Тема: Предмет и метод экономической теории

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    535,19 Кб
Предмет и метод экономической теории
Предмет и метод экономической теории
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание

1. Предмет и метод экономической теории

Возникновение и развитие экономической теории

Предмет экономической теории

Функции экономической теории и ее место в системе экономических наук

Методы познания экономических явлений

2. Экономические агенты, их интересы и потребности

Экономические агенты

Литература

1. Предмет и метод экономической теории

Возникновение и развитие экономической теории

Термин "экономика" происходит от греческих слов οικος (ойкос) - дом, хозяйство и νομος (номос) - правило, закон, порядок, строй. Следовательно, экономика - это наука о ведении хозяйства.

Рис. 1.1 Этапы развития экономической мысли

Экономическая мысль древности развивалась в рамках общей системы знаний о мире (философии).

Представители: Ксенофонт (автор труда "Экономикос"), Платон, Аристотель и др.

Основной объект изучения - домашнее хозяйство.

Экономика как самостоятельная наука формировалась по мере развития хозяйственных связей в период разложения феодального строя

Основные вопросы:

·В чем состоит источник богатства народов?

·Какова роль государства в развитии экономики?

Первая школа экономической теории как науки - меркантилизм.

Период: конец XVI-XVII вв.

Название восходит к итальянскому слову mercante (мерканте) - торговец.

Представители: Уильям Стаффорд, Томас Мэн, Антуан Монкретьен (автор труда "Трактат политической экономии") и др.

Основные идеи:

·Воплощение богатства - деньги;

·Источник богатства - сфера обмена (торговля), ее и должна изучать экономическая наука;

·Государство должно играть активную роль в развитии экономики;

·Задача экономистов - дать рекомендации правителям.

Меркантилисты дали экономической науке ее первое "имя" - "политическая экономия". Определение "политическая" происходит от греческого слова πολις (полис) - государство.

На смену меркантилизму пришла школа физиократов.

Период: конец XVII-XVIII вв.

Название восходит к греческим словам φυσις (фюзис) - природа и κρατος (кратос) - власть.

Представители: Франсуа Кенэ, Анн-Робер-Жак Тюрго и др.

Основные идеи:

·Воплощение богатства - не деньги, а блага;

·Источник богатства - сельское хозяйство, оно и должно быть объектом экономической науки;

·Государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность, соблюдая принцип свободы предпринимательства (laissez faire, laissez passer).

Идеи физиократов легли в основу классической политической экономии.

Период: конец XVIII-XIX вв.

Представители: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Жан-Батист Сэй, Джон Стюарт Милль и др.

Основные идеи:

·Воплощение богатства - блага, продукты;

·Источник богатства - все общественное производство (хозяйство);

·Государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность, экономика регулируется невидимой рукой рынка (invisible hand).

В последней трети XIX в. в экономической теории выделилось несколько ответвлений. Одно из них - марксистская политическая экономия.

Период: с конца XIX в.

Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В.И. Ульянов (Ленин), Г.В. Плеханов и др.

Основные идеи:

·Объект изучения политической экономии - общественные производственные отношения и законы их развития;

·Противоречия капитализма неизбежно ведут к его гибели и становлению коммунистических производственных отношений;

·Наиболее эффективна экономика, планомерно регулируемая государством.

Другим направлением стала неоклассическая школа.

Период: с конца XIX в.

Представители: Альфред Маршалл (автор труда "Принципы экономики"), Карл Менгер, Фридрих фон Хайек, Милтон Фридмен и др.

А. Маршалл отказался от слова "политическая" в названии науки и предложил использовать более короткое - "экономика" (economics).

Основные идеи:

·Государство не должно вмешиваться в экономику (идея классиков);

·Основной объект изучения экономики - фирма;

·Основная проблема экономики - эффективное использование ограниченных ресурсов с целью максимизации удовлетворения потребностей.

Неоклассики заложили основы микроэкономики как раздела экономической науки. Основная заслуга в создании макроэкономики принадлежит кейнсианской школе.

