иных методов экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Прежде всего, к экономическим методам относится разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов. В соответствии с Федеральным законом, прогнозы социально-экономического развития основываются на системе ографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности. При этом под экологическим прогнозом следует понимать научно обоснованную гипотезу о вероятном будущем состоянии экологических систем, определяемым естественными процессами и воздействием на них человека. По масштабам прогнозируемых явлений различают глобальный (на уровне биосферы), региональный (в пределах нескольких стран, одного материка, океана, моря, крупного озера), национальный (в пределах государства) и локальный (для относительно небольших территорий, например, муниципалитетов) экологические прогнозы. [23,ст.14]
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, а также по регионам. Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер.
Вторым методом экономического регулирования в области охраны окружающей среды является разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации. Федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации и целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов РФ предполагались для планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды.
Важнейшим методом экономического регулирования является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду. Плата устанавливается за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую.[23,ст.16] Установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду. Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. Порядок установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления указан в ст. 23, 24 ФЗ «Об охране окружающей среды». [23]
Проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов. Экономическая оценка природных объектов представляет собой определение их стоимости в денежном выражении в установленных видах природопользования, учитывая их средообразующие функции и полезности (эстетические, научные и т.п.). Следует иметь в виду, что природные объекты редко бывают изолированными, поэтому экономическая оценка должна проводиться комплексно, включая комбинирование данного ресурса с другими и с оценкой природно-экономического потенциала территории. В бухгалтерском учете оценка природных ресурсов практически не затрагивается. Объекты природопользования отнесены к основным средствам и, соответственно, должны приниматься к учету по первоначальной стоимости. Объекты нельзя создать, но пользователь несет затраты, связанные с получением прав на временное пользование или изъятие ресурса, длительность которого нередко составляет несколько десятков лет.
Экономическая оценка природных ресурсов применяется для определения их стоимости; выбора оптимальных параметров их использования; определения экономической эффективности инвестиций в объекты окружающей среды; возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.
Одним из экономическим привлекательных, стимулирующих инструментов является предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим данные методы подробнее.
предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий. Наилучшая существующая технология - это технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов. Комментируемый Закон не уточняет критерии отнесения технологий к этой категории и не приводит обоснование выбора этих технологий. За рубежом "наилучшие доступные технологии" эффективно внедряются во всех отраслях промышленности уже более 10 лет, с момента вступления в силу Директивы 96/61/ЕС "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений". Эта директива требует, чтобы государства-члены ЕС обеспечивали регулирование промышленной деятельности посредством разрешительной процедуры, основанной на технологических нормативах с использованием "наилучших доступных технологий". Одним из механизмов реализации рассматриваемого требования является предоставление инвестиционного налогового кредита [16, ст 66, 67 ] который представляет собой изменение срока уплаты налога, когда организации при наличии соответствующих оснований предоставляется право в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Данный кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от 1-5 лет. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение договорного срока. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при наличии такого основания, как проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов. Инвестиционный налоговый кредит оформляется на основании заявления организации договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и организацией.
предоставление налоговых и иных льгот при использовании нетрадиционных видов энергии, вторичных ресурсов и переработке отходов- предоставление налоговых и иных льгот при осуществлении эффективных мер по охране окружающей среды.
Конкретные природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, определяются в соответствии с установленным перечнем природоохранных мероприятий. Основаниями отнесения мероприятий к природоохранным являются повышение экологичности выпускаемой продукции; сокращение объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов); сокращение объемов: выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов; снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ. Поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды - деятельность по производству и продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемая в целях улучшения качества окружающей среды, охраны окружающей среды или направленная на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду. К предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды можно отнести: строительство, пуско-наладка объектов природоохранного назначения; производство оборудования и средств защиты окружающей среды; работы и услуги по обращению с отходами производства и потребления; проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивных природоохранных технологий, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия; услуги по разработке документации, обосновывающей получение разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, размещение отходов производства и потребления; услуги по разработке разделов "Охрана окружающей среды" в ТЭО, ТЭР и рабочие проекты на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение; экологический аудит; информационные услуги в сфере экологии и охраны окружающей среды; экологическое страхование. Возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде. Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Вред окружающей среде, согласно 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. [23,ст 77]
Глава 2. Анализ финансов охраны окружающей среды Российской Федерации
.1 Состояние современного финансирования охраны окружающей среды в России
Охрана природы - финансово емкое направление деятельности. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России - одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии.
