Особенности влияния внешней среды организации на ее деятельность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    129,56 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности влияния внешней среды организации на ее деятельность

Содержание

Введение

. Понятие и сущность внешней среды организации

. Классификация факторов внешней среды организации

.1 Факторы прямого влияния

.2 Факторы непрямого влияния

. Комплексный подход к оценке внешней среды

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время, когда Россия встала на путь рыночного развития экономики, отечественными предприятиям нужно прилагать больших усилий, чтобы твердо держать свои позиции на рынке. Для этого предприятиям необходимо выпускать конкурентоспособную продукцию, следить за ее качеством, за положением на рынке, за изменениями предпочтений потребителей, за развитием технологического процесса. Но прежде всего предприятиям нужно правильно выбирать стратегию своего дальнейшего развития.

Любая организация существует и функционирует во взаимосвязи с большим количеством факторов. Эти факторы по-разному влияют на организацию и оказывают очень существенное воздействие на возможности организации, ее перспективы и стратегию. Совокупность факторов взаимодействия рассматривается в менеджменте как среда организации. В этой курсовой работе мы раскроем понятие и значение факторов внешней среды организации.

Внешняя среда является, с одной стороны, источником, который питает фирму ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне, а с другой - источником, который поглощает результаты деятельности фирмы, обеспечивая тем самым возможность ее выживания. Таким образом, задача стратегического планирования заключается в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое дало бы ей возможность поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для достижения своих целей, и тем самым давало бы возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Внешняя среда является источником, который снабжает организацию ресурсами, необходимыми для поддержки ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендует много других организаций, которые находятся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы с внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации с внешней средой, которое позволяло бы ей поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для достижения поставленных целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Успех организации зависит не только от совершенства ее внутренней среды, но и от внешних относительно организации сил. Они прямо или опосредствовано влияют на ее деятельность, усложняя ее или открывая перед ней новые возможности. Поэтому необходим всесторонний и тщательный анализ характера влияния внешних сил на организацию, которая даст возможность принимать такие управленческие решения, которые будут улучшать конкурентные позиции организации, будут обеспечивать ее эффективное функционирование и развитие.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и воплотить эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и места, которое занимает в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается управлением в первую очередь для того, чтобы раскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при последующем их достижении.

Сначала внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что, для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке. Она должна активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.

Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано лишь в 50-ые годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как целостность, которая состоит из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода, согласно которому, выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, которая характеризуется в значительной степени определенными внешними переменными.

Цель исследования - охарактеризовать внешнюю среду организации как условие ее функционирования и выживания.

Объект исследования - внешняя среда организации.

Предмет исследования - особенности влияния внешней среды организации на ее деятельность.

Задачи исследования:

. Рассмотреть понятие и сущность внешней среды организации.

. Провести классификацию факторов внешней среды организации.

. Изучить комплексный подход к оценке внешней среды.

. Проанализировать методы оценки внешней среды.

Теоретико-методологическим основанием исследования стали труды отечественных и зарубежных исследователей в области менеджмента, маркетинга, экономики предприятия и теории управления.

Реализация задач исследования осуществлялась путем комплексного использования общенаучных и специальных методов: логического, этимологического и сравнения - при углубленном анализе понятийного аппарата и формировании теоретической базы исследования; анализа и синтеза - для осмысления отдельных вопросов взаимодействия предприятия с внешней средой; категориального анализа - при уточнении таких понятий, как "внешняя среда организации", "факторы внешней среды" и пр.; сравнительного анализа - при изучении источников по проблематике исследования и для обобщения отечественного и зарубежного взаимодействия организаций с внешней средой, анализа и обобщения - для теоретического обоснования результатов исследования.

Структура курсовой работы: введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, насчитывающий 8 источников. Основной текст работы изложен на 25 страницах.

1. Понятие и сущность внешней среды организации

При создании фирмы предприниматель должен осознавать, что будущая его деятельность будет проходить внутри и под воздействием так называемой окружающей среды, под которой понимается дифференцированная структура, которая состоит из внешней (ближней и дальней) и собственной внутренней среды.

