Современная безработица в условиях Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    145,12 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная безработица в условиях Республики Беларусь

Содержание

безработица занятость беларусь государство

Введение

. Теоретические основы развития современной безработицы

.1 Сущность, формы и виды современной безработицы

.2 Причины возникновения безработицы в Беларуси

2. Особенности развития безработицы на современном этапе развития в Республике Беларусь

2.1 Особенности официальной и скрытой безработицы в Республике Беларусь

.2 Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в Республике Беларусь

. Последствия безработицы и пути ее преодоления в Беларуси

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь странам с рыночной экономикой, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Осуществляемый в Беларуси в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально- экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Острота проблемы безработицы в Беларуси усиливается низким уровнем материальной обеспеченности семей, отсутствием уничтоженных гиперинфляцией сбережений, психологическим неприятием безработицы. Негативные последствия безработицы связаны с дестабилизирующим ее воздействием на многие компоненты безопасности жизнедеятельности.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Цель представленной работы: изучить содержание и виды современной безработицы в условиях Республики Беларусь.

Для того чтобы раскрыть сущность поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.        Изучить сущность, виды, причины возникновения безработицы.

.        Рассмотреть характеристику и особенности официальной и скрытой безработицы Беларуси.

.        Предложить пути преодоления безработицы в Республике Беларусь.

Предмет исследования: безработица Республики Беларусь.

Объект исследования: современная безработица в условиях Республики Беларусь.

Решению поставленных задач будут способствовать методы исследования:

-        Всеобщие.

-       Частные.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части (включающая теоретические и практические вопросы), заключения, списка использованных источников и приложения.

1. Теоретические основы развития современной безработицы

.1 Сущность, формы и виды современной безработицы

Безработица - это социально-экономическое явление, свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не находит применения своим умственным и физическим способностям в силу причин, не зависящих от них. К безработным, по решению Международной организации труда, относят лиц, достигших трудоспособного возраста, которые на момент учета были без работы, но готовы немедленно приступить к работе и ищут ее.

Безработица может принимать самые разнообразные формы. Это зависит от влияния НТП, неравномерности естественного прироста населения и других факторов [9, с. 160].

Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По белорусскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (определяется законодательством), постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной военной службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости). [1, с. 88]

Изучая рынок труда, экономисты выделяют три основных вида безработицы: фрикционную, структурную, циклическую. Кроме этого, можно добавить институциональную и добровольную безработицу.

.        Фрикционная безработица: отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта. [3, с. 87]

.        Структурная безработица: по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.

Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у "фрикционных" безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.

.        Циклическую безработицу: вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше. [5, с. 77]

.        Институциональная безработица: возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы.

.        Добровольная безработица: вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать.

В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых "бомжей" не привели к переориентации этой категории населения.

6.      Еще одна форма безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею. [9, с. 65]

.        Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и наоборот.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, также различают:

-       зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;

-       скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся "лишними". Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.

Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.

В соответствии с накопленным теоретическим и практическим опытом можно выделить следующие виды безработицы:

-       частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

-       условная безработица (непостоянная работа);

-       временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);

-       потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);

-       безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;

-       безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

-       вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);

-       безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;

-       безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии; [8, с. 53]

-       безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в страну из-за рубежа;

-       безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;

-       первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

-       безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;

-       безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

-       безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;

-       безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);

-       безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

Как и в каждом государстве в Республике Беларусь есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирована в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько процентов общего числа занятых, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

Безработица на естественном уровне необходима, так как сдерживает инфляцию. В современной экономике, обремененной высоким уровнем инфляции, естественный уровень безработицы характеризуется как предельно низкий (допустимый). По сути же естественный уровень безработицы не является таковым. Он не оптимален. Еще никому не удалось доказать, что экономике в целом выгоднее иметь не занятого рабочего, чем тот продукт, который этот рабочий мог бы произвести. [11, с. 65]

Обычное обеспечение полной занятости покупается ценой спада эффективности в экономике. С другой стороны, и безработица имеет высокую социальную цену, да и приносит экономический ущерб. В этом свете безработицу следует воспринимать как социальное зло, полностью избежать которого в силу несовершенства рыночного механизма регулирования не предоставляется возможным. Практически речь идет о том, чтобы принимать все возможные меры по снижению безработицы, обеспечению занятости. Если же эти меры не приводят к успеху - пускать в ход системы социальной поддержки и защиты безработных.

Огромную роль в этой системе играют не только пособия по безработице, денежная поддержка и материальная помощь. Гораздо важнее оказать содействие в трудоустройстве, организовать общественные работы, создать рабочие места. Здесь на первый план выходят задачи переобучения, переподготовки и повышения квалификации, освоение новых специальностей. Обязанность государства состоит в организации специальной учебной сети, центров по бесплатному обучению. Это, несомненно, облегчит переход к рынку.


