца) подростки придерживаются ценностей, выражающих самотрансцендентность (доброта), самовозвышение (достижение), открытость изменениям (самостоятельность) и консерватизм (безопасность). По сути, эти мотивационные типы образуют две биполярные шкалы (открытость изменениям - консерватизм/самовозвышение - самотрансцендентность);

) на уровне индивидуальных приоритетов для испытуемых наиболее значимы ценности, выражающие открытость изменениям (самостоятельность), самотрансцендентность (универсализм) и консерватизм (безопасность, конформность). Гедонизм занимает промежуточную позицию между мотивационными типами первой и второй группы. При этом ценности «доброты» и «традиций» занимают низкое положение и не являются личностно-значимыми для испытуемых.

Анализ результатов всех перечисленных методик позволяет сделать вывод о том, что телевидение, действительно, является фактором, оказывающим сильное воздействие на формирование личности подростков в целом и на их ценностные ориентации в частности. Об этом свидетельствует частота потребления телепродукции, хорошая осведомленность о содержании передач, наличие ярко выраженных предпочтений. При этом влияние телевидения превалирует даже над воздействием семьи, т.к. родители практически не высказывают своего мнения по поводу тех или иных передач и не участвуют в совместном просмотре. То, что испытуемым нравятся такие качества телеперсонажей, как «наглость», «находчивость» (в значении «умения добиться своего любой ценой», «физическая сила» и т.п.), свидетельствует о том, что противоположные ценности (например, «чуткость», «толерантность» и т.п.) в результате являются недооцененными.

В основном превалируют ценности потребления, сомнительные моральные и культурные ценности. Это выражается, в частности, в преобладании передач определенной направленности (развлекательных, пропагандирующих, в основном, материальные ценности и анти- ценности). С помощью анкетирования установлены телевизионные предпочтения подростков, количество времени, проводимое ими за телепросмотром, а также то, что влияние фактора семьи на воспитание в настоящее время снижено, и это является следствием наркотизирующей дисфункции телевизионных программ.

Список использованной литературы

1.Корконосенко С.Г. Основы журналистики- СПб., 2006.

2.Кравцов В.В. Журналист в избирательном процессе. - М., 2005.

.Кудинов О.П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России. - Калининград, 2007;

.Олешко В.Ф. Психология журналистики. - СПб., 2006.

5.Осипова Н.Г., Юрченко Е.И. Средства массовой информации в современном обществе: теоретико-методологический анализ базовых подходов. Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2010, №1.

.Прохоров Е.П. Исследуя журналистику - М., 2006

7.Система средств массовой информации России / отв. ред. Я.Н. Засурский. - М., 2008

8.Юрченко Е.И. Внешний мир и картины в наших головах Уолтера Липпмана. Актуальность проблемы в современном обществе // Этносоциум и межнациональная культура. № 2 (18). М.: Международный издательский центр ЭТНОСОЦИУМ, 2009.

9.Юрченко Е.И. Историческое развитие теорий влияния средств массовой информации и их значение в современном обществе. // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев. - М.: Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ, 2008

.Юрченко Е.И. Концепция создания убедительной коммуникации // Известия Волгоградского Государственного Педагогического Университета / серия: Социально-экономические науки и искусство. № 3 (37). Волгоград: ВГПУ. Издательство «Перемена», 2009.

.Юрченко Е.И. Первый период развития теорий влияния средств массовой информации. Сравнительно-исторический анализ. // Сборник статей аспирантов «Ломоносов 2008». - М.: Изд-во МГУ, 2008.

.Юрченко Е.И. Проблема определения сущностных характеристик PR-текстов и их отличие от текстов смежных коммуникационных сфер Проблемы современной лингвистики и лингводидактики / Сборник научных трудов // Под ред. Доктора педагогических наук М.Г. Евдокимовой. М.: МИЭТ, 2008.

.Юрченко Е.И. Современные тенденции развития теорий влияния средств массовой информации. Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции Сорокинские чтения: Социальные процессы в современной России: традиции и инновации. Т. 2. М.: КДУ, 2007.

Похожие работы на - Наркотизирующая дисфункция СМИ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!