Калькуляция себестоимости продукции

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,24 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Калькуляция себестоимости продукции















Контрольная работа

Калькуляция себестоимости продукции

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Понятие и виды себестоимости продукции

Понятие объекта калькуляции стоимости и полной стоимости

Способы отнесения затрат на объект калькуляции

Пути снижения себестоимости продукции на предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

затраты калькуляция себестоимость продукция

ВВЕДЕНИЕ

Калькуляция затрат на практике применяется для оценки эффективности деятельности подразделений, ценообразовании, управления затратами компании. Для расчета себестоимости продукции потребуется выбрать метод расчета, а также определить принципы распределения косвенных затрат.

Вне зависимости от того, для каких целей определяется себестоимость продукции, необходимо дать ответ на следующие вопросы:

себестоимость какого объекта учета требуется рассчитать (производимая продукция, технологический процесс, отдельный заказ);

какие затраты включаются в себестоимость (калькулирование полной или усеченной себестоимости (direct costing);

на основании какой информации будет сделан расчет себестоимости (нормативные затраты или фактические);

каким образом следует распределить косвенные расходы и учесть их в себестоимости выпущенной продукции.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.

Цель исследования - изучение классификации затрат по экономической роли в процессе производства применительно к управленческому учету.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать определение калькуляции и объекта калькулирования;

рассмотреть классификацию затрат;

проанализировать способы отнесения затрат на себестоимость.

Понятие и виды себестоимости продукции

Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выполнение работ или оказание услуг. Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

. Учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции.

. База для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности.

. Экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действий предприятия.

. Определение оптимальных размеров предприятия.

. Обоснование принятия любых управленческих решений.

Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.

Цеховая представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции. Производственная помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, складирование и прочие расходы).

С экономической и социальной позиций вопросы снижения себестоимости продукции являются важным элементом управления производством. Значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

. В увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, появление возможности не только простого, но и расширенного воспроизводства.

. В появлении большой возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия.

. В улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства.

. В возможности снижения цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.

. В снижении себестоимости продукции в АО, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Понятие объекта калькуляции стоимости и полной стоимости

Калькулирование себестоимости продукции представляет собой один из важнейших инструментов, которые используются при решении ряда задач по управлению организацией. Калькулирование себестоимости является необходимым условием организации внутрихозяйственного расчета и выявления резервов сокращения затрат на различных производственных участках. [4]

Калькулирование - это совокупность приемов определения себестоимости единицы продукции (услуг), производимой предприятием, а результат этого процесса получил название калькуляции.

Калькулирование себестоимости представляет собой необходимую предпосылку для обоснования цен и исчисления рентабельности по отдельным видам продукции.

Важным вопросом калькулирования себестоимости продукции выступает правильное определение объекта калькулирования. Под ним понимают калькулируемый вид продукции (услуг), на который относят соответствующие затраты. При определении объекта калькулирования следует учитывать особенности технологического процесса, характер производимой продукции, организационную структуру предприятия и цель калькуляции.

Объектами калькулирования, в зависимости от технологии и характера производимой продукции, могут выступать:

один продукт или комплекс продуктов по затратам на производство в целом или отдельным составляющим его процессам (стадиям, фазам, переделам). Здесь технологический процесс превращения исходного сырья и материалов в готовую продукцию включает ряд последовательно реализуемых процессов, что можно встретить в металлургии, химической, легкой (текстильной) промышленности;

изделие, группа однородных изделий, серия одновременно производимых изделий (на заказ) по затратам в целом по предприятию или затратам отдельных цехов, участков. В таком случае заготовки проходят обработку в цехах, которые организованы по технологическому или предметному признаку, что встречается в машиностроительном комплексе и в других отраслях обрабатывающей промышленности;

вид работ на предприятиях, которые специализируются на проведении определенных работ (погрузо-разгрузочных, транспортных).

В большинстве отраслей объектом калькулирования для предприятий выступает готовая продукция, а для цеха или участка - полуфабрикаты, которые входят в состав валового оборота и себестоимость по отдельным видам работ (ремонтных, транспортных и др.).

