Особенности налогового планирования и прогнозирования
Введение
Вопрос налогообложения является очень актуальным
для любого предприятия, т. к. налоги - это изъятие государством определенной
части дохода предприятия, то любое предприятие естественно захочет
минимизировать эту часть. В связи с этим существует понятие налогового
планирования, с помощью которого можно грамотно, а главное законно и
существенно сократить свои налоговые обязательства, естественно не без помощи
специалиста в области налогового планирования.
Актуальность данной темы основывается на том,
что: налоговое планирование представляет собой в первую очередь процесс
системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для
установления желаемого будущего финансового состояния объекта.
Целью данной курсовой работы является исследование
сущности налогового планирования и прогнозирования.
Для достижения поставленной цели необходимо было
решить следующие задачи:
- раскрыть сущность налогового
планирования и прогнозирования;
- определить задачи налогового
планирования, а также определить его участников;
- рассмотреть этапы налогового
планирования;
- рассмотреть методы, приемы и схемы
налогового планирования;
Предметом исследования является налоговое
планирование и прогнозирование.
1. Теоретические аспекты налогового
планирования и прогнозирования
.1 Понятие, сущность и участники
налогового планирования и прогнозирования
Налоговое планирование - система управления
налоговыми потоками путем использования научно - обоснованных рыночных методов
и принятия решений в области управления налоговыми доходами и расходами в
деятельности организации (налогоплательщика).
Налоговая система как система управления имеет
свой объект и субъект управления.
Объектом налогового планирования являются
налоговые потоки, совершающие движения в результате выполнения
налогоплательщиками своих функций. Субъектом выступает государство в лице
законодательных и исполнительных органов власти, а также самих
налогоплательщиков и юридических лиц.
Сущность налогового планирования состоит в
признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые
законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых
обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в
налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной
точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.
Налоговое планирование предполагает принятие
эффективных решений в области управления входящих и исходящих налогов. Принятие
таких решений осуществляется в рамках налогового процесса, организованного
государством на уровне экономики в целом по всем составляющим элементам. К
таким элементам можно отнести:
)Состояние бухгалтерского и налогового учета, а
также взаимодействие между ними должно строго соответствовать нормативно-правовым
актам; необходимо верное толкование законодательства о налогах и сборах и
реагирование на постоянные изменения в нем.
)Учетная политика-выбранная предприятием
совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета; документ,
который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в ряде
случаев предоставляет ему возможность выбрать те или иные методы группировки и
оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов,
методы определения выручки и др.
)Налоговые льготы и организация сделок. Далеко
не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы
устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим
анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.
)Налоговый контроль. Составление налогового
бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны
руководителя предприятия и финансового менеджера. Снижению ошибок способствует
применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых
расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь
недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые
возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и
сборах.
)Налоговый календарь необходим для проверки
правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а
также представления отчетности.
При осуществлении налогового планирования
полностью избежать рисков невозможно, поскольку он предполагает собой сложный
трудоемкий и многостадийный процесс, требующий системный подход.
Применение налогового планирования как особого
типа рыночного управления налогами возможно только в рамках наличия рыночной
среды (спрос потребителей, формирование, развитие и состояние экономики),
отсюда выделяют задачи налогового планирования:
) Повышение эффективности мер налогового
учета и налогового контроля;
) Внедрение в практику управления системы
налогового планирования и бюджетирования;
) Достижение финансовой устойчивости
платежеспособности субъекта управления;
) Обеспечение роста налоговой прибыли при
допустимом уровне налоговых рисков;
) Оптимизация входящих и исходящих
налоговых потоков;
) Эффективное использование налоговых
доходов;
) Обеспечение налоговыми доходами
источниками деятельности субъекта управления (государство, налогоплательщики).
Для решения задач налогового планирования и
прогнозирования выделяют следующих участников:
Схема 1 Участники налогового
планирования
Теперь рассмотрим краткую характеристику
основных участников налогового планирования и прогнозирования.
Руководителем процесса налогового планирования и
прогнозирования является высший управленческий персонал, который определяет его
стратегическое направление, принимает решение по стратегическому планированию.
Руководство среднего и высшего звена, а также
специалисты подразделений занимаются разработкой оперативных налоговых планов.
Бухгалтерия проводит расчеты вариантов отражения
операций в бухгалтерском учете, используя нормативы действующего налогового
законодательства, нормативы и правила бухгалтерского учета; проводит расчет
суммы различных налогов, причитающихся к уплате в бюджет; формирует процедуры,
требующие юридического обоснования и согласования с контрагентами при
согласовании договоров.
Работники финансового отдела предоставляют
информацию по фактическим условиям деятельности и результатам, которые
планируется получить; проводят расчеты вариантов финансового обеспечения сделок
за счет собственных и привлеченных заемных средств; организуют управленческий
учет.
Юридическая служба анализирует сделки с точки
зрения правовой защищенности; готовит документы, необходимые для ее исполнения.
Плановый отдел увязывает плановые расчеты по различным
направлениям деятельности организации в единый стратегический план.
