Проблемы национальной экономики республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,12 Mb
  • Опубликовано:
    2011-02-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы национальной экономики республики Беларусь

Содержание

Введение

1. Экономическая ситуация в Республике Беларусь

2. Торговый баланс: соотношение экспорта и импорта

3. Совершенствование структуры национальной экономики

4. Инновационное развитие

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело изменения. Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да и само производство. Повсюду провозглашается отказ от старых командно-административных методов в пользу свободным рыночным отношениям, честной конкуренции, уничтожению государственной монополии. Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно- плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования – довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных от административно-командной экономики, и обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

Анализ эффективности функционирования национальной экономики Республики Беларусь показывает, что решение стоящих перед страной социально-экономических задач в значительной степени тормозится недостаточной отработанностью механизма макроэкономического регулирования хозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствием должной методологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики применительно к условиям Республики Беларусь.

Некритический перенос в белорусскую действительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровень конкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузки на предприятия. Кроме того, темпы роста рублевой денежной массы опережают прогнозные показатели Национального банка Республики Беларусь, действия государственных органов управления в макроэкономической сфере часто вступают в противоречие с интересами субъектов хозяйствования и поэтому оказываются недостаточно эффективными. Наличие указанных проблем создает трудности в обеспечении устойчивого экономического развития страны. Таким образом, эффективная реализация долгосрочных целей экономического развития Республики Беларусь не может быть обеспечена без методологически обоснованной политики макроэкономического регулирования, которая бы отражала специфику белорусской модели хозяйствования.

В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы.

Беларусь завершает второе пятилетие нового, XXI века. В отличие от первого пятилетия, закрепившего положительные тенденции социально-экономического развития и выход Республики Беларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного 1990 года, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.

1. Экономическая ситуация в Республике Беларусь

Экономическое развитие Республики Беларусь в 2009 году протекало в сложных условиях. Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное воздействие на экономику Республики Беларусь, тесно вовлеченную в международные торгово-экономические связи.

Одним из основных каналов влияния внешних кризисных явлений на экономику страны стало сокращение спроса на белорусскую продукцию на экспортных рынках. Это было обусловлено в первую очередь общим падением деловой и инвестиционной активности в странах, являющихся ведущими внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь, прежде всего в Российской Федерации и Европейском союзе. Так, снижение реального ВВП Российской Федерации в 2009 году по отношению к 2008 году составило 7,9 процента, Европейского союза – 4,1 процента.

В рамках обозначенных общемировых тенденций макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь в 2009 году характеризовалась замедлением темпов экономического роста, темпов роста инвестиций в основной капитал и денежных доходов населения, ухудшением финансового состояния предприятий на фоне замедления инфляционных процессов. В условиях развития негативных внешнеэкономических тенденций при сохранении опережающего роста внутреннего спроса (в целях поддержки деловой активности) относительно роста дохода и недостаточной гибкости белорусской экономики произошло ухудшение платежного баланса и значимое увеличение внешнего долга страны, прежде всего государственным сектором.

Первичное воздействие внешнего шока для экономики в определенной мере было компенсировано за счет стимулирующей денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, а также привлечения дополнительного исключительного финансирования.

Важным фактором для стабилизации ситуации и адаптации к новым внешним условиям выступала проводимая макроэкономическая политика, разрабатываемая и реализуемая при содействии Международного валютного фонда. Сотрудничество с МВФ способствовало разработке и реализации более сбалансированной макроэкономической политики, препятствующей увеличению потенциального размера внешнего дисбаланса.

Полученные от МВФ средства позволили закрыть сложившийся в 2009 году разрыв финансирования и расширить временной горизонт для принятия необходимых мер.

Вместе с тем реализуемые меры экономической политики не в полной мере обеспечили необходимую макроэкономическую корректировку, что привело к сохранению и даже нарастанию внешней несбалансированности до уровня, представляющего угрозу макроэкономической и финансовой стабильности.

Соответственно, повысились уязвимость экономики и вероятность материализации имеющихся рисков в нефинансовом и банковском секторах; снизилась возможность по дальнейшей безболезненной адаптации экономики к внешним шокам. Скорость и глубина намеченных и проводимых структурных реформ, которые являются ключевым фундаментальным фактором для обеспечения устойчивых темпов экономического роста и сбалансированности экономики, остаются недостаточными.

Реальные темпы роста ВВП сократились со 110,2 процента в 2008 году до 100,2 процента в 2009 году, инвестиций в основной капитал – со 123,5 до 108,6 процента, денежных доходов населения – со 111,8 до 102,9 процента.

Характеризуя современную ситуацию, необходимо отметить следующее:объем валового внутреннего продукта в январе-октябре 2009 г. составил в текущих ценах 111,9 трлн. рублей и снизился по сравнению с январем-октябрем 2008 г. в сопоставимых ценах на 1%. Прогнозом на 2009 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. №459 предусмотрен его рост на 10-12%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 25,6%, сельского хозяйства – 8,4%, строительства – 11,6%, транспорта и связи – 8,5%, торговли и общественного питания – 10,2%. [9]

Динамика производства валового внутреннего продукта характеризуется следующими данными:

 

Таблица 1. Динамика производства ВВП в 2008-2009 гг.

В текущих ценах, млрд.руб.

В сопоставимых ценах, в % к соответствующему периоду предыдущего года

2008 г.

I квартал

25802,5

111,2

II квартал

30149,1

110,4

I полугодие

55951,6

110,8

III квартал

37833,0

111,2

Январь - сентябрь

93784,6

110,9

Январь - октябрь

106495,4

110,5

IV квартал

35044,2

107,5

Январь - декабрь

128828,8

110,0

2009 г.

I квартал

28337,5

101,1

II квартал

31845,1

99,6

I полугодие

60182,6

100,3

III квартал

39796,0

98,9

Январь - сентябрь

99978,6

99,7

Январь - октябрь

111901,4

99,0

Источник: Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад

Что касается общей социально-экономической картины Республики Беларусь за январь – сентябрь 2009 года, то её можно охарактеризовать следующими данными, представленными в таблице №2.

 

Таблица 2. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь (за январь-сентябрь 2009 г.)

Январь-

сентябрь 2009 г.

Январь-

сентябрь 2009 г. в % к январю

-сентябрю 2008 г.

Сентябрь 2009 г. в % к

Справочно январь-

сентябрь 2008 г. в % к январю-

сентябрю 2007 г.

Сентябрю 2008 г.

августу 2009 г.

Валовой внутренний продукт

 (оценка), млрд. руб.

99978,6

99,7

х

х

110,9

Продукция промышленности,

 млрд. руб.

90615,8

95,5

96,3

100,4

113,4

Производство потребительских

товаров, млрд. руб.

