Организация производства туристского продукта
Алматинский филиал негосударственного образовательного
Учреждения высшего профессионального образования
"Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов"
Факультет культуры
Кафедра Экономики и управления
Контрольная работа
По дисциплине: Экономика социально-культурной сферы
Тема: Организация производства туристского продукта
Выполнил: студентка
Ольховская В.М
Проверил
Качаев В.А.
Алматы, 2014
План
Введение
. Туристский продукт и туристская деятельность
2. Структура тур продукта
3. Роль страхования в туристской отрасли и для государства
4. Обеспечение качества туристского продукта и стадии его разработки
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Вполне стабильный экономический рост стран, улучшение благосостояния, наличие большего количества свободного от работы и других дел времени населения и повышение и укрепление взаимных связей во всех сферах деятельности позволили широко расширить базу путешествий, таким образом это позволило её увеличить .
Процесс производства в туризме - это процесс производства туристских продуктов и оказания услуг, поэтапное проведение целевых работ на разных участках туристской организации. Принципы рациональной организации процесса производства продуктов и услуг можно разделить на две категории: общие, не зависящие от содержания производственного процесса, и специфические, характерные для конкретного процесса. Общие принципы, которым должно подчиняться построение любого производственного процесса во времени и пространстве. Коммерческий успех в туризме, зависит от качества и спроса на тот или иной тур продукт, поэтому главной задачей деятельности туристской организации, является непосредственное создание привлекательного туристского продукта. То есть, туристский продукт, должен привлекать внимание и побуждать желание его приобрести. В большинстве случаев туристский продукт - это результат усилий многих предприятий. Как самих туроператоров, так и подрядных организаций обеспечивающих всё необходимое для полного туристического пакета и прилагающихся документов.
Для того чтобы разработать туристский продукт, который будет пользоваться спросом на рынке туризма, тур операторы должны определиться для какого сегмента рынка этот продукт создается; решить, какие позиции хотят занять на этих сегментах; разработать концепцию продукта и провести ее проверку; произвести разработку маркетинговой стратегии; оценить экономическую целесообразность внедрения тура; провести испытание данного туристского продукта в рыночных условиях для выявления его конкурентоспособности. Последним этапом является внедрение тур продукта на рынок туристских услуг.
Актуальность этой темы состоит в том, что в условиях расширения и большого спроса туристского рынка важное значение придается формированию интереса к туристскому продукту и соответственно, разработке новых туристских продуктов, а также информационно-рекламной деятельности как средству предоставления сведений о туристском продукте до массового потребителя. Учитывая конкурентный характер туристской деятельности на рынке современного спроса и предложения, значение фактора разработки и продвижения туристского продукта значительно возрастает.
Цель данной работы состоит в том, чтобы дать описание организации производства туристического продукта, обобщив и проанализировав полученные знания по этому вопросу.
Основной задачей написания этой работы является определения роли туристского продукта в индустрии туризма и влияние правильно разработанного турпакета на работу и создание положительного имиджа тур операторской компании.
Отсюда задачи данной работы состоят в определении:
Туристского продукта и туристской деятельности
Структуры тур продукта
3 Роли страхования в туристской отрасли и государстве
Стадии разработки туристского продукта
туристский имидж страхование операторский
1. Туристский продукт и туристская деятельность
Туристский продукт - это туристический пакет документов, позволяющий туристу, совершить поезду в ту или иную страну, а тур - это совокупность услуг по проживанию-размещению, переезде, питанию туристов, услуги экскурсовода, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. Тем не менее право на пребывание в той или иной стране, с целью туристического визита - это категория юридическая, а не экономическая. Как экономическая категория тур продукт обладает достаточно емким содержанием, поэтому до сих пор отсутствует его общепринятое определение.
Под тур продуктом стоит подразумевать реализуемую по совокупной цене, ранее реализованную туристскую услугу, в состав которой входят как минимум две из нижеперечисленных услуг:
а) перевозка;
б) размещение;
в) иные услуги в сфере туризма, не связанные с перевозкой и размещением, при условии, если обслуживание охватывается периодом от 24 часов до 6 месяцев подряд или предусматривает более одной ночевки.
Это определение подразумевает понятие тур продукта производителями, для которых тур продукт - это конкретный вид предоставляемых услуг. Другое же понимание туристского продукта нужно отнести к потребителям, туристы понимают туристский продукт более широко, чем производители. Для них туристский продукт - это комплекс услуг, реализуемых в одном пакете.
