Проблемы реализации казначейской системы исполнения бюджетов в РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    93,32 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы реализации казначейской системы исполнения бюджетов в РФ

 














Проблемы реализации казначейской системы исполнения бюджетов в РФ

Введение

бюджет казначейство российский

Актуальность темы исследования подчеркивается тем, что в настоящее время повышение эффективности бюджетных расходов является приоритетным направлением в сфере управления государственными и муниципальными финансами, поскольку, несмотря на значительные преобразования, здесь сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем, которые имеют системный характер. К существенным недоработкам следует отнести такие моменты, как отсутствие связи между стратегическим и бюджетным планированием; перманентный рост бюджетных расходов, наряду с устойчивой тенденцией замедления роста бюджетных доходов; отсутствие стимулов у органов власти и бюджетных учреждений к повышению эффективности расходования бюджетных средств и своей деятельности в целом; отсутствие связи между структурой и динамикой расходов и целями бюджетной политики; отсутствие действенной методики оценки эффективности использования бюджетных средств и другие.

Для достижения долгосрочных целей социально-экономической политики, изложенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и других документах стратегического характера, необходимо реализовать комплекс мер по повышению эффективности бюджетных расходов и модернизации управления общественными финансами. Реализацию политики, направленной на повышение эффективности бюджетных расходов, последовательно обеспечивает Министерство финансов Российской Федерации через деятельность подведомственных ему федеральных служб, в частности через органы Федерального казначейства.

Таким образом, тема работы актуальна для современной финансовой науки. Данный факт подчеркивается и в работах таких авторов, как Антонова Л.Г., Артюхин Р.Е., Богославцева Л.В., Бондарева Е.В., Денисенко С.Н., Ковтун Л.Р., Маковник Т.Д., Пантелеев А.Ю., Пролубникова О.Е., Прокофьев С.Е., Романченко Т.Н. и ряд других.

Цель курсовой работы - выявить роль федерального казначейства в повышении результативности системы исполнения бюджетов в Российской Федерации.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

. Определить функции и структуру органов федерального казначейства.

. Выявить особенности генезиса казначейской системы в Российской Федерации.

. Рассмотреть современное состояние казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации.

. Выявить пути совершенствования казначейской системы исполнению бюджета в Российской Федерации.

Объект курсовой работы - органы федерального казначейства Российской Федерации.

Предмет курсовой работы - механизм казначейского исполнению бюджета и направления их совершенствования в Российской Федерации.

Структура работы состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка используемых источников литературы.

.       
Место и роль органов федерального казначейства в управлении бюджетными расходами

1.1    Функции и структура современного казначейства Российской Федерации

Казначейство - один из старейших финансовых институтов, объективно необходимый атрибут любого государства. Связано это с его главной функцией - хранителя государственной казны. И как бы оно ни называлось, при какой бы системе ни существовало - при приказной форме, при Рюриковичах, при Романовых - Казначейство всегда ее выполняло.

Проанализировав современно законодательство, можно сделать вывод, что федеральное казначейство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и в рамках государственной финансовой системы является элементом Министерства финансов Российской Федерации. Казначейство России осуществляет в соответствии с законодательством нашей страны функции по исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на всех уровнях, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Проведенный анализ показывает, что на Федеральное казначейство возложено осуществление следующих бюджетных полномочий и государственных функций:

.Правоустанавливающие: установление порядка и режима:

-       кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

-       счетов по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

-       открытия и ведения лицевых счетов участников бюджетного процесса, а также юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями бюджетных средств;

-       проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных и автономных учреждений.

.Правоприменительные:

.1 Операционные

-       управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета;

-       открытие и ведение лицевых счетов участников бюджетного процесса, а также юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями бюджетных средств;

-       доведение бюджетных данных до участников бюджетного процесса;

-       кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета;

-       проведение операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями бюджетных средств;

-       организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений;

-       осуществление компенсационных и иных выплат отдельным категориям граждан;

-       осуществление валютных операций;

-       проведение и учет операций со средствами, поступившими во временное распоряжение;

-       взыскание в доход федерального бюджета неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов.

.2 Учетные:

-       ведение сводного реестра участников бюджетного процесса;

-       учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

-       ведение реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;

-       составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;

-       учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

-       учет операций по кассовым поступлениям и кассовым выплатам юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями бюджетных средств;

-       учет поступлений в доход федерального бюджета.

