Анализ темпов экономического роста в Республике Беларусь
Содержание
Введение
. Теоретически основы экономического
развития экономики
.1 Понятие, виды и цели
экономического роста
.2 Инвестиции и научно-технический
прогресс как важнейший фактор экономического роста
.3 Политика экономического роста
.4 Концепция устойчивого
экономического роста
. Анализ темпов экономического роста
в Республике Беларусь
2.1 Анализ показателей и динамики
экономического развития Республики Беларусь
2.2 Анализ выполнения важнейших
параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в
2013 году
3. Разработка системы мероприятий по
стабилизации экономического развития Республики Беларусь и оптимизации темпов
экономического роста
3.1 Направления
и перспективы развития экономики РБ
3.2 Мероприятия по
стабилизации экономического развития Республики Беларусь и оптимизации темпов
экономического роста
Заключение
Список использованных источников
Приложение
экономический рост беларусь
инвестиции
Введение
Экономический рост - одна из основных целей
макроэкономической политики, достижение которой обеспечивает опережающий рост
реального объема продукции по сравнению с ростом населения для повышения
жизненного уровня.
В Республике Беларусь в последнее время проблемы
экономического роста являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика
настаивает на высоких темпах экономического роста. Однако снижение реальных
доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического
роста.
Увеличение темпов экономического роста приводит
к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов
бюджета. Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является
одной из основных задач экономической политики государства, чему способствуют
различные теории экономического роста, в той или иной мере применяемые
экономистами на практике.
Экономический рост служит основой решения
большинства социально-экономических проблем, является главным фактором
цивилизационного прогресса и результатом развития науки, техники,
институциональных факторов. Параметры экономического роста и их динамика широко
используется для характеристики развития национальных хозяйств, в
государственном регулировании экономики. Экономический рост изучался
экономистами-теоретиками всех поколений. В последнее время теория экономического
роста стала отдельным, сравнительно обособленным разделом экономической теории.
Теория экономического роста является одним из
наиболее сложных разделов экономической науки, посвященной исследованию
рыночного хозяйства. Особое значение анализ экономического роста имеет в
последние десятилетия. Возвышение потребностей, исчерпание традиционных
ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой
задачи: экономического роста и эффективности экономики.
На современном этапе социально-экономического
развития наша республика переживает особый период своей новейшей истории. Его
специфика обусловлена совмещением трех чрезвычайно важных и сложных задач:
рыночной трансформацией экономики и интегрированием в мировое хозяйство. В ходе
этого процесса в стране реализуется линия на открытость своей внутренней
экономики, чтобы включиться в систему мирохозяйственных связей в качестве
равноправного участника.
Данная тема курсовой имеет большую актуальность,
так как перед Республикой Беларусь в настоящее время остро стала необходимость
в увеличении темпов экономического роста в связи с некоторой отсталостью
национальной экономики. Поиск путей его достижения является одним из
приоритетных проблем для нашей страны. Цель курсовой работы - исследовать возможности,
факторы, последствия и препятствия увеличения экономического потенциала страны.
Исходя из поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
изучить сущность, виды и цели экономического
роста, выявить факторы экономического роста;
изучить концепцию устойчивого экономического
роста;
проанализировать темпы экономического роста в
Республике Беларусь;
выявить перспективы развития Республики
Беларусь;
на основе проведенного анализа разработать
систему мероприятий по стабилизации экономического развития Республики Беларусь
и оптимизации темпов экономического роста.
При написании работы использовались учебные
пособия, нормативно-правовые документы, монографии и статьи по исследуемой
проблеме.
1. Теоретические основы экономического развития
экономики
.1 Понятие, виды и цели экономического роста
За прошедший век разработано немало концепций
экономического роста, причём основной упор делается на выявление тех или иных
сторон самой системы обеспечения и его отдельных факторов. Экономический рост
представляет увеличение производственной системы страны, выражающееся в
увеличении ВВП или чистого продукта на предприятии. В одних случаях он может
проходить без значительного изменения производственных систем, в других -
сопровождаться существенными совершенствованиями в структуре и функциях всей
производственной системы.
Экономический рост - это
тенденция изменения совокупных показателей развития национальной экономики за
определенный промежуток времени, обычно за год.
Экономический рост - процесс
количественного увеличения и качественного совершенствования создаваемых
потребительских стоимостей (благ) в соответствии с объемом и структурой
складывающихся общественных потребностей [3, с.164].
Для характеристики экономического роста
используются как общие, так и частные показатели. Общим показателем динамики
экономического роста считается увеличение валового национального продукта,
чистого национального продукта или национального дохода за определенный период
времени или их увеличение на душу населения.
В качестве частных показателей используются
производительность труда, эффективность производства и т.д. Посредством общих и
частных показателей выявляются динамизм развития общественного производства,
количественные изменения в экономике. Вместе с тем, данные показатели не всегда
позволяют судить о качественной стороне экономического роста. Для этого
необходимо сопоставить темпы экономического развития с темпами прироста
населения.
Различают два типа экономического роста -
"экстенсивный" и "интенсивный".
Экстенсивное увеличение производства товаров и
услуг происходит за счет привлечения дополнительных факторов производства -
земли, труда и капитала, при этом их качественный и технический уровни остаются
неизменными [11, с.273].
Например, в общественное производство в текущем
году включается дополнительно 2 млн. человек, качество подготовки и
профессиональный уровень которых остаются прежним. Если в предыдущем периоде в
производстве работало 10 млн., то при неизменном количестве часов труда,
отработанном каждым работником, ВНП вырастет на 20 %; одновременно потребуются
и дополнительные средства производства ("средства труда", которыми
должны быть оснащены дополнительные работники, и "предметы труда" -
сырье, материалы и т. д.). Когда общество располагает свободными неиспользованными
ресурсами, оно может наращивать производство товаров и услуг экстенсивным
путем.
Но ресурсы общества, в том числе и трудовые, -
конечны. Поэтому предпочтительнее интенсивный тип экономического роста, при
котором увеличение производимых благ достигается за счет роста
производительности труда на совершенствующейся технической базе и более
эффективного использования всех факторов производства.
В этом случае перед обществом открывается
возможность наряду с увеличением количества и качества производимых благ
одновременно решать многообразные задачи - обеспечивать рост благосостояния
членов общества, создавать материальную основу будущего развития производства,
больше средств вкладывать в развитие науки и культуры, охрану окружающей среды,
поддерживать на должном уровне обороноспособность страны. В этом состоят
преимущества интенсивного типа экономического роста.
В развитии современного производства факторы
экстенсивного и интенсивного роста "соседствуют", соединяются,
сочетаются. Например, может происходить одновременно и прирост количества
действующей рабочей силы, и повышение ее качества или расширение поля
производства, и совершенствование технической базы производственного процесса.
В зависимости от того, какой способ увеличения производства благ преобладает,
говорят о "преимущественно экстенсивном" или "преимущественно
интенсивном" типе экономического роста. По подсчетам отечественных
экономистов, в 70-80 годах прирост национального дохода в СССР лишь на 20-30 %
обеспечивался за счет интенсивных факторов. Следовательно, экономический рост
страны продолжал оставаться преимущественно экстенсивным. Показатель вклада
интенсивных факторов роста для развитых стран в этот период был более 50 % [20,
с.139].
Интенсивный тип экономического роста предполагает
более эффективное использование вовлекаемых в производство ресурсов. Пути
эффективного использования ресурсов многообразны. Так, для природных ресурсов
это означает наиболее полное извлечение полезных свойств, комплексная и
глубокая переработка сырья, защита природы от разрушений и т. д.
Относительно средств труда, которые в условиях
рыночной системы отношений выступают в форме "основного капитала",
это означает использование более производительных его элементов - машин,
станков, оборудования и т. д.
Эффективность использования трудовых ресурсов
зависит от уровня организации труда, применения научно обоснованных методов и
способов его организации, а также от состояния образовательной и
профессиональной подготовки работников, отношения их к выполняемой работе. Не
последнюю роль в характеристике качества рабочей силы играет и состояние
здоровья работников, повышающее продолжительность и интенсивность трудовой
отдачи полученных ими знаний и навыков.
Основными конечными целями экономического роста
являются повышение материального благосостояния населения и поддержание
национальной безопасности. Повышение материального благосостояния как главная
цель экономического роста конкретизируется в следующих основных составляющих:
. Увеличение среднедушевых доходов населения.
Достижение этой цели получает свое отражение в темпах роста валового
внутреннего продукта (ВВП) или национального дохода (НД) на душу населения.
. Увеличение свободного времени. Досуг является
одним из жизненных благ, но не находит отражения в показателях реального ВНП
или НД страны. Поэтому при оценке степени достижения данной цели необходимо
принимать во внимание, происходило или нет в течение рассматриваемого периода
сокращение рабочей недели и рабочего года, общей продолжительности трудовой
деятельности рабочих и служащих.