20924,1

99,4

99,5

111,6

113,1

продовольственных

11083,8

105,2

104,2

116,5

113,4

непродовольственных

8482,2

92,6

93,7

107,2

112,9

Инвестиции в основной капитал,

 млрд. руб.

31043,5

114,5

103,9

121,5

123,0

в том числе

строительно-монтажные работы

15151,4

124,1

127,2

145,1

121,7

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников

 финансирования, тыс. кв. м общей площади

4521,1

115,3

118,0

в 3,2р.

110,4

в том числе в сельских населенных

пунктах и малых городских поселениях

1812,2

115,4

112,3

207,6

103,1

в сельских населенных пунктах

1231,0

103,4

89,1

191,0

99,6

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млрд. руб.

22220,6

102,4

х

х

106,5

в сельскохозяйственных

 организациях1)

х

107,1

х

х

110,9

в хозяйствах населения

х

94,2

х

х

99,9

Производство продукции

сельского хозяйства в сельскохозяйственных

организациях2), тыс. т

 

 

 

 

 намолочено зерна в

перво-начально оприходованном весе (на 01.10.)

8496,3

96,6

х

х

127,6

картофель (на 01.10.)

594,2

106,8

х

х

89,0

овощи открытого грунта (на 01.10.)

96,4

109,0

х

х

105,7

сахарная свекла (на 01.10.)

1257,2

108,4

х

х

116,7

реализация скота и птицы на убой (в живом весе)

851,5

112,6

112,4

108,3

105,2

производство молока

4368,1

108,5

109,3

88,8

108,7

производство яиц, млн. шт.

1693,6

104,2

109,9

100,2

105,5

Перевезено грузов транспортом,

млн. т

177,6

94,1

102,0

98,3

110,0

Грузооборот транспорта, млн. ткм

38734,7

87,5

96,8

97,0

107,9

Розничный товарооборот, млрд. руб.

40317,7

102,6

102,3

97,5

120,0

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец отчетного периода),

тыс. человек

42,2

106,1

106,1

94,7

85,6

в % к экономически активному населению

0,9

 

 

 

 

Индекс потребительских цен

х

107,93)

111,7

100,3

109,43)

Индекс цен производителей

промышленной продукции

х

108,73)

110,0

100,6

115,13)

в том числе продукции

 производственно- технического назначения

х

110,33)

110,7

100,6

116,73)

Источник: Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад.

В целом картина довольна стабильна по отношению к 2008 году, однако есть различия между ожидаемым результатом и результатом, который оказался на практике. Ниже приводится диаграмма (радар), наглядно характеризующая изменения основных показателей производства товаров и услуг за январь-сентябрь 2008 и 2009 годов:

Безымянный

Диаграмма 1. Изменения основных показателей производства товаров и услуг за январь-сентябрь 2008 и 2009 гг.

В начале 2009 года произошло ускорение инфляционных процессов, вызванное в основном разовой девальвацией белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, а также ростом тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

В апреле – ноябре 2009 г. инфляция замедлилась, и по итогам года ее уровень составил 10,1 процента (13,3 процента – в 2008 году).

Замедление роста экономики Беларуси обусловило сокращение доходов центрального и местных бюджетов. В консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2009 году поступило на 4,3 процента меньше средств, чем за 2008 год. По отношению к ВВП доходы составили 45,9 процента (в 2008 году – 50,6 процента). В условиях исполнения расходной части консолидированного бюджета на уровне 2008 года сформировался его дефицит в размере 0,7 процента ВВП (в 2008 году – профицит 1,4 процента ВВП).

Изменение цен на ключевые товары Республики Беларусь привело к ухудшению условий внешней торговли. В частности, произошло резкое снижение цен на важнейшие статьи экспорта: на минеральные удобрения, в том числе на азотные, – на 60,6 процента, смешанные – на 52,8 процента и калийные – на 12,4 процента и на нефтепродукты – на 35,6 процента (при снижении цены импорта нефти на 25,7 процента), а также рост цен на импортируемый природный газ на 16,2 процента. В результате в 2009 году по сравнению с 2008 годом в целом средние цены на экспортируемые товары снизились на 26,2 процента, в то время как на импортируемые – на 17 процентов, что привело к ухудшению условий внешней торговли на 11,1 процента. 9

Одновременно со снижением внешнего спроса и ухудшением условий внешней торговли возможности привлечения иностранного капитала на международном финансовом рынке оставались ограниченными.

Кроме того, в конце 2008 – начале 2009 года резко снизились курсы национальных валют к доллару США в странах – основных партнерах Республики Беларусь. Так, с 1 августа 2008 г. по 1 марта 2009 г. снижение обменного курса российского рубля к доллару США составило 52 процента, евро и привязанных к данной валюте литовского лита и латвийского лата – около 18 процентов, украинской гривны – 91 процент, польского злотого – 79 процентов, английского фунта – 28 процентов, казахского тенге – 25 процентов.

В целях минимизации неблагоприятного воздействия мирового кризиса Правительством и Национальным банком был принят и реализован целый ряд оперативных и долгосрочных мер. Прежде всего были предприняты шаги по необходимой корректировке и повышению гибкости курсовой политики.

Для восстановления ценовой конкурентоспособности белорусской продукции на фоне значительного ухудшения внешнеэкономической ситуации 2 января 2009 г. Была произведена разовая корректировка обменного курса белорусского рубля. Обменный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 20,5 процента, к евро – на 20,3 процента, к российскому рублю – на 17,3 процента.

Одновременно Национальный банк в целях гибкого реагирования на возможные курсовые шоки перешел к использованию нового механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, в которую вошли с равными долями доллар США, евро и российский рубль.

На момент введения корзины ее стоимость составила 960 белорусских рублей. Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют был установлен в пределах плюс/минус 10 процентов от центрального значения.

На 1 января 2010 г. стоимость корзины иностранных валют составила 1036,27 рубля, увеличившись по сравнению со 2 января 2009 г. на 7,9 процента. С учетом сложившихся взаимных курсов иностранных валют обменный курс белорусского рубля к 1 января 2010 г. снизился по отношению к доллару США на 8 процентов, до 2863 рублей.

Обменные курсы иностранных валют к доллару США на 1-е число месяца рассчитаны на основе официальных курсов белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте и к доллару США, установленных Национальным банком на последний рабочий день предыдущего месяца. 10 за 1 доллар США, к евро – на 10,9 процента до 4106,11 рубля за 1 евро, к российскому рублю – на 5 процентов до 94,66 рубля за 1 российский рубль.

При этом снижение реального эффективного курса белорусского рубля в декабре 2009 г. по отношению к декабрю 2008 г. составило 19,4 процента, за 2009 год уровень реального эффективного курса снизился к 2008 году на 2,1 процента, что в определенной мере компенсировало негативное влияние падения внешнего спроса на отечественную продукцию и обеспечило некоторое улучшение ценовых условий для проведения внешнеторговых операций по сравнению с 2008 годом.

