Правовая охрана водных объектов

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,46 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовая охрана водных объектов

Содержание

Правовая охрана водных объектов

Введение

. Требования к охране водных объектов и меры их правовой охраны

. Правовой режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Особо охраняемые водные объекты

Заключение

Практическое задание

Список литературы

Правовая охрана водных объектов

Введение

Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Весомая роль в создании оптимальной модели правового регулирования экологических отношений отводится на современном этапе экологическому праву, которое выступая регулятором общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды, призвано обеспечить в конечном итоге реализацию права каждого на благоприятную окружающую среду.

Россия омывается 13 морями, насчитывает свыше 2,5 млн больших и малых рек, более 2 млн озер, сотни тысяч болот и других водных объектов. Потребление воды превышает суммарное использование всех иных природных ресурсов. В количественном отношении водные ресурсы слагаются из статических и возобновляемых запасов. Первые считаются неизменными и постоянными в течение длительного времени; возобновляемые водные ресурсы оцениваются объемом годового стока рек.

В ресурсы нуждаются в рациональном использовании и охране. Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов - один из ключевых институтов современного водного законодательства, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в соответствующей области. Данная работа как раз и посвящена правовой охране водных объектов.

1. Требования к охране водных объектов и меры их правовой охраны

Правила охраны водных ресурсов содержатся во многих законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, ее субъектов. Термин "охрана" подразумевает в данном случае совокупность установленных законом мер по защите водных объектов от негативного воздействия антропогенных и природных факторов, повышению их экологически ценных свойств, а также средств обеспечения законных интересов субъектов водопользования.

Водный кодекс РФ подробно регламентирует данные правила в главе 6, устанавливая не только общие, но и специальные требования, например по охране водных объектов от загрязнения и засорения (ст. 56) <consultantplus://offline/ref=E8B43849461C167CC2DE451A0AFBD14BBB32574C929A18DF5CFFABC27FE0120FC8C0E19550ACB405dByCJ>, при проведении работ (ст. 61) <consultantplus://offline/ref=E8B43849461C167CC2DE451A0AFBD14BBB32574C929A18DF5CFFABC27FE0120FC8C0E19550ACB402dByDJ>, при производстве электроэнергии (ст. 62) <consultantplus://offline/ref=E8B43849461C167CC2DE451A0AFBD14BBB32574C929A18DF5CFFABC27FE0120FC8C0E19550ACB401dBy7J> и т.п.

При этом следует отметить, что существенной особенностью правового регулирования водных отношений является тесная взаимосвязь водных объектов с другими компонентами природы - землей, недрами, лесами. Поэтому, помимо водного законодательства, правовые нормы, регулирующие использование и охрану водных объектов, содержатся в других отраслях законодательства: экологической, санитарно-эпидемиологической, лесной, земельной, градостроительной, о недрах, техническом регулировании и др. Например, непосредственное отношение к использованию и охране вод имеют нормы Лесного кодекса РФ об охране лесов в водоохранных зонах (ст. 104) <consultantplus://offline/ref=AD1778BA2D55E2E918CCBE62E0A28E5FFB26B323B180283ADD86F7B5EC7337889BC08D9E25587F0EP507J>, правила обращения с пестицидами и агрохимикатами при ведении сельского хозяйства, правила добычи полезных ископаемых на дне водных объектов, предусмотренные законодательством о недрах, и др.

Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального использования и охраны вод и одновременно функциями государственного управления в данной сфере являются:

планирование рационального использования водных объектов (ст. 3 <consultantplus://offline/ref=97CC2DFD41211BE843FF1C6FC8FDB59A96E55FA0933B4571B1EC960D7D6CD2014E39CCFF2BB29406L1K>3 ВК РФ);

нормирование допустимого воздействия на воды (ст. 3 <consultantplus://offline/ref=97CC2DFD41211BE843FF1C6FC8FDB59A96E55FA0933B4571B1EC960D7D6CD2014E39CCFF2BB29406L1K>5 ВК РФ);

государственный мониторинг водных объектов (ст. 3 <consultantplus://offline/ref=97CC2DFD41211BE843FF1C6FC8FDB59A96E55FA0933B4571B1EC960D7D6CD2014E39CCFF2BB29406L1K>0 ВК РФ);

государственный водный реестр (ст. 3 <consultantplus://offline/ref=97CC2DFD41211BE843FF1C6FC8FDB59A96E55FA0933B4571B1EC960D7D6CD2014E39CCFF2BB29406L1K>1 ВК РФ);

государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (ст. 36 <consultantplus://offline/ref=97CC2DFD41211BE843FF1C6FC8FDB59A96E55FA0933B4571B1EC960D7D6CD2014E39CCFF2BB29406L1K> ВК РФ).