. Улучшение распределения НД среди различных
слоев населения. Если бы простое увеличение реального НД сопровождалось
значительным ухудшением его распределения, то большая часть населения вообще бы
не сочла экономический рост улучшением, так как их благосостояние могло бы
остаться прежним или даже уменьшиться. Поэтому важно, чтобы в процессе
экономического развития поддерживались принципы социальной защищенности по
отношению к нетрудоспособным и безработным.
. Улучшение качества и рост разнообразия
выпускаемых товаров и услуг. Это составляющая не находит прямого отражения в
показателе реального НД. В то же время вполне допустимо предположить, что более
высокое качество и дифференциация товаров способствуют повышению потребительской
удовлетворенности и, следовательно, получают свое отражение в увеличении
расходов на покупку товаров и услуг, совокупный размер которых характеризует
объем произведенного НД [14, с.32].
Следует иметь в виду, что постановка вопроса о
целях экономического роста имеет конструктивный характер, то есть содержит в
себе ориентиры к тому, что было бы желательно иметь развивающемуся обществу.
.2 Инвестиции и научно-технический прогресс как
важнейший фактор экономического роста
В современных условиях важнейшим фактором
экономического роста является научно-технический прогресс (НТП), так как именно
он, степень использования его достижений определяют современный, новый тип
экономического роста.
НТП - это постепенное совершенствование техники
и технологических процессов в рамках действующих научно-технических принципов и
распространение их в производстве [17, с.428].
Экономисты особо выделяют научно-техническую
революцию (НТР) - качественный скачок в развитии науки и производительных сил
общества, переворот в технике и технологии производства.
Таким образом, НТП и НТР взаимосвязаны и взаимно
обусловлены, соотносятся как эволюционная и революционная формы развития
материально-технической базы общества.
Эволюционная форма НТП более или менее постоянно
присуща общественному производству, она предполагает неуклонное развитие
технологии, повышение уровня технических знаний. Научная деятельность
становится составной частью прогресса общественного производства и опирается на
соответствующую инфраструктуру (исследовательские центры, НИИ и т.д.). НТП в
эволюционной форме предполагает постепенное совершенствование технологии и
техники, основанных на одних и тех же научно-технических принципах.
Начало современной НТР принято относить к
середине 50-х годов XX века. НТР как революционная форма НТП - это, прежде
всего, автоматизация производства; создание такой техники, как ЭВМ, и
компьютеризация производства, которая превращает информатику в новый ресурс и
элемент технологического процесса; открытие и использование новых видов и источников
энергии - атомной, термоядерной; создание и использование новых видов
материалов, не известных природе, с заранее заданными свойствами; открытие и
применение новых технологий (химических, биологических, лазерных и т.д.),
которые входят в жизнь под общим названием "высоких технологий";
формирование работника нового типа - культурного и образованного,
дисциплинированного, способного эксплуатировать сложные технико-информационные
системы, мыслящего творчески.
Современный этап НТР, который входит в жизнь общества
под названием новой технологической революции (его начало - 70- 80 гг.),
означает широкое развитие "безмашинных технологий", когда решающее
значение приобретают новые принципы изготовления и обработки продукции без
использования машин в привычном понимании (к числу таких технологий относятся
плазменные, электронно-лучевые, радиационные, биологические и другие виды
технологий) [4, с.72].
Использование высоких технологий позволяет
полнее удовлетворять потребности общества при более щадящем воздействии на
окружающую природу, обусловливает возрастающую экономичность производства
конечной продукции.
В новых условиях изменяется оценка результатов
производства: на первый план выходит не столько количество, сколько качество
выпускаемой продукции, повышение ее научно-технического уровня.
Огромная значимость научно-технического
прогресса для экономического роста и для воспроизводства в целом делает вполне
естественным глубокий интерес, проявляющийся ко всему, что способно и ускорить,
и сделать более продуктивным научный поиск.
Три основные черты характеризуют современный
этап научно - технического прогресса. Во - первых, это осуществление за
последние десятилетия целого ряда глубоких прорывов в области фундаментальных
наук. Сегодня успех прикладных исследований и разработок в значительно большей
степени, чем прежде, становится достижимым, лишь когда под них подведена
прочная база фундаментальных знаний.
Вторая черта современного этапа НТП
характеризуется небывалым по масштабам использования в экономике практических
результатов научно - технической деятельности, в частности, достижений
радиоэлектроники, робототехники, волоконной оптики, компьютерных устройств и
технологий.
Наконец, третью из главных черт нынешнего
периода усматривают в постепенном становлении нового научного мышления, в
возрастающем признании главной целью развития науки заботы о самом
существовании человеческой цивилизации.
Глубокое постижение этой роли науки, зрелость и
органическое восприятие подобной ее оценки побуждают выделять для целей научного
развития все возрастающие объемы людских, финансовых, материально - технических
ресурсов и, вместе с тем, порождает стремление добиваться, чтобы производимые
затраты порождали наибольший эффект.
На сегодняшний день все большее распространение
получает концепция инновационного экономического роста. Инновационный
экономический рост базируется на развитии предпринимательской инициативы в
сфере рыночной, научно-технической и организационно-экономической деятельности.
Его предпосылками являются современный этап научно-технической революции и
глобализация экономики, резко обострившие конкуренцию между фирмами разной
национальной принадлежности [1, с.39].
Поэтому сегодня ведущие фирмы стали
сосредотачивать свою деятельность не на сбыте того, что освоено производством,
а на предложении продукции, отвечающей предпочтениям потребителей, а также на
создании новых продуктов и активном формировании потребности в них. По своему
содержанию инновационный тип роста есть модификация интенсивного роста,
поскольку оба они опираются на качественное совершенствование факторов
производства. Однако в отличие от последнего, инновационный тип четко
сориентирован на меняющиеся запросы потребителей и их активное формирование
путем постоянного совершенствования имеющихся и создания новых продуктов на
основе достижений НТП.
Политика экономического роста означает
реализацию экономических функций государства с целью достижения стратегической
цели. Для этого правительство использует разнообразные средства, методы и
инструменты воздействия на экономические интересы всех субъектов
хозяйствования.
В целях стимулирования экономического роста,
государство использует методы бюджетно-налоговой (снижая налоги и увеличивая
государственные расходы) и денежно-кредитной политики, увеличивая денежную
массу и снижая процентные ставки, то есть, осуществляет политику управления
спросом.
Кроме того, государство осуществляет политику
управления предложением, стимулируя рост производственного потенциала
экономики. Эта политика включает:
меры по уменьшению налогообложения для
увеличения доли работающих в общей численности населения;
финансовое стимулирование инвестиций в здания и
оборудование, а также инвестиций в технологию, изобретение новых изделий и
инновации;
меры по образованию и переподготовке кадров для
увеличения числа работников требуемых квалификаций;
стимулирование конкуренции в финансовом секторе
для повышения эффективности рынков капитала;
приватизацию и сокращение государственного
контроля над промышленностью для поддержания эффективности промышленного
производства;
содействие региональной политике, стимулируя
мобильность рабочей силы;
снижение налоговых ставок и реформирование
системы пособий по социальному обеспечению для создания стимулов к интенсивному
труду;
обуздание власти профсоюзов для увеличения
гибкости рынков труда.
Увеличению производственного потенциала
экономики способствует также проводимая государством промышленная политика:
государство берет на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности
для поощрения экономического роста. Эта политика, во-первых, включает меры,
ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие
перемещению ресурсов из низкопроизводительных в высокопроизводительные отрасли.
Во-вторых, государство берет на себя расходы на фундаментальные исследования,
стимулируя научно-технический прогресс. И, наконец, в-третьих, государство
увеличивает расходы на образование, повышая качество рабочей силы и рост
производительности труда [3, с.146].
Большинство правительств ставит целью высокие
темпы экономического роста, считая, что это приведет их страны к более высоким
жизненным стандартам. Кроме того, правительства стремятся добиваться
национального престижа. Для достижения этих целей правительства используют инструменты
денежной и фискальной политики.
Имея целью высокие темпы экономического роста,
людям, находящимся у власти, следует иметь в виду, что рост приносит как
выигрыши, так и издержки. Следует правильно оценивать те и другие, чтобы не
принимать ошибочных решений. Рассмотрим основные аргументы, которые
подтверждают пользу экономического роста, и аргументы, которые предостерегают
от него.
. Экономический рост ведет к повышению жизненных
стандартов. Поскольку экономический рост означает увеличение дохода на душу
населения, он предполагает, что большее количество или лучшее качество (или и
то и другое) товаров и услуг могут быть доступными для потребления каждым
человеком. Конечно, может быть и так, что экономический рост приводит не к
реальному, а лишь к потенциальному росту благосостояния.
. Экономический рост может ограничить бедность.
Точка зрения, что экономический рост дает возможность ограничить бедность,
является дискуссионной. Нет единого мнения по поводу того, что такое бедность:
является ли она абсолютным или относительным понятием. Если это относительное
понятие, то бедность при существующей системе распределения доходов будет
существовать всегда, независимо от того, есть экономический рост или его нет.
Например, если доход каждого увеличился на сто рублей, бедный останется на той
же относительной позиции, на которой он был, и по-прежнему останется бедным.
