Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,4 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации

Министерство образования Московской области

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

Профессиональный колледж «Московия»

МДК.05.01 Организация и планирование налоговой деятельности






РЕФЕРАТ

на тему:

Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации



Студента группы БУХ-12

Тараненко В.В.

Преподаватель: к.э.н.,

Толстопятенко М.А.






Содержание

Ведение

. Понятие и структура налогового менеджмента

.   Понятие и принципы налогового планирования

.1 Элементы налогового планирования

.2 Этапы налогового планирования

.   Налоговые риски

4.      Анализ налогообложения

.        Налоговое прогнозирование

.        Налоговая экспертиза

.        Налоговая культура

Заключение

Список литературы


Введение

В последнее время из уст руководства Российской Федерации часто раздаются призывы изменить налоговую систему. В одном из своих программных выступлений В.В. Путин сказал, что «нам необходимо существенно упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства, вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики. И в целом мы должны стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени».

Многие организации уже давно стремятся к снижению налогового бремени, используя налоговое планирование или налоговую оптимизацию. На смену налоговому планированию, которое заключается в использовании тех или иных пробелов или противоречий налогового законодательства, приходит налоговый менеджмент. Суть налогового менеджмента заключается в использовании методологии науки управления и организации деятельности компании таким образом, чтобы рассчитывать заранее налоговые платежи и использовать различные правовые и организационные рычаги для их уменьшения.

Актуальность налогового менеджмента заключается также в том, что государство в последние несколько лет принимает все более и более активное участие в бизнесе, поддерживает его и создает благоприятные условия для дальнейшего развития. Примером может служить новый Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», приоритетные национальные проекты.

Роль налогового менеджмента на уровне всего государства также неизменно возрастает. Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вот уже несколько лет пытаются осознанно управлять налогами, используя их регулирующую функцию, а не рассматривать налоги только как средство наполнения бюджета.

Все эти изменения в налоговом законодательстве, в отношении государства и налогоплательщика к налогам делает особенно актуальным (как в научном, так и практическом плане) выработку специально методологического и понятийного аппарата налогового менеджмента как нового вида управления.

Проблемы формирования теоретической основы налогового менеджмента, осуществляемого на предприятии и государством, влияния государственного налогового менеджмента на деятельность организаций относятся к вопросам, недостаточно разработанным в отечественной юридической и экономической науке. В качестве базовых следует отметить труды М.В. Карп, Д.Ю. Мельника, А.Г. Седова, Г.И. Хотинская, которые непосредственно посвящены разработке категории налогового менеджмента. Например, А.Г. Седов определяет налоговый менеджмент как «систему корпоративного и государственного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на микро- и макроуровне». Одно из наиболее интересных определений налогового менеджмента содержится в работе Г.И. Хотинской - «налоговый менеджмент можно охарактеризовать как управление налогами предприятий-налогоплательщиков, регулирующее их финансовые взаимоотношения с государством в процессе перераспределения доходов хозяйствующих субъектов и формирования доходов бюджета».

Но среди недостатков указанных работ следует отметить слишком узкий подход к налоговому менеджменту, который сводится в основном к налоговому планированию или налоговой оптимизации. Данные проблемы входят в налоговый менеджмент, но только ими не ограничиваются. Еще одна проблема, связанная с определением налогового менеджмента, заключается в том, что юристы не занимались разработкой указанной дефиниции. Все авторы, изучающие налоговый менеджмент, являются экономистами, и в связи с этим рассматривают его с экономической точки зрения.

Среди юристов, несомненно, есть работы, являющиеся некоторой базой для дальнейшего изучения налогового менеджмента.

Цель выполнения реферата - дать понятие налогового менеджмента, рассмотреть его составляющие, раскрыть его содержание. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

. Понять структуру налогового менеджмента

2.      Понятие и принципы налогового планирования

.        Налоговые риски

.        Анализ налогообложения

.        Налоговое прогнозирование

.        Налоговую экспертизу

.        Налоговую культуру


1. Понятие и структура налогового менеджмента

Налоги для коммерческой организации являются специфическим расходом, поскольку носят индивидуально безвозмездный характер. Учёные обсуждают в основном частности - методики исчисления налогов, методы снижения налогов, налоговое планирование - только один из видов налоговой деятельности на предприятии. На наш взгляд, практику полезен и общий взгляд на особенности налогового менеджмента коммерческой организации.

