История издательства 'Academia': художественные и научные проекты
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"кубанский государственный
университет"
(ФГБОУ ВПО КубГУ)
Кафедра истории и правового
регулирования массовых коммуникаций
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ИСТОРИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА
"ACADEMIA": ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
Работу выполнила
А.Е. Косуля
Научный
руководитель:
доктор филол. наук, профессор Ю.В. Лучинский
Нормоконтролер: преподаватель А.Ф. Горбуненко
Краснодар 2014
История издательства "ACADEMIA": художественные и
научные проекты. Дипломная работа кафедры истории и правового регулирования
массовых коммуникаций / рук. д. ф. н., проф. Ю.В. Лучинский. - Краснодар: КубГУ, 2014. - Теоретическая часть - 77 с., экономическая
часть -
6 с., практическая часть - 54 с.
В теоретической части дипломной работы рассмотрена история
издательства "ACADEMIA" (1922-1937 гг.) и предпринята попытка анализа
художественных и научных серий и проектов. В результате исследования
выясняется, что "ACADEMIA" представляла собой уникальную модель
издательства, а использование её опыта необходимо для создания успешных
издательских проектов современности.
В экономической части работы приведен предварительный расчёт
себестоимости и определена рентабельность издания С.А. Сушинского
"Лоббирование от "А" до "Я"".
Практическая часть дипломного проекта представлена рецензией
на авторский текстовый оригинал издания С.А. Сушинского "Лоббирование от
"А" до "Я"" и отредактированной рукописью в объеме
двух авторских листов.
Содержание
Введение
1. История создания и развития издательства "ACADEMIA"
1.1 Предпосылки создания издательства
1.2 Ленинградский период в деятельности издательства
1.4 Ведущие сотрудники издательства и их проекты
2. Специфика книгоиздательской деятельности издательства
"ACADEMIA"
2.1 Формирование отдельных научных серий и проектов
2.2 Формирование отдельных художественных серий и проектов
2.3 Серийная политика издательства
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Книги издательства "ACADEMIA", выпущенные в начале
ХХ века, высоко ценятся библиофилами и пользуются авторитетом у специалистов
книжного дела. История создания, существования и ликвидации издательства,
специализировавшегося на выпуске научных и художественных серий, тесно связана
с явлениями в жизни советского общества того периода.
Редколлегия издательства "ACADEMIA" и его
руководство состояли из специалистов в области истории, литературы, искусства,
что обеспечило высокий уровень подготовки изданий. По этой причине продукция
издательства быстро стала известна не только в СССР, но и за рубежом.
Ликвидация же "ACADEMIA", пришедшаяся на знаковый для сталинских
репрессий 1937 г., нанесла непоправимый урон издательскому делу страны.
Роль издательства "ACADEMIA" в формировании
образцов книжных серий и проектов трудно переоценить, поэтому необходима
систематизация знаний о его деятельности.
Актуальность исследования заключается в том, что на
сегодняшний день наличие в издательской практике книжных серий является одной
из главных составляющих всей работы издательства; для успешного создания новых
художественных и научных серий и проектов современными издательствами
целесообразно использование колоссального опыта издательств прошлого. История
издательства "ACADEMIA" дает впечатляющий пример работы над
подготовкой и выпуском подобных проектов.
Новизна работы заключается в подробном анализе
конкретных научных и художественных серий и проектов издательства
"ACADEMIA" в их генетической взаимосвязи с историей издательства и
государства; применении графических методов анализа данных по отношению к
рассматриваемому вопросу.
Объект исследования - художественные и
научные проекты издательства "ACADEMIA".
Предметом проведенного нами исследования является специфика
серийных изданий издательства "ACADEMIA".
Цель работы - комплексный анализ художественных и
научных проектов "ACADEMIA" в контексте истории издательства.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
. Рассмотреть предпосылки создания и историю развития
издательства "ACADEMIA";
2. Охарактеризовать работу ведущих сотрудников
издательства "ACADEMIA" и их проекты;
. Раскрыть специфику книгоиздательской деятельности
издательства "ACADEMIA" на примерах отдельных научных и художественных
серий и проектов;
. Сформулировать особенности серийной политики
издательства в разные годы работы.
Теоретическая и методологическая база
исследования. При проведении исследования были использованы методы
исторического подхода, графического анализа данных, индукции и сравнения.
Исследования в данной области представлены
историко-книговедческими работами специалистов в области археографии,
библиографии, истории науки и культуры 20-30-х гг. XX века Екатерины
Вячеславовны Кичатовой и Вячеслава Викторовича Крылова, работами библиофила
Марка Владимировича Раца, литературоведа Владислава Александровича Пронина и
Ольги Леонидовны Таракановой, заведующей кафедрой истории книги и
антикварно-букинистической торговли Московского государственного университета
печати имени Ивана Федорова.
Костяк библиографической информации был получен из каталога
изданий "ACADEMIA" под редакцией Г.А. Алексеевой и описания личной
библиотеки Максима Горького в Москве под редакцией Н.В. Гельфанда.
Использованы материалы авторефератов диссертаций Ю.Н.
Девятовой и Л.К. Манелис.
Автор также задействовал архивные источники и мемуарную
литературу: переписку Максима Горького с И.В. Сталиным, дневники и воспоминания
сотрудников издательства "ACADEMIA": Александра Александровича
Кроленко, Анатолия Васильевича Луначарского, Владимира Алексеевича
Милашевского, Корнея Ивановича Чуковского.