Следует заметить, что бедные составляют ту часть общества, которая меньше всего
выигрывает от экономического роста.
. Экономический рост дает возможность повысить
справедливость распределения доходов, не делая никого хуже обеспеченным [21,
с.319].
Теперь назовем издержки экономического роста.
Именно они заставляют часть экономистов сомневаться в целесообразности
непрерывного экономического развития.
. Экономический рост предполагает изменения, от
которых многие выигрывают, но некоторые страдают. Например, технологический
прогресс может создать много новых рабочих мест, но, в то же время, может
сделать существующие рабочие места устаревшими и ненужными. Необходимость
переездов для поиска новой работы или переучивания для освоения новых профессий
накладывает значительные издержки на тех, кого прогресс лишил рабочего места.
. Экономический рост имеет альтернативные
издержки. В тех случаях, когда рост стал результатом инвестиций ресурсов в
капитал, альтернативными издержками роста является текущее потребление, которое
при отсутствии инвестиций могло бы принести полезность. Чем больше ресурсов
страна направляет на производство инвестиционных товаров, тем большую скорость
экономического роста можно ожидать и тем большее количество потребительских
товаров можно ожидать в будущем. Стоит ли ради этого идти на пожертвования в
текущем потреблении, зависит от количества дополнительных потребительских
товаров, которые планируется произвести в будущем, и от объема того, чем
придется пожертвовать.
. Экономический рост связан с ускоренным
расходованием природных ресурсов. Непрерывный рост не может быть вечным.
Ресурсы Земли ограничены и часто невосполнимы. Есть мнение, что по этой причине
в какой-то критический момент в будущем рост может прекратиться. Независимо от
того, какие открытия будут сделаны, используемые ресурсы в конце концов могут
оказаться исчерпанными, и чем выше темп роста сейчас, тем быстрее критическая дата
наступит. Поэтому можно говорить о целесообразности ограничения экономического
роста с тем, чтобы ограничить скорость расходования ресурсов.
. Экономический рост порождает отрицательные
внешние эффекты. Увеличивающийся реальный национальный доход может накладывать
издержки на общество в виде загрязнений, шума, перенаселенности. Если бы эти
издержки могли быть правильно оценены и включены в стоимость реального
национального продукта, то оказалось бы, что существующие представления о
выигрышах от экономического роста заметно преувеличены [11, с.289].
Отметим в заключение, что степень
удовлетворенности людей своей жизнью зависит и от их относительного положения в
обществе. При одном и том же уровне средних доходов на душу населения в разных
странах могут существовать разные схемы распределения доходов и разные оценки
людьми своего состояния. В промышленно развитых странах в последние десятилетия
отмечалось движение к более равномерному распределению доходов, а в
относительно бедных и слаборазвитых странах, наоборот, различие между доходами
узкого круга богатых людей и основной массы населения сохранялось очень большим
и даже росло.
.4 Концепция устойчивого экономического роста
Идея устойчивого развития возникла в результате
осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала для
экономического роста и надвигающейся опасности необратимых негативных изменений
в окружающей среде, а термин "устойчивое развитие" был введен в
широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию в
1987 году.
"Концепция устойчивого экономического
развития" была принята на 2-й Международной Конференции ООН по ООС,
состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Эта Концепция ознаменовала новую
ступень в развитии мировой экономики, учитывающей экологические требования, и
пришла на смену техногенной экономике. На первый взгляд, ее главная идея и
основные могут показаться тривиальными, но по существу они означают коренную
перестройку всей мировой экономики.
Главная идея Концепции - вести мировое хозяйство
так, чтобы не вредить следующим поколениям. Наши предки оставляли своим детям
чистую здоровую планету не потому, что были настолько сознательными и
гуманными, а потому, что их было мало. Поколение, родившееся в первой половине
XX в. и осуществившее НТР, одновременно привело биосферу в состояние глубокого
экологического кризиса. Живущие сейчас и активно действующие наши современники
должны по возможности исправить ошибки своих родителей и оставить потомкам
Землю, пригодную для нормальной жизни, а не для выживания на ней [18, с.261].
Главными стратегическими задачами мирового
сообщества, согласно "Концепции устойчивого экономического развития",
являются:
. Ограничение роста производства и потребления в
экономически развитых странах мира, которые являются главными потребителями
природных ресурсов и источниками загрязнения биосферы.
. Ограничение роста населения в развивающихся
странах. Гипотеза Мальтуса о перенаселении планеты приобретает реальные черты.
Это ни в коем случае не относится к России, где стоит прямо противоположная
демографическая проблема: за последние 15 лет численность населения страны
катастрофически упала, средняя продолжительность жизни снизилась с 72 лет (в
СССР) до 58 лет; демографическая политика России направлена на всевозможную
поддержку роста численности населения.
. Уменьшение неравенства между богатыми и
бедными странами, приведшего к обострению социальных конфликтов: три четверти
населения планеты не живет, а борется за выживание, что обостряет социальные
конфликты.
Основными критериями "Концепции устойчивого
экономического развития" являются следующие требования:
добыча невозобновляемых природных ресурсов
должна стать нормативной, ограниченной;
эксплуатация возобновляемых ресурсов (в основном
это касается лесов и рыбных запасов) должна осуществляться хотя бы в рамках
простого воспроизводства, т.е. их количество не должно уменьшаться во времени;
внедрение технологий, предусматривающих замену
невозобновляемых ресурсов на практически неисчерпаемые;
повсеместное строительство очистных сооружений,
заводов по переработке бытового и промышленного мусора, уменьшение площадей под
свалками (загрязнение планеты сбросами отходов, производственных и бытовых, не
должно превышать уровень 1992 г.);
поощрение использования вторичного сырья:
металлолома, макулатуры, стеклотары. Это позволит, во-первых, достичь
существенной экономии природных ресурсов, во-вторых - сократить объем
загрязнений окружающей среды. В США, Европе и Японии целые металлургические
заводы уже работают не на руде, а на металлоломе. В достаточно богатых странах
не гнушаются собирать жестянки из-под напитков. Сбор макулатуры позволяет
экономить становящуюся все более ценной древесину. 20-25 лет назад в СССР этот
механизм был достаточно хорошо отлажен, но последующие социальные потрясения
заставили о нем забыть. Сбор и повторное использование стеклотары также
способствует очистке территорий и акваторий (меньше битого стекла);
минимизация количества отходов, внедрение
малоотходных, безотходных и ресурсосберегающих технологий. Это означает, что
отходы одной отрасли хозяйства должны стать сырьем для другой; примером
малоотходной и ресурсосберегающей технологии является уже упомянутое оборотное
водоснабжение;
уменьшение на государственном уровне инвестиций
в отрасли, эксплуатирующие природу, и повышение удельного веса наукоемких
отраслей и технологий. Примером может стать не только Япония, но и страны
Западной Европы, а также (частично) США;
повсеместное и широкое экологическое воспитание
и образование должно привести к изменению поведенческих механизмов общества, к
ограничению потребностей в товарах и услугах, поскольку демографы
предсказывают, что к 2030г. численность населения Земли может достичь 15 млрд.
человек [4, с.73].
В последние годы ряд ученых высказывают сомнение
в необходимости дальнейшего экономического роста для стран, достигших такого
уровня благосостояния, при котором первоочередные потребности большинства
населения удовлетворены.
Опубликованная в 1972 г. книга "Пределы
роста" вызвала всемирную дискуссию об экономическом росте и окружающей
среде. Центральными идеями ее авторов (Донелла Медоуз, Денниc Медоуз, Йорген
Рандерс, Уильям Беренс) являются следующие.
. Представление о космическом корабле
"Земля", имеющем естественные границы роста: ограниченное жизненное
пространство для растущего населения; ограниченные запасы сырья; ограниченные
возможности поглощения загрязнений окружающей среды.
. Представление об экспоненциальном росте
отдельных переменных экономической системы, таких как население, загрязнение
окружающей среды и потребление сырья, которые со все большей скоростью
приближаются к естественным границам.
Аргументы против дальнейшего наращивания темпов
экономического роста сводятся к следующему.
Экономический рост, происходящий на основе
индустриализации, умножает побочные отрицательные эффекты - усиливает нагрузку
на природу, ухудшает экологическую среду обитания человека. В результате
интенсификации производства растет загазованность воздуха, увеличиваются
промышленные и бытовые отходы, с естественной переработкой которых природа не
справляется. Нарастают потоки машин на улицах крупных городов и дорогах
промышленно развитых стран, вызывая заторы и пробки, аварийные ситуации, в
которых ежегодно гибнут тысячи людей. Писатели социальной фантастики рисуют
мрачные картины будущего урбанизации - города-мегаполисы, в которых люди
страдают от жажды, недостатка питьевой воды, гнездятся в трущобах, заваленных
горами мусора. Поэтому, утверждают эти ученые, при достижении определенного
уровня благосостояния экономический рост должен сдерживаться [8, с.83].
