Анализ социально-экономического развития Самарской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    223,11 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ социально-экономического развития Самарской области

Содержание

Введение

Глава 1. Основные показатели Самарской области

.1 Основные показатели деятельности региона

.2 Экономическая ситуация в регионе

Глава 2. Демографическая политика Самарской области

.1 Основные демографические показатели региона

.2 Цели, задачи и принципы концепции демографической политики Самарской области

Глава 3. Прогноз социально - экономического развития Самарской области

Заключение

Библиографический список

Введение

Самарская область - субъект Российской Федерации <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>, входит в состав Приволжского федерального округа <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3>.

Административный центр - город Самара <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0>.

Граничит на западе с Саратовской <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C> и Ульяновской <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C> областями, на юго-востоке с Оренбургской областью <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C>, на севере с Республикой Татарстан <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD>, а также на юге с Казахстаном в единственной точке.

Из-за близости Западно-Казахстанской области <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE-%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C> Казахстана <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD> часть Большечерниговского района <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD> имеет статус приграничной территории.

Образована 14 мая <https://ru.wikipedia.org/wiki/14_%D0%BC%D0%B0%D1%8F> 1928 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/1928_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> как Средневолжская область <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C>. В 1929 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/1929_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> переименована в Средневолжский край <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9>, в 1935 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/1935_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> - в Куйбышевский край <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B9%D0%B1%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9>. В период с 5 декабря <https://ru.wikipedia.org/wiki/5_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F> 1936 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/1936_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> по 21 апреля <https://ru.wikipedia.org/wiki/21_%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8F> 1992 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/1992_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> называлась Куйбышевской областью - в честь советского партийного и государственного деятеля Куйбышева Валериана Владимировича <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B9%D0%B1%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>.

Промышленность представлена крупными и средними предприятиями, которых примерно 400, и малыми - их более 4 тысяч. Наибольшее развитие получили машиностроение <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и металлообработка <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0>, топливная, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая, цветная металлургия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F>. Машиностроение <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> представлено почти полным набором основных отраслей, среди которых ведущая роль принадлежит автомобильной промышленности. На долю легковых автомобилей, производимых на ОАО «АВТОВАЗ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%92%D0%A2%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%97>» в Тольятти <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%82%D1%82%D0%B8> приходится более 70 % от всего выпуска автомобилей страны. Удельный вес производства основных нефтепродуктов, таких как бензин <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D0%BD> автомобильный, дизельное топливо <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE>, мазут <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B7%D1%83%D1%82> топочный, составляет 10-12 %.

Коэффициент специализации (душевого производства) по объёму промышленной продукции 1,9 - второй после Якутии среди регионов РФ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%A4> (без авт. округов), по розничному товарообороту - 1,6 (2-е место после Москвы). По видам промышленной продукции наилучшие среднедушевые коэффициенты по выпуску легковых автомобилей - 34 (второе место среди всех учитываемых видов промышленной продукции по регионам РФ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%A4>), аммиак <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D0%B0%D0%BA> синтетический - 10, первичная переработка нефти - 4,2, кирпич строительный - 1,8. Ведущие предприятия топливно-энергетического комплекса Самарской области: Волжская ГЭС <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%91%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%93%D0%AD%D0%A1> в г. Жигулевске <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA>(2300 тыс. кВт), крупнейшие тепловые электростанции - Новокуйбышевская и Тольяттинская ТЭЦ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%82%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A2%D0%AD%D0%A6> (по 250 тыс. кВт каждая). В Самаре находится штаб-квартира «Волжской территориальной генерирующей компании <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>», куда входят все тепловые электростанции области.[8]

Актуальность темы заключается в том, что в Самарской области развиваются приоритетные отрасли РФ, изучение которых наиболее важно в современной экономики.

Цель работы состоит в изучении и анализе функций области, а так же выявление проблем экономики Самарской области.

Задачи в работе поставлены следующие:

)описать экономико-географическое положение Самарской области, природные условия и ресурсы, население;

)описать экономический потенциал Самарской области и его основные структурные элементы;

) сделать анализ основных показателей региона;

) выделить основные проблемы развития региона и направления их решения.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с воспроизводственным развитием региональной экономики.

Объектом исследования является экономика Самарской области.

Теоретическая и методологическая основа данной работы базируется на трудах отечественных авторов, таких как М. Н. Баранова, О. В. Воробьёва, С. А. Ибрагимова, Г. С. Калёнов, Л. Ф. Ляховская, Ф. А. Никитин, С. А. Журавлёва, И. П. Шиманчик.

Практическая значимость состоит в том, что анализы показателей могут быть использованы для оценки состояния экономики Республики Башкортостан за период 2010-2014 гг.

Методология исследования базируется на использовании методов научной абстракции, системного, структурно-функционального, сравнительного анализа, а также экономико-статистических методах анализа и экспертных оценок.

Глава 1. Основные показатели Самарской области

.1 Основные показатели деятельности региона

Самарская область - пятый по площади регион Поволжья <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%8C%D0%B5> - занимает территорию площадью 53,6 тыс. км², что составляет 0,31 % территории России <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%A4>.

Область протянулась с севера на юг на 335 км, а с запада на восток - на 315 км. Географическое положение области определяется координатами 51°47′ и 54°41′ с. ш. и 47°55′ и 52°35′ в. д. Область расположена в юго-восточной части европейской территории России, в среднем течении Волги <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0>, по обеим её сторонам.