Таким образом, рассмотрев понятие, сущность и
участников налогового планирования, делаем вывод, что основной задачей
налогового планирования является оптимизация налоговых платежей путем
использования всех особенностей налогового законодательства и учета.
1.2 Виды, этапы и принципы
налогового планирования
В зависимости от критериев классификации
налоговое планирование подразделяют на:
) В зависимости от субъекта планирования выделяют
корпоративное (для фирмы) и личное (для физического лица).
Корпоративное налоговое планирование
предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых
установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Фирмы стремятся
максимизировать свою прибыль. С этих позиций основной задачей налогового
планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего
оптимизировать систему налогов. А это означает не только снижение налогового
бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но также и оптимальное
распределение налоговых платежей по времени.
Личное налоговое планирование основано на праве
налогоплательщика
«использовать налоговые льготы при наличии
оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах»
(Налоговый кодекс Российской Федерации, ст. 21, п. 1.3.).
) В зависимости от долгосрочности и целей
налоговое планирование подразделяется на два вида:
перспективное (долгосрочное) или стратегическое,
предполагающее системно-комплексное применение таких приемов и способов,
которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его
деятельности. Данной цели подчинены иные тактические цели налогового
планирования. Ярким примером может служить выбор оптимальной организационно-правовой
формы ведения бизнеса, его структуры (в частности, холдинг), места регистрации
субъекта предпринимательской деятельности, налогового режима, планирование и
распределение доходов фирмы, имущества и т.д.
текущее (краткосрочное) или тактическое налоговое
планирование, предполагающее применение некоторой совокупности методов,
позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном
случае, налоговом периоде (например, при оптимизации налоговых последствий
конкретной сделки, проекта или их совокупности).
) исходя из объемов хозяйственной деятельности:
налоговое планирование малого бизнеса;
налоговое планирование среднего бизнеса;
налоговое планирование крупного бизнеса;
) в зависимости от объектов налогового
планирования:
налоговое планирование деятельности организации
(индивидуального предпринимателя) в целом;
налоговое планирование структурных подразделений
(филиалов, представительств и иных территориально обособленных подразделений);
) исходя из направленности и масштабов
налогового планирования:
стратегическое налоговое планирование, т.е.
налоговое планирование всей деятельности организации (индивидуального
предпринимателя) на продолжительный период;
оперативное (текущее) налоговое планирование,
т.е. налоговое планирование отдельной хозяйственной операции либо совокупности
взаимосвязанных хозяйственных операций;
) в соответствии со стадией хозяйственной
деятельности:
налоговое планирование на стадии создания и
организации бизнеса (выбор формы предпринимательской деятельности, выбор территории
ведения бизнеса, выбор системы налогообложения и т.д.);
налоговое планирование на стадии развития
бизнеса;
налоговое планирование в процессе
полномасштабной хозяйственной деятельности;
налоговое планирование на стадии ликвидации
бизнеса;
) в зависимости от формы предпринимательской
деятельности:
налоговое планирование деятельности
индивидуальных предпринимателей;
налоговое планирование деятельности организаций.
Независимо от видов налогового планирования
выделяют три основных этапа налогового планирования.
Первый этап - стратегическое налоговое
планирование. На данном этапе рассматриваются такие вопросы как: определение
цели и задач организации сферы производства обращения, направление
деятельности; выбор организационно - правовой формы юридического лица или формы
предпринимательства без образования юридического лица; определение структуры -
решение вопроса о целесообразности формирования финансово - промышленной группы
или сообщества или создания структурных подразделений; определение месторасположения
предприятия и его структурных подразделений; анализ предоставленных
законодательством налоговых льгот и оценка возможности их применения;
формирование учетной и налоговой политики предприятия; определение налогового
плана.
Второй этап - оперативное налоговое
планирование. Данный этап включает в себя: расчет, анализ и управление
налоговыми базами по различным группам налогов; составление годовых и
полугодовых планов налоговых платежей; составление многовариантных налоговых
моделей при рассмотрении и принятии тех или иных управленческих решений и
определение критериев выбора оптимального варианта; анализ с точки зрения
налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии
заключения договоров, определения оптимальной формы сделки; рациональное
размещение активов и прибыли предприятия с учетом как налогов, уплаченных с
получения доходов с инвестиций, так и льгот; составление налоговых календарей с
целью четкого прогнозирования и контроля, правильностью исчисления налогов и
соблюдения сроков их уплаты.
Третий этап - оценка эффективности налогового
планирования.
На данном этапе рассматриваются такие вопросы
как: установление величины отклонения фактических результатов от плановых,
анализ их причин; определение системных показателей, характеризующих
эффективность разработанных методов; корректировка действующей системы
налогового планирования.
Теперь рассмотрим принципы налогового
планирования и прогнозирования.
)Принцип разумности, эффективности и
экономической обоснованности, означающий, что любые действия налогоплательщиков
должны быть обоснованы с практической и экономической точек зрения. Необходимо
соотносить результаты налогового планирования с риском того, что налоговые
органы оспорят те или иные сделки или действия, предпринятые налогоплательщиком.