Несмотря на ослабление интенсивности воздействия внешнего шока, благодаря постепенному восстановлению внешнего спроса и некоторому снижению реального курса белорусского рубля в 2009 году наблюдалось сохранение несбалансированности внешнеторговых операций. Это во многом стало результатом опережающего роста внутренних расходов по сравнению с ростом производства при сохранении высокой импортоемкости, недостаточной эффективности и конкурентоспособности экономики.


Сальдо внешней торговли товарами в 2009 году сложилось отрицательным в размере 7 млрд. долларов США, на 11,8 процента превысив уровень 2008 года.

Ухудшение условий торговли энергоносителями привело к снижению внешнеторгового баланса на 1378,1 млн. долларов США. При этом сальдо внешней торговли неэнергетическими товарами в 2009 году улучшилось на 643,6 млн. долларов США, или на 15,2 процента, по сравнению с 2008 годом.

В 2009 году сохранялись неблагоприятные ценовые условия внешней торговли как по энергоносителям (76,6 процента), так и по неэнергетическим товарам (95,6 процента) по сравнению с 2008 годом. В то же время брутто-условия внешней торговли (отношение физических объемов экспорта к импорту) в течение 2009 года улучшались и по итогам года составили 101,3 процента (99,9 процента без учета энергетических товаров) к уровню 2008 года.

Частичное восстановление внешнего спроса в совокупности с мерами экономической политики способствовали постепенному восстановлению физических объемов внешней торговли. При этом, начиная с III квартала 2009 г., наблюдалось превышение темпов роста физических объемов неэнергетического экспорта над импортом, что способствовало улучшению брутто-условий внешней торговли и сальдо внешней торговли неэнергетическими товарами.


Традиционно положительное сальдо по услугам в 2009 году составило 1,4 млрд. долларов США, снизившись относительно 2008 года на 9,3 процента в результате сокращения положительного сальдо транспортных услуг на 12,2 процента, или на 200,5 млн. долларов США. Сальдо по услугам в 2009 году компенсировало 20,4 процента дефицита торгового баланса (в 2008 году – 25,2 процента).

В целом сальдо текущего счета платежного баланса в 2009 году сформировалось с дефицитом в размере 6,4 млрд. долларов США (13,1 процента ВВП), что на 21,7 процента выше уровня предыдущего года. Нарастание внешнеторгового дефицита, наблюдающееся с 2006 года, достигло уровня, создающего значительные риски для финансирования несбалансированности внешней торговли и, как следствие, для обеспечения стабильности обменного курса белорусского рубля.

В условиях ограниченных возможностей привлечения капитала частным сектором финансирование возросшего дефицита счета текущих операций было обеспечено преимущественно посредством заимствований органами государственного управления и денежно-кредитного регулирования, что привело к значительному росту совокупного внешнего долга.

Дефицит счета текущих операций был профинансирован за счет притока капитала и финансовых ресурсов в объеме 8,3 млрд. долларов США, что в 1,9 раза выше, чем в 2008 году. При этом 51,9 процента чистого притока капитала составило привлечение исключительного финансирования капитала и финансовых ресурсов увеличился на 1,2 млрд. долларов США, или на 43,5 процента, к уровню 2008 года. При этом если по статье прямых иностранных инвестиций произошло сокращение чистого притока на 316,1 млн. долларов США, то по статье других инвестиций (без учета исключительного финансирования) наблюдался рост на 1,5 млрд. долларов США.

Сокращение чистого притока прямых иностранных инвестиций в 2009 году связано прежде всего с сокращением инвестиций в акционерный капитал (на 19,8 процента, или 343,7 млн. долларов США). В результате чистое привлечение прямых иностранных инвестиций во внутреннюю экономику в 2009 году составило 1,9 млрд. долларов США, в том числе в акционерный капитал – 1,4 млрд. долларов США. При этом 83,8 процента инвестиций в акционерный капитал было обеспечено посредством поступления средств от продажи акций ОАО "Белтрансгаз" (625 млн. долларов США) и инвестиций в акционерный капитал банков (539,1 млн. долларов США).

Доступ частного сектора к внешним кредитам и займам в 2009 году в целом оставался ограниченным. Так, чистое привлечение долгосрочных кредитов банками значительно снизилось по сравнению с 2008 годом (на 239,2 млн. долларов США), наблюдался чистый отток краткосрочных обязательств банков (на 235,3 млн. долларов США), а также долгосрочных обязательств нефинансового сектора (на 109,4 млн. долларов США). Вместе с тем в течение года чистое погашение обязательств по краткосрочным кредитам и займам банков постепенно сокращалось и в IV квартале 2009 г. сменилось чистым притоком в размере 258,6 млн. долларов США. Приток краткосрочных кредитов и займов нефинансового сектора в 2009 году увеличился на 717,2 млн. долларов США.

2. Торговый баланс: соотношение экспорта и импорта

Перманентное отрицательное сальдо остается одной из главных проблем внешнеторговой деятельности Республики Беларусь. Судя по всему, ее будет трудно решить и в текущем году. По данным Белстата, в январе-апреле 2009 года торговый баланс Республики Беларусь претерпел существенные изменения по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

В частности, объем внешней торговли товарами составил 59,7% от объема января--апреля 2008 года (13.796,7 млн. USD против 23.101,4 млн. USD). Объем экспорта снизился до 5.587,5 млн. USD (51,4% от 10.862,3 млн. USD в январе--апреле 2008 года). Объем импорта сократился с 12.239,1 млн. USD до 8.209,2 млн. USD (67,1%).

А вот размер отрицательного сальдо, наоборот, увеличился с 1.376,8 млн. до 2.621,7 млн. USD (на 90,4%).

Таким образом, сокращение стоимостных и физических объемов экспорта и импорта привело к непропорциональному росту размеров отрицательного сальдо в торговле товарами, ввиду чего резко ухудшилось состояние торгового баланса страны.

Решающим образом на общее состояние торгового баланса повлияли изменения во внешнеторговых операциях Беларуси с Россией. Белорусский экспорт в эту страну уменьшился до 52,4% от объемов января-апреля 2008 года, импорт - до 60,6%. Сокращение объемов экспорта в основном обусловлено падением платежеспособного спроса на российском рынке, импорта - уменьшением стоимостных объемов российских поставок в Беларусь по причине падения цен на нефть и, отчасти, вследствие сокращения их физических объемов.

Но цены на нефтепродукты, которые Беларусь производила из российской нефти для реализации в третьих странах, тоже упали. Поэтому положительное сальдо, которые Беларусь имела в торговле "со странами вне СНГ", основными покупателями наших нефтепродуктов, сократилось в 31 раз -- 2.328,3 до 74,5 млн. долларов.