Период: с 30-х гг. XX в.

Представители: Джон Мейнард Кейнс, Алвин Хансен, Рой Харрод, Пол Самуэльсон, Джон Хикс и др.

Основные идеи:

·Государство играет важную роль в экономике;

·Основной объект изучения - национальная экономика;

·Основная проблема экономики - выработка эффективной экономической политики государства.

Одной из ведущих экономических школ современности является институционализм.

Период: с 20-30-х гг. XX в.

Основные идеи:

·Объект изучения - социальные (в том числе неэкономические) институты и их эволюция;

·Основная проблема - повышение эффективности социальных институтов и экономической системы.

экономическая теория агент интерес

Предмет экономической теории

Предмет экономической теории формировался в процессе всего исторического развития науки и включает три объекта:

·общественные производственные отношения и объективные законы их функционирования и развития (общая экономическая теория);

·поведение отдельных экономических субъектов в условиях ограниченности ресурсов (микроэкономика);

·функционирование экономики в целом, способы обеспечения ее стабильного развития (макроэкономика).

Функции экономической теории и ее место в системе экономических наук

Функции экономической теории:

·познавательная;

·практическая;

·идеологическая;

·методологическая.

Позитивная экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические проблемы (основная функция - познавательная).

Нормативная экономическая теория дает рекомендации, определяет пути решения проблем; на ней основана экономическая политика (основная функция - практическая).

Экономическая политика - комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов или последствий их деятельности для эффективного достижения поставленных экономических целей.

Система экономических наук:

·экономическая теория;

·отраслевые экономические науки (экономика промышленности, экономика АПК, экономика торговли, экономика строительства, банковское дело, страховое дело и др.);

·функциональные экономические науки (финансы, деньги и кредит, бухгалтерский учет, экономический анализ, статистика, маркетинг, менеджмент и др.);

·стыковые экономические науки (экономическая история, экономическая география, экономика природопользования, демография, экономическая социология, экономическая психология и др.).

Методы познания экономических явлений

Основные методы познания экономических явлений включают:

·диалектический метод;

·общенаучные методы.

Диалектический метод означает, что экономические явления и процессы рассматриваются во взаимосвязи друг с другом и в состоянии непрерывного развития.

Метод научной абстракции предполагает отвлечение от несущественного, единичного, случайного в исследуемых процессах и явлениях; выделение в них прочного, устойчивого, типичного.

Инструменты метода научной абстракции: формулирование экономических категорий; анализ и синтез; исторический и логический подход; индукция и дедукция.

Экономические категории - логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны отдельных экономических отношений.

Рис. 1.2 Методы познания экономических явлений

Экономические законы - необходимые, существенные, устойчивые, объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи экономических отношений, процессов и явлений; в отличие от законов природы носят исторический характер (не вечны).

Виды экономических законов (1):

·по сфере действия:

oобщеэкономические законы;

oзаконы фаз воспроизводства (производства, обмена, распределения, потребления);

oзаконы частных сфер (кредита, финансов, денежного обращения и др.).

Виды экономических законов (2):

·по исторической протяженности:

oобщие (действуют на протяжении всей истории человечества);

oособенные (действуют на протяжении нескольких этапов развития экономики);

oспецифические (действуют только на одном этапе развития экономики).

Анализ - восхождение от конкретного к абстрактному. Все многообразие конкретных явлений экономической жизни расчленяется на составляющие части и стороны, которые последовательно изучаются, анализируются.

Синтез - восхождение от абстрактного к конкретному. Различные стороны познаваемого явления соединяются между собой, из отдельных частей воссоздается единое целое.

Исторический подход предполагает достоверное описание истории экономических отношений.

Логический подход - это исторический подход, но "очищенный" от случайных воздействий, отклонений от генеральной тенденции, обусловленной действием экономических законов.

Индукция - выведение теоретических положений (закономерностей, принципов) из фактов.