В соответствии с Водным кодексом <consultantplus://offline/ref=EFCBEE9EE4A92ADC01E8ED05F3524F2FD16371B49C70DC81752A7D8FF59C87C30347C2660EF4E604F3K> РФ (глава 6) все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Глава 6 Водного кодекса РФ состоит из 14 статей, регулирующих в общем виде охрану водных объектов, но одновременно устанавливающих и конкретные требования по их защите от негативного антропогенного воздействия.

Глава открывается ст. 55 <consultantplus://offline/ref=D2FF6D8E75FFDDF326BC09A7FCAA5A073CAE2321346AD17F0360345EBBE6D224FDFBC8C4273D32AAj5qBK> "Основные требования к охране водных объектов". В ней перечислены субъекты природоохранных мероприятий и сформулированы - в наиболее общем виде - задачи по предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод и ликвидации последствий этих вредных явлений (процессов). Устанавливается в указанной статье Водного кодекса РФ и общая обязанность физических и юридических лиц осуществлять водохозяйственные и природные мероприятия при использовании ими водных объектов.

Итак, общие требования к охране водных объектов следующие:

собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения;

собственники водных объектов осуществляют меры по ликвидации последствий загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. 24 <consultantplus://offline/ref=3D397895C0A8DB9C2BDDB00CB8C282F0EEA545B9C43A8B694C8CAF64B5B757D87D34C9575DA57464cAA6L>-27 <consultantplus://offline/ref=3D397895C0A8DB9C2BDDB00CB8C282F0EEA545B9C43A8B694C8CAF64B5B757D87D34C9575DA5746DcAA1L> Водного кодекса РФ. Так, например, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации согласно ст. 24 Водного кодекса РФ в области водных отношений относятся:

) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

) разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;

) осуществление федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

) организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;

) установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;

) утверждение порядка <consultantplus://offline/ref=53504948AE260606E696F2580CBE118F61E8DB46F5C9BA7CD2665F15C823690F6E556CAAD9BF974CeFPFL> подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;

) определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов;

) гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации;

) установление ставок <consultantplus://offline/ref=53504948AE260606E696F2580CBE118F61E7DE45F7C5BA7CD2665F15C823690F6E556CAAD9BF974DeFP7L> платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, порядка <consultantplus://offline/ref=53504948AE260606E696F2580CBE118F66E4D845F3CBE776DA3F5317CF2C3618691C60ABD9BF97e4P4L> расчета и взимания такой платы;

) установление порядка утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах;

.1) установление правил охраны поверхностных водных объектов и правил охраны подземных водных объектов;

) территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов;

) утверждение правил использования водохранилищ;

) установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ;

) определение порядка осуществления федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов;

) определение порядка <consultantplus://offline/ref=53504948AE260606E696F2580CBE118F68E5D847F6CBE776DA3F5317CF2C3618691C60ABD9BF97e4P4L> резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

) установление порядка использования водных объектов для взлета, посадки воздушных судов;

) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов РФ, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Р Ф;

) утверждение методики <consultantplus://offline/ref=53504948AE260606E696F2580CBE118F61E6DE47F2C4BA7CD2665F15C823690F6E556CAAD9BF974CeFPEL> исчисления вреда, причиненного водным объектам;

) определение критериев <consultantplus://offline/ref=53504948AE260606E696F2580CBE118F61E4DA45F0C9BA7CD2665F15C823690F6E556CAAD9BF974DeFP7L> отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;

) утверждение перечней объектов <consultantplus://offline/ref=53504948AE260606E696F2580CBE118F66E7D843F2CBE776DA3F5317CF2C3618691C60ABD9BF97e4P4L>, подлежащих федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;

) иные установленные Водным кодексом РФ полномочия.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом <consultantplus://offline/ref=3D397895C0A8DB9C2BDDB00CB8C282F0EEA545B9C43A8B694C8CAF64B5B757D87D34C9575DA57067cAA8L> РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством РФ (ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ).