.2 Причины возникновения безработицы в Беларуси

На первый взгляд причины безработицы очевидны: слишком много работников претендует на слишком малое количество рабочих мест. Однако в течение 50 лет это простое явление было сложнейшей головоломкой для экономистов. [10, с. 60]

Экономисты по-разному объясняют причины безработицы в рыночной экономике. В целом можно было бы выделить следующие подходы к объяснению этого явления:

-        избыток народонаселения (мальтузианство);

-       рост органического строения капитала (марксизм);

-       высокий уровень заработной платы (неоклассики);

-       недостаточность совокупного спроса (кейнсианство).

Наибольшее распространение в западной экономической науке получили неоклассическая и кейнсианская теории безработицы.

Основной причиной безработицы в РБ, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход их "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей "на местах" нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. [13, с. 65]

К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного). Кривая функции спроса на труд DL имеет:

-        убывающий характер, поскольку фирмы, предъявляющие спрос на этот фактор

-       производства, смогут нанять на работу большее число работников при более

-       низкой заработной плате. Если же уровень заработной платы будет повышаться,

-       то количество привлекаемой рабочей силы уменьшится. DL = f(PL).

Рисунок 1.1 - Неоклассическая модель безработицы

Примечание. Источник: [15, с. 76]

Предложение труда на рынке рабочей силы SL также зависит от реальной заработной платы: чем выше РL, тем больше работников предложат на рынке свой труд, и, напротив, чем ниже заработная плата, тем меньшее их число будет желать устроиться на работу. Поэтому предложение труда рассматривается как возрастающая функция от реальной заработной платы и кривая предложения труда имеет положительный наклон:

SL=f(PL) (1.1)

Соединив графики спроса и предложения, получим неоклассическую модель рынка труда, показывающую, что все желающие работать могут найти работу при сложившейся равновесной ставке заработной платы РLE. Если предложение труда возрастает (сдвиг кривой SL в положение S’L), то это приводит к снижению заработной платы до РLF и равновесие на рынке труда устанавливается в точке F.

Таким образом, в неоклассической модели рыночная экономика способна использовать все трудовые ресурсы, однако лишь при условии гибкости заработной платы.

Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу.

Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.

Проблем предостаточно. Все экономические процессы, развивающиеся на рынке труда, тесно взаимосвязаны с ситуацией во внутренней и внешней экономике. Их решение не в компетенции одних служб занятости или даже министерства труда. [17, с. 76]

Что касается женской безработицы в Республике Беларусь, то в структуре состоящих на учете безработных - более 60% женщин. Хотя среди вновь регистрируемых безработных преобладают мужчины, они же в первую очередь покидают ряды безработных, поскольку спрос нанимателей в большой степени ориентирован на применение мужской рабочей силы и показатель трудоустройства мужчин значительно выше, чем женщин. В результате они составляют 80% среди безработных, состоящих на учете более одного года.

В Республике Беларусь в связи со вступлением в трудоспособный возраст многочисленного поколения, родившихся в середине 80-х годов, на рынок труда усилился приток молодежи, в том числе не имеющей профессии и опыта работы и как следствие, неконкурентоспособной. Резко возросло количество обращений в органы государственной службы занятости выпускников школ: если в 2008 г. их было зарегистрировано в качестве безработных 8.3 тыс. человек, то за 2009 г.- около 16 тыс. человек.

Следует отметить, что в республике Беларусь наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только 35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий - специалист или служащий. Зато сельское хозяйство сегодня испытывает большую потребность в трактористах, операторах машинного доения и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы, которая к тому же выплачивается несвоевременно (задолженность по заработной плате сельскому хозяйству составляет более 31,4 млрд. рублей).

Не лучшим образом обстоят дела и в регионах Республики Беларусь. В ряде городов и районов республики уровень безработицы значительно превышает средне республиканский уровень. Лидерами здесь являются Витебская и Могилевская области, где на конец июля 2010 г. уровень безработицы составил соответственно 3,6% и 3,4%. Причина такого положения кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных городов. Одно - два градообразующих предприятия при своей неритмичной работе в последнее время уже не могут обеспечить полную занятость региона или города. Проблема усугубляется и таким фактором, как занятость военнослужащих и их семей в военных городках, где произошел вывод войск.

Обращение к исследованию безработицы в Республике Беларусь продиктовано в первую очередь укоренившимся в течение последних нескольких лет представлением о неактуальности данной проблемы (в 2006-2009 гг. ее уровень составлял 2,1%).

