1568 - 1639) в своем произведении "Город Солнца". В фантастическом Городе Солнца, живут солярии - жители, построившие идеальное общество, которое основано на социальной справедливости, и наслаждаются трудом и жизнью.
Согласно Кампанелле, в Городе Солнца:
нет частной собственности;
результаты труда являются собственностью всего общества и поровну деляются между его членами;
труд одновременно совмещен с обучением;
жизнь соляриев подчинена регламенту до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;
солярии вместе ходят с работы и на работу, вместе трудятся, вместе едят, вместе отдыхают, вместе поют песни;
огромное внимание уделяется воспитанию: после рождения ребенка забирают у родителей, и воспитывают в специальных школах, где обучают наукам и приучают к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель, который избирается соляриями - Метафизик. Он владеет всеми знаниями и профессиями своей эпохи.
Идеи социалистов-утопистов, которые выдвигались в эпоху Возрождения, являлись ответом на социальную несправедливость, имевшую место в то время. У этих идей было множество сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
Утопический социализм можно характеризовать как идеологию, которая содержит определенные ценности. На эти ценности ориентируются ее носители и технологии, воплотить которые желают политики - носителя данных ценностей.
Вместе с ценностями, утопические теории содержат в себе разработанные технологии создания и поддержки отношений равенства в обществе.
Хотя идеи утопического социализма содержали в себе множество противоречий, но другими они быть не могли, так как идеологи данной теории пытались совместить несовместимые политические и социальные моменты. Впоследствии утопический социализм подвергли критике и представители буржуазной идеологии, и марксисты, претендовавшие на роль теоретических социалистов.
Задание 2
а) Каковые характерные черты эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения охватила период с XIV до конца XVI - начала XVII вв. Термин "Возрождение", или "Ренессанс" был введен Якобом Буркхардтом, который в 1860 г. опубликовал книгу "Культура Ренессанса в Италии". Эти два понятия давали характеристику, в основном, культуре Италии, которая стала в тот период центром притяжения европейских умов, объединенных именем гуманистов. И хотя понятие "гуманизма" появилось позже, именно оно полностью характеризует философскую мысль данной эпохи. "Гуманизм" как направление появилось вне школьной традиции. Оно сосредоточилось в кружках, возникавших при дворах государей или меценатов. В основном, гуманистами являлись ученые, у которых не имелось ученых званий, и которых объединял не сословный признак, а именно и только их образованность. Гуманистом считали человека, для которого изучать греческую и латинскую древность, являющуюся образцом культуры, являлось необходимостью. Исследовать и переводить на национальные языки оригиналы работ классиков античности, являлось основой их деятельности.
Эпоха Возрождения кардинально поменяла картину мира. На эти изменения повлияли открытия Николая Коперника (1473 - 1543). Геоцентрическая система уступила место гелиоцентрической, результатом чего стала десакрализация космоса, разрушилась иерархическая структура мироздания, которая была основана на Библии. Был провозглашен принцип самодвижения тел, а мир предстал в виде неизмеримой бесконечной сферы, где не существует ни неба, ни земли. Это повлияло на то, что стали уже не нужны интеллигенции, ангелы и неподвижный перводвигатель.
Философия Возрождения разделяется на два направления, которые взаимопредполагают друг друга: гуманистическое и антропоцентрическое, которое относится к середине XIV в. - середине XVI в., и натурфилософское, ко второй половине XV в. - началу XVII в.
Дух эпохи Возрождения проявился в сфере философии государства и права, и выразился в развитии учений о естественном праве и разделил политику и мораль.
В культуре эпохи Возрождения произошла глобальная смена общемировоззренческих устоев на всех уровнях, - от религиозного до художественно-эстетического, от философского до обыденного. Центром мировосприятия эпохи Возрождения был уже не Космос античности, не Бог средневековья, а человек.
Период позднего Возрождения напрямую повлиял на начавшуюся впоследствии эпоху научной революции. Открытия Коперника, Бруно и других ученых перевернули направления научных исследований как в астрономии, так и во всей науке в целом.
б) В чем суть рассуждений Дж. Бруно о бесконечности миров?
Джордано Бруно (1548 - 1600) родился в г. Нола, при рождении получил имя Филиппе. Проходил службу в войсках неаполитанского вице-короля. В 1562 г. был слушателем лекций в Неаполитанском университете. Когда вступал в доминиканский орден, взял себе имя Джордано. После того как он выразил сомнения в догмате Троицы, началось инквизиционное расследование. В попытках оправдаться Бруно пришлось бежать в Рим, а затем, он сбросил монашеское одеяние и бежал в Северную Италию, потом в Женеву. Франция, Англия, Германия, Чехия - все эти страны увидел Дж. Бруно пока скрывался от инквизиции. После своего возвращения в Италию, он поступил на службу в Венеции домашним учителем в доме патриция Джованни Мочениго, который требовал открыть ему "тайные науки". Мочениго не преуспел в познании наук и выдал Бруно инквизиции. С 1592 г. Бруно пребывал в тюрьме, затем по приговору инквизиции его сожгли в Риме.
