Бухгалтерский баланс в анализе финансового состояния предприятия на примере бюджетной организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    61,88 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский баланс в анализе финансового состояния предприятия на примере бюджетной организации















Курсовая работа

Бухгалтерский баланс в анализе финансового состояния предприятия на примере бюджетной организации

Введение

бухгалтерский учет баланс

К бюджетным относятся организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является открытое финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.

Особенности бухгалтерского учета в учреждениях бюджетной сферы определяются законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях и организациях, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30.12.09 г. №148н и другими нормативными документами, содержащими указания по учету и отражению в балансе операций организаций и учреждений, состоящих на бюджете.

К особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях относят:

1.      организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;

2.      контроль исполнения сметы расходов;

.        выделение в учете кассовых и фактических расходов;

.        отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы.

Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявить скрытые резервы, обнаруживать нарушение режима экономии плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты.

Совершенствование бухгалтерского учета, усиление его контрольных функций за финансовой и хозяйственной деятельностью организации - основа укрепления финансово-бюджетной дисциплины.

Осуществляя сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, бухгалтерский учет позволяет не только систематически сопоставлять их с утвержденными нормативами и сметами, но и устанавливать причины отклонений фактических расходов от утвержденных нормативов и смет, выявлять наиболее целесообразные нормы расходов и повышать уровень бюджетного и сметного планирования в целом. Чем точнее учет, тем выше качество планирования. Используя информацию бухгалтерского учета, руководители учреждений могут оперативно принимать меры, по устранению просчетов и отклонений от утвержденных нормативов в ходе хозяйственной и финансовой деятельности. С помощью бухгалтерского учета в каждом учреждении устанавливаются систематическое наблюдение за сохранностью средств, контроль за их рациональным использованием.

По данным бухгалтерского учета можно вскрыть факты бесхозяйственности, расточительства, излишеств в использовании бюджетных средств, принять меры к сбережению живого и овеществленного труда. Следовательно, бухгалтерский учет - это важнейшее звено системы управления учреждениями бюджетной сферы.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам на определенную отчетную дату. Показатели бухгалтерской отчетности прямо и косвенно формируются из счетов Главной книги или выводятся из учетных данных, получаемых в результате специальных расчетов. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что сводные учетные данные переходят в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных итоговых показателей.

По своему назначению бухгалтерская отчетность является основным источником информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменении в ее финансовом положении. Финансовое положение организации определяется находящимися в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовых результатах позволяет оценить потенциальное изменение в ресурсах. Данные об изменениях в финансовом положении организации дают возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде.

Тщательное изучение бухгалтерской отчетности позволяет вскрыть причины достигнутых успехов либо недостатков в работе, наметить путь совершенствования деятельности организации.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы, предопределило ее цель и задачи.

Целью курсовой работы является изучение особенностей бухгалтерской отчетности в бюджетных организациях.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.      Изучить по нормативным материалам и данным литературы основы ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях на современном этапе;

2.      Охарактеризовать бюджетное учреждение - базу выполнения практической части;

. Изучить особенности составления бюджетной отчетности на примере бюджетной организации.

Для написания данной работы использовались материалы учебников по бухгалтерскому учету, перечень которых дан в списке использованной литературы, а также справочные материалы системы «Гарант».

Практическая часть настоящей курсовой работы выполнена на базе МУ «КЦСОН» Правобережного района города Магнитогорска. В работе использован отчетный материал за 2014 год.

1. Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

1.1     Основы организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях


Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях регулируется Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.09.2010 года №243-ФЗ) и Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 2009 года №148н (в редакции приказов от 03.07.2009 №69н, от 30.12.2009 №152н).

Вопросы бюджетного учета также регламентируются положениями следующих нормативных правовых актов:

1.       Бюджетного кодекса Российской Федерации;

2.      иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К иным нормативным правовым актам, согласно которым могут регулироваться отдельные вопросы бюджетного учета могут быть отнесены:

1. стандарты бюджетного учета;

2.      другие нормативные акты и методические указания по вопросам бюджетного учета (п.2 ст.5 Закона о бухгалтерском учете; п.1 Инструкции по бюджетному учету);

.        положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

Однако на них распространяются общие требования о порядке составления бухгалтерской и статистической отчетности, а также о порядке уплаты налогов и других отчислений.

В соответствии с законом "О бухгалтерском учете" основными правилами ведения бухгалтерского учета являются следующие:

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ - в рублях;

2.      Имущество, являющееся собственностью организаций, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;

.        Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до ликвидации или реорганизации;

.        Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

.        Основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты;

.        Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий План счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

.        Текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевому назначению требуется правильная организация бухгалтерского учета исполнения бюджета.

Бухгалтерский учет исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений называется бюджетным учетом.

Объектами бюджетного учета являются:

1. доходы и расходы бюджета;

2.      материальные ценности бюджетных организаций;

.        денежная наличность, хранящаяся в банках;

.        средства в расчетах между бюджетами;

.        фонды и резервы, создаваемые в бюджетах в процессе их исполнения.

Бюджетный учет, выступая как средство контроля за исполнением бюджета, содействует рациональному использованию национального дохода в целях расширенного воспроизводства, соблюдению необходимых пропорций в развитии отраслей народного хозяйства, точному исполнению утвержденного бюджета.

К задачам бюджетного учета относят:

1.      соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины и строжайшего режима экономии в расходовании средств;

2. мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов;

. охрана имущества.

Единство бюджетной системы обеспечивается общей правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджетной системы на другой для составления консолидированного бюджета РФ и территорий, согласованными принципами бюджетного процесса, единой денежной системой.

Единство бюджетной системы РФ достигается взаимодействием бюджетов всех уровней, осуществляемым через использование регулирующих доходных источников, созданием целевых и региональных бюджетных фондов, их частичным перераспределением, а также через единую социально-экономическую, в т.ч. налоговую политику.

В ходе исполнения бюджета необходимо точно в определенные сроки и в установленных суммах мобилизовать запланированные доходы и произвести предусмотренные расходы. Непосредственное исполнение бюджета возложено на Федеральное казначейство РФ, которое создано в соответствии с указом Президента РФ "О Федеральном казначействе" от 08 декабря 1992 года №1556. На органы казначейства возложено решение следующих задач:

1.      сбор, обработка и анализ информации о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ;

2.      организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства, в банках исходя из принципа единства кассы;

.        осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;

.        регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

.        разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ организует и осуществляет сводный, систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств республиканского бюджета РФ, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных средств на счетах казначейства; разрабатывает и утверждает инструктивные и методологические материалы; устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении смет расходов бюджетных учреждений.

Учреждения, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными. Сюда относят ясли и детские сады, школы, высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, научно-исследовательские организации, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и другие.