Особенно важен данный принцип при оптимизации уплаты налога на прибыль за счет
увеличения себестоимости продукции (работ, услуг).
) Принцип совокупного расчета налоговой экономии
и убытков.
Всестороннему анализу должны быть подвергнуты
возможные последствия внедрения конкретного метода налогового планирования с
точки зрения всей совокупности налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. При
выборе метода налогового планирования необходимо учитывать требования других
отраслей законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.).
Налоги нельзя просто механически минимизировать, их необходимо оптимизировать,
поскольку: а) сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению
других; б) простое сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты
уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса.
) Принцип конфиденциальности. Этот принцип
означает, что при разработке и использовании методов налогового планирования
налогоплательщик обязан хранить в тайне используемые им приемы. Причины
очевидны и известны каждому.
) Принцип профессионализма и грамотное
документальное оформление сделок и процедур, лежащих в основе налогового
планирования. Он означает, что документы по каждой хозяйственной операции или
сделке, совершаемой в рамках налогового планирования, должны быть правильно
составлены, соответствовать требованиям действующего законодательства и
стандартам высокой юридической техники. Особо это касается необходимости
соблюдения тождества цифр, дат и формулировок. Например, суммы, отраженные в
документах бухгалтерского учета, должны точно соответствовать цене, указанной в
договоре, и сумме произведенных платежей.
)Нельзя строить способ оптимизации
налогообложения только на смежных с налоговым законодательством отраслях права
(гражданское право, бухгалтерский учет).
)Нельзя строить метод налоговой оптимизации или
планирования на использовании зарубежного опыта и исключительно на пробелах в
законодательстве.
)При выборе способа налоговой оптимизации с
высокой степенью риска необходимо учитывать ряд политических аспектов:
состояния бюджета, изменения законодательства.
)При выборе способа налоговой оптимизации,
связанным с привлечением широкого круга лиц, необходимо руководствоваться
правилом «золотой середины», т.е. сотрудники должны, с одной стороны, четко
представлять себе свою роль в организации, а с другой - не должны осознавать ее
цель и мотивы.
Рассмотрев теоретические аспекты налогового
планирования и прогнозирования, переходим к их практическому рассмотрению.
2. Практические аспекты налогового
планирования и прогнозирования
.1 Методы налогового планирования и
прогнозирования
налоговый планирование
рыночный
Общие методы внутреннего планирования
Одним из тривиальных и часто используемых
методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за
счет применения ускоренной амортизации и (или) переоценки основных средств.
Льготы - одна из важнейших деталей внутреннего и
внешнего налогового планирования. Теоретически льготы - один из способов для
государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики,
которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за
невозможности государственного финансирования.
Налоговое законодательство предусматривает
различные льготы:
освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или
категорий плательщиков;
понижение налоговых ставок;
целевые налоговые льготы, включая налоговые
кредиты (отсрочки взимания налогов);
прочие налоговые льготы.
Специальные методы налоговой оптимизации.
Специальные методы налоговой оптимизации имеют
более узкую сферу применения, чем общие, однако также могут применяться на всех
предприятиях.
. Метод замены отношений основывается на
многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего
законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из вариантов, допустимых как
с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения
оптимизации налогообложения.
. Метод разделения отклонений базируется на
методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а
только ее часть либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций.
Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь
ожидаемого результата.
. Метод отсрочки налогового платежа основан на
возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на
последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством
срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта
налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и
метода разделения, можно перенести срок уплаты налога или его части на
последующий период, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.
. Метод прямого сокращения объекта
налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего
налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом
или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные
операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно
оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.
. Расчетно-аналитический метод.
Расчетно-аналитический метод применяется при
отсутствии нормативов в случае анализа достигнутых значений конкретных
финансовых показателей. Данный метод предполагает расчет показателей на основе
известных величин за прошедшие периоды, индексов их изменения и экспертных
оценок развития. Метод используется при расчете и анализе налогооблагаемых баз
и их составляющих, а также при планировании налогов за прошлые периоды. Для
применения метода могут быть использованы данные налоговых деклараций с
разбивкой по видам налогов.
Данные, полученные в соответствии с
расчетно-аналитическим методом, могут быть скорректированы по следующими
причинам:
планируемое увеличение/уменьшение объемов работ,
услуг, выполняемых компанией (налог на прибыль);
увеличение/уменьшение среднесписочной
численности работников (НДФЛ, страховые взносы в Пенсионный фонд);
наличие штрафов, пени;
С применением этого метода могут подвергаться
сравнению квартальные, месячные и годовые показатели.
Неопределенность внешней среды и наличие
непредусмотренных факторов вынуждают постоянно корректировать ожидания фирмы
относительно внешних условий и уточнять планы. Подобное планирование будет
более точным, если его осуществлять ежеквартально и сравнивать показатели за
несколько лет:
Кобщ. = К2005 + К2006 + ... + К2009 / п
(количество лет)
Итоговый расчет налога:
Налоговая база x Ставку налога x Кбщ. x Кскор. =
Сумма налога
. Балансовый метод.
