Консерватизм: его место и роль в жизни белорусского общества и государства

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,99 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Консерватизм: его место и роль в жизни белорусского общества и государства

Тема лекции: Консерватизм: его место и роль в жизни белорусского общества и государства

консерватизм идеология принцип

Консерватизм представляет собой совокупность социально-философских идей, а так же экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам. Консерватизм как идеология не всегда тождествует программам политических партий, называющих себя консервативными.

Современный европейский консерватизм возник в историческом интервале между 1750 и 1850 гг. Как реакция на исторические перемены, потрясшие европейские страны. Это понятие впервые было закреплено за английской политической партией тори во время дебатов по избирательной реформе, закончившихся принятием в 1832 г. Билля о реформе.

Консервативная реакция на перемены может быть весьма различной. Это и открытая оппозиция, опирающаяся на представление о современной модели общества как справедливый для всех времен, и реакционная, направленная на восстановление общественного устройства, существовавшего в более ранний период. Консерватизм не признает одной раз и навсегда избранной формы общественного устройства, обращая внимание главным образом на природу изменений и настаивая на том, что они должны быть только постепенными, эволюционными.

Его характерной чертой является оппозиция определённым видам реформ, в особенности тем, которые исходят из абстрактных идей, а не из объективного хода развития деятельности. В идеологическом плане консерватизм может принимать различные формы.

Термин консерватизм был впервые употреблён французским писателем - романтиком Ф. Шатобрианом, давшим название Консерватор периодическому изданию, предназначенному для пропаганды идей политической и клерикальной реставрации. Это понятие вошло в широкий обиход в Германии в 30-е года XIX века, а в Англии было официально принять в 1835г. И стало обозначать идеологию феодально-аристократической реакции периода французской буржуазной революции конца XIX века, а так же критику идей просвещения справа и апологию феодальных устоев, и дворянско-клерикальных привилегий.

Консервативная идеология противостоит идеалом либерализма и революционного радикализма в преобразовании общественных устоев. Основной смысл идеологии консерватизма состоит в оправдании исконных традиций и социальных институтов (патриархальной семьи, общины, церкви, гильдии, аристократии и т.д.), которые считаются проявлением естественного закона, вырастают естественным историческим путём из естественной природы человека и общества.

В противовес либеральным воззрениям на природу человека, отстаивающим идеалы свободы, равенства, братства, консерваторы считают, что человеческой природе изначально присуще несовершенство, что радикальное переустройство общества всегда обречено на неудачу, поскольку при этом нарушается веками установленный естественный порядок, соответствующий природе человека, которому совершенно чуждо понятие свободы. Отцом - основателем классического консерватизма является английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Берк (1729 - 1797). В 1790г вышла в свет его книга Размышления о революции во франции (её считают библией консерватизма), где он первым критиковал французскую революцию и впервые сформировал основные принципы идеологии консерватизма. Эти идеи Берка породили многочисленных последователей.

В России основы консервативной политической философии были заложены Н.Н. Каранзиным в Записке о древней и новой России (1811г.), а также в Истории государства Российского (1804 - 1829 гг.).

Среди видных представителей белорусской социально-политической мысли идеи западно-европейского консерватизма не носили своих явных последователей и преверженцев, по - водимому в силу особенностей социально - исторического развития белорусского общества, Длительное время лишенного самостоятельного политического пути, возможности быть субъектом своей собственной исторической судьбы. Однако исследователи культуры Беларуси XVI - XVII вв. Склонны оценивать социально политические взгляды С. Будного как умеренно - консервативные, поскольку он является приверженцем активной социальной деятельности в рамках существующих общественных институтов. Уравнительным социальным идеям и требованиям государства и полной свободы для всех, выдвинутыми представители радикального направления С. Будный противопоставил модель общественного устройства, основанную на мирном сосуществовании и сотрудничестве различных социальных групп, развивающихся эволюционно, без революционных потрясений.

Выделяются следующие основные принципы и положение идеологии консерватизма:

. Принцип заведенного порядка вещей как право давности (Э. Берк) Согласно данному принципу общество - продукт естественного исторического развития, а его институты не являются искусственным изобретением, т.к. Воплощают в себя мудрость предков.

. Основой грагиданского общества является религия, т.к. Человек существо религиозное.

. Основой поведения человека является опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории, т.к. Человек существо инстинктивное, чувственное и разумное.

. Общество (сообщество людей) есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно ценится выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.

. Принцип антиэталитаризма, согласно которому люди от природы не равны и поэтому в обществе неизбежны различия, иерархия и право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признаётся равенство людей только в сфере морали и нравственности, отношений перед Богом и божественным правосудием. Консерватизм - последовательный антиэталитаризм. Обосновывается это тем, что социальная иерархия, т.е. Неравенство людей, является необходимой основой порядка, социальной стабильности. Люди не равны в своих способностях, а отношение иерархии направлено против власти неполноценных.

. Принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать, ибо попытки его радикально изменить, улучшить, например устранить существующее зло, ведут к еще большему злу. Согласно данному принципу существует презумпция в пользу любой установленной системы правления, против любого неиспользованного проекта.

. Принцип нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна.

. Согласно принципу меритократии, сформулированному еще Э. Берком, власть должна принадлежать естественной аристократии, т.е. Наиболее одарённым, достойным людям, выходцам из различных социальных групп.

Современный консерватизм, принимающий политическую демократию, придерживается не столько ориентаций антиэталитаризма, сколько элитарной демократии, обеспечивающей механизмы профессиональной политической элиты и власти достойных. При этом данной идеологии свойственно отрицательное отношение к политизации имущества широких народных шоссе как тенденции ХХ века, приводящих к дестабилизации общества.

Политика должна быть сферой деятельности полит. элит, профессионалов.

Консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные политические черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Консерватизм отстаивает и утверждает много таких ценностей, которые необходимы обществу и любому порядочному человеку. Весьма привлекательно в консерватизме святое почтение к исторически сложившимся традициям, обычаям, моральным нормам и идеалам, а также осмотрительное. Взвешенное отношение ко всяким новациям и произвольным трансформациям. Естественный здоровый и умеренный консерватизм стойко присутствует в характере белорусского народа, нашем национальном менталитете. Как отмечено в докладе президента РБ О состоянии идеологической работы и мерах по её усовершенствованию, отдельные элементы идеологии консерватизма от природы присущи белорусам в таких традиционных для них чертах, как добразычлiвасць, и т.д. Наше поколение этого не знает, но прежние поколения жили, видимо, господства вот этого консервативного подхода к идеологии. И многие понятия не теряют своей актуальности и сегодня. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле этого слова. Мы не в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма.

Похожие работы на - Консерватизм: его место и роль в жизни белорусского общества и государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!