Порядок исчисления и уплаты транспортного налога

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,92 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский Государственный Университет Леса

Факультет Экономики и Внешних Связей

Кафедра экономики обрабатывающих отраслей промышленности, учета и аудита

 








Курсовой проект

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога











Москва 2014 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические основы исчисления транспортного налога

.1 Экономическая и правовая сущность транспортного налога

.2 Налогоплательщики и объекты налогообложения

.3 Порядок формирования налоговой базы

.4 Налоговые ставки транспортного налога

.5 Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей

.6 Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей

Глава 2. Особенности расчета транспортного налога на примере Москвы и Санкт-Петербурга

.1 Налоговые льготы

.2 Налоговые ставки

.3 Отчетный период

.4 Примерный расчет транспортного налога

Заключение

Список литературы

Введение

Налоги являются одним из главных источников пополнения бюджетов различных уровней. Важно знать и уметь правильно с ними обращаться, чтобы не нести ответственность перед законом и, в то же время, не получить лишние убытки для своего предприятия или личного имущества.

В нашей стране, как и во всём мире, большое значение для стабильного экономического развития имеет налоговая политика государства. И у нас в России, как в других развитых европейских странах, всё большее значение приобретают налоговые сборы, связанные с транспортом. По этим причинам можно сказать, что выбранная мной тема весьма актуальна.

В последние годы у нас в стране резко увеличилось количество транспортных средств. Это вполне закономерно для экономически развивающегося государства. И для нормального функционирования транспортной системы нам необходимо сейчас развивать нашу устаревшую, и теперь уже не справляющуюся с таким транспортным потоком, дорожную сеть. Это тем более актуально для государства, имеющего такую большую территорию. Только одним государственным финансированием эту проблему решить не возможно. Поэтому большую роль сейчас приобретает учёт и налог на транспортные средства.

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22.12.1993 №2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней".

В Росси Транспортный налог пропорциональный. Чем больше мощность транспортного средства, тем выше налог на это транспортное средство. Это связано с тем, что при использовании дорог, автомобили с большей мощностью наносят больше урона, чем автомобили с меньшей мощностью.

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) (статьи 356-363.1). В целях единообразного применения налоговыми органами норм главы 28 НК РФ Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог", части второй Налогового кодекса Российской Федерации" утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" НК РФ (далее Методические рекомендации по применению главы 28 НК РФ)

На основании ст. 356 НК РФ Транспортный налог является региональным, и право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Транспортный налог подлежит к уплате на той территории, где принят соответствующий региональный закон. Субъекты Российской Федерации сами определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ. В отношении транспортного налога, одни элементы налогообложения (объект, база, период, пределы изменения ставки) установлены федеральным законодательством, а другие элементы (ставки, порядок и сроки уплаты, формы отчетности, налоговые льготы) устанавливаются законодательными (представительными) органами субъекта РФ.

На основании ст. 357 НК РФ Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Тема данной работы актуальна, так как плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить налог должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. Редко какое современное предприятие обходится без транспорта, поэтому налог касается практически всех. Более того, в некоторых случаях налог придется платить и тем организациям, которые, не являясь собственником транспортного средства, пользуются им по доверенности.

Цель данной работы - ознакомление с налогами и системой налогообложения РФ, на примере транспортного налога.

Для изучения работы определим несколько задач: изучение основных элементов налога, сущности транспортного налога и порядка его исчисления, а также изучение объектов налогообложения, ставок, налоговой базы, порядка и сроков уплаты налога, на практическом примере знакомство с порядком исчисления транспортного налога.

При написании данной работы была использована специальная литература, которая способствовала раскрытию теоретической части материала. Кроме того, внимание было уделено нормативным документам, регламентирующим порядок исчисления транспортного налога, а также было уделено внимание порядку исчисления транспортного налога, действующему в настоящее время.

Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические и методологические основы исчисления транспортного налога

.1 Экономическая и правовая сущность транспортного налога

Региональный транспортный налог введён в действие с 1 января 2003 г. Взамен действующих до того времени налога с владельцев транспортных средств, регулируемого Законом РФ от 18.10.1991 №1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", и налога на водно-воздушные транспортные средства, регулируемого Законом РФ от 09.12.1991 №2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Он установлен гл. 28 Налогового кодекса РФ и как все региональные налоги вводится в действие законами субъектов Федерации исходя из положений Кодекса. Налог является обязательным, поскольку субъектам Федерации не предоставлено право не вводить данный налог на соответствующей территории.