Территория нынешней Самарской области вошла в состав России в середине XVI века, после присоединения Казанского <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> и Астраханского ханств <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> к Московскому царству <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>. В XVII-XVIII веках территория Среднего Поволжья заселялась переселенцами из других районов страны и иностранцами (см. Немцы Поволжья <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D1%86%D1%8B_%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%8C%D1%8F>). С середины XIX века территория испытывала экономический подъем, Самара <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0> становится одним из важных центров внутрироссийского рынка зерна, что привело к развитию торговли и промышленности в городе. С 1851 года Самара - центр одноимённой губернии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F>.

В ходе Октябрьской революции и Гражданской войны на территории Самарской губернии проходили бурные события, связанные со сменой власти (после провозглашения 25 октября - по ст. стилю - Советской власти в Самаре, в июне 1918 г. последовал мятеж Чехословацкого корпуса, а 8 июня, опираясь на поддержку чехословаков, частью членов Учредительного собрания в Самаре было сформировано Временное правительство КОМУЧа, просуществовавшее до 6 октября, когда в Самаре была восстановлена советская власть), рейдами оренбургских и уральских казаков по югу губернии, разворачиванием фронта борьбы с силами А. Колчака.

Неоднозначными были и народные движения. Если рабочие промышленных центров и значительная часть крестьянства поддержали Советскую власть, то в некоторых сёлах, в связи с политикой "военного коммунизма" возникали антибольшивистские восстания (Чапанная война). в 1928 году в связи с административно-территориальным реформированием Самара стала центром Средневолжского края. В 1935 году Самара была переименована в Куйбышев (и носила это название до 1990 года), а Средневолжский край - в Куйбышевский край. К 1936 году произошло расформирование Куйбышевского края, из которой вышли Оренбургская, Пензенская области и Мордовская АССР. В 1943 году из состава Куйбышевской области была выделена Ульяновская область. С этого момента Куйбышевская область сформировалась в нынешних границах Самарской области.

Промышленность представлена крупными и средними предприятиями, которых примерно 400, и малыми - их более 4 тысяч. Наибольшее развитие получили машиностроение <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и металлообработка <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0>, топливная, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая, цветная металлургия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F>. Машиностроение <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> представлено почти полным набором основных отраслей, среди которых ведущая роль принадлежит автомобильной промышленности. На долю легковых автомобилей, производимых на ОАО «АВТОВАЗ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%92%D0%A2%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%97>» в Тольятти <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%82%D1%82%D0%B8> приходится более 70 % от всего выпуска автомобилей страны. Удельный вес производства основных нефтепродуктов, таких как бензин <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D0%BD> автомобильный, дизельное топливо <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE>, мазут <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B7%D1%83%D1%82> топочный, составляет 10-12 %.

Коэффициент специализации (душевого производства) по объёму промышленной продукции 1,9 - второй после Якутии среди регионов РФ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%A4> (без авт. округов), по розничному товарообороту - 1,6 (2-е место после Москвы). По видам промышленной продукции наилучшие среднедушевые коэффициенты по выпуску легковых автомобилей - 34 (второе место среди всех учитываемых видов промышленной продукции по регионам РФ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%A4>), аммиак <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D0%B0%D0%BA> синтетический - 10, первичная переработка нефти - 4,2, кирпич строительный - 1,8. Ведущие предприятия топливно-энергетического комплекса Самарской области: Волжская ГЭС <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%91%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%93%D0%AD%D0%A1> в г. Жигулевске <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA>(2300 тыс. кВт), крупнейшие тепловые электростанции - Новокуйбышевская и Тольяттинская ТЭЦ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%82%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A2%D0%AD%D0%A6> (по 250 тыс. кВт каждая). В Самаре находится штаб-квартира «Волжской территориальной генерирующей компании <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>», куда входят все тепловые электростанции области.[8]

По данным Приволжского таможенного управления внешнеторговый оборот в январе - октябре 2009 года составил 10825,9 млн. долларов США или 123,8% к уровню соответствующего периода прошлого года, в том числе экспорт - 7947,9 млн. долларов (129,3%), импорт - 2878,0 млн. долларов (110,8%).

Экспортные поставки в государства - участники СНГ составили 1435,6 млн. долларов США, в страны дальнего зарубежья - 6512,3 млн. долларов США.

Из государств - участников СНГ импортные поставки составили 158,5 млн. долларов США, из стран дальнего зарубежья - 2719,5 млн. долларов США.

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 5069,9 млн. долл. США (в январе - октябре 2009 года - положительное 3552,2 млн. долларов США).

Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 73,4%, доля импорта -26,6%. (см. таблицу 1)

Таблица 1. Внешняя торговля Самарской области в январе-октябре 2009 года


Внешнеторговый оборот

в том числе:



экспорт

импорт


млн. долларов США

в % к январю-октябрю 2009 г.

млн. долларов США

в % к январю-октябрю 2009 г.

млн. долларов США

в % к январю-октябрю 2009 г.