Внешняя среда включает все силы и контактные аудитории, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Буквально все, что влияет на принятие решений в процессе деятельности, может быть включено в это понятие. Среда никогда не бывает стабильной и, обычно, каждое предприятие должно не только знать свою среду и ее природу изменений, но и уметь реагировать на эти изменения: неудача в приспособлении к среде выльется в неудачный бизнес вообще.

Среда организации - это совокупность определенных обстоятельств и факторов как внутри организации, так и вокруг нее, что влияют на принятие решений. Организация находится под постоянным давлением отдельных звеньев внешней и внутренней среды.

Организация представляет взаимодействие таких основных элементов, как цели, структуры, задачи, технологии, люди, а также окружение (политическое, экономическое, культурное, рыночное), к которому она должна приспособиться.

Любая организация находится в среде и функционирует, если среда дает такую возможность.

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы и включает потенциал, который дает возможность организации существовать и выживать в определенном промежутке времени, но она может быть и источником проблем, даже банкротства организации в случае необеспечения функционально необходимых потребностей.

Любая организация, предприятие является открытой системой, которая находится в постоянном взаимодействии с теми или другими элементами внешней среды. Исследованию внешней среды следует уделять достаточное внимание, поскольку оно предопределяет уровень определенности, в условиях которого принимаются управленческие решения.

Внешняя среда - это совокупность хозяйственных субъектов, экономических, общественных и естественных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних (относительно предприятия) условий и факторов, что действуют в глобальном окружении.

Внешняя среда организации - это совокупность элементов, которые не входят в состав организации, но оказывают на нее определенное влияние (рис. 1).

Рис. 1. Факторы внешней среды организации

Внешняя среда является источником обеспечения организации ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на необходимом уровне для достижения целей.

В современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение вошло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой непредвиденности внешней среды. Первичным этапом и информационной основой стратегического управления является исследование внешней среды фирмы, то есть системный сбор и анализ информации о ней. Анализ внешней среды обычно считается начальным процессом стратегического управления, поскольку обеспечивает базу как для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, которые помогут предприятию выполнить миссию и достичь своих целей. Оно является процессом, с помощью которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, или определяют угрозы для фирмы.

Принято определять такие ситуативные характеристики отдельных элементов внешнего окружения и их взаимодействия:

взаимосвязь факторов внешней среды, то есть уровень силы, с которым изменение одного фактора влияет на изменение других факторов среды;

сложность внешней среды, которая определяется количеством факторов, на изменение которых производственная система должна реагировать для обеспечения своего выживания, а также уровень вариации каждого фактора;

динамика внешнего окружения, то есть скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия; большинство исследователей считают, что скорость изменений в отдельных отраслях и сферах экономики имеет тенденцию к ускорению;

неопределенность внешнего окружения, которая рассматривается как функция от количества информации относительно действия каждого фактора и уверенности в ее достоверности.

Все эти характеристики внешней среды организации говорят о высокой динамике и вариантном характере изменений, которые происходят в ней, что накладывает на руководство задачу как можно более точного прогнозирования, оценки и анализа внешнего окружения фирмы, которое сложилось, а также загодя установления характера и силы возможных угроз, которая позволит формировать и адекватно ситуации корректировать выбранную стратегию. В современных условиях наиболее действенной считается необходимость осуществлять превентивное реагирование на прогнозируемые во внешней среде изменения, поскольку лишь с помощью этого можно не только выжить, адаптироваться, но и максимально эффективно использовать имеющиеся в организации резервы, а также возможности, возникающие в результате изменений, которые происходят.

Факторы внешней среды имеют определенную связь как между собой, так и с внутренней средой; эта связь заключается в уровне силы, с которой изменение одного фактора действует на другие составляющие. Необходимо выявить основные тенденции, взаимовлияние этих факторов и построить прогнозы их развития.