.3 Контрольные

-       санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

-       приостановление операций по лицевым счетам участников бюджетного процесса федерального уровня в установленных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях;

-       санкционирование расходов федеральных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Рассматривая представленные функции можно сказать, что казначейство России обеспечивает полную стабильность функционирования бюджетной системы Российской Федерации с точки зрения сохранности финансовых ресурсов. Бюджетные средства надежно хранятся на счетах казначейства, открытых в Банке России.

Структура органов Федерального казначейства представлена центральным аппаратом Федерального казначейства (далее - ЦА ФК), в составе которого 13 управлений по основным направлениям деятельности, и 84 территориальными органами: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства и 83 управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - УФК по субъектам Российской Федерации) (рис.1).

Рис.1 Основные элементы системы органов федерального казначейства Российской Федерации

Проведенный нами анализ структуры органов федерального казначейства показал, что казначейство РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

УФК по субъектам Российской Федерации осуществляют свою деятельность непосредственно и через отделы, созданные для осуществления полномочий УФК по субъекту Российской Федерации на соответствующей территории.

Таким образом, миссия Казначейства - быть кассиром, бухгалтером, хранителем казны. Оно должно собирать в кассу доходы и выдавать из нее средства на расходы, не являясь при этом распорядителем бюджетных средств. Возрожденное Казначейство России стало инструментом реализации бюджетной политики, направленной на предотвращение распада страны.

За годы функционирования Казначейства России создана динамично развивающаяся и стабильно работающая структура, четко выполняющая свои функции и полномочия в сфере организации исполнения федерального бюджета, а также обслуживания бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Казначейство выступало и будет выступать как единая платежная, учетная, контрольная и информационная система в сфере государственных финансов.

.2      Проблемы и задачи создания и развития казначейской системы в современной России

Сначала 90-х годов прошлого века в нашей стране начались политические и экономические реформы. В создавшейся ситуации правительство очень быстро теряет рычаги управления экономикой страны и бюджетной сферой. Существовавшие в то время налоговые органы и Центральный банк РСФСР не справляются со сложившейся ситуацией. Отсутствие точной оперативной информации о поступлениях в бюджеты, задержки бюджетного финансирования, ослабление учета и контроля за расходованием бюджетных средств, отсутствие достоверной информации об остатках средств бюджетных учреждений на счетах, открытых ими в коммерческих банках, отсутствие достоверной и полной отчетности, невозможность составления прогнозов развития финансовой ситуации, повсеместное нецелевое использование средств, подверженность бюджетных средств, находящихся на счетах в коммерческих банках, рискам, связанным с их несостоятельностью и банкротством, - это лишь часть проблем, характеризовавших положение в бюджетном секторе экономики.

Действовавший механизм использования государственных финансов не был адаптирован к сложившейся экономической ситуации, не обеспечивал прозрачность бюджета, надлежащий учет и контроль за целевым использованием средств, не позволял оперативно маневрировать бюджетными средствами в условиях их жесточайшего дефицита.

К середине 1992 года Российская Федерация пришла к состоянию, когда исполнение бюджетов стало крайне затруднено. Остро встал вопрос о создании дееспособного правительственного инструмента исполнения бюджета. На основе международного опыта и дореволюционной практики функционирования отечественной финансовой системы было принято практически безальтернативное решение об организации в составе Министерства финансов Российской Федерации системы органов Федерального казначейства и переходе на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. 8 декабря 1992 года президентом России Б.Н. Ельциным был подписан Указ о создании органов Федерального казначейства РФ.

Перед вновь созданным государственным органом стояли грандиозные и, казалось тогда, невыполнимые задачи:

-       сделать процесс исполнения бюджета прозрачным и контролируемым;

-       обеспечить наличие актуальной и полной информации о денежных средствах на счетах бюджетополучателей;

-       устранить задержки бюджетного финансирования, мобилизовать в бюджет дополнительные ресурсы за счет консолидации остатков по счетам бюджетополучателей на едином счете казначейства;

-       улучшить управляемость государственным долгом;

-       снизить масштабы нецелевого использования бюджетных средств путем осуществления жесткого предварительного и текущего контроля за целевым расходованием средств; повысить защищенность бюджетных средств от экономических потрясений и банковских рисков.