Изменение сальдо внешней торговли товарами.

В январе-ноябре 2010 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 8380 млн. долларов. За январь-ноябрь 2009 г. величина отрицательного сальдо составляла 6318,2 млн. долларов.

Структура сальдо внешней торговли по укрупненным группам товаров характеризуется данными, приведенными в таблице:

экономика беларусь экспорт импорт

(млн. долларов США)


Январь-

ноябрь

2009 г.

Январь-

ноябрь

2010 г.

Прирост,

уменьшение (-)

Сальдо внешней торговли товарами – всего

в том числе по группам товаров:

-6318,2

-8380,0

-2061,8

инвестиционные

-673,8

-363,3

310,5

промежуточные

-5238,8

-8382,6

-3143,8

потребительские

-342,5

91,5

434,0


Основными источниками формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами являются экспортно-импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие).

В январе-ноябре 2010 г. в страну ввезено промежуточных товаров на сумму 22,6 млрд. долларов, или на 20,6% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Экспорт промежуточных товаров составил 14,2 млрд. долларов, что на 5,2% больше, чем в январе-ноябре 2009 г.

Величина отрицательного сальдо внешней торговли промежуточными товарами увеличилась с 5238,8 млн. долларов в январе-ноябре 2009 г. До 8382,6 млн. долларов в январе-ноябре 2010 г.

Данные об объемах экспорта и импорта промежуточных товаров приведены в следующей таблице:




Прочих промежуточных товаров импортировано в январе-ноябре 2010 г. на сумму 12089,7 млн. долларов, что на 40,2% больше, чем в январе-ноябре 2009 г., экспортировано – на сумму 8543,2 млн. долларов, или на 31,8% больше. Величина отрицательного сальдо составила 3546,5 млн. долларов против 2138,8 млн. долларов в январе-ноябре 2009 г.

Существенное увеличение экспорта по данной группе товаров вызвано значительным ростом стоимостного объема поставок на внешний рынок калийных удобрений (на 780,5 млн. долларов), черных металлов (на 173,2 млн. долларов), шин (на 107,2 млн. долларов), частей и принадлежностей для автомобилей и тракторов (на 91,7 млн. долларов), капролактама (на 63 млн. долларов), лесоматериалов необработанных (на 51,4 млн. долларов), проводов изолированных и кабелей (на 49,7 млн. долларов), тары пластмассовой (на 49,6 млн. долларов).

Одновременно увеличились стоимостные объемы импортных закупок черных металлов (на 809,9 млн. долларов), двигателей внутреннего сгорания (на 149,7 млн. долларов), сахара-сырца (на 139,5 млн. долларов), каучука синтетического (на 82,2 млн. долларов), удобрений азотных (на 75,6 млн. долларов).

Объемы экспорта и импорта инвестиционных товаров характеризуются данными, представленными в таблице:


Увеличение поставок на внешний рынок инвестиционных товаров произошло в результате роста стоимостных объемов экспорта автомобилей грузовых (на 379,8 млн. долларов), тракторов и седельных тягачей (на 129,1 млн. долларов), автомобилей, предназначенных для перевозки 10 и более человек (на 61,5 млн. долларов), дорожной и строительной техники (на 42,5 млн. долларов), машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур (на 19,1 млн. долларов), металлоконструкций из черных металлов (на 16,4 млн. долларов), вычислительных машин для автоматической обработки информации (на 12,7 млн. долларов).

Одновременно увеличились импортные закупки машин и механических устройств специального назначения (на 59,9 млн. долларов), тракторов и седельных тягачей (на 57,9 млн. долларов), дорожной и строительной техники (на 50,7 млн. долларов), аппаратуры связи (на 45,5 млн. долларов), вычислительных машин для автоматической обработки информации (на 40,8 млн. долларов), электрогенераторных установок (на 28,9 млн. долларов), машин для сборки электрических или электронных ламп (на 27,1 млн. долларов).

В результате отрицательное сальдо по группе инвестиционных товаров сократилось с 673,8 млн. долларов в январе-ноябре 2009 г. до 363,3 млн. долларов в январе-ноябре 2010 г.

Данные о внешней торговле потребительскими товарами представлены в таблице:


Как видно из приведенных данных, сальдо внешней торговли потребительскими товарами в январе-ноябре 2010 г. сложилось положительным в размере 91,5 млн. долларов. В январе-ноябре 2009 г. оно имело отрицательное значение и составляло 342,5 млн. долларов.

Формирование положительного сальдо внешней торговли потребитель- скими товарами обусловлено результатом экспортно-импортных операций по продовольственной группе товаров. Положительное сальдо по данной группе в январе-ноябре 2010 г. составило 1286,2 млн. долларов и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в 2,3 раза.

Данные о внешней торговле продовольственными товарами представлены в таблице:


Увеличение экспорта продовольствия произошло в результате роста стоимостных объемов поставок молока и сливок сгущенных и сухих (на 221 млн. долларов), сыров и творога (на 159,7 млн. долларов), сахара белого (на 120,8 млн. долларов), говядины (на 96,3 млн. долларов), свинины (на 57,1 млн. долларов), масла сливочного (на 55,3 млн. долларов), молока и сливок несгущенных (на 50,6 млн. долларов).

Экспорт непродовольственных товаров увеличился за счет роста поставок на внешний рынок мебели (на 42,7 млн. долларов), холодильников и морозильников (на 41,5 млн. долларов), трикотажной одежды (на 28,5 млн. долларов), чулочно-носочных изделий (на 24,1 млн. долларов), лекарственных средств, расфасованных для розничной продажи (на 23,6 млн. долларов), газовых плит (на 17 млн. долларов), обуви (на 16,2 млн. долларов).

Внешняя торговля с Российской Федерацией.

Объем внешней торговли товарами с Россией за январь-ноябрь 2010 г. составил 24,8 млрд. долларов, в том числе экспорт – 8,9 млрд. долларов, импорт – 15,9 млрд. долларов. Стоимостной объем экспорта по сравнению с январем-ноябрем 2009 г. Из расчета в фактических ценах увеличился на 47,7%, или на 2,9 млрд. долларов, импорта – на 6%, или на 897,6 млн. долларов.

Увеличение стоимостного объема экспорта в Российскую Федерацию на 37,1% обусловлено ростом средних цен и на 62,9% – увеличением физического объема поставок. Прирост стоимостного объема импорта из России обеспечен исключительно ростом средних цен.

Средние цены на экспортированные товары возросли на 13,6%, на импортированные – на 23%. Товарная масса экспорта увеличилась на 30%, физический объем импорта сократился на 13,8%.

Отрицательное сальдо внешнеторговых операций Республики Беларусь с Российской Федерацией снизилось с 8960,1 млн. долларов в январе-ноябре 2009 г. до 6978,2 млн. долларов в январе-ноябре 2010 г.

