Социально-экономическое развитие России после вступления в ВТО

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    392,36 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-экономическое развитие России после вступления в ВТО

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Факультет Государственного и муниципального управления

Кафедра управления развитием территорий и регионалистики







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Социально-экономическое развитие России после вступления в ВТО











Москва, 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Общие сведения о ВТО

Глава 2. Вступление России к ВТО

.1 Этапы вступления

.2 Принятые обязательства

.3 Изменения в сфере законодательной базы

Глава 3. Анализ последствий вступления для России

.1 Политические и правовые следствия

.2 Социально-экономические следствия

.2.1 Общие социально-экономические эффекты

.2.2 Эффекты по секторам экономики (отрасли промышленности, сельское хозяйство, сфера услуг)

Глава 4. Прогнозы регионального развития после вступления в ВТО

.1 Общие тенденции регионального развития и уровень подготовленности властей к вступлению в ВТО

.2 Факторный прогноз регионального развития

.3 Cоциально-экономические аспекты влияния членства в ВТО

Глава 5. Актуальность применения опыта Китая для России

.1 История вступления, обязательства и меры адаптации

.2 Последствия членства в ВТО и выявленные проблемы

.3 Применимость китайского опыта в России

Заключение и рекомендации

Библиографический список

Приложения

Введение

Российская Федерация 22 августа 2012 года официально стала 156м членом Всемирной торговой организации (ВТО) спустя 18 лет. Россия вступила в ВТО в качестве развитой страны, а не развивающейся. Последними препятствиями членства в ВТО была блокирующая позиция Грузии, поиски компромиссов в двусторонних переговорах с США и ЕС.

Нормы ВТО непосредственно оказывают влияние не только на внешнеторговые отношения, но и на внутренние параметры функционирования экономики вступившей страны. Вступление России в ВТО активизирует глобализационные процессы на рынках субъектов страны. Членство в ВТО создает новые возможности и угрозы для России: возможности в виде более благоприятных условий доступа на международные рынки товаров и услуг и защиту своих интересов; угрозы упадка производства в неконкурентных российских отраслях, рост безработицы.

Итоговый эффект вступления в ВТО крайне сложно оценить, так как последствия не складывается из отдельных положительных и отрицательных эффектов по отраслям и имеют сложный временной график в силу в силу разных сроков введения новых тарифов и различных лагов запаздывания. На макроэкономическом уровне выигрыш одних отраслей компенсируется проигрышем в других.

Вступление в ВТО скажется на развитии субъектов РФ в разной степени. Открытие рынков может с одной стороны привести к закрытию неконкурентноспособных с импортной продукцией региональных производств и усилению регионального дисбаланса, но с другой стороны приведет к росту инвестиционного и производственного потенциала в наиболее развитых регионах.

Членство в ВТО может дать гораздо больше плюсов, нежели минусов при эффективной экономической политике государства и подготовке к условиям вхождения. В этом плане интересен положительный опыт Китая, как страны с наиболее схожими с России условиями вступления и экономическим развитием до него.

Исходя из вышеперечисленного, актуальным является анализ развития России на федеральном и региональном уровнях в условиях вступления во Всемирную торговую организацию. Анализ имеет важное практического значение для органов власти, а также бизнес-сообщества.

Данное исследование посвящено решению проблемы моделирования последствий присоединения России к ВТО. Анализ позволяет оценить социально-экономические изменения для выявления наиболее уязвимых мест. В силу того что страна характеризуется высокой степенью региональной неоднородности, сделан прогноз потенциальных изменений на региональном уровне.

Новизна данной работы заключается в том, что для анализа последствий были использованы окончательные параметры вступления России в ВТО.

Объектом данного исследования являются социальная и экономические сферы регионов Российской Федерации. Предмет - изменения в социальной и экономической сферах регионов России после вступления в ВТО.

Целью работы является анализ социально-экономического развития России после вступления в ВТО. Для достижения цели в рамках работы необходимо решить следующие задачи:

.         ознакомиться с основными механизмами, принципами деятельности, историей создания и соглашениями ВТО;

.         проанализировать этапы, принятые меры и обязательства России;

.         оценить социально-экономические и политико-правовые последствия вступления России в ВТО на региональном и федеральном уровнях;

.         рассмотреть актуальность применения опыта Китая.

В работе использовались исследования ученых и экспертных сообществ, консалитинговых компаний и исследовательских центров, а также официальные соглашения ВТО. Анализ экономических последствий вступления России в ВТО дан в работах А. Белянина, Н. Манковской, И. Еременко, А. Портанского, А. Земницкого, Н.Зубаревич, В. Евсеева, К. Юдаевой, Е. Бессоновой, С. Сутурина, Н. Ломагина, В. Шуйского. Среди зарубежных авторов выделяются Т. Резерфорд, Д. Тарр, А. Асланд, Г. Броадман, Б. Хекман. Влияние вступления России в ВТО на последующее развитие страны исследовались Всемирным банком, Европейским союзом, Международной организацией труда, РЭШ, Национальным инвестиционным советом, РАН, институтом стратегических исследований НИУ ВШЭ.

Стоит отметить, большинство исследователей сходятся во мнении, что уровень выигрыша и потерь от вступления России в ВТО будет серьезным образом зависеть от осуществления дополнительных мер внутренней политики. По этой причине заранее достаточно сложно предугадать точные последствия вступления в ВТО. Также очевидно, что эффект вступления не будет ощутим в краткосрочном периоде (1-2 года после снижения всех тарифов (то есть 2018-2019 гг.)), поэтому прогнозы строятся на долгосрочный период - 5-6 лет после снижения всех тарифов (2022-2023 гг.).

Работа разделена на пять частей, две из которых носят теоретический характер, а остальные практический и рекомендательный. Первая часть предоставляет обзор истории, характеристик, структуры, соглашений и принципов функционирования Всемирной торговой организации. Во второй части описываются этапы вступления России в ВТО, а также принятые обязательства и меры. В третьей части анализируются основные эффекты для экономической, социальной, политической и правовой сфер РФ на федеральном уровне, а четвертая часть демонстрирует последствия вступления на региональном уровне. В пятой части данной работы рассмотрены актуальность применения опыта Китая для России, обязательства, проболемы, меры адаптации и последствия присоединения в данной стране.

