Международный стандарт 'Халяль'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    437,38 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международный стандарт 'Халяль'

Министерство Образования и Наук Республики Казахстан

Казахский национальный аграрный университет

Специальность: 6М073500 «Пищевая безопасность»










СРМ

На тему: «Международный стандарт Халал»

Выполнила: Машанова Мейрамгуль

Проверил: д.б.н. Смагулов А.К.








Алматы 2015

Содержание:

Ведение

Глава 1. Халяль в пище

Глава 2. Опыт и перспективы

Глава 3. Анализ и характеристика современного состояния халал индустрии в РК

Глава 4. Сертификат и контроль качества

Глава 5. Технический регламент на «мясо и мясную продукцию»

Заключение

Список литературы

Введение

Арабское слово «халяль» переводится как «разрешенный». В исламе им обозначается сфера дозволенных поступков для мусульманина. Это относится практически к любой сфере человеческой жизни: к продуктам питания, одежде, украшениям, косметике и парфюмерии, личной гигиене, отдыху, развлечениям, сфере финансов, отношениям между людьми, окружающей среде, к выполняемой работе, распоряжению своим имуществом и так далее.

Противоположным халялю является харам (запретное).

«У слова «халяль» достаточно широкое значение. Халяль - это не только продукты питания или обувь не из свиной кожи, это и уважительные отношения в семье, и целомудренный женский внешний вид, и даже традиция проведения никаха (мусульманский обряд бракосочетания. - Прим. ред.) прежде, чем начнутся интимные отношения между мужчиной и женщиной. И бизнес должен быть халяльным: ты не имеешь права заниматься запрещенным видом деятельности - торговлей алкоголем, запретными продуктами», - рассказал «Совершенно секретно» председатель Комитета по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман РТ Марат Низамов.

Однако за пределами мусульманских стран понятие «халяль» относится в основном к продуктам питания. Чаще всего его используют, чтобы обозначить мясо, разрешенное для употребления в исламе. Коран указывает на запрет употребления мертвечины, крови, свинины, мяса животных, забитых не с именем Бога; животных, убитых через удушение или другим животным; умерших в результате высокого напряжения, удара или падения.

Нельзя есть хищных животных (волк, лев, тигр и др. - Прим. ред.) и хищных птиц (сокол, ястреб, орел и др. - Прим. ред.), собак, ослов и мулов, гениталии, железы, желчный пузырь и мочевой пузырь животных, даже зарезанных в соответствии с мусульманской традицией.

.       
Халяль в пище

Халал - это свойство (качество) продукта, которое соответствует требованиям Шариата и характеризует степень пригодности его к употреблению в пищу. В основном эти критерии качества применяются к мясной продукции.

Если заглянуть в страницы отечественной истории, то продукты со свойством «халал» были в употреблении у казахского народа на протяжении всей его истории: с момента становления племен, объединения в единую нацию, вплоть до нынешних времен.

Эти продукты были связаны с кочевым и полукочевым ведением хозяйства. Конкретно - прирученным крупным и мелким рогатым скотом, а также лошадями и верблюдами. Продукты скотоводства служили и пищей, и одеждой. Безотходное и экологически чистое ведение производства и естественное воспроизводство отражались на культуре быта, ремеслах, традициях и обычаях и, главное, ментальности народа.

Поэтому, халал-производство и халал-продукция были традиционной нормой жизни предков казахского народа с древнейших и доисламских времен. Она отвечала всем жизненным потребностям, и важную роль «халал продукция» играла в отношении численности населения, так как была отмечена прямая зависимость её от поголовья «халал» скота на пастбищах.

Известен трагический факт, когда в период «джута» 1930-1932 годов (мор скота, засуха, гололед и др.) численность коренного населения катастрофически опустилась до менее 3 миллионов человек, тогда как по переписи, проведенной Царской Россией в 1913 году, численность казахского народа превышала 7 миллионов!

Во времена Советской империи (1917-1991 гг.) народ приобрел пищевые технологии, которые были несвойственны традиционным пищевым технологиям, устоявшимся в течение тысячелетий. Например, промышленный забой скота - убийство животного в максимально короткое время (электрическим током, ударом ножа или топора в жизненно важные точки), привел к тому, что потребляемая продукция не соответствовала привычным свойствам национальной кухни и нормам халала. То есть, превратилась в мертвечину.

Общеизвестно, что согласно информационно-торсионному закону любая пища несет в себе положительную или отрицательную информацию, и постоянное потребление мертвечины приводит к деградации человека и всей нации в целом. Кроме того, это ведет к росту числа заболеваний раком, болезням сердца, суициду среди молодежи и, разумеется, падению общественной морали. Европейские страны, которые повсеместно применяли промышленный забой скота более 70 лет с целью «гуманного» отношения к животным, уже имеют отрицательный прирост населения (то есть, идет вымирание) на фоне относительно хорошего экономического положения. За 70 лет правления советской власти в мусульманский Казахстан было завезено, а также выращено в стране, огромное поголовье свиней. Благодаря новейшим пищевым технологиям свинину сегодня можно обнаружить в кондитерской продукции, в колбасах, в зубных пастах, в маргаринах, майонезах и т. д. Однако мы сегодня не говорим о полном запрете данной продукции, мы, только можем говорить об отделении свинины от чистой продукции халал.

О вреде потребления свинины сказано много, но об употреблении её в пищу казахами надо сказать отдельно. Это попрание всех традиций и здоровья народа. Нарушение тысячелетней кухни предков, которая полностью соответствовала всем параметрам халал, и национального мироустройства уже привело и ведет к непоправимым последствиям (около половины казахов не знает родного языка, нация деградирована в культурном плане, растёт преступность и терроризм, забываются обычаи и многовековой национальный багаж, исламские традиции).