Вместе с обоснованием объекта калькулирования необходимо правильно определить калькуляционную единицу, под которой понимают единицу измерения объекта калькулирования.

В большинстве отраслей промышленности главными критериями при установлении калькуляционных единиц выступают стандарты и технические условия, в соответствии с которыми производится продукция.

Калькуляционная единица должна быть экономически однородной и устойчивой во времени, отражая количественную сторону изделия.

Можно выделить следующие виды калькуляционных единиц: [3]

натуральные калькуляционные единицы (штуки, тонны, метры, кВт-часы), характеризующие производство продукции в физических измерителях и отражающие специфику изделия; их можно измерять, оценивать и учитывать.

В большинстве отраслей промышленности предприятия производят обширную номенклатуру изделий, которые, в свою очередь, подразделяются на виды, сорта, типоразмеры. В этих условиях требование полного совпадения калькуляционных единиц с натуральными измерителями продукции привело бы к излишнему усложнению системы калькулирования себестоимости. Потому зачастую используются укрупненные калькуляционные единицы, объединяющие ряд изделий или их видов;

условно-натуральные калькуляционные единицы отражают количество однородной продукции в условных сопоставимых единицах. Пересчет разных видов продукции в условно-натуральные показатели производится по специальным коэффициентам перевода, устанавливаемых в зависимости от соотношения качественных параметров однородной продукции, трудоемкости и пр.;

условные калькуляционные единицы предполагают определенное содержание в продукте полезного вещества, к примеру, перевариваемого протеина в кормовой единице;

калькуляционные единицы в трудовом выражении (нормо-часах) отражают объем работы, который требуется для производства изделий или оказания услуг;

калькуляционная единица работы на специализированных предприятиях (т/км, машино/час, машино/смена);

стоимостные калькуляционные единицы: затраты на 1 рубль продукции, на 1 тыс. рублей выпуска определенных изделий или работ.

Классификация затрат

В управленческом учете классификация затрат обусловлена тем, какая управленческая задача должна быть решена, к примеру, определить себестоимость продукции или прибыль от ее продаж, дать оценку результатов деятельности центра ответственности и пр. [1]

Все затраты по способу включения в себестоимость готовой продукции подразделяют на прямые и косвенные. Прямые затраты можно точно и единственно верным способом отнести на себестоимость производимой продукции или иного объекта калькулирования. К прямым затратам, как правило, относят затраты на сырье и материалы, которые используются для производства продукции, а также затраты на оплату труда основного производственного персонала, учитываемые на счете 20 «Основное производство».

Косвенные расходы, также часто называемые накладными, экономически обоснованно увязать с конкретным объектом учета невозможно. Такими затратами являются общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие издержки. Их относят на объект калькулирования (носитель затрат) при помощи распределения в соответствии с методикой и базой распределения, принятыми на предприятии.

Будут ли те или иные затраты отнесены к прямым или косвенным, зависит от технологического процесса производства конкретного вида продукции. Для того чтобы управлять прямыми затратами, в первую очередь нужны нормативы, предоставляемые технологами, сотрудниками отделов труда и заработной платы, а также отчетные калькуляции, которые формирует бухгалтерия.

Очень важно постатейно утвердить, какие затраты будут относиться к прямым, а какие к косвенным. Этот вопрос входит в компетенцию финансового директора, от его решения будет зависеть понятность и прозрачность плановых и отчетных данных. Если, скажем, электроэнергия на технологические цели составляет несущественную часть прямых затрат, а нормировать их и учитывать по отношению к каждому конкретному продукту крайне трудоемко, то проще считать такие издержки косвенными.

Что касается баз распределения производственных накладных расходов, то будет ли это зарплата основных производственных рабочих или, например, машино-часы работы основного технологического оборудования, в большинстве случаев большой роли не играет: для целей управления важнее регулярно, желательно ежемесячно, отслеживать долю косвенных расходов в структуре себестоимости продукции и определять факторы их увеличения.