Центральным видом налоговой деятельности в организации является определение величин налоговых (платёжных) баз и исчисление сумм налогов, по которым организация является налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом за налоговый (отчётный) период. Объектом менеджмента является организация, состоящая из имущественного комплекса (операционная система) и персонала. Налоги исчисляются в связи с реализацией товаров (работ, услуг), получением доходов и прибыли, а также в связи с использованием различных ресурсов.

Отсюда следует, что объектом налогового менеджмента являются различного рода имущество организации, включая денежные средства, являющиеся материальными носителями объектов налогообложения, и персонал, занятый налоговыми расчётами. Субъектом налогового менеджмента выступает налоговая служба, структура которой различается в зависимости от объёмов и видов основной деятельности, наличия филиалов и других факторов.

Учётная политика. Под учётной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и расходов, а также учёта иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ). Налогоплательщик может выбрать способ учёта тех или иных показателей, если законодательство о налогах и сборах допускает вариантность таких способов, а также в случае, когда в законодательстве дана только общая норма.

Рисунок - Схема организации налогового учета на предприятии

Приказом руководителя организации утверждается также учётная политика в целях бухгалтерского учёта. Содержание и той, и другой учётной политики схожи, поэтому можно говорить о единой учётной политике организации.

Можно выделить два типа учётной политики: стандартную и активную. Стандартная учётная политика направлена на сближение бухгалтерского и налогового учёта.

Для этого устанавливаются одни и те же способы учёта, чем достигается рационализация учётного процесса, снижение затрат на ведение учёта. При выборе активной учётной политики в целях налогообложения выбирается вариант учёта, позволяющий увеличить расходы текущего периода, а в бухгалтерском учёте - их уменьшить, в результате налогооблагаемая прибыль текущего периода уменьшается, тогда как прибыль бухгалтерского учёта увеличивается. К возможным способам минимизации налога на прибыль в отчётном налоговом периоде относятся:

применение коэффициентов, повышающих нормы амортизации (п. 7 ст. 259 НК РФ);

списание в расходы до 10% первоначальной стоимости основных средств - на расходы в момент ввода в эксплуатацию (п. 1.1 ст. 259 НК РФ);

применение метода ЛИФО при оценке сырья и материалов, отпускаемых - в производство (п. 8 ст. 254 НК РФ);

утверждение критериев, позволяющих большую часть расходов относить к косвенным, а не к прямым расходам, поскольку сумма косвенных расходов полностью включается в расчёт налоговой базы текущего периода (ст. 319 НК РФ).

Организация текущих налоговых расчётов и платежей в бюджет Организация налоговых расчётов предполагает разработку налоговых процедур, схем документооборота и должностных инструкций. В организации должен быть утверждён список сотрудников, имеющих право подписывать регистры налогового учёта, те же счета-фактуры. Важно продумать процедуры последующего контроля правильности исчисления налога. Должен быть назначен сотрудник, осуществляющий контроль графика платежей («налоговый календарь») и представления отчётности в налоговые и другие органы, являющиеся администраторами тех или иных платежей в бюджет.

Налог считается уплаченным с момента предъявления в банк правильно оформленного платёжного поручения при наличии достаточного остатка средств на расчётном счёте и отсутствии других первоочередных платёжных требований. Однако лучше не оставлять уплату налога на последний день, а сделать это пораньше, чтобы за день-два до установленного срока иметь на руках платёжное поручение с отметкой банка.

2. Понятие и принципы налогового планирования

Налоги составляют существенную долю расходов коммерческой организации. Поэтому в рамках текущего планирования разрабатываются прогнозы налоговых платежей на основе планируемых основных экономических показателей. Суммы НДС определяются с разницы между планируемой выручкой от реализации (включая НДС) и стоимостью покупных товаров, сырья, материалов, работ, услуг (включая НДС).

Суммы ЕСН рассчитываются на основе планируемых расходов на оплату труда и средней ставки единого социального налога, сложившейся в организации. Суммы налога на прибыль определяются по ставкам 24%, 15%, 9% с ожидаемой прибыли по основной деятельности, сумм ожидаемых доходов по государственным ценным бумагам и доходов в виде долевого участия. Также можно рассчитать налоговую нагрузку по отдельным видам деятельности или инвестиционным проектам.

Под налоговым планированием, однако, чаще принято понимать деятельность налогоплательщика, направленную на снижение налогов, причём такая деятельность не квалифицируется как уклонение или уход от налога, хотя и продолжается дискуссия о границах налогового планирования. По нашему мнению, основной целью налогового планирования является получение налоговой экономии, снижение уровня налогообложения при соблюдении императивных норм российского законодательства.