Балансовый метод состоит в создании
бухгалтерской модели хозяйственной или финансовой ситуации. Фактически мы
производим увязывание потребности в финансовых ресурсах и источниках их
формирования на основе балансовых показателей. Иными словами, данный метод предполагает
рассмотрение той или иной ситуации (или отдельной операции) путем составления
бухгалтерских проводок и на их основе - расчета баланса; он широко применяется
во многих организациях.
Указанный метод удобен при разработке схем и
форм взаимодействия головной организации с дочерними и зависимыми обществами,
когда существует необходимость определения совокупной величины налоговых
обязательств и общего (корпоративного) финансового результата.
С помощью балансового метода, возможно,
сравнивать финансовые и налоговые показатели по филиалам.
Преимущества балансового метода - его простота и
наглядность. Схематично прослеживается весь ход бухгалтерского оформления
операции, а по данным полученного в результате баланса выявляется итоговая
сумма налоговых платежей и финансовых результатов организации.
Балансовый метод позволяет:
дать оценку финансовых показателей обособленных
структурных подразделений;
осуществить планирование по каждому виду
хозяйственной деятельности;
. Метод графо-аналитических зависимостей.
Суть метода состоит в следующем. Выделяются одно
или несколько важнейших параметров баланса, которые могут оказать решающее
влияние на финансовые итоги работы организации. Чтобы определить влияние на
финансовый результат деятельности любой организации любого из экономических
параметров, выделяется крупный блок хозяйственных операций, в котором этот
параметр участвует. Затем путем ряда последовательных расчетов микробалансов
для замкнутого блока хозяйственных операций при разных величинах исследуемого
параметра получают графическую и аналитическую зависимость финансового
результата от этого параметра, на основе, которой уже можно выбрать оптимальные
соотношения.
. Матрично-балансовый метод.
Для полных и всесторонних исследований можно
применить достаточно простой многопараметрический метод, позволяющий
прогнозировать финансовые результаты и выявлять критические места баланса. Это
матрично-балансовый метод. Его суть состоит в представлении бухгалтерского
баланса в виде матричного уравнения: Y(t) = y(t-l) +A(t), где Y(t) - матрица
хозяйственных средств и их источников на текущий момент времени (t); y(t~l) -
матрица хозяйственных средств и их источников на предыдущий момент времени
(t-1); A(t) - матрица коэффициентов хозяйственных операций текущего момента
(t). Все матрицы квадратные, их порядок равен общему числу счетов, выбранных
для бухгалтерского учета. Методы исследования матриц позволяют устанавливать
наличие сильных и слабых связей между отдельными счетами и хозяйственными
операциями.
. Статистический балансовый метод.
Этот метод состоит в том, что на основе балансов
ряда коммерческих предприятий определяются опосредованные величины параметров,
которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной
экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретной
организации от среднестатистических характеризуют положительную или
отрицательную динамику его деятельности.
2.2 Организация налогового
планирования в ООО «Марторг» (пример)
Общество с ограниченной ответственностью
"Маркетинг и Торговля", основным видом деятельности которого является
оптовая и розничная продажа алкогольных напитков. Сокращенное наименование: ООО
"Марторг". Место нахождения (адрес) Общества - Россия, город
Екатеринбург.
ООО "Марторг" осуществляет следующие виды
деятельности:
закупка алкогольной и спиртосодержащей
продукции;
хранение алкогольной и спиртосодержащей
продукции;
поставка (оптовая торговля) алкогольными
напитками, включая пиво;
розничная торговля алкогольными напитками,
включая пиво.
Основные экономические показатели работы
предприятия за 2011-2012 гг. представлены в таблице 1.
Таблица1- Основные экономические показатели
работы предприятия за 2011-2012 гг., (тыс. руб.)
Наименование
показателя
|
Значение
показателей
|
Изменение
показателей (+,-)
|
|
2011
год
|
2012
год
|
Абс.
отклонение (+,-), тыс.руб.
|
Динамика
(%)
|
Прибыль
до налог.
|
225,58
|
526,41
|
+300,83
|
133,36%
|
Чистая
прибыль
|
180,46
|
421,13
|
+240,67
|
133,37%
|
За отчетный 2012 год по сравнению с 2011 годом
наблюдается положительное изменение показателя прибыли (300,83 тыс. руб.).
Увеличение прибыли обусловлено увеличением объема реализованных услуг, при этом
чистая прибыль так же значительно увеличилась.
Проведем горизонтальный и вертикальный анализ
показателей баланса ООО "Марторг" за 2012 год.
Анализ показателей баланса ООО
"Мартор" за 2012 год (тыс. руб.)
