Консерватизм и либерализм в истории социальной философии (на примере Карамзина Н.М.)

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,36 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Консерватизм и либерализм в истории социальной философии (на примере Карамзина Н.М.)















Консерватизм и либерализм в истории социальной философии (на примере Карамзина Н.М.)

Введение

Смена идеологии, характерная для 80-х годов XX века вызвала живой интерес к консерватизму, что повлекло необходимость переосмыслить, посмотреть «свежим взглядом» на данный вопрос.

Достаточно долго политические, общественные деятели видели в консерватизме только приверженность к отжившему строю, старым порядкам и непринятие всего нового, передового. В наше время к феномену консерватизма общественность уже не поворачивается спиной. Этот факт говорит не только об интересе к данной теме, но и о новом витке ее развития.

Что волнует современных консерваторов?

.Русский исторический и духовный опыт бесценен. Зная бесценность данного опыта и видя актуальность направления консерватизма, современные консерваторы видят необходимость выделить идейное ядро данного направления.

.На данном этапе консерватизм не является официальной идеологией Российской Федерации, но в довольно широких кругах российского общества его идеи воспринимаются весьма положительно.

.Совершенно бессмысленно говорить о «голом» консерватизме, не осознавая, не желая понять, что идеологические постулаты консерватизма уходят корнями в традиционную русскую духовность и культуру, фундаментом которой является православие.

Из века в век Русская Православная Церковь является «бессменным хранителем высоких духовных начал». Дискуссии о необходимости поиска собственных ценностных оснований следует ориентировать на обращение к Русской Православной Церкви, как хранительнице традиционной русской духовности.

1. Социально-политическая и правовая мысль в России начала XIX века

.1 Становление политических взглядов Н.М. Карамзина

Консерватизм (от лат. conservo - сохраняю, охраняю) - общественно-политическое течение, возникшее к концу XVIII века, как реакция на философию рационализма и индивидуализма Нового времени, теорию прогресса, эксцессы Французской революции конца XVIII века.

В течение многих лет понятию консерватизма изначально придавалась негативная окраска. Консерватизм стал синонимом таких определений, как: «реакционер», «ретроград», и т.п. Считалось, что «консервативного творчества», как такового быть не может, поскольку основной идеей консерватизма является «приверженность к старому, отжившему и вражда ко всему новому, передовому».

Первая четверть XIX века характеризуется появлением теоретиков, практиков русской партии. Их произведения носят программный характер, они издаются. По идеологическим соображениям создаются общества, салоны, кружки. Лидеры этого течения не только заняли крупные государственные посты, но и периодически влияли на внутреннюю и внешнюю политику самодержавия.

Основы русского национально-патриотического направления были заложены Г.Р. Державиным, Н.М. Карамзиным, А.С. Шишковым, Ф.В. Растопчиным, С.Н. Глинкой, М.Л. Магницким, великой княгиней Екатериной Павловной и другими мыслителями и практиками этого течения.

Русская партия, как и близкая ей западноевропейская партия консерваторов (Э. Берк, Ж. де Местр и др.), появилась в конце XVIII - начале XIX века как реакция на процессы «западнизации» России. Взгляды ее деятелей представляли собой реакцию на рационализм и индивидуализм Нового времени, теорию прогресса, кровавым воплощением которых стала Французская революция.

Из трех основных тем европейского консерватизма первой половины XIX в. - противостояния революции, рационализма и индивидуализма нарождающейся буржуазной цивилизации - Карамзин выбрал для себя, пожалуй, лишь одну. Ею стала проблема социальной революции, которую Карамзин рассматривал как страшную катастрофу, способствовать предотвращению которой - долг чести каждого дворянина. «Французская революция относится к таким явлениям, которые определяют судьбы человечества на долгий ряд веков»,- писал он, убежденный в общности и универсальности исторического процесса, и добавлял, что этим событием «начинается новая эпоха».

Передовые деятели русского консерватизма противостояли самой распространенной на тот момент форме западничества - галломании, то есть непомерное стремление части русской элиты того времени к французским культурно-языковым моделям. Данное непомерное стремление неуклонно вело к распаду национального самосознания. Патриоты того времени всеми силами пытались сохранить русские традиции. Они считали, что только национальные русские традиции обеспечат органичное развитие общества. Основным фундаментом национальных русских ценностей для них было православие, которое помогало осмыслить все исторические процессы и каждого человека, как личность. Патриоты того времени считали, что только самодержавное государство, семья, школа, армия, самобытная национальная культура являются основными хранителями национальных ценностей.