Несмотря на множество интересных исследований тенденций, характерных для социально-трудовой сферы Беларуси, в целом практика государственного регулирования социально-трудовых процессов так или иначе отражает это мнение, что выражается в регулировании только официально контролируемой части рынка труда, слабой связи политики занятости с другими направлениями макроэкономической политики, рассмотрении политики регулирования безработицы только в контексте ее социальных последствий. [14, с. 76]

Такая ситуация объясняется недостаточным теоретико-методологическим обоснованием сущности безработицы в условиях переходной экономики. С началом трансформационных преобразований возникло противоречие между теорией и практикой изучения и управления безработицы в Беларуси. Вопросы сущности, видов, причин и последствий безработицы, способов ее регулирования, разработанные для развитой рыночной экономики в трудах классиков экономической теории, широко известны и распространены в отечественной экономической среде.

Природа появления безработицы в рыночной экономике принципиально отлична от отечественных условий, поскольку это результат механизма межотраслевого и внутриотраслевого движения капитала, фазы экономического цикла. Поэтому и концентрируется она за пределами предприятий (за исключением внутрифирменной кадровой политики, обусловленной задачами формирования внутренних рынков труда). В отечественной экономике безработица является результатом накопления избыточной рабочей силы внутри предприятий в условиях экстенсивного развития огосударствленной экономики. Отсюда основной потенциал безработицы сконцентрирован внутри предприятий и институционально поддерживается вплоть до настоящего времени.

Существующий уровень безработицы в Беларуси связан с административным контролем за количественными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда. Как уже говорилось, этот уровень, по общепринятым стандартам, не является тревожным, что позволяет предположить неадекватность официальной статистики реальной действительности в области занятости. [15, с. 65]

Итак, в зависимости от кардинальности рыночных преобразований на открытом рынке труда Беларуси в ближайший период может оказаться от 8 до 33% численности занятых и, конечно, вырастет уровень безработицы. Указанные обстоятельства объективно обусловливают необходимость углубления теоретических и эмпирических исследований безработицы в переходной экономике Беларуси, ее проявлений, последствий, возможностей и направлений регулирования.

2. Особенности развития безработицы на современном этапе развития в Республике Беларусь

2.1 Особенности официальной и скрытой безработицы в Республике Беларусь

Структура официальной безработицы в Беларуси характеризуется высокой долей женщин, что свидетельствует о существовании женской безработицы, причем женщины являются более уязвимыми на рынке труда, чем мужчины. Очевидно, существует определенная дискриминация в отношении женщин при найме на работу. Кроме того, мужчины, вероятно, чаще прибегают к параллельной или неформальной занятости, а социальная незащищенность и отсутствие правовой защиты переносятся ими легче, нежели женщинами. Так, на октябрь 2009 года женщины составляли 56,9% безработных. Но здесь надо сказать, что доля женщин в общей численности безработных все же имеет тенденцию к снижению.

В общем составе безработных на конец октября 2009 года около половины всех состоящих на учете безработных составляет молодежь в возрасте от 16 до 30 лет (45,1%), средний возраст безработного составляет 34,4 года. Значит правомерно говорить о такой проблеме, как молодежная безработица.

Проблема молодежной безработицы частично была решена принятием Советом Министров РБ "Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил РБ".

В итоге, среди безработных сократилось число выпускников ПТУ и техникумов, вузов, и возросло число безработных-выпускников общеобразовательных школ (в 1,5 раза). Это является подтверждением факта, что служба занятости в большей степени контролирует вторичный рынок труда.

Распределение безработных по уровню образования на 1 июля 2010 года отражено в диаграмме 2.1.

Диаграмма 2.1 - Состав безработных по уровню образования на 1 июля 2010 года

Примечание. Источник: [3, c. 89]

На 1 июля 2010 года основными источниками безработицы стали:

-       уволенные по собственному желанию;

-       уволенные по соглашению сторон;

-       длительно неработающие;

-       уволенные по уважительной причине и др.

Региональные же различия в уровне и структуре безработицы в большей степени выражены не в областном, а в районном разрезе. Среди областей в Беларуси всегда устойчиво выше среднереспубликанского значения уровень безработицы в Витебской и Могилевской областях, устойчиво ниже - в г. Минске. Более точную картину региональной дифференциации безработицы дают данные районов и городов Беларуси, в соответствии с которыми можно выделить спокойные, напряженные и критические региональные рынки труда. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, по состоянию на 1.10.2010 г. были обследованы рынки труда районов, городов и городских поселков Беларуси по двум показателям - уровню безработицы и конъюнктуре рынка труда в динамике за 2009-2010 гг. Согласно данному мониторингу, выделено

-       44 критических региональных рынков труда;

-       81 напряженный рынок;

-       176 спокойных рынков труда.

Крупные многофункциональные города имеют более спокойные рынки труда. Это объясняется диверсифицированной многопрофильной структурой производственно-хозяйственного комплекса, наличием более широких возможностей для трудоустройства. Среди рынков труда малых и моногородов 36% попали в разряд критических или напряженных, среди преимущественно сельскохозяйственных - 45%. Следует отметить различную амплитуду колебаний конъюнктуры рынка труда и уровня безработицы.