Относительно объема производства все затраты разделяют на постоянные и переменные. [1]

Переменные затраты непосредственно зависят от объема выпуска или продаж продукции, и остаются неизменными в пересчете на единицу продукции (сырье и материалы, электроэнергия, сдельная заработная плата производственных рабочих).


Таблица 1 - Пример постоянных, переменных, прямых и косвенных затрат [1]

ЗатратыПостоянныеПеременныеПрямыеЗарплата инженерно-технических работников, амортизация оборудования в производственных подразделенияхЗарплата основных производственных рабочих, сырье и материалы, комиссия с продаж, потребление электроэнергии в производствеКосвенныеЗарплата руководства и менеджеров, зарплата торговых представителей, отопление, амортизация оборудования во вспомогательных подразделенияхЭлектроэнергия для вспомогательных подразделений, расходы на горючее для автотранспорта отдела продаж

Все затраты по значимости для конкретного решения можно поделить на релевантные и нерелевантные. К нерелевантным затратам относят издержки, не зависящие от принятого решения. Например, у предприятия имеется здание. Предприятие рассматривает два варианта его использования: создать швейный цех или использовать под склад. В этом случае затраты на содержание здания и коммунальные услуги будут нерелевантными, так как они не зависят от принятого решения. Издержки, связанные с созданием цеха или дооборудованием помещений для использования под склад, напротив, релевантные.

Необходимо заметить, что такая классификация затрат довольно редко встречается. Большая часть предприятий все основные виды производственных затрат считают релевантными, и учитывают при анализе себестоимости готовой продукции.

Способы отнесения затрат на объект калькуляции

Рассмотрим существующие способы распределения или отнесения затрат на объект калькуляции. К основным методам относятся: [2]

) прямое отслеживание (direct tracing)

) причинно-следственное распределение

) условное распределение.

Метод прямого отслеживания затрат предполагает, что при помощи физического наблюдения затраты можно легко и точно отнести на конечный объект. Данный способ из всех является самым точным, и чаще всего применяется в отношении переменных издержек. Основным недостатком метода прямого отслеживания можно считать то, что для физического наблюдения за тем, куда идут затраты, может понадобиться слишком большой объем ресурсов. Метод распределения издержек при помощи установления причинно-следственных связей должен использоваться тогда, когда прямое отслеживание затрат осуществить невозможно, либо когда это неэффективно с позиции затрат на организацию управленческого учета. Согласно данному методу, издержки распределяются, исходя из их долгосрочных причин. Метод причинно-следственных связей также не лишен недостатков. Он предполагает, что имеется лишь одна причина, один затратный фактор. Как результат, использование данного метода для затрат, имеющих два или более фактора, является не корректным.

Метод условного распределения применяется, если невозможно применить два рассмотренных метода. Данный метод аналогичен причинно-следственному методу, кроме того, что база распределения издержек причиной издержек не является. Как правило, это какая-то уже отслеживаемая величина, к примеру, объем продаж, объем выпуска продукции, затраты на труд основных рабочих. Поскольку база распределения издержек причиной не является, данный метод в результате дает менее точные результаты, чем два предыдущих метода. Может быть, распределение издержек будет правильным - это случится, если имеется сильная корреляция базы распределения и причинного фактора. Однако даже в случае правильного распределения издержек этот метод наименее применим для управленческого контроля за издержками. В таблице 2 представлен сравнительный анализ трех рассмотренных методов способов отслеживания и распределения издержек по объектам калькулирования.

Таблица 2 - Методы распределения затрат [2]

МетодТочностьЗатраты на организацию учетаВозможность использования для контроля затратПрямое отслеживаниеВысокаяВысокие, необходимы значительные ресурсыСредняя, в связи с отсутствием анализа затратных факторовПричинно-следственныйВысокаяСредниеВысокаяУсловное распределениеНизкаяНизкиеНизкая

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. Если издержки имеют большое значение для принятия решений, то наиболее оптимальным по соотношению выгод по использованию / затрат на получение информации можно считать метод отслеживания при помощи установления причинно-следственных связей. Основным преимуществом этого метода является возможность аккумулировать издержки на различных звеньях цепи причинно-следственных связей.