Потребность в средствах бюджетного учреждения отражается в смете расходов, которая представляет собой основной плановый финансовый документ. На основе утвержденной сметы бюджетные учреждения получают денежные средства для осуществления своей деятельности.

Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением, согласно утвержденным сметам, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию денежных средств и материальных ценностей.

Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

Руководители бухгалтерских служб (главные бухгалтеры) в своей работе руководствуются законом РФ "О бухгалтерском учете", положениями о бухгалтерских службах и централизованных бухгалтериях, утвержденными в установленном порядке и другими нормативными документами.

Бухгалтерская служба учреждения должна выполнять следующие задачи:

1.       Организовывать бухгалтерский учет в соответствии и действующими нормативными актами;

2.      Использовать передовые формы и методы учета и обработки информации на базе широкого применения современной вычислительной техники;

.        Осуществлять предварительный контроль за своевременным, правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;

.        Контролировать правильность, рациональность и бережность расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету;

.        Осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием денежных, материальных и трудовых ресурсов, вести борьбу с расточительством, принимать меры к своевременному предупреждению негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявлять и мобилизовывать внутрихозяйственные резервы;

.        Обеспечивать учет доходов и расходов по специальным средствам, а также операций по другим внебюджетным средствам;

.        Организовывать формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности учреждения, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования поставщиками, заказчиками, финансовыми, налоговыми, банковскими и казначейскими органами;

.        Своевременно организовывать начисление и выдачу заработной платы, стипендий, пособий;

.        Вести учет и расчеты с дебиторами и кредиторами;

.        Участвовать в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей; своевременно и правильно отражать в учете результаты инвентаризации;

.        Периодически инструктировать материально-ответственных лиц по вопросам учета и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, находящихся на их ответственном хранении;

.        Составлять отчетность и предоставлять ее соответствующим органам в установленные сроки; обеспечивать достоверность отчетов и балансов;

.        Соблюдать установленный порядок хранения бухгалтерских документов, регистров, смет расходов и расчетов к ним, а также других служебных документов; своевременно в установленном порядке сдавать их в архив.

В течение отчетного года в учреждении должна проводиться единая учетная политика отражения хозяйственных операций и оценки имущества. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть аргументировано в годовой бухгалтерской отчетности. Важно обеспечить в учете правильность отнесения доходов и расходов к соответствующим отчетным периодам.

Руководитель учреждения обязан создать необходимые условия для правильной организации бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками учреждения требований главного бухгалтера в части порядка оформления и сдачи в бухгалтерию необходимых документов.

1.2     Единство системы бюджетного учета

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех операций, связанных с исполнением смет расходов по бюджетам, смет по специальным средствам и обобщение данных учета и отчетности. Своевременное, полное и достоверное отражение в балансе учреждения всех операций позволяет его руководителю принимать обоснованные управленческие решения, анализировать работу учреждения, осуществлять и контролировать целевое расходование средств на основе утвержденной сметы, выявлять незаконные затраты.

Для выполнения этих задач ведется бухгалтерский учет:

1.       поступления и расходования специальных и внебюджетных средств;

2.      кредитов (ассигнований) и расходов бюджетных средств;

.        расчетов с дебиторами и кредиторами;

.        сохранности и эффективности использования денежных средств, материалов, оборудования, продуктов питания и других ценностей.

Важными задачами бухгалтерского учета являются учет и контроль за расходованием фонда оплаты труда, а также составление в срок баланса и отчетности. Правильная постановка бухгалтерского учета в бюджетных организациях способствует более точному составлению смет расходов, а также выявлению неиспользованных внутрихозяйственных ресурсов.

Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация, предполагающая научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке. В настоящее время применяется бюджетная классификация РФ, согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 года №145- ФЗ главы 4.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов всех уровней с присвоением объектам группировочных кодов.

Доходы бюджетов в РФ формируются за счет налогов с юридических и физических лиц, платежей за пользование недрами и природными ресурсами, государственной пошлины, доходов от приватизации, лицензионных сборов за право производства и торговли спиртными напитками, средств, полученных из других бюджетов.

Расходы бюджетов РФ показывают направление средств на бюджетное финансирование народного хозяйства, конверсии военного производства, внешнеэкономической деятельности и народного образования, бюджетных ссуд, культуры, средств массовой информации и др.

Для классификации расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании, применяется следующий перечень статей (согласно приказа Минфина России от 5 февраля 2010 года №02-05-10/383):

1.  КОСГУ 200 «Расходы» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 211 «Заработная плата»

Подстатья 212 «Прочие выплаты»

Подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»

Подстатья 221 «Услуги связи»

Подстатья 222 «Транспортные услуги»

Подстатья 223 «Коммунальные услуги»

Подстатья 224 «Арендная плата за пользование имуществом»

Подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»

Подстатья 226 «Прочие работы, услуги»

Подстатья 230 «Обслуживание государственного долга»

Подстатья 240 «Безвозмездные перечисления организациям»

Подстатья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам»

Подстатья 260 «Социальное обеспечение»

Подстатья 270 «Расходы по операциям с активами»

Подстатья 290 «Прочие расходы»

2.  КОСГУ 300 «Поступления нефинансовых активов» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 310 «Увеличение стоимости основных средств»

Подстатья 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»

Подстатья 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»

Подстатья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»

3.  КОСГУ 400 «Выбытие нефинансовых активов» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 410 «Уменьшение стоимости основных средств»

Подстатья 420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов»

Подстатья 430 «Уменьшение стоимости непроизведенных активов»

Подстатья 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»

4.  КОСГУ 500 «Поступление финансовых активов» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 510 «Поступление на счета бюджетов»

Подстатья 520 «Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале»

Подстатья 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

Подстатья 540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам»

Подстатья 550 «Увеличение стоимости иных финансовых активов»

Подстатья 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности»

5.  КОСГУ 600 «Выбытие финансовых активов» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 610 «Выбытие со счетов бюджета»

Подстатья 620 «Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале»

Подстатья 630 «Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

Подстатья 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам»

Подстатья 650 «Уменьшение стоимости иных финансовых активов»

Подстатья 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности»

6.  КОСГУ 700 «Увеличение обязательств» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 710 «Увеличение по внутреннему государственному долгу»

Подстатья 720 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу»

Подстатья 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности»

7.  КОСГУ 800 «Уменьшение обязательств» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 810 «Уменьшение по внутреннему государственному долгу»

Подстатья 820 «Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу»

Подстатья 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности»

По данным статьям выделяются и учитываются расходы в росписях республиканского бюджета, бюджетов автономных республик, краевых, областных, окружных, районных, городских бюджетов. Средства из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий выделяются на основе утвержденных смет расходов.

Сметы расходов - основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление, поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.

Формы сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы, и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Она состоит из: наименование и адрес учреждения, бюджет, из которого оно финансируется (раздел бюджетной классификации), и свод расходов с распределением по статьям.

Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится, исходя из объема деятельности учреждения, определенного планом развития учреждения и фактического его исполнения за предшествующий период. Все расходы, включаемые в смету должны группироваться по видам и целевому назначению, при определении их сумм необходимо строго соблюдать режим экономии. При утверждении смет проверяются необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, соответствие их объема работы учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого оно финансируется. Утверждение оформляется подписью руководителя организации, утвердившего смету, указывается дата утверждения и проставляется оттиск печати на всех экземплярах сметы.

1.3 План счетов бухгалтерского учета организаций, состоящих на бюджете

Бухгалтерский учет исполнения смет доходов и расходов по бюджету и внебюджетным средствам в учреждениях, состоящих на федеральном бюджете, республиканских, краевых, областных, окружных, городских и районных бюджетах, а также в централизованных бухгалтериях при министерствах, ведомствах, местных администрациях и их управлениях ведется по двойной системе.

Учет может осуществляться по мемориально-ордерной, журнально-ордерной формам. Использование ЭВМ создает возможность перехода от решения с помощью вычислительной техники отдельных трудоемких задач к общесистемной автоматизации, обработки учетной информации в целом и решению задач исполнения смет доходов и расходов.

В крупных бюджетных учреждениях бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме. Все учреждения и организации, состоящие на бюджете (независимо от ведомственной подчиненности), а также централизованные бухгалтерии, включая учреждения, переведенные на новые условия хозяйствования, осуществляют бухгалтерский учет по Плану счетов, утвержденному Министерством финансов РФ, согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 2008 года №148н в редакции от 30.12.2009 года).

План счетов служит основой организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Применение типовых бухгалтерских записей, предусмотренных Инструкцией и Планом счетов, обеспечивает правильность и сравнимость экономических показателей работы учреждения.

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

- 17 разряд - с 1 по 17 разряды кода классификации доходов бюджета, классификации расходов бюджета, классификации источников финансирования дефицита бюджета (без кода классификации операций сектора государственного управления - (далее - КОСГУ)).

разряд - код вида деятельности:

бюджетная деятельность - 1;

приносящая доход деятельность - 2;

деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3;

деятельность некоммерческих организаций сектора государственного управления, не являющихся участниками бюджетного процесса - 4;

- 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

- 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

- 26 разряд - код классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18 - 26 образуют код счета бюджетного учета.

Разделы плана счетов расположены в определенной последовательности, определяемой характером участия имущества в его кругообороте. В начале Плана счетов отражены разделы со счетами имущества, необходимого для осуществления деятельности бюджетного учреждения. Затем показаны разделы со счетами, денежных средств, расчетов и расходов бюджетных организаций. Имущество отражено в разделах по принципу ликвидности - от трудно реализуемых к легко реализуемым. В последующих разделах отражены источники формирования имущества организации и покрытия расходов бюджетных организаций, финансовый результат от реализации продукции, доходы и результаты исполнения бюджета.

Порядок ведения аналитического учета бюджетные организации устанавливают сами исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета. В Плане счетов предусмотрено применение забалансовых счетов, которые служат для учета арендованных основных средств; товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение; бланков строгой отчетности; списания задолженности неплатежеспособных дебиторов; материальных ценностей, оплаченных по централизованному снабжению; задолженности учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности; переходящих спортивных призов и кубков; путевок; переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок; учебных предметов военной техники; ссуд, выданных рабочим и служащим. Забалансовые счета не связаны с балансовыми счетами, поэтому учет средств и операций на них ведется по простой системе, без соблюдения метода двойной записи. Все забалансовые счета имеют только дебетовое сальдо. Если средства поступают в учреждение, то они отражаются по дебету, а при их возврате - по кредиту.

.4 Общие требования к составлению бухгалтерской отчетности

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность не обходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должен обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными прошлые периоды.

Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность подразделяется на:

. бухгалтерскую,

. статистическую,

. оперативную.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую - промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность-это отчеты за год.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

2. Анализ финансового состояния по данным бухгалтерского баланса на примере МУ «КЦСОН» Правобережного района города Магнитогорска

.1 Организационно-экономическая характеристика МУ «КЦСОН» Правобережного района

Право на социальное обеспечение - одно из основных конституционных прав граждан. Предоставление социального обеспечения - это назначение вида социального обеспечения, изменение его размера, перевод с одного вида на другой. Существуют некоторые требования к предоставлению социального обеспечения: оно должно предоставляться нуждающимся; во-вторых, оно должно осуществляться по заявлению гражданина; в-третьих, при наличие у гражданина права на несколько видов социального обеспечения по различным основаниям ему должен предоставляться каждый вид социального обеспечения по имеющимся основаниям, одинаковые виды должны предоставляться по одному из оснований. Сложившееся централизованное социальное обеспечение финансируется за счет различных источников (рис. 1).

Технология социального обеспечения - это комплексное образование, состоящее из нескольких технологий (рис. 2). На этих рисунках цветом выделено место и задачи МУ «КЦСОН» Правобережного района г Магнитогорска в системе социальной защиты населения РФ.

Основной технологией социального обеспечения является технология обеспечения граждан пособиями. Выделяют множество видов пособий. Технология обеспечения граждан пособиями почти одинакова.

В данной работе рассмотрим, процесс социальной работы с населением Правобережного района г Магнитогорска, проводимый Комплексным центром социального обслуживания населения.

Рисунок 1 - Технология финансирования и распределения средств на социальное обеспечение

Учредителем МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска является управление социальной защиты населения Челябинской области. МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска действует под руководством учредителя, который оказывает центру организационно-методическую и финансовую помощь. Контроль за деятельностью МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска осуществляется учредителем или его законным представителем на территории муниципального образования, финансовым управлением области, а также государственными органами Госсанэпиднадзора, налоговой, контрольно-ревизионной и другими государственными службами в пределах их компетенции. МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостатке денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель.






Рисунок 2 - Основные элементы технологии социального обеспечения

МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, имеет юридический адрес, обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевой и иные счета в органах казначейства, печать с изображением Герба Российской Федерации со своим наименованием и наименованием Учредителя, штамп для согласования документов, бланки, фирменную символику и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке.

Наименование Учреждения: полное - Муниципальное Учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска», сокращенное - МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска.

Место нахождения Учреждения: 455000, Челябинская обл., г. Магнитогорск, улица Суворова, 123.

МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска является некоммерческой организацией и финансируется из средств областного бюджета на основе сметы доходов и расходов в соответствии со статьей 31 Федерального Закона от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Уставные направления деятельности центра могут финансироваться за счет средств федеральных, областных, муниципальных целевых программ. МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска пользуется дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов в соответствии со статьей 32 ФЗ от 02.08.95 г. № 122.

МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска осуществляет деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации в соответствии с Федеральными законами, Указами Президента РФ, правительственными документами, областными законами, постановлениями и распоряжениями органов государственной власти, приказами и распоряжениями Управления социальной защиты населения Челябинской области. Деятельность МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических и иных мероприятий, в связи с чем центр осуществляет:

мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия граждан на территории муниципального образования;

выявление и дифференцированный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определении необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;

оказание гражданам социально-педагогических, юридических, социально-психологических, социально-медицинских, социально-бытовых, торговых, консультативных и иных услуг при условии соблюдения принципов адресности и преемственности их оказания, участие в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно с уполномоченными компетентными органами и по согласованию с учредителем;

привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы, службы занятости и других), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и так далее) к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координации их деятельности в этом направлении;

оказание дополнительных платных услуг населению.

МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска вправе осуществлять предпринимательскую или иную приносящую доходы деятельность в соответствии с федеральным и областным законодательством по согласованию с учредителем и использовать доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество в соответствии со статьей 120 и статьей 298 ГК РФ на развитие центра в целях оказания социальной поддержки гражданам.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, направляются МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска на цели, не противоречащие уставным.

МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г Магнитогорска» обязано:

- предоставлять учредителю сметно-финансовую документацию в полном объеме утвержденных форм и по всем видам деятельности;

согласовывать с Учредителем структуру Учреждения;

нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных, кредитных, расчетных обязательств;

возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей природной среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции;

- обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за вред, причиненный работнику увечьем, профзаболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

нести ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др.);

обеспечить передачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение, в архивные фонды в соответствии с согласованным перечнем документов;

средства областного бюджета расходовать строго в соответствии с утвержденными росписью и лимитами бюджетных средств;

осуществлять оперативный бухгалтерский учет результатов, вести статистическую и бухгалтерскую отчетность, отчитываться о результатах деятельности в порядке и сроки, установленные законодательством РФ.

В центре формируются фонд оплаты труда, материального поощрения, развития производства, социального развития, социальной помощи, резервного и других фондов. Порядок формирования и использования фондов определяются МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» по согласованию с учредителем. Средства, поступающие от оплаты предоставляемых услуг, расходуются в соответствии с Положением о порядке использования средств, поступающих на счета учреждений социального обслуживания от оплаты социальных услуг, утвержденным приказом учредителя.

МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска определяет свою учетную политику, ведет бухгалтерскую статистическую отчетность в установленном законом порядке и несет ответственность за ее достоверность. По разным видам (бюджетной и внебюджетной) деятельности ведется раздельный бухгалтерский учет.

Рассмотрим состав и структуру персонала центра в динамике за три года в таблице 1. По данным табл. 1 можно отметить, что для учреждения характерна высокая текучесть кадров, что обусловлено тяжелыми условиями работы. Несмотря на стабильный рост числа работников, не все штатные единицы заполнены. Многие работники уходят, не проработав и года. В связи со спецификой работы в структуре коллектива преобладают женщины.

Таблица 1 - Анализ движения работников МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска» за 2012-2014гг.

Наименование должности

2012г.

2013г.

2014г.

Изменение 2014 к 2012гг.


Чел.

Уд.вес, %

Чел.

Уд.вес, %

Чел.

Уд.вес, %

Абсол., чел.

Темп роста, %

На начало года работников

44

75,9

58

92,1

63

95,5

+19

143,2

Принято работников

33

56,9

22

34,9

12

18,2

-21

36,4

Выбыло работников

19

32,8

17

27,0

15

22,7

-4

78,9

На конец года работников, из них:

58

100

63

100

66

100

+8

113,8

- мужчины

4

6,9

6

9,5

7

10,6

+3

175,0

- женщины

54

93,1

57

90,5

59

89,4

+5

109,3


С 01 января 2014г. изменилась структура организационной и финансовой подчиненности в системе социальной защиты г. Магнитогорска. Структура организационной подчиненности стала выглядеть следующим образом: Управление социальной защиты населения Челябинской области, ему подчиняется Управление социальной защиты населения Магнитогорской городской администрации которому подчиняются Управление социальной защиты населения Правобережного района г. Магнитогорска, МУ «КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска».

С 01 января 2014г. из бюджета Челябинской области перечисляется финансирование Управлению социальной защиты населения Челябинской области, а отдел финансового контроля УСЗН Челябинской области перечисляет денежные средства в бюджет г. Магнитогорска, в качестве субсидий расходов на содержание учреждений социальной защиты г. Магнитогорска. Система финансирования учреждений системы социальной защиты г. Магнитогорска стала выглядеть следующим образом. Отделение финансового контроля УСЗН Челябинской области ежеквартально перечисляет денежные средства, утвержденные сметами, необходимые для всех учреждение системы социальной защиты населения г. Магнитогорска на специальный счет УСЗН Магнитогорской городской администрации. Отдел финансового контроля УСЗН Магнитогорской городской администрации ежемесячно перечисляет денежные средства на счета учреждений системы социальной защиты населения г. Магнитогорска, включая УСЗН Правобережного района г. Магнитогорска, МУ «КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска». Эта схема финансирования сохраняется и на сегодняшний момент.

Но это касается только содержания учреждений и заработной платы их сотрудников. Финансирование социальных программ происходит в зависимости от вида программы. Социальные программы по социальной защите населения Челябинской области финансируются следующим образом: отдел финансового контроля УСЗН Челябинской области перечисляет денежные средства на счет Центра. Программы по социальной защите население г. Магнитогорска финансируются также: отдел финансового контроля УСЗН Магнитогорской городской администрации перечисляет денежные средства на счет Центра.

К положительным моментам новой системы социальной поддержки можно отнести:

- денежное обеспечение действующих льгот,

улучшение сбалансированности бюджетов всех уровней путем отмены (реструктуризации) расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования.

К отрицательным:

отсутствие у большинства субъектов Федерации финансовых ресурсов, на обеспечение передаваемых на их уровень льгот;

понижение уровня социальной защиты ряда категорий населения,

- понижение уровня правового регулирования вопросов, относящихся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Деятельность Центра, его внутренняя структура и структура его организационной и финансовой подчиненности рассмотрим ниже. Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральными законами, а также в соответствии с Уставом. Основными направлениями деятельности МУ «Комплексный Центр социального облуживания населения Правобережного района города Магнитогорска» перечислены в уставе учреждения. Деятельность Центра осуществляется на основе социальных программ разработанных вышестоящими учреждениями и утвержденных законодательными органами областной и городской власти. Ранее подобные программы составлялись ежегодно и рассчитывались на один год. В 2014г. Управление социальной защиты населения Магнитогорской городской администрации была разработана программа «Социальной защиты населения г. Магнитогорска на 2015-2017годы», а Управлением социальной защиты населения Челябинской области программа «Социальной защиты населения Челябинской области на 2015-2017 годы». Данные программы разрабатываются для всех учреждений социальной защиты населения, разумеется, не все их пункты касаются деятельности центров социального обслуживания. Центрам спускаются Постановления, Положения, Распоряжения с указанием отдельных пунктов программ и суммами годовых лимитов по каждому пункту.