Так, если в Минской области самый напряженный показатель конъюнктуры рынка труда составил 2 безработных на 1 вакансию, то, например, в Новолукомле Витебской области - 253, в г. Василевичи Речицкого р-на Гомельской области - 94, в г. Давыд-Городок Столинского р-на Брестской области - 65. Наиболее высоких значений этот показатель достигает именно в малых городах и моногородах. Очевидно, узость производственно-хозяйственного комплекса города, неразвитость инфраструктуры регионального рынка труда, ограниченность малого и среднего бизнеса, сферы услуг приводят к росту напряженности регионального рынка труда. К тому же из года в год речь идет об одних и тех же регионах: это, как правило, небольшие города и городские поселки с монопроизводственной структурой (города Новолукомль, Светлогорск и др.) и бывшие военные городки (Поставский, Ганцевичский, Петриковский районы и др.).

Характеризуя структурную безработицу середины 90-х в РБ, правомерно было отметить ее регрессивный характер. Так, в промышленно развитых странах структурная безработица вызвана НТП, появлением новых производств и необходимостью временного лага для подготовки рабочей силы. В отечественной экономике природа структурной безработицы иная. Она обусловлена разрывом прежних хозяйственных связей, сокращением объемов производства, когда незадействованный в силу этих причин человеческий капитал вынужден менять свои характеристики (профессию, квалификацию, форму занятости) для обеспечения условий самовоспроизводства. [7, c. 134]

В настоящее время природа структурной безработицы в Беларуси двоякая: с одной стороны, сохраняются устаревшие и неэффективные производства, с другой - переход экономики на инновационный путь развития, объективные процессы европейской глобализации и интеграции сопровождаются потребностью в кадрах новых профессий и специальностей, обусловливают быстрое устаревание существующих знаний и потребность в повышении квалификации, переподготовке. Все это объясняет доминирующий характер структурной безработицы в Беларуси. Расчеты количественных параметров видов безработицы в Беларуси отражены в таблице 2.2.

Таблица 2.1 - Виды безработицы в Беларуси (в % к экономически активному населению), 2005-2010 гг.

Виды безработицы / Годы

Циклическая безработица

Структурная безработица

Фрикционная безработица

2005

1,5

0,2

0,05

2008

0,96

2,3

0,24

2010

0,2

0,23

0,25

Примечание. Источник: [7, c. 89]

Особенностью Республики Беларусь является также наличие скрытой безработицы, причем можно говорить о двух ее видах:

-       скрытая безработица в сфере формальных трудовых отношений, то есть которой охвачены занятые работники. Ее параметры можно оценить по масштабам неполной вынужденной занятости. Уровень скрытой безработицы этого вида составил в 2010 г. 4,42%, причем за 2006-2010 гг. он снизился вдвое;

-       срытая безработица в сфере неформальных трудовых отношений-то есть, которой охвачены лица из численности экономически неактивного населения. Это часть фактически безработных, которые нигде не работают, ищут работу и приступают к ней без оформления трудовых отношений. Их количество можно оценить при анализе параметров и структуры экономически неактивного населения. Численность экономически неактивного населения в Беларуси постоянно растет, причем в ней возрастает доля "прочего неактивного населения" - то есть трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, чью занятость невозможно установить (ориентировочно 828,2 тыс. чел. в 2010 году).

Безработица в Беларуси не является долгосрочной (то есть длится менее одного календарного года), но это явление в Беларуси также имеет свою специфику. Длительная безработица очень показательна по своим социально-демографическим характеристикам. Например, в Витебском районе среди длительно безработных:

-       около 40% в возрасте старше 50 лет;

-       90,9% - женщины;

-       72% длительно безработных имеют среднее образование;

-       28% - среднее специальное образование (преимущественно специальность зоотехника);

-       18,2% - это уволенные госслужащие (женщины предпенсионного возраста), которые имеют среднее специальное образование и не стремятся искать работу, поскольку имеют пособие в размере среднемесячной заработной платы за последние два месяца до увольнения и личное подсобное хозяйство;

-       36,4% - это матери-одиночки (в том числе многодетные) или имеющие на иждивении престарелых родственников. Им статус безработного позволяет получать пособия на детей, жилищные субсидии. Они также не хотят работать и не ищут работу. Они отказываются практически от всех предложений по трудоустройству.

Более того, долгосрочная безработица больше характерна для сельскохозяйственных районов и моногородов, то есть, мест, где практически не создаются рабочие места, в то время как мобильность рабочей силы никак не поощряется. Тем не менее, в 2006-2010 гг. произошло увеличение численности безработных, находившихся без работы более одного года, с 12 до 17%. При этом сохраняются региональные различия - средняя продолжительность безработицы увеличилась в Брестской и Могилевской областях, в то время как в г. Минске и Минской области она сократилась.

