Налоговая культура в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,54 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая культура в Российской Федерации















Налоговая культура в Российской Федерации

налоговый культура государство сбор

Чаплыгиной К.

Э-129

Создание налоговой системы государства определено его политической, социально-экономической и финансовой системой. В свою очередь специфические особенности создания налоговой системы, проводившаяся государственная налоговая политика и налоговые правоотношения, осуществляемые в рамках налоговой системы, отражают уровень налоговой культуры в государстве.

Впервые «налоговая культура» как определенное понятие появляется в двадцатом веке. С выходом работ Й. Шумпетера, который писал об экономических, финансовых, исторических и других аспектах развития теорий налогообложения, было впервые упомянуто понятие «налоговая культура», как новое междисциплинарное направление. Данное направление было акцентировано на социальные процессы, которые происходят в обществе, их влияние на всю систему налогообложения в государстве.

Следовательно, данное открытие, названное «налоговой культурой» имеет довольно широкий размах и затрагивает множество областей финансовой науки, социологии, психологии, налогового права.

Так, в современной экономике существует достаточно точек зрения к определению этого понятия и попыткам наиболее точно объяснить, что же за собой несут два настолько разных слова, которые объединяются в нечто, под названием «налоговая культура». Но чаще всего выделяют два подхода исследователей.

Если рассматривать по первому подходу, то непроизвольно можно сделать некоторые заключения по поводу данного подхода. Во-первых, здесь налоговая культура рассматривается в наиболее узком смысле, а во-вторых, определяется, как особенное налоговое поведение, характеризующееся своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов. А также гражданской и правовой обязанностью.

Так П.Ю. Раминская утверждает, что «Налоговая культура - это такая позиция населения, которая в совокупности охватывает отношение к уплате налогов и в целом к налоговой системе страны. Эта культура выступает в качестве политической культуры и, исходя из понимания населения, складывается в единое понятие, которое охватывает необходимость уплаты налогов для общества и государства и, конечно же, знание своих прав и обязанностей, как налогоплательщика. Естественно, такая культура, как и многие другие, зависит от менталитета каждого человека, его воспитания, правосознания, отношения к власти и, разумеется, от нравственности всего общества».

Если понятие налоговой культуры рассматривать шире, то некоторые исследователи включают в ее понимание не только действия самих налогоплательщиков, но и налоговых органов.

Так, например, И.И. Курков утверждает, что «налоговая культура является системой ценностей, установленных принципов, норм и правил в налоговой сфере. Это как некая модель, включающая правомерность действий не только граждан, обязанных платить налог, но и контролирующих органов, обязанных его взимать».

Подобной же точки зрения придерживается и А.М. Выходец, который утверждает, что «под налоговой культурой нужно понимать полноту и своевременность уплаты налогов в государственные фонды, в установленные сроки, которые обозначены в законодательных и нормативных актах.

Наиболее важным элементом авторы выделяют налоговую дисциплину, которая, своего рода, отвечает за обучение, развитие и контроль способностей налогоплательщика, его финансовых и моральных возможностей уплачивать обязательные платежи и сборы, с учетом взаимодействия налоговых органов, отвечающих за прием и оформление обязательств по налогам.

Следовательно, налоговая культура характеризуется не только определением об обязанностях граждан, которые обременены уплачивать налог, но и деятельностью налоговых органов государства».

Второй подход к определению понятия «налоговая культура» является наиболее широким, по сравнению с первым. Данного подхода придерживаются многие западные и некоторые отечественные исследователи. Так, например, Б. Нерре раскрывает это понятие, как «особенную, в зависимости от страны, совокупность всех формальных и неформальных институтов, связанных с национальной системой и ее реализацией. Так исторически сложилось, что вышеуказанные институты являлись встроенными в культуру страны и, в зависимости от их взаимодействия, включали зависимости и связи».

В свою очередь, Т.Н. Богославец дает более персоналистическое раскрытие понятия налоговой культуры как «подсистемы экономической и общей культуры человека, объединяющей в себе такие категории, как: культура мышления, культура общения, культура поведения и культура деятельности, а также, раскрывающей в себе особый подход к пребыванию человека в налоговой сфере».