Анализируя бухгалтерский баланс 2012 г., можно
сделать следующие выводы:
уменьшение суммы налога на добавленную стоимость
(-15,86 тыс. руб.) свидетельствует об уменьшении уровня продаж;
дебиторская задолженность увеличивается на
3831,21 тыс. руб., организация дальше продолжает отпускать товары покупателям,
не погашающим свои долги;
увеличение дебиторской задолженности
обуславливает уменьшение денежных средств организации на 74,36 тыс. руб.,
снижается уровень платежеспособности организации;
кредиторская задолженность организации
увеличилась в 2011 году на 2875 тыс. руб., организация не погашает
краткосрочные обязательства, в частности перед поставщиками и подрядчиками;
задолженность по налогам и сборам увеличилась на
8,53 тыс. руб.;
задолженность перед прочими кредиторами
уменьшилась на 145,10 тыс. руб.
Таблица 2 - Анализ факторов формирования
финансового результата ООО "Марторг" (тыс. руб.)
Показатели
|
2011
год
|
2012
год
|
Абс.
откл. (+,-)
|
Динам.
(%)
|
Выручка
|
37404,75
|
38653,80
|
+1249,05
|
+3,34
|
Себестоимость
продаж
|
-32745,15
|
-31972,13
|
-773,02
|
-2,36
|
Удельный
вес себес. товаров, продукции, работ, услуг в объеме реал.
|
87,54
|
82,71
|
-4,83
|
-
|
Валовая
прибыль
|
4659,60
|
6681,67
|
+2022,07
|
+43,39
|
Коммерческие
расходы
|
-896,49
|
-1000,13
|
+103,64
|
+11,56
|
Управленческие
расходы
|
-1932,46
|
-2148,58
|
+216,12
|
+11,18
|
Прибыль
(убыток) от продаж
|
1830,65
|
3532,96
|
+1702,31
|
+92,99
|
Рентабельность
от реализации, %
|
4,89
|
9,14
|
+4,25
|
-
|
Сальдо
прочих доходов и расходов
|
-1605,07
|
-3006,55
|
+1401,48
|
+87,31
|
Прибыль
до налогообложения
|
225,58
|
526,41
|
+300,83
|
+133,36
|
Текущий
налог на прибыль
|
-45,12
|
-105,28
|
+60,12
|
+133,30
|
Чистая
прибыль (убыток) отчет. периода
|
180,46
|
421,13
|
+240,67
|
+133,37
|
Из таблицы 2 видно, что:
величина валовой прибыли увеличилась на 2022,07
тыс.руб., на что повлияло увеличение выручки на 1249,05 тыс.руб. и уменьшение
себестоимости продаж на 773,02 тыс. руб.
величина прибыли от продаж увеличилась на
1702,31 тыс. руб. в связи с увеличением валовой прибыли на 2022,07 тыс. руб.
величина прибыли до налогообложения увеличилась
на 300,83 тыс. руб. за счет резкого увеличения сальдо прочих доходов и расходов
на 1401,48 тыс.руб.
величина чистой прибыли выросла на 240,67 тыс.
руб.
Управление налоговой нагрузкой и использование
налоговых льгот.
Для контроля состояния налогообложения на
предприятии необходимо рассчитывать показатели налоговой нагрузки. Налоговое
планирование и оптимизация налоговых платежей не представляются возможными без
расчета, анализа показателей налоговой нагрузки.
Общепринятой методикой определения налоговой
нагрузки (совокупной) на организации является порядок расчета, согласно
которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех
уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:
НН =НП/(В+ВД)х100%
где:
НН - налоговая нагрузка на организацию;
НП - общая сумма всех уплаченных налогов;
В - выручка от реализации продукции (работ,
услуг);
ВД - внереализационные доходы.
Организация ООО "Марторг" уплачивает
следующие виды налогов и сборов:
НДС;
Налог на прибыль;
Страховые взносы;
Налог на имущество организации.
Рассчитаем значение налоговой нагрузки на
организацию в период с 2011 по 2012 годы.
Таблица 3 - Структура системы налогообложения
ООО "Марторг" (тыс. руб.)
Налоги
и отчисления
|
2011
год
|
2012
год
|
Отклонение,
(+,-)
|
|
Сумма
тыс. руб.
|
Удельный
вес налога в общей сумме начисл. налогов, %
|
Сумма
тыс. руб.
|
Удельный
вес налога в общей сумме нач. налогов, %
|
Суммы,
тыс.руб.
|
Удельный
вес налога в общей сумме нач. налогов, %
|
НДС
|
3450,00
|
68,13%
|
3791,0
|
66,88%
|
+341,00
|
-1,25%
|
Налог
на приб.
|
45,12
|
0,89%
|
105,28
|
1,86%
|
+60,16
|
+0,97%
|
Страх.взносы
|
1477,00
|
29,16%
|
1657,5
|
29,24%
|
+180,50
|
+0,08%
|
Нал.
на имущ.
|
90,00
|
1,77%
|
102,14
|
1,80%
|
+12,14
|
+0,03%
|
Таблица
Прочие
налоги и сборы
|
2,00
|
0,03%
|
12,00
|
0,21%
|
10,00
|
+0,18%
|
Итого
налоговых платежей
|
5064,12
|
100,00%
|
5667,92
|
100,00%
|
+603,80
|
-
|
Выручка
от реализации
|
37404,75
|
-
|
38653,08
|
-
|
-
|
-
|
Внереализ.
