Определить основные требования к системе международного качества.
1. Что такое ISO 9001:2000
Иногда, приходя в магазин за приобретением автомобильной запчасти, нам свидетельствуют, что этот бренд или производитель имеет сертификат ISO 9001 и далее до 2000. Нам это ни о чем не сообщает. Чтобы поправить этот изъян, и быть более грамотным покупателем, нужно изучить, что такое ISO 9001:2000 и для чего применяется этот международный стандарт.
«ISO 9001:2000 Системы управления качеством. Требования» - является международным стандартом, определяющим требования к системе менеджмента качеством. Данный стандарт разработали специалисты Технического комитета ISO/TK 176, вместе с сотрудниками подкомитета PK 2.
Данная версия ISO 9001 полностью аннулирует, а также заменяет другую версию - ISO 9001:1994. ISO Требования к системе менеджмента качеством, поставленные в данной версии международного стандарта, дополняют требования к выпуску продукции.
Этот международный стандарт может применяться внутренними или внешними сторонами, в том числе органами по сертификации для оценки способности предприятия реализовывать требования регламента и свои требования.
Международный стандарт ISO 9001:2000 сориентирован на применение «процессного подхода» при разработке, введении и модернизации результативности системы менеджмента качества для роста удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Для всех процессов должен применяться принцип PDCA, который именуется циклом Деминга-Шухарта:
Осуществление. Реализация процессов;
Проверка. Стабильный контроль каждого процесса в производстве, а также готовой продукции на соответствие политике, целям и требованиям к продукции;
Действие. Выполнение всех потребных действий для непрерывного улучшения показателей процессов.
Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы [1].
Для того чтобы определить процесс, нужно выяснить, какие виды деятельности нужны для преобразования входов в выходы.
Виды деятельности, составляющие процесс, разделяются на две основные части: технология выполнения процесса (способ выполнения деятельности) - как правило, хорошо регламентированная часть процесса и система менеджмента процесса (способ управления деятельностью) - обычно наименее регламентированный вид деятельности.
Функции, работы и операции, которые составляют содержание технологии процесса установлены в инструкциях, методиках и стандартах.
Функции системы менеджмента процесса формулировались многократно. Пять ключевых функций менеджмента были определены А. Файолем (1841-1925) еще в начале прошлого века [2]:
планирование;
организация;
контроль;
координация;
мотивация.
Все эти функции потребны для управления процессом.
Менеджмент процесса состоит в том, что владелец процесса беспрерывно или с установленной периодичностью проверяет его ход и принимает управленческие решения в случаях отклонения параметров процесса от критериев, определенных для нормального хода процесса. Владелец процесса в ходе управления предполагает распределение ресурсов для достижения поставленных целей процесса с максимальной результативностью. Ход выполнения процесса исполнителями владелец контролирует по информации, которая поступает с контрольных точек. Владелец процесса ведет оперативное управление процессом, корректируя, изменяя запланированное распределение ресурсов, изменяя планы, сроки и требования к итогам процесса в соответствии с изменившейся ситуацией. Деятельность владельца процесса носит плановый характер при стандартном ходе процесса или неплановый в случаях возникновения проблемных обстоятельств, требующих немедленного вмешательства.
стандарт качество менеджмент потребитель
2. Область деятельности и сфера применения
Настоящий международный стандарт назначает требования к системе менеджмента качества для случая, когда контракт, заключенный между двумя сторонами, требует, чтобы была обоснована способность поставщика в управлении процессами, которые устанавливают пригодность поставляемой продукции.
Требования, установленные настоящим международным стандартом, направлены на то, чтобы предотвратить любое несоответствие в процессе производства, монтажа, а также предупреждать вторичное возникновение несоответствия.
Настоящий международный стандарт применяется в контрактных ситуациях, когда:
можно получить определенную уверенность в том, что поставляемая продукция отвечает установленным требованиям, если поставщик представит доказательства определенных возможностей в области проектирования, разработки, производства и монтажа.
3. Требования к системе менеджмента качества
. Ответственность руководства;
. Система менеджмента качества;
. Периодическое рассмотрение контракта;
. Действия по управлению документов и отчетности;
. Приобретение продукции;
. Продукция, поставляемая потребителем;
. Идентификация продукции и прослеживаемость;
. Управление процессами;
. Контроль испытания;
. Оборудование;
. Статус контроля и испытаний;
. Действия по управлению несоответствующей продукцией;
. Корректирующие действия;
. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка;
. Регистрация данных о качестве.