Туристская деятельность складывается из тур операторской и тур агентской деятельности, а также иной деятельности по организации путешествий:
Деятельность тур оператора - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта;
Деятельность тур агентства - продвижение и реализация туристского продукта.
Туризм подразумевает, - временные выезды граждан Государства, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране временного пребывания.
Туристский продукт - подразумевает, право на тур, предназначенное для реализации туристу.
Комплексная система организации производства такого продукта называется индустрией туризма.1
В систему индустрии туризма входят специализированные организации и учреждения:
1.Такие организации как - гостиницы, мотели, пансионаты, предоставляющие услуги по размещению;
2.Предприятия питания;
.Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием;
.Туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта (туристские бюро, экскурсионные бюро, туристские агентства, бюро реализации путевок);
.Рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационные агентства);
.Органы управления туризмом (комитеты и департаменты туризма, общественные туристские организации и объединения);
Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта:
Реклама нужна для продвижения тех или иных продуктов предприятия, так тур агентства проходят участие в специализированных выставках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта; издание каталогов, буклетов и другой печатной продукции, а так же организация информационных туров с гибкой системой скидок.
Туристические услуги на сегодняшний день, занимают значительную часть, тех услуг, которые потребляет большая часть населения. Несомненно потому что, туристические услуги имеют специфический характер, - отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, возможность занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и другие, т.е. туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.
Туристы являются потребителями предоставляемых услуг. Основные туристические услуги регламентируются договором на туристическое обслуживание и путевкой.
Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего дохода. Сюда можно отнести:
) Экскурсионные услуги;
) Посещение различных СПА и оздоровительных центров
) Центров красоты, медицинских услуг и т.д
Туристская путевка - это документ, подтверждающий оплату предусмотренных программой услуг, являющихся формой строгой отчетности. В путевке указывается трасса маршрута, перечень основных услуг, срок действия, цена, описание маршрута и др.
Ваучер - это документ, на основании которого производится обслуживание иностранных туристов и взаиморасчет с фирмой.
Таким образом, успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется в первую очередь привлекательным туристским продуктом, поэтому основной задачей деятельности туристской компании, в частности туроператора, является создание привлекательного туристского продукта.
2. Особенности и структура экономики туризма
Экономика туристической сферы, изучает поведение и потребности людей, которые как производят туристский продукт, так и потребляют его.
Основными вопросами в экономике туризма являются
потребности людей в тех или иных туристских услугах;
классификация туристических потребностей и факторы влияющие на эти потребности;
поведение людей, в то время как потребляется туристский продукт, их экономический интерес;
экономические особенности и анализ индустрии туризма и процессов производства туристского продукта;
экономические привилегии в процессе обмена и реализации туристических продуктов, в условиях внутреннего и внешнего рынков;
Особенность экономики туризма состоит в том, что она развивалась вместе с развитием человеческого общества, путешествий и индустрии туризма.
Вместе с тем, пока происходили изменения во всей мировой экономике, менялся и туристский продукт. Способы его производства и реализации.
В основе любого туристского продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности туристов. Поэтому основную часть продукта, его существенную сторону представляет так называемый замысел, направленность на решение определенной проблемы, удовлетворение конкретной нужды. Туристский продукт в реальном исполнении представляет собой определенный набор свойств, позволяющих реализовать замысел: удовлетворить некую потребность клиента. Основными свойствами и характеристиками туристского продукта являются: уровень качества, комфорт, престиж, экономичность, безопасность, впечатление.
Изучив особенности восприятия туристского продукта потребителями, тур операторы перестраивают свою работу в соответствии с ними, они предлагают наборы услуг и рекламируют не столько продукты, сколько их потребительские качества и свойства.3
Итак - туристскому продукту присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению. Продажи и продвижение туристической услуги будут эффективными лишь в том случае, если сначала будут определены цели и потребности клиента, а затем будет создан и предложен доступный по цене товар или услуга. Достижением цели туристических фирм - является развитие продукта и услуг в точном соответствии с требованиями покупателя.
Нужно отметить что - туристский продукт как экономическая категория обладает достаточно емким содержанием, поэтому до сих пор отсутствует его общепринятое определение. Туристский продукт с подкреплением характеризует деятельность туристского предприятия, направленную на формирование дружеских отношений с клиентом, оказание ему всесторонней помощи, дополнительных и символических выгод. Это может быть достигнуто путем высокого уровня качества, скорости обслуживания, консультациями, информацией и неформальным общением.