Всего

10825,9

123,8

7947,9

129,3

2878,0

110,8

в том числе:







Страны дальнего зарубежья

9231,8

127,2

6512,3

134,1

2719,5

113,3

Государства - участники СНГ

1594,1

107,1

1435,6

111,0

158,5

80,8


Важнейшим итогом развития Самарской области <#"823902.files/image001.gif">

Рисунок 1

Еще более значительно - на 21 позицию, улучшен рейтинг инвестиционного риска, и сейчас регион по этому показателю находится на 17 месте в России.

Утверждены Проект планировки территории зоны и Перспективный план ее развития на 2009-2016 годы, согласован маркетинг-план продвижения проекта, сама площадка подготовлена для начала строительных работ. Основная фаза строительства объектов инфраструктуры запланирована на 2009-2014 годы. В настоящее время три компании с суммарным объемом инвестиций 1млрд. 335 млн. рублей получили поддержку своих бизнес-планов на Экспертном совете при Минэкономразвития России и одобрены в качестве резидентов ОЭЗ.

Также осуществлялось строительство объектов технопарка «Жигулевская долина». В прошлом году на реализацию проекта привлечены федеральные средства в сумме 441 млн. рублей. К настоящему времени уже 17 региональных компаний получили статус резидентов технопарка.

«Корпорация развития Самарской области» провела активную организационную работу по проекту строительства, реконструкции и модернизации аэропорта «Курумоч». В январе 2009 года было подписано инвестиционное соглашение, в соответствии с которым инвестор вложит в развитие аэропорта более 12,3 млрд. рублей.

С 1 января 2009 года внесены изменения в региональное законодательство - для привлечения инвесторов в моногорода Самарской области с численностью населения до 100 тысяч человек впервые в России принят новый закон, предусматривающий дополнительную господдержку - субсидии по факту создания новых рабочих мест в ходе реализации инвестиционного проекта.

Объем инвестиционных расходов областного бюджета в 2009 году составил 15 млрд. рублей. За счет этого обеспечен ввод в эксплуатацию 63 объектов капитального строительства, в том числе: 16 объектов образования, 15 спортивных объектов, 20 коммунальных объектов, 2 объектов здравоохранения и 2 объектов социального обслуживания, 3 пожарных депо, 2 жилых застроек, 1 объекта культуры, 2 объектов дорожного хозяйства и 77 км. отремонтированных дорог.

Объем федеральных инвестиций, направленных в 2009 году на финансирование 56 строек и объектов Самарской области, составил 7 млрд. рублей (почти на 30% больше уровня 2008 года в сопоставимых ценах).

Одним из основных социальных достижений 2009 года стало кардинальное улучшение ситуации в сфере занятости населения и на рынке труда области.

Впервые за посткризисный период произошел рост среднесписочной численности работников. Он обеспечен, в основном, за счет отраслей реального сектора экономики и, в частности, обрабатывающих производств. Расширение занятости сопровождалось повышением эффективности использования рабочей силы: неполная занятость сократилась за год в 4,7 раза, а рост производительности труда составил за год105,6%.

Особо хочу отметить, что в 2009 году в Самарской области зафиксировано рекордное падение уровня общей безработицы - до 3,8%, что соответствует уровню 1992 года. По этому показателю область за год значительно повысила свой рейтинг среди субъектов РФ - с 31-го до 5-го места и занимает1-е место в ПФО. Численность зарегистрированных безработных сократилась за 2009 год в 1,4 раза, а уровень официальной безработицы - с 2% до 1,4%.

Такие результаты удалось достигнуть в значительной степени благодаря успешной реализации Ведомственной целевой программы содействия занятости населения и Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда области.

В рамках этих программ за 2009 год создано 40,6 тыс. рабочих мест, в том числе временных - 33,4 тысячи.

Самарская область по величине среднедушевых денежных доходов населения, достигших в 2011 году 21,6 тыс. рублей в месяц, по-прежнему превышает среднероссийский уровень (РФ - 20,7 тыс. рублей). Однако в прошлом году нарушилась положительная тенденция увеличения реальных доходов населения: отмечено их сокращение на 1,6%. Аналогичная ситуация наблюдается в 45 регионах России, в том числе в 12 регионах ПФО. Основным фактором этого снижения, на наш взгляд, является существенное повышение с 1 января 2009 года тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды, что привело к сдерживанию роста расходов работодателей на рабочую силу и особенно «серых» выплат, а также доходов населения от предпринимательской деятельности.

Тем не менее, основной источник доходов - заработная плата - в 2009 году продолжала расти. Она достигла 18,6 тыс. рублей, увеличившись в реальном выражении на 4,3% (в целом по Российской Федерации - на 3,5%). Рост уровня реальной заработной платы произошел во всех основных сферах деятельности, максимальный - в обрабатывающих производствах (109,2%).

Важнейшие решения были приняты Правительством области по повышению благосостояния бюджетников. Дважды в течение 2009 года была проиндексирована заработная плата работников всех учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета. Отдельно существенно повышена заработная плата учителей общеобразовательных школ области, а также педагогов детских садов и специальных учебно-воспитательных заведений.

В прошедшем году Правительство Самарской области уделяло особое внимание выполнению социальных обязательств и созданию условий для эффективного развития человеческого потенциала в регионе. На развитие социально-культурной сферы было направлено почти 90 млрд. рублей средств консолидированного бюджета области. Успешно начата реализация проектов федерального уровня по модернизации систем здравоохранения и общего образования. Значимые мероприятия реализованы в сфере поддержки семей с детьми. За 2009 год создано более 5 тыс. новых мест в детских дошкольных учреждениях. Осуществлена индексация целого ряда «детских» выплат, а также установлено право граждан, родивших 3-го ребенка, на региональный семейный капитал в размере 100 тыс. рублей.