Все описанные методы отслеживания затрат нашли свое применение в определенной системе расчета себестоимости. Прямой метод отслеживания затрат используется в системе директ-костинг, прямой в сочетании с условным - в традиционной системе, прямой в сочетании с причинно-следственным - в функциональных системах (АВС-системах). Прямой метод отслеживания затрат наиболее прост в применении, и используется во всех системах учета и распределения затрат, и расчета себестоимости.

Таблица 3 - Методы расчета себестоимости [2]

Методы ИздержкиДирект-костингТрадиционная системаАВС методПозаказная системаПопроцессная системаПрямыеПрямое отслеживаниеПрямое отслеживаниеПрямое отслеживаниеПрямое отслеживаниеУсловное распределениеКосвенныеНетУсловное распределениеПричинно-следственные связиПрямое отслеживаниеПрямое отслеживание

Позаказная и попроцессная системы расчета себестоимости подходят лишь для специфических предприятий. Система директ-костинг может использоваться только на производственных предприятиях, при этом даже там она не пригодна для проведения стратегического анализа, а также не подходит для предприятий, на которых велика доля косвенных затрат.

Исходя из изложенного, система распределения затрат должна выбираться на основе типа предприятия, структуры его затрат и потребностей руководства в управленческой информации.

По причине роста косвенных затрат, которые учету и распределению прямым методом не поддаются, перед руководством встает вопрос о методах распределения косвенных затрат на объекты калькулирования. Выбор метода определит возможности системы управленческого учета по подготовке информации, имеющей важное значение для управленческих решений, в первую очередь, информации о себестоимости.

Самые простые - традиционные - системы учета затрат косвенные издержки распределяют при помощи единой тарифной ставки накладных расходов в целом для всей организации. При помощи более продвинутых традиционных систем на предприятии выделяются пулы затрат или центры издержек. Общие расходы, которые аккумулируются в каждом центре издержек, впоследствии распределяются по конечным объектам с использованием для каждого такого центра отдельной базы распределения. Этот подход осуществляется в два этапа: затраты на первом этапе распределены по центрам, а на втором - по конечным объектам затрат. Количественная база распределения затрат, используема при их распределении по конечным объектам, получила название базы распределения затрат.

У традиционных систем, как правило, число баз распределения на втором этапе меньше, чем на первом. Сюда обычно относят: часы работы основных работников, часы работы оборудования и объем выпуска продукции. Иные базы применяются значительно реже. Модель традиционных систем, таким образом, предполагает, что размер накладных расходов зависит, прежде всего, от времени работы основных работников, часов работы оборудования и объема выпуска продукции. Однако можно назвать и другие базы распределения затрат, которые встречаются в традиционных системах:

) затраты основных производственных материалов,

) основные затраты.

На первых этапах развития директ-костинга, в начале 50-х годов XX века, при исчислении себестоимости единицы продукции учитывали лишь прямые затраты, тогда как косвенные списывали на финансовый результат. Именно отсюда и произошло название метода: direct costing system - система учета прямых затрат. В дальнейшем метод директ-костинга несколько видоизменился: чаще себестоимость определяется с учетом как прямых переменных затрат, но так и косвенных переменных. [5]

Одной из основных проблем, сопряженных с определением полной себестоимости единицы продукции, является необходимость распределять косвенные затраты.

Самым простым способом является прямое распределение затрат обслуживающих подразделений пропорционально единой базе (оплата труда основных производственных рабочих, материальные затраты, человеко-часы). Однако этот подход, как правило, не дает возможность распределить косвенные затраты достоверно и экономически обоснованно, а, следовательно, может явиться причиной неправильных управленческих решений.

Наиболее точным считается метод многоуровневого распределения, который выполняется в несколько этапов. [1]

Шаг 1. Все затраты за анализируемый период группируют по подразделениям. Например, по подразделению «столовая» будут группы следующих затрат: заработная плата персонала, расходы на закупку продуктов питания, стоимость потребленной электроэнергии и т. д.