2. Классификация факторов внешней среды организации

.1 Факторы прямого влияния

В современной экономической литературе внешнее окружение организации рассматривается как сложная многоуровневая структура, элементы каждого уровня которой формируются под воздействием собственных (специфических) факторов и по-разному (по силе и направлению) влияют на деятельность предприятия. Принято выделять два уровня внешнего окружения:

. Общее окружение (макросреда), которое включает в свой состав глобальные факторы, которые отражают социально-экономические отношения в обществе. По большей части макросреда не имеет специфического влияния на отдельно взятое предприятие, но степень влияния на отдельные предприятия разная, что обусловливается отличиями как в сферах деятельности, так и во внутреннем состоянии (потенциале) предприятий. Макросреда определяет общие условия предпринимательской деятельности, атмосферу бизнеса, влияет на факторы микросреды и через них (опосредствовано) - на развитие предприятия.

. Оперативную среду (микросреда), которая охватывает факторы, которые осуществляют непосредственное влияние на конкретное предприятие. Традиционно принято рассматривать такие группы факторов, как покупатели, поставщики, конкуренты, государственное законодательство. Среду прямого влияния на организацию образуют определенные субъекты - потребители, конкуренты, поставщики, государственные органы, финансово-кредитные учреждения и другие внешние агенты и контрагенты. Эту среду еще называют средой задач, потому что в нее входят элементы, которые непосредственно связаны с операциями организации (рис. 1.2).

Рис. 2. Классификация факторов внешней среды организации

Внешняя среда прямого влияния - это среда, которая включает элементы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают прямое влияние операций организации: потребители, конкуренты, поставщики, законы, государственные учреждения и др. (рис. 3).

Потребители - это физические или юридические лица, которые используют продукцию организации для личных потребностей или потребностей своей организации.

Конкуренты - это производители подобной продукции на рынке.

Поставщики - фирмы или отдельные личности, которые поставляют машины, оборудование и другие материальные ресурсы для удовлетворения технологических или личных потребностей организации или отдельной личности.

Рис. 3. Внешняя среда прямого влияния

Законы и государственные учреждения - это правовые и нормативные акты высшего органа законодательной и исполнительной власти или их специальные органы, которые осуществляют надзор за соблюдением государственных требований предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами.

К самым весомым факторам прямого действия принадлежат законы России о предприятии, предпринимательстве, собственности, охране труда, защите прав потребителей, об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции, правительственные декреты и постановления, нормативные документы отраслевых и территориальных органов управления, направленные на правовое и организационное закрепление экономических отношений межгосударственными властными структурами и хозяйственными субъектами, наработка норм и правил их поведения (правил игры) в экономическом пространстве.

Действующее законодательство в стране может способствовать общему экономическому развитию, а может его тормозить, может положительно влиять на деятельность одних предприятий и делать препятствия их конкурентам. Состояние законодательства характеризуется не только его сложностью, но и переменчивостью, иногда даже и неопределенностью, которая является особенно характерным для переходного периода.

Государство выполняет свои экономические функции, применяя разнообразные формы и средства влияния на экономику. Среди основных форм государственной регуляции рыночной экономики выделяют формы правовой, экономической и административной регуляции. Правовые регуляторы защищают систему рыночного предпринимательства, определяют права и обязанности предприятий и других субъектов рыночной экономической системы. К формам экономической регуляции принадлежат финансовая, денежно-кредитная, ценовая, структурная и социальная формы регуляции.

Современная рыночная экономика во многом является саморегулирующейся системой, потому самыми целесообразными являются экономические методы государственного влияния, но это не значит, что в рыночной экономике не имеют права на существование административные методы регуляции экономикой.

Экономическая регуляция связана с влиянием государства на экономические потребности и интересы рыночных субъектов, то есть заключается в применении экономических регуляторов, а административная регуляция осуществляется волевыми, командными методами, применяя неэкономичные методы влияния, то есть государственный контроль над монопольными рынками (антимонопольная регуляция), государственный контроль над нежелательными эффектами системы свободного предпринимательства (установление соответствующих правил и норм рыночного поведения, обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов), обеспечения минимально допустимого уровня благосостояния и социальной защиты населения, защита национального рынка, реализация целевых программ экономического, социального и научно-технического развития и тому подобное.