Другой аргумент противников экономического роста
состоит в том, что экономический рост не может решить такой
социально-экономической проблемы, как растущее расслоение общества, усиление
дифференциации по уровню доходов. И, тем не менее, при всех издержках,
действительно сопутствующих экономическому росту, необходимо иметь в виду
следующее. НТР, на основе которой протекает современное развитие, не только
таит отрицательные последствия, но одновременно и открывает технические, а
также экономические возможности их смягчения и преодоления.
Кроме того, индустриальный этап развития -
объективная неизбежность. И каждая страна, проходящая этот этап, вынуждена
делать выбор - принимать ли на себя сопутствующий груз отрицательных
последствий или сохранять чистоту и нетронутость природы доиндустриальных эпох,
обрекая себя на развитие, свойственное этим эпохам. Рынок в экономическом
прогрессе дает возможность решать одновременно и проблемы развития
производства, и проблемы роста благосостояния граждан, и выделять больше
средств на спасение природы.
2. Анализ темпов экономического роста в
Республике Беларусь
2.1 Анализ показателей и динамики экономического
развития Республики Беларусь
Республика Беларусь приобрела государственный
суверенитет в 1991 г. Процесс становления ее государственности совпал с
мощнейшим экономическим кризисом. Последнее десятилетие XX
века по праву можно считать для экономики Беларуси периодом тяжелейшего
испытания на устойчивость и жизнеспособность.
Разрушительные тенденции, обусловленные распадом
СССР, крайним несовершенством и низкой эффективностью прежнего хозяйственного
механизма, односторонностью принимаемых мер по стабилизации положения, привели
к тому, что основные показатели социально-экономического развития республики до
середины 90-х гг. постоянно ухудшались. Так, в 1995 г. ВВП по сравнению с 1990
г. сократился на 35%, объем промышленной продукции - на 39%, производство
потребительских товаров - на 40%, валовая продукция сельского хозяйства - на
26%, инвестиции в основной капитал - на 61%, реальные денежные доходы населения
- на 38%. Индекс потребительских цен за пять лет возрос в 44 тыс. раз [5,
с.24].
Главными причинами столь плачевного состояния
экономики страны были:
- разрушение десятилетиями нарабатывавшихся хозяйственных
связей из-за распада СССР и роспуска совета экономической взаимопомощи;
- общесистемный коллапс старого хозяйственного
механизма, базировавшегося на административно-командном принципе организации
экономики и доминировании государственной формы собственности;
- неготовность власти к решению
сложных и нестандартных проблем экономики в условиях суверенитета;
- попытка разрешить все экономические
проблемы простым путем - "невидимой рукой рынка";
- чрезмерная политизация экономической
жизни и др.
В этих условиях были разработаны Основные
направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000
гг. и Программа-2000, которые определили не только стратегию преодоления
кризисных явлений, достижения макроэкономической стабилизации и возобновления
хозяйственного роста, но и конкретные практические меры по решению поставленных
задач.
Стратегической целью реформирования хозяйства
страны в рассматриваемом периоде было определено формирование социально
ориентированной рыночной экономики и на ее основе предотвращение дальнейшего
развития кризисных процессов в экономике.
Учитывая недостаток ресурсов и невозможность и
нецелесообразность государственной поддержки всех отраслей народного хозяйства,
в Программе-2000 выделены три главных направления развития: экспорт - жилье -
продовольствие. Они должны были стать теми "локомотивами", которые
смогут "потянуть" другие сферы производства, обеспечив выход из
кризисного состояния, постепенный подъем экономики и повышение благосостояния
народа. Приоритетное развитие этих направлений было ориентировано на
преимущественное использование местных ресурсов и нацелено на более полное
насыщение внутреннего рынка товарами и услугами и обеспечение их выхода на
внешние рынки [9, с.71].
Сегодня можно говорить о том, что выбранная
стратегия в целом оказалась верной. Была создана система управления экономикой,
отвечающая реалиям трансформационного периода, внесены коррективы в обеспечение
социальной защиты населения, активизирована инвестиционная деятельность, снижен
инфляционный потенциал. На смену либерализации цен пришло их государственное
регулирование, дополненное жесткой бюджетно-финансовой политикой.
В результате не только остановлен спад
производства, но и достигнута положительная динамика важнейших показателей.
Следует отметить, что по ряду основных
показателей экономического развития Беларусь имела в 1996-2000 гг. значительно
более высокий рост, чем большинство стран СНГ и Балтии.
Два из трех намеченных Программой-2000
приоритетов были реализованы полностью. Это относится к строительству жилья и
наращиванию экспортного потенциала. При этом расширился экспорт как товаров,
так и услуг. Экспорт услуг рос опережающими темпами: 221% против 154%. Их
суммарное увеличение за 5 лет составило 60%, а импорта - 52%. Благодаря этому
отрицательное сальдо экспортно-импортных операций сократилось за этот период на
14% (86 млн. долл. США) и составило в 2000 г. минус 491 млн. долл.
Однако во внешнеэкономической деятельности так и
не удалось преодолеть некоторые негативные явления, которые были присущи ей в
середине 90-х годов. В первую очередь это касалось чрезвычайно открытого
характера экономики. В Беларуси в последние годы XX
в. внешнеторговый оборот составлял 115-127% ВВП. По степени открытости
республика входила в число стран-лидеров, и в связи с этим экономика была
сильно подвержена воздействию изменений, происходящих у основных внешнеторговых
партнеров, в первую очередь России (ее доля во внешнеторговом обороте Беларуси
тогда составляла 56-60%).
Неблагополучным оставалось и положение дел в
агропромышленном комплексе, провозглашенном Программой-2000 одним из трех
важнейших приоритетов развития экономики страны. В 1991-2000 гг. в этой сфере
наблюдался спад: уменьшалось производство важнейших видов продукции,
сокращалось число прибыльных предприятий (с 99,7% в 1990 г. до 50,9% в 2000
г.), падала рентабельность реализованной сельскохозяйственной продукции. В 1990
г. она равнялась 42,4%, в 2000 г. - 5%. В растениеводстве она была еще
достаточно высока: 1990 г. - 58,3%, 2000 г. - 44,5%, а в животноводстве не
только снизилась, но и в течение ряда лет имела отрицательные значения [12,
с.69].
Оценивая развитие экономики Беларуси в 1996-2000
гг., можно сделать вывод, что положение в целом значительно улучшилось и в РБ
наблюдался экономический рост. Причем в 1996-1997 гг. темпы экономического
роста были довольно высокие. Они достигались в основном за счет эмиссии денег,
лучшего использования мощностей и ресурсов, повышения дисциплины. Однако с 1998
г. темпы роста ВВП стали снижаться, так как были исчерпаны вышеперечисленные
источники, достаточно тревожной оставалась динамика инвестиций в основной
капитал. Они увеличились на 25,8 пункта при приросте промышленного производства
на 65%. В условиях высокой изношенности активной части основных производственных
фондов (до 70-75%) такое отставание в темпах прироста инвестиций могло стать в
дальнейшем серьезным препятствием на пути эффективного развития реального
сектора, закрепления белорусских товаров на внешних рынках.
Социально-экономическая политика на новое
пятилетие была определена в Программе социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2001-2005 гг. С учетом преемственности важнейших
векторов социально-экономической политики и необходимости дальнейшего
продвижения по пути подъема в Программе-2005 намечены следующие ключевые
приоритеты:
- формирование эффективной системы
здравоохранения;
- наращивание экспорта товаров и
услуг;
- дальнейшее развитие жилищного
строительства;
- развитие агропромышленного комплекса
и сопряженных отраслей.
Важнейшей составляющей макроэкономической
политики был определен социальный вектор развития.
В сфере социальной защиты населения
предусматривалось усиление государственной поддержки его наиболее уязвимых
слоев и групп, улучшение системы минимальных социальных гарантий, повышение
эффективности социальных программ.
К концу пятилетия предполагалось довести
среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства до размера,
эквивалентного 250 долл. США, уровень пенсий - до 48%, а стипендий - до 25-30%
от нее.
Выбранные приоритеты развития, реализуемая
социально-экономическая политика, применение адекватных переходной экономике
методов мотивации и регулирование хозяйственной жизни страны, последовательное
развитие институциональных и правовых основ функционирования рыночной экономики
позволили выполнить в рассматриваемом периоде основные задания Программы-2005.
Очевидно, что основные макроэкономические
параметры развития страны были не только выполнены, но и перевыполнены. Страна
превзошла уровень 1990 г. по производству ВВП (на 27%), промышленной продукции
(на 53%), производству потребительских товаров (на 66%), реальным денежным
доходам населения (на 75%). Значительно выросло инвестирование в основной
капитал - на 84% по отношению к 2000 г., что позволило довести его значение до
95% уровня 1990 г.
Произошли также существенные подвижки в аграрном
секторе экономики. Его пятилетний прирост составил 25,7%, что способствовало
приближению к уровню производства этого сектора в 1990 г. (90%).
Выполнение основных макроэкономических
параметров Программы-2005 позволило реализовать и ее социальный компонент.
Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению
сократился с 2,1% в 2000 г. до 1,5% в 2005 г. Начисленная среднемесячная
заработная плата в долларовом эквиваленте выросла с 73,6 в 2000 г. до 218 в
2005 г. В декабре 2005 г. она уже составляла 255 долл. США [13].
Реальная заработная плата в 2005 г. выросла по
сравнению с 1995 г. в 3,5 раза. За 1996-2005 гг. реальный размер месячной
пенсии в республике увеличился в 3,8 раза. Все это обеспечило существенное
сокращение уровня бедности населения. В 2005 г. удельный вес населения,
живущего за чертой бедности, снизился до 17,3% по сравнению с 46,7% в 1999 г.
Значительно улучшилось и соотношение среднего размера назначенной пенсии,
среднемесячной заработной платы и бюджета прожиточного минимума. Рост денежных
доходов населения сопровождался и повышением их покупательной способности.
Благодаря активной социальной поддержке наиболее
уязвимых групп населения, в стране не допущено значительного
социально-экономического расслоения общества по уровню материального достатка.
Среднедушевые располагаемые доходы 10% наиболее обеспеченной группы населения
были в 5,2 раза выше, чем 10% наименее обеспеченной группы (при
предельно-критическом значении этого показателя - 10 раз).
Среди стран СНГ и государств с развитой рыночной
экономикой в Беларуси отмечен один из самых низких показателей дифференциации в
уровне материального благосостояния.
Значительным результатом реализации
Программы-2005 стало существенное снижение инфляционных процессов в стране.
Индекс потребительских цен в 2005 г. составил 108% против 344 в 1995 г., 207,5%
в 2000 г. и 114,1% в 2004 г. Снижен и потенциал инфляционных ожиданий.
Важнейшим индикатором состояния экономики страны
является внешняя торговля. Объем внешней торговли товарами и услугами в 2005 г.
составил 36127,4 млн. долл. США, в том числе экспорт 18146 млн. долл., импорт -
17981, 4 млн. долл. Очевидно, что сальдо внешней торговли товарами и услугами
сложилось положительное и составило 164,5 млн. долл., в том числе сальдо
внешней торговли товарами - отрицательное, 721,5 млн. долл., услугами -
положительное, 886,1 млн. долл. [19, с.137].
Положительные изменения произошли и в структуре
экспортно-импортных операций. Если в 2000 г. на долю экспорта в страны СНГ
приходилось 60%, то в 2005 г. - 44%. Уменьшилась и доля импорта из стран
Содружества. Она упала с 70 до 66%. Это свидетельствует о проведении реальной
политики страновой диверсификации экспортно-импортных операций. Хотя следует
сказать, что, несмотря на снижение доли России во внешнеторговом обороте
Беларуси, она все еще остается очень высокой: в экспорте - 36%, а в импорте -
60%.
Основными покупателями белорусской продукции
являются, кроме Российской Федерации, Нидерланды (14,5%), Соединенное
Королевство (7%), Украина (5,8%), Польша (5,3%), Германия (4,5%), Китай (2,6%),
Литва (2,3%), Латвия (2%), Франция (1,8%). Основными поставщиками импортной
продукции являются, наряду с Россией, Германия (6,4%), Украина (5,4%), Польша
(3,5%), Италия (2,3%), Китай (1,7%), США (1,4%).
Очевидно, что главную свою функцию
Программа-2005 выполнила. Была закреплена тенденция экономического роста достаточно
высокими темпами, созданы фундаментальные предпосылки социальной стабильности
общества, существенно активизирована инвестиционная деятельность субъектов
хозяйствования, достигнута определенная конкурентоспособность белорусских
товаров на некоторых внешних рынках, мотивирован экономический рост и
обеспечено расширение спроса на внутреннем рынке, ужесточена денежно-кредитная
политика.
Однако было бы большой ошибкой формировать
перспективную социально-экономическую политику лишь на основе полученного положительного
трансформационного опыта, не учитывать изменяющиеся внешние условия и факторы,
жесткие императивы глобализации, серьезные противоречия проводившейся
макроэкономической политики, накопленные нерешенные проблемы [5, с.26].
К числу последних в первую очередь следует
отнести необходимость:
- дальнейших структурных и институциональных
преобразований, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных
товаров как на внешних, так и внутреннем рынках;
- радикального улучшения инновационной восприимчивости
отечественного реального сектора экономики;
- усиления роли прямых иностранных
инвестиций в воспроизводстве основного капитала;
- радикального снижения энерго- и
материалоемкости экономики;
- поддержки развития малого и среднего
бизнеса;
- совершенствования налоговой системы,
политики оплаты труда и пенсионного обеспечения населения;
- формирования устойчивой банковской системы.
Многие из этих задач призвана была решить
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010
годы (Программа-2010). Она продолжила в определенной мере стратегическую линию
своих предшественниц. Преемственность экономической политики во времени - залог
стабильности и поступательного развития общества. Но, вместе с тем, она и
развивает ее, отвечая на многообразные новые вызовы мировой хозяйственной
системы, глобализационных тенденций, чаяний и устремлений белорусского
общества.
Ее главной задачей было дальнейшее повышение
уровня и качества жизни населения на основе технического перевооружения, реструктурирования
экономики, роста ее конкурентоспособности.
Для реализации поставленной задачи
предполагалось основные усилия сконцентрировать на следующих приоритетных
направлениях:
- всестороннее развитие человеческого капитала,
формирование эффективной системы здравоохранения;
- инновационное развитие национальной
экономики, энерго- и ресурсосбережение;
- наращивание экспортного потенциала
страны на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики;
- развитие агропромышленного комплекса,
социальной сферы села;
- развитие малых и средних городов;
- жилищное строительство [7, с.29].
В соответствии с Программой-2010 были приняты
конкретные меры по активизации развития реального сектора экономики. В первую
очередь это касалось его структурной трансформации. Она проводилась по двум
направлениям. Первое (структурная санация экономики) - оздоровление
существующей экономической структуры, и прежде всего государственного сектора
экономики, на основе снижения доли убыточных производств, что позволило
аккумулировать средства на первоочередное развитие "точек роста".
Второе направление (модернизация национальной экономики) - создание и развитие
новых наукоемких ресурсо- и энергосберегающих производств и целых отраслей.
Все это, а также эффективное использование
рыночных механизмов хозяйствования и совершенствование методов государственного
регулирования налоговой, денежно-кредитной, ценовой политики дало возможность
обеспечить положительную динамику основных макроэкономических показателей в
прошедшем пятилетии, несмотря на мировой финансовый кризис.
Остановимся подробнее на оценке выполнения
прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006-2010
году.
Валовой внутренний продукт в расчете на душу
населения по паритету покупательной способности увеличится за пятилетие почти
на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике - с
19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.
При этом на результаты выполнения данной
Программы существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов
и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных
влиянием мирового финансово-экономического кризиса.
В 2006 - 2010 годах в развитии экономики можно
условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).
В первые три года пятилетки наблюдались высокие
темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции
промышленности - 10,5, инвестиций в основной капитал - 23,8, реальной
заработной платы - 12,1 процента.
Мировой финансово-экономический кризис оказал
отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны, обусловив
замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008
года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы -
100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню
2008 года).
Особенно его негативные последствия проявились в
2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился
до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси
величины в 11,4 процента от ВВП [13].
Вместе с тем благодаря своевременно принятым
антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования
экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К
концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике
выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП. Динамика ВВП в период с 1995
по 2012 годы представлена в приложении А.
Оценка выполнения основных показателей Программы
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы
свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты.
Вместе с тем в ходе реализации Программы
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы не
удалось в полной мере решить ряд проблем, которые сдерживают развитие страны.
Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики. Для нее все еще
характерны высокая импортоемкость, материалоемкость и энергоемкость выпускаемой
продукции, относительно низкая производительность труда. Следствием этого
становится недостаточная конкурентоспособность продукции отечественного
производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается
объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается
восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается
несбалансированность во внешней торговле.
Государственная политика в 2011-2015 годах направлена
на решение указанных проблем и преодоление ограничений экономического роста,
что позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития
страны, существенно повысить благосостояние населения.
.2 Анализ выполнения важнейших параметров
прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в 2013 году
В 2013 году в экономике республики обеспечена
финансовая стабильность и макроэкономическая сбалансированность, достигнут ряд
положительных результатов, характеризующихся:
существенным снижением уровня инфляции;
стабилизацией и предсказуемостью обменного курса
рубля;
положительным сальдо внешней торговли товарами и
услугами;
стабильной ситуацией на внутреннем валютном
рынке;
сохранением ЗВР при полном и своевременном
выполнении страной внешних и внутренних валютных обязательств;
улучшением состояния платежного баланса и
другими позитивными изменениями.
В социальной сфере решена важнейшая задача 2013
года - восстановлен докризисный уровень доходов населения.