Шаг 2. Затраты обслуживающих подразделений перераспределяются среди производственных цехов. Например, затраты на содержание столовой требуется распределить на два производственных цеха. Для этого следует определиться с выбором базы: в данном случае целесообразнее распределить затраты столовой пропорционально численности работающих в каждом цехе.

Шаг 3. Затраты, которые отнесены на производственные подразделения, распределяются на произведенную продукцию. Например, после перераспределения затрат на содержание столовой на два цеха, затраты на содержание каждого цеха (Затраты цеха + Распределенные затраты вспомогательного подразделения) относят на производимую продукцию. В качестве базы распределения может быть использовано количество человеко-часов, затраченное на производство каждого вида продукции, затраты на сырье и материалы и т. д. На данный момент, когда предприятия выпускают широкий ассортимент продукции, расходы на труд основных работников представляют лишь малую часть общей суммы затрат, - накладные расходы являются очень существенными. В таких условиях простые способы распределения накладных расходов, основанные на постоянно снижающейся базе оплаты труда основных работников применять нерационально, особенно на данный момент, когда затраты на получение и обработку информации не являются препятствием для использования самых современных систем учета затрат. Кроме того, интенсивная глобальная конкуренция ошибки в результате неверных решений на базе отсутствия информации сделала более вероятными и дорогостоящими. За эти годы выросла альтернативная стоимость плохой системы информации, и сократились расходы на организацию и ведение наиболее современных систем учета затрат, а также увеличился спрос на более точную информацию по себестоимости продукции. Все это явилось фоном, на котором возникла потребность в более эффективных инструментах для расчета и управления себестоимостью. [2]

Пути снижения себестоимости продукции на предприятии

Одой из наиболее актуальных проблем большей части предприятий России является необоснованный и неконтролируемый рост затрат.

Для того, чтобы эту проблему решить, предприятиям требуется четкая программа по управлению затратами. Управление затратами представляет собой умение экономить ресурсы и при этом максимизировать ресурсоотдачу. Решение задачи максимизации прибыли возможно двумя способами: наращивания объемов продаж либо сокращения затрат. Второй вариант, с учетом жесткой конкуренции на рынке и ограниченного спроса, является более предпочтительным.

Как правило, в управлении затратами задействован весь персонал предприятия, однако разработкой программы снижения издержек занимается финансовый директор. Роль финансового директора в процессе управления затратами во многом определяется тем, на какой фазе развития находится предприятие. Если предприятие находится на этапе формирования, то есть было недавно создано, то бессмысленно говорить о ведущей роли финансового директора в управлении затратами. Практически все затраты будет находиться в зависимости от руководителя производственного подразделения, службы маркетинга и PR и т. д. В случае, когда предприятие уже стабильно функционирует несколько лет, роль финансового директора кардинально изменяется.

Однако роль финансового директора в любом случае состоит не в непосредственном управлении затратами, а в разработке и внедрении инструментов, которые не допускают осуществление необоснованных затрат.

Управление затратами представляет собой дело всех управленческих кадров предприятия, а не только финансового директора, основная задача которого состоит в консультировании руководителей структурных подразделений при принятии управленческих решений, которые тем или иным образом связаны с возникновением затрат. Финансовый директор выявляет перспективные направления снижения затрат, разрабатывает план мероприятий и назначает ответственных за их реализацию. Выделяют два основных подхода к сокращению затрат, которые и широко распространены в международной практике:

- таргет-костинг (target-costing);

кайдзен (от яп. kaizen - совершенствование).

Управление затратами на основе концепции таргет-костинга в основном используется на стадии проектирования новой продукции, и предполагает последовательную реализацию следующих шагов:

определение цены на новую продукцию, по которой потенциальные покупатели согласны ее приобрести;

определение плановых показателей прибыли и себестоимости;

определение фактической себестоимости и ее сопоставление ее с плановой;

разработка мероприятий, направленных на снижение фактических затрат до требуемого уровня.