Специальные требования к охране водных объектов содержатся в других статьях Водного кодекса, например, в ст. 56 "Охрана водных объектов от загрязнения и засорения" установлено, что содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством РФ нормативы; в ст. 57 установлено, что осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод; в ст. 58 установлено, что забор (изъятие) льда из ледников не должен оказывать негативное воздействие на состояние водных объектов и приводить к истощению вод; в ст. 59 установлено, что физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты; в ст. 60 установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами; в ст. 61 установлено, что проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства <consultantplus://offline/ref=1AD7B89A209241BA167B17541680BD0FAE9011AB22AE6D6F6DEB5DD95Fl2CCM> в области охраны окружающей среды и законодательства <consultantplus://offline/ref=1AD7B89A209241BA167B17541680BD0FAE9011AA25AE6D6F6DEB5DD95Fl2CCM> о градостроительной деятельности; в ст. 62 установлено, что водопользователи, использующие водные объекты для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики, обязаны соблюдать температурный режим водных объектов; в ст. 67 установлено, что донный грунт может использоваться для предотвращения негативного воздействия вод при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий таких ситуаций в порядке <consultantplus://offline/ref=B56347762A4A7E374D591A96A111EAFD2182F3398D831C30171E640992DC7ADA190E476ECEE2368Fn1G3M>, установленном Правительством РФ, в соответствии с законодательством <consultantplus://offline/ref=B56347762A4A7E374D591A96A111EAFD218CFB3C8E851C30171E640992nDGCM> в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В Водном кодексе РФ установлены меры правовой охраны водных объектов. Так, к запретительным мерам можно отнести следующие: сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах (ст. 56 ВК РФ); загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами (ст. 57 ВК РФ); несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также загрязнение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами (ст. 58 ВК РФ); на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать объекты размещения отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод (ст. 59 ВК РФ); не допускается ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах; проектирование прямоточных систем технического водоснабжения ; ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ; при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: 1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); 2) производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; 3) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ст. 60 ВК РФ); размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления; в границах зон затопления, подтопления запрещаются: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами (ст. 67.1 ВК РФ) и др.

К ограничительным же мерам можно отнести следующие: использование сточных вод для орошения и удобрения земель может осуществляться в соответствии с санитарным законодательством; в случае, если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов; при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды(ст. 59 ВК РФ); при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 60 ВК РФ); водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня; орошение, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей (ст. 61 ВК РФ); для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, на участках береговой полосы (в том числе участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы устанавливаются охранные зоны с особыми условиями водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) (ст. 62 ВК РФ); в соответствии с законодательством <consultantplus://offline/ref=AB669C442A7E3E048E4B69D5BDA2D8E2CBCB71D1665AE7538842823790ECF1A70855DA0557D68693o4p8N> в области охраны окружающей среды и законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды (ст. 67 ВК РФ); в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 67.1 ВК РФ) и др.

2. Правовой режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Особо охраняемые водные объекты