В то же время в четвертом квартале 2013 г. более
интенсивно проявилась тенденция замедления темпов экономического роста по
сравнению с итогами первых трех кварталов на фоне тенденции снижения темпов
роста объемов промышленного производства и экспорта товаров и услуг. В
результате по итогам 2013 г. из 8 важнейших прогнозных параметров, утвержденных
Главой государства, выполнены 2 [13].
Анализ выполнения прогнозных показателей
социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-октябре 2013
года представлен в таблице 2.1:
Таблица 2.1 - Анализ выполнения прогнозных
показателей социально-экономического развития Республики Беларусь за
январь-октябрь 2013г.
Наименование
показателя
|
Прогноз
|
Фактически
|
Валовой
внутренний продукт
|
108,5
|
101,1
|
Производительность
руда по ВВП
|
109,3
|
102,3
|
115,2
|
83,1
|
Сальдо
внешней торговли товарами и услугами, % к ВВП
|
0,7
|
-1,2
|
Прямые
иностранные инвестиции на чистой основе, млрд. долл.
|
4,5
|
1,8
|
Снижение
энергоемкости ВВП, %
|
-7
|
-12,0
|
Реальные
располагаемые денежные доходы населения, %
|
106,5
|
117,2
|
Ввод
в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. м.
|
6,5
|
4,2
|
По итогам десяти месяцев 2013 г. из 8 важнейших
параметров прогноза, выполнены 2:
на 12,0% уменьшена энергоемкость валового
внутреннего продукта страны, что в 1,7 раза выше прогнозного параметра;
на 17,2% увеличены реальные располагаемые
денежные доходы населения.
Рост производительности труда составил 102,3%,
опередив динамику ВВП. В то же время отставание от прогноза (109,3%)
по-прежнему существенное. За январь-октябрь 2013 г. привлечено 1,8 млрд. долл.
США прямых иностранных инвестиций на чистой основе, что в 1,6 раза выше, чем
годом ранее, и составляет 40% от годового прогнозного параметра в 4,5 млрд.
долл. США (с учетом приватизации) и 90% от годового плана 2,0 млрд. долл. (без
учета приватизации).
По итогам января-октября 2013 г. сформировалось
отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере
"минус" 1,2% к ВВП (прогноз 0,7%). В результате отрицательной
динамики значение данного показателя ушло в отрицательную зону.
Сложности с реализацией отечественной продукции
в условиях сжатия основных экспортных рынков, а также вытеснение белорусских
производителей инвестиционных товаров с традиционных рынков сбыта привели к
низким показателям экспорта в текущем году. Индекс экспорта товаров и услуг к
уровню января-октября 2012 г. из расчета в текущих ценах составил 83,1%
(прогноз - 115,2%).
В январе-ноябре 2013 г. обеспечен экономический
рост на уровне 100,9% при прогнозном значении роста 108,5%. По сравнению с
январем-октябрем 2013 г. темп роста ВВП замедлился на 0,2 п.п.
Динамика темпов роста ВВП в 2012-2013 годах
представлена на рисунке 2.1:
Рисунок 2.1 - Темпы роста ВВП, %
Ключевые сектора экономики не демонстрируют
прогнозируемого роста. Динамика ВВП поддерживается торговлей (вклад в ВВП 1,3
п.п.), чистыми налогами на продукты (0,8 п.п.) и строительством (0,3 п.п.).
Отрицательное влияние на прирост ВВП в текущем году оказывают промышленность
(-1,5 п.п.), сельскохозяйственное производство (-0,3 п.п.) и транспорт и связь.
По итогам 11 месяцев 2013 года по всем основным
видам деятельности (за исключением торговли) отмечается замедление. Это
обусловило замедление ВВП на 0,2 п.п.
Рассмотрим темпы экономического роста по
областям РБ. Динамика развития регионов представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Динамика валового регионального
продукта по областям
Область
|
Прогноз
|
Фактически
за 1 кв. 2013г.
|
Фактически
за 1 полугодие 2013г.
|
Фактически
за 11 мес. 2013г.
|
Недовыполнение
задания на 2013 год
|
Брестская
|
109,9
|
106,1
|
104,3
|
102,1
|
-7,8
п.п.
|
Витебская
|
107,5
|
97,1
|
96,0
|
98,0
|
-9,5
п.п.
|
Гомельская
|
106,5
|
101,7
|
101,5
|
101,1
|
-5,4
п.п.
|
Гродненская
|
109,4
|
106,0
|
104,2
|
103,0
|
-6,4
п.п.
|
Г.Минск
|
109,0
|
101,1
|
99,5
|
100,6
|
-8,4
п.п.
|
Минская
|
108,0
|
106,1
|
102,9
|
-5,1
п.п.
|
Могилевская
|
108,7
|
99,9
|
97,3
|
97,7
|
-11,0
п.п.
|
По итогам января-ноября 2013 г. установленный
прогнозом уровень экономического роста не достигнут ни одним из 7 регионов.
При этом объем валового регионального продукта
(ВРП) в Витебской и Могилевской областях сложился ниже уровня соответствующего
периода прошлого года. В Брестской, Гомельской, Гродненской областях отмечается
замедление темпа экономического роста на протяжении всего 2013 года.
Отсутствие прироста ВРП в Витебской области в
основном связано с уменьшением объемов оптового товарооборота продукции
нефтехимии (индекс оптового товарооборота за январь-ноябрь 2013 г. по Витебской
области составил 60,0% при показателе за соответствующий период 2012 г. 129,2%);
в Могилевской - сокращением производства продукции промышленности (98,3%) и
показателей строительства (индекс подрядных работ 91,8%, индекс
строительно-монтажных работ 79,3%).
Незначительный прирост ВРП в г. Минске
обусловлен отрицательным влиянием промышленного сектора (индекс производства
продукции промышленности за январь-ноябрь 2013 г. сложился на уровне 82,3%).
На протяжении 2013 года наблюдается уменьшение
объемов промышленного производства. По итогам января-ноября темп роста объемов
промышленного производства составил 95,2%.
На протяжении всего 2013 г. основной источник
развития экономики - инвестиции в основной капитал оставались в зоне
отрицательных значений. Динамика инвестиций в основной капитал представлена на
рисунке 2.2:
Рисунок 2.2 - Индекс изменения инвестиций в
основной капитал в 2012-2013 гг.
В январе-ноябре 2013 г. использовано 176 трлн.
рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 108,2%
к уровню января-ноября 2012 г. Доля инвестиций в основной капитал в объеме
валового внутреннего продукта составила 31,6%.
Данный итог получен во многом благодаря эффекту
воздействия низкой базы предыдущего года, когда за аналогичный период
наблюдалось существенное снижение показателя (88,3%).
Полученный прирост инвестиций в основной капитал
обусловлен опережающими темпами использования инвестиций в жилищное
строительство (124,8%) и значительным увеличением инвестиций в строительство и
реконструкцию объектов энергетического комплекса.
В январе-ноябре 2013 г. отмечается опережение
темпов роста инвестиций на приобретение машин, оборудования, транспортных
средств (109,2%) над темпом роста строительно-монтажных работ (105,5%).
Доля инвестиций на приобретение машин,
оборудования, транспортных средств в общем объеме инвестиций составила в
январе-ноябре 37,2%. Удельный вес строительно-монтажных работ в январе-октябре
составил 52,6% от общего объема инвестиций. За январь-сентябрь 2013 г.
поступление ПИИ на чистой основе составило 1815,5 млн. долларов США (90,8% от
годового плана 2,0 млрд. долл. без учета приватизации).
По сравнению с январем-сентябрем прошлого года
объемы ПИИ на чистой основе возросли в 1,6 раза; превысили объем ПИИ в целом за
2012 г. в 1,3 раза. Основные тенденции в привлечении ПИИ на чистой основе в
январе-сентябре 2013 г.: подавляющий объем приходится на долю организаций без
ведомственной подчиненности (84,4%); основной приток ПИИ на чистой основе
по-прежнему приходится на г. Минск - 1014,8 млн. долларов США (или 55,9% всех
поступивших в страну) [8, с.85].
Таким образом, проведенный анализ показал, что
запланированные показатели социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2013 год не достигнуты.
3. Разработка системы мероприятий по
стабилизации экономического развития Республики Беларусь и оптимизации темпов
экономического роста
.1 Направления и перспективы развития экономики
РБ
Указом Президента Республики Беларусь от 31
декабря 2013 г. №585, утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического
развития и Основные направления денежно-кредитной политики Беларуси на 2014
год. В таблице 3.1 приведены важнейшие параметры прогноза
социально-экономического развития.
Таблица 3.1 - Параметры прогноза
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год
Наименование
параметров
|
2013
год
|
Валовой
внутренний продукт, в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
|
103,3
|
Производительность
труда по валовому внутреннему продукту, в процентах к предыдущему году
|
106,9
|
Экспорт
товаров и услуг, в процентах к предыдущему году
|
108,6
|
Сальдо
внешней торговли товарами и услугами, в процентах к валовому внутреннему
продукту
|
2
500
|
Реальные
располагаемые денежные доходы населения, в процентах к соответствующему
периоду 2013 года
|
103
|
Снижение
энергоемкости валового внутреннего продукта, в процентах к предыдущему году
|
3
|
Согласно Указу, запланирован рост валового
внутреннего продукта на 3,3%, производительности труда (по валовому внутреннему
продукту) - на 6,9%, экспорта товаров и услуг - на 8,6%.