Глава 1. Общие сведения о ВТО

Деятельность Всемирной Торговой организации базируется на основных принципах ее предшественника Генерального соглашения по тарифам и торговле.

В довоенные годы отсутствовали международные институты, определяющие «правила игры» в мировой торговле. Cуществовали попытки создания такого института, например, в 1923 году в Женеве появилась Конвенция об упрощении таможенных формальностей, а в 1924 Конвенция о Международном Торговом Арбитраже.

В послевоенный период предпринимались попытки создания Международной Торговой организации. В ходе работы над уставом МОТ в октябре 1947 на Женевской конференции 23 странами (Канада, Бразилия, США, Франция, Великобритания, Индия и др.) было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле, вступившее в силу спустя год. Это был межправительственный договор для регулирования либерализации и протекционизма в мировой торговле, состояший из свода правил со списком согласованных тарифных уступок. Состоялось 8 раундов: Женевский раунд, Торквейский раунд, Раунд Диллона, раунд Кеннеди, Токийский раунд, Уравайский раунд, Дохский раунд.

Основными принципами деятельности ГАТТ являются:

)         не дискриминация в торговле, которая предусматривает взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных, транзитных операций и национального режима, то есть равного подхода к импортным и отечественным товарам;

)         использование таможенно-тарифных средств регулированием внешней торговли, с постепенным снижением таможенных тарифов; запрет количественных ограничений;

)         взаимное предоставление торгово-политических уступок и разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.

На смену ГАТТ 1 января 1995 года пришла Всемирная Торговая организация, учреждение которой было ознаменовано Марракешская декларацией. Главная цель ВТО состоит в содействии беспрепятственной международной торговле.

Стоит отметить, что ГАТТ было межгосударственным договором, тогда как ВТО является полноценной международной организацией со структурированной системой институтов. Сфера деятельности ВТО помимо торговли товарами, обеспечиваемая ранее ГАТТ, включает в себя торговлю услугами (ГАТС) и интеллектуальной собственностью (ТРИПС).   Также в рамках ВТО функционируют следующие соглашения: Соглашение по сельскому хозяйству (определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе); соглашение по процедурам импортного лицензирования; соглашение по техническим барьерам в торговле (определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации); соглашение по инвестиционным мерам (запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции); соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам (определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля); соглашение по защитным мерам (определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту); соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием) и другие.

Кроме ГАТС и ТРИПС в виде приложений также существуют договоренность о правилах и процедурах разрешения споров и механизм обзоров торговой политики. 3

Необязательными для участия всех членов ВТО являются соглашение по правительственным закупкам (устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд) и соглашение по торговле гражданской авиатехникой. 3

Официальным органом ВТО является Министерская конференция, которая организуется дважды в год. Конференция назначает генерального директора, который назначает Секретариат. Основными обязанностями Секретариата являются: обслуживание органов ВТО, оказание технической помощи развивающимся и наименее развитым странам, подготовка аналитических обзоров о состоянии торговли, оказание помощи в разрешении торговых споров, консультирование.

Генеральный совет осуществляет общие исполнительные функции. В него входят представители каждого члена ВТО. В подчинении Генерального совета находятся специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, комиссии, созданные на основании заключенных в рамках ВТО соглашений, комитеты и рабочие группы. В ВТО существуют также следующие органы: Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам интеллектуальной собственности, также органы управления добровольных соглашений с ограниченным кругом участников.

Рис. 1 Структура ВТО

всемирный торговый региональный экономика

Официальными языками ВТО являются английский, французский и испанский. На данный момент в ВТО 159 стран-участниц. Бюджет ВТО формируется из взносов государств согласно их доли в суммарной торговле всех членов ВТО. Решения в организации принимаются на основе консенсуса.

Что касается процедуры присоединения, то она достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. На первом этапе в рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры на двустороннем уровне об условиях членства, относительно взаимных уступок и сроков принятия обязательств.

Принципы деятельности ВТО берут начало от принципов ГАТТ:

Принцип базируется на режиме наибольшего благоприятствования, и национальном режиме. Режим наибольшего благоприятствования заключается в равном отношении в торговым партнерам и должен предоставляться странам-участницам равно в экспортных, импортных и транзитных торговых операциях. Исключениями их РНБ являются таможенные союзы и зоны свободной торговли. Развивающимся странам разрешено пользоваться льготами. Национальный режим заключаеттся в требование от стран-участниц предоставления товарам иностранного происхождения того же режима, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.

2.       Взаимность

Заключается в обоюдной выгодности сторон, то есть приемлемым результатом переговорного процесса является тот, который каждый участник считает для себя благоприятным.

.         Транспарентность

Члены ВТО обязаны публиковать нормативные акты, регулирующие сферу внешней торговли, создавать и поддерживать институты для анализа решений, затрагивающих внешнюю торговлю, отвечать на запросы других стран-членов о предоставлении информации, уведомлять ВТО об изменениях во внешне торговой политике.

.         Либерализация торговли

Стороны должны стремиться к достижению взаимовыгодных договоренностей, направленных на значительное сокращение тарифов и других препятствий. Основным, а в перспективе единственным инструментом регулирования экспорта и импорта должны являться таможенно-тарифные средства. Страны обязаны отказаться от применения «любых» запретов и ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер. Исключениями являются сфера национальной безопасности, здоровья, безопасности производства и потребления, охраны окружающей среды.

5.      Необходимость направления положительных усилий на благо развивающихся стран

Согласно положению о специальном и дифференцированном (СИД) режиме развивающимся странам предоставляется более длительный переходный период и более гибкий режим.

.         Связывающие и подлежащие исполнению обязательства

Связывающее обязательство означает, что страна-участница не может повысить свои тарифы сверх предельного уровня, указанного в перечне, не договорившись о компенсации с основными поставщиками соответствующего продукта.

.        Предохранительные механизмы.