За годы существования казначейской системы была проведена масштабная работа по повышению эффективности управления государственными финансовыми средствами и оптимизации контроля за целевым использованием средств бюджетов всех уровней в РФ. Итогом решения перечисленных проблем является полный и обособленный учет государственных бюджетных и внебюджетных средств, целевой характер расходов, эффективное управление бюджетными средствами на едином счете Федерального казначейства, создание современной системы исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

С 2001 года за счет казначейской системы в РФ обеспечивается прозрачность и полнота учета бюджетных средств и их потоков, формирующихся при функционировании межбюджетных отношений. Все средства федерального бюджета, выделяемые регионам РФ, расходуются только через счета органов Федерального казначейства.

Созданы условия для совершенствования технологических процедур по обслуживанию исполнения федерального бюджета органами Федерального казначейства для внедрения процедур финансового планирования, позволяющих более эффективно управлять средствами федерального бюджета.

С 1 января 2006 года бюджеты всех субъектов РФ и местные бюджеты также перешли на кассовое обслуживание их исполнения в органы Федерального казначейства (для сравнения, еще в 2004-2005 годах доля субъектов Российской Федерации, ведение единых счетов бюджетов которых осуществлялось органами Федерального казначейства, составляла всего 41,6 %). В результате значительно сократились случаи нецелевого использования бюджетных средств, снизились расходы бюджетов публично-правовых образований на организацию работы по кассовому обслуживанию. Это обусловлено внедрением безбумажных технологий взаимодействия казначейства и бюджетополучателей. В значительной степени возрос уровень контроля за достоверностью данных бюджетного учета и отчетности бюджетополучателей за счет сверки их с данными отчетных форм казначейства.

Повсеместное внедрение к 2011 году в постоянную эксплуатацию автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК) обеспечило централизованный бюджетный учет операций с государственными финансами. В условиях АС ФК все операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов будут отражаться в единой базе на уровне Управлений Федерального казначейства. Такая централизация бюджетного учета позволит еще больше оптимизировать работу, поскольку отчетность будет составляться только на уровне Управлений, что значительно повысит ее оперативность и качество, сократит трудозатраты на обработку информации и формирование регистров бюджетного учета, повысит эффективность контроля и учета операций по кассовому исполнению и кассовому обслуживанию бюджетов, а также надежность централизованного хранения данных в единой базе АС ФК и приведет соответственно к существенной экономии государственных средств.

Определяя эффективность деятельности Федерального казначейства как главного распорядителя средств федерального бюджета, следует отметить, что с 2006 года расходы на содержание органов Федерального казначейства распределяются в разрезе ведомственных целевых программ, таких как: 1) кассовое исполнение федерального бюджета, 2)формирование и представление бюджетной отчетности, 3) распределение доходов от налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы, 4) кассовое обслуживание и осуществление отдельных функций по организации исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, 5)обеспечение выполнения государственной функции по ведению реестра государственных контрактов, 6)создание единой информационной телекоммуникационной системы органов федерального казначейства. Такое распределение дает возможность на основании данных управленческого учета обосновать потребность в бюджетных ассигнованиях при составлении проекта федерального бюджета, а также значительно повысить эффективность использования средств федерального бюджета.

Также для повышения эффективности деятельности ежеквартально и ежемесячно Федеральным казначейством в разрезе Управлений по субъектам Российской Федерации проводится мониторинг качества финансового менеджмента - неотъемлемого элемента программно-целевого бюджетного планирования, анализ показателей которого дает возможность охарактеризовать качество исполнения бюджета в части расходов.

В целях соблюдения законности, повышения эффективности бюджетных расходов и результативности деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов большое внимание уделяется внутреннему контролю. Регулярно проводятся проверки деятельности территориальных органов, результаты которых тщательно анализируются, ведется непрерывная работа по устранению выявленных нарушений в деятельности всех подразделений Федерального казначейства.

Таким образом, из вышеизложенного следует констатировать, что за годы работы деятельность органов Федерального казначейства направлена исключительно на решение следующих проблем:

-       повышение эффективности расходования средств бюджетов всех уровней;

-       обеспечение сохранности бюджетных средств;

-       контроль за целевым использованием бюджетных средств.