Государственная регуляция национальной экономики осуществляется через разные формы экономической политики. Экономическая политика - это целеустремленная система мероприятий государства в сферах национального производства, распределения, обмена и потребления благ.


2.2 Факторы непрямого влияния

Среда непрямого действия охватывает материально-технические условия, общественные отношения и институции, другие факторы, которые влияют на организации опосредствовано. Этим факторам свойственный высокий уровень вариативности, неопределенности и непредсказуемости. К основным из них, за которыми предприятие должно внимательно следить и правильно оценивать связанные с ними угрозы или выгоды во время выработки предпринимательской стратегии, принадлежат экономические, политические, социокультурные, научно-технологические, экологические и некоторые другие (рис. 4).

Общее положение экономики, тенденции ее развития время от времени изменяют экономическую среду ведения хозяйства. Для выработки собственной стратегии развития предприятия следует постоянно диагностировать его и оценивать изменения с точки зрения возможных для себя последствий. К этим факторам принадлежат: уровень и темпы инфляции, роста и спада производства, колебания курса национальной валюты относительно валют других стран, налогообложения, условия получения кредита и процентная банковская ставка, уровень динамики цен, распределение прибылей и спрос покупателей, платежеспособность контрагентов и тому подобное.

В последнее время очень большое значение приобрела глобализация - экономический фактор, который делает сильных субъектов рынка еще сильнее, а слабых - еще более слабыми, переводит конкурентную борьбу на новые уровни.

Рис. 4 Среда непрямого (косвенного) влияния

Группа политических факторов постоянно должна быть в поле зрения руководителей предприятий прежде всего в нестабильной социально-экономической и политической среде, которая складывается в период трансформации экономических отношений. Нестабильная политическая ситуация влечет отток капитала от отраслей, которые нуждаются в значительных долгосрочных инвестициях, в то же время достаточно хорошо чувствуют себя торговые предприятия. В период роста политической активности (избирательные процессы, в частности) открываются новые возможности для средств массовой информации - они становятся чрезвычайно рентабельными (благодаря высокой стоимости политической рекламы) и могут увеличивать свои тиражи, приобретая имидж "правдоносителей".

Социокультурные факторы формируются в рамках конкретного общества и отображают особенности основных взглядов, ценностей и норм поведения людей, которые влияют на принятие управленческих решений. К ним принадлежат: отношение людей к самим себя и к другим, к общественным институциям, к природе, к основным культурным ценностям и тому подобное. Можно сказать, что одной из основных причин, из-за которой так медленно происходят рыночные превращения в России, является перенесение управленческого опыта западных стран на отечественную институциональную среду, которая характеризуется своими традициями и преференциями. В частности, на служебное продвижение или отбор кандидата на определенную должность часто влияет не высокий профессионализм, а личная преданность, принадлежность к определенной "семье" или клану. Основными ментальными чертами наших граждан являются дистанционирование от власти и недоверие к ней, крайний индивидуализм, правовой нигилизм, пренебрежение законами, аргументация с позиции силы, а не знаний. Все это предопределяет нежелание придерживаться общепринятых этических норм ведения бизнеса и вместо правила "Действовать так, чтобы было выгодно всем" преимущество предоставляется норме "Действовать так, чтобы было выгодно мне". Уклонение от норм этики в ведении бизнеса приводит к росту платы за риск. Этим поясняются и высокие процентные ставки на кредиты, которые предоставляются банками, в частности и трудности, связанные с получением их для развития бизнеса. Эти же факторы должны учитывать коммерческие банки во время предоставления кредитов для того, чтобы обеспечить их возвращение. Следовательно, можно утверждать, что социально-культурные факторы также существенно влияют на экономическую ситуацию в России.