В 2009 году работа по всем этим направлениям должна быть продолжена и ориентирована на достижение результатов не ниже уровня предыдущего года.

В сфере здравоохранения необходимо:

проработать вопрос изменения механизма финансирования медицинских учреждений в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

разработать проект областной целевой программы «Здоровье детей Самарской области на 2009-2015 годы» в целях повышения качества детской медицины.

В сфере общего образования необходимо сосредоточить усилия на обеспечении своевременного внедрения на территории области новых образовательных стандартов основного общего образования.

И, наконец, приоритетной задачей для всех региональных органов власти является интенсификация процесса подготовки к проведению на территории Самарской области Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. Необходимо более плотно осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти как для решения правовых и организационных вопросов, так и в целях привлечения дополнительных средств федерального бюджета на реализацию подготовительных мероприятий.

Глава 2. Демографическая политика Самарской области

.1 Основные демографические показатели региона

В 2009 году улучшилась ситуация в сфере народонаселения. Значимым достижением демографического развития явилось наибольшее с начала 2000-х годов сокращение смертности - на 2,6 тыс. человек (или на 5,3% относительно 2008 года). При этом, более интенсивно снизилась смертность от дорожно-транспортных происшествий - в полтора раза по сравнению с 2008 годом, случайных отравлений алкоголем - в 6,5 раз.

Сохранился достаточно высоким уровень рождаемости, увеличилась доля вторых и третьих детей в семьях (сейчас она превышает 43%). В 2009 году было зарегистрировано наибольшее за последние годы количество новых брачных союзов.

Самарская область остается одним из самых привлекательных в Приволжском округе регионом для притока мигрантов. За 2009 год миграционный прирост вырос в 1,4 раза по сравнению с 2008 годом и составил более 8 тыс. человек, что на 85% возместило естественные потери населения.

Численность постоянного населения области на начало ноября 2009 года по предварительной оценке составила 3212,1 тыс. человек. За январь-октябрь 2009 года численность населения возросла на 0,9 тыс. человек. Число родившихся, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилось на 2,3 процента, число умерших сократилось на 0,8 процента, превысив число родившихся в 1,1 раза (в январе-октябре 2008 года в 1,2 раза). Общая характеристика воспроизводства населения Самарской области за указанный период представлена следующим образом: (см. таблицу 3)

Таблица 3.Показатели естественного движения населения


Январь-октябрь

Справочно: на 1000 человек населения в целом за 2008г.


человек

прирост (+), снижение(-)

на 1000 человек населения 1)



2009г.

2008г.


2009г

2008г.


Родившихся

33954

33202

752

12,7

12,4

12,3

Умерших в том числе детей в возрасте до 1 года

38408 220

38707 248

-299 -28

14,4 6,62)

14,5 7,52)

14,3 7,12)

Естественная убыль

-4454

-5505


-1,7

-2,1

-2,0

Зарегистрировано:







браков, единиц

24653

24581

72

9,2

9,2

8,7

разводов, единиц

13544

11661

1883

5,1

4,4

4,4


) Здесь и далее относительные показатели приведены в пересчете на год.

2) На 1000 человек родившихся.

Естественная убыль как устойчивый и долговременный фактор сокращения населения в январе-октябре 2009 г. наблюдалась в большинстве территорий Самарской области.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в январе-октябре 2014 г. число зарегистрированных браков увеличилось на 0,3 процента, а число разводов - на 16,1 процента. В целом по области на 1000 образовавшихся брачных пар пришлось 549 распавшихся (в январе-октябре 2013 г. - 474).

В структуре смертности населения традиционно преобладали болезни системы кровообращения (45,1%). Доля умерших от новообразований составила 14,7%, от внешних причин смерти (несчастных случаев, отравлений и травм) - 13,3%.(см. таблицу 4)

Таблица 4. Распределение умерших по причинам смерти


Январь-октябрь

Справочно: на 100 тыс. человек населения в целом за 2008г.


человек

на 100 тысяч человек населения1)

2009г. в % к 2008г.



2009г.

2008г.

прирост(+), снижение(-)

2009г.

2008г.



Всего умерших

38408

38707

-299

1437,1

1447,5

99,3

1431,6

в том числе от:








болезней системы кровообращения

17314

19509

-2195

647,8

729,6

88,8

720,8

внешних причин смерти

5125

4588

537

191,8

171,6

111,8

183,2

из них от:








всех видов транспортных несчастных случаев

471

491

-20

17,6

18,4

95,7

19,3

в т.ч. от ДТП

292

279

13

10,9

10,4

104,8

11,4

случайных отравлений алкоголем

14

23

-9

0,5

0,9

55,6

0,8

отравление алкоголем с неопределенными намерениями

319

194

125

11,9

7,3

в 1,6 р.