Со времени приобретения независимости страны прошло двадцать лет и, к примеру, вопрос сохранения и выживания истинно казахской кухни стоит очень остро. Пройдя сквозь годы геноцида и культурного обезличивания, народ вынес основы своей культур и языка благодаря местам компактного проживания (зачастую являющимися резервациями), существованию «аулов», куда «современные технологии» просто не дошли. Благодаря этой своеобразной изолированности традиции народа остались в быту. Что касается халала, то забой скота со спутыванием ног и последующим «засыпанием» животного вследствие потери крови, сохранился в практике многих аулов. Помимо забоя, существует и традиция выпаса скота, которая, правда, претерпела наибольшую трансформацию. Привитие, вместо полукочевого скотоводства, оседлого животноводства (организация колхозов, уничтожение генофонда степного скота, целинная эпопея, замещение коневодства свиноводством, засевание исконных пастбищ зерновыми и кукурузой и. т. п.) лишило народ главного промысла и уклада жизни. Лишив казахов многовековых устоев, современное производство не дало экономической независимости. Если представить, что еще 80 лет назад казахские семьи по 10-15 человек были нормой, то сейчас их можно и не встретить вообще.

В нашей стране проживает огромное количество верующих людей. В Советском Союзе религиозность была не в почете, все ели то, что было на прилавках. Интересы верующих не учитывались в масштабах производства продуктов питания.

Верующие люди возвращаются к своим религиозным обычаям и традициям и хотят употреблять пищу, дозволенную и разрешенную для них. В России проживает большое количество людей, исповедующих ислам и иудаизм. Для мусульман и иудеев существуют строгие религиозные правила производства пищевых продуктов.

Пища, являющаяся разрешенной для иудеев, называется кошерной. Значение слова «кошер» (“ifr? по-еврейски) - понятие, обозначающее пригодность пищи для употребления. Кошерные продукты - это продукты, которые являются дозволенными с точки зрения традиционного иудейского права, совокупности законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную, общественную жизнь верующих евреев. Пища, которую запрещено употреблять иудеям, называется трефной пищей .

Пища, разрешенная для мусульман, называется халяльной. «Халяль», или al-halal (J^ по-арабски) означает «дозволенное, разрешенное», соответствие чего-либо нормам Ислама. Разрешенность для людей относится практически к любой сфере человеческой жизни: к продуктам питания, одежде, украшениям, косметике и парфюмерии, личной гигиене, отдыху, развлечениям, сфере финансов, отношениям между людьми, окружающей среде, к выполняемой работе, распоряжению своим имуществом и т.д.

«Халяль» продукты - это продукты питания, которые изготовлены в соответствии с мусульманскими канонами и традициями и не содержат компонентов, запретных для употребления в пищу. Пища, которую запрещено употреблять мусульманам, называется харамной пищей .

При производстве продуктов «Халяль» руководствуются:

священной книгой мусульман - Кораном;

высказываниями и действиями пророка Мухаммада - Сунной;

нормами Шариата;

постановлениями и рекомендациями Совета исламской академии правоведения (фикх);

действующим законодательством России;

положением о порядке организации производства, торговли, осуществления контроля над производством и торговлей продуктами, разрешенными к употреблению в пищу мусульманам - «ХАЛЯЛЬ» ППТ-СМР (издание 2-е).

Разрешенными продуктами питания являются:

продукты, которые не относятся к категории «Харам»;

мясо морских животных, морской и речной

рыбы;

все съедобные ягоды, фрукты, овощи и их производные;

молоко и молочные продукты, за исключением продуктов, изготовленных с применением компонентов, полученных натуральным способом из костей, жира или мяса животных, являющихся запретными.

Запрещено использовать при производстве продуктов питания стандарта «Халяль»:

свинину;

кровь;

мертвечину: животные, умершие своей естественной смертью или умершие в результате воздействия электрического тока, удара молнии, удушения, отравления, удара, падения и др.;

мясо хищных животных (волк, лев) и птиц (ястреб, сокол);

мясо ослов, собак, мулов;

железы внутренней секреции, желчный и мочевой пузырь, гениталии животных;

мясо животных, забитых не в соответствии с исламской традицией;

продукты «Халяль», которые соприкасались с запрещенными продуктами, до тех пор, пока их не промоют или не удалят место соприкосновения;

вспомогательное сырье и материмы (добавки, наполнители, специи, желатиновые загустители и др.), полученные из мяса или компонентов запрещенных животных.

При производстве «Кошер» продуктов руководствуются:

священной книгой иудеев - Талмудом;

традиционным иудейским правом, совокупностью законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев, - Г алахой;

действующим законодательством России.

При производстве кошерных мясопродуктов

животные должны обладать одновременно двумя признаками:

являться жвачными;

иметь раздвоенные копыта с глубоким разрезом (крупный и мелкий рогатый скот, козы, овцы).

Однако разрешается есть мясо только передней половины этих животных. Таким образом, шея, бочок допустимы в пищу, а филейная вырезка для употребления запрещена.

Рыба в пищу годится только та, у которой есть плавники и чешуя. К такой рыбе относятся килька, окунь, голубая рыба, сазан, треска, плоская рыба, камбала, морской окунь, палтус, сельдь, макрель, щука, сардина, лосось, тунец и др.