правовой охрана водный

Введенный в действие с 1 января 2007 г. Водный кодекс <consultantplus://offline/ref=409D747CBDF124A5F7FB3EDA207F68878DFB1EFE95467193482E32C84BbCI6O> РФ существенно изменил правовой режим водоохранной зоны и прибрежных защитных полос. Водоохранные зоны были исключены из состава земель водного фонда (ст. 102 ЗК РФ). Теперь такие зоны могут быть установлены на землях любой другой категории при условии, что такие земли примыкают к водному объекту. Согласно ст. 65 <consultantplus://offline/ref=409D747CBDF124A5F7FB3EDA207F68878DFB1EFE95467193482E32C84BC66F68E3A7A321442292A2b9I6O> ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Из этого определения следует, что к водоохранным зонам относятся территории по факту их примыкания к водным объектам. В связи с этим на них возникает особый правовой режим хозяйственной деятельности, и специального акта об отнесении такой территории к водоохранной зоне не требуется. Таким образом, водоохранные зоны - зоны с особыми условиями использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности. Такое понимание правовой природы водоохранной зоны утвердилось и в юридической литературе.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Земельным кодексом РФ такие зоны отнесены к зонам с ограничениями прав на землю (ст. 56) <consultantplus://offline/ref=409D747CBDF124A5F7FB3EDA207F68878DFB1EF19C4F7193482E32C84BC66F68E3A7A321442293ACb9I7O>. Следовательно, его общие нормы об ограничении прав на землю должны применяться и к водоохранным зонам, так как они являются частным случаем охранной зоны с особым режимом использования и хозяйственной деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ) <consultantplus://offline/ref=409D747CBDF124A5F7FB3EDA207F68878DFB1EF19C4F7193482E32C84BC66F68E3A7A321442293ACb9I4O>.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=D81298A9D8B90A137998DD4722228260BFCB88523FFE04DE2B0228F731jDR6O> от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

В границах водоохранных зон запрещаются:

использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со ст. 19.1 <consultantplus://offline/ref=D81298A9D8B90A137998DD4722228260BFC58E5A37FA04DE2B0228F731D6B56E43C23FDAjFR9O> Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах").

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в п. 1 ч. 16 .ст. 65 ВК РФ, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч. 15 ст. 65 ВК РФ ограничениями запрещаются:

распашка земель;

размещение отвалов размываемых грунтов;

выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке <consultantplus://offline/ref=D81298A9D8B90A137998DD4722228260B6CE8B523BF359D4235B24F536D9EA79448B33D9FCE7EFjAR3O>, установленном Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".

Согласно ч. 1 ст. 66 <consultantplus://offline/ref=56AA80DC557A30E34F2ECCB50674755D3B0E8C67002F3EFA1CDED2B66447D58678971711040BCBAA7DcFP> ВК РФ водные объекты (или их части), имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами. Более того, ст. 3 <consultantplus://offline/ref=56AA80DC557A30E34F2ECCB50674755D3B0E8C67002F3EFA1CDED2B66447D58678971711040BCDA97Dc9P> ВК РФ к принципам водного законодательства относит сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливаются законами.

Статус, режим особой охраны и границы, в пределах которых расположены названные водные объекты, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и объектах культурного наследия (ч. 2 ст. 66 ВК РФ). Указанные водные объекты могут входить в границы заповедников, заказников, национальных и природных парков, лечебно-оздоровительных местностей, курортов, ботанических садов и дендрологических парков. Более того, именно реки и озера зачастую составляют своеобразное ядро для экосистем государственных природных заповедников Российской Федерации. Это можно проследить на примере таких заповедников в разных концах России, как "Байкальский", "Байкало-Ленский", "Волжско-Камский", "Нижне-Свирский", "Окский", "Тунгусский", "Ильменский". Ряд национальных парков именуются по названию водных объектов: "Плещеево озеро", "Нижняя Кама", "Смоленское поозерье".

Для защиты водных объектов возможно создание отдельных особо охраняемых природных территорий. К их числу относятся специальные гидрологические заказники (речные, озерные, болотные, морские). Немало рек, озер, болот, родников, водопадов, прудов и заброшенных каналов принадлежат к числу памятников природы. Так, в 2007 г. их число пополнили котловина озера Михалевского (единственное проточное озеро Москвы-реки) и природный комплекс "Верхнемоскворечье". Представляет интерес судьба озера Акулинкино, признанного памятником природы Курганской области.

По мнению многих представителей экологической общественности, требуется развивать сеть особоохраняемых природных территорий, включая в них важнейшие участки речных и озерных систем. Такие предложения относительно рек Подмосковья выдвигаются природоохранным фондом "Верховье". Эта некоммерческая организация ставит перед собой задачу обеспечить формирование "чистого" стока таких рек, как Москва, Клязьма, Уча, Протва и др. Одним из способов охраны является признание истоков рек, бессточных и проточных озер локальными особо охраняемыми территориями.

Целая система особо охраняемых территорий существует в бассейне озера Байкал. По данной теме были выполнены ряд научных работ.