При этом Кодекс предоставил право законодательным (представительным) органам власти субъектов Федерации определять только следующие характеристики данного налога: ставку налога (в границах, установленных Налоговым кодексом), порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. Кроме того, при установлении налога в законах субъектов Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и соответствующие основания для их применения налогоплательщиками.

Таким образом, Налоговый кодекс предоставил субъектам Федерации достаточно существенные полномочия по установлению и введению транспортного налога.

1.2 Налогоплательщики и объекты налогообложения

Налогоплательщиками транспортного налога признаются:

Организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, а также физические лица, которым переданы транспортные средства на основании доверенности.

При этом физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, обязаны уведомить налоговый орган по месту жительства о передаче их на основании доверенности другим лицам. Инвестор не уплачивает налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (кроме легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции

Обязательно уведомление налогового органа по месту своего жительства о передаче по доверенности

Утверждены формы сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года №310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.07.2010 №242-ФЗ)

Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

"Об утверждении Порядка и сроков представления в налоговые органы инвестором по соглашению о разделе продукции документов для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции".

Санкт-Петербург:

Объектом налогообложения Налоговый кодекс установил автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном российским законодательством порядке.

Вместе с тем Налоговым кодексом установлен достаточно широкий перечень транспортных средств, которые не относятся к объектам налогообложения.

В частности, не облагаются налогом:

весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;

полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с., или 73,55 кВт, а также автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами;

промысловые морские и речные суда, а также пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских или грузовых перевозок;

тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины (молоковозы, специальные машины для перевозки птицы, скота, автомобили ветеринарной помощи, технического обслуживания и др.), если они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

К этой же категории относятся самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба;

транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона или кражи документом, выдаваемым уполномоченным на то органом.

.3 Порядок формирования налоговой базы

Налоговая база по налогу установлена в зависимости от категории объекта налогообложения. В частности, по транспортным средствам, имеющим двигатели, налоговой базой является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, а по воздушным транспортным средствам, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - паспортная статическая тяга реактивных двигателей на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.

В отношении водных несамоходных, т.е. буксируемых транспортных средств, по которым установлена валовая вместимость, налоговой базой является указанная вместимость в регистровых тоннах.

По всем другим водным и воздушным транспортным средствам налоговая база установлена как единица транспортного средства.

При этом налоговая база установлена Кодексом единая для всех транспортных средств, независимо от марки и страны их изготовления.


.4 Налоговые ставки транспортного налога

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства

Налоговые ставки, указанные в ст. 361 Налогового кодекса, могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз.

Однако ограничение в сторону уменьшения ставок не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

·              С января 2013 года действует правило: если ставки транспортного налога не определены законами субъектов РФ, то применяются значения, предусмотренные п. 1 ст. 361 НК РФ.

.5 Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей

. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

.1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

1.6 Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей

. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 Налогового Кодекса.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.

. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков

Порядок уплаты, исчисление сумм и авансовых платежей и сроки по уплате транспортного налога в сложившейся экономической ситуации имеет огромное значение для поступления региональных налогов и является одним из существенных источников пополнения регионального бюджета. Главная задача - обеспечить своевременную и полную уплату транспортного налога каждым налогоплательщиком, имеющим в собственности транспортные средства. Для этого необходимо иметь достоверную базу данных, как о налогоплательщиках, так и об исполнении ими налоговых обязательств.

Кроме того, важно, чтобы налоговое уведомление было доставлено налогоплательщику. С этой целью анализируется возвратная корреспонденция, уточняются адреса доставки на основании сведений, предоставляемых Управлением Федеральной миграционной службы. Уже сейчас начинается широкая рекламная кампания, намечено проведение мероприятий, направленных на массовое информирование владельцев транспортных средств о необходимости своевременно и в полном объеме исполнить свои налоговые обязательства. Решению поставленной задачи будет способствовать уже имеющийся в данной области опыт, а также новые формы и методы работы, которые еще предстоит применить на практике, в том числе расширение предоставления информационных услуг.