Трефными (не дозволенными) животными и продуктами являются:

кровь;

животные, которые умерли естественной смертью;

животные, которые были растерзаны дикими зверями;

животные, которые не обладают одновременно двумя признаками, а это свиньи, кролики, верблюды, лошади, медведи, собаки;

рыба и морепродукты, у которых нет плавников и чешуи, являются запретными для употребления в пищу - дельфины, киты, акула, зубатка, скаты, угри, миноги, моллюски, омары, кальмары, креветки, улитки, устрицы, ракообразные;

хищные птицы (сова, орел, пеликан др.).

Некоторые требования к убою животных, являющихся «Халяль» и «Кошер», схожи:

Используется мясо здоровых животных, которые выращиваются на кормах, исключающих использование гормональных добавок и антибиотиков.

Убой животных должен осуществляться совершеннолетним, в здравом уме, как правило, верующим человеком, независимо от национальности. Если метод убоя является «Халяль», то убой осуществляет мусульманин, а если «Кошер» - иудей. Ритуальный убой скота в иудаизме называется шехита, а сам боец - шохет.

Перерезание основных шейных артерий и пищевода должно проходить единожды, без промедления и перерыва, как можно ближе к голове. Перерезание шеи осуществляется длинным и очень острым ножом. При этом перерезаются шкура, мягкие ткани, пищевод, трахея, яремные вены и сонные артерии. Считается, что при данном методе забоя животное погибает очень быстро.

Одним из условий убоя животного является произнесение мусульманином фразы: «Бисмиллях, Аллаху акбар» при перезании основных шейных артерий животного. Использовать магнитофонные и иные записи запрещено.

При кошерном методе убоя животного шохет произносит бенедикцию - молитвенную формулу.

Запрещается оглушение животных перед забоем с помощью приспособлений, не гарантирующих сохранение сердцебиения животного после оглушения. По этой причине не допускается использование электрошоковых средств оглушения, пневмопистолетов и пистолетов с пороховым зарядом, обеспечивающим проникающее оглушение (ударный болт может повредить область мозга, отвечающую за работу сердца). Также недопустимым является использование двуокиси углерода при оглушении скота и последующем убое.

«Халяль» и «Кошер» забой осуществляется отдельно от обычного забоя скота.

Запрещается резать тупым инструментом, принося страдания животному.

Запрещается сдирать шкуру, опускать в кипяток, выщипывать перья, отрубать какие-либо части тела животных, пока не станет ясно, что основная часть крови вытекла, произвольные сокращения мышц прекратились.

Отличием кошерного способа ритуального убоя животных являются следующие особенности:

Еврейский ритуальный убой осуществляют шохеты. Они проходят специальную подготовку в течение длительного времени и должны быть лицензированы Раввинатским советом. Шохеты ежегодно сдают экзамены на мастерство и только после этого допускаются к ритуальным переработкам животных.

При убое и переработке животных шохету помогает шоммер, который после разделки туши наносит кошерное клеймо на отделенную грудную часть туши.

Продукция стандартов «Халяль» и «Кошер» имеет товарные знаки подтверждения.

С 1950-х годов существует общепринятый международный товарный знак кошерной пищевой продукции - буква «К» в окружности, - подтверждающий кошерность продукта. На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтобы удовлетворить все возможные сегменты рынка. Товарный знак кошерности - эхшер - является зарегистрированной торговой маркой и охраняется соответствующим законодательством. Текст на эхшере обычно написан на иврите. Право ставить эхшер принадлежит только раввину, подтвердившему кошерность конкретного продукта (машгеху).

2       Опыт и перспективы

Общемировой оборот индустрии «Халяль» в настоящее время составляет $2,1 трлн, в том числе рынок продуктов питания около $700 млрд. При этом данный рынок стабильно показывает ежегодный поступательный рост. Не в малой степени это объясняется тем, что категории потребителей данных видов продукции и услуг постоянно увеличиваются. Хотелось бы подчеркнуть, что на сегодняшний день значительную долю потребителей «Халяль» составляют потребители, не исповедующие Ислам, но выбирающие ее за высокое качество. Из этого следует, что индустрия «Халяль» вышла за рамки строго конфессиональной и уверенно вошла на общемировой рынок продукции и услуг, твердо заняв свою нишу. Доля продуктов питания «Халяль» в мире составляет 20%. Вследствие всех выше названных фактов многие компании обратили свой взор на данный сегмент рынка и со временем, после прохождения процедуры сертификации, получили сертификат, подтверждающий соответствие их продукции канонам Ислама. Особенно быстро в нашем государстве развивается птицеводческий сегмент индустрии «Халяль». Наличие в ассортименте птицеперерабатывающего предприятия продукции «Халяль» перестает быть редким явлением и со временем, мы надеемся, что она станет рядовым продуктом большинства предприятий. Индустрия «Халяль» в Российской Федерации берет свое начало в 2002 году, когда после многочисленных обращений верующих Совет муфтиев России направил обращение в Администрацию Президента Российской Федерации с просьбой оказать поддержку в решении вопросов производства продуктов «Халяль». В результате было проведено совещание с участием представителей Администрации Президента, Совета муфтиев России, ряда министерств и научно-исследовательских институтов. По его итогам было дано поручение Совету муфтиев России разработать документ, определяющий основные требования к производству «Халяль», после чего Совет муфтиев России разработал и ввел в действие стандарт организации «Требования к производству, изготовлению, обработке, хранению и реализации продукции «Халяль» - ХАЛЯЛЬ-ППТ-СМР».