В Законе "Об охране окружающей природной среды" имеется два принципиально важных положения относительно финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды. Первое касаeтся указания источников финансирования таких программ и мероприятий. Так, финансирование производится за счет:
- республиканского бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов органов местного самоуправления;
средств предприятий, учреждений и организаций;
федерального, территориальных и местных экологических фондов;
фондов экологического страхования;
кредитов банков;
добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников.
Таким образом, имеется достаточно широкий перечень источников, в том числе новых для российской природоохранительной практики. Имеются основания говорить о существенном изменении финансирования природоохранных мероприятий в период перехода к рыночной экономике. Ранее такими источниками были государственный бюджет и средства предприятий,
Второе новое положение, важное в практическом отношении, касается финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды - в федеральном, республиканских и других бюджетах оно должно выделяться отдельной строкой и обеспечиваться материально-техническими ресурсами. Это положение Закона призвано служить гарантией того, что Правительство РФ при планировании государственного бюджета обязательно предусмотрит финансирование охраны окружающей среды. Затем при принятии Закона о бюджете представительный орган должен проверить, выполнено ли Правительством требование о финансировании природоохранных программ и мероприятий отдельной строкой. [17]
Финансирование природоохранных мероприятий претерпело за последние годы существенные изменения. Длительное время система инвестиций в этой области базировалась на централизованных капитальных вложениях из бюджета страны. Кроме того, предприятия вкладывали и собственные деньги, в основном на модернизацию производства и капитальный ремонт природоохранных сооружений. Они же несли текущие затраты, связанные с эксплуатацией очистных водных установок, фильтров очистки воздуха и других аналогичных объектов. Недостатки такой системы финансирования многообразны. Во-первых, объем инвестиций, выделяемых из бюджета, всегда ограничен его возможностями. А так как природоохрана никогда не находилась в числе приоритетов, ее финансирование осуществлялось фактически по остаточному принципу. Объем этих вложений зависит от ситуации в экономике и никак не увязан с потребностями в охране природы. Во-вторых, природоохранные капитальные вложения обезличены, не корреспондируются ни с источниками загрязнения, ни с его масштабами. Принцип "загрязнитель платит" отсутствует, а следовательно, средства аккумулируются за счет всех налоговых поступлений предприятий (в том числе и не загрязняющих окружающую среду), а также населения. В-третьих, распределение государственных денег не свободно от субъективизма. Практика свидетельствует, что получали их не всегда те, кто нуждался в первую очередь, а те, кто сумел их "пробить". В-четвертых, поскольку централизованные инвестиции являются не своими заработанными деньгами, для предприятий всегда существовал соблазн их нецелевого, нерационального использования. С другой стороны, не было и стимулов к их полному освоению. Поэтому при общем дефиците природоохранных средств не было ни одного года, когда они осваивались бы более чем на 85%. [17]
Общий объем финансирования программы в области охраны окружающей среды в 2012-2020 гг. за счет средств федерального бюджета составляет 268,4 млрд. рублей.
При реализации программы ожидается получение следующих результатов в количественном отношении (по сравнению с базовым 2007 г.): снижение объёма выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников на единицу ВВП - в 2,2 раза, сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха - в 2,7 раза. Планируется улучшить экологические условия для 36,1 млн. россиян, проживающих в настоящее время в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха - более 7), снизить объём образованных отходов всех классов опасности на единицу ВВП - в 1,6 раза. Будут улучшены экологические условия жизни более чем 750 тыс. россиян, проживающих на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с хозяйственной и иной деятельностью, доля площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями всех уровней, увеличится до 13,5% территории страны.