3. Роль страхования в туристской отрасли и для государства
Большую роль для развития экономики страны имеют развитие страхования и туризма. Данные виды деятельности, являются важными элементами национальной экономики. Сфера туризма пользуется довольно большим спросом в сфере потребляемых услуг, населением, поэтому в экономике занимает не последнее место по потреблению услуг и денежном обороте. Страхование - важнейший элемент экономических отношений и эффективный способ возмещения ущерба. Несмотря на небольшую популярность страхования в той или иной стране с каждым годом увеличивается объем собираемых страховых взносов.
Взаимодействие страхования и туризма, на сегодняшний день имеет ярко выраженный характер. Расширение внешнеэкономических связей требует соответствия всех сегментов рынка международным стандартам.
К примеру, у нас, в нашем государстве больше развит, выездной туризм, а, значит, при осуществлении туристских операций затрагиваются интересы не одного государства. Внешнеэкономический характер объектов туристского страхования проявляется в расположении имущественных интересов туристов и туристских фирм. Так как важнейшим условием существования страхового интереса является то, что он не существует сам по себе, а связан с определенным лицом, очевидно, что имущественные интересы туристов во время их зарубежных поездок находятся не в месте их постоянного проживания, а в стране их временного пребывания.
Необходимость страхования в сфере туризма объясняется также и международными нормами по предоставлению финансовых гарантий, что, в обязательном порядке, способствует развитию страхования самих турфирм, в частности, страхованию гражданской ответственности туристских организаций.
Увеличение количества путешествующих граждан, при нормальном развитии страховых отношений, ведет к увеличению количества заключенных договоров страхования, а значит соответственно ведёт, к увеличению суммы собираемых страховых взносов по туристскому страхованию и объемов страхового рынка в целом. Изменение качественной работы страховых компаний позволяет на должном уровне выполнять обязательства страховщикам по договорам страхования, а туристским организациям по обеспечению безопасности туристов, стремящихся, в свою очередь, купить качественный туристский продукт. Такое взаимное влияние и расширение направлений сотрудничества способствует развитию этих секторов экономики.4
И так, страхование являются важным звеном финансовой системы государства. Страхование связано с формированием целевых денежных фондов за счет страховых взносов страхователей и дальнейшим их использованием для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных неблагоприятных непредвиденных событий - страховых случаев.
. Обеспечение качества туристского продукта и стадии его разработки
Туристический продукт проходит в своем развитии ряд последовательных стадий, которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли. Стадии развития туристического продукта: Стадия внедрения - момент, когда впервые предложен тот или иной тур продукт целевой аудитории. Основной характерной чертой этой стадии является медленный темп сбыта продукта и как следствие полное отсутствие или наличие незначительной прибыли. Неизбежным на стадии внедрения являются большие затраты на маркетинг, что связано со значительными усилиями по созданию широкой осведомленности о продукте. Стадия спроса - данный этап, связанный со значительным усилением конкуренции, а основные маркетинговые усилия туроператора направлены на формирование у туристов убежденности в качестве продукта и дальнейшее расширение рынка. На стадии роста туроператор стремиться расширить сферу сбывания продукта и протиснуться в новые сегменты рынка. Это позволит максимально увеличить прибыль и привлечь значительное количество новых клиентов.
Стадия зрелости - момент развития, характеризующийся замедленным ростом сбыта турпродукта и его стабилизации. На данной стадии круг потребителей практически не расширяется. Объем получаемой прибыли на этой стадии начинает незначительно снижаться, хотя и остается достаточно высоким. Поэтому, как и на стадии роста, туроператор заинтересован в максимальном продлении стадии зрелости.
И наконец, стадия спада - момент развития, когда туристическая сфера начинает перенасыщаться данным продуктом. Прибыль при этом у туроператоров идет на убыль.
Поэтому правильная политика по совершенствованию продукта, а также по развитию сбыта позволяет адаптироваться к новым потребностям. Таким образом, необходимо тщательно анализировать как продукты, приносящие в течении нескольких лет мало прибыли, так и те, которые хорошо известны на рынке, но для оживления сбыта которых требуется изменить имидж.
Качество услуги зависит от множества факторов. Таким образом качество тур услуг имеет 3 уровня:
. Техническое качество (состояние инфраструктуры)
. Социальное качество (уровень сервиса, профессионализм персонала)
. Качество окружающей среды (экология, уровень жизни местного населения, ЖКХ).