Данный стандарт был взят за основу сертифицирующими органами при Духовных Управлениях мусульман Республик Татарстан и Башкортостан, а также Техническим комитетом № 57 по стандартизации «Халал» при Министерстве индустрии и новых технологий Республики Казах- стан. В настоящее время действует уже 3-е издание стандарта, готовится 4-е издание. Особенностью стандарта является то, что стандарт учитывает все новейшие мировые тенденции в области стандартизации и сертификации «Халяль». Наш Центр внедрил принцип: мусульманин-эксперт, специально назначенный руководителем религиозной организации, подтверждает мусульманину-потребителю соответствие партии произведенной продукции стандарту «Халяль». В конце прошлого года произошло стратегически важное событие для нашего государства. Российская Федерация вступила во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Естественным образом у производителей стал проявляться серьезный интерес к вопросу экспорта своей продукции. Для компаний, выпускающих продукцию «Халяль», приоритетным направлением выхода со своей продукцией за рубеж являются страны Организации Исламского Сотрудничества (ОИС, OIC). Это очень большой и перспективный рынок для экспорта, который необходимо осваивать. В эту организацию входят 57 стран. Россия является страной-наблюдателем. Необходимо отметить, что компании, имеющие сертификат Международного Центра Стандартизации Сертификации «Халяль», на протяжении долгих лет успешно работают во многих странах мира. Одним из определяющих факторов при выборе потребителями продукции «Халяль» является логотип Совета муфтиев России, как наиболее авторитетного среди мусульман Централизованного религиозного органа Российской Федерации. С учетом повышения интереса к индустрии «Халяль» как к бизнесу, Международный Центр стандартизации и сертификации «Халяль» обеспокоен появлением новых органов по сертификации, которые, не имея собственного авторитета, не имея полномочий от Централизованных мусульманских организаций на проведение сертификации по стандарту «Халяль», что является обязательным требованием Свода международных стандартов на пище- вые продукты Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius), пункт 5.1-4, пытаются прикрыться именами таких авторитетных международных институтов, как ОИС. В связи с этим мы хотели бы обратиться к руководителям птице- перерабатывающих предприятий, про- изводящих или планирующих производить продукцию «Халяль», работать только с проверенными и официально уполномоченными органами по сертификации «Халяль». Поэтому мы рекомендуем Вам запрашивать официальные документы, подтверждающие статус и принадлежность сертифицирующего органа к Централизованной религиозной организации.

. Анализ и характеристика современного состояния халал индустрии в Республике Казахстан

Халал - выгодный бренд для бизнеса, который при умелом его продвижении сулит много прибыли. Халал-стандарты проникают во все сферы жизни, а халал-индустрия стремительно набирает обороты. Рынок мусульманских продуктов привлекает многих производителей, акцентирующих внимание на том, что выпускаемая ими продукция соответствует не только религиозным, но и современным экологическим требованиям.

В современном мире халал перестал быть только религиозным вопросом, крепко пустив корни в сферу деловых отношений. Исламский стандарт качества жизни становится глобальной маркой качества при производстве товаров и услуг во многих странах. В последние годы бренд "халал" активно используется в таких сферах, как пищевая промышленность, фармацевтика и косметология, образование, здравоохранение и сектор услуг.

Понятие «халал» (в переводе - разрешенное), как и два других понятия того же ряда - «харам» (запрещенное) и «машбух» (подозрительное), - достаточно широко и охватывает едва ли не все сферы жизни мусульман, но прежде всего пищу. Пищевых правил халала много. Основные - употребление мяса только чистых животных (жвачные парнокопытные, рыба с чешуей и плавниками и некоторые птицы); их забой единственным разрешенным способом, полное удаление крови из мяса. Исламские правила, касающиеся пищи, во многом напоминают иудейские кошерные, но содержат меньше ограничений. Поэтому мусульманину дозволяется есть кошерную пищу в отсутствие халалной, да и халал-продукты употребляются лицами любой национальности и вероисповедания.

Рынок халалных продуктов и услуг долгое время недооценивали. Лишь в начале 1970-х годов о нем начали говорить серьезно. Сейчас халал-индустрия - одна из самых быстроразвивающихся в мире. Ее объемы, по данным международных финансовых агентств, оцениваются в 500 миллиардов долларов. Эта пищевая продукция уже завоевывает популярность в странах Евросоюза и Америке, в том числе и среди потребителей-немусульман. А ее ведущими производителями среди немусульманских стран являются Австралия, Бразилия, Новая Зеландия и Индия. Центром же халалной индустрии считается Малайзия, ежегодно проводящая крупнейшую в мире международную выставку халалных продуктов, товаров и услуг. Кроме того, Малайзия - страна, где был официально принят стандарт MS1500:2004 для продуктов питания халал - производство, приготовление, упаковка и хранение (в соответствии с религиозными нормами). В этой стране мусульмане могут даже получить сведения о халал-статусе продуктов по SMS: для этого необходимо отправить запрос в Департамент исламского развития Малайзии: набрать слово «халал», ввести код продукта и отправить это все на номер 32728. Ответ, как правило, поступает незамедлительно. Более того, в Малайзии халал теряет чисто религиозный оттенок, распространяясь на сферу бизнеса и торговли. Он становится глобальным символом гарантии качества и выбора образа жизни.

«Халал» - это образ жизни более млрд. мусульман обитающих в 148 странах мира.

В терминах бизнеса это огромная база, распространенная по всему миру.

«Халал» корпорации расположены в таких странах как Аргентина, Австралия, Канада, Китай, Индия, Новая Зеландия, Великобритания, США, Тайланд и Малайзия и др. которые уже осознали огромный потенциал этой марки и они построили свой бизнес вокруг этого. Марка «Халал» является точным и обязательным процессом, гарантирующее лучшее качество.