Дедукция - построение гипотез на основе применения положений теории к фактам.

Системный подход предполагает рассмотрение любого объекта как системы, состоящей из элементов и имеющей определенную структуру.

Инструменты системного подхода:

·система;

·элемент;

·структура.

Система - совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом и с окружающей средой и образующих определенную целостность, единство.

Элемент - относительно неделимая составная часть системы, обладающая определенной самостоятельностью.

Структура - способ организации взаимосвязей и отношений между элементами системы.

Экспериментальный метод в изучении экономики предполагает апробацию теоретических концепций в хозяйственной деятельности, а также лабораторный эксперимент (в т. ч. математическое моделирование).

К математическим методам, применяемым в экономике, относят:

·вычисление номинальных и реальных величин;

·вычисление общих, средних и предельных величин;

·статистические методы;

·линейное программирование и др.

В числе прочих методов познания экономических явлений:

·метод сравнений и аналогий;

·учет фактора времени (краткосрочный и долгосрочный период) и др.

Характеристики экономического образа мышления:

·всесторонность;

·глубина;

·научность.

2. Экономические агенты, их интересы и потребности

Экономические агенты

Экономические агенты - субъекты (участники) экономических отношений, принимающие непосредственное участие в производстве, распределении, обмене и потреблении благ.

Основными экономическими агентами являются:

·домохозяйство - отдельный индивид или семья;

·фирма (предприятие) - объединение индивидов, созданное с целью совместной экономической деятельности;

·государство - совокупность органов государственной власти, выполняющих роль представителей всего общества.

Рыночные агенты - экономические субъекты, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена.

Нерыночные агенты - экономические субъекты, которые удовлетворяют свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов.

Система экономических интересов

Экономические интересы - побудительные мотивы деятельности экономических агентов.

Система экономических интересов:

·общественные интересы;

·групповые интересы;

·личные интересы.

Факторы формирования экономических интересов:

·потребности экономических агентов;

·их место в системе отношений собственности;

·их место в системе общественного разделения труда.

Потребности и их виды

Потребность - выражение надобности, нужды в чем-либо, требующее удовлетворения и выступающее в качестве мотива деятельности.

Виды потребностей (1):

·по степени актуальности:

oпервичные потребности;

oвторичные потребности.

Первичные потребности - вытекают из природы человека как биологического организма и как члена социума, они включают:

·материальные потребности;

·духовные потребности;

·социальные потребности.

Материальные потребности - в пище, в одежде, в жилище, в продолжении рода, в физической деятельности, в поддержании здоровья и др.

Духовные потребности - познавательные, нравственные, эстетические, в поиске и реализации смысла жизни и др.

Социальные потребности - в труде, в общении, в социальном статусе, в одобрении, в уважении, в самовыражении и др.

Вторичные (производные) потребности - вытекают из первичных, они включают:

·производственные потребности;

·финансовые потребности.

Виды потребностей (2):

·по степени значимости:

oвысшие потребности;

oнизшие потребности.

Низшие потребности - значимы для всех людей, являются наиболее широко распространенными, они включают:

·физиологические потребности;

·потребности в безопасности.

Высшие потребности - становятся значимыми по достижении людьми определенного возраста и уровня сознания, они включают:

·потребности в дружбе, любви, общении;

·потребность в уважении;

·потребность в самореализации.

Наиболее известной иерархической классификацией потребностей является пирамида потребностей Абрахама Маслоу.

Факторы формирования потребностей:

·национальные;

·исторические;

·географические;

·природно-климатические;

·половые;

·возрастные;

·социально-групповые и др.

Закон возвышения потребностей выражает причинно-следственную связь, заключающуюся в том, что:

·потребности стимулируют развитие производства;

·развитие производства ведет к повышению уровня потребления;

·это ведет к возвышению потребностей (их количественному росту и качественному изменению);

·это снова стимулирует развитие производства и т.д.

Рис. 2.1 Возвышение потребностей

Литература

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!