Следуя последнему подходу, нужно отметить, что налоговую культуру, как определенное качество личности невозможно сформировать, так как процесс проявления такой культуры у граждан является, своего рода, отражением культуры, выработанной в определенных социально-экономических условиях. Так, в узком смысле «культура - это совокупность сформированных общественных и духовных достижений людей». Если рассматривать в более широком смысле, то - это «своеобразный способ развития жизнедеятельности человека, олицетворенный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе». Культура отражает общественно-экономическое развитие государства и национальные особенности его граждан.

Следовательно, можно интерпретировать понятие налоговая культура, как: налоговая культура - социально-экономическая позиция гражданина в рамках общественно-экономического развития общества, которая формируется на основе морально-нравственных качеств личности и, которая проявляется в социальной и финансово-правовой оценке правоотношений в сфере налогов в государстве, а также в соответствующем поведении гражданина, являющегося субъектом таких отношений и, в том числе, основанная на оценке собственного положения и ценности в обществе.

Для того, чтобы в полной мере оценить состояние налоговой культуры в современном обществе, нужно охарактеризовать некоторые отдельные указанные аспекты, которые влияют на ее формирование. Дабы не углубляться в далекую историю нашего государства, необходимо отметить, какой социально-экономический уровень сложился в результате становления и преобразований в современном государстве. Как мы знаем, в 90-х годах 20 века в России был экономический, социальный и политический кризис. На фоне развала СССР наблюдалось падение производства, бедность населения, сформировался новый классовый состав общества, а так же произошло резкое имущественное расслоение общества. Перераспределение национального богатства государства в пользу ограниченного круга людей, доминирование западного продвижения материальных ценностей, высокое налоговое бремя поместило достаточно большое количество населения в условия физического выживания.

С наступлением 2000 года экономика начала потихоньку подниматься с колен. Многие сферы, в том числе и налоговая, подвергались реформам и совершенствованию, что в результате помогло существенно сократить количество налогов, наладить их администрирование, внедрить специальные режимы и снизить налоговое бремя налогоплательщиков.

Но все эти реформы так и не смогли стабилизировать налоговое законодательство, поэтому даже сейчас оно продолжает меняться, что в целом, не особо благоприятно сказывается на восприятии и серьезном отношении граждан к данному направлению экономики.

Так, по некоторым данным международных организаций, которые в свою очередь способны дать независимую оценку, налоговое бремя на бизнес в Российской Федерации составляет около 54% без учета пошлин, налога на добычу полезных ископаемых и некоторых видов акцизов, а с их учетом достигает до 60-70%. И на данные цифры нельзя закрывать глаза или не обращать внимания, потому что эта оценка заслуживает доверия, так как Министерство финансов Российской Федерации, когда определяет официальный уровень налогового бремени в стране не учитывает социальные взносы во внебюджетные фонды (а это в свою очередь, является значительной налоговой нагрузкой на заработную плату) и таможенный платежи. Помимо этого, существенное социально-экономическое разделение населения, сохраняющаяся поляризация: отсутствие сформированного среднего класса и преобладание либо практически нищих, либо богатых создает существенное социальное напряжение, всеобщую неудовлетворенность и, естественно, снижение трудовой активности.

По официальным данным статистики, номинальные доходы населения в России по состоянию на сентябрь 2015 года распределены следующим образом: до 10000 руб. получает 33,5% - данная часть населения находится за чертой бедности; от 10000 руб. до 25000 руб. зарабатывают 43,8% - данная часть граждан не обеспечивает высокий уровень потребительского спроса и не ощущает удовлетворенности своим материальным положением; от 25000 руб. до 35000 руб. - 10,6% населения получают средний уровень доходов в государстве и свыше 35000 руб. - 12,1% - данную категорию людей можно отнести к материально обеспеченному классу населения.

В результате, такой социально-экономический уровень жизни населения считается очень низким, по сравнению с наиболее выраженной разницей благосостояния людей, стоявших у власти и владельцев монополий, а также коррупция, отсутствие общей национальной идеологии не образовывают даже в настоящее время гражданско-правовую ответственность в налоговой сфере и все это является хорошей базой для проявления высокой налоговой культуры.