Обобщая портрет длительно безработного, следует отметить, что это:

-       либо преимущественно женщина без образования в возрасте 40-49 лет или предпенсионного возраста, использующая статус безработной для получения субсидий для детей, справок и подрабатывающая без оформления трудовых отношений на рынке. Практически служба занятости ими воспринимается как орган социального обеспечения;

-       либо низкоквалифицированные и недисциплинированные работники, которые ведут аморальный образ жизни, сами не хотят работать и никто не хочет нанимать таких работников (удельный вес 36,3%).

.2 Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в Республики Беларусь

До перехода к рыночным преобразованиям в экономике официальной безработицы не существовало. Тем не менее, в сфере производства товаров рабочая сила продуктивно использовалась только на 80%. Сфера оказания услуг была слаборазвитой. Можно допустить в связи с этим, что в ней не существовало излишней рабочей силы. По экономике страны в целом, таким образом, по меньшей мере 10% рабочих рук и в то время излишними. В централизованно управляемой экономике не существовало стимулов, побуждающих хозяйственных руководителей избавляться от лишних работников. Скорее наоборот они нуждались в излишней рабочей силе. Она нужна была им на случай авральных работ и выполнения трудовой повинности в сельском хозяйстве.

При наличии излишней рабочей силы производительность труда в отечественной промышленности оставалась в 2 раза, а по экономике в целом - в 4 раза ниже, чем в развитых странах. Такая ситуация не могла продолжаться вечно. Она явилась одним из главных побудительных мотивов перестройки всего механизма хозяйствования и перехода к рыночным преобразованиям в экономике. [2, с. 132]

Кардинальный поворот к рыночным отношениям относится к 1992 г. и совпадает с началом затяжного кризиса. При неуклонном спаде объемов производства, наблюдающихся в течение 5 лет (2001-2005 гг.), численность занятых работников практически оставалась прежней. Это привело к резкому снижению уровня общественной производительности труда, а количество лишней рабочей силы еще больше увеличилось. В 2007 г. излишек занятой рабочей силы превышал 30% при уровне официально зарегистрированной безработицы 2,7%.

Обычно развивающиеся страны, к которым относится Беларусь, отличаются низким уровнем занятости и высокой безработицей. У нас же после 2010 г. все складывалось наоборот. Прежде всего, ограниченные возможности открытия новых рабочих мест в развивающихся странах связаны с низкой способностью этих стран к накоплению. При этом кредиты носили целевой характер и предоставлялись по льготным процентным ставкам. Создавалась иллюзия избытка денежных средств у организаций и населения, что негативно сказывалось на валютном курсе и рынке труда. Таким образом, в республике реализовывалась не монетарная модель, а кейнсианский подход на рынке труда, когда спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен, а труд, совокупным спросом, иначе - объемом производства, который за счет эмиссионной подпитки наращивался. Данная политика имела временный эффект, поэтому составляет основу современной политики правительства на рынке труда.

Некоторые положительные сдвиги, наблюдавшиеся в последние годы (2006 - 2009 гг.), слабо изменили ситуацию в области продуктивного использования трудового фактора. Динамика производительности труда и эффективности производства перестала отслеживаться государственными органами управления. По-прежнему наблюдается скрытая безработица. К 2010 г. она несколько уменьшилась, но тем не менее составляла около 15 %, а уровень общей безработицы еще выше - порядка 17%. Данные по численности зарегистрированных безработных и потребность предприятий в работниках (на конец периода) представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Численность зарегистрированных безработных и потребность предприятий в работниках (на конец периода)

Примечание. Источник: [14, с. 89]

Уровень официально зарегистрированной безработицы в Республике Беларусь на конец 2010 г. составил 2,3%, однако реально масштабы незанятости значительно выше. По данным выборочных обследований домашних хозяйств, проводимых Министерством статистики и анализа Республики Беларусь (с января 2006 г.), уровень безработицы превышает официально регистрируемый более чем в три раза и составляет 6,8%, то есть близкий к пороговому значению (8-10%), а с учетом скрытых форм - около 12%. Мировой опыт свидетельствует, что только развитые страны способны содержать численность безработных на уровне 5-7% экономически активного населения без снижения социальных гарантий. Данные по динамике безработицы в Беларуси представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.2 - Динамика безработицы в Беларуси (на конец года)


2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численность регистрируемых безработных, тыс.чел.