10,8

преднамеренных самоповреждений (включая самоубийство)

153

224

-71

5,7

8,4

67,9

7,8

убийств

189

226

-37

7,1

8,5

83,5

8,5

новообразований

5636

5708

-72

210,9

213,4

98,8

213,4

в т.ч. от злокачественных

5557

5646

-89

207,9

211,1

98,5

211,3

болезней органов дыхания

1277

1321

-44

47,8

49,4

96,8

48,1

болезней органов пищеварения

1886

1789

97

70,6

66,9

105,5

67,6

инфекционных и паразитарных болезней

1209

1316

-107

45,2

49,2

91,9

49,6

в т.ч. от туберкулеза

329

371

-42

12,3

13,9

88,5

14,0

прочих причин

5961

4476

1485

223,0

167,4

133,2

148,9



Таблица 5. Младенческая смертность по основным классам причин смерти


Январь-октябрь

Справочно: на 10 тыс. человек родившихся в целом за 2008г.


человек

на 10 тысяч человек родившихся

2009г. в % к 2008г.



2009г.

2008г.

прирост(+), снижение(-)

2009г.

2008г.



Всего умерших в возрасте до 1 года

220

248

-28

66,2

75,3

87,9

71,4

в том числе от:








состояний, возникающих в перинатальный период

131

159

-28

39,4

48,3

81,6

44,3

врожденных аномалий

53

49

4

16,0

14,9

107,4

14,2

болезней органов дыхания

4

6

-2

1,2

1,8

66,7

1,8

инфекционных и паразитарных болезней

6

3

3

1,8

0,9

в 2,0 р.

внешних причин смерти

2

11

-9

0,6

3,3

18,2

2,8

прочих причин смерти

24

20

4

7,2

6,1

118,0

7,1


Среди причин младенческой смертности, как и в январе-октябре 2008 года, преобладали состояния, возникающие в перинатальный период и врожденные аномалии, т.е. заболевания, тесно связанные со здоровьем матери (83,6% от общего числа умерших детей в возрасте до 1 года).(см. таблицу 5)

Сложившийся уровень рождаемости и смертности характеризуется помесячной динамикой естественного движения населения, начиная с января 2009г.

В январе-октябре 2009 года на территории Самарской области наблюдался значительный миграционный прирост, сложившийся за счет обмена населением со странами СНГ. Общий миграционный прирост по сравнению с данными за январь-октябрь 2008 года увеличился в 1,7 раза. (см. таблицу 6)

Таблица 6. Общие итоги миграции человек


Январь-октябрь


2009 г.

2008 г.


число прибывших

число выбывших

миграционный прирост, убыль(-)

число прибывших

число выбывших

миграционный прирост, убыль (-)

Миграция - всего

62546

57188

5358

56941

53875

3066

из неё:







Внутрирегиональная

28670

28670

х

27937

27937

х

Внешняя (для региона) миграция

33876

28518

5358

29004

25938

3066

в том числе:







межрегиональная

23231

23813

-582

22536

22816

-280

со странами СНГ

10174

4191

5983

5941

2857

3084

с другими зарубежными странами

471

514

-43

527

265

262


По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, миграционный прирост за счет стран СНГ возрос в 1,9 раза. Это произошло в результате увеличения числа прибывших в 1,7 раза.

Значительная часть (76,4%) миграционного прироста, полученного в результате обмена населением между областью и странами СНГ, приходится на Узбекистан (2268 чел.), Таджикистан (859 чел.), Казахстан (794 чел.) и Армению (648 чел.). Увеличилось число прибывших из Украины в 2,3 раза, за счет которых увеличился миграционный прирост из этой страны в 2,5 раза и составил 651 человек (10,9% от миграционного прироста за счет стран СНГ). (см. таблицу 7)

Таблица 7. Миграционный обмен населением со странами СНГ человек


Январь-октябрь


2009 г.

2008 г.


число прибывших

число выбывших

миграционный прирост, убыль(-)

число прибывших

число выбывших

миграционный прирост, убыль(-)

Миграция со странами СНГ

10174

4191

5983

5941

2857

3084

в том числе:







Азербайджан

532

229

303

330

78

252

Армения

951

303

648

703

172

531

Беларусь

73

31

42

56

33

23

Казахстан

998

204

794

779

147

632

Киргизия

501

210

291

371

153

218

Республика Молдова

140

49

91

123

23

100

Таджикистан

1707

848

859

894

691

203

Туркмения

78

42

36

68

15

53

Узбекистан

4356

2088

2268

2258

1450

808

Украина

838

187

651

359

95

264


.2 Цели, задачи и принципы концепции демографической политики Самарской области

Целью демографической политики является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста.

Задачами демографической политики являются:

в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

·              увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;

·              улучшение репродуктивного здоровья населения;

·              увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;

·              улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.

в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

·              создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;

·              всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;

·              создание условий для самореализации молодежи;

·              социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства.

в области миграции и расселения:

·              регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения;

·              повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития;

·              обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:

·              укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;

·              сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

·              улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

·              сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний.

В проведении профилактической работы необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными и религиозными организациями, а также предусмотреть активное участие самого населения.

Необходимо возродить систему массового санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан.

Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.

Реализация Концепции предполагает:

·              объединение усилий государственных и общественных организаций, направленных на выработку единых подходов к формированию демографического поведения и установок с целью сохранения и укрепления демографического потенциала Самарской области;

·              разработку федеральных и региональных планов действий и программ по достижению конкретных результатов в рамках основных задач, сформулированных в Концепции, включающих сроки реализации и исполнения;

·              концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений Концепции с учетом использования средств бюджета Самарской области, привлечения дополнительных внебюджетных поступлений, включая средства международных организаций;

·              обеспечение учета демографической ситуации в федеральных и региональных программах социально-экономического развития;

·              продвижение в решения международных организаций, занимающихся вопросами демографии и миграции, положений, отвечающих приоритетам российской политики в этих областях.