Данные механизмы включают в себя специальные защитные меры, переговоры о пересмотре уступок, антидемпинговые действия и мероприятия, осуществляемые в случае появления проблем, связанных с платежным балансом. Условия, при которых могут применяться предохранительные механизмы предполагают причинение серьезного вреда, вызванного увеличением импорта, или наличие угрозы причинения такого вреда.

Важно отметить, что правила ВТО не устанавливают прямого запрета субсидирования. В рамках ВТО субсидии рассматриваются как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой. В ВТО запрещены экспортные и импортозамещающие субсидии.

Деятельность ВТО многообразна, поэтому сложна и противоречива. Можно выделить достоинства и недостатки функционирования организации. К достоинствам относятся понижение стоимости жизни, более широкий выбор товаров и услуг, повышение доходов, повышение уровня занятости, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности, также политические выгоды в виде защиты от лоббирования и борьбы с коррупцией, эффективный механизма разрешения торговых споров, укрепление мировой.

Недостатки ВТО состоят в следующем: ухудшение положения развивающихся стран при вступлении в ВТО, ухудшение экологии, так как не существует строгих правил охраны окружающей среды в рамках организации; большая часть торговли и инвестиционных отношений ведется между промышленно развитыми странами.

Глава 2. Вступление России в ВТО

.1 Этапы вступления

всемирный торговый региональный экономика

Попытки выстраивания отношений СССР и ГАТТ предпринимались с момента возникновения последнего. В 1946 году Советский Союз СССР отклонил предложение членства в ГАТТ, а позже учредил Cовет экономической взаимопомощи (СЭВ) - интегрированную организацию социалистических стран, как заменитель ГАТТ в торговле между странами социалистического лагеря.

В 1979 Политбюро ЦК КПСС приняло решение о получении СССР статуса наблюдателя в ГАТТ, но только в 1990 такой статус был предоставлен СССР после преодоления жесткого сопротивления со стороны США и других ведущих западных держав. Россия унаследовала этот статус с 1992 года.

В 1993 Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле и в соответствие с процедурами была создана рабочая группа. После учреждения ВТО в 1995 году Рабочая группа по присоединению к ГАТТ была преобразована в Рабочую группу по присоединению к ВТО. 5

На первом этапе переговоров в рамках многосторонних соглашений рассматривалось соответствие нормам ВТО экономического механизма и торгово-политического режима России. К 1998 была завершена подготовка тарифных предложений и начались двусторонние переговоры, направленные на согласование тарифов. Начиная с 2000 года переговоры стали охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО: тарифную политику, доступ на рынки товаров и услуг, сельское хозяйство, системные вопросы касательно мер, которые необходимо предпринять в области законодательства. К 2004 г.после подписания Россией Киотского протокола, удалось согласовать почти все вопросы, вызывавшие озабоченность ЕС. Однако в рамках двусторонних переговорах выявилось немало трудностей. Наиболее сложные переговоры состоялись с ЕС, США, Китаем и Грузией. До последнего по политическим мотивам Грузия препятствовала вхождению РФ в ВТО. Другими основными спорными вопросами являлись открытие рынков продовольствия, субсидии сельскому хозяйству, стандарты автомобильной сборки, пошлины на экспорт и импорт древесины, обеспечение в России защиты прав интеллектуальной собственности и открытие финансовых рынков.  Воздействие на длительность переговоров оказал экономический кризис 2008-2009 года. Также на ход переговоров повлияло и создание Таможенного Союза между РФ, Республикой Белоруссией и Казахстаном. Россия приняла на себя обязательства об обеспечении выполнения требований ВТО и на уровне Таможенного союза.

Российская Федерация 22 августа 2012 года официально стала 156м членом Всемирной торговой организации (ВТО) спустя 18 лет. Наша страна вступила во Всемирную торговую организацию как развитая страна, то есть приняла обязательства в полном объеме, без особых преференций.

.2 Принятые обязательства

Особые экономические зоны

Cогласно положениям ВТО, целый ряд льгот и стимулов в российских ОЭЗ являются нелегитимными, среди них: льготные транспортные тарифы для экспортных поставок; предоставление товаров и услуг производителям экспортной промышленной продукции на более выгодных условиях; освобождение от налогов или льготы по налогам и прочим сборам, экспортные кредиты на льготных условиях и т.п.

Согласно условиям вступления в течение переходных периодов до 31 марта 2016 года и 31 декабря 2014 года в России останутся две особых экономических зоны: в Калининградской и Магаданской областях соответственно.18 Разрешено создание в соответствии с положениями ВТО промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон.

Эксперты Всемирного банка считают данный переходный период достаточным. Минэкономразвития РФ готовит комплекс предложений по изменению статуса особых экономических зон. Российские эксперты РАН РФ предполагают законодательную модернизацию и поиск новых или обходных путей поддержки, не запрещенных правилами ВТО. Cкорее всего ОЭЗ будут модернизированы в промышленно-производственные или технико-внедренческих зоны. Согласно специалистам Всемирного банка ключевым аспектом успешного функционирования ОЭЗ является упрощение и упорядочение процедур утверждения инвестиционных проектов, предоставления иностранным гражданам разрешений на работу, отмена обязательных лицензий для импорта и экспорта.

Экспортные пошлины

Применение экспортных пошлин не регулируется соглашениями ВТО. Но во время переговоров вопрос применения экспортных пошлин стал предметом серьезных дискуссий, так как, согласно мнению членов ВТО, тарифные ограничения экспорта негативно влияют на конкурентоспособность иностранных компаний за счет роста издержек на приобретение сырья, полуфабрикатов и энергоносителей. Таким образом, более чем 700 тарифных линий были зафиксированы ставки экспортных пошлин. Список включает минеральное топливо, нефть, товары рыбной промышленности, недрагоценные металлы, дерево, бумагу, необработанные шкуры и кожу. Переходный период установлен для некоторых товаров и составляет от 1-5 лет.

Импортные пошлины

О доступе на рынки товаров Россия заключила 57 договоров. Средневзвешенная ставка импортного тарифа была сокращена с 10% до 7.8%. Средний сельскохозяйственный тариф - с 13.2% до 10.8%, на промышленные товары - с 9,5% до 7,3%. В таблице 1 показаны средние максимальные пошлины по некоторым товарным группа после оканчания периодов, отведенных на исполнение обязательств. Стоит заметить, что только четверть тарифов будут снижены через три года после присоединения, остальная треть - сразу.