Меняются официальные запросы в предпочтении «Халал», во избежание таких заболеваний, как птичий грипп, коровье бешенство и многие другие.

Пища «Халал» натуральная, органическая, здоровая и дружелюбная по отношению к окружающей среде.

«Халал» - это глобальный брэнд, который является сегодня господствующей тенденцией.

«Халал» сейчас - открытая марка, имеющая потенциал в 6,6 млрд. людей сегодня и в 7,5 млрд. в течение 10 следующих лет.

«Халал» для всех - это огромный потенциал с множеством отзывов. Особенно когда халал заявил о производстве секторов, которые включают в себя фармакологию, парфюмерию, косметику, и даже такие услуги как банкинг и страхование, логистику, госпитали, медицинские и туристические услуги.

По оценкам экспертов, индустрия халал переживает времена подъема. Согласно данным Всемирного банка, этот рынок на сегодняшний день оценивается в $693 млрд, а его ежегодный рост приближается к 25%.

Пока пальма первенства в производстве товаров и услуг стандарта халал принадлежит исламским странам. Однако, по оценкам экспертов, "духовный бизнес" все активнее развивается в немусульманских государствах, в которых хорошо развиты глобальные дистрибьюторские каналы.

По данным малазийского издания Halal Journal, на сегодняшний день 16% всемирного рынка продуктов питания - это халяльный товар. Львиная доля объема мясной продукции, которую экспортируют Аргентина и Бразилия, идет под маркой халал.

Большая часть халяльного куриного мяса поставляется в Саудовскую Аравию также из Бразилии, где производство по нормам шариата поставлено на широкую ногу. Самым крупным в мире поставщиком халяльной баранины является Новая Зеландия.

Пищевая промышленность - это "сердце" индустрии халал, которая, благодаря этому факту, процветает даже во время кризиса. Такие крупные мировые компании, как Tesco, McDonald's и Nestle постоянно расширяют свои предложения для мусульман. На сегодняшний день, по неофициальным данным, они контролируют около 90% всемирного халяльного рынка. Голландские власти из экономических соображений в крупнейшем порту Европы - Роттердаме, построили специальные склады для халяльных продуктов питания. Там созданы возможности для хранения импортируемых товаров отдельно от алкоголя и свинины.

Годовой оборот европейского рынка халяльных продуктов питания сегодня оценивается в 47 млрд евро. Мусульманское население "старого света" составляет порядка 52 млн человек, а по некоторым прогнозам его численность удвоится в ближайшие 20 лет, что сделает эту нишу весьма и весьма привлекательной.

Активно развивается этот рынок в США - также в связи с ростом мусульманского населения. За последние пять лет объем продаж халяльного мяса таких крупных американских компаний, как ConAgra, Tyson, Oskar Mayer и т.д., увеличились на 70%. Более того, линейка халяльных продуктов все время расширяется, охватывая сети питания для государственных и частных школ, авиапитание и производство полуфабрикатов.

Халал становится новым кумиром финансового мира и рынка услуг. Активное проникновение исламского банкинга популяризировало халяльный стандарт в сфере недвижимости, страхования, модной индустрии, косметологии и прочее.

В конкурентной борьбе производители постоянно выводят на халяльный рынок все новые продукты и услуги. Фармацевтические компании, такие как Principle Healthcare (Великобритания) и Duchesnay (Канада), продают халал витамины, в которых нет желатина или других животных продуктов, запрещенных исламом. В странах Персидского залива существует целый ряд строительных компаний, которые проектируют отдельные для посещения мужчин и женщин SPA-салоны, бассейны и т.д. Парфюмерные и косметические компании разрабатывают целый ряд халяльной косметики: крема в этом случае не содержат спирта, а губная помада производится без использования животного жира.

Передовые сторонники индустрии халал уже разрабатывают бизнес-планы по производству автомобилей, мебели, бытовой техники - все в соответствии с нормами самой молодой религии мира.

На постсоветском пространстве единственной страной, где разработан государственный стандарт халал-продукции, стал Казахстан, в 2006 году получивший международный сертификат, подтверждающий высокое качество этих продуктов и занявший первое место (с получением Гран-при всемирной выставки продукции, изготовленной по законам шариата). Производители уверены, что если страна вступит в ВТО, то мясные изделия халал с этикеткой «Сделано в Казахстане» появятся во многих странах мира.

В самом Казахстане, где основными потребителями этой продукции являются мусульмане двадцати шести национальностей (а это более 70% жителей), такая продукция пользуется огромной популярностью: здесь немало халал-магазинов и кафе, в Малайзии планируется открыть завод по выпуску халал-колбасных изделий по казахстанской технологии стоимостью $55 млн, а в Казахстане создать СП по производству халал-напитков стоимостью $150 млн. В перспективе ожидается, что помимо предприятий, специализирующихся на производстве пищевой халал-продукции, свое развитие получат также халал-косметика, халал-фармацевтика и так далее.

На сегодняшний день в нашей республике проживает более 10 млн мусульман, принадлежащих более чем к 26 национальностям. Такое количество мусульманского населения, безусловно, стимулирует рост рынка продуктов халал.

Наиболее активно сегодня в этом направлении развивается пищевая промышленность: сертификаты на производство халяльной продукции имеют более 500 предприятий по всей стране. Лидерами этого рынка являются предприятия Алматы и Алматинской области.

Одной из первых казахстанских компаний, получивших сертификат "Халал", стала птицефабрика "Алель Агро". На птицеферме используются корма, в которых содержатся исключительно растительные компоненты, без примесей рыбной и мясокостной муки. Более того, мясо кур не инжектируется, то есть курам не вводят протеин и другие вещества, способствующие росту. Помимо этого, на птицефабрике соблюдаются правила забоя и особая процедура спускания крови, которая совершается в соответствии с религиозными канонами.