Структура сальдо внешней торговли с Российской Федерацией по укрупненным группам товаров характеризуется данными, приведенными в таблице:

(млн. долларов США)


3. Совершенствование структуры национальной экономики

Для экономики Республики Беларусь характерны ряд структурных деформаций, причинами которых являются существование в рамках бывшего Советского Союза и экономический кризис:

1)несоответствие структуры производства внутренним потребностям страны и внешнему спросу;

2)энерго- и материалоемкость выпускаемой промышленной продукции, что порождает зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;

3)относительно высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных ресурсов;

4)недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.

Для преодоления возникших деформаций необходимо, с учетом национальных особенностей, оптимально встроить белорусскую экономику в мировое хозяйство с использованием дву- и многосторонних связей; обеспечить модернизацию структуры экономики и направление роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой базе формирование качественно новых стимулов инновационной активности. При преобразовании структуры экономики предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые, и межрегиональные пропорции (между государственным и частным секторами; производством, потреблением и накоплением; отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между крупным и мелким бизнесом), оптимизировать пропорции в уровне социально-экономического развития областей, усилить социальную ориентацию преобразований. С учетом вышеизложенного при выделении направлений структурных преобразований следует исходить из следующих основных принципов:

■ переход на инновационный путь развития;

■ приоритетность развития наукоемких, высокотехнологических, конкурентоспособных, экспортоориентированных импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;

■ учет факторов глобализации экономики, региональной интеграции;

■ обеспечение рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;

■ комплексность развития производительных сил страны и се регионов;

■ концентрация ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ;

■ экологизация экономики;

■ рациональное сочетание системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств.

При проведении структурных преобразований следует учитывать опыт государств, добившихся подъема экономики в относительно короткий срок, конечно, с учетом специфики межотраслевых комплексов и отраслей страны. Исходя из этого, целесообразно сгруппировать отрасли по нижеследующей схеме:

1) группа отраслей и производств, базирующаяся на использовании региональных факторных условий и ресурсов, ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, поступающих в республику по магистральным нефте- и газопроводам (специализированные отрасли и производства АПК (животноводство, льноводство, картофелеводство); лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; промышленность строительных материалов; электроэнергетика; топливная; химическая и нефтехимическая промышленность; транспорт);

2) традиционные отрасли промышленности, обладающие высоким научно-техническим потенциалом и способные в относительно короткие сроки повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции и создать новые ее виды, соответствующие потребительским характеристикам мирового и внутреннего рынков, но нуждающиеся в государственной поддержке (тракторное, сельскохозяйственное, дорожное и транспортное машиностроение, автомобиле- и станкостроение, черная металлургия и легкая промышленность);

3) наукоемкие экспортоориентированные отрасли и производства, реализующие передовые достижения научно-технического прогресса и наиболее полно использующие человеческий потенциал Беларуси (отрасли и производства, разрабатывающие и внедряющие новейшие и высокие технологии: прецизионные, лазерные, электронно-плазменные, высокотемпературный синтез; технологии, основанные на применении новых видов сырья, конструкционных материалов, катализаторов; производства по выпуску материалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений; предприятия по химическому и биологическому синтезу фармацевтических средств, биологически активных соединений и пищевых добавок, биологических средств питания и защиты растений и животных; производства, реализующие технологии тонкого химического синтеза, нанотехнологии; импортозамещающие производства; подотрасли системы образования и научного обслуживания).

Ко всем группам отраслей необходимо применить комплекс методов государственного регулирования — снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии и т. д. (выборочно). Целевые установки структурной перестройки экономики заключаются в снижении доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замене неэффективных технологий. Приоритеты следует сохранить за информатизацией, программным обеспечением, внедрением нанотехнологии и наноматериалов, модернизацией энергетической отрасли, развитием биотехнологии и генетики.

Системный подход к решению проблемы структурной перестройки и повышению на ее основе конкурентоспособности продукции означает, что недостаточно принять некий «план мероприятий» по ее улучшению — в действующей системе экономических координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на структуру экономики и конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуры экономики, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий.

Перед системой государственного регулирования возникают новые задачи:

• структурная модернизация экономики;

• полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики.

При определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из принципов:

• многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;

• концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;

• постепенной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности;

• перехода на инновационный путь развития экономики;

• социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг;

• приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;

• учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ;

• гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;

• обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;

• комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

• экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

4. Инновационное развитие

Международная кооперация в науке и технологиях является средством, с помощью которого страны могут использовать полученные в мире знания в интересах собственного развития, так как ни одна страна не в состоянии самостоятельно генерировать их в полном объеме.

Средства, выделяемые на международное научно-техническое развитие, составляют 3—4 % общего объема финансирования науки. Сегодня в стране в сфере науки и технологий действуют более 30 международных договоров с правительствами государств ближнего и дальнего зарубежья. Ведущее место среди них занимает Россия. С целью развития международного сотрудничества разрабатывается план мероприятий по интеграции Беларуси в Европейское исследовательское пространство и в «Болонский процесс» интеграции высшего и последипломного образования. Анализируя научно-инновационный потенциал и его составляющих, следует отметить, что позитивные процессы в инновационной сфере идут пока медленно, кризисные явления, возникшие в начале 90-х гг. XX в., не преодолены. В результате затраты на науку в расчете на одного исследователя в Беларуси в настоящее время в десятки раз меньше, чем во многих странах мира. Наукоемкость ВВП стабилизировалась на уровне ниже 1 % (критического для нормального развития значения). Доля работников, выполняющих исследовательские работы, в численности населения республики, занятого в экономике в 2009 г., составляла всего около 0,54 %, тогда как в начале 90-х гг. XX в. она превышала 1 %. Быстро морально устаревает материальная база науки, темпы ее обновления не компенсируют этот процесс. Уровень макропараметров инновационной сферы (доля высокотехнологической, наукоемкой продукции в экспорте, удельный вес новой продукции, доля прогрессивных технологий и др.) низок по сравнению с высокоразвитыми странами. Из используемых в экономике республики технологий 80 % составляют преимущественно традиционные.

Продолжает сохраняться разрыв между наукой и производством, научными исследованиями и практической реализацией результатов исследовательских работ. Перспективные технологии не включаются в хозяйственный оборот, применение информационных технологий в процессах производства, управления и проектирования на порядок ниже, чем в промышленно развитых странах. Актуальными остаются проблемы использования объектов интеллектуальной собственности, организации их правовой охраны, а также коммерциализации нововведений.

