Эффективность мероприятий по охране окружающей среды. Проектирование замкнутых систем водоснабжения
Содержание
1
Социально-экономическая эффективность мероприятий по охране окружающей среды
2
Принцип проектирования бессточных и замкнутых систем водоснабжения
3
Требования техники безопасности к сосудам
1 Социально-экономическая эффективность мероприятий по охране
окружающей среды
Выбор
приоритетных направлений и мероприятий для краткосрочных НПДООС проводился с
ориентацией, с одной стороны, на такие направления действий, которые могут быть
осуществлены и дать конкретные результаты за соответствующий (до 3 лет) период
времени, с другой стороны, на такие неотложные меры, которые дадут наибольший
эффект в более далекой перспективе. К таким мерам относятся, прежде всего,
развитие системы экологического образования и воспитания, совершенствование
системы и структуры регулирования охраны окружающей среды и природопользования,
разработка и внедрение новых экологически безопасных технологий, другие
направления экологической политики и совершенствования институциональных
отношений.
В
качестве критериев отбора мероприятий для включения в НПДООС целесообразно
использовать три группы критериев:
- требования
максимального достижения целей плана (критерии соответствия);
- требования
максимальной эффективности намечаемых действий (критерии эффективности);
- критерии
осуществимости.
Важнейшими
задачами являются уточнения и разграничения полномочий федеральных и
региональных органов власти в области природопользования; создания соответствующих
современной ситуации форм управления природными ресурсами с учетом интересов
субъектов хозяйственной деятельности.
Эффективность
природоохранного регулирования во многом определяется институциональными
отношениями в обществе. Центральным их элементом являются отношения по поводу
прав собственности на природные ресурсы. Эти отношения требуют развития и
законодательного решения. В связи с этим в НПДООС предусмотрена подготовка
проекта Федерального закона "О порядке отнесения участков недр к объектам
федерального значения, в том числе: к федеральному фонду резервных
месторождений полезных ископаемых, об условиях пользования ими, а также о
порядке отнесения их к федеральной собственности".
Экономический
и финансовый механизмы. Исходя из анализа существующей социально-экономической ситуации,
а также тенденций на обозримую перспективу, необходимо формировать
экономический механизм природопользования в следующих основных направлениях:
-
совершенствование
учета и оценки природно-ресурсного потенциала территорий;
-
методическое
и нормативное правовое обеспечение введения платежей за право пользования
природными ресурсами на основе их экономической оценки;
-
совершенствование
системы платежей за загрязнение окружающей среды (нормативно-методические
документы);
-
отработка
методологии оценки ущерба в результате загрязнения окружающей среды;
-
совершенствование
системы инструментов финансирования экологических программ и мероприятий по
охране окружающей среды из различных источников, включая средства фондов экологического
страхования, экологических и других банков и пакет межведомственных нормативных
правовых документов по совершенствованию механизма реализации программ
экологической направленности;
-
формирование
рынка экологических работ и услуг;
-
организация
системы лицензирования деятельности природоохранного назначения;
Практика
реализации большого числа программ одной направленности зачастую дает примеры
снижения эффективности используемых средств. Это происходит вследствие
параллелизма и дублирования, распыления ограниченных средств по многочисленным
проектам, нецелевого использования средств, отсутствия четкой координации между
государственными заказчиками программ.
Вместе
с тем многие экологические проблемы, нуждающиеся в срочном решении, не охвачены
существующими программными мероприятиями, что порождает новые предложения о
разработке программ природоохранной направленности. При этом экологические
проблемы тесно связаны с решением многих вопросов социально-экономического
развития. Это определяет социальную направленность значительной части
экологических программ, включающую вопросы здравоохранения, санитарии, жилищно-комунального
хозяйства и занятости.
В
"Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"
(Указ Президента Российской Федерации 1 апреля 1996 г. № 440), в числе наиболее
актуальных проблем названо обеспечение стабилизации экологической ситуации в
стране и коренное её улучшение за счет экологизации хозяйственной и иной
деятельности. Основным путем решения этой проблемы является формирование и
реализация единой федеральной целевой программы "Охрана окружающей
природной среды Российской Федерации".
Разработка
программы должна осуществляться при четкой увязке федеральных и региональных
задач в области охраны окружающей среды и решении других взаимосвязанных
социально-экономических вопросов. При этом существующие экологические
программы, по результатам их анализа, должны войти составной частью в эту
федеральную целевую программу в качестве подпрограмм.
В
результате реализации программы предполагается снижение на 10-15% удельных
выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Значительно
сократятся площади ареалов с неблагоприятной экологической обстановкой,
уменьшатся площади лесов, подверженных усыханию и другим формам деградации,
будут приостановлены процессы снижения естественного плодородия почв, будут
созданы условия, способствующие использованию ресурсосберегающих технологий и
выпуску экологически чистой продукции. Общий объем предотвращенного ущерба в
результате реализации программы, составит десятки миллиардов рублей (по
предварительным оценкам).
Кроме
экологического и экономического эффекта, программа будет иметь значительный
социальный эффект. Оздоровление экологической обстановки в стране положительно
скажется на состоянии здоровья населения, будет способствовать улучшению
условий труда и отдыха.