2,3

131,1

182,5

126,2

105,9

95,8

95,4

Уровень регистрируемой безработицы, в % к экономически активному населению

0,05

2,9

4,0

2,8

2,3

2,1

2,1

Уровень безработицы по данным выборочных обследований домашних хозяйств (в% к экономически активному населению)

-

-

8,7

7,6

7,2

6,8

6,5

Примечание. Источник: [15, с. 123]

Наряду с этим наблюдается тенденция уменьшения контингента зарегистрированных безработных и увеличения незарегистрированных, что сопровождается выходом их - под контроля службы занятости значительной части безработицы. Одна из основных причин низкого регистрируемого уровня безработицы - крайне малые пособия по безработице (в 2010 г. средний размер пособия на одного безработного составил 4177 рублей), не стимулирующие обращаться в службы занятости, а также отсутствие подходящих вакансий. Материальное положение безработных ухудшается, что вызвано несовершенством системы назначения пособий и инфляционными процессами.

Средний возраст занятых в экономике составляет 39,2 года. У безработицы - женское лицо: на 1 января 2010 г. женщины составляли 61% безработных. Наименьшие шансы трудоустроиться у женщин, имеющих малолетних детей, предпенсионного возраста, имеющих специальности (строительные, например), по которым наниматель отдает предпочтение мужчинам. Типичный портрет безработной - женщина в возрасте 31 года со средним общим образованием. Среди безработных, состоящих более одного года на учете, 80% - такие женщины. Хотя очень медленно и происходит сокращение длительной безработицы, но сама по себе эта проблема не разрешена и является опасной. Ведь в гоственной службе занятости каждый третий состоит на учете от шести месяцев до одного года, а это ведет к деградации личности, потере интереса к труду и к жизни в целом, к психическим расстройствам и так далее.

Показатель трудоустройства мужчин значительно выше, чем женщин (54% против 35%), несмотря на то, что среди регистрируемых безработных мужчин больше (54%). Но они быстрее и трудоустраиваются, потому что работодатели ориентированы в основном на мужскую рабочую силу. Сохраняется несоответствие спроса и предложения рабочей силы в сельской местности (недостаток) и городах (избыток).

Значительно число рабочих мест не занято из-за низкой оплаты труда. 80% предлагаемых свободных рабочих мест не могут привлечь безработных, потому что имеют оплату ниже величины минимального потребительского бюджета. Государственная служба занятости предпринимает определенные усилия для повышения эффективности работы с безработными, тем более что в нынешнем году предполагается, что таковыми могут быть зарегистрированы свыше 2000 тыс. человек и ее услуги понадобятся более 500 тыс. человек. [13, с. 78]

Таким образом, можно сделать следующий вывод: отечественная экономика в настоящее время технологически не перестраивается, а на те слабые технологические изменения, которые кое-где наблюдаются, она слабо реагирует изменениями в спросе на рабочую силу по причине существования скрытой безработицы в скрытых масштабах. К скрытой безработице относятся числящиеся на работе, но не полностью занятые работники.

По данным за 2010 г. численность срытой безработицы составила 660 тыс. чел. В соответствии с законом спроса на рабочую силу это количество работников могло быть уволено без угрозы уменьшения объемов производства. Экономическим базисом развития негосударственного сектора должен стать частный капитал резидентов страны и прямые зарубежные инвестиции. При создании соответствующих условий и правовых гарантий иностранный капитал потечет в негосударственную сферу, результатом чего станет создание новых рабочих мест в данном секторе, вследствие чего безболезненно пройдет сокращение лишней рабочей силы на госпредприятиях. Рынок рабочей силы будет отрегулирован. Иностранные инвесторы совместно с предпринимателями негосударственного сектора купят освобождающиеся площади на госпредприятиях, что равносильно их финансовой поддержке.

3. Последствия безработицы и пути ее преодоления в Беларуси

Если быть объективным, то при анализе безработицы как экономического явления все же следует выделять как позитивные, так и негативные моменты.

Так, те безработные, которые в любой момент готовы включиться в процесс труда, выполняют стабилизирующую функцию резервной армии труда. Известно, что наличие свободных производственных мощностей типично для современной рыночной экономики. Но наличие резервного оборудования предполагает также и наличие определенного резерва рабочей силы (сезонного, отраслевого, регионального и т. п.).

В период временной незанятости открывается возможность организовать переквалификацию определенной части рабочей силы, ее переезд в другой регион страны.

Кроме того, безработица выступает как фактор, который без особых затрат способствует повышению в обществе трудовой дисциплины.

К примеру, постоянное наличие у проходной завода желающих заполучить работу оказывает огромное воспитательное воздействие на тех, кто там работает.

Рабочая сила по-прежнему остается важнейшим экономическим ресурсом. Поэтому возникновение безработицы означает открытое недоиспользование рабочей силы как фактора производства, что сопровождается недополучением определенной части "национального пирога".

Безработица всегда грозит полной или частичной потерей квалификации, т.е. обесценением человеческого капитала. Безработные менее всего привлекательны на рынке труда. Безработица в крупных масштабах снижает реальную заработную плату тем, кто имеет работу.