В 2014г. материальную (социальную) помощь в Центре получили 553 семьи на сумму 460 тыс. рублей; 126 семей получили компенсацию на школьную форму в размере 261 тыс. рублей; бесплатным питанием обеспечены 571 человек на сумму 65 тыс. 360 рублей; коммунально-бытовыми услугами воспользовались 119 человек на сумму 10 тыс. рублей; привлечено спонсорских средств 1млн. 915 тыс. 556 рублей. Прошли реабилитацию в отделении дневного пребывания 250 человек, 276 человек обслужены отделением социальной помощи на дому, 11 одиноких пенсионеров направлены в дома-интернаты. 480 детей из них 280 с ограниченными возможностями прошли курс комплексной реабилитации.

Руководитель учреждения имеет высшее педагогическое образование, стаж работы на данном предприятии 8 лет. В Центре работают специалисты с высшей квалификационной категорией: юрист, медсестры, социальные работники, специалисты по социальной работе.

Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом. Высшим должностным лицом МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» является директор, назначаемый и освобождаемый учредителем. С директором заключается контракт, в котором определяются его права, обязанности и ответственность перед учредителем и трудовым коллективом учреждения, условия оплаты его труда, условия освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

МУ «Центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» находится в финансовой подчиненности у Управления социальной защиты населения Челябинской области, а непосредственное подчинение и регулярная отчетность по текущей деятельности производится перед Управлением социальной защиты населения Магнитогорской городской администрации. МУ «Центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» стоит на нижней ступеньке системы социальной защиты г. Магнитогорска, наравне с другими центрами социального обслуживания. Через МУ «Центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» реализуются федеральные, областные и городские целевые программы по социальной поддержке населения. К федеральной программе относится выдача государственной социальной помощи. Из областных социальных программ реализуется создание летних лагерей отдыха для детей из многодетных и малообеспеченных семей. Летние лагеря действуют по принципу дневного стационара. Организуется культурный досуг детей и культурно-массовые мероприятия.

.2 Общий анализ финансового состояния организации

Имущество МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» является государственной собственностью Челябинской области и закреплено за ним на праве оперативного управления Управлением имущественных отношений администрации Челябинской области. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных по смете. Права Учреждения на объекты интеллектуальной собственности регулируются законодательством Российской Федерации. Источниками формирования имущества и финансовых средств МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» являются:

-бюджетные и внебюджетные средства,

доходы, полученные от предоставления гражданам на условиях частичной или полной оплаты социальных услуг, входящих в гарантированный государством перечень социальных услуг, а также дополнительных платных услуг, доходы от предпринимательской деятельности,

добровольные имущественные взносы и пожертвования физических и юридических лиц, а также другие источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Имущество, созданное или приобретенное МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» в результате его деятельности, полученное в качестве дара, пожертвования от организаций, предприятий, граждан и отраженное на балансе учреждения по итогам очередного финансового года, подлежит включению в Паспорт имущественного комплекса. Доходы от использования имущества находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретаемое Учреждением по договору и иным основаниям, поступают в оперативное управления учреждения. Основные и оборотные средства, приобретенные учреждением за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности и услуг, оказываемых населению, являются собственностью Челябинской области, поступают в оперативное управление учреждению и используются в соответствии с действующим законодательством.

При осуществлении права оперативного управления имуществом МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» обязано:

-эффективно использовать имущество;

обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению;

не допускать ухудшения технического состояния имущества (за исключением нормативного износа в процессе эксплуатации);

осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества;

начислять амортизационные начисления на изнашиваемую часть имущества. Проанализируем состав и динамику имущества МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» за 2012-2014гг. Данные таблицы 2 говорят о том, что стоимость имущества учреждения, сформированного за счет бюджетных источников, резко возросла в 2014г. и составила 317 тыс. руб., что в 4 раза больше уровня 2012г. При этом 93% бюджетных средств в 2014г. пошло на формирование основных средств учреждения. Другим немаловажным источником формирования имущества организации являются внебюджетные средства (табл.3). Сопоставляя данные таблиц 2 и 3, видно, что при формировании имущественного комплекса учреждения преобладают внебюджетные источники. Их величина в 2014 году составила 838 тыс. руб., что на 146 тыс. руб. больше уровня 2012 года. Значительно выросло за три года финансирование за счет этого источника образования основных средств КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска» (на 185 тыс. руб. или 29,2%).

Таблица 2 - Анализ имущества КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска», сформированного за счет бюджетных средств за 2012-2014 гг.

Виды имущества и источники его образования

2012г.

2013г.

2014г.

Изменение 2014 к 2012г.


Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Абсолют., тыс. руб.

Относит., %

Активы

Основные средства

74

132,1

85

128,8

317

93,0

+243

В 4 раза

Материальные запасы

10

17,9

-

-

24

7,0

+14

В 2,4 раз

Итого по разделу I

84

150,0

128,8

341

100,0

+257

В 4 раза

Расчеты по выданным авансам

-28

-

-19

-

-

-

+28

-

Итого по разделу II

-28

-

-19

-

-

-

+28

-

Пассивы

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

-8

-

-

-

-2

-

+6

-

Расчеты по платежам в бюджеты

-6

-

-8

-

-10

-

-4

-

Итого по разделу III

-14

-

-8

-

-12

-

+2

-

Финансовый результат учреждения

70

125,0

74

112,1

353

103,5

+283

В 5 раз

баланс

56

100

66

100

341

100

+285

В 6 раз


Таблица 4 - Анализ имущества КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска», сформированного за счет внебюджетных средств за 2012-2014гг.

Виды имущества и источники его образования

2012г.

2013г.

2014г.

Изменение 2014г к 2012г.


Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Абсолют., тыс. руб.

Относит., %

Активы

Основные средства

634

91,6

775

95,1

819

93,0

+185

129,2

Итого по разделу I

634

91,6

775

95,1

819

93,0

+185

129,2

Расчеты по недостачам

58

8,4

40

4,9

19

7,0

-39

32,8

Итого по разделу II

58

8,4

40

4,9

19

7,0

-39

32,8

Пассивы

Финансовый результат учреждения

692

100

815

100

838

100

+146

121,1

баланс

692

100

815

100

838

100

+146

121,1


Рассмотрим динамику общей стоимости имущества учреждения (табл.4). По данным таблицы 4 видно, что стоимость имущества учреждения, сформированного за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования, за исследуемый период выросла на 433 тыс. руб. или 57,9%.

Таблица 5 - Анализ имущества КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска», сформированного за счет общей величины средств за 2012-2014гг.