2.Особенности и перспективы развития органов федерального казначейства

.1 Современное состояние казначейской системы исполнения бюджетов в РФ

За прошедшие годы функционирования Федеральному казначейству удалось развернуть широкую сеть территориальных органов в административных центрах субъектов Российской Федерации и муниципальных районах, что позволило быстро и эффективно реализовывать решения Правительства России. На сегодняшний день сложилась следующая статистика по субъектам РФ: в 42% субъектов осуществляется полное кассовое обслуживание исполнения бюджетов, в 36% открываются лицевые счета только финансовому органу и в 22% осуществляются смешанные варианты кассового обслуживания. Что касается муниципалитетов, то в 45% муниципальных образований открыты лицевые счета всем участникам бюджетного процесса, в 39% - только финансовым органам и в 16% - смешанные варианты.

Важным, по нашему мнению, достижением является тот факт, что счета получателей бюджетных средств переведены из коммерческих банков в органы казначейства, установлен механизм осуществления контроля за целевым использованием средств, обеспечивается своевременное доведение бюджетных средств до их получателей, оперативный учет и распределение доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, консолидация средств на едином счете по учету расходов федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, обеспечивается прозрачность денежных потоков, возможность получения оперативной отчетности об исполнении бюджетов, внедряются современные информационные технологии, позволяющие повысить прозрачность исполнения бюджета.

Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых активов, а также возможности эффективного управления ими. Являясь поставщиком такой информации, в настоящее время Федеральное казначейство Российской Федерации позволяет Правительству Российской Федерации оперативно оценивать работу органов государственного управления и получать более ясное представление об экономических последствиях проводимой им бюджетной политики, планировать финансово-экономическое развитие государства на основе оперативной, полной и достоверной информации. Федеральное казначейство Российской Федерации, осуществляя контроль за всеми поступлениями и выплатами правительства, выполняет в структуре органов государственной исполнительной власти роль «кассира» и «главного бухгалтера».

Для повышения эффективности исполнению бюджетов всех уровней в РФ, несомненно, значимо, что созданные и внедряемые Федеральным казначейством Российской Федерации инструменты управления бюджетными средствами создают дополнительную устойчивость и надежность финансовой системы России. А бюджетные реформы являются реакцией на запросы общества в части повышения качества общественных услуг, оказание которых невозможно без государственных финансов. При этом каждый из прошедших этапов бюджетной реформы в свою очередь становится базой для последующих преобразований

В рамках данных изменений создание казенных, бюджетных и автономных учреждений не повлекло особенных изменений в работе органов Казначейства России. Согласно Закону № 83-ФЗ органы федерального казначейства стали обслуживать бюджетные и автономные учреждения как неучастников бюджетного процесса, однако также Федеральное Казначейство открывает им лицевые счета, проводит операции на основании представленных платежных и расчетных документов, обеспечивает их наличными деньгами.

Подчеркнем, что изменения в процессе реформы бюджетных учреждений в большей степени коснулись самих учреждений, в первую очередь бюджетных и автономных. К новациям можно отнести особенности санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные им на иные цели, а также необходимость размещения информации о деятельности учреждений на официальном сайте в сети Интернет.

Бюджетным и автономным учреждениям открываются новые виды лицевых счетов: для учета операций со средствами на осуществление госзадания, для учета операций со средствами, предоставленными им в виде субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций, для учета операций со средствами, поступающими в рамках реализации программ обязательного медицинского страхования.

Для этих учреждений изменился порядок осуществления операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Они поступают в их самостоятельное распоряжение и используются в рамках достижения целей, ради которых создавались учреждения.

Также изменился порядок взыскания задолженности по исполнительным документам, должником по которым является бюджетное и автономное учреждение. Учреждение-должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета, открытого ему в органе Казначейства России, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В заключение параграфа можно сделать вывод, что на современно этапе Федеральное казначейство - это платежная, учетная, контрольная, информационная система в области финансовой деятельности публично-правовых образований.

В целом можно сказать, что за 20 лет своего существования Федеральное казначейство РФ зарекомендовало себя как орган, успешно справляющийся с поставленными задачами. Именно поэтому Правительство Российской Федерации не позволяет ему останавливаться на достигнутом, а ставит перед ним все новые цели и задачи. Одними из важнейших новых направлений деятельности казначейства становятся контроль в области осуществления государственных закупок, ведение всероссийских реестров и официальных сайтов.

Подробнее перспективные направления развития казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации будут рассмотрены в следующем параграфе курсовой работы.