Табл. 1 Средние максимальные пошлины после окончания периодов, отведенных на исполнение обязательств13

Товарные группы

Действующий уровень, %

Сниженный уровень, %

молочная продукция

19,8

14,9

зерновые

15,1

10,0

масличные, жиры и масла

9,0

7,1

химическая продукция

6,5

5,2

автомобили

15,5

12,0

электрооборудование

8,4

6,2

древесина и бумага

13,4

8,0

готовые продукты из рыбы

15

12,5 -12

лекарства

15

6,5 - 5

продукция информационныхтехнологий

5,4

0


Наиболее длительный период выполнения обязательств по установлению максимальных ставок пошлин составит восемь лет (для свинины). Следующим по продолжительности будет период в семь лет, установленный для пошлин на товары для автомобилей, вертолетов и транспортных средств гражданской авиации.

Россия согласилась снизить пошлины по многим товарам. Уровни связывания тарифов ниже, изначально предлагаемых Россией, но с другой стороны уровень защиты России выше, чем в развитых странах.


Тарифные квоты

Любые количественные ограничения импорта вне правил ВТО, включая меры в виде квот, запретов, разрешений на импорт, требований сертификации будут отменены. Но тарифное квотирование останется при мипорте охлажденного и мороженого мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса птицы и видов молочной сыворотки. В пределах квоты на эти товары будут действовать одни ставки ввозных пошлин, а за пределами квот - другие, более высокие. Некоторые из тарифных квот также предусматривают определенное распределение между странами-экспортерами.
 В таблице 2 указаны основные ставки таможенных пошлин в пределах и за пределами тарифных квот.

Табл. 2 Тарифные квоты российского рынка в соответствии c обязательствами России по вступлению в ВТО

Продукты

Внутриквотная ставка (%)

Внеквотная ставка (%)

Объем ТРК (тонн)

Говядина (0201)

15

55

40000

Говядина (0202)

15

55

530000

Свинина(кроме 0203 29 550 2 , 0203 900 2)

0

65

40000

Свиные субпродукты (0203 29 550 2, 0203 29 900 2)

0

65

30000

Мясо птицы(0207 14 200, 0207 600)

25

80

250000

Мясо птицы(0207 14 200, 0207 600)

25

80

100000

Мясо птицы (0207 27)

25

80

14000

Сыворотка (0404 10 120, 0404 10 160)

10

15

15000


Обязательства по поддержке сельского хозяйства

В рамках ВТО внутренняя государственная поддержка делится на три «корзины»: зеленую (меры, не искажают воздействие на торговлю), янтарная (меры искажают воздействие на торговлю) и синюю (меры ограничивают производство). (См. Приложение 1) Меры, предусмотренные зеленой «корзиной», могут применяться без ограничения и не подлежат обязательному сокращению.

Переговоры по сельскому хозяйству были направлены на достижение договоренностей по объему внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках «янтарного ящика». Обязательства по агрегированным мерам поддержки (АМП) сельского хозяйства для России предусматривают уровень внутренней поддержки 9 млрд долларов США до 2013, который будет снижен в переходный переиод до 2018 года до 4.4 миллионов долларов США. Ежегодный объем средств на поддержку отдельных видов продукции сельского хозяйства не превысит 30% от всего объема средств, выделенных на развитие этой отрасли. Это обязательство призвано предотвратить концентрацию субсидий в отдельных сегментах сельского хозяйства и будет соблюдаться с момента присоединения России к ВТО до 31 декабря 2017 года.

Табл. 3 Российские обязательства в области внутренней поддержки (общая величина АМП)15

Годы

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018 и далее

млрд. USD

9.0

9.0

8.1

7.2

6.3

5.4

4.4


Всероссийским НИИ экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии сделаны расчеты государственной поддержки зеленой и желтой «корзин», на основе проекта Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.

Табл. 4 Размер государственной поддержки сельского хозяйства на период до 2020 года после вступления в ВТО, млрд. долл.16.

Наименование корзины

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

3,8

5,7

6,1

6,1

6,5

6,7

7,1

7,3

Желтая

5,7

6,1

6,5

6,2

6,6

7,1

7,7

8,4

Итого:

9,5

11,8

12,6

12,3

13,1

13,8

14,8

15,7

Разрешенный размер желтой «корзины»

9,0

8,1

7,2

6,3

5,4

4,4

4,4

4,4


Очевидно, что в рамках обязательств ВТО, Россия не сможет предоставить необходимый уровень поддержки.

Доступ на рынки услуг

Россия заключила 30 двухсторонних договоров о доступе на рынки услуг. Были приняты обязательства в 11 секторах сферы услуг и 116 сегментов из 155, предусмотренных классификацией ВТО. Россия, как и остальные члены ВТО, обязана постепенно снимать все ограничения для иностранных лиц и компаний.

В 39 секторах услуг, например, трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, большинство медицинских услуг, услуги в области НИР Россия не взяла на себя обязательства, то есть сможет вводить любые ограничения для иностранцев, но такие ограничения должны соответствовать принципу наибольшего благоприятствования ВТО.

В 30 секторах, включая услуги в области рекламы, услуги по исследованию рынка, консультационные услуги и другие, Россия приняла обязательства без ограничений. Страна сможет лишь применять недискриминационное внутреннее регулирование например, регулирование, направленное на обеспечение качества услуг или защиту прав потребителей, такое как, лицензирование, квалификационные требования, аттестация и аккредитация.18

В телекоммуникационной сфере снимется ограничение в размере 49% на иностранных собственников. Иностранные страховые компании получат доступ на рынок для открытия своих отделений через 9 лет после вступления. Зарубежные банки смогут открывать дочерние банки, но останется запрет на открытие «прямых» филиалов. Ограничение на долю участия иностранного капитала в отдельных банковских организациях, но общее иностранное участие в банковской системе будет ограничено 50%. В сфере розничной и оптовой торговли, франчайзинговых услуг Россия обязалась допустить компании с иностранным капиталом в размере 100%.