Кроме того, при реализации программы должны быть достигнуты показатели социально-экономического развития, предусмотренные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. [20]
В настоящее время финансирование природоохранной деятельности осуществляется в следующих рамках. Наиболее обобщающим показателем в данной области является интегральный показатель затрат на охрану окружающей среды, который отражает общую сумму расходов государства, предприятий, организаций, учреждений. Данные затраты, имеющие целевое или опосредованно природоохранное значение, включают капитальные вложения в охрану природы, текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных основных фондов, затраты на их капитальный ремонт, а также расходы на содержание соответствующих государственных структур, особо охраняемых территорий и ведение лесного хозяйства.
2.2 Анализ бюджетных расходов на охрану окружающей среды в 2010 - 2013 гг.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» приведены в следующей таблице.
2010 год (сводная бюджетная роспись)2011 год (проект)2012 год (проект)2013 год (проект)Объем, млрд. рублей13,316,817,416,7изменения к предыдущему году: млрд. рублей 3,60,6-0,7в% 26,73,5-4,2доля в общем объеме расходов, %0,130,160,150,14доля в ВВП, %0,030,030,030,03Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. рублей12,716,216,816,1изменения к предыдущему году: млрд. рублей 3,50,6-0,7в% 27,43,6-4,2Межбюджетные трансферты, млрд. рублей0,60,60,60,6доля в разделе, %4,33,93,73,6
Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному разделу показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 25,6 %, без учета межбюджетных трансфертов - 26,5 %.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, регулирующими деятельность органов исполнительной власти в части охраны окружающей среды, вопросы охраны атмосферного воздуха, животного мира, науки и научно-технической политики, федеральных целевых программ.
Расходы федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 - 2013 годах будут осуществлять 5 главных распорядителей бюджетных средств. Наиболее крупные из них - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, на которые в 2011 - 2013 годах будет приходиться 95 % расходов по данному разделу.
В структуре раздела расходы на обеспечение руководства и управления в сфере установленных функций Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, осуществляющих государственные услуги в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, и на иные вопросы в области охраны окружающей среды в 2010 году составляют 73,8 % общего объема расходов по данному разделу, на охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания - 23,8 %.
По данным отчета за 2009 год, исполнение расходов федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» составило 13,0 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей, или на 2,5 %, меньше сводной бюджетной росписи с изменениями на 2009 год.[1]
.3 Перспективы развития финансов охраны окружающей среды в России
Формирование устойчивой системы финансирования природоохранной сфере требует создания гармоничного финансово-кредитного механизма регулирования природопользования, включающего следующие звенья:
финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий из средств бюджетов различных уровней;
развитию систему территориальных природоохранных фондов, инновационных экологических фондов, природоохранных фондов предприятий;
систему экологических банков;
привлечение средств из фондов экологического страхования;
привлечение средств Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития, а также иностранных фондов, организаций и фирм к финансированию экологической сферы;
систему льготных экологического инвестиционного кредита.
Если первые два источника финансирования природоохранной деятельности предусмотрены законодательством постсоветских республик, равно как и средства юридических лиц (в том числе иностранных) то создание системы экологических банков в странах с переходной экономикой пока не произошло. В условиях становления рыночных отношений необходимость создании таких специализированных банков обусловлено:
) ограниченностью бюджетных возможностей финансирования экологической сферы;
) необходимостью льготных условий кредитования природоохранных программ; природопользование охрана финансовая система
) растянутостью сроков окупаемости экологических затрат и, следовательно, повышенной степенью банковского риска;
) возросшей потребностью предприятий в дополнительных средствах, вызванной введением платности природопользования. [25]
Экологический банк может выступать как эффективный экономический центр регулирования процессов природопользования, что обусловлено получением максимально полной информации обо всех процессах, протекающих в данной сфере, аккумуляцией необходимых финансовых ресурсов и функционированием в режиме самоуправления.