Виды имущества и источники его образования

2012г.

2013г.

2014г.

Изменение 2014г к 2012г.


Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. в, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Абсолют.тыс. руб.

Относит., %

Активы

Основные средства

708

94,7

860

97,6

1136

96,2

+428

160,5

Материальные запасы

10

1,3

-

-

24

2,0

+14

В 2,4 раз

Итого по разделу I

718

96,0

860

97,6

1160

98,2

+442

161,6

Расчеты по выданным авансам

-28

-

-19

-

-

-

+28

-

Расчеты по недостачам

58

7,8

40

4,5

19

1,8

-39

32,8

Итого по разделу II

30

4,0

21

2,4

19

1,8

-11

63,3

Пассивы

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

-8

-

-

-

-2

-

+6

-

Расчеты по платежам в бюджеты

-6

-

-8

-

-10

-

-4

-

Итого по разделу III

-14

-

-8

-

-12

-

+2

-

Финансовый результат учреждения

762

101,9

889

101

1193

101,0

+431

156,6

баланс

748

100

881

100

1181

100

+433

157,9


Рост имущества произошел преимущественно за счет увеличения стоимости основных средств на 428 тыс. руб. или 60,5%, а также материальных запасов - на 14 тыс. руб. или в 2,4 раза.

МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» самостоятельно определяет порядок использования бюджетных и внебюджетных средств в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов согласно законодательству РФ, уставу и по согласованию с учредителем. Неиспользуемые в текущем году (квартале, месяце) внебюджетные финансовые средства не могут быть изъяты у учреждения и зачтены учредителем в объем финансирования на следующий год (квартал, месяц). Смета доходов и расходов, в том числе по внебюджетным средствам, утверждается главным распорядителем бюджетных средств. Далее проведем анализ отчета о финансовых результатах деятельности КЦСОН с помощью таблицы 5.

Таблица 6 - Анализ отчета о финансовых результатах деятельности КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска за 2012-2014гг., тыс. руб.

Показатель

2012г.

2013г.

2014г.

Изменение 2014г к 2012г.

Доходы, в т.ч.

1236

1399

1766

+530

- доходы от рыночных продаж услуг

247

293

388

+141

- безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов

989

1106

1357

+368

- прочие доходы

-

-

21

+21

Расходы, в т.ч.

7295

7734

8256

+961

- оплата труда и начисления на оплату труда

2543

2765

3496

+953

- приобретение услуг

913

862

712

-201

- социальное обеспечение

1989

2254

2140

+151

- расходы по операциям с активами

1792

1804

1868

+76

- прочие расходы

58

49

40

-18

Чистый операционный результат

-6059

-6335

-6490

-431


Анализируя данные отчета о финансовых результатах КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска, можно отметить, что деятельность учреждения является убыточной, поскольку расходы организации значительно превышают ее доходы. Так за три года отрицательный операционный результат увеличился на 431 тыс. руб. Это связано с опережающим темпом роста расходов по сравнению с темпом роста доходов учреждения.

Основным источником доходов учреждения являются безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов. Их величина за 2012-2014 годы увеличилась на 368 тыс. руб. Вторым по величине источником доходов учреждения являются доходы от оказания услуг. Их величина составила в 2014 году 388 тыс. руб., что на 141 тыс. руб. больше уровня 2012 года.

Основной статьей расходов учреждения, которая с каждым годом стабильно растет, является оплата труда и начисления на нее. В 2014 году расходы по данной статье составили 3496 тыс. руб., что на 953 тыс. руб. больше уровня 2012 года. Кроме того, значительно увеличились расходы на социальное обеспечение. Однако следует отметить снижение расходов на оплату услуг и прочих расходов за три года. Тем не менее, убыток от деятельности КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска на конец 2014 года составил почти 6,5 млн. руб.

Проанализируем финансовый результат работы учреждения в зависимости от направлений его деятельности. Для этого проанализируем доходы и расходы организации от бюджетной деятельности. Результаты анализа представим в виде таблицы 6.

Таблица 6 - Анализ финансовых результатов от бюджетной деятельности КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска за 2012- 2014гг., тыс. руб.

Показатель

2012г.

2013г.

2014г.

Изменение 2014г к 2012г.

Доходы, в т.ч.

412

466

576

+164

- доходы от рыночных продаж услуг

82

98

307

+225

- безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов

330

368

269

-61

Расходы, в т.ч.

2432

2578

7046

+4614

- оплата труда и начисления на оплату труда

2522

3415

+893

- приобретение услуг

905

851

678

-227

- социальное обеспечение

1791

2050

1751

-40

- расходы по операциям с активами

1649

1628

821

-828

- прочие расходы

58

49

26

-32

Чистый операционный результат

-2020

-2112

-6470

-4450


На протяжении всего периода исследования наблюдается отрицательный финансовый результат по направлению бюджетной деятельности, который с каждым годом возрастает. Так, на конец 2014 года убыток по указанному направлению деятельности учреждения составил 6,5 млн. руб. Основной причиной такого явления служит недостаточное финансирование работы со стороны бюджета. Рост доходов за последний год связан с увеличением поступлений от оказания услуг. Однако сократились безвозмездные поступления от бюджетов.

Далее рассмотрим результаты от внебюджетной деятельности (табл.7). Убыточность внебюджетной деятельности организации в последний год существенно снизилась за счет резкого сокращения расходов на социальное обеспечение и расходов по операциям с активами. Преобладающей статьей доходов является безвозмездное поступление средств от бюджетов, размер которого вырос за три года на 430 тыс. руб. или почти в 2 раза.

Таблица 8 - Анализ финансовых результатов от внебюджетной деятельности КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска за 2012- 2014гг., тыс. руб.

Показатель2012г.2013г.2014г.Изменение 2014г к 2012г.





Доходы, в т.ч.

824

933

1190

+366

- доходы от рыночных продаж услуг

165

195

81

-84

- безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов

659

738

1089

+430

- прочие доходы

-

-

21

+21

Расходы, в т.ч.

4863

5156

1211

-3652

- оплата труда и начисления на оплату труда

21

32

40

+19

- приобретение услуг

8

14

17

+9

- социальное обеспечение

2198

1964

194

-2006

- расходы по операциям с активами

2143

3176

953

-1190

- прочие расходы

3

-

7

+4

Чистый операционный результат

-4039

-4223

-21

+4018


Основным документом, на основании которого работает Центр, является Устав, утвержденный учредителями. Кроме Устава на деятельность Центра оказывают влияние все постановления и распоряжения, издаваемые Управлением социальной защиты населения Челябинской области и Управлением социальной защиты населения Магнитогорской городской администрации. Например, для выплаты Центром государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам района, Управление социальной защиты населения Магнитогорской городской администрации издает распоряжение на выплату данной суммы, предварительно согласуя с Управлением социальной защиты населения Челябинской области. Поскольку государственная социальная помощь входит в областную программу социальной защиты населения и финансируется из областного бюджета.