Совсем недавно, по сообщению отдельных СМИ, в Казахстане началось производство "халалной" питьевой воды. Суть в том, что жидкость очищается и разливается в бутылки под чтение сур Корана.

Между тем, отмечают другие игроки пищевого рынка халал, издержки на производство подобной продукции выше. В таком производстве запрещается использовать вредные вещества, жиры животного происхождения и различные вредные добавки и разрыхлители. Обычно натуральные продукты стоят дороже. Примером также может послужить колбасная продукция. Халалная колбаса дороже обычной, потому что цены на курдючный жир на порядок дороже свиного сала

Компании сферы услуг, выстраивающие бизнес по нормам шариата, пока не столь многочисленны, однако исламские принципы работы с каждым годом охватывают все больше секторов.

В Казахстане в согласии со стандартом халал работают гостиницы, SPA-салоны, автошколы, банки, медицинские учреждения. Основной принцип предоставлении услуг в этих заведениях заключается в определенных правилах поведения персонала и клиентов, строгом разделении помещений для женщин и мужчин, а также наличие намазханы - помещения для чтения молитв.

В оказании халалных услуг немаловажным фактором для процветания бизнеса является не только соответствующий формат организации дела, но и грамотный маркетинг. Например, отмечают игроки рынка, спрос на услуги халал гостиниц на сегодняшний день не так уж и высок. Во-первых, это связано с особыми требованиями к клиентам. Например, семейные пары, которые желают поселиться в отеле, обязательно должны предъявить соответствующие документы. Во-вторых, невысокий спрос объясняется низким уровнем осведомленности населения о таких услугах.

По таким же признакам работают казахстанские халалные сауны. В помещениях запрещается курить, распивать спиртные напитки, мужчины и женщины купаются отдельно, и только семейные пары, имеющие при себе свидетельство о браке, могут отдыхать вместе.

В Казахстане госстандарт на изготовление продукции халал введен в 2006 году. Выдачу соответствующих сертификатов и дальнейший контроль над производством осуществляет Технический комитет №57 по стандартизации "Халал".

Для того чтобы продукт был сертифицирован стандартом "Халал", предприятию необходимо выполнить ряд требований. Производимый продукт должен быть свободен от содержания ингредиентов, запрещенных в исламе, это же касается сырья. Пищевая продукция должна приготавливаться из мяса "разрешенных" религиозными нормами животных, забой которых производился в соответствии с нормами ислама. Обязательным требованием является особые нормы использования и очистки оборудования, посуды и техники.

Согласно неофициальных данных, около 30% казахстанского пищевого рынка представлено продуктами халал. Много здесь и теневых игроков. Отечественные прилавки периодически пополняются товарами с альтернативными названиями, под маркой "мусульманский" например. Как правило, данная продукция изготавливается по сомнительной технологии и не имеет сертификата "Халал".

Вместе с тем, процедура получения сертификата достаточно проста. Предприятию необходимо подать заявку, в ходе рассмотрения которой на производство выезжает экспертная комиссия. Представители надзорного органа проводят тщательную проверку и анализ процесса изготовления продукции - конечно, на предмет ее соответствия стандарту халал. Если разрешение дано, владельцы предприятия подписывают договор с Комитетом и получают свидетельство сроком на 1 год.

Данный стандарт начали признавать крупные производители и торговые сети. Например, в Астане сеть «Октябрь» имеет 7 круглосуточных супермаркетов, имеет свой мясоперерабатывающий комбинат, производит свои хлебобулочные изделия, кондитерские и кулинарные цеха и такая сеть изъявила желание сертифицироваться по стандарту «Халал», конечно же, при сохранении светского отдела, так как это одно из положений стандарта. Т.е. если супермаркет переходит на «Халал», то он обязан иметь отдел для тех, кто хочет потреблять обычную пищу, так как нужно давать выбор, в противном случае могут начать говорить, что заставляют всех есть халал.

За 10 лет количество мечетей в Казахстане выросло с 63 до трех тысячи, соответственно, количество джамаата с каждым годом увеличивается (джамаат - сообщество, объединение мусульман). А значит, будет расти и роль технического комитета по стандартизации продукции халал, вплоть до образования самостоятельного агентства.

В Казахстане зарегистрировано порядка 500 производителей, работающих по стандарту Halal Foods MS 1500-2004.[1] На многих предприятиях сертификат получили отдельные виды продукции, а не весь ассортимент. В основном сегодня в Казахстане халал-индустрия связана с мясо-колбасной продукцией. Большинство казахстанского халала производится на небольших предприятиях.

Портал AlHalal.kz проводит исследование халал рынка в Казахстане. Целью исследования является выявление отношения населения к халал продукции и услугам, а также выработка рекомендаций для некоммерческих организации по повышению уровня информированности населения и для производителей халал продукции и услуг. Исследование анонимное, некоторые данные в конце опросника необходимы для классификации респондентов.

Халал - выгодный бренд для бизнеса, который при умелом его продвижении сулит много прибыли. Халал-стандарты проникают во все сферы жизни, а халал-индустрия стремительно набирает обороты. Это подтвердила первая на территории Центральной Азии выставка халал-продукции.