Основным отличием управления затратами на основе концепции «кайдзен» является то, что снижение издержек происходит по уже производимой продукции за счет роста эффективности бизнес-процессов. Управление определяет, на сколько необходимо снизить расходы на выпуск продукции, и полномочия по достижении поставленных прогнозных значений затрат передаются непосредственно производственным подразделениям. Именно эта задача входит в обязанности большинства финансовых директоров, начинающих заниматься управлением затратами на своем предприятии.

Для того, чтобы в сжатые сроки сократить себестоимость производимой продукции, и затраты в целом по предприятию, финансовому директору необходимо выполнить последовательно следующие шаги:

1. Определить, какие статьи затрат можно сократить.

Для этого следует осуществить всесторонний анализ затрат предприятия и определить статьи затрат, которые не являются характерными или составляют существенную часть всех затрат предприятия, при этом у менеджмента есть возможность управления ими. На данном этапе может выясниться, что предприятие платит излишне высокие налоги, увеличиваются коммунальные платежи, или расходы на оплату труда непроизводственного персонала значительно выше, чем должны бы быть.

В процессе анализа применяется классический вертикальный (определение удельного веса конкретной статьи затрат в совокупной сумме затрат) и горизонтальный (сопоставление затрат за анализируемый период с аналогичными показателями предыдущего периода - месяца, квартала, года) анализ, который проводится по типам затрат. После проведения вертикального и горизонтального анализа необходимо провести анализ тенденций изменения статей затрат, то есть осуществить трендовый анализ, позволяющий выявить возможные значения показателей в будущем, то есть составить прогноз значений различных показателей (объема выручки, размера затрат и т. д.) при условии, что сохранится сложившаяся динамика.

Здесь предприятиям можно порекомендовать воспользоваться сравнительным анализом, который основан на сопоставлении наиболее значимых показателей деятельности предприятия с аналогичными показателями предприятий-конкурентов или со средними по отрасли показателями. Проведенный анализ структуры затрат и сравнительный анализ дают возможность выявить направления оптимизации затрат.

В целях принятия конкретных управленческих решений применяется методика определения и анализа носителей затрат. К носителям затрат относятся те или иные факторы, оказывающие непосредственное влияние на сумму затрат по определенной статье. Условно все носители затрат можно разделить на три группы: конструкция выпускаемой продукции (что производит предприятие), применяемая технология производства (каким образом предприятие производит и реализует) и управление производством (каким образом осуществляется управление предприятием).

В первую очередь проводится анализ по наиболее существенным статьям затрат. После выявления статьи, по которой отклонение будет самым значительным, формируется подробная управленческая отчетность, на базе которой затем проводится детальный анализ, направленный на выявление причин отклонений. К таким причинам могут быть отнесены как ошибки при планировании величины затрат, так и воздействие внешних факторов, которое было сложно предвидеть.

Все статьи затрат любого подразделения можно разделить на три группы:

- затраты, которые пересмотру не подлежат по причине жестких обязательств со стороны предприятия (заработная плата, заключенные договоры);

затраты, которые связаны с обязательствами, которые можно пересмотреть (имеется возможность расторжения договоров, однако могут последовать штрафные санкции);

затраты, которые можно отклонить или отложить на другие периоды без существенного ущерба для предприятия.

На основе приведенной классификации, снижение затрат возможно путем поэтапного исключения групп затрат: на первом этапе сокращаются затраты, входящие в третью группу, затем - входящие во вторую группу и только в крайнем случае - затраты, входящие в первую группу. Следует отметить, что пересмотр затрат, входящих в первую группу, приведет к необходимости внесения структурных изменений: штата персонала, величины заработной платы и т. д.

. Вместе с руководителями производственных подразделений разработать план сокращения затрат и распределить ответственность за его исполнение между руководителями.

Бюджетирование представляет собой универсальный инструмент управления затратами. Предприятие при разработке бюджета размер планируемых затрат ограничивает, тем самым управляя ими. Обязательным условием увязки систем бюджетирования и управления затратами выступает наличие общего органа управления - бюджетного комитета. Наиболее целесообразно в целях управления затратами сформировать матричную структуру бюджетного комитета, при котором каждая статья затрат находится под контролем руководителя как бюджетного центра, так и функционального центра.