Охрана прав интеллектуальной собственности

Сразу после присоединения в ВТО, без установления переходного периода, законодательство РФ должно полностью соответствовать Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

В России существует проблема незаконного распространения веб-сайтами контента, охраняемого авторскими и смежными правами. Поэтому будут приниматься меры против такого рода деятельности, а компании, незаконно распространяющие объекты авторских или смежных прав в Интернете, будут преследоваться в судебном порядке.

Россия обязалась ввести единый размер патентных пошлин для резидентов и нерезидентов страны (ранее он различался). Также была отменена оговорка России к статье 18 Бернской конвенции, согласно которой «действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием». Это условие лишало правовой охраны большое количество произведений иностранных авторов.

Ценообразование на энергоносители

Нормы ВТО не устанавливают особых обязательств в данной сфере. В ГАТТ применяется унифицированный подход ко всем отраслям, который, таким образом, распространяется на отрасли, производящие топливные товары. Нормами ВТО до сих пор не урегулирован блок сложных вопросов в сфере энергоснабжения, таких как энергетическая и экологическая безопасность, международный транзит энергии, рациональное использование энергии, осуществление государственного суверинетета над природными энергетическими ресурсами. Ранее ЕС выдвигали требования перехода на рыночные принципы ценообразования в России в основном в контексте относительно низких регулируемых цен на природный газ для отечественных производителей, но на заключительном этапе вопрос был снят.

Инвестиции

Все нормативно-правовые документы РФ, касающиеся Соглашения ВТО об инвестиционных мерах, связанных с торговлей, будут приведены в соответствие правилам ВТО, за исключением мер, принимаемых в соответствии с автомобильными инвестиционными программами № 1 и № 2. Согласно соглашению об инвестициях, будет запрещено требовать от зарубежных корпораций нанимать часть отечественных работников, использовать российские продукты, сырье и материалы, передавать технологии.

Санитарные и фитосанитарные нормы

Все санитарные и фитосанитарные меры будут разрабатываться и приниматься в России и в Таможенном союзе в соответствии с соглашением ВТО и международными стандартами. Будет запрещено приостанавливать импорт продукции отдельного предприятия по результатам инспекции на месте до предоставления возможности стране-экспортеру предложить корректирующие меры, за исключением случаев возникновения серьезных рисков для здоровья человека или животных. За Россией остается право применения более жестких требований по сравнению с международными стандартами, если того требует уровень защиты, установленный в Российской Федерации.

Техническое регулирование

Все нормативно-правовые документы, касающиеся технического регулирования, стандартов и процедур соответствия будут приведены в соответствие с данным соглашением. Требования к телекоммуникационному оборудованию к концу 2015 будут ограничены до требований технических регламентов. 33 Но обязательные требования будут сохранены в тех областях, где это необходимо с целью обеспечения целостности, стабильности и безопасности функционирования национальной системы связи РФ. Российская Федерация должна регулярно пересматривать перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларации соответствия, также все технические регламенты, чтобы выяснить насколько они по-прежнему необходимы для достижения желаемых законных целей. 33

Грузоперевозки

Тарифы на транзитную перевозку грузов железнодорожным транспортом будут применяться в соответствии с порядком, соответствующем правилами ВТО. Платежи, связанные с провозом импортируемых грузов внутри России, будут совпадать с теми, которые установлены за провоз внутренних грузов.

Cубсидии

Программы субсидий будут изменены таким образом, чтобы их получение не зависило от того, экспортируется ли конечная продукция, и дается ли преимущество российской продукции над импортной. Запрещено будет осуществлять прямое субсидирование экспортеров, а также предоставлять субсидии, получить которые возможно только при условии использования отечественных товаров. Россия будет ставить в известность ВТО о предоставляемых ею субсидиях.

Лицензирование

В России перестанут применять лицензии на импорт алкоголя и фармакологической продукции, а также на некоторые товары, содержащие шифрование. Продукция деревообрабатывающей промышленности, алкогольная и мясная продукция будут декларироваться и ввозиться в страну через специально отведенные таможенные пункты.

Государственные закупки

Россия стала наблюдателем Соглашения ВТО по государственным закупкам. Переговоры о присоединении к соглашению начнутся через четыре года после вступления в ВТО. 36

2.3 Изменения в cфере законодательной базы

Согласно обязательстам, России, как участнице ВТО, необходимо привести законодательство в соответствие с требованиями, поэтому в 2001 году был утвержден «План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО». Большая часть изменений была связана с регулированием внешнеторговой деятельности. (Полный список изменений в законодательной базе см. Приложение 2). В настоящее время вступили в силу следующие законы: Федеральный закон «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности», в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (был значительно изменен); закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»; Закон РФ «О таможенном тарифе» (был внесен ряд изменений); патентный закон; закон «Об авторском праве и смежных правах», закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; закон «О коммерческой тайне»; Закон «О техническом регулировании».

В законодательство были внесены поправки касательно лицензирования импорта товаров, в основном относительно алкогольной продукции и лекарственных средств.

Был принят Таможенным кодекс Таможенного союза в связи с образованием таможенного союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией.

Любые нормативно-правовые акты и судебные решения касающиеся торговли товарами, услугами и правами интеллектуальной собственности, принятые в Российской Федерации или в рамках Таможенного союза, должны публиковаться согласно правилам ВТО. Все нормативно-правовые акты будут предоставлены в ВТО для получения комментариев до полной разработки и принятия в силу. Исключениями являются случаи принятия мер, затрагивающих национальную безопасность, мер урегулирования денежно-кредитной политики и мер, которые препятствуют правоохранительным органам или иным образом противоречат общественным интересам, либо наносят ущерб законным коммерческим интересам отдельных предприятий.

Положения Соглашения ВТО будут применяться на всей территории России, включая особые экономические зоны и иные зоны и приграничные территории.

Глава 3. Последствия вступления в ВТО для России

.1 Политические и правовые следствия

В условиях глобализации Россия не может оставаться закрытой страной, которую дискриминируют на международном рынке. Большинство исследователей ВШЭ, РАН, Инвестиционного совета сходятся во мнении, что вступлении России в ВТО было политическим решением. Членство в ВТО повышает престиж страны, снижает политические риски для инвесторов, влияет на общую интегрированность в глобальную политическую систему.