Из этого можно сделать два вывода:
) человек, являясь индивидуальным миром, в то же время является единством всеобщего и индивидуального, так как он бесконечен, неисчерпаем и имеет потенциальную возможность завладеть всеми модусами бытия;
) желание обладать данными модусами может реализовываться только с помощью процесса познания.
Идея о бесконечности Вселенной влечет за собой вывод о том, что познание бесконечно, неисчерпаемо относительно Вселенной и каждого индивидуального мира, который является тождеством максимума и минимума, что и есть Богом. Исходя из этого, становится очевидным то, что идея Средневековья о причастии всего к Всеобщему субъекту теряет смысл. Задача познать частных равноправных субъектов-индивидов, в качестве вселенных становится реальной. С одной стороны, формируется нововременное представление о природе, в соответствии с которым она совершенно противоположна субъекту познания, имеет бесконечное множество образов и выражается бесконечности ее познания субъектом, а с другой стороны - утверждается идея всеобщей одушевленности - панпсихизма, так как материя, которая наполнена жизнью и красками, наделяется субъектностью. Это объединяет познающего субъекта с познаваемым объектом и позволяет исследовать внешний мир в качестве самопознания индивида ("О героическом энтузиазме").
Результатом познания, которое является любовью, становится то, что чем больше предмет становиться "своим", тем больше выявляется его чуждость и бездонность. Исходя из этого, познание не может являться спокойным созерцанием. Оно требует большой активности познающей личности ("энтузиаста"), и в итоге становиться познанием самой себя ("мои же мысли, на меня бросаясь, несут мне смерть. "). Новые функции и характеристики мышления проявляются в интеллекте, воле, чувствах, взаимодействие воли и интеллекта. Мышление, согласно Дж. Бруно - не является всего лишь "всеохватывающей точкой", как у Николая Кузанского, оно является мышлением личности, происходящем в процессе спора двух логических начал - спора интеллекта и воли. Интеллект постигает вещи умом, согласно свойственным ему характеристикам, а воля постигает их натурально, в соответствии с их собственным значениям. Мышление обнаруживает свою амбивалентность. Деятельностью интеллекта является его активность. Но сама деятельность обнаруживает в интеллекте то, что он уже знает, тем самым показывает мнимость активности. Чтобы реализовать познание, необходимо самого себя превратить в предмет познания. А здесь и начинает действовать воля, которая отделяет предмет от субъекта. Истинное познание, согласно Дж. Бруно, возможно лишь в взаимодействии интеллекта и воли.
эпоха возрождение мор кампанелла
в) Каковы основные положения политической философии Н. Макиавелли?
Италии конца XV - начала XVI в. характеризуется появлением начал социальной философии, которая делала акцент на анализе гражданского общества, политики и права. В стране из-за Итальянских войн в это время был глубокий кризис. Италия была конгломератом разных государственных образований: в ней были представлены демократические, олигархические и купеческие республики (города-государства), тирании, монархии, феодальные княжества. Для того, чтобы объединить Италии требовалось осмыслить представления об идеальном государе. С именем Никколо Макиавелли связано начало политической философии.
Никколо Макиавелли (1469 - 1527) на политической арене появился в 30 лет. Он был избран вторым секретарем одной из канцелярий Флорентийской республики. В дальнейшем он занял должность секретаря Совета Десяти. После того как пала республика и вернулись Медичи Макиавелли оказался в тюрьме, а после его сослали в имение. В дальнейшем республика отказалась от его услуг в качестве секретаря.
Макиавелли принадлежат такие труды как "Государь", "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Диалог о военном искусстве",
Макиавелли провозгласил политическую мысль автономной от мысли спекулятивной и мысли этико-религиозной. К принципам такой мысли он относил реализм и концепцию умного государя. В трактате "Государь" были представлены практические советы, но они не являлись этическим кредо Макиавелли. Только с позиции политического поведения можно рассматривать проблему нравственных качеств правителя, а не человека вообще.