Финансово-правовую строну проявления налоговой культуры можно квалифицировать как индивидуальную оценку гражданина социальной справедливости принятых финансово-правовых норм и их реализации в работе налоговой системы государства.

Базирование налоговой системы начинается с введения основных начал или принципов, являющихся основополагающими правовыми положениями, определяющими государственную налоговую политику. Проанализируем основные принципы налоговой системы РФ с позиции их социальной справедливости и финансово-правовой реализации.

Так в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации в числе первых стоит такой принцип: «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога». В вышенаписанном принципе следует обратить особое внимание на фразу «фактическая способность налогоплательщика к уплате налога» и оценить, насколько в правовой практике это реализуется. Так, официальные статистические данные о доходах граждан, говорят о довольно высоком проценте населения, получающих доходы ниже прожиточного минимума, например, в Республике Крым прожиточный минимум трудоспособного населения установлен в размере 8901 руб. в 2015 году. А взимание НДФЛ с доходов менее или равных прожиточному минимуму уже противоречит установленному принципу построения налоговой системы и тем более, принципу социальной справедливости. Тогда возникает вопрос: как же человек может заплатить налог, если на средства, которые у него останутся после исполнения обязанности по уплате и следовании такого избитого, но любимого лозунга государства «Уплати налог и спи спокойно!» он не сможет жить полноценно?

Во втором же принципе базирования налоговой системы РФ говорится о том, что «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала».

Этот принцип несет за собой справедливый и равный подход к взиманию налогов и сборов с населения, но, как и в прежнем случае, в налоговой практике также достаточно примеров, нарушающих данный принцип. Так, например, налогообложение дивидендов, которые получают иностранные организации по акциям российских компаний, облагается по повышенной ставке - 15%. Или же налоговые режимы СЭЗ или, так называемых, свободных экономических зон, действующих на территории Российской Федерации, несут за собой разительные различия или же, как кому удобнее, дискриминационный характер для налогоплательщиков, не являющихся их участниками. И это обусловлено тем, что налоговая политика таких территорий, которая несет множество льгот, направлена на поддержку бизнеса, имеющего финансовые ресурсы и инвестиционный потенциал, а не на тех налогоплательщиков, которым государственная поддержка была бы необходима в большей степени.

В принципе под номером три говорится о том, что «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными». Но и здесь имеет место грубое нарушение и противоречие данному принципу. Так как, при принятии поправок к Налоговому кодексу государство не утруждает себя объяснить или привести экономическое основание и, в результате, налогоплательщики просто напросто не осведомлены, по каким причинам и для чего меняются нормы налогового законодательства, а также каким образом учитываются их экономические интересы.

Нескрываемая противоречивость и не полная реализация этого принципа в финансово-правовой сфере отрицательно влияют на проявление гражданско-правовой ответственности и как следствие налоговой культуры.

На формирование налоговой культуры в обществе в большей степени влияет социально-психологический аспект, который предполагает рассмотрение неотъемлемых социально-психологических особенностей.

Следует обратить внимание на те черты каждого индивида, которые имеют особенное значение для развития налоговой культуры. К ним относятся ответственность, причастность, инициативность и сопереживание. Все эти качества присущи каждому человеку и их у него не отнять. Также появление такого феномена, как налоговая культура базируется, в первую очередь, на выработанном чувстве ответственности, как гражданской, так и правовой. Равным образом, ответственность является таким свойством характера, которое объединяет в себе несколько аспектов личности. Таких как, волевой, нравственный и эмоциональный.

Эти аспекты, как известно, развиваются и формируются в человеке с самого рождения и с возрастом имеют свойство оттачиваться и закрепляться, в зависимости от разных социальных условий.

Также существует понятие истинной ответственности, но такая ответственность, это уже нечто такое, что зависит уже от самого человека, от его поведения и поступков. Он может проявлять такую ответственность, а может и нет. Данное качество характеризуется потребностью человека выполнить свой долг перед обществом, собой или другими людьми и всегда несет за собой эмоциональную удовлетворенность. Оно формируется в сознании индивида, когда он на подсознательном уровне перенимает некоторые социальные нормы и ценности, создавая из этого внутренние убеждения и установки, которые, впоследствии, влияют на его поведенческую активность.