Важным направлением экологизации кредитной политики является введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователей, поскольку высокий уровень экологической опасности предприятия снижает степень гарантии возврата банковского кредита. В развитых странах такого рода рейтинги широко используются. [27]
Существует еще один источник финансирования природоохранных мероприятий, проверенный на опыте разных стран. Это мобилизация будущих доходов государства для решения не отложенных текущих задач путем выпуска государственных займов и формирования рынка государственных ценных бумаг (экологических облигаций). Этот основанный на рыночных механизмах способ финансирования природоохранной деятельности может оказаться эффективным в условиях финансового кризиса. Экологические займы представляют собой способ привлечения средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, срочности, возвратности и платности для дополнительного финансирования природоохранных нужд сверх текущих возможностей государства и предприятий. Эмиссию облигаций государственных экологических займов могли бы осуществлять специальные уполномоченные на это банки, но для этого необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих их эмиссионную деятельность. Выпуск экологических ценных бумаг должен быть экономически интересен для потенциальных инвесторов, для чего необходима прежде всего надежная защита облигаций от инфляции. Привлекательность облигации может быть усилена предоставлением их владельцам различного рода льгот, среди которых могут быть следующие:
исключение из налогооблагаемой базы доходов, направленных юридическими и физическими лицами на приобретение экологических облигаций;
льготные цены и условия поставки природоохранной техники, экологически чистых технологий и продуктов;
приоритетный доступ к наиболее ценным природным объектам региона.
Крайне важно обеспечить успешность экологического займа, регулируя эмиссию ценных бумаг с учетом реального положения дел на фондовом рынке. Но главный выигрыш от успешной организации государственного экологического займа получат не эмитенты или владельцы экологических облигаций, а общество в целом и, конечно, природа. [19]
В соответствие с Указом № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» Президента РФ Путина , 2013 год, объявлен годом охраны окружающей среды. [ 21] Конечно такой год нужен России, нужен всей земле и как можно чаще, не зависимо от того объявлен год, годом охраны окружающей среды или нет. Согласно регламенту проведения года охраны окружающей среды, президентом рекомендовано исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводить соответствующие мероприятия. А это означает, что в 2013 году могут провести множество мероприятий по охране окружающей среды, которые разработаны соответствующими экологическими организациями, но заморожены за неимением средств на их проведение, и пылятся на полках. Возможно, за 2013 год как-то решатся, или хотя бы сдвинутся с мертвой точки вопросы с контролем над вырубающимся лесом и экспортом его за границу, вопрос о загрязнении окружающей среды различными предприятиями, вопрос с захоронением ядерных отходов и другие глобальные вопросы по защите окружающей среды.
Российское правительство в свою очередь подготовило план природоохранных дел. В частности, в течение года в зданиях, занимаемых федеральными органами исполнительной власти, предполагается ввести раздельный сбор отходов. Кроме того, Росприроднадзор организует работу прямой линии "зеленого телефона", куда граждане смогут обращаться с вопросами и жалобами по вопросам экологии и охраны окружающей среды.
Что касается конференций, то их будет немало. В феврале 2013 года в Петербурге была проведена конференция государств Балтийского региона по защите экологии Балтики. Рослесхоз в первой половине года проведет в Москве всероссийскую конференцию по защите леса. Минобрнауки и Росгидромет в июле-августе 2013 года организуют морские экспедиции, направленные на изучение и сохранение окружающей среды Балтийского, Баренцева, Белого и Карского морей. Минобрнауки в рамках предстоящего года поручено организовать всероссийскую олимпиаду школьников по экологии и всероссийский открытый урок охраны окружающей среды в октябре.
Завершающим мероприятием станет съезд экологов, который подведет итоги года и определит планы на будущее.
Буквально за две недели до конца 2012 года правительство выполнило собственное экологическое задание и утвердило план действий по реализации основ госполитики в области экологического развития РФ на период до 2030 года. Экологи ждали именно этого документа, который должен был "наполнить" рамочные основы госполитики конкретным содержанием.