.2 Пути совершенствования казначейской службы

Проведенное в предыдущих параграфах исследование подтверждает, что Казначейство России - один из динамично развивающихся органов государственной власти в Российской Федерации, постоянное развитие и совершенствование которого обусловлено происходящими политическими, экономическими, технологическими и другими изменениями в жизни государства. Необходимость эффективно и своевременно отвечать на все вызовы современности закалила как саму структуру, так и работающих в ней специалистов. Основным предназначением системы казначейского исполнения бюджета в условиях реформирования бюджетного процесса является оптимизация управления средствами: переход на систему активного казначейства.

В этой связи в случае если казначейство только доводит выделенные финансовым органом субъекта федерации средства до бюджетных учреждений в соответствии с разделами бюджетной классификации можно говорить о так называемом «пассивном казначействе». «Активным» казначейство будет являться в том случае, если оно четко регламентирует процесс исполнения бюджета по доходам и расходам, контролирует все расходы распорядителей и получателей бюджетных средств.

Для решения данной задачи в среднесрочной перспективе предполагается расширить сферу применения и повысить качество механизмов бюджетного планирования, ориентированного на результаты по следующим направлениям:

-       внедрить программы оптимизации бюджетных расходов Федерального казначейства;

-       разработать отчетность по управленческому учету;

-       определить расчетно-нормативные затраты на содержание территориальных органов Федерального казначейства.

Еще одной первоочередной задачей является внедрение системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов. Для этого необходимо в первую очередь определить общественно значимые результаты их деятельности. Это должны быть показатели, выраженные в стоимостном выражении.

В рамках реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на Федеральное казначейство также возложено решение ряда важных задач. Так, переход к программному бюджету предполагает комплексное реформирование системы государственного (муниципального) финансового контроля. Следовательно, органы Федерального казначейства должны будут обладать значительными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля при санкционировании операций и использовании других методов предварительного бюджетного контроля, применительно к главным администраторам (администраторам, распорядителям и получателям) средств соответствующих бюджетов.

В рамках программного бюджета именно органы Федерального казначейства будут обеспечивать ведение реестра бюджетных учреждений, сбор и анализ информации о выполнении ими заданий.

Предполагается также реформа в системе бюджетных платежей. Федеральное казначейство станет единственным участником (кроме кредитных организаций) платежной системы ЦБ РФ, обеспечивающим расчеты публично-правовых образований с использованием одного банковского счета, с предоставлением доступа клиентам ко всем расчетным услугам через систему соответствующих балансовых счетов. Такой принцип кассового устройства исполнения бюджетов позволит сосредоточить счета всех бюджетов бюджетной системы РФ, участников бюджетного процесса и других клиентов только в Федеральном казначействе, что обеспечит ускорение распределения поступлений в бюджетную систему РФ между бюджетами бюджетной системы РФ; унификацию и упрощение документооборота; создаст возможность осуществления платежей в бюджетную систему и из бюджетной системы РФ путем применения банковских и иных платежных технологий; позволит оперативно обеспечить администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ персонифицированной информацией о платежах каждого плательщика налогов, сборов и иных обязательных платежей. Предполагается также осуществление бюджетных расчетов в режиме реального времени со всех 83 субсчетов федерального бюджета в пределах совокупной ликвидности федерального бюджета. Это даст возможность повысить качество управления ликвидностью федерального бюджета.

В результате будет создана «современная платежная система и надежные инструменты управления ликвидностью и расчетами» и достигнута цель модернизации управления общественными финансами, повышения эффективности бюджетных расходов и как следствие повышения доверия граждан к власти.

Одной из приоритетных задач является внедрение системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». В Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», утвержденной распоряжением Правительства от 20.07.2011 № 1275-р, сформированы основные принципы и требования к развитию информационной среды в сфере управления общественными финансами. Это, в частности, преодоление локального узковедомственного характера средств информационных технологий, обеспечение полноты доступа гражданам к информации о деятельности органов государственной и муниципальной власти.