Наращивание безработицы всегда сопровождается подрывом психологического здоровья нации. Рост безработицы однозначно повышает уровень смертности, число убийств и самоубийств. Под ее воздействием возрастает число больных. Усложняются и семейные проблемы.

Безработица вызывает недополучение сектором домашних хозяйств части денежного дохода, следовательно, сокращает потребительский спрос. В свою очередь государство недополучает налоги. Безработица редуцирует автономное потребление, т.е. ускоряет "проедание" сбережений в секторе домашних хозяйств [8, с. 259].

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности жителей РБ и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в Республике Беларусь значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Белорусским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Подчеркну, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

Подобные исследования представляют несомненный интерес для РБ, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в Белоруссии свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в Белоруссии переходного периода. [10, с. 121]

Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы.

Социальные последствия. Безработица ставит людей в нестандартные ситуации, она не только деформирует сложившийся экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести привычный образ жизни. Она качественно изменяет восприятие самих себя как личностей, разрушает необходимый уровень социальной стабильности. Безработица стала реальным фактором бедности.

Причем именно такой бедности, которая охватывает группы трудоактивного населения, образованного и профессионально подготовленного.

Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:

Таблица 3.1 - Классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы

Отрицательные

Положительные

Обострение криминогенной ситуации

Повышение социальной ценности рабочего места.

Усиление социальной напряженности

Увеличение личного свободного времени.

Рост количества физических и душевных заболеваний.

Увеличение социальной дифференциации.

Увеличение социальной значимости и ценности труда.

Снижение трудовой активности.


Примечание. Источник: [6, с. 112]

Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Можно выделить следующие особенности социального статуса безработных:

-       Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.

-       Самооценки безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.

Экономические последствия. Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.

Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников.

Несмотря, что в Белоруссии в последнее время наблюдается стабильный экономический рост, этого не достаточно, чтобы достичь уровня развитых государств Запада. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:

Таблица 3.2 - Классификацию наиболее значимых экономических последствий безработицы

Отрицательные

Положительные

Обесценение последствий обучения.

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

Сокращение производства.

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

Затраты на помощь безработным.

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

Утрата квалификации.

Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Снижение жизненного уровня.


Недопроизводство национального дохода.


Снижение налоговых поступлений.


Примечание. Источник: [7, с. 108]

Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы.

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.овременные мальтуазианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политике ограничения рождаемости.

Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой заработной плате, предлагают:

-       содействовать снижению заработной платы;

-       разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы.

-       государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

Кейсианские программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий:

.        Тактические методы: организация государством общественных работ.

.        Стратегические мероприятия: государственные снижения заказов частному сектору учетной ставки процента.

Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике ещё не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счёт своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.). Главное - занять население во имя социальной стабильности и поддержания хотя бы минимального потребительского спроса со стороны работников.

Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие - потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учётной ставки за счёт увеличения государственных расходов (возможно при и росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющих большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу.

Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.

Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной (от слова "монета"). Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклонятся от социальных программ, что, безусловно, ведёт к нагнетанию социальной напряжённости.

Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую денежную среду.

Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но в условиях циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптированных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу.

Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса. Но в условиях России последовательное использование монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящей от административно-командной системы к рыночной.

Меры по сокращению безработицы следующие:

.        Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.).

.        Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции).

.        Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства).

.        Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям.

.        Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя).

.        Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

Особое внимание в 2010 году уделялось стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых, средних городах, поселках и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы. По каждому из 42 регионов, включенных в областные и Государственную программы, реализовывался конкретный комплекс мер, разработанных с учетом специфики территории и направленных на обеспечение занятости населения и снижение уровня безработицы.

В Государственную программу включены мероприятия по обеспечению занятости в 22 малых и средних городах и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы (Брестская область - Ганцевичский район, гг. Микашевичи Лунинецкого района и Белоозерск Березовского района; Витебская область - Поставский район, гг. Поставы, Новолукомль, г.п. Воропаево Поставского района; Гомельская область - Октябрьский и Речицкий районы, г. Речица, г. Василевичи и г.п. Заречье Речицкого района, г.п. Октябрьский, г.п. Комарин Брагинского района; Гродненская область - г. Скидель; Минская область - г.п. Бобр Крупского района, г.п. Свислочь Пуховичского района, г.п. Уречье Любанского района; Могилевская область - р.п. Глуша Бобруйского района, г.п. Краснополье, г.п. Хотимск, г.п. Глуск).

Кроме того, в областные программы занятости населения включены еще 20 регионов, требующих первостепенного решения проблем обеспечения занятости проживающего в них населения (г.п. Ореховск и Копысь Оршанского района, г. Солигорск, д. Раевка Молодечненского района, г.п. Белыничи и др.).