Также немаловажными являются и научно-технические факторы внешней среды. Неравномерный ход научно-технического прогресса, расхождение в пространстве и времени создания и использования технических новинок требуют учет предприятиями уровня и тенденций технико-технологического развития и того, как его достижение используют конкуренты. Динамика технологического прогресса в высокоразвитых странах просто фантастическая. Поэтому руководителям предприятий необходимо анализировать и возможное влияние общемировой научно-технической среды на создание и внедрение технологических новаций. При этом большое внимание следует уделять научным изобретениям или открытиям, которые могут существенно повлиять на дальнейшее использование имеющихся технологий, делая их малоперспективными. Так, компания "Полароид" в октябре в 2001 г., после 30 лет существования на рынке фотоуслуг, объявила о своем банкротстве. Причина - появление новых цифровых фотоаппаратов, которые буквально в течение секунд с помощью компьютера и цветного принтера могут изготовить сколько угодно копий фотоснимков. Кроме того, повысилась оперативность работы традиционных фотоуслуг. Последним аргументом в пользу банкротства было резкое уменьшение численности туристов в связи с терактами в США.

С другой стороны, предлагая рыночные научно-технические разработки (прежде всего это касается предприятий, которые применяют технологии наивысшего уровня, огромного инновационного потенциала, - компьютерные, лазерные, плазменные, биологические), следует позаботиться об их надлежащем информационном и инженерном сопровождении. Очень часто перспективные научно-технические, в том числе и отечественные разработки не могут найти применение из-за неподготовленности рынка к их восприятию. Поэтому нужно загодя готовить почву для успешного продвижения новинки на рынок, используя для этого все возможности - от имиджевой информации до участия в международных выставках и презентациях.

Всестороннее обоснование предпринимательской стратегии предусматривает ее соответствие критерия безопасности человека и окружающей среды. К основным факторам влияния на окружающую среду, которые следует учитывать и прогнозировать в предпринимательской деятельности, принадлежат: объемы выбросов в среду загрязняющих и ядовитых веществ; уровень физического (электромагнитного, радиационного, теплового) влияния на среду; надежность и социально-экологическая безопасность производственных систем и больших технологических образований - гидротехнических сооружений, газо- и нафтогонов, тоннелей и тому подобное; количество и качество продукции, которая изготовляется, ее безопасность и утилизационная пригодность; состояние естественной среды, в котором расположено предприятие (до и после реализации запланированной стратегии развития) и размеры возможных необратимых негативных последствий. В настоящее время, принимая решение о тех или других технологических аспектах выпуска продукции, необходимо оценивать не только то, как способ изготовления продукции повлияет на окружающую среду, но и как после окончания эксплуатационного срока обеспечить процесс утилизации продукции, чтобы не нанести вреда природе и человеку.

3. Комплексный подход к оценке внешней среды

В экономической литературе разработано и предложено огромное количество методов оценки состояния внешней среды, которые могут быть распределены по отмеченным ниже группам.

. Методы прогнозирования (экстраполяции, множественной регрессии, построения кривого тренда, метод разработки сценариев, метод "Дельфи", асимптотический анализ, анализ потерь и возможностей), которые применяются для определения будущих тенденций, для выявления будущих существенных переменных и для предвидения будущих событий на основании обобщения анализа нынешней ситуации, ее прогнозирования на будущее. Методы моделирования (разработки моделей "затраты-выпуск", эконометрический, стохастический, кибернетический) предоставляют возможности построить такую модель действительности, которая дает возможность специалисту по планированию получать разнообразные варианты будущего, изменяя входные параметры и функции переменных в рамках этой модели.

. Методы оценки последствий (анализ прямого и перекрестного влияния, дедуктивный анализ, анализ баланса заинтересованных сил и тому подобное). Применение этих методов дает возможность оценить последствия влияния ожидаемых изменений внешней среды на жизнедеятельность предприятия и результаты его хозяйственно-финансовой деятельности, определить степень и достоверность сбегания нескольких явлений.