Достигаются цели налогового планирования такими приёмами, как утрата статуса налогоплательщика, изъятие объектов налогообложения, осуществление необлагаемых операций, применение пониженных налоговых ставок, максимизация налоговых вычетов, перенос уплаты налога, переложение налога.

К принципам налогового планирования можно отнести следующие: использование нюансов налогового (гражданского, трудового) законодательства, системность, снижение налоговых рисков, эффективность.

К способам налогового планирования относятся: учётная политика, договорная политика, выбор налогового режима, формирование резервов, инвестиционный налоговый кредит, свободные экономические зоны, соглашения об исключении двойного налогообложения. Методы оффшора представляют, скорее, уход от налога, чем налоговое планирование.

.1 Элементы налогового планирования

Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы, устанавливаемые законодательством по большинству налогов, а также не используют возможность выбора системы налогообложения, специальных режимов налогообложения. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.

Договорная политика является важным инструментом при управлении налоговыми обязательствами хозяйствующего субъекта. Путем использования особенностей законодательного регулирования договорных отношений (существование как обязательных, так и необязательных предписаний закона) можно по-разному юридически оформлять хозяйственную операцию, не изменяя при этом её экономического содержания.

Для целей налогообложения наибольшее значение имеют следующие элементы договора: вид договора, стороны, предмет, период действия договора, цена договора, порядок и формы расчетов по договору, порядок и условия передачи товара; права и обязанности сторон по договору, порядок перехода прав и обязанностей по договору.

Выбирая элементы заключаемого договора, следует принимать во внимание принцип преобладания содержания договора над его формой.

При оформлении отношений с наемными работниками возможно заключение трудовых договоров, договоров гражданско-правового характера с физическими лицами и с лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями. Оптимизация налогов достигается за счет использования предусмотренной законодательством возможности не отнесения отдельных видов выплат к объектам налогообложения или не включения их в налоговую базу, а также за счет различия в налоговых статусах различных лиц.

Изменения в форме и порядке проведения расчетов по договорам позволят хозяйствующим субъектам добиться значительной отсрочки уплаты налогов, избегать опасностей, связанных с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля за правильностью применения цены сделки, и т.п.

Различие в налоговых статусах индивидуального предпринимателя и организации даже в рамках обычной системы налогообложения позволяет организовать такую схему ведения бизнеса, которая позволяет максимально использовать возможность перевода значительной части прибыли субъекту с более низким уровнем налогообложения.

Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя организации и финансового менеджера. Уменьшению числа ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.

Для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности необходим налоговый календарь. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, так как в этом случае в соответствии с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством наступает жесткая ответственность.

Наиболее эффективный способ увеличения прибыли - построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной (в том числе и по налогам) оказалась вся структура бизнеса. Именно такой подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих планов.

Льготные режимы налогообложения - это способы снижения налогов за счет создания офшорных компаний за рубежом и компаний с низкими налогами - на территории России. При этом соответствующие построения должны логично и естественно вписываться в общую схему бизнеса, служить обоснованием законного снижения налогового бремени. В противном случае контролирующие органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить неубедительную систему целиком либо доставить неприятности налогоплательщику постоянными проверками.

Управлять значениями одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую нагрузку и прибыль позволяют менеджеру имитационные финансовые модели. Такие модели («Что, если») имитируют экономический эффект от различных предположений (например, действие факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики).

Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т.п. Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджера создает основу для факторного анализа деятельности компании, успешной разработки бизнес-плана и налогового бюджета.

.2 Этапы налогового планирования

Процесс состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов. Еще до регистрации организация должна иметь ответы на общие вопросы стратегического характера.

На первом этапе обычно появляется идея об организации бизнеса, формулируются цели и задачи, а также достигается ясность в вопросе о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодательством.

Второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производства и конторских помещений организации, а также ее филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом, как правило, происходит на третьем этапе.

Последующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно пронизывать всю систему управления хозяйствующего субъекта:

§ формирование так называемого налогового поля организации с целью анализа налоговых льгот, на основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам;

§   разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений организации;

§   составление журнала типовых хозяйственных операций для ведения финансового и налогового учета; анализ различных налоговых ситуаций;

§   планирование надежного налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов.

Восемь важных процедур

Последовательность налогового планирования можно представить условно восемью укрупненными шагами.