Так, Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=56AA80DC557A30E34F2ECCB50674755D3B0E8F66062D3EFA1CDED2B66474c7P> "Об охране озера Байкал" определил правовой режим Байкальской природной территории (далее - БПТ). В состав данной территории входят озеро Байкал (с 27 островами, включая остров Ольхон), водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также территория на запад и северо-запад от него шириной до 200 км. В пределах БПТ насчитывается более 25 тыс. рек и ручьев с суммарной длиной около 125 тыс. км. Основные среди них - реки Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара. В пределах бассейна озера Байкал насчитывается около 17 тыс. озер, в основном с площадью водной поверхности до 0,5 кв. км.

Особый режим использования водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения работ, определенных Водным кодексом РФ, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам и проведения археологических полевых работ в порядке, установленном Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=242B4DC6755C0006760AF52FCCB75511BD11192E86CD0E67AE63441516l6e0P> от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Заключение

Существенной особенностью правового регулирования водных отношений является тесная взаимосвязь водных объектов с другими компонентами природы - землей, недрами, лесами. Поэтому, помимо водного законодательства, правовые нормы, регулирующие использование и охрану водных объектов, содержатся в других отраслях законодательства: экологической, санитарно-эпидемиологической, лесной, земельной, градостроительной, о недрах, техническом регулировании и др.

В соответствии с Водным кодексом <consultantplus://offline/ref=EFCBEE9EE4A92ADC01E8ED05F3524F2FD16371B49C70DC81752A7D8FF59C87C30347C2660EF4E604F3K> РФ (глава 6) все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

В ст. 55 <consultantplus://offline/ref=D2FF6D8E75FFDDF326BC09A7FCAA5A073CAE2321346AD17F0360345EBBE6D224FDFBC8C4273D32AAj5qBK> "Основные требования к охране водных объектов" ВК РФ установлены общие требования к охране водных объектов: собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения; собственники водных объектов осуществляют меры по ликвидации последствий загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

Специальные требования к охране водных объектов содержатся в других статьях Водного кодекса, например, в ст. 56 "Охрана водных объектов от загрязнения и засорения" и др.

В целях регулирования охраны водных объектов от загрязнения и засорения Водный кодекс <consultantplus://offline/ref=EFCBEE9EE4A92ADC01E8ED05F3524F2FD16371B49C70DC81752A7D8FF59C87C30347C2660EF4E604F2K> РФ предусматривает меры правовой охраны водных объектов, в том числе запретительных и ограничительных. Так, запрещаются: захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ; сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты и др.

В целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира на территориях, примыкающих к водным объектам, создаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы (ст. 65 <consultantplus://offline/ref=EFCBEE9EE4A92ADC01E8ED05F3524F2FD16371B49C70DC81752A7D8FF59C87C30347C2660EF4E304F7K> ВК РФ). В их пределах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Водные объекты (или их части), имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами, ограничение или запрет использования которых устанавливаются федеральными законами.

Практическое задание:

а) Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга постановлением от 13 февраля 2007 г. предоставила девять земельных участков для строительства индивидуальных дач в водоохранной зоне р. Ижора.

б) Инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области Сметанин наложил штраф в размере 1000 руб. на гражданина Истомина за то, что он складировал бытовые отходы в водоохранной зоне р. Ижора.

Каков правовой режим водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос? Соответствуют ли этому режиму действия указанных в условиях задачи лиц? Оцените законность, принятых органами власти решений. Подлежит ли возмещению вред, причиненный водоохранной зоне? В каком порядке исчисляется его размер?

Решение

В ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 ВК РФ). Сущность указанного правового режима рассмотрена в теоретической части данной работы.

а) Действия Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга соответствуют специальному режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне р. Ижора и являются законными; поскольку согласно ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды; а согласно ч. 16.1 ст. 65 ВК РФ в отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в п. 1 ч. 16 ст. 65 ВК РФ, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

б) Действия гражданина Истомина по складированию бытовых отходов в водоохранной зоне р. Ижора не соответствуют специальному режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне р. Ижора и являются незаконными, поскольку согласно п. 2 ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается, в том числе и размещение объектов размещения отходов производства и потребления.