Наиболее существенными барьерами для инноваций на технологически развитых предприятиях являются (по убыванию значимости): отсутствие финансовых средств, недостаток квалифицированных кадров-инноваторов, налоговая система, отсутствие доступа к новым технологиям и информации о них, узость рынка сбыта, высокие издержки внедрения новшеств. В результате менее 13 % промышленных предприятий осуществляют разработку и освоение инноваций (в 1990 г. — до 70 % ).

Таким образом, по основным компонентам инновационного потенциала инновационная сфера страны не в полной мере соответствует современным требованиям организации разработки и внедрения нововведений, эффективной коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности, использования новейших зарубежных технологий, привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ.

Сложившаяся ситуация стала предметом озабоченности руководства страны, научного и бизнес-сообществ. В течение 2001—2004 гг. были приняты новые законодательные и другие нормативные акты, учитывающие актуальные проблемы Беларуси, ее специфику, с ориентацией на мировые тенденции, технические, организационные, институционально-правовые и иные решения в инновационной сфере высокоразвитых стран. В числе этих документов Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» (16.11.2002 г.), Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах государственной поддержки науки» (05.07.2002 г. № 362), постановления Совета Министров Республики Беларусь «О правах на результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности» (22.05.2003 г.), «О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003—2007 годы» (31.07.2003 г.), № 1103 от 31.08.2006 г. «Об использовании результатов научно-исследовательских и ОКР» , Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы» и др.

С учетом задач совершенствования управления научной сферой, поставленных Декретом Президента Республики Беларусь от 05.03.2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки», а также исходя из решений, выработанных на Витебском семинаре по инновационной деятельности в 2004 г., специалисты Национальной академии наук Беларуси, ГКНТ, других министерств, ведущих НИИ и вузов страны разработали «Концепцию развития науки в Республике Беларусь на период до 2015 г.» и «Перечень приоритетов научной деятельности и приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006—2010 гг.». Разработан Закон «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь».

В целом современную нормативно-правовую базу составляют более 20 нормативных актов, определяющих принципы, цели, направления и механизмы инновационной политики государства. Ключевые положения этих документов предусматривают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной инновационной системы (НИС) рыночно ориентированного типа.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что архитектура НИС включает, как правило, следующие структурные блоки:

- организационную структуру — совокупность организаций государственного и частного секторов экономики, субъектов инновационной деятельности, осуществляющих исследования и разработки, производство и реализацию инновационной продукции (университетов и академий, НИИ, крупных и мелких компаний, региональных научных и технологических центров), а также занятых управлением и формированием инновационной сферы;

- инфраструктуру (систему комплексного обслуживания первичного процесса производства новых знаний и инноваций) — центры поддержки инновационного предпринимательства, технико-внедренческие зоны и др.;

- институциональную и правовую среду (рыночные институты, банки, фонды, кредитные организации, совокупность законодательных и нормативных актов, определяющих формы и методы взаимодействия субъектов инновационной деятельности и других сегментов национальной экономики, т.е. механизмы их интеграции в целостное образование);

- систему подготовки и переподготовки кадров;

- систему управления (менеджмента) и регулирования процессов формирования сетевых национальных систем, финансирования и рыночной коммерциализации нововведений.

Важнейшим элементом национальной инновационной системы, безусловно, является финансовая система, позволяющая быстро находить средства для апробации новых инновационных идей, выдвигаемых наукой или рынком. В совокупности с охраной и развитой правовой системой использования и передачи интеллектуальной собственности финансовая система создает действенные стимулы для производства и использования знаний, коммерциализации нововведений.

Итак, стратегической целью НИС является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. Для этого она должна отвечать следующим требованиям:

- быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;

- опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования и производственной сферы;

- иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.

Соответственно, стратегическими приоритетами НИС должны стать информационно-коммуникационные технологии, компьютерные сети, электронная технологическая среда «новой» и традиционной экономик.

На период до 2020 г. к национальным приоритетам научно-технической и инновационной деятельности отнесены :

- ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;

- новые материалы и новые источники энергии;

- информационные и телекоммуникационные технологии;

-технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

- промышленные биотехнологии;

- экология и рациональное природопользование;

- медицина и фармация.

Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.

В рамках данных документов основными задачами являются следующие:

- создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, а также повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

- формирование и развитие технологической базы науки, опытных производств;

- постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок и обеспечение их соответствия потребностям реального сектора экономики и социальной сферы; дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

- адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;

- рациональное сочетание государственного регулирования рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;

- совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров;

- поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий;

- укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;

- расширение инновационной инфраструктуры в регионах страны (центров трансфера технологий, центров по поддержке предпринимательства), развитие частного сектора в науке, венчурных фондов и предпринимательства, создание территориальных инновационных центров с целью не только технологического, но и социально-экономического развития территорий, включающих сеть научно-исследовательских центров, конструкторских бюро и других организаций, занимающихся инновационными проектами, направленными на создание высокотехнологических отраслей и производств как точек быстрого роста экономики.

Важнейшим шагом в этом направлении явился Декрет Президента Республики Беларусь «О Парке высоких технологий» (22.09.2005 г. № 12), призванный не только развивать белорусскую науку, но и разрабатывать «программное обеспечение, информационно-коммуникационные, иные новые и высокие технологии, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики».

Задачи по повышению уровня научных исследований и разработок и в целом по усилению роли науки в инновационном развитии экономики потребуют существенных финансовых вложений в сферу науки. Внутренние затраты на исследования и разработки к 2011 г. должны быть не ниже 2 % к ВВП. При этом доля внебюджетного финансирования в общих затратах на исследования, разработки и работы по подготовке и освоению новых видов наукоемкой продукции должны составить не менее 50 %

Реалии глобальной конкурентной борьбы ставят перед Беларусью задачу перевода национальной экономики на путь инновационного развития - как безальтернативную возможность сохранения экономической независимости.

Решение о формировании инновационно-ориентированной экономики было принято руководством Беларуси несколько лет назад, тогда же начала реализовываться Государственная программа инновационного развития страны на 2007-2010 годы.

По мнению академика Г. Лыча, исходившему из зарубежного опыта, для перехода на инновационный путь развития необходимо наличие нескольких факторов.

Во-первых, это - научно-интеллектуальный и технологический потенциал, достаточный для запуска и последующего развития инновационного процесса. Во-вторых, постоянный рост количества участников инновационной деятельности. В-третьих, развитая система институтов, ориентированных на инновационное развитие, способных обеспечить эффективное взаимодействие всех участников инновационной деятельности. Наконец, в четвертых, это, собственно, востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов и физических лиц, объединенных в единой национальной инновационной системе.