Бюджет компании можно разрабатывать с применением нормативов затрат (нормирование), а также при помощи жесткого ограничения затрат структурных подразделений и установки руководством предприятия лимитов (лимитирование). Если бюджетирование на момент наступления финансового кризиса не велось, предприятию можно порекомендовать ограничиться составлением мастер-бюджета (бюджет доходов и расходов, прогнозный баланс и бюджет движения денежных средств), бюджетов по ключевым производственным подразделениям, а также сформировать бюджеты дебиторской и кредиторской задолженностей и перемещения сырья и материалов. Это даст возможность провести оптимизацию движения денежных потоков и удержать на заданном уровне затраты.

Для некоторых статей могут быть разработаны нормативы и лимиты, к примеру, коммерческие и общехозяйственные расходы: на представительские, командировочные, хозрасходы, канцтовары, ГСМ. Далее необходимо применять нормативы и лимиты по каждому подразделению и направлению бизнеса. При этом необходимо жестко контролировать исполнение бюджета на регулярной основе и анализировать выявленные отклонения фактически понесенных расходов от запланированных. Что касается норм расхода сырья и материалов в производстве, то внедрение регулярного пересмотра норм за счет совершенствования технологий, осуществление замеров (снятия остатков) и других мероприятий, обеспечивает экономию до 10% затрат.

· Ужесточение контроля по всем видам затрат

Целесообразно проводить тщательный анализ тех расходов, которые кажутся незначительными на первый взгляд.

Для того, чтобы оценить обоснованность тех или иных расходов, которые связаны с закупками или приобретением различных услуг, требуются сравнительные данные. Потому к каждой заявке на закупку сбытовому подразделению следует прилагать минимум три-четыре аналогичных предложения на поставку таких же товаров. Необходимо указывать в обязательном порядке цену и условия поставки. При рассмотрении такой заявки, руководитель может сделать вывод, соответствуют ли среднерыночному предложению закупочные цены, и не переплачивает ли предприятие.

· Мотивация персонала

Для сокращения затрат требуется, чтобы каждый сотрудник в сокращении затрат был заинтересован, для чего необходимо разработать систему вознаграждений.

Главная цель такой системы состоит в отслеживании вклада конкретных людей в снижение затрат. К примеру, можно сотрудников выпускающих цехов премировать на базе показателя затрат на рубль товарной продукции, за экономию ключевых, критически значимых ресурсов, специально премировать за разработку и внедрение организационно-технических решений по экономии ресурсов, по сокращению времени на переналадку оборудования и т.п. За основу может быть взята схема, при которой сотруднику выплачивается часть сэкономленных затрат.

Также возможно введение штрафов за нарушение трудовой дисциплины, что даст возможность сократить затраты на оплату внеурочного рабочего времени и повысить самодисциплину персонала.

· Горизонтальная и вертикальная интеграция. Горизонтальная интеграция предусматривает поиск возможностей организации закупок совместно с другим покупателем. Рост объемов закупок даст возможность позволит получить так называемые скидки за объем. Вертикальная интеграция предполагает более тесную работу с поставщиками основных наименований сырья и материалов (своевременное исполнение договорных обязательств, финансовая прозрачность и т. д.).

· Аутсорсинг

Однако в российской действительности к решению вопроса об аутсорсинге следует подходить крайне взвешенно, потому что существует значительное число рисков. Если говорить, к примеру, об аутсорсинге бухгалтерского учета, можно назвать риски, сопряженные с соблюдением конфиденциальности; аутсорсинге транспортной функции - риски нарушения сроков поставки и т. д.

Для большей части крупных предприятий, с точки зрения снижения затрат, оптимальной является схема так называемого инсорсинга. Другими словами, в рамках управляющей компании формируются подразделения, оказывающие услуги всем предприятиям, входящих в группу. С одной стороны, это дает возможность сэкономить путем исключения дублирования функций, с другой - приводит к повышению качества, поскольку предприятие может позволить себе принять в штат специалистов высокой квалификации, которые будут работать сразу на несколько подразделений.