Деятели русской партии вели непримиримую борьбу с идеологиями, основанными на атеизме, рационализме, космополитизме, индивидуализме, культе революции. Консерваторы считали, что если появится необходимость социальных перемен, то эти перемены должны осуществляться чрезвычайно осторожно и постепенно. Абсолютизация принципов новизны была чужда им.

Одним из самых ярких представителей русского консерватизма начала XIX века является Н.М. Карамзин.

В 1784 году смерть отца изменила жизнь Карамзина. Он выходит в отставку и возвращается в Симбирск. Там же, в Симбирске, вступает в масонскую ложу «Золотого венца». В 1785 году Карамзин переезжает в Москву, и сближается с московскими масонами из окружения Н.И. Новикова. На первых порах, сблизившись с новиковцами, под влиянием которых формируются его взгляды, литературные вкусы, также интерес к литературе французского просвещения, «энциклопедистам», Монтескьё, Вольтеру. Карамзин казался окрыленным, жизнерадостным: ему казалось, что это то общество, которое поможет его идеям и стремлениям дать жизнь, и в последствии изменит жизнь России.

Эйфория длилась недолго. Столкнувшись с мистической стороной и обрядами масонства, Карамзин был разочарован, подавлен. По утверждению Я.К. Грота, Карамзин «отзывался о новиковском обществе несочувственно; по своему отвращению от всякого мистицизма, по нерасположению ко всему неопределенному и неясному он не мог долго оставаться в кругу масонов и скоро отстал от них, потому что не удовлетворялся мистическою стороною их учения. Но в воззрениях их была еще другая сторона: дух религиозного благочестия, патриотизма, благоволения к человечеству и братской любви к ближнему. Этот самый дух распространен в сочинениях Карамзина и был, конечно, по крайней мере в известной степени, плодом пребывания его в масонском обществе».

В конце 1780-х гг. Карамзин публикует свои собственные сочинения и переводы в периодических изданиях: «Размышления о делах Божиих...», «Детское чтение для сердца и разума».

К 1788 году Карамзин охладевает к масонству. Желая написать книгу о Европе, как о царстве просвещенного разума, в 1789-1790 гг. уезжает заграницу. Побывав в Германии, Швейцарии, революционной Франции и Англии, знакомится с И. Кантом, Ш. Бонне, И.К. Лафаретом. В Париже неоднократно посещает Национальное собрание, в Лондоне присутствует на заседаниях парламента и Верховного суда.

Лично познакомившись с Европой, Карамзин начал критически относиться к передовым идеям.

В 1790-е гг. Карамзин чувствует себя опустошенным, идеалы Просвещения потеряли для него ценность, однако в целом остается на западнических, космополитических позициях. Лозунг данного периода жизни Карамзина: «все народное ничто перед человеческим. Главное дело быть людьми, а не славянами».

В эти годы Карамзин много трудится на литературном поприще: создает новое литературное направление - сентиментализм, осуществляет масштабную реформу русского языка:

.ориентирует русский язык на французские литературные модели;

.приближает русский язык к разговорной речи.

Даже совершив эту масштабную реформу, Карамзин понимает о необходимости создания русского бытового языка.

2. Социально-политические взгляды Н.М. Карамзина

Возвратившись из-за границы, Карамзин опубликовал «Письма русского путешественника» (1791-1792), которые принесли ему всероссийскую известность. В этом произведении он в целом стоял на точке зрения «гуманистического космополитизма и апеллирующего к универсальному прогрессу просветительства». Космополитические и западнические мотивы задавали тон «Письмам...».

Находясь на позиции космополитизма, Карамзин осознает значение исторических русских традиций, категорически осуждая революционные перемены, отдавая предпочтение постепенным органичным изменениям: «Всякое гражданское общество, веками утвержденное, есть святыня для добрых граждан; и в самом несовершеннейшем надобно удивляться чудесной гармонии, благоустройству, порядку. Утопия будет всегда мечтою доброго сердца или может исполниться неприметным действием времени; посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания, добрых нравов. …Всякие насильственные потрясения гибельны. …Легкие умы думают, что все легко; мудрые знают опасность всякой перемены и живут тихо».