. Формирование налогового поля. В соответствии со статусом организации, на основании ее устава и законодательных актов в области налогообложения определяется перечень налогов, которые подлежат уплате в бюджет и во внебюджетные фонды. Составляется таблица, характеризующая налоговое поле хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог описывается следующими основными показателями (параметрами): источник платежа (статья расходов); бухгалтерская проводка; налогооблагаемая база; ставка налога; сроки уплаты; пропорции перечисления в бюджеты разных уровней; реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления; льготы или особые условия исчисления налогов.

После этого специалисты организации анализируют все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической хозяйственной деятельности и составляют затем детальный план использования льгот по выбранным налогам.

. Согласно уставу организации и на основе Гражданского кодекса формируется система договорных отношений - договорное поле. Планируются возможные формы сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Налоговые последствия каждой сделки должны быть оценены уже к моменту подготовки документов, то есть до ее заключения.

. Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять организации.

. Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок.

. Наилучшие варианты оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок.

. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций - основа ведения финансового и налогового учета.

. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли организации.

. Определяются альтернативные способы учетной политики организации. При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

· сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным для понимания;

·              создать систему налогового учета;

·              предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;

·              создать такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения. Учетная политика должна быть действенным помощником, а не тем формальным документом, который во избежание проблем необходимо представлять в налоговый орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности организации.

Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением организации и ее финансовым положением. За счет выбора той или иной учетной методологии (в дозволенных законом пределах) можно выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики составляет одно из направлений эффективного налогового планирования.

Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более половины всех расходов хозяйствующего субъекта, тогда налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы в организации. По оценкам экспертов, если удельный вес налогов не превысил 15% общего дохода организации, то потребность в налоговом планировании минимальна - за состоянием налоговых платежей может вполне следить главный бухгалтер или его заместитель. При уровне налогового гнета в пределах 20-35% в мелких и средних фирмах целесообразна работа специалиста, а в крупных - группы специалистов, ориентированных исключительно на контроль за налоговыми обязательствами. В этом случае надзор за налогообложением следует осуществлять на уровне высшего руководства. Любой проект не должен внедряться без предварительной экспертизы специалистов, работающих в области финансового и налогового менеджмента.

налоговый учет планирование прогнозирование

3. Налоговые риски

Налоговые риски - опасность несения организацией потерь в связи с исполнением ею обязанностей налогоплательщика, налогового агента, плательщика сборов и других обязательных платежей. Такие потери могут возникнуть, например, в случае неполучения в срок сумм налогов, предъявленных покупателю. Основным видом риска является предъявление налоговыми органами требования уплаты налоговых санкций и пени. Для стандартной учётной политики налоговые риски обусловлены ошибками в бухгалтерском и налоговом учёте. Нарушением правил учёта может быть неправильное оформление первичных документов, необоснованное применение налоговых льгот.

Проведение активной учётной политики сопряжено с дополнительными налоговыми рисками. Дело в том, что в налогообложении сохраняются ситуации, неоднозначно толкуемые представителями налогоплательщиков и финансовыми (или налоговыми) органами. В таких ситуациях организации нужно аргументировать свою позицию и быть готовой отстаивать её в суде.

Налоговые органы при доначислении налогов всё чаще ссылаются на необоснованную налоговую выгоду, полученную налогоплательщиком (по постановлению Пленума ВАС РФ №53 от 12.10.2006). В нём под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговых обязательств вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачёт) или возмещение налога из бюджета. В указанном постановлении разъясняются способы оценки арбитражными судами доказательств обоснованности возникновения налоговой выгоды у налогоплательщика, среди них: экономическая оправданность операций, реальность осуществления, достоверность бухгалтерского и налогового учёта.

. Анализ налогообложения

К интегральным показателям уровня налогообложения относятся налогоёмкость, номинальная и реальная ставка налогообложения. Анализ динамики частных показателей уровня налогообложения дополняет анализ складывающейся динамики интегральных показателей. К частным показателям относятся:

1. уровень косвенного налогообложения (определяется через долю косвенных налогов в выручке от реализации, включая НДС);

2.      уровень налогообложения живого труда (рассчитывается через отношение налогов по заработной плате и сборов к расходам на оплату труда и содержание работников);

.        уровень налогообложения имущества отражает отношение сумм налога на имущество организаций, транспортного налога к сумме начисленной амортизации (остаточной стоимости основных средств);

.        уровень налогообложения финансовых результатов - доля налога на прибыль организаций в прибыли бухгалтерского учёта до налогообложения;

.        доля невозмещаемых налогов в прочих расходах.