· Экспресс-метод оптимизации бизнес-процессов, использование которого дает самые лучшие результаты, если предприятию требуется в сжатые сроки (не более 3 месяцев) повысить эффективность работы предприятия и улучшить его финансовое состояние.

Для экстренной оптимизации бизнес-процессов предприятия создается так называемая команда улучшения. В такую команду должны войти менеджеры и специалисты отделов, которые лучше всего ориентируются в самых проблемных сферах деятельности предприятия. От команды улучшения требуется описание схемы работы предприятия, которая отражает все основные происходящие на предприятии бизнес-процессы и взаимосвязь между ними. На этапе улучшения необходимо разработать систему ежедневной отчетности, которая отражает информацию о расходовании всех видов ресурсов (включая рабочее время). Повышенный контроль устанавливается над самыми дорогими и дефицитными ресурсами.

Анализ учета ликвидных активов необходимо начинать с проверки кассовых и банковских операций. Пристальное внимание следует обратить на состояние расчетов с поставщиками и покупателями и на управление запасами. При этом необходимо помнить, что скорость возврата предприятия к своему прежнему состоянию в таком случае будет равна времени, которое затрачено на достижение полученных результатов. Потому требуется разработать предложения по дальнейшему усовершенствованию деятельности предприятия с указанием сроков их реализации.

Имеется большое число методов управления затратами, задача финансового директора состоит в выборе оптимального метода на основе результата анализа затрат. В таком случае применяются способы, имеющие узкую направленность.

Мотивация персонала дает возможность сокращать затраты крайне незначительно, при этом нет уверенности, что применение системы мотивации даст положительный эффект. Горизонтальная и вертикальная интеграция дают возможность управлять только затратами на закупку сырья, материалов. Использование экспресс-метода дает временные результаты, после чего предприятие вернется в прежнее состояние. Наиболее универсальным и самым распространенным инструментом управления затратами считается бюджетирование, которое дает возможность обеспечить постоянный контроль практически над всеми затратами на предприятии.

Любой способ управления будет эффективным только при взаимодействии руководства и всего персонала, действия которых будут нацелены на достижение одной цели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать следующие выводы.

Калькулирование - это совокупность приемов определения себестоимости единицы продукции (услуг), производимой предприятием, а результат этого процесса получил название калькуляции.

Калькулирование себестоимости представляет собой необходимую предпосылку для обоснования цен и исчисления рентабельности по отдельным видам продукции.

Важным вопросом калькулирования себестоимости продукции выступает правильное определение объекта калькулирования. Под ним понимают калькулируемый вид продукции (услуг), на который относят соответствующие затраты. При определении объекта калькулирования следует учитывать особенности технологического процесса, характер производимой продукции, организационную структуру предприятия и цель калькуляции.

В управленческом учете классификация затрат обусловлена тем, какая управленческая задача должна быть решена, к примеру, определить себестоимость продукции или прибыль от ее продаж, дать оценку результатов деятельности центра ответственности и пр. В управленческом учете используются следующие классификации затрат:

на постоянные и переменные;

на прямые и косвенные;

на релевантные и нерелевантные.

К основным методам отнесения затрат на объект калькуляции относятся:

) прямое отслеживание (direct tracing)

) причинно-следственное распределение

) условное распределение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арсеньев О., Беспалов С. Расчет себестоимости продукции. Методы распределения затрат// http://fd.ru/articles/17552?from=loginform&rndlink=9e7264faa4dfff4e48eb36c135886cd4

.Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2010

.Евдокимов Н.А. Проблемы распределения затрат и расчета себестоимости// http://systech.miem.edu.ru/2004/n2/Evdokimov1.htm

.Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2011

.Финансовый менеджмент: Учебник ⁄ Под ред. Е.С. Стояновой - 5- е изд., перераб. и доп. - М .: Изд-во «Перспектива», 2011

Похожие работы на - Калькуляция себестоимости продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!