Как член ВТО Россия не только сама будет придерживаться строгих правил, но и будет вправе требовать от зарубежных партнеров соблюдения аналогичной процедуры. Россия сможет требовать пересмотра инструментов торговой политики, применяемых к отечественным производителям другими странами, а также использовать при необходимости механизм регулирования споров ВТО.

Для Казахстана и Белоруссии (членов Таможенного союза) вступление России в ВТО - это фактически способ добиться членства в этой организации. Находясь в Таможенном союзе с Россией, они получают доступ примерно к такой же инфраструктуре, приведут правовые базы в соответствие с требованиями ВТО. По мнению большинства экспертов, роль Таможенного союза как международной организации постепенно будет снижаться, и он растворится в ВТО, как объективно более слабая организация.

При всей болезненности интеграции в мировую экономику, она необходима России, чтобы более интенсивно проводить структурную перестройку и повышать эффективность. Под влиянием усилившейся конкуренции закроются неконкурентоспособные предприятия, ориентированные на внутренний рынок. В результате дефицитные трудовые и иные ресурсы смогут переместиться в новые сектора, в том числе ориентированные на экспорт. Однако для лучшего перераспределения ресурсов правительство обязано создать условия для мобильности капитала. Эти условия должны включать развитие рынка съемного жилья, ипотеки, устранение коррупционного налога и ограничений конкуренции в ряде регионов.

Вступление в ВТО дает российской экономике своего рода «внешний якорь». Следствием присоединения должна стать активизация институциональных реформ. Страна приведет все свое законодательство, в том числе региональное, в соответствие со своими международными обязательствами и нормами ВТО. Оно станет более cтабильным, предсказуемым, прозрачным, ликвидируются правовые пробелы в определенных областях, сократятся возможности лоббирования, искажающего конкуренцию.

Российское правительство не сможет откладывать необходимые реформы, используя протекционистские меры для получения быстрого выигрыша. Структурные реформы принесут выгоды не только отечественным компаниям в долгосрочном периоде, но и смогут уверить иностранных инвесторов в улучшении инвестиционного климата и создании условий для развития честного конкурентного бизнеса.

Согласно ведущему научному сотруднику Института торговой политики <#"825280.files/image003.jpg">

Рис. 2 Экспорт и импорт Китая до и после вступления в ВТО

Рис. 3 Рост ВВП на душу населения в Китае99

К отрицательным факторам, которые негативно сказываются на ращвитие китайской экономики можно отнести следующие: необходимость взять на себя обязательства, связанные с отказом от протекционистских мер в отношении неконкурентоспособной китайской продукции, что сдерживает развитие производства в ряде отраслей экономики. Такого рода обязательства включают в себя открытость сферы ряда услуг, ликвидацию части внетаможенных барьеров, снижение таможенных пошлин, снятие ограничений на иностранные инвестиции.

5.3 Применимость китайского опыта в России

Важно оценить применимость опыта Китая для нашей страны. Присоединение к ВТО России, как и Китая являлось сложным и долгим процессом. Китай добился вступления в ВТО в качестве развивающейся страны, получив более благоприятный режим, Россия вступила как развитая страна, не получив тех преференций, что были у Китая, но несмотря на это спектр обязательств обеих стран схож.

Переговоры Китая происходили параллельно с интенсивным проведением внутренних реформ, модернизация экономики была проведена до вступления в ВТО. В России на уровне предприятий заметных усилий по адаптации к членству ВТО не предпринималось, со стороны государства предпринимались меры по трансформации законодательства и среды хозяйствующих субъектов, на региональном уровне готовы к вступлению лишь часть субъектов В Китае была проведена масштабная информационно-образовательная программа для государственных служащих, предпринимателей и студентов, в России это делается только сейчас в срочном порядке.

Стоит отметить, что в КНР ставка была сделана на малый и средний бизнес, данный опыт уместно использовать и в России.

В Китае мощная финансовая система, с помощью которой обеспечивается эффективное распределение ресурсов, в нашей стране на данный момент происходит реформирование в данной области. В Китае одной из составляющих успеха является дешевая рабочая сила. Зато Россия, не располагая данными преимуществам, богата природными ресурсами (металлы, нефть, газ, рыба, лес) а также хорошей научно-технической базой.

Несмотря на существующие отличия, состояние экономики России и условия вступления во Всемирную Торговую Организацию сходны с Китаем. В обеих странах в условиях социализма основу внешней торговли составляли госпредприятия. Для России и Китая членство в ВТО - это в большей мере стимул для проведения рыночных реформ и возможность получения права голоса на международной арене. В Китае и в России существуют проблемы с охраной интеллектуальной собственности, прозрачностью политики государства, законодательства, техническими стандартами и регламентами, а также с системой госзакупок.

До вступления обе экономики характеризовались высокой степенью зависимости от внешней торговли. Только в Китае внешнеэкономический обмен ограничивался областью экспорта, реэкспорта и заимствования технологий, то есть китайская внутренняя экономика была изолированной. В России последние пару десятилетий наблюдается интенсивный приток импорта, таким образом отечественные предприятия в большинстве отраслей имеют небольшой опыт конкуренции внутри страны с иностранными производителями.

В Китае, как и в России наибольшую обеспокоенность вызывали автомобильная отрасль, сельское хозяйство и банковский сектор. Банковский сектор Россия во время переговоров смогла защитить, поэтому особых изменений в нем не произойдет.

Автомобильная промышленность Китая мало конкурентоспособна на внешнем и внутреннем рынке, как и российская. Но в стране ставка делается на заимствование технологий и партнерство крупных госкомпаний с автохолдингами, а частные предприятия занимают остаточную нишу. В Китае высокие налоги на автомобили, пошлины и льготный режим для иностранных инвестиций. России возможно использование таких механизмов только при резкой смене экономической политики, поэтому опыт Китая применим с ограничениями. Для России с учетом имеющихся отличий наиболее актуальны меры, связанные с функционированием особых экономических зон, возможностью продолжения защиты рынка при вступлении в ВТО, а также с созданием совместных предприятий.