На уровне органов исполнительной власти Самарской области главными задачами в области улучшения демографической ситуации являются:

·              разработка и реализация региональных программ улучшения демографической ситуации;

·              разработка и реализация территориальных целевых программ в области народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения семьи и детей;

·              организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде региональной демографической политики.

Концепция служит основой для формирования демографической политики в Самарской области и разработки региональных планов по улучшению демографической ситуации.

Для обеспечения последовательности в выполнении положений Концепции, работа по ее реализации будет выполняться в несколько этапов.

На первом этапе предполагается:

·              реализация Плана первоочередных мероприятий на 2009-2012 годы по реализации Концепции демографической политики Самарской области;

·              разработка и реализация региональных Планов первоочередных мер, направленных на решение наиболее остро стоящих демографических проблем применительно Самарской области;

·              разработка Основных направлений действий по реализации Концепции демографической политики Самарской области на долгосрочную перспективу, основывающихся на перспективах социально-экономического развития Самарской области, отдельных этнических групп населения и учитывающих региональные особенности демографических процессов;

·              разработка Плана реализации Основных направлений демографической политики Самарской области на 2009-2012 годы.

Реализация первоочередных мероприятий позволит создать нормативно-правовую базу проведения активной демографической политики и обеспечить условия дальнейшего социально-экономического развития Самарской области.

На втором этапе (после 2010 года) предполагается:

·              выполнение Плана реализации Основных направлений демографической политики Самарской области на 2009-2012 годы;

·              оценка результатов выполнения Плана первоочередных мероприятий на 2009-2012 годы по реализации Концепции демографической политики Самарской области и Плана реализации Основных направлений демографической политики Самарской области на 2009-2012 годы;

·              разработка и реализация федеральной целевой программы, направленной на улучшение демографической ситуации в Самарской области на среднесрочную перспективу.

В результате проводимой работы, направленной на улучшение демографической ситуации, должна стабилизироваться численность населения за счет увеличения средней продолжительности жизни, повышения в перспективе показателей рождаемости, снижения показателей смертности населения. Улучшится структура размещения производительных сил, что, несомненно, окажет позитивное влияние на показатели социально-экономического развития.[4]

Глава 3. Прогноз социально - экономического развития Самарской области

Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2025 годов разрабатывался на основе анализа итогов развития экономики города за 1 полугодие текущего года и ожидаемых результатов за 2013 год.

Сохраняется положительная динамика промышленного производства. За 6 месяцев уровень соответствующего периода прошлого года превышен на 2,7% за счет добычи полезных ископаемых (индекс 104,3%). Наибольший рост отмечен в производстве транспортных средств и оборудования (134,2%), в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (125,2%), производстве неметаллических минеральных продуктов (115,2%) и химическом производстве (113,8%).

Снижение индекса произошло: в «добыче полезных ископаемых» и «производстве и распределении электроэнергии, газа и воды» на 14,9% и 1,9% соответственно.

До конца 2019 года продолжится положительная динамика развития промышленности (рост производства сохранится по всем базовым видам деятельности за исключением производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производства машин и оборудования, производства и распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды, добычи полезных ископаемых).

Однако темпы развития промышленного производства по отношению к 2014 году несколько замедлятся.

По оценке, в 2015 году индекс промышленного производства ожидается на уровне 103,7% (в 2014 году индекс составлял 106,4%), в том числе: в добыче полезных ископаемых - 96,8%; в обрабатывающих производствах - 105,2%; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 98,2%.

Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 20,3 млрд. руб. или 101,3% в сопоставимых ценах. Годовой объем инвестиций за счет всех источников финансирования составит 70,5 млрд. руб., что на 5% больше чем в 2014 году.

Инвестиционная активность наблюдалась на предприятиях: обрабатывающих производств (180,3%), в строительстве (в 2,3 раза), оптовой и розничной торговле (129,4%), финансовой деятельности (в 2,4 раза), управлении эксплуатацией жилого фонда (в 3,7 раза), здравоохранении (197,0%), предоставлении коммунальных услуг (108,8%).

Снижение - на предприятиях и в организациях по добыче полезных ископаемых, в производстве и распределении тепло - энергоресурсов, в гостиничном бизнесе, транспорта и связи, в сфере операций с недвижимостью, госуправлении и в образовании.

Объем бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности города на 1 июля текущего года составлял 1 553,9 млн. рублей, что на 28,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

Основными направлениями бюджетного инвестирования оставались жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, образование, физическая культура и спорт.

За счет всех источников финансирования в Самаре введены в эксплуатацию жилые помещения общей площадью 108,8 тыс.кв.м, что в 2,4 раза больше уровня аналогичного периода 2014 года (в том числе построены и эксплуатируются объекты индивидуального жилищного строительства площадью 74,9 тыс.кв.м. или 176% к уровню 1 полугодия 2014 года).

До конца 2013 года ожидается ввод жилых помещений в объеме 905,8 тыс. кв. метров или 100,2% к уровню 2014 года.