Следовательно, бесполезно твердить или убеждать человека в том, что бы он относился к той или иной ситуации так, как это кто-то считает нужным. Бесполезно убеждать его в важности ответственного поведения, потому что, как показывает практика, в силу своего характера и личных качеств, человек не станет делать что-то, пока не будет в этом заинтересован, пока объект, который предполагает ответственное отношение не станет для него столь важным, что он будет чувствовать его как неотъемлемую часть самого себя.

Становление личности и приобретение социально-психологических особенностей происходит в каждое время по-разному. Так, если рассматривать поколение, родившееся в 50-60-х годах, которое сейчас состоит у власти и является родителями большинства трудоспособного населения, то можно отметить у них четко выраженные качества причастности, солидарности, чувство единения и, конечно же, ответственности. Но та ли это ответственность? Ведь их становление происходило в условиях социалистической идеологии и господствующей административно-командной системы. И все эти вышеперечисленные качества воспитывались в них под напором и тотальным контролем. В результате, они приобрели чувство ответственности, которое в большей степени было направлено на внешнюю оценку, ведь яркое выражение индивидуальности или любых взглядов, отличных от системы, нещадно подавлялось и, в результате, подавлялась и инициативность.

Поэтому, когда произошло свержение коммунистических и социалистических идеалов, распад государства и разрушение общих целей, все это особенно сказалось на психологии большинства населения, породив внутренний психологический кризис. И в результате, практически полное отсутствие инициативности и привычка ориентироваться на мнение большинства многим не дали возможности проявить самостоятельность, абстрагироваться от всего и попытаться найти путь личностного развития и полноценно выйти из этого кризиса.

Результат оказался таков, что подобные социальные условия, в которых росло уже современное поколение, подобная кризисная ситуация и среда, в которой воспитывались дети также не смогли в полной мере развить у них гражданско-правовую и социальную ответственность в обществе. Именно поэтому следует помнить, что в настоящее время наиболее важно развивать эти качества у подрастающего поколения. И для этого необходимо вводить соответствующие мероприятия в сфере образования, которые будут направлены на повышение и формирование как налоговой, так и культуры в целом, для родителей и педагогов.

И тогда, находясь в подобной благоприятной социальной среде, как в школе, так и в семье, ребенок на подсознательном уровне начинает формировать в себе все нужные качества, чтобы полноценно жить в обществе.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что для того, чтобы сформировать высокую налоговую культуру в стране, в первую очередь нужно разработать стратегию по усовершенствованию среды проживания и развития нового поколения. Ввести мероприятия по повышению гражданско-правовой ответственности, создать новый комплексный подход в становлении и развитии таких качеств, как нравственность, воля и ответственность в каждом подрастающем налогоплательщике.

Также не забывать следовать принципам налогового законодательства и только тогда налоговая культура будет развиваться в должной мере. И только тогда граждане смогут относиться к налоговым органам, а также ко всему государству в целом, с доверием и желанием выполнить свой правовой долг. Без принуждения, карательных мер и давления. Налоговую культуру нужно развивать, ведь если налогоплательщик будет с малых лет осведомлен о том, что такое налоги, для чего они и, что это действительно не является способом ограбить население, а наоборот, сделать все для их блага за счет полученных средств, то в результате, можно быть уверенным в том, что государство заметит разительную разницу в поведении и проявлении инициативности населения, причем, в пользу самого государства.

Список использованной литературы

1.Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">.Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">.Богославец Т.Н. Налоговая культура в условиях социальных трансформаций / Т.Н. Богословец // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2013. - №1. - с. 53-58.

.Выходец А.М., Кизилова Э.А.Культура и этика налоговых инспекторов с налогоплательщиками / Выходец А.М. // Издательство «Дебет-Кредит». - Киев. - 2014.

.Савина О.Н., Раминская П.Ю. Проблемы формирования налоговой культуры в современном российском обществе / О.Н.Савина // Экономика в школе.- 2014 - №1 - с.96 - 108.

Похожие работы на - Налоговая культура в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!