Анализ динамики интегральных и частных показателей уровня налогообложения производится с привлечением других экономических показателей, характеризующих факторы роста выручки прибыли, использования ресурсов. Анализ отдельных налогов направлен на изучение влияния факторов, определяющих их динамику, при этом факторы динамики налоговой базы рассматриваются как первичные, а изменение налоговых ставок - как вторичные.

5. Налоговое прогнозирование

Задача налогового менеджмента - дать научно обоснованное суждение о возможных изменениях законодательства о налогах и сборах, что позволить повысить обоснованность принимаемых стратегических решений. В основе налогового прогнозирования лежит экспертная оценка возможных изменений налоговой системы, выработанная на основе изучения тенденций её развития; исполнения программ реформирования налоговой системы; проблем развития экономики; возможных сдвигов политического вектора как следствия соперничества правящих элит; дискуссий специалистов вокруг проблем совершенствования налоговой системы.

Налоговая политика Российской Федерации последних лет направлена на совершенствование порядка исчисления налогов и сборов на основе постепенного ввода в действие второй (специальной) части Налогового кодекса. Сохраняются проблемы справедливого взимания природной ренты. Возникают новые дискуссии, связанные с повышением инвестиционной направленности налоговой системы, реформированием НДС. При разработке текущих налоговых прогнозов следует учитывать, что в кризис налоговая политика России обычно ужесточается. Это показали меры, принятые Правительством РФ в 1998 г.

6. Налоговая экспертиза

Одна из задач налогового менеджмента - оценка налоговых последствий принимаемых, прежде всего стратегических, управленческих решений. Это могут быть инвестиционные решения, освоение и размещение новых производств, осуществление иных видов деятельности, реорганизация фирмы, регистрация филиалов и менее значимые, например, открытие расчётных счетов в коммерческих банках.

В отдельных случаях разработка управленческих решений изначально может быть направлена на снижение уровня налогообложения. Налоговая экспертиза проводится по критериям уровня налогообложения, возникновения налоговой обязанности, реформирования налогового учёта, меры налогового риска. Среди налоговых рисков выделяются решения в ценовой политике, поскольку налоговые органы осуществляют контроль «рыночности» применяемых цен в соответствии со ст. 40 НК РФ.

7. Налоговая культура

Культура фирмы проявляется через представление о ценностях, из чего выводятся нормы и правила организационного поведения. Ценности определяются целями и задачами организации, ожиданиями общества, его социальных групп. Возникает вопрос, как эти цели, задачи и ожидания соответствуют роли организации как налогоплательщика и налогового агента, каковы ожидания участников налоговых отношений и каким должно быть поведение лиц, вовлечённых в налоговые процессы. Цели деятельности организации задаются собственником. Для него ожидаемые результаты деятельности связаны прежде всего с ростом доходов, прибыли. Исполнение этой цели ограничено ожиданиями других социальных групп. Для общества же важнее обеспечение экономического роста, поступления от налогов, сохранение окружающей среды, сохранение (воспроизводство) природных ресурсов, сокращение разрыва в доходах (для социально ориентированных экономик). Для региональных и местных органов власти ожидания связаны с ростом числа рабочих мест, повышением благосостояния и качества жизни населения. Наёмному персоналу важны уровень оплаты, возможности профессионального роста и содержание труда.

В 50-60 гг. прошлого века в США и Канаде получила распространение идея корпоративной социальной ответственности (КСО), под которой подразумевалось социальное обеспечение собственного персонала и помощь местным органам власти на профессиональной и спонсорской основе. В Европе идея КСО стала популяризоваться в 90-х гг. ХХ в. Сейчас под ней понимается интеграция в бизнес-операциях заботы о социальном и экономическом развитии стейкхолдеров, внешней и внутренней среды.

Корпоративная социальная ответственность как политика и как концепция стратегического развития компании распространяется по взаимосвязанным направлениям:

1. формирование и укрепление имиджа и деловой репутации; корпоративное развитие (проведение реструктуризации и организационных изменений с участием представителей от высшего менеджмента компании, персонала и общественных организаций);

2.      экономическая политика и использование природных ресурсов; управление развитием персонала; здоровье, безопасность и охрана труда; соблюдение прав человека;

.        взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем; социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями своей продукции и услуг;

.        PR-обеспечение перечисленных направлений.

Проведение политики КСО ставит перед налоговым менеджментом следующие задачи.