Обязательные требования к качеству тур услуг: безопасность жизни и здоровья; гарантия предоставления услуг, согласно путевке; сохранность имущества туристов; охрана окружающей среды. Стандарты качества тур обслуживания определяются системой стандартизации и сертификации. Стандартизация - деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену.5
Объектами обязательной сертификации являются туристские услуги и услуги средств размещения, оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Для сертификации туристских услуг применяют схемы, рекомендованные для сертификации различных услуг и видов туристских организаций. Так, первая схема предусматривает проверку мастерства исполнителя услуг, рекомендуется для экскурсий, походов выходного дня, турбюро. Вторая схема предусматривает оценку процесса оказания услуги, рекомендуется для туристских путешествий по маршрутам и турагентствам. Третья схема предусматривает аттестацию туристских организаций, рекомендуется для гостиниц, мотелей, кемпингов. Последняя схема предусматривает сертификацию системы качества, рекомендуется для всех видов туристских организаций.
1. Отказ туроператора или тур агента от обязательной сертификации туристского продукта, отрицательный результат сертификации туристского продукта, а также аннулирование действия сертификата соответствия влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление туристской деятельности
. Цель лицензирования состоит в обеспечении защиты прав и законных интересов государства и потребителей туристских услуг, повышении уровня туристского обслуживания, приведении его в соответствие с международными требованиями.
На сегодняшний день, ситуация на рынке туристских услуг складывается таким образом, что наблюдается насыщенность его турфирмами, что ведет к огромной конкуренции на рынке туризма. При этом большинство туристских предприятий имеют ограниченные финансовые, трудовые и другие ресурсы. Следовательно, турфирмы не могут распылять свои усилия с целью удовлетворения всех клиентов. Поэтому для эффективной и прибыльной деятельности берут на вооружение концепцию целевого маркетинга, в основе которой лежит сегментация рынка и выбор целевых сегментов рынка. После того, как туристское предприятие определяется в выборе наиболее перспективного целевого рынка, принимается решение о разработке конкретного туристского продукта для выбранного сегмента рынка. Разработка любого нового туристского продукта начинается с поиска идей. Поиск идей предполагает определение объекта путешествий. В качестве источников идей для создания новинок могут выступать:
. потребители, нужды и потребности которых можно выявить с помощью опросов, групповых обсуждений, поступающих предложений и жалоб;
. продукты конкурентов;
. персонал фирмы, находящийся в повседневном контакте с клиентами;
. статистика поездок туристов за рубеж, которая показывает самые популярные на сегодняшний день направления.
То есть, необходимость в постоянном поиске новых перспектив и решений к их выполнению. Работа над ошибками, правильная подборка персонала и конечно полное удовлетворение клиентских потребностей.
Вторым этапом разработки тур продукта является отбор идей. Отбор идей - это обоснование вида разрабатываемого продукта, главная цель такого отбора - найти хорошие идеи и как можно быстрей избавиться от плохих. Идея продукта представляет собой общее представление о возможном продукте, который фирма могла бы предложить рынку. Замысел продукта - проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями (потребительскими свойствами тур продукта). Потребительские свойства тур продукта определяются полезностью и функциональностью входящих в него товаров и услуг, их надежностью и способностью удовлетворить потребности покупателя. Для того чтобы разработать маркетинговую стратегию следует провести подробный анализ целевого рынка, планирование позиции тур продукта, объема сбыта, доли рынка и целевой прибыли. После этого можно приступать к анализу маркетинговых возможностей. Они анализируются по трем основным критериям: 1. анализ рыночных возможностей, открываемых продуктом-новинкой; 2. анализ возможностей туристского предприятия; 3. соотношение имеющихся перспектив с целями предприятия.6
Если анализ всех указанных основных частей маркетинговых возможностей прошел успешно, можно приступать непосредственно к разработке тур продукта. Фирма определяет содержание своего продукта, куда входит: страна путешествия, вид туризма, сезон и продолжительность поездки, маршрут следования, классность услуг. При разработке тур продукта необходимо уметь правильно скомпоновать предложение.