Действия инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области Сметанина, наложившего штраф на гражданина Истомина, соответствуют специальному режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне р. Ижора и являются законными, поскольку согласно ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей.

Вред, причиненный водоохранной зоне, подлежит возмещению на основании ч. 1 ст. 69 ВК РФ, поскольку лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Размер вреда, причиненного водоохранной зоне исчисляется на основании ч. 2 ст. 69 ВК РФ и п. 3 Методик <consultantplus://offline/ref=43559A23CC110E76AD0A94D9883D036F7CF77770467B9906E50DAA5F9CDB69A18F1C0587891F6569Y7v0S>и исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства за загрязнение, засорение, заиление водных объектов и истощение их вод вследствие нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории водоохранных зон водных объектов (ст. 65 <consultantplus://offline/ref=0C8210FDF2CD60296367C203422A74E9A758EC92982CD95B789A1BFEBD2A10B9D863368014B1CDC2v75AS> ВК РФ). Исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения (п. 6).

Исчисление размера вреда водному объекту исходя из фактических затрат осуществляется на основании данных о стоимости основных видов работ и (или) фактически произведенных расходах (п. 8).

Список литературы

1.Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 05.06.2006. № 23. Ст. 2381.

.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. № 211-212. 30.10.2001.

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.

.Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) // Российская газета. № 277. 08.12.2006.

.Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // Российская газета. № 116-117. 29.06.2002.

.Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об охране озера Байкал" // Российская газета. № 90. 12.05.1999.

.Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" // Российская газета. № 142. 25.07.1997.

.Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 13.07.2015) "О недрах" // Российская газета. № 52. 15.03.1995.

.Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" // Собрание законодательства РФ. 19.01.2009. № 3. Ст. 415.

.Приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (ред. от 31.01.2014) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" // Российская газета. № 113. 24.06.2009.

.Боголюбов С.А. и др. Институты экологического права. М., Эксмо, 2010.

.Боголюбов С.А., Журавлева Л.В. Особенности правового режима водного объекта, являющегося памятником природы // Аграрное и земельное право. 2010. № 7(67).

.Бринчук М.М. Экологическое право. М., МПСУ, 2013.

.Вагина О.В. К вопросу о выборе формы возмещения экологического вреда // Бизнес, Менеджмент и Право. 2012. № 2.

.Колесова О.Н. Правовой режим водоохранной зоны // Журнал российского права. 2012. № 4.

16.Комментарий <consultantplus://offline/ref=7B15C7E39106A9D5D128BCD5317416E94FAD62AA36F7BDDECC4E846Fi9b6K> к Водному кодексу Российской Федерации / С.А. Боголюбов, Г.А. Волков, Д.О. Сиваков; под ред. С.А. Боголюбова. М., Проспект, 2013.

.Липатова В.И. Проблемы применения законодательства по вопросам <consultantplus://offline/ref=409D747CBDF124A5F7FB31D13E7F68878DF01FFF914D2C9940773ECAb4ICO> водоохранной зоны // Вестник ВАС РФ. 2006. № 12.

.Правовая охрана озера Байкал / Отв. ред. Ю.И. Шуплецова. М., Юстицинформ, 2011.

19.Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития / В.Б. Агафонов, В.К. Быковский, Г.В. Выпханова и др.; под ред. Н.Г. Жаворонковой. М.: Норма, Инфра-М, 2014.

.Савельева Е.А. Правовое регулирование экологического зонирования в Российской Федерации // Российская юстиция. 2014. № 2.

.Сиваков Д.О. Правовая охрана вод в свете Водной стратегии России // Журнал российского права. 2010. № 2.

23.Сиваков Д.О. Режим водоохранных зон: охрана вод <consultantplus://offline/ref=409D747CBDF124A5F7FB31D13E7F68878FF814F3964D2C9940773ECAb4ICO> и лесов // Законодательство и экономика. 2008. № 10.

.Сиваков Д.О. Тенденции правового регулирования водохозяйственной деятельности. М., ИЗиСП, Юриспруденция, 2012.

25.Щербаков А.В. Прокурорский надзор в сфере охраны водных объектов // Законность. 2015. № 8.

Похожие работы на - Правовая охрана водных объектов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!