Глава 2. Особенности расчета транспортного налога на примере Москвы и Санкт-Петербурга

.1 Налоговые льготы

Транспортный налог устанавливается НК и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Региональные власти вправе устанавливать льготы по уплате транспортного налога. Для получения установленных в конкретном регионе льгот необходимо предоставить в налоговую службу по месту жительства соответствующее заявление и документы, подтверждающие право на льготы.

В качестве примера рассмотрим налоговые льготы в городах Москвы и Санкт-Петербурга.

В городе Санкт-Петербург

От уплаты транспортного налога освобождаются физические лица - граждане, зарегистрированные по месту жительства в Санкт-Петербурге:

·              Герои Советского Союза, Герои РФ, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы - за одно зарегистрированное на них транспортное средство, при условии, что оно имеет мощность двигателя до 200 лошадиных сил включительно;

·              Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территориях других государств, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, инвалиды I и II групп, а также имеющие ограничения трудоспособности II и III степени, признанные инвалидами до 1 января 2010 года (в том числе признанные инвалидами на определенный срок), граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, граждане РФ, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, граждане РФ, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, родители (опекуны, попечители) детей-инвалидов - за одно зарегистрированное на них транспортное средство, при условии, что оно имеет мощность двигателя до 150 лошадиных сил включительно или с года его выпуска прошло более 15 лет;

·              граждане в отношении одного зарегистрированного на них автомобиля легкового отечественного производства (СССР) с мощностью двигателя до 80 лошадиных сил включительно и с годом выпуска до 1990 года включительно, а также в отношении одного зарегистрированного на них мотоцикла или мотороллера отечественного производства (СССР) с годом выпуска до 1990 года включительно;

·              пенсионеры - за одно зарегистрированное на них транспортное средство, при условии, что указанным транспортным средством является автомобиль легковой отечественного производства (РФ, СССР до 1991 года) с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно, катер, моторная лодка или другое водное транспортное средство (за исключением яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов) с мощностью двигателя до 30 лошадиных сил включительно;

·              супруги военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), не вступившие в повторный брак, - за одно зарегистрированное на них транспортное средство, при условии, что им является автомобиль легковой отечественного производства (РФ, СССР до 1991 года) с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно, катер, моторная лодка или другое водное транспортное средство (за исключением яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов) с мощностью двигателя до 30 лошадиных сил включительно;

·              один из родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), имеющих в составе семьи четырех и более детей в возрасте до 18 лет, - за одно зарегистрированное на него транспортное средство, при условии, что оно имеет мощность двигателя до 150 лошадиных сил включительно.

Налогоплательщики - физические лица, желающие воспользоваться указанными льготами, предоставляют в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства документы, подтверждающие их право на льготу.

От уплаты налога освобождаются организации-резиденты особой экономической зоны, расположенной на территории СПб, на срок 5 лет с момента регистрации транспортного средства (кроме водных и воздушных транспортных средств).

В городе Москва

От уплаты налога освобождаются:

) организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, - по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси); транспортный налог ставка уплата

) резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград" - по транспортным средствам, зарегистрированным на них с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны. Льгота предоставляется сроком на пять лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства. Право на льготу подтверждается выпиской из реестра резидентов особой экономической зоны, выданной органом управления особой экономической зоной;

) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

) ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

) ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

) инвалиды I и II групп - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

) один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

) лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно, - за одно транспортное средство указанной категории, зарегистрированное на этих лиц;

) один из родителей (усыновителей) в многодетной семье - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

) физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральными законами от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и от 10 января 2002 года №2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

) физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий.

) один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанной категории.

. Налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, льготы, установленные частью 1 настоящей статьи, предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего право на льготу. При наличии у налогоплательщика права на получение льгот по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору налогоплательщика.

. Льготы, установленные частью 1 настоящей статьи, не распространяются на водные, воздушные транспортные средства, снегоходы и мотосани.

. При возникновении (утрате) права на льготы в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, предшествующих месяцу (следующих за месяцем) возникновения (утраты) права на льготы, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом коэффициент рассчитывается до трех знаков после запятой.