Работа по плану из более чем 100 пунктов начнется уже в 2013 году - например, Минприроды должно в следующие 12 месяцев подготовить законопроекты о ратификации Орхусской конвенции и конвенции Эспо, а также проект закона об экологическом аудите. Кроме того, МПР в следующем году представит доклад о гармонизации экозаконодательства в рамках процесса присоединения России к ОЭСР, а также свои предложения об "актуализации нормативных правовых и иных актов, обеспечивающих решение задач в области экологического развития" страны.
"Зеленые" расходятся в оценках нового документа: Всемирный фонд дикой природы (WWF) России считает, что план соответствует основам госполитики, которые разрабатывались при участии фонда, тогда как Гринпис осторожно отмечает, что нужно еще понять, какими окажутся новые законы, которые будут приняты "по плану".[7]
По решению сторон Киотского протокола, в полночь 1 января 2013 года начался второй период обязательств по нему - но не для России. РФ, наряду с Японией и Новой Зеландией, отказалась принимать новые обязательства по сокращению выбросов парниковых газов в рамках протокола до 2020 года, решив действовать самостоятельно.
Вместе с тем, Россия, в отличие от Канады, официально не вышла из соглашения, поэтому еще как минимум два года страна будет вместе со всеми подводить итоги первого периода обязательств в 2008-2012 годах. Кроме того, как неоднократно заявляли представители российской делегации на переговорах ООН, РФ продолжит следовать нормам протокола по ежегодной отчетности об объемах выбросов. Отказ РФ от Киото-2, однако, закроет дорогу для "киотских" проектов совместного осуществления, которых с 2010 года набралось более 150 с общим объемом сокращений выбросов около 380 миллионов тонн CO2-эквивалента.
Климатическая политика вне "киотских" рамок для России начинается с создания межведомственной рабочей группы при администрации президента по изменению климата и устойчивому развитию, которую возглавил советник президента РФ, специальный представитель президента по вопросам климата Александр Бедрицкий. Состав группы, созданной в середине декабря, определится в течение ближайшего месяца.[7]
Наступивший 2013 год, кроме "перезагрузки" Киотского протокола, обещает миру и новое международное экологическое соглашение - по ртути. Целью глобального договора станет сокращение использования ртути в промышленности, а также ликвидация накопленного ртутного загрязнения.
Переговоры по его разработке начались в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в 2009 году и, как отмечает Минприроды, представляющее российскую сторону на переговорах, пока идут "очень сложно и очень напряженно", в первую очередь из-за разного уровня развития стран и огромной сложности задачи по постепенному отказу от использования ртути.
Очередной раунд "ртутных" переговоров прошел уже в январе 2013 года в Женеве. По словам представителей Минприроды, пока все страны, участвующие в разработке соглашения, твердо намерены, несмотря на трудности в переговорах, согласовать документ до конца 2013 года, как это было задумано. [7]
Одной из главных экологических "горячих точек" этого года может стать Новохоперский район Воронежской области, жители которого протестуют против разработки никелевых месторождений. Несогласные с планами УГМК по разведочному бурению на Еланинском и Елкинском месторождениях, в частности, убеждены, что их разработка несет угрозу пойме реки Хопер и всему Азовскому бассейну, а урон сельскому хозяйству региона окажется несравнимо большим по сравнению с выгодами от медно-никелевых шахт.
По условиям конкурса, который выиграла горно-металлургическая компания, разведочное бурение должно было начаться до 25 января. Жители района, в течение всего года выходившие на массовые акции протеста, в конце декабря инициировали проведение референдума, который позволит узнать отношение населения к разработкам никелевых месторождений. Участники общественных слушаний по проблеме в Общественной палате РФ в своих резолюциях предлагали правительству приостановить любые работы на месторождениях до проведения общественной экспертизы. [7]
Правительство РФ в начале октября 2012 года приняло комплекс мер стимулирования развития возобновляемой энергетики - на деле документ, по сути, оказался "списком дел" по поддержке развития ВИЭ на предстоящие годы. В частности, в первой половине 2013 года предполагается принять пакет дополнительных нормативно-правовых актов, регламентирующих участие генерирующих объектов на основе ВИЭ в рынке электроэнергии и мощности.