В сельском хозяйстве, где как и в России, в Китае обострилась обстановка, благодаря специальным государственным программам стимулирования, страна преодолела данную проблему. Китай и Россия сохранили импортные квоты на определенную продукцию, хоть они и были снижены. Россия может применить опыт Китая для решения своих проблем в сельском хозяйстве, например, используя неадресное субсидирование, “меры зеленой корзины” и переориентацию людей из убыточных секторов.

Очевидно, что для России, как и в свое время Китая членство в ВТО послужит сигналом для инвесторов. Но Россия должна, как и Китай, проводить активную национальную инвестиционную политику.

Выводы по главе

Положительный опыт Китая необходим для детального изучения и применения отдельных успешных адаптационных мер в нашей стране. Китайские эксперты выделяют следующие составляющие успеха: поддержание социально-экономической стабильности в стране, экспортная ориентация экономики, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, емкий внутренний рынок, дешевая рабочая сила, проведение активной национальной инвестиционной политики, постоянное совершенствование юридической базы. Возможность Россией применения основных составляющих успеха Китая вероятно скажется положительно на последствиях вступления нашей страны в ВТО.

Китайский опыт показывает как членство в ВТО дает шанс для продвижения товаров на мировых рынках и вместе с тем оставляет возможность различными, не противоречащими праву ВТО, инструментами и средствами защищать внутренний рынок.

Заключение и рекомендации

В работе были проанализированы основные механизмы, принципы деятельности Всемирной Торговой Организации, исследованы этапы, принятые меры и обязательства России при вступлении, а также предоставлен прогноз социально-экономического развития на региональном и федеральном уровнях власти, оценена актуальность применения опыта Китая.

После вступления экономика России будет функционировать согласно принципам ВТО, таким как отсутствие дискриминации, взаимность, транспарентность, либерализация торговли, необходимость направления положительных усилий на благо развивающихся стран, разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров. Деятельность ВТО многообразна и сложна, поэтому существуют определенные достоинства и недостатки данной организации, которые в каждой стране проявляются по-разному в зависимости от экономической ситуации в стране, мер адаптации и других факторов.

Россия спустя 18 лет вступила в ВТО в качестве развитой страны, что предполагает отсутствие каких-либо преференций. Анализ законодательства показал, что Россия ликвидировала правовые пробелы в определенных областях, внесла изменения в старые законы, создала новые, таким образом приведя законодательство в соответсвии с нормами ВТО. Были приняты обязательства по особым экономическим зонам, снижению импортных тарифов, фиксированию экспортных пошлин, отмене тарифных квот, за исключением некоторых сельскохозяйственных товаров, по поддержке сельского хозяйства, по доступу на рынки услуг, по охране прав интеллектуальной собственности, инвестициям, санитарным, фитосанитарным нормам и техническому регулированию и другие.

В работе были проанализированы социально-экономические и политико-правовые следствия членства на федеральном уровне. Было выявлено, что вступление в ВТО в значительной мере было политическим решением, так как повышает престиж страны на международной арене, позволяет участвовать в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов, использовать механизмы ВТО при разрешении торговых споров, улучшает деловой имидж страны. Также вступление в ВТО было оценено как необходимое для проведение социально-экономических реформ, структурной перестройки экономики, внедрения систематизированного делового законодательства, совместимого с международным правом и ликвидации правовых пробелов.

Говоря о социально-экономических последствиях, стоит отметить, что их крайне сложно точно спрогнозировать, ввиду временных лагов из-за разных сроков ведения тарифов, запутанных межотраслевых связей, влияния государственной политики и других факторов. Основываясь на последних исследованиях авторитетных источников, в работе были выявлены определенные следствия членства.

Среди положительных последствий были выделены: 1) рост благосостояния экономики в долгосрочном периоде на 0,96 % в год; 2) рост агрегированного потребления приблизительно в 0.4%. (Всемирный Банк - до 3.3%) ; 3) приток иностранных инвестиций; 4) рост производительности труда и эффективности производства; 5) повышение спроса на квалифицированный труд (рост реальной заработной платы - 0,85%).

Среди негативных: 1) сокращение поступлений в федеральный бюджет (снизится в среднем на 5,5 %;104 2) общий спад производства (не более 1%); 3) сокращение занятости (каждый процент падения производства - утеря 0,2% рабочих мест); 4) ухудшение положения менее квалифицированного персонала на рынке труда (снижение реальной заработной платы - 0,56%)104.

К неопредеенным социально-экономическим последствиям в исследовании были отнесены следующие: 1) изменение ВВП( российские исследователи 1-3% (Ernst and Young, РЭШ, ЦЭФИР), аналитики Мирового банка 3-5%, часть других исследований предполагают спад ВВП(Исследовательский центр Карнеги, аналитический центр ВТО-Информ)); 2) выигрыш потербителей от падения закупочных цен (до 3%.) -неочевиден (импортер товара может оставить разницу в цене себе в качестве маржи); 3) рост экспорта и импорта может играть отрицательную роль в краткосрочном периоде и положительную в долгосрочном.

При рассмотрении последствий вступления по секторам экономики к выигрывающим от открытия рынков были отнесены: 1)экспортноориентированные дискриминируемые отрасли: черная металлургия (3,63% от базового года), цветную металлургию (14,45%) химическое и нефтехимическое производство (2,05%), оборонная, угольная промышленность. ; 2) сфера услуг (снижение цены услуг, расширение набора услуг, повышение качества, большая ориентированность на потребителя, нейтрализация правовых пробелов, улучшение положеня ритейлеров).

В уязвимом положении останутся: 1) неконкурентоспособные импортозамещающие отрасли: машиностроение (сельхозтехника, автомобильная промышленность, оборудование) (-2,77%,), пищевая и легкая промышленность (-4,35%, в процентах от уровня базового года), деревообработка, целлюлозно-бумажное производство и производство изделий из дерева (-6,74%) авиапромышленность, электроника, фармацевтическая промышленность ( от 0,5 %- 2%).108 2) сельское хозяйство (наиболее уязвимые товары: мясо, мясопродукты, молочные продукты с длительным сроком хранения, рис, сахар, овощи), которое ранее было наиболее защищено тарифно-таможенным регулированием.