Реализовать эту задачу возможно только путем интеграции различных информационных систем участников бюджетного процесса. Минфину России предстоит провести огромную работу по подготовке нормативной базы, спроектировать бизнес-процессы и утвердить формуляры (состав и правила формирования электронных документов). Необходимо спроектировать архитектуру системы «Электронный бюджет» и ее отдельных подсистем и обеспечить внедрение подсистем первой очереди. Федеральное казначейство должно решить следующие задачи:

-       обеспечить единство учета всех операций посредством использования единых правил, реестров, классификаторов, формуляров с обязательной регистрацией всех документов в электронном виде;

-       унифицировать требования к бизнес-процессам в части управления финансами публично-правового образования;

-       обеспечить взаимосвязь информации о финансовых показателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятельности;

-       обеспечить интеграцию функциональных подсистем системы «Электронный бюджет» и информационное взаимодействие с внешними информационными системами. Федеральное казначейство выступает в качестве пилотного органа государственной власти по внедрению системы «Электронный бюджет».

Безусловно, извлечение максимальной полезности от использования IT- систем, а также их развитие - одно из приоритетных направлений деятельности органов федерального казначейства. В рамках данного направления планируется в ближайшей перспективе: оптимизировать систему ключевых показателей эффективности, развивать наполнение наших сайтов, обеспечить полноценное функционирование информационных систем, операторами которых являются органы федерального казначейства.

Это необходимо для того, чтобы с помощью имеющихся у органов федерального казначейства информационных ресурсов реализовать те масштабные проекты, запланированные на ближайшие 3 года в стратегической карте и планах деятельности. Прежде всего это запуск с 1 января 2013 г. Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, так называемой ГИС ГМП. Применение этой технологии позволит повысить информированность плательщиков о задолженности по платежам в бюджет и существенно упростит процедуру ее оплаты. Оплачивать задолженность можно будет из любой точки страны и мира в личном кабинете плательщика.

Внедрение ГИС ГМП обеспечит прозрачность и открытость деятельности публично-правовых образований, повысит качество финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства.

И следующая важная стратегическая задача - реформирование системы бюджетных платежей. Сегодняшняя система осуществления государственных платежей недостаточно эффективна. В учреждениях Банка России открыто порядка 62 тыс. различных счетов публично-правовым образованиям. В рамках управления ликвидностью единого казначейского счета (ЕКС) осуществляется многочисленный перевод средств между этими счетами.

В рамках данного направления планируется реализовать проект «Казначейство - банк» к 2017 г., перевести все открытые сегодня 62 тыс. счетов в учетную систему казначейства. Казначейство России получит статус прямого участника платежной системы Банка России, обеспечивающего расчеты публично-правовых образований с использованием единого банковского счета, открытого Российской Федерации в Банке России, и свой БИК. Клиентам будет предоставлен доступ ко всем расчетным услугам через систему лицевых счетов, открытых в Казначействе России. Реализация этого проекта установит новые стандарты качества обслуживания клиентов. Это позволит упростить многие процедуры, которые сегодня являются длительными и трудоемкими. Кроме того, на один день сократится срок зачисления доходов в бюджеты.

При этом до 2017 г. органы федерального казначейства будут оптимизировать кассовые потоки бюджета. Для этого разработан новый механизм предоставления целевых средств бюджетам субъектов РФ в объеме их фактической потребности на дату совершения платежа, своего рода бюджетный аккредитив. Это исключает, по сути, скрытое бюджетное кредитование региональных бюджетов. По предварительным оценкам, экономический эффект составит порядка 250 млрд. руб. (примерно столько составляют остатки целевых средств на счетах региональных бюджетов).

Проектом предусмотрена возможность замещения механизма предоставления субсидий авансом на механизм предоставления субъектам и муниципалитетам краткосрочных - до 30 дней бюджетных кредитов.

Также планируется реализовать механизм пополнения ликвидности счетов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, привлекая средства их бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, планирует перейти на биржевой механизм управления ликвидностью ЕКС.

В заключение главы можно сделать вывод, что для решения проблем повышения эффективности использования средств бюджетов РФ органами федерального казначейства в среднесрочной перспективе планируется реализовать следующие направления деятельности:

-       переход на систему активного казначейства;

-       повысить качество механизмов бюджетного планирования, ориентированного на результаты;

-       внедрение системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»;

-       повысить эффективность использования и расширить применение IT- систем;

-       внедрение на практике ГИС ГМП;

-       реализовать проект «Казначейство - банк».

Заключение

В заключение можно сделать вывод, что миссией Федерального казначейства в процессе использования бюджетных средств в РФ является эффективное управление и контроль за целевым использованием государственных финансовых ресурсов. Деятельность Федерального казначейства направлена на выполнение функций платежной, учетной, контрольной и информационной системы в области финансовой деятельности публично-правовых образований и обеспечивает решение стратегических задач Министерства финансов Российской Федерации, таких как организация и обеспечение исполнения федерального бюджета и формирование бюджетной отчетности, а также оказание государственных услуг субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов.