. Экспертные методы (оценка возможного роста и изменения эффективности "стратегических зон ведения хозяйства, метод "5x5 ", метод "четырех вопросов", построение матрицы "достоверность усиления фактора - его влияние на организацию" и тому подобное). Их применение предусматривает экспертное формирование перечня параметров, которые определяют изменения состояния внешнего окружения и их влияние на деятельность предприятия, дают возможность оценить степень неопределенности среды и основные ее источники.

Одним из наиболее распространенных методов, который используются для оценки внешней и внутренней среды является SWOT-анализ. SWOT-нализ - это своеобразная форма; он не содержит окончательной информацию для принятия управленческих решений, но дает возможность упорядочить процесс обдумывания всей имеющейся информации с использованием собственных мнений и оценок. Для любого руководителя или управленческого работника, сориентированного на текущую работу, это полезное дело, которое требует от кого-либо, кто применяет SWOT-анализ, задуматься на перспективу.- анализ дает возможность формировать общий перечень стратегий предприятия с учетом их особенностей. Проследить соотношение факторов внешней и внутренней среды, которая трактуется в категориях SWOT -анализа, можно с помощью определенной матрицы (рис. 5).

На пересечениях отдельных составных групп факторов формируются поля, для которых характерны определенные соединения, которые необходимо учитывать в дальнейшем в ходе разработки стратегий определенного типа:

поле СиМ - нуждается в стратегиях поддержки и развития сильных сторон предприятия в направлении реализации шансов внешнего окружения;

поле СиЗ - предвидение стратегий использования сильных сторон предприятия с целью смягчения (устранение) угроз;

поле СлМ - разработка стратегий преодоления слабостей предприятия за счет возможностей, которые предоставляет внешняя среда;

поле СлЗ - иногда называют "кризисным полем", потому что здесь сочетаются угрозы среды со слабостью предприятия. Учитывая это, существует неотложная потребность разработки стратегий как преодоления угроз, так и устранения слабости предприятия, которое всегда является трудным заданием.

Рис. 5. Матрица SWOT -анализа

Необходимо иметь в виду, что факторы, которые формируют отдельные составляющие SWOT-анализа, могут иметь разные временные характеристики влияния, потому целесообразно выполнять определенную их ранжирование на кратко- и долгосрочные действия. Для разработки стратегий недостаточно констатировать влияние тех или других факторов среды. Чтобы обеспечить выживание предприятия в долгосрочной перспективе, необходимо прогнозировать тенденции развития шансов и угроз. То, что анализ и прогнозирование тенденций необходимо проводить одновременно, подтверждает перечень этапов проведения SWOT-анализа.

Необходимость обработки больших массивов информации предопределяет применение разных статистических методов анализа данных: одно- и многофакторные, описательные и индуктивные методы, методы анализа зависимостей и методы анализа взаимосвязей. На многих предприятиях при применении SWOT-анализа широко используют регрессивный, вариационный, дискриминантный, факторный и кластер-анализ. Применение того или другого метода зависит от уровня шкалирования зависимых и независимых переменных, а также содержания явления или проблемы, которая является объектом анализа. Качество проведенного анализа обеспечивает достоверность построенных прогнозов на его основе.

Основные этапы проведения SWOT-анализа отличаются. Это обусловлено спецификой видов деятельности предприятий.

Среди большого количества методик следует выделить методику, предложенную Колесником П.А., потому что она вобрала в себя комплекс как анализа текущей ситуации, так и прогнозирование действий на будущее. Эта методика отображена в табл. 1.

Таблица 1. Методика проведения SWOT-анализа.

Анализ текущей ситуации (диагноз)

Анализ будущего (прогноз)

1. Анализ критических внутренних и внешних факторов


2. Оценка внешних факторов (экспертиза)

5. Прогнозирование тенденций развития для каждого (избранного) внешнего фактора

3. Оценка внутренних факторов (экспертиза)

6. Разработка требований к рекомендациям, которые усиливают преимущества и устраняют недостатки каждого из внутренних факторов

4. Кто мы есть и какие наши конкурентные преимущества (недостатки)?

7. Какими мы желаем и можем быть ?