Именно с этой точки зрения имеет смысл говорить о том, насколько успешно мы двигаемся в избранном направлении. Анализ состояния дел в инновационной сфере Беларуси показывает, что, несмотря на декларируемую риторику, до сих пор здесь проблем более чем достижений. Как известно, Беларусь обладает третьим по величине, после России и Украины научно-техническим потенциалом среди стран-участников СНГ. Инновационная инфраструктура включает Парк высоких технологий, 10 научно-технологических парков, 5 инновационных центров, 24 центра трансфера технологий, 9 бизнес-инкубаторов, 10 информационно-маркетинговых центра. Подавляющая часть указанных организаций является государственными, эффективность их деятельности относительно невысока, а влияние на развития частного бизнеса, не говоря уже о национальной экономике Беларуси в целом, чрезвычайно мало.

Уровень инновационной активности производственных предприятий страны остается крайне низким, составляя по данным на 2007 год, 17,8 %, что в 3,5 раза меньше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, вследствие отсутствия реальной государственной поддержки в Беларуси постоянно сокращается количество малых инновационных предприятий. Начиная с 1997 года, оно уменьшилось в 2,3 раза -- с 600 до 274 в 2007 году. Их персонал составляет всего 2,65 тыс. человек или 0,5 % от общей численности работающих в малых предприятиях. То есть, профессионально инновациями в стране занято всего-то 2,65 тыс. человек или 0,06 % от экономически активного населения Беларуси. Отсюда и очевидное отсутствие зримых результатов. Число инновационно-активных промышленных предприятий в 2007 году составляло 380 единиц (в 2002 году – 325). Из этого ясно, что круг потребителей инноваций из числа субъектов хозяйствования крайне незначителен, а сами услуги инновационного характера попросту невостребованы по причине слабой инновационной восприимчивости отечественной экономики. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме инновационной продукции в 2007 году составил 14,8 % (в 2002 году -9,4%). Причем из общего объема инновационной продукции в 2007 году 73,1% отгружался на экспорт, не будучи востребованным на внутреннем рынке. Число созданных в стране производственных технологий за последние 5 лет также принципиально не менялось: в 2002 году – 407 технологий, в 2007 году – 375. В то же время использование передовых промышленных технологий выросло с 13156 единиц в 2002 году до 19256 в 2007 году.

Насколько приоритетна для государства инновационная сфера, наглядно показывают межстрановые сопоставления. Принято считать, что для нормального развития научно-технического потенциала отношение затрат на проведение научных исследований и разработок к валовому внутреннему продукту должно быть выше 1%. В развитых странах этот показатель достигает 2,5 - 3,0 % и более. Наукоемкость же ВВП в размере 1 % и ниже оценивается как критическая. Если такой ее уровень наблюдается на протяжении нескольких лет подряд, то происходит деградация научно-технического потенциала. Внутренние затраты на НИР в % к ВВП в 2005 году у Беларуси сложились на уровне 0,68% (20-е место в Европе), по этому показателю мы находились ниже Литвы (0,76%) и выше Греции (0,61%). Первое место – у Швеции – 3,86%. Следует отметить, что такое положение с наукоемкостью ВВП наблюдается в Беларуси с начала 1990-х гг. XX века столетия, и до сих пор эта тенденция сохраняется…

По бюджетным ассигнованиям на НИР в % к ВВП в 2005 году Беларусь находилась на 17 месте (0,38%) в рейтинге стран Европы, находясь выше Венгрии (0,38%) и ниже Эстонии (0,4%). Первое место занимала Финляндия -1,03%.

Таким образом, цифры наглядно свидетельствуют о том, насколько приоритетна инновационная сфера для белорусского государства… Слабым утешением здесь является то обстоятельство, что согласно Докладу о развитии человека 2007/2008 ООН, Беларусь по индексу человеческого развития занимает 64-е место (из 175 стран), прежде всего за счет доставшейся от советских времен системы образования… Ответ, почему так происходит, дает системный анализ системный анализ: если система (т.е. национальная экономика) стабильна и связи между ее элементами прочны – встроиться в нее чему-то новому крайне сложно.

Сложившаяся в Беларуси в послевоенный период индустриальная модель экономики до сих пор себя оправдывала, и лишь разразившийся глобальный кризис со всей очевидностью обозначил проблему структурной перестройке национальной экономики. О том, что такая проблема назрела, наглядно свидетельствуют цифры: менее 20% продукции машиностроения в СНГ (а «становым хребтом» национальной экономики Беларуси является именно машиностроение), соответствует мировому уровню. Происходит вытеснение ее с рынка, и это при том, что в структуре мирового экспорта удельный вес продукции машиностроения и приборостроения постоянно увеличивается (к 2005 году достигнув отметки 40%), в экспорте из стран СНГ он наоборот сократился до 4-5 % (в 1990 году – 17%). В Беларуси доля машин и оборудования в общем экспорте страны в период с 1998 года по 2005 год снизилась с 30,2 до 20,3%, а например, минеральных удобрений выросла почти в 4 раза – с 8,4 до 35,4%.

Констатировав указанную картину, резонен вопрос, что же надлежит сделать, чтобы ситуацию изменить. В рамках восточного типа цивилизационного прогресса, к которому исторически тяготеет Беларусь (как и Россия), кардинальные изменения возможны лишь за счет реализации стратегии «догоняющего» технико-экономического развития.

Российский исследователь Г.Ханин, проанализировав опыт социально-экономических модернизаций России в XVIII –XX столетиях, показал, что реальный рывок в развитии страны, может достигнут посредством решения комплекса следующих задач:

1. кардинальный рост доли накопления в ВВП страны (более 30%, против нынешних 20-25);

2. наращивание человеческого капитала, повышение профессиональной компетентности руководителей и специалистов на всех уровнях социальной иерархии;

3. высокая оценка и стимулирование квалифицированного высокопроизводительного труда, как материальная, так и моральная;

4. наличие мобилизующей национальной идеи (овладевшей массами, как говорил В.И.Ленин);

5. доминирующая роль государства в инициации процесса модернизации и обеспечении экономического рывка, ибо частный капитал традиционно слаб и эгоистичен;

6. радикальная и всеобъемлющая чистка правящей элиты, ее кардинальное обновление в соответствии с требованиями процесса модернизации;

7. установление жесткого режима личной власти главы государства;

8. умелое и гибкое использование внешнеэкономических связей для трансфера знаний и технологий из-за рубежа, а также обеспечение защиты нарождающихся отраслей экономики посредством протекционистских мер.

С учетом того обстоятельства, что комплексная модернизация Беларуси, понимаемая как конкретно-исторический этап форсированного развития страны (10-15 лет), характеризующийся модернизацией существующих и «укоренением» новых социальных институтов на принципиально иной технологической и экономической базе, становится неизбежной, и, следовательно, начинать подготовку к ней надлежит уже сейчас.