Для определения значения деятельности органов Федерального казначейства при достижении цели по повышению эффективности бюджетных расходов рассматривается деятельность органов Федерального казначейства, направленная на повышение эффективности расходов бюджетов бюджетной системы, с одной стороны, и эффективность деятельности Федерального казначейства как главного распорядителя средств федерального бюджета, с другой.

В процессе бюджетной реформы в РФ была проведена большая работа по развитию казначейской системы с целью оптимизации управления государственными финансами и контроля за целевым использованием бюджетных средств всех уровней. Главной целью этой работы является решение следующих проблем:

-       всеобъемлющего и обособленного учета бюджетных и внебюджетных средств;

-       контроля за полнотой и своевременностью зачисления платежей в бюджетную систему РФ и целевым характером расходов бюджета;

-       эффективного управления бюджетными средствами на едином счете Казначейства России.

Решение перечисленных проблем обеспечивается беспрерывным совершенствованием механизмов в рамках казначейской системы РФ. В курсовой работе были выделены следующие направления повышения эффективности казначейской системы РФ:

-       переход на систему активного казначейства;

-       повысить качество механизмов бюджетного планирования, ориентированного на результаты;

-       внедрение системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»;

-       повысить эффективность использования и расширить применение IT- систем;

-       внедрение на практике ГИС ГМП;

Представляется, что реализация перечисленных направлений позволит существенным образом повысить роль органов федерального казначейства в бюджетной системе страны и упорядочить процесс исполнения бюджета РФ на разных уровнях в среднесрочной перспективе.

Список используемой литературы

бюджет казначейство российский

1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. №4. ст. 445.

2.  Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ - М.: Юрист, 2013

3.  Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе»// СПС Консультант Плюс

4.      Антонова Л.Г. На ближайшие 3 года у Казначейства России много масштабных проектов.// Финансовый справочник бюджетной организации. 2012. №9

.        Артюхин Р.Е. Миссия Казначейства России - хранить государственную казну.// Финансы. 2012. № 12

.        Артюхин Р.Е. Задачи и направления развития казначейской системы России.// Финансы. 2011. № 3.

.        Богославцева Л.В. Особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов в условиях реализации принципа «единства кассы».// Финансовые исследования. 2012. № 2.

.        Бондарева Е.В. Повышение эффективности бюджетных расходов путем внедрения управленческого учета.// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. № 15.

.        Денисенко С.Н. Роль органов федерального казначейства в повышении эффективности бюджетных расходов.// Финансовые исследования. 2011. № 1.

.        Ковтун Л.Р. Развитие казначейского механизма исполнения расходов государственного бюджета. - Иркутск: Сибирь, 2011.

.        Маковник Т.Д., Семкив Ю.М. Электронный бюджет - важный этап в развитии «Электронной России» и улучшении позиции РФ в международном рейтинге.// Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. 2013. № 1.

.        О результатах работы Федерального казначейства в 2012 году и основных задачах на 2013 год.// http://www.roskazna.ru/prioritetnye-napravleniya-deyatelnosti/doc/FK_2012_final.pdf

.        Пантелеев А.Ю., Пролубникова О.Е. Как повысить ликвидность ЕКС.// Казённые учреждения: учёт, отчётность, налогообложение. 2013. № 8

.        Пантелеев А.Ю., Пролубникова О.Е. Вопросы реформирования системы бюджетных платежей.// Финансы. 2013. №5

.        Прокофьев С.Е. О повышении эффективности кассового управления финансовыми ресурсами федерального бюджета.//Финансы. 2010. № 3.

.        Прокофьев С.Е. Кассовое обслуживание расходной части федерального бюджета: состояние и перспективы.//Финансы. 2013. № 4.

.        Романченко Т.Н. На пути к Электронному бюджету.// Крайний Север. 2012. №34.

.        Федеральное Казначейство: итоги и задачи (расширенное заседание коллегии федерального казначейства на тему: «Итоги деятельности за 2011 год и основные направления развития Федерального Казначейства на 2012 год»)// Финансы. 2012. № 3.

Похожие работы на - Проблемы реализации казначейской системы исполнения бюджетов в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!