Государственным
заказчиком - координатором программы целесообразно определить Госкомэкологию
России, государственными заказчиками программы по отдельным направлениям
(подпрограммам) отраслевого (функционального) назначения должны стать
соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации, государственными
заказчиками по подпрограммам решающим вопросы охраны окружающей среды в
регионах - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
При
размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию
хозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологических
процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и
окружающую природную среду.
Места
строительства (размещения) хозяйственных и других объектов, влияющих на
состояние водных объектов, определяются по согласованию со специально
уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда,
специально уполномоченными государственными органами в области охраны
окружающей природной среды, другими государственными органами управления
использованием и охраной природных ресурсов, государственным органом санитарно
- эпидемиологического надзора в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
При
проектировании и строительстве вновь создаваемых и реконструируемых
хозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологических
процессов, влияющих на состояние водных объектов, необходимо предусматривать
создание замкнутых систем технического водоснабжения.
Проектирование
и строительство прямоточных систем технического водоснабжения, как правило, не
допускаются. Проектирование и строительство таких систем разрешаются в исключительных
случаях при положительном заключении государственной экспертизы на
предпроектную и проектную документацию и государственной экологической
экспертизы.
Запрещается ввод в эксплуатацию:
хозяйственных
и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронений отходов,
городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными
сооружениями, редотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов
и вредное воздействие вод;
водозаборных
и сбросных сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих
учет забираемых и сбрасываемых вод;
животноводческих
ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и
санитарно-защитных зон;
оросительных,
обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других
гидротехнических сооружений до проведения мероприятий, предотвращающих вредное
воздействие вод;
гидротехнических
сооружений без рыбозащитных устройств, а также устройств для пропуска
паводковых вод и рыбы;
водозаборных
сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их
водорегулирующими устройствами, водоучитывающими приборами;
водозаборных
и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и
создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов;
сооружений
и устройств для транспортирования и хранения нефтяных, химических и других
продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных
объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки
указанных продуктов.
Не
допускается ввод в эксплуатацию объектов орошения сточными водами без создания
пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов.
Решение
о запрещении ввода в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на
состояние водных объектов, принимают Правительство Российской Федерации и
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Охлаждающие
системы оборотного водоснабжения
Схема
водоснабжения должна приниматься с оборотом воды, общим для всего промышленного
предприятия, или в виде замкнутых циклов для отдельных производств, цехов или
установок.
Количество
охлаждающих систем оборотного водоснабжения на предприятии надлежит
устанавливать с учетом технологии производства, требований, предъявляемых к
качеству, температуре, давлению воды, размещения потребителей воды на генплане
и очередности строительства.
Для
уменьшения диаметра и протяженности труб водопроводных сетей надлежит применять
на промышленном предприятии раздельные системы оборотного водоснабжения по
отдельным производствам, цехам или установкам с максимально возможным
приближением их к потребителям воды.
При
проектировании охлаждающих систем оборотного водоснабжения должна учитываться
возможность использования низкопотенциального тепла подогретой воды.
Систему
оборотного водоснабжения надлежит проектировать с отводом воды от технологических
установок без разрыва струи с напором, достаточным для подачи воды на
охладители, за исключением случаев, когда разрыв струи обусловлен конструкцией
установок.
В
системах оборотного водоснабжения следует использовать природные и сточные воды
при соответствующей очистке и обработке. Использование очищенных сточных вод
должно согласовываться с органами санитарно-эпидемиологической службы.
Оборотная
вода не должна вызывать коррозии труб, оборудования и теплообменных аппаратов,
биологических обрастаний, выпадения взвесей и солевых отложений на поверхностях
теплообмена.
Для
обеспечения указанных требований надлежит предусматривать соответствующую
очистку и обработку добавочной и оборотной воды.
Выбор
состава и размеров сооружений и оборудования для очистки, обработки и
охлаждения воды надлежит производить из условий максимальной нагрузки на эти
сооружения.
Эксплуатация
сосудов, работающих под давлением, и баллонов с газом регламентируется
следующими документами:
1.
Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не
более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и
водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 338 К (115 oC),
утв. Минстроем России 28.08.92..
2.
Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (от
28.05.93 с изм. от 1996 г.).
3.
Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением
ПБ 10 - 115 - 96, утвержденные Госгортехнадзором России от 18.04.95 ( с
изменениями и дополнениями от 02.09.97).
Лицо
осуществляющее на предприятии надзор за сосудами, а также лицо, ответственное
за их исправное состояние и безопасное действие, должны назначаться приказом по
предприятию из числа инженерно-технических работников, прошедших проверку
знаний в установленном порядке.
Обслуживание
сосудов может быть поручено лицам, достигшим 18-летнего возраста, прошедшим
производственное обучение, аттестацию в квалификационной комиссии и инструктаж
по безопасному обслуживанию сосудов. Состав квалификационной комиссии
назначается руководством организации или предприятия, проводившего обучение.
Результаты аттестации оформляются протоколом, подписанным председателем и
членами квалификационной комиссии. Лицам, сдавшим испытания, должны быть выданы
удостоверения за подписью председателя комиссии.