. Льготы, установленные пунктами 3-8 и 11-14 части 1 настоящей статьи, не распространяются на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт).

Как вы видите в большинстве случаев льгота предоставляется только по одному транспортному средству с мощностью двигателя не более 200 л.с. Поэтому если их два и больше, то одно не будет облагаться налогом, а по другим налог платить придется. Как быть, если, например, у вас два автомобиля с разной мощностью двигателя причем оба из которых не превышают 200 л.с.? По какому именно из них налог не платят? По любому. Льготируемый транспорт вы выбираете самостоятельно. Разумеется нужно выбрать ту машину, по которой сумма налога больше.

Причем это же правило действует, если вы вправе получить льготу по нескольким основаниям. Например, человек является участником боевых действий и, родителем в многодетной семье. Как ему получить льготу: как участнику или как родителю? Да как угодно по вашему выбору. Вы вправе на льготу по любому одному из этих оснований.

Если вы стали льготником не с начала календарного года, а, например, с середины, то за те месяцы, когда льготником вы не были, налог заплатить придется. Это положение действует, как минимум, в Москве.

Еще один вопрос, который достаточно часто встречается. Предположим, вы имеете право на льготу по автомобилю с мощностью двигателя до 200 л. с. как ветеран. Однако у вашего автомобиля мощность чуть выше. Скажем 210 л.с. Как платить налог: по полной программе (то есть с 210 л.с.) или лишь с суммы превышения (то есть с 10 л.с.)? Увы платить придется по полной программе со всех 210 л.с. (если другой порядок расчета прямо не установлен местным законом). Проблема в том, что налогом облагают именно автомобили (а не лошадиные силы). Поэтому есть только два варианта: или по машине налог не платят вообще или его платят с общей мощности двигателя автомобиля.

Как получить льготу по транспортному налогу?

Чтобы получить льготу вам нужно обратиться в налоговую инспекцию по месту вашего постоянного жительства (место регистрации транспорта значения не имеет). Для этого в инспекцию направляют заявление. В нем следует указать, что вы имеете право на льготу (привести по какому основанию) и указать данные по машине, которая будет льготироваться (ее название, государственный номер и т.д.). К заявлению необходимо приложить копии всех документов, которые подтверждают ваше право на льготу (например удостоверения участника боевых действий). Заявление и все документы вы вправе отнести в инспекцию лично или направить письмом по почте (желательно заказным с уведомлением о вручении).

Где получают льготу по транспортному налогу?

Транспортный налог платят по месту нахождения автомобиля (п. 1 ст. 363 Налогового кодекса). Таковым считают место жительства (постоянной регистрации) собственника транспорта (п. 5 ст. 83 Налогового кодекса). Соответственно, если вы проживаете, например, в Москве, то вы обязаны платить транспортный налог по московским ставкам и можете пользоваться льготами по транспортному налогу, установленным московским законодательством. Соответственно заявление на льготу направляется в московскую налоговую инспекцию. Место регистрации транспорта значения не имеет.

2.2 Налоговые ставки

Величина ставки налога устанавливается местными органами власти на основании общероссийских ставок. При этом изменения налоговых ставок (увеличение или уменьшение) не должны превышать десятикратного размера установленной базы.

Как известно действующие ставки транспортного налога в Москве были увеличены с 1 января 2013 года. Ставки транспортного налога на 2015 год по сравнению с прошедшим 2014 годом не изменялись и установлены Законом г. Москвы от 9 июля 2008 г. №33 "О транспортном налоге" (с изм. от 14 ноября 2012 г.). В частности, владельцам автомобилей, оснащенных двигателями мощностью до 100 лошадиных сил, теперь придется платить 12 рублей за каждую "лошадку". Повышение коснулось и более мощных категорий автомобилей. Вместе с тем автомобили мощностью до 70 лошадиных сил, как и прежде, налогом облагаться не будут. Сравнение налоговых ставок по г.Москве и Санкт-Петербургу указаны в Таблице №1

Сравнение налоговых ставок по г.Москве и Санкт-Петербургу

г.Санкт-Петербург

г.Москва

 

Легковые автомобили

 

Легковые автомобили

 

до 100 л.с. включительно

24 руб.

до 100 л.с. включительно

12 руб.