Участники рынка считают, что этот комплекс мер может наконец сдвинуть с мертвой точки развитие возобновляемой энергетики в России, которая, по планам правительства от 2009 года, к концу десятилетия должна обеспечивать 4,5% объема вырабатываемой электроэнергии в стране. Вместе с тем, по данным Минэнерго, в 2010 году этот показатель составлял около 0,9%, и многие эксперты говорят о том, что фактически план уже провален и бурное развитие ВИЭ в России, скорее всего, начнется лишь в конце 2020-х годов.[7]
Не только окружающая среда в целом, но и самые яркие ее представители дождутся в 2013 году особого внимания. Россия может принять осенью наступающего года международный саммит или форум по проблемам сохранения белого медведя, чье существование находится под угрозой в результате глобального изменения климата, считает директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин.
"В следующем году исполняется 40 лет пятистороннему соглашению по белому медведю, и встреча будет проходить в России. Будет ли это саммит на высоком уровне или нет - зависит от лиц, принимающих решения", - полагает Честин.
Согласно планам российского правительства, конференция по белому медведю пройдет в Москве в октябре-ноябре 2013 года.
Не только белых медведей, но и снежных барсов собираются спасать власть имущие в наступающем году. Международный саммит по сохранению в дикой природе снежных барсов, занесенных в Красную книгу, может пройти осенью 2013 года в Бишкеке, столице Киргизии.
Предполагается, что на саммите будет утверждена глобальная стратегия сохранения снежного барса, подобная той, что была утверждена в 2010 году в Петербурге для сохранения тигра.
При этом форум может пройти вместе со встречей Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), поскольку десять из 12 стран ареала снежного барса являются членами или наблюдателями этой организации.
Смысл встречи - в увеличении финансовой поддержки сохранения этого вида, благодаря которой работают антибраконьерские бригады, считает директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин. По его мнению, страны будут договариваться о результате - например, увеличить численность инспекторов или создать новые охраняемые территории. [7]
Заключение
При написании курсовой работы были решены поставленные задачи:
. уточнить понятие об охране окружающей среды: окружающая среда - обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Основным принципом государственной экологической политики должно являться сбалансированное регулирование экономики, охраны окружающей среды и социальной сферы.
. представить содержание финансов охраны окружающей среды:
- сейчас ни для кого не секрет, что наша страна находится в тяжелом экологическом положении и это прослеживается практически во всех странах. И тут особую роль играет плата за землю, имеется в виду та ее часть, которая идет в бюджет страны. Очевиден также и тот факт, что на финансирование различных мероприятий по землеустройству нужны деньги. А средства на эти нужды существенно урезаны в последнее время или не выделяются вообще, так как арендная плата и земельный налог идут в бюджет страны отдельной строкой то в ближайшее время можно с уверенностью сказать, что земельная отрасль сможет хоть как-нибудь, но поддерживать сама себя и даже развиваться;
для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды;
- в Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.
. рассмотреть механизм и методы регулирования охраны окружающей среды: в России существует определенный экономический механизм управления природоохранной деятельностью, включающий в себя ценообразование, финансовый механизм и прочие элементы. Наиболее важным является финансовый механизм, поскольку с его помощью природоохранные проекты обеспечиваются финансовыми ресурсами.
. проанализировать состояние современного финансирования охраны окружающей среды в России: основными источниками финансирования природоохранных программ являются: бюджеты всех уровней, региональные и местные экологические фонды, банковские кредиты, целевые взносы и пожертвования, собственные и заемные средства предприятий-загрязнителей, средства, поступающие от международных организаций, страховые фонды, специальные инвестиционные фонды. Наиболее распространенные источники - средства бюджетов, фондов и собственные средства предприятий - загрязнителей. Экологические фонды - организации, предназначенные для направления целевых денежных поступлений (штрафов, доходов, прибыли) на цели охраны и улучшения окружающей среды. Они носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные природоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом, что позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики.
5. представить анализ бюджетных расходов на охрану окружающей среды в 2010 - 2013 гг: расходы федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 - 2013 годах будут осуществлять 5 главных распорядителей бюджетных средств. Наиболее крупные из них - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, на которые в 2011 - 2013 годах будет приходиться 95 % расходов по данному разделу.