Сальдо внешней торговли товарами и услугами
ожидается положительным на уровне 0,1% к валовому внутреннему продукту.
Инвестиционная политика в 2014 году будет
направлена на улучшение инвестиционного климата, при этом привлечение прямых
иностранных инвестиций на чистой основе прогнозируется в объеме $4,5 млрд.
В 2014 году продолжится реализация мероприятий
по экономии ресурсов, сокращению затрат на производство и реализацию продукции,
в результате которых энергоемкость валового внутреннего продукта будет снижена
не менее, чем на 3%.
Одновременно предусмотрен ввод в эксплуатацию
2,5 млн.кв.м жилья с государственной поддержкой.
Достижение данных параметров позволит обеспечить
качественный уровень жизни населения. Предполагается, что реальные
располагаемые денежные доходы населения в 2014 году должны составить 103% к
уровню текущего года.
Прогнозируется, что в 2014 году среднегодовая
ставка рефинансирования составит 14-16% годовых, требования банков к экономике
возрастут на 16-19%, международные резервные активы (в определении МВФ)
увеличатся на $0,2-0,5 млрд. [6, с.28].
Что касается денежно-кредитной политики, то в
2014 году она останется жесткой. Регулятор не будет смягчать её, чтобы получить
внешние кредиты для пополнения белорусских золотовалютных резервов.
Плановый прирост объемов кредитования в первом
квартале 2014 года составит не более 0,7% в месяц (ранее заявлялось об 1% в
месяц). Такие темпы кредитования соответствуют годовому прогнозу, позволяют
обеспечивать необходимое развитие экономики без негативного влияния на
макроэкономическую сбалансированность.
Также Нацбанк пересмотрит подходы к
рефинансированию банков. Активные операции (то есть кредитование) будут
осуществляться исключительно исходя из имеющихся ресурсных возможностей. А
значит, значительных инъекций ликвидности от регулятора ждать не приходится.
Ставка рефинансирования в январе 2014 года
сохранится на прежнем уровне, а в будущем ее динамика будет зависеть от
инфляции и ситуации на финансовом рынке. Если изменения будут - то они будут
плавными.
Основной целью процентной политики останется
поддержание ставок по рублевым инструментам на более привлекательном уровне,
чем по валютным. Кроме того, ставки по рублям призваны спасать сбережения от
инфляции. Всё это, по мнению регулятора, будет способствовать укреплению
доверия к национальной валюте и дедолларизации экономики.
Обменный курс белорусского рубля в 2014 году
будет формироваться исходя из спроса и предложения в ходе торгов на БВФБ, а
Нацбанк со своей стороны будет лишь сглаживать возможные резкие колебания.
Реализация вышеперечисленных решений должна
обеспечить достижение в 2014 году основной цели монетарной политики по
ограничению инфляции и улучшению макроэкономических показателей.
Что касается долгосрочной перспективы развития
Республики Беларусь, то она определена Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011- 2015 годы.
Основной целью социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2011-2015 годы является рост благосостояния и улучшение
условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических
отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности
национальной экономики.
Достижение поставленной цели будет
осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:
развитие человеческого потенциала, включая
повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение
продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества
образования;
радикальная модернизация всех секторов
экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;
стимулирование предпринимательства и деловой
инициативы;
рост экспорта товаров и услуг,
сбалансированность и эффективность внешней торговли;
развитие импортозамещающих производств;
устойчивое развитие регионов;
строительство качественного и доступного жилья;
повышение эффективности агропромышленного
комплекса.
Экономическая политика государства в предстоящем
пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно
найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности,
доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной
инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.
На основе совершенствования экономических
институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы
для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования,
формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от
преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и
механизмов частно-государственного партнерства [15, с.28].
Точка роста экономики республики в предстоящем
пятилетии - динамичное развитие малого и среднего предпринимательства,
обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым,
материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной
деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных
инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП
в 2015 году должна составить не менее 30%.
Основными задачами инвестиционной политики
являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на
ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в
мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное
выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных
экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю
инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.
Трансформационные процессы в сельском хозяйстве
будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития
сельских территорий на 2011-2015 годы и другими отраслевыми программами.
Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного,
конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного
производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и
увеличение экспортных поставок.
Опережающее развитие получит сфера услуг, что
обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой
стороны, услуги в 2-3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по
сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается
повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.
Приоритетными направлениями внешнеэкономической
деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних
рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и
услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза.
Важнейшей целью региональной политики Республики
Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий
между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более
эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового
потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов,
повышения активности и ответственности местных органов управления и
самоуправления [12, с.74].
В предстоящем пятилетии продолжится реализация
мер по дальнейшему развитию малых и средних городских поселений. Усилится их
роль как центров развития предпринимательства и инновационных технологий,
агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности.
Таким образом, цели и перспективы развития
отечественной экономики сформулированы и утверждены. Однако, необходим комплекс
мер, который позволит, как минимум, достигнуть запланированных показателей, как
максимум - их перевыполнить.
.2 Мероприятия по стабилизации экономического
развития Республики Беларусь и оптимизации темпов экономического роста
Как уже было отмечено, главная цель
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы - рост
благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования
социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения
конкурентоспособности национальной экономики.
Для ее достижения предусматривается повышение
реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010
года в 1,7-1,76 раза. Основной для этого станет рост ВВП в 1,62-1,68 раза,
производительности труда в 1,63-1,68 раза, объемов производства продукции
сельского хозяйства в 1,39-1,45 раза, промышленности в 1,54-1,6 раза, удельного
веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом
экономической деятельности которых является производство промышленной
продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20-21 процента в 2015 году,
инвестиций в основной капитал за пятилетие в 1,9-1,97 раза, основная часть
которых будет направлена на создание и модернизацию рабочих мест [15, с.48].
Для достижения главной цели необходимо решение
следующих задач:
формирование условий для развития человеческого
потенциала на основе роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни
населения, усиления роли семьи, повышения уровня здравоохранения, культуры и
качества образования граждан;
модернизация организационно-экономических
механизмов и институтов, создание благоприятных условий для реализации
предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования;
усиление мотивации к эффективной работе и
повышение ответственности работников за результаты и качество своего труда;
формирование эффективной инновационной системы;
совершенствование структуры экономики на основе
приоритетного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных
производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг;
активизация инвестиционных процессов и
стимулирование притока в страну прямых иностранных инвестиций;
развитие интеграционных связей, в первую очередь
в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, СНГ;
повышение эффективности внешнеэкономической
деятельности и обеспечение сбалансированности экономики, выход на положительное
сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году;
обеспечение энергетической безопасности страны.
Реализация поставленных целей и задач будет
достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного
государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране.
Именно государство выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором
и эффективным проводником прогрессивных преобразований.
Как показал анализ развития экономики Республики
Беларусь, далеко не все запланированные социально-экономические показатели
достигнуты.
Относительно высокие темпы роста экономики
Беларуси вполне достижимы, однако этот рост не будет устойчивым, так как будет
сопровождаться ростом внешнего долга и наращиванием дефицита текущего счета
платежного баланса. Поэтому не следует планировать показатели экономического
роста на завышенном уровне [12, с.74].
С целью стабилизации макроэкономической ситуации
и выполнения прогнозных показателей развития экономики страны необходимо реализовать
следующие мероприятия.
В сфере денежно-кредитной
политики основной целью по-прежнему остается снижение инфляции с помощью
монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых
Правительством Республики Беларусь. Для достижения поставленной задачи
необходимо:
- эмиссионное
кредитование государственных программ за счет расходования депозитов
Правительства Республики Беларусь в Национальном банке осуществлять на основе
согласования действий Министерства финансов, Национального банка и Министерства
экономики;
- усовершенствовать систему
финансирования проектов, включенных в государственные программы, посредством
участия банков в кредитовании потребностей экономики исключительно на
конкурсной и добровольной основе и одновременного создания альтернативных
механизмов социальной поддержки и субсидирования приоритетных отраслей;
разработать систему мер по
репатриации в экономику страны вывезенного национального капитала (амнистия
капитала, льготные условия при инвестировании в национальную экономику и т.д.);
разработать проект закона,
предусматривающего возможность создания и деятельности в стране частных бюро
кредитных историй;
создать Реестр по регистрации
залоговых прав кредиторов, что позволит любому кредитору проверить, существуют
ли какие-либо обременения, залоги, обеспечительные интересы в отношении
движимого имущества будущего должника;
завершить организационные
мероприятия по созданию Банка развития и передать от коммерческих банков
данному банку функции агента Правительства;
создать условия для развития
системы коллекторских агентств, как элементов инфраструктуры, позволяющей
эффективно работать с дебиторской задолженностью.