Незначительные угрозы предствляют захват определенных ниш рынка опытными зарубежными компаниями и переток высококвалифицированной рабочей силы в иностраные компании.

Нейтральное влияние вступление будет иметь на отрасли промышленности, которые не регулируются правилами ВТО (сырая нефть, газ и вооружение) и ранее не дискриминируемые отрасли или с минимальными барьерами (виды минерального сырья и некоторая продукция химической промышленности), а в сфере услуг - это сектора, где до вступления был высокий уровень проникновения иностранных компаний на рынок (аудиторско - консультационные , бухгалтерские, брокерские услуги) и банковский сектор, как наиболее защищенный в результате переговоров.

При исследовании вступления в ВТО на региональном уровне были выявлены проблемы по адаптации субъектов. Также было выяснено, что членство в ВТО усилит межрегиональную социально-экономическую дифференциацию.        Вхождение в ВТО будет способствовать росту внешнеторгового оборота, притоку иностранных инвестиций прежде всего в более развитые и «открытые» регионы с отраслями экспортной экономики, растущим сектором услуг и решенными проблемами корпоративного управления. Превалирующее количество таких регионов локализируются в Уральском, Северо-Западном, Центральном и Приволжском федеральных округах.лаборазвитость, «закрытость» экономики регионов, локализация проблемных отраслей, концентрация моногородов являются главными факторами риска при вступлении в ВТО. Большая часть проблемных регионов расположены в Сибирском, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском федеральных округах.

При исследовании актуальности применения опыта Китая, как страны по многим параметрам вступления и состоянию экономики до него, похожей на Россию, было выяснено, что китайский опыт, применимый в нашей стране с ограничениями, свидетельствует о том, что участие в ВТО дает шанс для продвижения товаров на мировых рынках и вместе с тем оставляет возможность различными, не противоречащими праву ВТО, инструментами и средствами защищать внутренний рынок. Для России важен опыт Китая в преодолении проблем в сельском хозяйстве, автомобильной отрасли, а также в модернизации внутренней экономики.

В завершении, можно сказать, что последствия членства в ВТО в большей мере зависят от мер государственной и региональной политики по адаптации экономики страны и регионов. И при всей болезненности интеграции в мировую экономику, она необходима России, чтобы более интенсивно проводить структурную перестройку и повышать эффективность.

В качестве рекомендаций к данной работе можно в первую очередь отнести составляющие положительного опыта Китая, которые применимы в нашей стране.

Среди них: постоянное совершенствование законодательства, активная инвестиционная политика, защита внутреннего рынка различными, не противоречащими правилам ВТО мерами, поддержка малого и среднего бизнеса, применение мер «зеленой корзины» в сельском хозяйстве (финансирование научно-исследовательских работ, модернизации транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, строительства жилья для молодых специалистов), создание совместных предприятий в наиболее уязвимой отрасли промышленности - машиностроении, широкая информационно-образовательная деятельность. Данные меры, хотя и имеют меньший эффект в краткосрочной перспективе, но способствуют устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Для привлечения прямых иностранных инвестиций, которые, судя по опыту Китая, могут дать экономике необходимый импульс для развития при вступлении в ВТО, необходимо улучшать бизнес-климат. Работа в России в данном направлении должна включать в себя: снижение административных барьеров, реформирование российской судебной системы, предоставление гарантии защиты прав собственности, борьбу с коррупцией, развитие инфраструктуры, осуществление инвестиций в современную систему профессионального образования.

Согласно китайскому опыту большой потенциал развития заложен в политике продвижения экспорта. В России необходимо создание условий для преодоления информационных, лицензионных, таможенных, административных и инфраструктурных барьеров в ходе экспортной деятельности.

Другая часть рекомендаций следует из анализа социально-экономических последствий на федеральном и региональном уровнях РФ и состоит в преодолении проблем и усилении положительного эффекта.

В первую очередь для минимизации потерь необходимыми являются меры социальной политики. Меры должны быть направлены на ускорение процесса перемещения рабочей силы из неконкурентоспособных предприятий и отраслей в те отрасли и регионы, которые имеют потенциал роста. Условия мобильности капитала и человеческих ресурсов должны включать в развитие рынка съемного жилья, ипотеки, устранение коррупционного налога и ограничений конкуренции в ряде регионов. Наибольшую сложность представляют моногорода, где значительная часть населения работает на градообразующих предприятиях, находящихся в зоне риска. Меры федеральной и региональной политики в первую очередь должны быть направлены в моногорода.

Развитие человеческого капитала позволит людям легче искать работу в других регионах или адаптироваться на месте. Необходимый набор специальностей должен соответствовать инфраструктурным проектам, важна начальная практическая подготовка по основам ведения бизнеса, обучение населения бухгалтерскому учету, информационным технологиям, специальностям, востребованным в сфере услуг.

С ростом безработицы необходимо повышение эфективности работы служб занятости.

Основными инструментами федеральной помощи регионам могут быть дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, кредиты на создание инфраструктуры, инвестиционная поддержка градообразующих предприятий и субсидии на развитие малого и среднего бизнеса. Развитие транспортной инфраструктуры обеспечит связь регионов страны и откроет их для торговли.     На региональном уровне главная задача состоит в формировании внутренних источников развития, возможной диверсификации экономики моногородов.

В сфере сельского хозяйства отдельного упоминания заслуживает возможность применения санитарных и фитосанитарных мер в качестве барьеров для защиты внутреннего рынка (использование высоких санитарных стандартов, объясняемое защитой здоровья потребителей, нередко применяется дл ограничения доступа импортной продукции).

Таким образом, у государства остаются различные меры поддержки и регулирования, которые давно с успехом используются во многих странах. К ним, в частности относятся: государственная поддержка развития транспортной и социальной инфраструктуры, развитие информационно-консультативных служб, стимулирование экспортной дейтельности, использование антидемпинговых, специальных защитных, компенсационных и других мер.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1.       Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. [Электронный ресурс] // ВТО: [Сайт]. URL: #"825280.files/image005.gif">

Похожие работы на - Социально-экономическое развитие России после вступления в ВТО

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!