доходы
|
2602,30
|
-
|
2237,59
|
-
|
-
|
-
|
Из таблицы 3 можно сделать вывод, что в 2012
году увеличились платежи по НДС, что свидетельствует об увеличении объемов
реализации товаров. Сумма налога на прибыль увеличилась и составила 105,28 тыс.
руб., это говорит об увеличении прочих доходов организации. В 2012 году доля
налога на прибыль в общей сумме уплаченных налогов возросла. Если в 2011 году
68,13% от налоговых платежей составлял НДС, то в 2012 году НДС снизился до
66,88%, налог на прибыль увеличился до 1,86%. Увеличение налога на имущество не
значительно (на 12,14 тыс. руб.). Расчет налоговой нагрузки (НН):
НН 2011 год = (5135,17тыс. руб. /(37404,75 тыс.
руб. + 2602,30 тыс. руб.)) *100%= 12,65%
НН 2012 год = (5695,92 тыс. руб. /(38653,08тыс.
руб. + 2237,59 тыс. руб.))*100%= 13,86%
В 2012 году по сравнению с 2011 годом налоговая
нагрузка увеличилась на 1,21%. Большую долю налоговых выплат составляет НДС.
Налоговая нагрузка на предприятии ООО «Марторг»
в 2011 г. составила 12,65 %, а в 2012 г. 13,86% - это значит, что потребность в
налоговом планировании для данного предприятия минимальная и необходима разовая
периодичность. Теперь произведем расчет показателей эффективности налогового
планирования. Она определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема
расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или
отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости и прибыли. Совокупность
показателей эффективности налогового планирования приведена в таблице 4.
Таблица 4 - Расчет показателей налогового
планирования в ООО "Мартор" за период 2011-2012 годы, (%)
Показатель
|
Формула
для расчета показателя
|
Расчет
показателя
|
|
|
2011
год
|
2012
год
|
Отклонения
(+,-)
|
1.Общий
показатель налоговой нагрузки
|
Налоговые
платежи/ (выручка + внереализационный доход)
|
5064,12/(37404,75
+2602,30) *100% = 12,65%
|
5667,92/(38653,08
+2237,59) =13,86%
|
+
1,21%
|
2.Налогоемкость
реализ. продукции
|
НП/
объем реализованной продукции
|
5064,12/40854,75
* 100% = 12,39%
|
5667,92/42444,08
*100% = 13,35%
|
+0,96%
|
3.Коэф.
налог. цены
|
Нц/
Ц
|
3450/37404,75
* 100%=9,22%
|
3791/38653,08
* 100% =9,8%
|
+0,58%
|
4.Коэф.
налог. издер.
|
Нз/
З
|
627/36133,8
*100%= 1,74%
|
716,50/35782,44
* 100%=2%
|
+0,26%
|
5.Коэф.
нал. приб.
|
45,12/225,58
*100%=20,1%
|
105,28/526,41
*100%=19,9%
|
-0,2%
|
Общий показатель налоговой нагрузки показывает
удельный вес налоговых платежей в выручке от реализации, включая выручку от
прочей реализации.
Рассчитанная налоговая нагрузка показывает
налогоемкость продукции (работ, услуг), произведенной хозяйствующим субъектом.
В 2011 и 2012 годах налоговая нагрузка составляла 12,65% и 13,86%
соответственно.
Коэффициент налогоемкости позволяет определить
сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу и объема реализуемой
продукции. В ООО "Марторг" коэффициент налогоемкости составляет
примерно 13,35% в 2011 году, но имеется тенденция к увеличению коэффициента (на
0,96%). Согласно оценочной шкале налоговое планирование на фирме осуществляется
эффективно.
Коэффициент налогообложения цены показывает,
сколько затрат по НДС приходится на один рубль выручки. В 2012 году коэффициент
налогообложения доходов увеличился по сравнению с 2011 годом на 0,58%.
Увеличение произошло за счет несвоевременных расчетов с покупателями, что
значительно уменьшило сумму НДС к вычету.
Коэффициент налогообложения издержек показывает,
какой удельный вес составляют налоги, относимые на затраты, в общем объеме
затрат. В 2012 году произошло увеличение коэффициента на 0,26%. Коэффициент
налогообложения прибыли показывает соотношение суммы налога на прибыль и суммы
прибыли. В 2012 году величина коэффициента уменьшилась по сравнению с 2011
годом на 0,2%, что говорит об оптимизации налоговых платежей по налогу на
прибыль организаций.
По итогам анализа системы налогообложения ООО
"Марторг" можно выявить следующее:
) организация является плательщиком налога на
прибыль, НДС, налога на имущество организаций, транспортного налога, страховых
взносов и также периодически уплачивает вынуждено уплачивать различные
государственные пошлины (судебные издержки);
) наибольший удельный вес занимает налог НДС
(66,88%);
) налоговая нагрузка в организации в 2012 году
увеличилась по сравнению с 2011 годом на 1,21% и составила 13,86 %.