Первая выставка халал-продукции в г. Астане получила множество противоречивых оценок - от возмущенных до восторженных. Одна часть посетителей видела лишь религиозный смысл, другая - экологически чистое направление производства продуктов питания. Организаторы, судя по всему, это предугадывали и попытались осторожно совместить на одной площадке две выставки одновременно: Kazakhstan International Halal Expo - 2010 и KazFood - 2010. Организаторы выставки поясняли, что в Halal принимали участие лишь те компании, которые имеют сертификаты халал и работают по ним, а выставка KazFood была предназначена для компаний, еще не располагающих такими сертификатами, но желающих их получить

На выставке явно ощущался недостаток производителей мусульманской одежды, обуви, услуг. Огромный интерес посетители проявили к халалному детсаду, семейному детскому дому, к компании халалного страхования, турфирме. Вероятно, на следующей выставке, сегменты рынка услуг будут более широко представлены.

На всех этапах приготовления халалной продукции и оказания услуг необходимо строго соблюдать установленные шариатом правила, которые отражены в технических стандартах. Специальным решением Организации Исламская Конференция (ОИК) стандарт MS 1500:2004 HALAL FOOD в 2005 году рекомендован всем членам ОИК для применения в своих странах. Поскольку Казахстан является членом ОИК, то в 2005 году была проведена учетная регистрация нормативного документа MS 1500:2004 HALAL FOOD (приказ № 022/879 Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли от 09.11.2005 г.)

4. Сертификация и стандарт качества

Что такое «Халяль»? Слово «халяль» («халал») (от арабского al-halal - разрешенное) давно стало синонимом того, что можно есть мусульманину, хотя оно имеет куда более глубокий смысл. Мусульманин всегда уделяет большое внимание своей пище, ведь требования к ней даны самим Всевышним в Священной книге, заветы которого он чтит и уважает.

В настоящее время производству халяльной продукции во всем мире уделяется особое внимание, так как этот потребительский рынок является очень привлекательным.

Для мусульман «халяль» («халал») - это марка, подтверждающая то, что эти продукты выработаны в соответствии с мусульманскими традициями, не содержит компонентов, которые нельзя употреблять в пищу мусульманину (например, свинину, мертвечину, кровь) и являются чистыми продуктами «духовного происхождения».

В последнее время выделяют ряд направлений развития халяльного рынка: рынок продовольствия, рынок халяльных услуг, фармацевтический халяльный рынок, рынок халяльной косметики. Некоторые брендовые производители налаживают производство продукции под маркой «Халяль», помимо получения прибыли, для укрепления своего имиджа. В основном на это идут мировые бренды.


Комитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман РТ создан в 2005 году для осуществления контроля производства и реализации халяльной продукции, который начал интенсивно развиваться в России. Во избежание попадания на рынок поддельной и контрафактной халяльной продукции, в этот же год Комитетом по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ и ЗАО «Республиканским сертификационным методическим центром «Тест-Татарстан» (производящего сертификацию от имени государственного органа Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии России) были разработаны «Общие требования по производству и реализации продукции маркированной «халяль» (HALAL).

В этих Положениях определены требования как к сырью, используемому при производстве продуктов «Халяль», так и к персоналу, производственным помещениям, транспортным средствам, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке, а также и требования к порядку освидетельствования на предмет соответствия продукта нормам Ислама.

На основании утвержденных Положений всем производителям, предприятиям торговли и общественного питания, реализующим халяль, Комитетом по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ предложено подтвердить соответствие их продукции нормам ислама и получить Сертификаты о халяльности их продукции.

 <#"863422.files/image003.jpg"> <http://halalrt.com/uploads/images/cert/789654.jpg>

5. Технический регламент на «мясо и мясную продукцию»

С 1 мая 2014 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза на мясо и мясную продукцию. разъяснения.

Объектами технического регулирования ТР ТС 034/2013 являются:

) продукты убоя и мясная продукция: мясо; субпродукты; жир-сырец и продукты его переработки, в том числе животные топлёные жиры; кровь и продукты её переработки; кость и продукты её переработки; мясо механической обвалки (дообвалки); сырьё кишечное; сырьё коллагенсодержащее и продукты его переработки (в том числе желатин); мясные и мясосодержащие продукты из мяса; мясные и мясосодержащие колбасные изделия; мясные и мясосодержащие полуфабрикаты и кулинарные изделия; мясные и мясосодержащие консервы; бульоны мясные и мясосодержащие; сухие мясные и мясосодержащие продукты;

продукты из шпика; продукты убоя для детского питания; мясная продукция для детского питания;

) процессы производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации продуктов убоя и мясной продукции. Действие ТР ТС 034/2013 не распространяется на продукцию (процессы): продукты убоя и мясная продукция, производимая гражданами в домашних условиях и/или в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися животноводством, а также процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продуктов убоя и мясной продукции, предназначенных только для личного потребления и не предназначенных для выпуска в обращение на таможенной территории ТС; специализированная мясная продукция (за исключением мясной продукции и продуктов убоя для детского питания), изготовленная с использованием ли на основе продуктов убоя; мясо птицы и продукты его переработки, а также пищевая продукция, в рецептуре которой мясо птицы и продукты его переработки по массе в совокупности превышают продукты убоя других продуктивных животных; пищевые добавки и биологически активные добавки к пище, лекарственные средства, корма животных, продукция, не предназначенная для пищевых целей, которые изготовлены с использованием или на основе продуктов убоя; пищевая продукция предприятий питания (общественное питание), изготовленная с использованием или на основе продуктов убоя, предназначенная для реализации при оказании услуг, а также процессы реализации указанной пищевой продукции; пищевая продукция, в которой в соответствии с рецептурой содержание мясных ингредиентов составляет менее 5 %; процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продуктов убоя и мясной продукции непромышленного изготовления, предназначенных для выпуска в обращение на таможенной территории ТС.

