возрождение философия кузанский утопия
Введение
Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы - это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов - крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции.
Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии. Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV - XVI вв. в городах западной Европы.
Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью.
Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей. Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.
«Величайший прогрессивный переворот", каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, "которая нуждалась в титанах и которая породила титанов", была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и разнообразие философской мысли XIV-XVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики, ренессансная философия являлась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим "великим системам" XVII столетия и эпохе европейского Просвещения.
С точки зрения этой философии истинно не то, что считалось истиной в течение столетий, не то, что сказано Аристотелем или Фомой Аквинским, а лишь то, что представляется достоверным и убедительным собственному рассудку. Философия больше не хочет играть роль "служанки" богословия.
Таким образом, к характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
. Формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы;
. Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики;
. Антропоцентризм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
. Перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию.
Всемирная история: (учебное пособие ). - М: Мысль, Т.2. 1985 г.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры - М.: Мысль, 1972. - с.273
А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия. <http://terme.ru/dictionary/181/>
Зотов А.Ф., Миронов В.В., Философия: учебник - М.: академический Проект, 2003. - 656с. - (Gaudeamus).
История мировой философии /под ред. В.Д.Губина. М., 2008.
История философии /под ред. В.В. Васильева. М. 2008.
Кузнецов В.Г., Философия: учебник - М.: Инфра-М, 2005. -519с
Любимов Л.С., Искусство Западной Европы - М.: Просвещение, 1996
Мир Философии. Кн. для чтения .Москва .,1991 г.
Макиавелли Н. Государь. Размышления над первой декадой Тита Ливия/ Н. Макиавелли. Минск, 2003
Прохоров А.М., Советский Энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1990 - 1631с.
Реале Дж. Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней - Спб.: Петрополис, 1994
Сидорина Т.Ю., Философия: учебник -М.: Гардарики, 2003. - 828с.
Философский словарь. - М., 1986 г.