Мероприятиями государственной и областных программ занятости населения на 2006 г. предусматривалось создание в данных проблемных регионах 7,4 тыс. новых рабочих мест. За 2006 год республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено создание в малых и средних городских поселениях новых рабочих мест, на которые трудоустроено 8440 человек (113,5 процента к годовому заданию), в том числе по областям: Брестская область - 1804 рабочих места (114,8 процента к заданию), Витебская область - 1325 рабочих мест (139,3 процента), Гомельская - 1574 рабочих места (101,9 процента), Гродненская - 1422 рабочих места (101,2 процента), Минская - 1527 рабочих мест (107,3 процента), Могилевская - 788 рабочих мест (145,4 процента). Реализация мер по обеспечению занятости в 42 регионах, включенных в Государственную и областные программы занятости населения, позволила улучшить ситуацию на рынках рабочей силы в 38 и стабилизировать ее в 4 малых и средних городских поселениях.

Обеспечено снижение уровня регистрируемой безработицы в Ганцевичском районе с 7 процентов на 1.01.2006 до 4,2 процента на 1.01.2007, Дрогичинском районе - с 2,8 до 2,3, Ивановском районе - с 3,5 до 3,2 и др.) а также уменьшение количества безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости на конец отчетного периода в г. Белоозерске со 141 на начало 2006 г. до 117 на 1.01.2007 г., Поставском районе - с 795 до 569, Речицком районе - с 1282 до 948, , в г.п. Заречье Речицкого района - с 47 до 27, г. Скиделе - со 143 до 130, г.п. Белыничи - со 107 до 84, г.п. Хотимск - со 110 до 83,г.п. Бобр Крупского района - с19 до 7, г.п. Уречье Любанского района - с 44 до 32 и т.д. В 2007 году будет продолжена работа по решению проблем региональных рынков труда и созданию в этих целях рабочих мест. [16, с. 78]

Заключение

Категория занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

В Беларуси основными типами безработицы основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская. Уровень безработицы в последнее время неуклонно растет.

В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, работизация, расширение сферы услуг и надомного производства.

В Беларуси в силу специфики сложившейся ситуации, традиционные методы сокращения безработицы не могут дать тот же эффект. Основными методами должны стать стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения.

Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

-       оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

-       совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Список использованных источников

1.      Автономов В.С. Введение в экономику - М.: Вита-пресс, 2000. - 654с.

.        Бабкина З.В., Макарова И.К. Занятость, предпринимательство и профессиональная подготовка в условиях рынка труда - М., 1991. 288 с.

.        Булатов А.С. Экономика - М.: Юристъ, 1999. - 564 с.

.        Ванкевич Е.В. Безработица в Беларуси: особенности изучения и управления. // Белорусский экономический журнал. - 2001. - №4. с. 112

6.      Ванкевич Е.В. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. - Мн.: БГЭУ, 2000. 99 с.

7.      Власов В. Новый порядок регистрации безработных // "Занятость" - 1998 - №1. с. 77

8.      Журнал "Человек и труд" №11 2006. с. 112

9.      Журнал "Человек и труд" №4 2006. с. 108

.        Журнал "Экономика труда" №5 2006. с. 66

.        Журнал "Банковский вестник" №7 2005. с. 110

.        Зверева Н. Безработица и политика занятости - Федерализм , 2000, №1Иохин В.Я. "Экономическая теория", Москва, 2004. 121с.

.        Ивашковский С.Н. "Экономика: микро- и макроанализ". Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 1999. 360с.

.        Лемешевский И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономической специальности вузов. - Мн.: ООО "ФУ Аинформ", 2004. 267 с.

15.    Макроэкономика. Учебное пособие. Под редакцией М.И. Плотницкого. - 2-ое издание, стер. - Мн.; Новое знание, 2004. 278 с.

16.    Мониторинг рынка труда Республики Беларусь. Мн.: 2000. - 432 с.

.        Мега-, мета-, макроэкономика: Курс лекций / П.Г. Никитенко, Э.А. Лутохина, В.В. Козловский и др.; Под общей редакцией д-ра экон. Наук, проф. Э.А. Лутохиной. - Мн.: НО ООО "БИПС", 2002. 123 с.

.        Разоренова Л.В. Оценка уровня реальной и скрытой безработицы в Республике Беларусь // Квартальный бюллетень клуба экономистов, выпуск 3. 86 c.

.        Щербакова Е.А. Рост безработицы в мире в 2008 году // Бюллетень "Население и общество". - 2009. - №395. - С. 67-69.

.        Экономическая теория. Под редакцией Н.И. Базылева и С.П. Гурко. - Мн.; 2002. 178 с.

Похожие работы на - Современная безработица в условиях Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!