Таким образом, этап испытания продукта в рыночных условиях позволяет на практике проверить качество туристского продукта, потребность в нем, доступность, цены. В случае положительных результатов рыночного испытания туристское предприятие принимает окончательное решение о выведении туристского продукта на рынок. Пробный маркетинг дает руководству компании необходимую информацию для принятия окончательного решения: выпускать или не выпускать новый продукт. Реализация тура - это сложная система операций, включающая заключение договоров с поставщиками услуг и товаров, подготовку путевок и договоров, информационное обеспечение тура, бронирование и обеспечение туристов проездными билетами, оформление страховки, подготовку кадров для тура, собственно организация тура.
. Открытие нового тур агентства и продвижение его рынке туризма
Как и говорилось в данной работе ранее, прежде чем выпустить какой либо тур продукт, необходимо проделать огромную работу по внедрению данного продукта на рынок туризма. Остановимся на том, что к примеру открывается новое тур агентство. Прежде чем начать функционировать, руководителю и всей команде, необходимо наладить отношения с тур операторами, через которых обычные тур агентства совершают свою деятельность. То есть выход на хорошего тур оператора, заключение взаимовыгодного договора и агентство может функционировать.
В первых задачах, каждого нового агентства конечно же стоит реклама. На современном этапе, когда так популярен туризм, огромная конкуренция не может быть оставленной без внимания, и здесь не обойтись без хорошей рекламы. (Здесь кстати, рекламные агентства очень хорошо выигрывают. За счёт объёмов и растущего количества, новых предприятий.) Затем следует определить, больший спрос на направления туризма, благодаря которым можно уже будет определить основные акценты на те или иные направления. Прежде чем создать тот или иной продукт, в данном случае это направление в туризме, нужно проделать хорошую работу и получить все возможные инструменты для их использования.
Конечно есть определённые направления в туризме, которые на протяжении долгого времени пользуются спросом и не уходят сдвигаются на задний план. Такие направления как: Турция (в жаркое время года), Таиланд (в позднюю осень и зиму, пользуется большой популярностью для семейного отдыха), ГОА, Египет и многое другое.
Поэтому для определения и организации определённого нового направления в туризме необходимо проделать много работы. Начиная с идеи, получения полной информации о продукте, информационных и практических знаний, подготовки всех организационных вопросов, пакетов документов и множества юридических и экономических нюансов.
При соблюдении всех правил и требований, нужно провести анализ и выяснить, станет ли данный продукт приносить прибыль или же отправится в чёрный ящик.
Заключение
В заключении можно подчеркнуть следующее: туристский продукт - это услуга, которая удовлетворяет потребности туристов во время путешествия и подлежащая оплате с их стороны. Успех любой фирмы на рынке зависит в первую очередь от привлекательности производимого продукта. Он образует основную часть маркетингового комплекса, на которой завязаны все остальные элементы: цена, продвижение на рынке и распространение.
Разработка нового продукта происходит в несколько этапов. Сначала компания должна сформулировать стратегию разработки туристского продукта, которая, в свою очередь, включает инновацию продукта, то есть установление вида требуемого продукта, модификацию уже существующих продуктов, а также распределение ресурсов для создания продукта.
С точки зрения экономики следует отметить что, этап испытания продукта в рыночных условиях позволяет на практике проверить качество туристского продукта, потребность в нем, доступность, цены. В случае положительных результатов рыночного испытания туристское предприятие принимает окончательное решение о выведении туристского продукта на рынок. Пробный маркетинг дает руководству компании необходимую информацию для принятия окончательного решения: выпускать или не выпускать новый продукт.
Разработкой нового продукта успешно занимаются те туристские компании, которые установили формальные процедуры для разработки, точнее - это крупные корпорации, имеющие системные программы разработки туристского продукта. Постоянно только наличие потребностей, а средства их удовлетворения изменяются. Каждый предложенный на рынок товар имеет определенный цикл жизни, в течение которого он находит своих покупателей.
Список используемой литературы
1. Александрова А.Ю. "Структура туристского рынка" - М: Пресс Соло, 2009г 467с.
. Балабанов И. Т. "Экономика туризма" -М: Финансы и статистика, 2007 328с.
. Гвозденко А.А. Основы страхования: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2011 438с.
4. Гуляев В.Г. Контракты, договоры, соглашения и формуляры в туристической деятельности: Учебно-практическое пособие. - М.: ПРИОР, 2008 217с.
5. Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности - М: 2009 327с.
. Сенин В. С. Организация международного туризма - М.: 2009 584с.
. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма - М: РДЛ, 2010 189с.
. Экономика туризма/ Под ред. В. М. Козырева и др. - М.: "Финансы и статистика", 2002 367с.