Карамзин считал, что только самодержавие может до разумной степени стеснять «природную вольность» человека, но это стеснение необходимо для сохранения «единой целости гражданского порядка». Между самодержавием и самовластием нет знака равенства, самодержавие не является «врагом свободы в гражданском обществе». Только при самодержавии Россия может, по мнению Карамзина, развиваться органично.

Император Александр I - либерал, Карамзин - консерватор…

«Обыкновенно, желая снискать милость правителя, люди посылают ему в дар то, что имеют самого дорогого или чем надеются доставить ему наибольшее удовольствие, а именно: коней, оружие, парчу, драгоценные камни и прочие украшения, достойные величия государей. Я же, вознамерившись засвидетельствовать мою преданность Вашей светлости, не нашел среди того, чем владею, ничего более дорогого и более ценного, нежели познания мои в том, что касается деяний великих людей, приобретенные мною многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших».

В 1811 году Карамзиным написана записка «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (один из вариантов названия). Младшая сестра царя Александра I, великая княгиня Екатерина Павловна, не приветствовала сторонников либеральных и реформистских идей, вокруг нее группировались противники данных течений. «Записка…» была написана Карамзиным именно по ее просьбе. Вскоре она была прочитана и Александром I. Император негодовал…

«Записка…» Карамзина состоит из трех частей:

.краткий очерк истории России с древнейших времен до 1801 года;

.критика либеральных преобразований Александра I;

Осознавая то, что «настоящее бывает следствием прошедшего. Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее», Карамзин приходит к выводу, что «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием».

Вторая часть «Записки…», в которой Карамзин довольно резко критикует либеральные начинания Александра I, его внешнюю и внутреннюю политику: «Россия наполнена недовольными; жалуются в палатах и в хижинах, не имеют ни доверенности, ни усердия к правлению, строго осуждают его цели и меры» - явно пришлась императору не по душе.

Безграмотные, ведущие в никуда преобразования царских советников, Карамзин обличал и посредством слова пытался вразумить: «Вместо того, чтобы немедленно обращаться к порядку вещей Екатеринина царствования, утвержденному опытом 34 лет и, так сказать, оправданному беспорядками Павлова времени, вместо того, чтобы отменить единственно излишнее, прибрать нужное, одним словом, исправлять по основательному рассмотрению, советники Александровы захотели новостей (новшеств) в главных способах монаршего действия, оставив без внимания правило мудрых, что всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надобно прибегать только в необходимости».

Преобразования в государственных учреждениях Карамзин считал ошибочными и нелогичными. Законодатели того времени создавали различные министерства - государственные учреждения нового типа. Карамзин поддерживал позицию Макьявелли, говоря, что мы сохраняем вещь, а меняем только имена (Макьявелли был убежден в необходимости сохранять для народа привычные названия при переменах в государственных учреждениях).

Вместо перестройки учреждений на новый лад необходимо, по мнению Карамзина, назначить 50 добросовестных и умных губернаторов, которые «обуздают хищное корыстолюбие нижних чиновников и господ жестоких, восстановят правосудие, успокоят земледельцев, ободрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и народа». «Не формы, а люди важны. …Да способствует Бог Александру в счастливом избрании людей! …Да будет … правило: искать людей!»

Признавая пользу деятельности Петра I, Карамзин считал недопустимым искоренение древних, веками устоявшихся традиций и насильственное введение иностранных обычаев: «Перемены, сделанные не ручаются за пользу будущих: ожидают их более со страхом, нежели с надеждой, ибо к древним государственным зданиям прикасаться опасно. Россия же существует около 1000 лет и не в образе дикой Орды, но в виде государства великого, а нам все твердят о новых образованиях, о новых уставах, как будто бы мы недавно вышли из темных лесов американских! Требуем более мудрости хранительной, нежели творческой. Если история справедливо осуждает Петра I за излишнюю страсть его к подражанию иноземным державам, то оно в наше время не будет ли еще страшнее?», тем самым Карамзин сформулировал основные принципы охранительной идеологии, которые в последствии явились основным фундаментом и охранительной идеологии николаевской эпохи.