Назрела настоятельная необходимость реализации комплекса системных мероприятий по активизации инновационной деятельности, в рамках которых надлежит:

1. Подготовить и принять пакет нормативно-правовых актов Республики Беларусь, предусматривающих организационно-правовое оформление специализированной отрасли по производству и коммерциализации нововведений «Инновационная индустрия». Законодательно определить субъекты экономической деятельности, относящиеся к отрасли «Инновационная индустрия»:

-организации, осуществляющие трансфер технологий и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности;

-организации, осуществляющие комплексную поддержку инновационной деятельности – субъекты инновационной инфраструктуры;

-организации, осуществляющие деятельность в сфере бизнес-образования;

-организации, осуществляющие защиту и использование объектов интеллектуальной собственности;

- венчурные организации;

-организации, осуществляющие разработку, производство и реализацию высокотехнологичной (наукоемкой) продукции (резиденты Парка высоких технологий, предприятия наукоемкого машиностроения, микроэлектроники, фармацевтики);

2. В целях обеспечения государственного регулирования комплексного развития Национальной инновационной системы Беларуси, и, в том числе, отрасли «Инновационная индустрия», на базе Государственного комитета Республики Беларусь по науке и технологиям и Министерства промышленности Республики Беларусь создать республиканский орган государственного управления - Министерство инновационного и технологического развития Республики Беларусь;

3. Подготовить проект и принять Инновационный кодекс Республики Беларусь, в котором закрепить принципы и механизм государственно-частного партнерства в области реализации инновационной и научно-технологической политики Республики Беларусь;

4. Обеспечить государственную поддержку создания и развития Ассоциации субъектов инновационной инфраструктуры Беларуси;

5. Стимулировать создание и развертывание сети малых инновационных предприятий при университетах и учреждениях НАН Беларуси, в том числе и на партнерских условиях с предприятиями госсектора и субъектами частного бизнеса;

6. В процессе разработки государственных целевых комплексных и научно-технических программ привлекать в качестве соразработчиков (соавторов) общественные объединения профессиональной направленности и бизнес-ассоциации, а также наиболее авторитетные консалтинговые компании Беларуси (на конкурсной основе);

7. Для организации НИОКР за счет бюджетных средств, и последующей коммерциализации их результатов, использовать преимущественно проектный подход, при этом подбирать исполнителей проекта на конкурсной основе, не допуская дискриминации субъектов частного бизнеса;

8. Для повышения профессиональной компетентности субъектов национальной экономики (в том числе и частного бизнеса) в области инновационного менеджмента, принять и обеспечить реализацию Государственной программы перспективной подготовки кадров для экономики знаний. При этом, исполнители программы должны подбираться на конкурсной основе из числа наиболее авторитетных бизнес-школ и отдельных преподавателей Беларуси и стран СНГ. На первом этапе развертывания подготовки кадров целесообразно создание специализированной бизнес-школы по подготовке инновационных менеджеров, с дислокацией ее в Парке высоких технологий, а затем, по мере накопления опыта и наличия компетентных тренеров-преподавателей, развертывание сети учебно-инновационных центров в регионах;

9. В целях концентрации на приоритетных направлениях развития национальной экономики Беларуси наиболее опытных и компетентных специалистов, сформировать Национальный банк интеллектуальных ресурсов, включающий категории специалистов:

-руководители проектов (организаторы инновационных производств);

-компетентные специалисты в области стратегического управления, маркетинга, финансов, коммерциализации и трансфера технологий;

-бизнес-тренеры, осуществляющие трансфер знаний;

10. В целях развития национального рынка научно-технологической продукции и вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов интеллектуальной собственности, создать специализированную государственную организацию по коммерциализации и продвижению результатов интеллектуальной деятельности на внутреннем и внешнем рынках. Определить перечень уполномоченных государством организаций, осуществляющих коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности на внешнем рынке;

11. В целях создания в Беларуси задела производств, основанных на технологиях 6-го технологического уклада, целесообразно инициация и последующая реализация государством 2-3-х крупномасштабных проектов по созданию в Беларуси индустрии биотехнологий и наноматериалов с ориентацией на потребности отечественных фармацевтики, машиностроения и стройиндустрии.

Системная и последовательная реализация предлагаемых мероприятий позволит обеспечить качественный прорыв на пути формирования в Беларуси экономики инновационного типа, что приведет к росту национальной конкурентоспособности и будет способствовать разрешению важнейших экономических проблем (вроде: перманентно отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, чрезмерно высокого уровня материало- и энергоемкости отечественного производства, зависимости от российских углеводородов, и т.д. и т.п.)

Важное значение имеет расширение международного научно-технического сотрудничества, и в первую очередь с Россией, в рамках межгосударственных научно-технических программ, а также в рамках двусторонних белорусско-российских научно-технических проектов. Особое внимание следует уделить формированию рыночных механизмов и инфраструктуры международного сотрудничества (совместных научных центров, технопарков, центров трансфера технологий и др.), созданию условий для привлечения зарубежных инвестиций для проведения научных исследований и разработок с целью последующего использования результатов совместной деятельности на внутреннем и международном рынках наукоемкой продукции.

Заключение

Подводя итог, хочется отметить, что анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

- наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;

- относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

- слабая инновационная активность;

- дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;

- недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека.

Для улучшения социально-экономической ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:

- рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

- работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;

- благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;

- опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;

- внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

- осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;

- повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;

- инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;

- расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

- национальную безопасность страны.

Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:

- всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;

- инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;

- наращивание экспортного потенциала страны;

- развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

- развитие малых и средних городов;

- жилищное строительство.

Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Базылев Н.И., Базылева М .И. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей ВУЗ. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 608 с.

2. Вабищевич С.С. Внешне-экономическая деятельность в РБ: правовые перспективы. - Мн.: Молодежное научное общество, 2005. - 232 с.

3. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник.- М.: Дело, 2002.- 472 с.

4. Лемешевский И.М. Макроэкономика (экономическая теория. Часть 3) Учебное пособие для студентов экономических специальностей ВУЗ. - Мн.: ФУ Аинформ, 2004. -576 с.

5. Экономика Беларуси: учебник/Под ред. В.Н.Шимова.-Минск, БГЭУ, 2009.- 751 с.

6. Национальный статистический комитет Республики Беларусь– www.belstat.gov.by.

7. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь www.president.gov.by

8. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад. // Мин-во статистики и анализа Республики Беларусь: www.belstat.gov.by.

9. Статистический Ежегодник Республики Беларусь, 2009

10.   Чубрик А. 10 лет роста ВВП/ Мн.: Право и экономика. 2005. Электронная версия – 21 с.

11.   Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Мн., 2006.

12.   Экономика Беларуси: учебник/Под ред. В.Н.Шимова.-Минск, БГЭУ, 2009.- 751 с.

13. Экономика Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей: учебное пособие / Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет. - Минск: БГЭУ, 2006. - 253 с.

14.Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы»

Размещено на

Похожие работы на - Проблемы национальной экономики республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!