8. Формулировка стратегии для каждого направления хозяйственной деятельности


Определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ макро- и микросреды организации.

Единственным правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимания осуществлению анализа внешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровому, финансовым и техническом обеспечении. Лишь при этом условии можно рассчитывать на эффективность стратегических и оперативных управленческих решений, которые принимаются.

В ходе работы была раскрытая методология оценки внешней среды, определены основные составные части внешней среды. Была также предложена комплексная методика оценки наиболее значимых факторов среды, проведено сравнение ее с общепринятой методикой и определение ее преимуществ. Необходимо отметить, что существуют и другие методы оценки внешней среды кроме той, которая описана во 2-м разделе, но они более трудоемки, это ограничивает их использование на предприятиях. Предложенная методика может применяться при ограниченном количестве информации и в случае, когда допускается некоторая неточность полученных результатов.

Заключение

Подытоживая тему данной работы можно сделать следующие обобщающие выводы.

Внешняя среда организации - это совокупность элементов, которые не входят в состав организации, но осуществляют определенное влияние на нее.

Внешняя среда организации прямого влияния - это среда, которая включает в себя элементы, которые непосредственно влияют на операции организации и чувствуют на себе прямое влияние операций организации.

Внешняя среда организации опосредствованного влияния - это совокупность факторов, которые могут не осуществлять прямого, то есть немедленного влияния на операции организации, но со временем будут отображаться на них.

К элементам внешней среды организации прямого влияния принадлежат: потребители, конкуренты, поставщики, законы и государственные учреждения и тому подобное.

потребители - это физические или юридические лица, которые используют продукцию организации для личных потребностей или потребностей своей организации.

конкуренты - это производители подобной продукции на рынке.

поставщики - это фирмы или отдельные личности, которые осуществляют снабжение машин, оборудования других материальных ресурсов для удовлетворения технологических или личных потребностей организации или отдельной личности.

законы и государственные учреждения - это правовые и нормативные акты высшего органа законодательной и исполнительной власти или их специальные органы, которые осуществляют надзор за соблюдением государственных требований предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами.

К факторам внешней среды организации опосредствованного влияния принадлежат: состояние экономики, научно-технический прогресс, политические и социально-культурные изменения, влияние международных событий и тому подобное.

состояние экономики - это тенденции и уровень инфляции, ставки банковского процента, уровень безработицы и др.

научно-технический прогресс - это развитие технологического процесса у конкурентов.

политические изменения - это тенденции в сферах законодательства, судебного дела, политики, государственной регуляции и тому подобное.

социально-культурные изменения - это совокупность отношений, ценностей, норм, убеждения, поведения и тому подобное.

влияние международных событий - это процессы, которые происходят за пределами страны и влияют на курс национальных валют, конкуренцию и тому подобное.

Внешняя среда - чрезвычайно сложный объект, о котором уже написано и еще будет написано множество работ. Подытоживая вопрос анализа и оценки внешней среды организации, следует отметить, что данный процесс является очень важным для выработки стратегии организации и одновременно очень сложным процессом, который требует внимательного отслеживания изменений, которые происходят во внешней среде организации.

Список использованных источников

внешний среда организация стратегия

1.      Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. - М.: Экономистъ, 2011. - 610 с.

2.      Гибсон Дж.Л. Организации: поведение, структура, процессы / Дж.Л. Гибсон, Д.М. Иванцевич, Д. Донелли; пер. с англ. - 8-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 590 с.

.        Дафт Р. Менеджмент / Р. Дафт ; пер. с англ. - 6-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 406 с.

.        Дятлов А.Н. Современный менеджмент: Учебное пособие. Вып.3. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. - 549 с.

.        Иващенко Н.П. Экономика фирмы. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 528 с.

.        Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент, М.: ЮНИТИ, 2010. - 404 с.

.        Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. - М.: Эксмо, 2010. - 402 с.

.        Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С. - М.: КНОРУС, 2009. - 590 с.

Похожие работы на - Особенности влияния внешней среды организации на ее деятельность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!