На протяжении последних лет демографические процессы в Самаре носят позитивный характер. В 2017 году прогнозируется увеличение среднегодовой численности населения на 0,22% (оценка 2017 года - 1173,1 тыс. человек).

Значительно улучшилась ситуация в сфере занятости населения. Количество зарегистрированных безработных снизилось и составило на 1 июля текущего года 3,0 тыс. чел., это на 21,2% меньше, чем на аналогичную дату 2014 года. Уровень официальной безработицы относительно трудоспособного населения также снизился и составил 0,4% (на 01.07.2012 года - 0,53%) - это один из самых низких показателей в Самарской области.

Ожидается, что в среднем за год численность зарегистрированных безработных снизится на 700 чел. по сравнению с прошлым городом и составит 3,2 тыс. человек.

При этом среднегодовая численность занятых в экономике городского округа Самара увеличится по сравнению с 2014 годом на 0,6 % и составит 624,5 тыс. чел.

Сохраняется положительная динамика оплаты труда граждан. В 1 полугодии среднемесячная заработная плата на 1 занятого в экономике выросла на 13,9% и составляла (по расчетным данным) почти 26 тыс. руб. В целом в текущем году ее величина может составить более 27 тыс. руб. или 113% к 2014 году.

Прогноз социально-экономического развития города на 2015 год - 2025 годы разработан в 2-х вариантах.

Первый вариант - умеренно-оптимистичный, предполагает умеренные темпы роста базовых секторов экономики, невысокий инвестиционный и потребительский спрос.

Второй вариант - форсированного роста - это целевой вариант. Он предполагает улучшение бизнес климата, существенное повышение инвестиционной активности и увеличение объемов инвестиций в расширение производства и устойчивый рост потребления.

В условиях нестабильной экономической ситуации в мире, неослабевающие угрозы разрастания финансовых проблем на российском рынке было принято решение использовать для разработки бюджета городского округа первый, умеренно-оптимистичный вариант прогноза. Но наша задача при реализации социально-экономической политики - это достижение основных параметров второго, форсированного варианта прогноза.

Тем не менее, по обоим основным вариантам позитивная динамика развития в прогнозируемом периоде ожидается практически во всех секторах и сферах экономики города.

Индекс промышленного производства по форсированному варианту прогноза в целом за прогнозный период (2016г. к 2012 г.) - 119,0% (2014 г. относительно 2015 г.- 103,3%, 2020 г. - 105,8%, 2025 г. - 105,0%).

Объем промышленного производства за 4 года увеличится в 1,4 раза (в действующих ценах) и достигнет в 2020 году 339,6 млрд. руб.

Прибыль прибыльных организаций за прогнозируемый период (2020г. к 2015 году) увеличится на 56,3%. На рост прибыли окажут влияние увеличение объемов производства и цен производителей.

В прогнозируемом периоде в Самаре продолжится формирование и реализация инвестиционной политики.

За прогнозный период прирост объемов инвестиций в основной капитал по второму варианту прогноза в сопоставимых ценах составит 11,5%. Объем инвестиций в основной капитал к 2025 году должен составить почти 111,5 млрд. рублей - рост в 1,8 раза по сравнению с достигнутым уровнем 2015 года.

Достижение этой цели будет обеспечиваться реализацией:

ряда крупных инвестиционных проектов по строительству жилой и нежилой застройки;

стратегии социально-экономического развития городского округа Самара, что создаст условия, обеспечивающие сбалансированное решение важнейших социально-экономических задач;

областной целевой программы по подготовке к Чемпионату мира по футболу в 2018 году.

В рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года в федеральную Программу подготовки к Чемпионату мира включено 25 мероприятий по Самарской области, из них 4 мероприятия в Самаре - это проектирование и строительство 4-х объектов водоснабжения и водоотведения, необходимых для обеспечения функционирования будущего стадиона.

Кроме того, в рамках проекта региональной программы по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу в период 2014-2018 годы нашли отражение мероприятия в сфере благоустройства городской среды - это ремонт фасадов объектов культурного наследия и жилищного фонда, благоустройство парков, скверов и улиц, капитальный ремонт дорог, а также мероприятия, направленные на развитие информационных и телекоммуникационных систем, на модернизацию транспортной инфраструктуры, создание условий для улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в городе. Всего 36 мероприятий, по которым головным исполнителем выступает Самара, на общую сумму 45,6 млрд.руб. (федеральный бюджет - 1,5 млрд.руб.; областной бюджет - 36,3 млрд.руб.; городской бюджет - 7,1 млрд.руб.; внебюджетные средства - 0,7 млрд.руб.).

Для улучшения внутригородских пассажирских перевозок в рамках реализации областной программы «Развитие метрополитена в городском округе Самара на 2010-2020 годы» за счет средств из вышестоящих бюджетов осуществляется строительство на третьем пусковом участке протяженностью 4,1 км со станциями «Российская» (введена), «Алабинская» и «Самарская».

Важной составляющей инвестиционной активности на территории города будет являться жилищное строительство и жилищная политика.

Прогнозируется увеличение ввода жилья до 1150 тыс. кв.м. в 2019 году, что составит 127% к достигнутому уровню 2015 года.[5]

Наибольшие объемы введенного жилья ожидаются на площадках комплексного освоения земельных участков под жилищное строительство. Важнейшими и наиболее масштабными среди них являются проекты в жилом микройоне «Волгарь», «Крутые ключи», «Новая Самара» и «Южный город».