 

 

 

свыше 100 л.с. до 125 л.с. включительно

25 руб.

 

свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно

35 руб.

свыше 125 л.с. до 150 л.с. включительно

35 руб.

 

 

 

свыше 150 л.с. до 175 л.с. включительно

45 руб.

 

свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно

50 руб.

свыше 175 л.с. до 200 л.с. включительно

50 руб.

 

 

 

свыше 200 л.с. до 225 л.с. включительно

65 руб.

 

свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно

75 руб.

свыше 225 л.с. до 250 л.с. включительно

75 руб.

 

свыше 250 л.с.

150 руб.

свыше 250 л.с.

150 руб.

 

Мотоциклы и мотороллеры

Мотоциклы и мотороллеры

 

до 20 л.с. включительно

10 руб.

до 20 л.с. включительно

7 руб.

свыше 20 л.с. до 35 л.с. включительно

20 руб.

свыше 20 л.с. до 35 л.с. включительно

15 руб.

свыше 35 л.с.

50 руб.

свыше 35 л.с.

50 руб.

Автобусы

Автобусы

 

до 200 л.с. включительно

50 руб.

до 110 л.с. включительно

15 руб.

 

 

 

свыше 110 л.с. до 200 л.с. включительно

26 руб.

 

свыше 200 л.с.

65 руб.

свыше 200 л.с.

55 руб.

 

Грузовые автомобили

Грузовые автомобили

 

до 100 л.с. включительно

25 руб.

15 руб.

 

свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно

40 руб.

свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно

26 руб.

 

свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно

50 руб.

свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно

38 руб.

 

свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно

55 руб.

свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно

55 руб.

 

 

Кроме того уже утверждены специальные ставки транспортного налога для дорогих автомобилей (стоимостью от 3 до 10 миллионов рублей), при расчете которых будет применяться повышающий коэффициент от 1,1 до 3 единиц.

Изменения затронут только автомобили, стоимость которых превышает 3 миллиона рублей, и с года выпуска которых прошло менее 20 лет.

Для удобства сведем коэффициенты в таблицу №2:

Таблица №2

Ставки транспортного налога для дорогих автомобилей (стоимостью от 3 до 10 миллионов рублей).

Возраст автомобиля

до 1 года

1 - 2 года

2 - 3 года

3 - 5 лет

5 - 10 лет

10 - 20 лет

от 3 до 5 млн. рублей

1,5

1,3

1,1

1

1

1

от 5 до 10 млн. рублей

2

2

2

2

1

1

от 10 до 15 млн. рублей

3

3

3

3

3

1

более 15 млн. рублей

3

3

3

3

3

3


2.3 Отчетный период

Г. Санкт-Петербург

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате по месту нахождения транспортного средства.

. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Налогоплательщики, указанные в настоящем пункте, самостоятельно исчисляют сумму налога и сумму авансовых платежей по налогу в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщики, указанные в настоящем пункте, уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками, указанными в настоящем пункте, не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Г. Москва

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают налог не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В течение налогового периода уплата авансовых платежей по налогу налогоплательщиками, являющимися организациями, не производится.

. Часть утратила силу с 1 января 2015 года - Закон города Москвы от 16 апреля 2014 года №15.

. Налог за каждое транспортное средство уплачивается в полных рублях (50 копеек и более округляются до целого рубля, а менее 50 копеек не учитываются).

. Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются налогоплательщику в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.

2.4 Примерный расчет транспортного налога

Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.


В том случае, если регистрация транспортного средства или снятие его с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и т.д.) были осуществлены в течение налогового периода, исчисление суммы налога производится с учетом соответствующего коэффициента. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Давайте рассчитаем размер транспортного налога для автомобиля Hyundai Equus 5.0 V8 GDI за 1,2 миллиона рублей. Модель 2013 года выпуска. Мощность двигателя модели этого года составляет 430 л.с. Итак, обычный транспортный налог для такой машины равен:


Теперь с учетом налога на роскошь авто он повысится. Рассчитаем его по первой формуле. Допустим, из присланных в Минпромторг данных представителями производителя марки Hyundai Equus 5.0 V8 GDI 2013 года выпуска следует, что рекомендованная розничная цена этого автомобиля на 1 июля составляет 3,4 миллиона рублей, а на 1 декабря - 3,38 миллиона рублей. Таким образом, средняя стоимость равна:

(3,4+3,38)/2 = 3,39 миллиона рублей.