6. охарактеризовать перспективы развития финансов охраны окружающей среды в России: в соответствие с Указом № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» Президента РФ Путина , 2013 год, объявлен годом охраны окружающей среды. Согласно регламенту проведения года охраны окружающей среды, президентом рекомендовано исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводить соответствующие мероприятия. А это означает, что в 2013 году могут провести множество мероприятий по охране окружающей среды, которые разработаны соответствующими экологическими организациями, но заморожены за неимением средств на их проведение, и пылятся на полках. Возможно, за 2013 год как-то решатся, или хотя бы сдвинутся с мертвой точки вопросы с контролем над вырубающимся лесом и экспортом его за границу, вопрос о загрязнении окружающей среды различными предприятиями, вопрос с захоронением ядерных отходов и другие глобальные вопросы по защите окружающей среды.
Таким образом, для предотвращения глобальной экологической проблемы каждое государство должно проводить эффективную экологическую политику и привлекать финансовые ресурсы для решения проблем охраны окружающей среды, не отодвигая экологические проблемы на второй план.
Список литературы
1. Анализ бюджетных расходов на охрану окружающей среды в 2010 - 2013 гг. [Электронный ресурс] - Федеральный портал. Режим доступа: [http://www.protown.ru]
2. Батадеев В.А. Экологическое страхование - необходимый инструмент защиты окружающей среды. Финансы, 2007, №11
. Бобылев С. Н. и Ходжанов А. Ш. Экономика природопользования М- МГУ- 2010 - 567 c
. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», [Электронный ресурс] - Режим доступа: Открытый: [http://www.consultant.ru/popular/].
. Васильева Е.Э. Экономика природопользования. - Мн.: БГУ, 2009 - 120с
6. Гирусова Э.В., Лопатина В.Н Экология и экономика природопользования: - М.: ЮНИТИ-ДАНА,Единство 2009. - 519с
7. Главные ожидаемые события 2013 года в экологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ria.ru/eco/20121225/916135021.html
. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (Часть 1) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995), (действующая редакция) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», [Электронный ресурс] - Режим доступа: Открытый: [http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/].
. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА - М, 2010. - 496 с.
. Дубовик, О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах - М.: Проспект, 2010 - 411с
. Ерофеев Б.В. Экологическое право. - М.: Новый Юрист, 2010. - 688 с.2010. - 255 с
12. Жибинова К.В. Экономические основы экологии. - М., 2010. 214с
. Каракеян В.И. Экономика природопользования - М: Юрайт 2012. 576с
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», [Электронный ресурс] - Режим доступа: Открытый: [http://www.consultant.ru/popular/cons/].
. Лотош В.Е. Экономика природопользования. Екатеринбург: Полиграфист 2007 - 449с
. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998), (действующая редакция) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», [Электронный ресурс] - Режим доступа: Открытый: [http://www.consultant.ru/popular/nalog1/].
. Нестеров, П.М. Экономика природопользования и рынок - М: ЮНИТИ, 2011. - 416 с.
. Папенов К. Экономика природопользования. - М: МГУ, 2008 - 721с
. Пузанова, Т.А. Экология. - М.: Эксмо, 2010. - 320 с.
. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2552-р «О государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы». Режим доступа: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/news/16219
. Указ Президента РФ от 10.08.2012 N 1157 "О проведении в Российской Федерации года охраны окружающей среды". [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/acts/16219
23. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-
ФЗ. (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013. [Электронный ресупс] - Консультант плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/
. Хачатуров, Т.С. Экономика природопользования - 2-е изд. - М.: Наука 2010 - 271с
25. Шимова, О.С. Экономика природопользования - М.; Минск: ИНФРА-М, 2010. - 376 с
26. Экологические платежи [Электронный ресурс] - Wikipedia. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
. Экологическое право России. - М.:ЮРАЙТ, 2007 - 315с
28. Яндыганов, Я.Я. Экономика природопользования - М.: Кнорус, 2010. - 576с.