4. Стандарты ИСО 9000 в версии 2000 года
Международной организацией по стандартизации ИСО предусмотрен пересмотр стандартов серии 9000 через каждые четыре года, с целью их актуализации.
В феврале 1999 г. техническим комитетом 176 (ИСО ТК/176) был закончен второй пересмотр МС ИСО 9001-2000 г. (ИСО/ПСК 2 9001:2000). Одним из существенных моментов изменения возникает приведение в порядок и объединение стандартов для удобства в использовании.
При разработке стандартов ИСО 9000 версии 2000 года была установлена цель достижения большей совместимости со стандартом ИСО 14001. Предусматривается, что объединенные вопросы в этих стандартах могут разрешаться организациями в равной степени, в целом или по отдельности, без излишнего дублирования или внесения противоречивых требований.
В основу новой версии стандартов положены 8 принципов:
Принцип 1 - организация, ориентированная на потребителя. Непрерывное внимание организации, направленное на требования и степень удовлетворения потребителей (и других заинтересованных лиц), от которых зависит уровень деятельности предприятия. При этом усовершенствование системы управления качеством требует измерений, анализа удовлетворенности потребителей и проведения корректирующих действий на их базе.
Принцип 2 - значение руководства. Руководители высшего звена должны демонстрировать приверженность качеству, через определение целей и задач предприятия в области качества.
Принцип 3 - завлечение работников. Система качества должна побуждать работников проявлять инициативу в стабильном улучшении качества.
Принцип 4 - подход как к процессу. Для функционирования предприятия необходимо руководить многочисленными взаимосвязанными процессами. Выход одного из них образует вход для другого. Система качества понимается как совокупность взаимосвязанных процессов и общего руководства ими. Концептуальное представление общих требований к системе руководства качеством, в соответствии с новой версией стандарта ИСО 9001.
Принцип 5 - системный подход к управлению. Система качества должна формироваться как совокупность взаимосвязанных процессов, начиная со стадии проектирования, на основе измерений и анализа удовлетворенности потребителей.
Принцип 6 - постоянное улучшение. Является главной целью предприятия и требует перестройки сознания и образования у каждого работника предприятия потребности в постоянном улучшении качества продукции, процессов или системы в целом.
Принцип 7 - метод принятия решения, основанный на фактах.
Принцип 8 - взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Еще одним значимым моментом является уточнение целей стандартов ИСО 9004, которые до сих пор были приняты, как направляющие стандарты для создания системы ИСО 9001 и которые применялись не очень активно. В стандартах делается акцент на том, как проводить улучшение процесса для усовершенствования и повышения уровня деятельности предприятия с системой управления качеством, созданной в соответствии с ИСО 9001.
Переход предприятий на новые стандарты потребует больших усилий, т.к. стандарты включают важные изменения и дополнения (различия в системах качества по стандартам ИСО 9000 1994 г. и 2000 г. могут составлять 30-50%).
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы по рассмотренной теме:
«ISO 9001:2000 Системы управления качеством. Требования» - является международным стандартом, определяющим требования к системе менеджмента качеством. Данный стандарт разработали специалисты Технического комитета ISO/TK 176, в содружестве с сотрудниками подкомитета PK 2.
- Настоящий международный стандарт используется в контрактных ситуациях, когда определенные требования к продукции выражены в виде разработанного проекта или технических условий, и когда можно получить определенную уверенность в том, что поставляемая продукция отвечает установленным требованиям, если поставщик покажет доказательства определенных возможностей в области проектирования, разработки, производства и монтажа.
Требования к системе менеджмента качества ответственность руководства, периодический анализ контракта, управление процессами, погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка, регистрация данных о качестве и т.д.
В данной контрольной работе рассмотрен МС ИСО 9001:2000, изучена область деятельности и сфера его применения, определены основные требования.
Список источников
1. В ГОСТ ИСО 9000-2001 определение следующее: «процесс: совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы». - Прим. ред.
. Материалы с сайта qualiny.eup.ru/GOST/naladoni.htm/