Для автомобилей стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, возрастом от года до двух лет, к транспортному налогу должен быть применен повышающий коэффициент роскоши, равный 1,3. То есть налог на роскошь равен:

,3*64 500 = 83850 рублей.

Таким образом, видно, что факт приобретения машины за 1,2 миллиона рублей, а не за 3,4 миллиона рублей не имеет значения и транспортный налог ее владелец должен будет заплатить в размере 83850 рублей, а не 64500 рублей, как до 1 января 2014 года.

Если бы купленный Hyundai был выпущен менее года назад, коэффициент роскоши составил бы 1,5, а налог - 96750 рублей. Для автомобилей расчетной стоимостью (не заплаченной) от 5 до 10 миллионов рублей повышающий коэффициент равен 2.

Для Audi Q7 3.0 TFSI 333 л.с. стоимостью 3199000 рублей, транспортный налог в Москве составляет

*150=49950 рублей в год.

С учетом повышающего коэффициента сумма будет

*1,5=74925 рублей в год.

В Санкт-Петербурге налог будет такой же. Ставка те же 150 рублей за 1 л.с. для легковых автомобилей мощностью более 250 л.с.

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте Минпромторга.

Приведем пример расчета транспортного налога для организаций в г. Москве (таблица №3) и Санк-Петербурге (таблица №4):

Таблица №3

Расчет транспортного налога ООО "Ромашка-1" в г.Санкт-Петербург за 2014 год

Наим. Автотрансп. средства

Налоговая база (мощность двигателя, л. с

Расчетный коэфф.

Налоговая ставка, руб.

Сумма налога за год в рублях

Уплачено авансовых платежей, руб. I, II, III квартал

Подлежит уплате по итогам года, руб.

ВАЗ-2109

80,2

1

24

1925,00

1444

481,00

ГАЗ-33021

120

1

40

4800,00

3600

1200,00

Ауди-80

90

_6/12

24

1080,00

1080

 -

ГАЗ-52

230

_1/12

55

1054,00

1054

 -

ГАЗ - 3110

100

1

24

2400,00

1800

600,00

Итого

х

х

х

11259,00

8978

2281,00



Таблица №4

Расчет транспортного налога ООО "Ромашка-2" в г.Москва за 2014 год

Наименование автотранспортного средства

Налоговая база (мощность двигателя, л. с

Расчетный коэфф.

Налоговая ставка, руб.

Подлежит уплате по итогам года, руб.

ВАЗ-2109

80,2

1

12

962,00

962,00

ГАЗ-33021

120

1

26

3120,00

3120,00

Ауди-80

90

_6/12

12

540,00

540,00

ГАЗ-52

230

_1/12

55

1054,00

1054,00

ГАЗ - 3110

100

1

12

1200,00

1200,00

Итого

х

х

х

6876,00

6876,00


Если же говорить о льготах и каких-либо финансовых поблажках, которые предусмотрены в основном законодательном документе, то в Москве и Санкт-Петербурге они зачастую остаются за пределами внимания региональных властей. С одной стороны, оно и понятно - ведь уровень жизни в столице считается намного выше, чем в регионах. А значит, и налоговое бремя на столичных жителей должно ложиться более существенное.

Очевидно, что высокие ставки транспортного налога объясняются, в том числе, стремлением властей к снижению транспортного потока и загруженности дорог в обеих столицах и улучшения экологической ситуации. Время покажет, помогут ли такие меры очистить города от пробок и выхлопных газов, или пострадают лишь кошельки горожан.

Заключение

Налоговая система является одним из самых важных элементов Российской экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Исходя из вышеизложенного анализа изменений налогового законодательства, касающегося транспортного налога, считаю, что появление в налоговом кодексе РФ соответствующей главы оправдано и соответствует концепции реформы налоговой системы РФ. Основной чертой, характеризующей положения норм о транспортном налоге, является то, что обновленный вариант налога на транспортные средства представляет собой упрощенную и унифицированную систему налогообложения владельцев транспортных средств.