Согласно Макиавелли, в мире не существует места Божественному вмешательству. История опускается с небес, и становится исключительно человеческой. Свобода воли реализуется на земле. К основным терминам, которые ввел Макиавелли, относились "разум государства" и "переворот", который заменил собою "традицию". Переворот воплощает в себе природную необходимость, или закономерность, но не жестко детерминированную, та как история не является безличным ходом вещей. История является результатом воздействия судьбы. А судьба - это разрушительная река, к течению которой человек обязан приспосабливаться путем угадывания, узнавания и понимания ее границ. Приспосабливать же разнообразные и многочисленные помыслы людей может только умный правитель, который стремиться к завоеваниям, считает благом выигранное время, могущественен и использует религии, что и относится к его добродетелям. До этих пор, считал Макиавелли, смирение считалось христианством наивысшим благом для человека. Такой образ жизни привел к обессиливанию мира. Поэтому новая религия должна воспитывать мужество, гражданскую добродетель, любовь к земной славе. Религия и мораль должны быть подчинены политике. Критерий правильного государственного ведения дел - это успех и польза любой ценой. Государь же является разумным политиком, который применяет правила политической борьбы, ведущие к успеху. К таким правилам относятся: уметь быть недобродетельным, использовать добродетель только когда это необходимо. История, совершающаяся на земле, всегда бывает несовершенной, что и является объяснением политического поведения. Поэтому здесь необходима репутация добродетельности, но не сама добродетель, мнение, но не истина.
В труде "Государь" Макиавелли повествует не о наследственном монархе, а о "новом государе", который способен создать государство, по образцу Римской республики. Макиавелли считает, что разделение общества на страты является естественным, но оно не должно наследоваться, как это было у земельной феодальной аристократии, которая праздно жила на доходы от владений, так как такая ситуация является вредной для республики и враждебной для любой гражданственности.
Отличие политическая философия от философии Реформации, которая исследовала отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, заключалось в том, что она исследовала вопросы управления государством, существующим в действительности, а так же способы влияния на людей, приемы политической борьбы. Философия Макиавелли опиралась на следующие главные положения:
человек изначально имеет злую природу;
эгоизм и стремление к личной выгоде являются движущими мотивами поступков человека;
совместно существовать люди не смогут, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
для того, чтобы обуздать низменную натуру человека и его эгоизм создается особая организация - государство;
правитель, руководя государством, не должен забывать о низменной природе своих подданных;
правитель должен создавать впечатление благородности и щедрости, но в действительности не быть таковым, так как при взаимодействии с действительностью данные качества повлекут к противоположный результат (правителя свергнут либо далеко не благородные соратники либо противники, а казна уже пуста);
в борьбе за освобождение родины от иностранного захватчика и за ее независимость правитель может прибегнуть к применению любых средств, в том числе аморальных и коварных.
Философия Макиавелли, была основана на реалистичном отношении к действительности, которая его окружала. В дальнейшем для большого числа политиков как средневековой, так и последующих эпох она стала определенным руководством к действию.
Задание 3. Дать определение понятиям
Антропоцентризм - (от греч. anthropos - человек <#"justify">Идеи, определяющие современное сознание в различных сферах духовного творчества, являются самостоятельными и независимыми от религии системами. При этом секулярность в различных модификациях является отличительной чертой именно социума современного типа. Секуляризация является не одномерным механическим "преодолением религии", а трудным, морально двойственным и неоднозначным по своим итогам процессом. Исходя из изысканий, которые провели Э. Дюркгейм, Э. Трёльч, М. Вебер, а после этого П.А. Сорокин, П. Бергер, X. Люббе, основой нынешней светской европейской культуры является средневековая христианская культура. Больше того, развившиеся нестандартные религии и укрепившие позиции давным-давно сложившиеся церкви в конце ХХ в. дают основание говорить о возрождении религии в качестве непременного компонента европейской культуры.
Макиавеллизм - термин, который применяется для обозначения беззастенчивой политики, суть которой заключается в достижении своих целей, путем игнорирования норм морали. Н. Макиавелли в действительности говорил, что всякое действие государства, а так же его правителя допускается, особенно в межгосударственных, внешних отношениях, если оно может обеспечить превосходства для своего собственного государства. Но отрыв политики от морали не был, изобретением Макиавелли. Это была и во многом остается настоящая политическая практика. Позднее, Г. В.Ф. Гегель настаивал на идеи о том, что мораль нужна индивидам, а в отношениях между странами - прав тот, кто сильнее. Постепенное становление цельного общества и подлинно мировой истории полагает, что мораль начнет все больше охватывать не только отношения индивидов и их групп, но и область политики и отношений между странами.
Пантеизм (греч. pan - всё и theos Бог) учение о том, что все есть Бог; учение, которое обожествляет Вселенную, природу (пантеизм в качестве религиозного натурализм <#"center">Список использованной литературы
1.Якушев А. Философия (конспект лекций) М.: Приор-издат, 2004. - 224 с.
2.Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.
.Философский энциклопедический словарь. 2010.
.Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
.Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп., - М: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005 - 608с.
.http://www.politike.ru/dictionary/274/word/utopicheskii-socializm