В последнее время, в связи с ростом религиозной сознательности казахстанцев на отечественном рынке пояавилась халяль продукция. Слово «халяль» («халал») (от арабского al-halal - разрешенное) давно стало синонимом того, что можно есть мусульманину.

В настоящее время производству халяльной продукции во всем мире уделяется особое внимание, так как этот потребительский рынок является очень привлекательным.

Для мусульман «халяль» («халал») - это марка, подтверждающая то, что эти продукты выработаны в соответствии с мусульманскими традициями, не содержит компонентов, которые нельзя употреблять в пищу мусульманину (например, свинину, мертвечину, кровь) и являются чистыми продуктами «духовного происхождения».

Мясная продукция, изготовленная с соблюдением норм Шариата и маркированная логотипом «Халяль», все-таки изначально является мясным продуктом, поэтому должна соответствовать требованиям действующего ТР ТС 034/2013. Мясная продукция (кроме мясной продукции для детского питания и мясной продукции нового вида) перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза подлежит декларированию соответствия в установленном порядке (см. п.132 ст. XIII ТР ТС 034/2013).

Декларирование соответствия - это форма подтверждения соответствия изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом, поставщиком, продавцом) соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза. Декларирование соответствия является обязательной формой подтверждения соответствия в рамках Таможенного союза согласно Соглашению о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

Павлодарский филиал располагает экспертом-аудитором, обученным на специализированных курсах, организованных и проведенных Техническим комитетом по стандартизации Халал продукции №57, который имеет право проводить сертификацию Халал продукции на соответствие требованиям Положения, разработанного ТК № 57.

Заключение

На сегодняшний день над разработкой универсальных стандартов и процедуры сертификации продукции халал работают специалисты по всему миру. В мусульманских странах подобная практика за несколько столетий отточена до совершенства. Но в государствах, где нормы шариата соблюдаются не строго, должны быть введены дополнительные механизмы отслеживания и контроля.

В настоящий момент глобальный стандарт халал выработан. В его основе - заповеди Корана, Сунна пророка Мухаммада, иджма (араб. - согласие, в суннизме согласное мнение богословов по религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране и сунне, - прим. ред.) и прочее. Стандарт включил в себя практически все аспекты, которые обязательны при производстве подобной продукции и услуг. Данный документ на сегодняшний день утвердили 54 государства. Интересно, что в современный стандарт халал вошел запрет на генномодифицированные продукты.

Для универсализации процедуры надзора за рынком халал в 2009 году был создан Всемирный форум халалной продукции. К работе организации привлекаются государства - члены Организации исламской конференции (ОИК), эксперты в этой области, производители товаров, теологи и т.д.

Халал - это питание, одежда, образование, здравоохранение, сфера услуг, экономика и политика. При этом стандарт халал полностью соответствует исламским канонам и требованиям.

Список литературы

1. Нормативный документ MS 1500:2004 HALAL FOOD (приказ № 022/879 Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли от 09.11.2005 г.)

. Махметов, Б. Н. Развитие системы Халал в Республике Казахстан // Пищевая и перерабатывающая промышленность Казахстана. - 2008. - № 1. - С. 41-43

3. Патент на изобретение RUS 2465774 11.03.2011 Российская Федерация, МПК А23С9/127. Способ получения кисломолочного напитка / Г.К. Альхамова, М.Б. Ребезов,

. Н.Л. Наумова, И.М. Амерханов, М.А. Лиходумова. - №2011109302; заявл. 11.03.2011; опубл. 10.11.2012.

. Патент на изобретение RUS 2470517 29.12.2011 Российская Федерация, МПК А23С9/13. Способ производства творожного продукта / Г.К. Альхамова, М.Б. Ребезов, И.М. Амерханов. - № 2011154604; заявл. 29.12.2011; опубл. 27.12.2012.

. Амерханов И.М., Ребезов М.Б. Развитие добровольной системы сертификации «Халяль» // Продовольственная безопасность Казахстана: состояние и перспективы, посв. 70-летию д.т.н., проф., чл.-корр. КазАСХН Тулеуова Е.Т.: мат. междунар. научн.-практ. конф. Семей: СГУ, 2012. С.77-78.

. Ребезов М.Б., Амерханов И.М., Альхамова Г.К., Етим- баева Р.Р. Конъюнктура предложения мясных продуктов «Халяль» на примере города Челябинска // Политемати- ческий сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. №77. С.915-924.

. Ребезов М.Б., Амерханов И.М., Етимбаева Р.Р. Перспективы развития рынка мясопродуктов стандарта «Халяль» в России (на примере г. Челябинска) // Наука. Образование. Молодежь : мат. научн.-практ. конф., посв. 55-летию АТУ. Алматы: АТУ, 2012. С. 116-117.

. Миллер М., Полыновская М. «Прозрачное молоко» на предприятии TNUVA // Молочная промышленность. № 8. С. 22-23.

. Амерханов И.М. Особенности сертификации мясной продукции // Научный поиск. Технические науки: мат. III науч. конф. аспирантов и докторантов. Челябинск: ЮУр- ГУ, 2011. С.136-139.

. Газизов А.Г., Азизбаев Ж.Х. Индустрия «Халяль» в России: прошлое, настоящее, будущее // Всё о мясе. 2011. №1. С.48-49.

. Влияние различных способов обездвиживания крупного рогатого скота на микроструктуру мышечной ткани (влияние кошерного убоя) // Пищевая и перерабатывающая промышленность. Реферативныйжурнал. 2005. № 3. С.1037.

Похожие работы на - Международный стандарт 'Халяль'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!