.3 Предложения и рекомендации по улучшению финансового состояния МУ «КЦСОН» Правобережного района г. Магнитогорска

Важнейшим звеном технологии социального обеспечения является технология социального обслуживания (рис. 3).










Рисунок 8 - Технология социального обслуживания населения.

Основанием для получения государственного социального обслуживания служит трудная жизненная ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, преодолеть которую самостоятельно он не может. Данная ситуация является основанием для бесплатного государственного социального обслуживания.

Таким образом, государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, которые определены федеральным законодательством. Несмотря на постепенное развитие структуры государственных учреждений социальной защиты, уровень социального обеспечения в РФ остается недостаточным. Развитие технологии социального обслуживания тормозят многие факторы: недостаточно развитая правовая база системы социального обслуживания; ограниченность финансовых ресурсов, необходимых для развития системы; недостаточное использование дополнительных финансовых источников, в том числе неправительственного общественного сектора; слаборазвитая инфраструктура всей социальной помощи; недостаточное применение целевого комплексного планирования развития социального обслуживания в РФ с учетом научных исследований, инноваций и международной практики; недостаточная профессиональная подготовка социальных работников.

Необходимо усовершенствовать механизм распределения и формирования денежных средств, предназначенных на социальное обеспечение. Исходя из того, что известно несколько моделей построения механизма формирования и распределения ГФСН:

) солидарно-распределительный механизм;

) накопительно-страховой механизм;

) солидарно-страховой механизм.

Необходимо создать банк данных граждан, которые пользуются правом на социальное обеспечение. Возникает необходимость разработки национальной системы стандартизации социального обслуживания. В эту сферу следует привлекать негосударственный сектор к оказанию услуг населению. поддержки необходимо передать на региональный и муниципальный уровень.

В 2013г., после получения отделением компьютера, у специалистов отделения появилась возможность издавать буклеты с информацией о деятельности отделения и Центра в целом. Например об образовательных и информационных программах проводимых в Центре:

- Проведение лекций, семинаров, тренингов по проблеме насилия для различных специалистов и слоев населения.

Работа службы «телефон доверия» для оказания помощи пострадавшим от насилия.

Образовательные программы по проблеме насилия для сотрудников образования, здравоохранения.

Образовательные программы для школьников, студентов по проблеме насилия.

Создание и распространение информационных и методических материалов для пострадавших от насилия и для специалистов, работающих с проблемой насилия.

Проведение опросов, социологических исследований.

Обучение методов саморегуляции и выхода из конкретных ситуаций.

Сеансы психокоррекции дискомфортных состояний (утомляемости, раздражительности, агрессивности).

Информация о деятельности Центра:

-Очные консультации для пострадавших от различных видов насилия: юриста, психолога, специалиста по соц. работе.

Услуги сопровождения пострадавших от насилия в милицию и в суд (осуществляется психологом, юристом).

Организация групп поддержки для женщин и девушек, пострадавших от насилия.

Проведение тренингов.

Создание группы социально-психологической поддержки для людей, попавших в кризисные ситуации.

Кроме буклетов также составляются памятки для педагогов дошкольных учреждений и общеобразовательных учреждений по определению насилия в семье, для детей по безопасному поведению, для лиц, подвергающихся насилию с указанием статей законов защищающих их права и адресов и телефонов по которым можно обратиться с жалобой, а также для родителей с указанием признаков по которым можно определить привязанность ребенка к наркотикам.

Все буклеты и памятки, составленные сотрудниками отделения, вывешены на стенде, рассказывающем о деятельности отделения в Центре.

В 2014г в службу экстренной психологической помощи обратилось за различными видами помощи и консультациями 372 человек. За 2014г сотрудники отделения добились следующих результатов:

обследовано 175 неблагополучных семей;

45 детей направлены в социальные приюты;

детей лишены родительского попечения, в результате ненадлежащего ухода за ними.

В загородных лагерях отдохнуло 18 детей, при Центре 50 детей. Новогодние подарки получили 980 детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. На учете в отделении состоит:

241 неблагополучная семья, в них 457 детей;

563 одинокие матери, которые воспитывают 927 детей;

многодетных матерей - 314, они воспитывают 1206 детей;

детей - сирот в возрасте от 18 до 23лет - 68.

В отделении помощи семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации обратилось на личный прием 50 человек, пострадавших от физического насилия (возрастная категория от 15 до 60 лет), 35 человек испытавших психологическое давление (от 18 до 55 лет); 32 человека - жертвы сексуального насилия (от 18 до 45 лет). По проблеме инцеста обратилось 7 человек. Пострадавшие - дети в возрасте от 14 до 18 лет. Всем обратившимся была оказана психологическая, психотерапевтическая, юридическая и другого рода помощь.

Специалисты отделения тесно сотрудничают с образовательными учреждениями, учреждения здравоохранения и правопорядка. Проводят обучающие семинары, тренинги, беседы, направленные на профилактику насилия и жестокого обращения. Разработаны методические рекомендации, брошюры, информационные листки, памятки и распространены среди населения.

В отделении срочной социальной помощи до 3 квартала 2012г включительно выдавались продовольственные наборы через магазин. Этот вид материальной помощи осуществлялся следующим образом: после сбора всех необходимых документов и вынесением комиссии положительного заключения по поводу оказания материальной помощи малоимущим, составлялась ведомость с указанием суммы на которую обратившийся гражданин может получить продукты питания в специализированном магазине. Ведомость передавалась в магазин, а гражданам сообщались числа, в которые можно получить продовольственный набор и адрес магазина. Продавцы в магазине записывали в ведомость паспортные данные граждан и отпускали товар. Этот вид помощи был и остается очень актуальным. Но и эта программа оказалась закрыта. Закрытие программ происходит из-за недостатка бюджетных средств. Даже принятые программы по социальной защите населения на 2012-2014гг. подвергаются ежегодному сокращению. При этом сокращаются только программы, финансируемые из городского бюджета. Причина этих сокращений банальна, дефицит городского бюджета. Программы, финансируемые из областного бюджета напротив не подвергаются сокращениям.

Но даже те программы по социальной защите малоимущих граждан, финансируемые из городского бюджета, которые еще действуют, подверглись большому сокращению. Так значительно уменьшилось число талонов на бесплатные обеды. Но специалисты отделения срочной социальной помощи договорились со столовой о снижении стоимости каждого талона с сохранением их общего количества.

Для поддержания материального положения сотрудников центров была разработана программа по социальной помощи малообеспеченных сотрудников центров социального обслуживания. Программа состояла в ежемесячной выплате малообеспеченным сотрудникам центров социальной материальной помощи в размере не ниже 15% от заработной платы, но не превышающей 5000 (пять тысяч) рублей в год.