Заключение
Налоговое планирование широко применяется в
российской и международной практике уже довольно продолжительное время, в
течение которого оно видоизменялось от примитивных и противозаконных способов
ухода от уплаты налогов до, собственно, налогового планирования, которое
нередко полностью соответствует законодательству и является результатом
разумного компромисса интересов бизнеса и государства.
Налоговое планирование - это не только эффективный
инструмент экономии на налоговых расходах, требующий очень осторожного
обращения, но и объективно необходимый для каждого налогоплательщика (и
юридических, и физических лиц) процесс, игнорирование которого неизбежно
приводит к крупным убыткам.
Налоговое планирование представляет собой
планомерное и обоснованное с экономической, и прежде всего правовой, точки
зрения как снижение абсолютной величины выплат налогового характера, так
собственно и уменьшение налоговой нагрузки (и налогового бремени как ее крайней
формы) организации.
Список
использованной литературы
.Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть I и II): Официальный текст. М.: Эксмо, 2014.
586 с.
.Гражданский
кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2014. 986с.
.Большухина,
И.С. Налоговое планирование: учебное пособие: М.: Эксмо, 2011. - 122 с.
.Брызгалин
А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы,
рекомендации, арбитражная практика. Издательство «Налоги и финансовое право»,
2013. с.136
.Вылкова
Е. С., Романовский М. В. Налоговое планирование. Спб: Питер 2010.- 634 с.
.Горбунов
А.Р. Налоговое планирование и снижение финансовых потерь. - М.: СО «Анкил»,
2009
.Джаарбеков
С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. - М.: МЦФЭР, 2012. С.235
.Евстигнеев
Е. Н. Основы налогового планирования. - СПб.: Питер, 2008.
.Косалапов,
А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: издательско-торговая
корпорация «Дашков и К», 2011.- 872 с.
.Лукаш,
Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы: полное практическое руководство. -
М.: ГроссМедиа : РОСБУХ, 2013. - 432 с.
.Пансков
В.Г. Налоги и налогообложение . 7-е изд., перераб. и доп. - М.: МЦФЭР, 2006. -
592 с.
.Рябенькая
Т.Ю. Заключение договоров: бухгалтерские и налоговые последствия, налоговое
планирование. М.: Изд-во Экзамен.2010 351 с.
Приложение А
Таблица. Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2012
г.
АКТИВ
|
Код
строки
|
На
начало отчетного года
|
На
конец отчет. периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
I.
ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
Нематериальные
активы
|
110
|
71
943
|
48
308
|
Основные
средства
|
120
|
2
840 423
|
2
698 209
|
Незавершенное
строительство
|
130
|
1
961 574
|
1
503 017
|
Дох.
вложения в материальные ценности
|
135
|
0
|
0
|
Долгосрочные
финансовые вложения
|
140
|
43
921
|
43
921
|
Отложенные
налоговые активы
|
145
|
35
892
|
38
210
|
Прочие
внеоборотные активы
|
150
|
0
|
0
|
ИТОГО
по разделу I
|
190
|
4
953 753
|
4
331 664
|
II.
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
Запасы
|
210
|
3
098 713
|
3
712 535
|
сырье,
мат. и другие аналог. ценности
|
211
|
484
554
|
562
824
|
животные
на выращивании и откорме
|
212
|
|
0
|
затраты
в незавершенном производстве (издержках обращения)
|
213
|
0
|
0
|
готовая
прод. и товары для перепродажи
|
214
|
0
|
0
|
товары
отгруженные
|
215
|
0
|
0
|
расходы
будущих периодов
|
216
|
2
614 159
|
3
149 711
|
прочие
запасы и затраты
|
217
|
0
|
0
|
Налог
на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
|
220
|
70
329
|
54
465
|
Дебит.
зад. (плат. по которой ожид. более чем через 12 месяцев после отч. даты)
|
230
|
13
627
|
19
227
|
покупатели
и заказчики
|
231
|
|
|
Деб.
зад. (плат. по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
|
240
|
13
309 419
|
17
140 626
|
покупатели
и заказчики
|
241
|
6
242 296
|
8
154 867
|
авансы
выданные
|
243
|
3
913 420
|
5
688 550
|
прочие
дебиторы
|
244
|
1
455 342
|
1
624 950
|
переплата
по налогам и сборам
|
245
|
1
698 361
|
1
672 259
|
Краткосрочные
финансовые вложения
|
250
|
40
264
|
923
936
|
Денежные
средства
|
260
|
281
332
|
206
974
|
касса
|
261
|
5
016
|
5
164
|
расчетные
счета
|
262
|
121
840
|
68
221
|
валютные
счета
|
263
|
130
882
|
129
210
|
прочие
денежные средства
|
264
|
23
594
|
4
378
|
Прочие
оборотные активы
|
270
|
361
|
61
732
|
ИТОГО
по разделу II
|
290
|
16
814 045
|
22
119 494
|
БАЛАНС
(сумма строк 190 + 290)
|
300
|
21
767 798
|
26
451 158
|
Таблица
ПАССИВ
|
Код
строки
|
На
начало отчет. года
|
На
конец отч. периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
III.
КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
|
|
|
|
Уставный
капитал
|
410
|
1
538
|
1
538
|
Собственные
акции, выкупленные у акционеров
|
411
|
|
|
Добавочный
капитал
|
420
|
62
549
|
62
549
|
Резервный
капитал
|
430
|
231
|
231
|
резервы,
образованные в соответствии с законодательством
|
431
|
77
|
77
|
резервы,
образованные в соответствии с учредительными документами
|
432
|
154
|
154
|
Фонд
социальной сферы
|
440
|
401
|
401
|
Фонд
потребления и развития
|
450
|
66
|
9
733
|
Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет
|
470
|
-784
680
|
-803
024
|
Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток) текущего года
|
480
|
|
393
128
|
ИТОГО
по разделу III
|
490
|
-719
894
|
-335
444
|
IV.
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТ.
|
|
|
|
Займы
и кредиты
|
510
|
3
676 317
|
5
688 295
|
в
том числе кредиты банков
|
511
|
3
676 317
|
2
688 295
|
прочие
займы
|
512
|
0
|
3
000 000
|
Отложенные
налоговые обязательства
|
515
|
55
313
|
68
245
|
Прочие
долгосрочные обязательства
|
520
|
394
|
0
|
ИТОГО
по разделу IV
|
590
|
3
732 024
|
5
756 540
|
V.
КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТ.
|
|
|
|
Займы
и кредиты
|
610
|
7
886 568
|
6
571 101
|
в
том числе кредиты банков
|
611
|
6
439 135
|
6
571 101
|
займы
|
612
|
1
447 433
|
0
|
Кредиторская
задолженность
|
620
|
5
226 311
|
8
101 308
|
поставщики
и подрядчики
|
621
|
2
814 248
|
3
473 799
|
векселя
к уплате
|
622
|
|
0
|
Задол.
перед персоналом организации
|
623
|
99
535
|
135
387
|
задолженность
перед государственными внебюджетными фондами
|
624
|
66
883
|
65
616
|
задолженность
по налогам и сборам
|
625
|
50
240
|
58
768
|
авансы
полученные
|
626
|
1
847 008
|
4
164 437
|
прочие
кредиторы
|
627
|
348
397
|
203
301
|
Задолженность
перед участниками (учредителями) по выплате доходов
|
630
|
8
450
|
8
414
|
Доходы
будущих периодов
|
640
|
5
634 339
|
6
349 239
|
Резервы
предстоящих расходов
|
650
|
0
|
0
|
Прочие
краткосрочные обязательства
|
660
|
0
|
0
|
ИТОГО
по разделу V
|
690
|
18
755 668
|
21
030 062
|
БАЛАНС
(сумма строк 490 + 590 + 690)
|
700
|
21
767 798
|
26
451 158
|
Приложение Б
Таблица. Отчет о прибылях и убытках за 2012г.
Наименование
показателя
|
Код
строки
|
За
отчетный период
|
За
аналогичный период пред. года
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Доходы
и расходы по обычным видам деятельности
|
|
|
|
Выручка
(нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на
добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
|
010
|
38
653 796
|
37
404 745
|
Себестоимость
проданных товаров, продукции, работ, услуг
|
020
|
-31
972 124
|
-32
745 141
|
Валовая
прибыль
|
029
|
6
681 671
|
4
659 604
|
Коммерческие
расходы
|
030
|
-1
000 131
|
-896
493
|
Управленческие
расходы
|
040
|
-2
148 583
|
-1
932 462
|
Прибыль
(убыток) от продаж
|
050
|
3
532 957
|
1
830 649
|
Прочие
доходы и расходы
|
060
|
84
818
|
825
|
Проценты
к уплате
|
070
|
-1
522 722
|
-823
329
|
Доходы
от участия в других организациях
|
080
|
4
089
|
3
791
|
Прочие
доходы
|
090
|
2
237 593
|
2
602 301
|
Прочие
расходы
|
100
|
-3
810 324
|
-3
388 655
|
Прибыль
(убыток) до налогообложения
|
140
|
526
410
|
225
582
|
Отложенные
налоговые активы
|
141
|
2
319
|
11
037
|
Отложенные
налоговые обязательства
|
142
|
-12
931
|
-49
252
|
Текущий
налог на прибыль
|
150
|
-112
760
|
-44
574
|
Другие
аналогичные обязательные платежи
|
160
|
-9
910
|
-33
384
|
Чистая
прибыль (убыток) отчетного периода
|
190
|
393
128
|
109
409
|
СПРАВОЧНО:
|
|
|
|
Постоянные
налоговые обязательства
|
200
|
-26
548
|
29
855
|
Постоянные
налоговые активы
|
201
|
8
457
|
-1
206
|
Базовая
прибыль (убыток) на акцию
|
|
0
|
0
|
Разводненная
прибыль (убыток) на акцию
|
|
0
|
0
|
1.