Особое внимание уделяется решению жилищных вопросов молодых семей и работников муниципальных учреждений бюджетной сферы, иных льготных категорий граждан в соответствии с действующим законодательством.

В прогнозируемом периоде продолжится реализация демографической политики. Несмотря на это, значительного улучшения динамики рождаемости и смертности населения не произойдет за счет влияния возрастной структуры населения (сокращения численности женщин активного репродуктивного возраста 20-29 лет, роста количества пожилых граждан и стареющего населения).

Тем не менее, к 2025 году по второму варианту демографического прогноза среднегодовая численность населения города возможно вырастет на 11,4 тыс. человек - 0,9% по сравнению с 2015 годом и составит 1181,9 тыс. человек.

Продолжатся позитивные тенденции на рынке труда. Среднегодовая численность зарегистрированных безработных снизится до 2,8 тыс. чел. в 2018 году и данный показатель будет ниже докризисного уровня (на 01.01.2009 г. - 4,0 тыс. чел.).

Предстоящий период для развития сферы занятости населения города оценивается в целом как позитивный. Прогнозируется, что прирост численности занятых в экономике за весь период может составить 2% (2015 г. - 620,8 тыс. чел., 2020г.- 633,3 тыс. чел.).

Динамичный рост заработной платы будет обусловлен устойчивыми темпами экономического развития. В номинальном выражении в 2020 году среднемесячная заработная плата на 1 занятого в экономике может составить 30,8 тыс. рублей с ростом на 14%, в 2016 году - 39,4 тыс. рублей, то есть вырастет в 1,6 раза относительно 2015 года.

В 2019 году оборот розничной торговли прогнозируется в объеме 263,9 млрд. руб. с приростом в физическом объеме на 5,8%, объем платных услуг 91 млрд. руб. с приростом на 2,5%. В целом за прогнозируемый период оборот розничной торговли может вырасти на 56,2% (329 млрд. руб.), общий объем платных услуг может увеличиться на 44,8% (110,6 млрд. руб.).

Таким образом, анализ основных показателей и тенденций социально-экономического развития Самары свидетельствует о стабилизации и росте городской экономики в текущем году, что в свою очередь является факторами формирования позитивного прогноза на среднесрочную перспективу.

Заключение

Изучая экономический потенциал Самарской области необходимо особое внимание уделить основным составляющим: природно-ресурсный потенциал, трудовой потенциал, производственный, научно-технический и экспортный потенциалы. Природно-ресурсный потенциал определяется как совокупность всех видов природных ресурсов, которые можно использовать. Производственный потенциал - это один из основных объектов стратегического анализа регионального развития, включающий реальный объем продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов. Трудовой потенциал определяется численностью активного трудоспособного населения, его профессионально-образовательным уровнем и другими качественными характеристиками. Поскольку в процессе рыночных реформ регионы получили значительную финансово экономическую самостоятельность, у них появилась возможность самостоятельно определять направления социально-экономического развития, формировать такую структуру регионального хозяйства, которая бы соответствовала имеющейся ресурсной базе и возможностям ее использования. Сегодня субъекты РФ самостоятельно формируют стратегию социально-экономического развития, и то, на сколько она будет реализуемой, зависит от качества анализа располагаемой базы социально-экономического развития: ресурсов, факторов, условий.

По данному показателю Самарская область относится к ограниченному числу регионов РФ, которые на протяжении исследуемого периода продемонстрировали высокие темпы роста.

Развитие экономики области основывается на воздействии таких факторов, как выгодное экономико-географическое положение, наличие природных ресурсов, исторически благоприятные условия развития, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, хорошо развитая транспортная инфраструктура.

В качестве ключевых проблем в экономической сфере выделяются такие как ограниченный доступ к капиталу и низкая интернационализация бизнеса, которая проявляется в высокой степени износа основных фондов, низкой структуре промышленности и низкой конкурентоспособности продукции, производимой в Самарской области. Власти республики считают важнейшей задачей обеспечение достойного уровня жизни людей. Определены пути решения этой сложной проблемы: полная ликвидация долгов по заработной плате в реальном секторе экономики, повышение цены квалифицированного труда и, как следствие, обеспечение притока кадров в промышленность, сельское хозяйство и в сферу обслуживания, укрепление материального положения работников бюджетных организаций, улучшение ситуации на рынке труда. Наиболее значимыми проблемами также являются: проблемы социальной сферы и охрана окружающей среды и природы.

Таким образом, ряд проблем в экономике и социальной сфере региона требуют комплексного подхода к их решению и при правильном управлении и стабильной социально-экономической ситуации Самарской области может достичь высокого уровня развития экономики.

Библиографический список

1. Алексушин Г.В. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%BD_%D0%93.%D0%92.> Самарские губернаторы. - Самара <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0>: Самарский дом печати, 1996 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1996>.

. И. В. Носков Оценка состояния транспортной инфраструктуры Самарской области <http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2006/2006_3_925_936.pdf> // Известия Самарского научного центра Российской академии наук <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA> : журнал. - Самара, 2006. - В. 3. - Т. 8. - С. 925-935.

Похожие работы на - Анализ социально-экономического развития Самарской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!