Казначейство, через которое проходят все финансовые потоки Центра, переходит на работу с помощью электронной почты и факсимильной связи. В частности через электронную почту, с помощью специальной программы, можно отправлять платежные поручения. Также платежные поручения и подтверждающие документы можно отправлять по факсу. Это значительно экономит время работников бухгалтерии. Но кроме этого использование электронной почты и факсимильной связи освобождает от необходимости лично ездить в казначейство, а это позволяет экономить ГСМ, что, в конечном счете, ведет к экономии бюджетных средств.

Отделение срочной социальной помощи МУ «Центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» в своей работе использует базы пенсионного фонда, управления социальной защиты населения Правобережного района и другие. Эти базы ежегодно обновляются. Отделение формирует списки для оказания материальной помощи пенсионерам и инвалидам за счет средств Пенсионного фонда, при этом основным требованием является то, что пенсионер является безработным. Ежегодно Пенсионный фонд проводит проверку, кому была оказана материальная помощь. Если среди граждан получивших помощь оказываются работающие пенсионеры, то сумма, выплаченная им подлежит взысканию со специалистов отделения. А является ли гражданин безработным определяют по базе Пенсионного фонда. Но на момент создания базы гражданин может не работать, а на момент получения помощи устроится на работу и производить отчисления в Пенсионный фонд.

Отделение также использует информационные данные Правобережного отдела ЗАГСа. Это необходимо в тех случаях, когда производятся выплаты по предоставленным спискам. Например, ко Дню победы. В списках зачастую содержится устаревшая информация. Многие из числящихся в списках граждан уже более чем по году являются умершими.

Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов также нуждается в постоянном обмене информацией: о новых социальных услугах, о опыте общения с подопечными (обслуживаемыми), о ценах на социальные услуги в негосударственных организациях и т.д. МУ «Центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» нуждается в получении информационных ресурсов. До 01.01.2013г. в Центре не имелось собственного транспортного средства. В январе 2013г. в Центре появился автомобиль.

Несмотря на наличие автомобиля, специально предоставленного для отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, не всем обращающимся за помощью в отделение семьям, воспитывающим детей-инвалидов сотрудники Центра не всегда могут оказать им помощь - поскольку имеются ограничения в финансировании на приобретение ГСМ и на ежедневный пробег машины.

Сотрудники отделения помощи женщинам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации до сих пор ведут учет обращающихся вручную. Картотека всех многодетных семей находится на бумажных носителях. Для поиска необходимой информации затрачивается масса времени, что заметно снижает производительность труда и эффективность оказываемой помощи.

Заведующие отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, также работают только с бумажными носителями. Это отделение абсолютно не компьютеризировано, что заметно затрудняет работу заведующих. Заведующие отделением производят ежемесячные расчеты оплаты услуг, учет уплаченных денежных средств и долгов по каждому обслуживаемому отдельно вручную. Это очень объемный и трудоемкий процесс, занимающий массу времени. Компьютеризация отделения позволит систематизировать учет обслуживаемых. А освободившееся время заведующие могли бы затрачивать на свои непосредственные обязанности по контролю за обслуживанием граждан и по привлечению одиноких пенсионеров для постановки на надомное обслуживание. Таким образом, необходимость совершенствования технологии организации социальной помощи населению определена:

-наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, нуждающихся в социальной поддержке,

предоставление социальной помощи в виде различных выплат без учета реальной нуждаемости,

разобщенность данных о видах социального обеспечения.

Следовательно, социальное обеспечение в нашей стране в современных условиях требует совершенствования, поскольку реальное положение с гарантированностью тех прав на социальное обеспечение, которые закреплены законодательно, носят в большей степени декларативный характер.

Заключение

Бухгалтерская отчетность является «зеркалом» любой организации, по ней можно судить об изменениях, происходящих с активами и обязательствами, доходами и расходами организации. Поэтому, при ее составлении следует придерживаться некоторых требований.

Бухгалтерская отчётность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в финансовом положении. При недостаточности данных для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении и результатах деятельности организации, она вправе включить самостоятельно дополнительные показатели и пояснения. Таковыми могут быть расшифровки отдельных статей, отраженных в пояснительной записке.

При формировании бухгалтерской отчётности должно соблюдаться требование нейтральности: информация, содержащаяся в отчётности, должна отвечать интересам разных групп пользователей.

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчётности должны быть приведены данные минимум за два года - отчётный и предшествующий отчётному.

На основе рассмотренных данных можно сделать вывод, что бухгалтерский учет в МУ «КЦСОН» Правобережного района города Магнитогорска ведется в полном соответствии с правилами организации учета в бюджетных учреждениях. Отчетность составляется в сроки, установленные вышестоящей организацией и дает полное и достоверное представление о деятельности центра. В общем целом бухгалтерская отчетность организации содержит наиболее полную информацию о деятельности. Она позволяет всесторонне и глубоко провести анализ деятельности центра, вскрыть имеющиеся резервы ее улучшения, правильно оценить положительные и отрицательные тенденции финансового положения организации.

Составление бухгалтерской отчетности - очень ответственная работа, которая под силу не каждому бухгалтеру. Нужно быть хорошим специалистом, иметь соответствующее образование и практический опыт, быть в курсе происходящих изменений, касающихся бухгалтерского учета, чтобы справиться с этой задачей. Задачи и функции бухгалтерского учета будут успешно выполнены только при наличии высококвалифицированных кадров.

Литература

1.    Бюджетный кодекс Российской Федерации // Омега - Л. 2010. - 208 с.

2.      План счетов бюджетного учета. Инструкция по бюджетному учету. - Новосибирск: СУИ, 2010. - 319 с.

.        Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 №129-ФЗ. - М.: Омега - Л, 2009. - 16 с.

.        Анищенко А.В. Бухгалтерская отчетность: Руководство по составлению и анализу / А.В. Анищенко. - М.: Вершина, 2008. - 248 с.

.        Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / В.Р. Захарьин. - М.: Омега - Л, 2008. - 360 с.

.        Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2008.- 384 с.

.        Малеева Н.В. Бюджетная отчетность учреждения с 2010 года: практическое пособие / Н.В. Малеева. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 176 с.

.        Маслова Т.С. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: учебное пособие для вузов / Т.С. Маслова, Е.А. Мизиковский. - М.: Магистр, 2007. - 334 с.

.        Нестеров В.И. Инструкция по бюджетному учету с постатейными комментариями / В.И. Нестеров. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 248 с.

.        Полещук Т.А. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Т.А. Полещук О.В. Митина. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 151 стр.

.        Соснаускене О.И. Бюджетный учет / О.И. Соснаускене. - М.: Эксмо, 2009. - 208 с.

12. Бухгалтерские отчеты и документы МУ «КЦСОН» Правобережного района г. Магнитогорска.

Похожие работы на - Бухгалтерский баланс в анализе финансового состояния предприятия на примере бюджетной организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!