Достойная заработная плата. Уровень заработной платы в организации должен быть не ниже социальной нормы заработной платы в данном регионе; недопустимы «выплаты в конвертах». В соответствии с Бюджетным кодексом поступления налога на доходы физических лиц зачисляются в доход регионального и местных бюджетов, поэтому рост платежей НДФЛ - прямой вклад компании в развитие региона.

Минимизация НДФЛ. Налог на доходы физических лиц удерживается из дохода, поэтому снижение данного налога сегодня рассматривается как благотворительный жест со стороны работодателя. Если же исходить из концепции КСО, то минимизация НДФЛ - прямой долг организации. Следует шире использовать положения ст. 217, 238 НК РФ, в которых приведены виды выплат в пользу работников, не подлежащих налогообложению НДФЛ и ЕСН. Стоит задуматься над разработкой программ добровольного личного страхования работников, предоставлением компенсаций медицинских и других расходов!

Информирование и консультирование. Налоговая служба может наладить постоянное информирование сотрудников об изменениях в налоговом законодательстве, разъяснять права и обязанности налогоплательщика, оказывать помощь в оформлении документов. Оказание такой материально осязаемой помощи служит развитию отношений сотрудничества в коллективе.

Так, имущественный налоговый вычет в связи со строительством жилого дома может быть предоставлен налоговым органом по окончании налогового периода или налоговым агентом в течение налогового периода, но о втором, более выгодном, варианте работник может и не знать.

Формирование имиджа добросовестного налогоплательщика. Необходимо строить отношения делового сотрудничества (а не противостояния!) с налоговым инспектором.

Отношения должны основываться на чётком исполнении организацией обязанностей налогоплательщика и налогового агента. В то же время надо хорошо знать свои права, права и обязанности налоговых органов. Согласно ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом, корректно и внимательно относиться к налогоплательщику и другим участникам налоговых отношений. Требование корректности в налоговых отношениях относится и к организации, выступающей налогоплательщиком и налоговым агентом


Заключение

Основными задачами налогового менеджмента являются рационализация учётного процесса, снижение уровня налогообложения, соблюдение графика налоговых платежей, развитие налоговой культуры. Задачи налогового менеджмента решаются через выполнение налоговой службой функций налогового учёта и анализа, организации текущих налоговых расчётов и платежей в бюджет, налогового планирования и прогнозирования, формировании в коллективе справедливого отношения к налогам.

Организация налоговых процессов в компании осуществляется на основе следующих принципов:

1. неуклонное соблюдение императивных норм российского законодательства;

2.      разработка налоговых процедур, их техническое и кадровое обеспечение;

.        рационализация учётного процесса, сближение учётной политики в бухгалтерском учёте и в целях налогообложения;

.        оценка налоговых последствий управленческих решений;

.        снижение уровня налогообложения на основе использования нюансов налогового и гражданского законодательства;

.        управление налоговыми рисками;

.        поддержка имиджа добросовестного налогоплательщика;

.        формирование в коллективе отношений высокой налоговой культуры.

В любой организации имеют место элементы налогового менеджмента, задача состоит в том, чтобы объединить их в единую эффективную для целей организации и общества систему.


Список литературы

Федеральные законы и нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (по состоянию на 2014 год), издательство Эксмо 2014 г.;

2.      Налоговый кодекс Российской Федерации (текст с изменениями и дополнениями на 20 мая 2014 г.), издательство Эксмо 2014 г.;

.        Гражданский кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 февраля 2014 г.), издательство Эксмо 2014 г.;

.        Все положения по бухгалтерскому учету (с изменениями и дополнениями на 2014 год) ПБУ1/98 «Учетная политика организации», издательство Эксмо 2014 г.

Монография, учебники и учебные пособия

1. Г.Ю. Касьянова Самоучитель «Бухгалтерский учёт: просто о сложном», издательств АБАК, 2014 г.;

2.      Литвиненко А.А., Н.Н. Балакирев Учебное пособие «Налоговое планирование на предприятии», издательство ИВЭСЭП, 2008 г.;

.        Евстигнеев, Е.Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: Монография / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова.- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.- 270c.

4. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. - М.: Финансы и статистика

5.      Выпкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование.- СПб.: Питер, 2004.

.        Костин А.Ю. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - №3

Интернет-ресурсы

1. Информационный портал Федеральной Налоговой Службы

2.      Информационно-аналитический портал «Консультант плюс»

Похожие работы на - Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!