На
предприятии должна быть разработана и утверждена главным инженером инструкция
по режиму работы сосудов и их безопасному обслуживанию. Такие инструкции должны
быть вывешены на рабочих местах, а также выданы под расписку обслуживающему
персоналу. Периодическая проверка знаний персонала должна производиться
комиссией, назначаемой приказом по предприятию, не реже чем через 12 месяцев.
Результаты проверки должны оформляться протоколом.
Ремонт
сосуда и его элементов во время работы не допускается.
Обслуживающий
персонал обязан строго выполнять инструкции по режиму работы сосудов и
безопасному их обслуживанию и своевременно проверять исправность действия
арматуры, контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств.
-
при
повышении давления в сосуде выше разрешенного, несмотря на соблюдение всех
требований, указанных в инструкции;
-
при
неисправности предохранительных клапанов;
-
при
обнаружении в основных элементах сосуда трещин, выпучин, значительного
утончения стенок, пропусков или потения в сварных швах, течи в заклепочных и
болтовых соединениях, разрыва прокладок;
-
при
возникновении пожара, непосредственно угрожающего сосуду под давлением;
-
при
неисправности манометра и невозможности определить давление по другим приборам;
-
при
снижении уровня жидкости ниже допустимого в сосудах с огневым обогревом;
-
при
неисправности или неполном количестве крепежных деталей крышек и люков;
-
при
неисправности указателя уровня жидкости;
-
при
неисправности предохранительных блокировочных устройств;
-
при
неисправности (отсутствии) предусмотренных проектом контрольно-измерительных
приборов и средств автоматики.
Запрещается
наполнять газом баллоны, у которых:
-
истек
срок периодического освидетельствования;
-
отсутствуют
установленные клейма;
-
неисправны
вентили;
-
поврежден
корпус (трещины, сильная коррозия, заметное изменение формы);
-
окраска
и надписи не соответствуют Правилам устройства и безопасной эксплуатации
сосудов, работающих под давлением.
Ремонт
баллонов (пересадка башмаков и колец для колпаков) и вентилей должен
производиться на заводах-наполнителях. По разрешению местных органов госгортехнадзора
ремонт баллонов и вентилей может быть допущен в специальных мастерских. Вентиль
после ремонта, связанного с его разборкой, должен быть проверен на плотность
при рабочем давлении.
Производить
насадку башмаков на баллоны разрешается только после выпуска газа, вывертывания
вентилей и соответствующей дегазации баллонов.
Очистка
и окраска наполненных газом баллонов, а также укрепление колец на их горловинах
запрещаются.
Баллоны
с ядовитыми газами должны храниться в специальных закрытых помещениях, устройство
которых регламентируется соответствующими нормами и положениями. Баллоны со
всеми другими газами могут храниться как в специальных помещениях, так и на
открытом воздухе; в последнем случае они должны быть защищены от атмосферных
осадков и солнечных лучей.
Перемещение
баллонов должно производиться на специально приспособленных для этого тележках
или при помощи других устройств. Перевозка наполненных газом баллонов должна
производиться на рессорном транспорте или на автокарах в горизонтальном
положении обязательно с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут
применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также
веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на
баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга.
Все баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону.
Техническое
освидетельствование котлов
Перед
техническим освидетельствованием котел должен быть охлажден, отключен и очищен
в соответствии с требованиями Правил. Внутренние устройства барабана, если они
мешают осмотру, следует удалить.
В
том случае, если котел своевременно не подготовлен к внутреннему осмотру или
гидравлическому испытанию, следует потребовать повторного предъявления его к
освидетельствованию и наложения взыскания на ответственных за это лиц.
Первичное
техническое освидетельствование вновь установленных котлов (за исключением
котлов, подвергавшихся техническому освидетельствованию на заводе-изготовителе
и прибывших на место установки в собранном виде) проводится после их монтажа и
регистрации. Освидетельствование котлов, у которых обмуровочные или
изоляционные работы проводятся в процессе монтажа, рекомендуется осуществлять
до выполнения этих работ. В этом случае освидетельствование котла проводится до
его регистрации.
При
периодическом или досрочном техническом освидетельствовании лицо, проводящее
освидетельствование, имеет право потребовать вскрытия обмуровки или снятия
изоляции полностью или частично, а в котлах с дымогарными трубами - полного или
частичного удаления труб.
Необходимость
полного или частичного удаления труб, обмуровки или изоляции определяется в
зависимости от технического состояния котла по результатам предыдущего
освидетельствования или технического диагностирования, продолжительности работы
котла со времени его изготовления и последнего освидетельствования с удалением
труб, а также от качества выполненных ремонтов.
У
клепаных котлов необходимо освобождать от обмуровки и тщательно очищать
заклепочные швы барабанов, грязевиков и других элементов котла, а также
освобождать от обмуровки и изоляции трубы спускных, продувочных и питательных
линий в местах их присоединения к котлу.
Техническое
освидетельствование котла проводится в следующей последовательности:
-
проверка
технической документации;
-
наружный
и внутренний осмотр;
-
гидравлическое
испытание.