Если по ранее действовавшему законодательству рассматриваемый вид налога был рассредоточен по четырем разным налогам (налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан; налог на водно-воздушные транспортные средства), то теперь это единый налог с достаточно четко регламентированной структурой.

В целом можно сказать, что транспортный налог является простым для налогообложения. Ставки налога фиксированы, объекты - конкретны, а налоговая база определяется четко.

Однако следует сказать, что в условиях экономического кризиса, а также опыта других стран транспортный налог в нашей стране является неконструктивным и экономически необоснованным. Например опыт стран США по взыманию налога с автомобилистов построен по принципиально иной схеме - больше платит тот, кто больше ездит. Реализовано это очень просто: транспортный налог включен в цену на топливо. Чем больше бензина или солярки пожирает твой автомобиль, и чем больше ты ездишь, тем больше отдаешь в бюджет.

Американская система, кстати, давно не дает покоя некоторым нашим политикам. Предложения включить налог в цену топлива появлялись уже много раз. Так, недавно фракцией ЛДПР в Госдуме был подготовлен соответствующий законопроект. Однако наше министерство финансов (а ведь все новые законы проходят процедуру согласования в правительстве) всегда было против таких инициатив. С одной стороны, чиновники опасаются злоупотреблений со стороны заправок, а с другой - лоббируют интересы нефтеперерабатывающих компаний, не желая их, "бедненьких", нагружать еще и оплатой налогов за граждан.

Очень хотелось бы чтобы и в нашей стране правительство руководствовалось прогрессивными законами и их правильным и логичным внедрением в жизнь автомобилистов

Нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, и является острейшей проблемой налоговой системы.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Глава 28. Транспортный налог.

. Федеральный закон от 4 октября 2014 г. №284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями)

. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №229-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. №334-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"

. Закон г. Москвы от 09.07.2008 №33 "О транспортном налоге" с изменениями и редакциями.

. Закон Санкт-Петербурга от 13 ноября 2014 года №583-106 "О транспортном налоге" (с изменениями на 13 ноября 2014 года) (редакция, действующая с 1 января 2015 года)

. Приказ МНС РФ от 09.04.2003 №БГ-3-21/177 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

. Письмо ФНС РФ от 18.02.2008 №ШС-6-3/112@ "О транспортном налоге" (вместе с письмом Минфина РФ от 17.01.2008 №03-05-04-01/1)

. Приказ ФНС России от 05.10.2010 №ММВ-7-11/479@ (ред. от 14.11.2013) "Об утверждении формы налогового уведомления"

. Приказ ФНС России от 20.02.2012 №ММВ-7-11/99@ (ред. от 14.11.2013) "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2012 №23657)

. Инструкция МНС России от 04.04.2000 №59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".

. Алексеев М.Ю. Налоги [Текст]: учеб. пособие для студентов / М.Ю. Алексеев, О.Н. Болабанова. - Финансы и статистика, 2011 г. - 321 с.

. Васильева С.А. Транспортный налог: возникновение, исполнение обеспечение исполнения обязанности по уплате налога физическими лицами [Текст]: учеб. пособие / С.А. Васильева.- Феникс, 2011 г. - 397 с.

. Гладких С.Р. Транспортный налог: постатейный комментарий к гл. 28 части второй Налогового Кодекса РФ [Текст] / С.Р. Гладких // Право и экономика. - 2012. - №12. - С. 34-40.

. Миляков Н.В. Транспортный налог и механизм его исчисления [Текст]: Курс лекций / Н.В. Миляков. - ИНФРА - М, 2012 г. - 178 с.

. Парыгина В.А Транспортный налог в 2013 году [Текст]: учеб. пособие В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. - Уникс, 2013 г. - 98 с.

. Пархачева М.О. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.О. Пархачева, О.Д. Шаронова.- 2-е изд., перераб. и доп. - Юникс , 2011 г. - 136 с.

. Перов А.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. пособие для вузов А.В. Перов - 3-е изд., перераб. и доп. - Юрайт-М., 2010 г. - 203 с.

. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. пособие для студентов / Д.Г. Черник - МЦФЭР, 2010 г. - 528 с.

Похожие работы на - Порядок исчисления и уплаты транспортного налога

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!