Теория естественного права, выражавшая идею естественного равенства людей, также критиковалась автором «Записки…»: «Не знаю, хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу (ибо тогдашние обстоятельства не совершенно известны), но знаю, что теперь им неудобно возвратить оную. Тогда они имели навык людей вольных - ныне имеют навык рабов. Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно готовить человека исправлением нравственным». Карамзин делает акцент на значимости духовенства: «Не довольно дать России хороших губернаторов, надобно дать и хороших священников, без прочего обойдемся и не будем никому завидовать в Европе». Синод, пишет Карамзин, по своему значению должен быть поставлен рядом с Сенатом.

«Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми - Государь, единственный законодатель, единственный источник властей. Вот основание Российской монархии...»

Император был самолюбив, тщеславен. Карамзин знал это, но здравость собственной мысли и логичная, трезвая оценка происходящего в стране все-таки оставляли небольшую надежду на то, что он, Карамзин, «достучится» до Александра I . Слава Богу, это произошло.

Царь неоднократно перечитывал записку Карамзина, сравнивал приведенные аргументы с реалиями жизни… Доводы Карамзина были логичны и обоснованны, к тому же Карамзин не просто изложил свое собственное мнение, а выразил настроения основной массы дворянства.

Либеральные реформы были прекращены, Сперанский отправлен в отставку, а затем сослан.

Заключение

социальный политический карамзин

"Карамзин представляет, точно, явление необыкновенное", - писал Н.В. Гоголь в "Выбранных местах из переписки с друзьями", подразумевая под этими словами ту громадную роль, которую сыграло творчество мыслителя в духовной жизни "нашей чудной России". Писателя, "оказавшего великие и бессмертные услуги своему отечеству", видел в Карамзине В.Г. Белинский(2).

Вклад Карамзина в отечественную культуру огромен. Оригинальный политический мыслитель, историк, литератор. Основные идеи Карамзина можно назвать консервативно-монархическими. Национальные особенности России Карамзин ставит во главу угла. Мысль о том, что самодержавие должно быть свободно от деспотических крайностей, а государь - мудрый правитель, руководствующийся законом Божьим и совестью, красной нитью проходит через все его творчество.

Научные выводы, характеристика и оценка исторических процессов, сделанные Карамзиным, позволяют судить о нем, «как об авторе яркой политической доктрины, как об одном из основателей целого направления русской общественной мысли XIX века - отечественного консерватизма».

Также необходимо отметить, что существует пробел в изучении социально-политической позиции Карамзина. Полагаю, что это связано с идеологической конъюнктурой, существующей во все времена.

Несмотря на существующий пробел, наследие Карамзина всегда играло роль в общем анализе исторического процесса.

Интерес, возросший к консерватизму в 80-х гг. 20 века, говорит о том, что «пришла очередь комплексного исследования всей русской консервативной традиции, что предполагает как изучение проблемы возникновения и формирования консервативной идеологии в России, так и сравнительный анализ идейного комплекса отечественных и европейских консерваторов, а также выяснения специфики и основных направлений русского консерватизма с учетом социально-экономических и политических особенностей России».

Библиография

1.Гоголь Н.В., Выбранные места из переписки с друзьями. XIII. Карамзин // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т.8. М., 1952.

2.Иоанн (Снычев), митр. Битва за Россию. - СПб., 1993.

3.Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1987.

4.Макьявелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М.: АСТ, 2010.

5.Грот Я.К. Очерк деятельности и личности Карамзина // Торжественное собрание императорской Академии наук в память столетней годовщины рождения Н. М. Карамзина. СПб., 1867.

6.Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: Наука,1991.

7.Русский консерватизм середины XVIII - начала XX века: энциклопедия/отв. ред. В.В. Шелохаев. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 639.: ил.

Исследования

1.Ермашов Д.В. Социально-политические взгляды Н.М. Карамзина. М.: Диалог-МГУ, 1998.

2.Китаев В.А. Век XIX: пути русской мысли. Нижний Новгород, 2008.

.Минаков А.Ю. Русская партия в первой четверти XIX века. М.: Институт русской цивилизации, 2013.

Похожие работы на - Консерватизм и либерализм в истории социальной философии (на примере Карамзина Н.М.)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!