В перспективе
бюджетно-налоговая политика должна быть ориентирована на поддержку финансовой
стабильности в стране при выполнении социальных обязательств государства. С
этой целью необходимо дальнейшее сокращение количества государственных
программ, финансируемых из бюджета, а также реализация следующих мероприятий:
усовершенствовать систему
оценки эффективности бюджетных расходов за счет развития системы аудита
государственных расходов в различных сферах бюджетной деятельности;
осуществить переход от сметного
финансирования бюджетных организаций на финансирование конечных результатов их
деятельности, т.е. на оплату бюджетных услуг с учетом их количества и качества;
осуществить постепенный переход
к программно-целевому методу бюджетного планирования, разработать
законодательную базу среднесрочного финансового планирования.
В сфере инвестиционной
деятельности необходимо:
- отменить требование о
размере уставного фонда 20 тыс. долларов США для признания юридических лиц в
качестве коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Установить иные
критерии для отнесения организации к коммерческим организациям с иностранными
инвестициями (например, в долях от уставного фонда);
- определить транснациональные
корпорации, с которыми целесообразна проработка совместных инвестиционных
проектов;
организовывать размещение
акций, облигационных займов и других форм привлечения иностранных инвестиций
предприятиями, обладающими корпоративным рейтингом, на внешних финансовых
рынках;
регулярно проводить мероприятия
международного уровня по привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе
экономических и инвестиционных форумов, конференций и семинаров [5, с.29].
Таким образом, дальнейшее
совершенствование отечественной экономики позволит Республике Беларусь выйти на
новый уровень развития и достигнуть высоких темпов экономического роста.
Заключение
Экономический рост - одна из основных целей
макроэкономической политики, достижение которой обеспечивает опережающий рост
реального объема продукции по сравнению с ростом населения для повышения
жизненного уровня.
Увеличение темпов экономического роста приводит
к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов
бюджета. Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является
одной из основных задач экономической политики государства, чему способствуют
различные теории экономического роста, в той или иной мере применяемые
экономистами на практике.
Общим показателем динамики экономического роста
считается увеличение валового национального продукта, чистого национального
продукта или национального дохода за определенный период времени или их
увеличение на душу населения.
Различают два типа экономического роста -
экстенсивный и интенсивный. Экстенсивное увеличение производства товаров и
услуг происходит за счет привлечения дополнительных факторов производства -
земли, труда и капитала, при этом их качественный и технический уровни остаются
неизменными. Интенсивный тип экономического роста предполагает более
эффективное использование вовлекаемых в производство ресурсов.
Одним из важнейших факторов экономического роста
является научно-технический прогресс и инвестиции.
Идея устойчивого развития возникла в результате
осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала для
экономического роста и надвигающейся опасности необратимых негативных изменений
в окружающей среде, а термин "устойчивое развитие" был введен в
широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию в
1987 году. Главная идея Концепции - вести мировое хозяйство так, чтобы не
вредить следующим поколениям.
Экономическое развитие Республики Беларусь
начинается с 1991 года, когда республика приобрела государственный суверенитет.
План развития экономики определялся Программами социально-экономического
развития на пять лет. За период с 1991 года Беларусь достигла существенного
роста основных показателей, таких как ВВП, заработная плата, производительность
труда, экспорт и др. В 2013 году в экономике республики обеспечена финансовая
стабильность и макроэкономическая сбалансированность, достигнут ряд
положительных результатов, характеризующихся:
- существенным снижением уровня инфляции;
стабилизацией и предсказуемостью обменного курса
рубля;
положительным сальдо внешней торговли товарами и
услугами;
стабильной ситуацией на внутреннем валютном
рынке;
улучшением состояния платежного баланса.
По итогам десяти месяцев 2013 г. из 8 важнейших
параметров прогноза, выполнены 2: на 12,0% уменьшена энергоемкость валового
внутреннего продукта страны, что в 1,7 раза выше прогнозного параметра; на
17,2% увеличены реальные располагаемые денежные доходы населения.
Государственная политика в 2011-2015 годах
направлена на решение указанных проблем и преодоление ограничений
экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы
социально-экономического развития страны, существенно повысить благосостояние
населения. Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. №585
утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития и
Основные направления денежно-кредитной политики Беларуси на 2013 год.
Таким образом, дальнейшее
совершенствование отечественной экономики позволит Республике Беларусь выйти на
новый уровень развития и достигнуть высоких темпов экономического роста.
Список использованных источников
1. Богдан, Н.И. Инновационное
развитие Беларуси в контексте европейской интеграции / Н.И. Богдан // Наука и
инновации. - 2012. - № 6. - С. 39-42.
2. Беларусь в цифрах.
Официальная статистика [Электронный
ресурс] / Национальный статистический комитет
Республики Беларусь. - Витебск,
2014. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/gross.php -
Дата доступа: 06.02.2014.
3. Головачев, А.С.
Макроэкономика: курс лекций / А.С Головачев, И.В. Головачева. - 2-е изд., стер.
- Минск: Акад. упр. при Президенте РБ, 2008. - 255с.
. Государственное
регулирование экономики / А. С. Морозова // Экономика. Финансы. Управление. -
2013. - №8. - С. 69-76.
. Ефремова, А.С. О развитии
белорусской экономики на перспективу / А.С. Ефремова // Экономическая газета. -
2013. - №65. - С.21-29.
. Енин Ю. И., Шиманович Г. И.
Влияние внешнего долга на экономический рост Республики Беларусь / Ю.И. Енин,
Г.И. Шиманович // "Экономический бюллетень". - 2013. - №4. - С.
27-33.
. Криворотов, Д. Выбор режима
бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе /
Д. Криворотов // Банкаўскi
веснiк. -- 2014. - №1. -
С.25-31.
. Клещева, С. А.
Статистическая оценка инновационного развития Республики Беларусь / С. А.
Клещева // Механизмы устойчивого развития инновационных социально-экономических
систем. - Минск, 2013. - С. 82-84.
. Козаченко, Л.Д. Выполнение
важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики
Беларусь в январе-ноябре 2013 г. / Л.Д. Козаченко // Экономическая газета. -
2014. - №2. - С.71-77.
. Киреева, Е. О бюджете
Республики Беларусь на 2013 год / Е.О. Киреева // Финансы, учет, аудит. - №10.
- 2013. - С.42-45.
. Макроэкономика: Учеб.
Пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И.
Плотницкого. - 2-е изд., стер. - Москва: Новое знание, 2009. - 426 с.
. Морозова, А.С. Экономика
Беларуси: тенденции, оценки, прогнозы / А.С, Морозова // Экономика, Финансы.
Управление. - 2012. - №2. - С.69-76.
. Планирование и
прогнозирование экономики / Под редакцией В.И. Борисевича, Г.А. Кандаурово. -
Минск 2007. - 56 с.
15. Программа
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. -
Минск: Беларусь, 2011. - 94 с.
16. Селивесторов, Ю.В.
Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь - 2013 / Ю.В. Селивесторов //
Финансы, учет, аудит. - №8 - 2012
17. Словарь современных
экономических и правовых терминов / Авт.-сост. В.Н. Шимов, А.Н. Тур, Н.В. Стах
и др.; Под ред. В.Н. Шимова и В.С. Каменкова. - Минск: Амалфея, 2008. - 816 с.
. Тарасов, В.И. Деньги,
кредит, банки: Учеб. пособие / В.И. Тарасов. - Минск: Мисанта, 2011. - 511с.
. Фисенко, М.К. Финансовая
система Беларуси: учеб. пособие / М.К. Фисенко. - Минск: Соврем. шк., 2008. -
184 с.
. Финансы: Курс лекций. -
Минск: Акад. упр. при Президенте
. Экономическая теория:
Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и
др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Минск: БГЭУ, 2007. - 550с.
Приложение
Динамика ВВП в Республике
Беларусь с 1995 по 2012 годы
Год
|
Валовой
внутренний продукт в текущих ценах, млрд. руб.
|
Валовой
внутренний продукт в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году
|
Валовой
внутренний продукт на душу населения, тыс. руб.
|
1995
|
121
403
|
89,6
|
11
909
|
2000
|
91341
|
105,8
|
9151
|
2001
|
17173
|
104,7
|
1730
|
2002
|
26138
|
105,0
|
2649
|
2003
|
36565
|
107,0
|
3732
|
2004
|
49992
|
111,4
|
5138
|
2005
|
65067
|
109,4
|
6733
|
2006
|
79267
|
110,0
|
8253
|
2007
|
97165
|
108,6
|
10163
|
2008
|
129791
|
110,2
|
13622
|
2009
|
137442
|
100,2
|
14457
|
2010
|
164476
|
107,7
|
17330
|
2011
|
297158
|
105,5
|
31368
|
2012
|
527385
|
101,5
|
55724
Похожие работы на - Анализ темпов экономического роста в Республике Беларусь
|