Также были изучены различные материалы, связанные с темой
исследования, публиковавшиеся на страницах "Независимой газеты",
использована информация букинистических сайтов.
Практическая значимость работы заключается в том, что
данные, полученные в ходе исследования, можно будет использовать в работе над
научными и художественными сериями и издательскими проектами современности, что
стимулирует рост качества подготовки изданий.
Теоретическая значимость работы. Материалы исследования
могут послужить популяризации знаний о книге и повышению уровня осведомленности
студентов направлений "Книжное дело" и "Издательское дело и
редактирование".
Структура работы подразумевает вводную, теоретическую,
заключительную части, библиографический список, экономическую и практическую
части, приложения.
Введение направлено на подготовку читателя к восприятию
материала. Здесь обозначаются аспекты рассмотрения темы. В этой части зафиксирована
актуальность темы, объект и предмет исследования, специфика рассмотрения
обозначенной проблемы.
Теоретическая часть призвана отразить авторскую
концепцию в полном объеме, целиком раскрыть тему работы. Эта часть служит
формированию знания о предмете или явлении на основе анализа и изложения
автором материала исследования. Теоретическая часть состоит из двух глав. В
первой главе описываются предпосылки создания и история "ACADEMIA",
разделенная на два периода, а также рассказывается о деятельности ведущих
сотрудников издательства и их проектах. Во второй главе специфика
книгоиздательской деятельности "ACADEMIA" рассматривается на примере
отдельных научных и художественных серий и проектов с пояснением особенностей
их выпуска. На основе изложенного формулируются общие тенденции серийной
политики характерные для конкретных периодов в деятельности издательства
"ACADEMIA".
Заключение играет роль концовки, необходимой с точки зрения
логики и психологии читательского восприятия. Здесь подводится итог исследования,
формулируются основные выводы, намечаются возможные пути дальнейшего
исследования вопроса.
Приложения к дипломной работе представляют собой
иллюстративный материал, демонстрирующий образцы оформления научных и
художественных изданий издательства "ACADEMIA".
В экономической части автор дипломного проекта делает
предварительный расчет себестоимости и определяет рентабельность издания
"Лоббирование от "А" до "Я"" С.А. Сушинского.
В практической части дипломной
работы, представлена издательская рабочая рецензия и два авторских листа
отредактированного авторского текстового оригинала издания "Лоббирование
от "А" до "Я"".
Объем работы - ______ страницы.
издание издательство серия себестоимость
1. История
создания и развития издательства "ACADEMIA"
1.1 Предпосылки
создания издательства
История издательства "ACADEMIA" начинается с
момента, когда в сентябре 1921 г. Совет Философского общества при Петроградском
университете обратился в Государственное издательство РСФСР с целью получить
разрешение на печатание своих трудов.
К прошению прилагался список предполагаемых к печати работ
членов общества и просьба выделить на эти цели бумагу. Параллельно Философское
общество готовило к изданию полное собрание сочинений Платона.
Государственное издательство РСФСР не опубликовало ни одно из
изданий, поэтому члены Философского общества решили предпринять попытку
самостоятельного выпуска собственных трудов. В инициативную группу вошли:
переводчик Адриан Антонович Франковский, директор Публичной библиотеки Эрнест
Леопольдович Радлов, профессор государственного права Николай Васильевич
Болдырев. Последние привлекли к работе выпускника Петроградского университета,
юриста Александра Александровича Кроленко, уже имевшего к тому моменту
некоторый опыт в книжном деле [13, с.17].
В 1919 г. Кроленко предпринял попытку создания издательства
"Акрополь", которое должно было выпускать роскошно оформленные
художественные альбомы и произведения мировой классики качественного
полиграфического исполнения. Из-за нехватки возможностей полиграфических
предприятий постреволюционного периода и отсутствия читательского спроса на
подобную продукцию не было издано ни одной книги.
Знаком был А.А. Кроленко и с государственной организацией
руководства книжным делом: некоторое время он руководил книгоснабжением
красноармейских частей Петроградского военного округа. В эти годы Кроленко
впервые озвучил идеи необходимости специальных мероприятий для распространения
книг: рекламы, лекционных собраний и формирования картотек читателей [11,
с.23-25].
Помощь в организационных вопросах по созданию издательства
Философскому обществу оказал Академический центр Наркомпроса, в ведении
которого находились в те годы учреждения науки.
Деятельность издательства должна была вестись по принципам
хозрасчета и самоокупаемости, государственная помощь в виде дотаций
исключалась. Вопрос о создании необходимой материальной базы был решен за счет
продажи ранее опубликованных трудов Философского общества и личных книг его
членов [14, с.447].
Для упорядочения работы было создано Правление издательства.
Председателем Правления был избран Э.Л. Радлов, а непосредственными
руководителями - Н.В. Болдырев и А.А. Кроленко.
В первый редакционный совет вошли также историк античности
С.А. Жебелев, филолог-классик Ф.Ф. Зелинский, историк-медиевист Л.В. Карсавин,
историк, философ и социолог Н.Н. Кареев, литературовед В.Н. Перетц, математик
К.А. Поссе, филолог А.Ф. Франковский.
Многие члены редакционного совета, как и А.А. Кроленко, уже
имели опыт издательской деятельности. Фаддей Францевич Зелиниский, например, в
1913 г. редактировал и переводил книги уникальной серии "Памятники мировой
литературы" в издательстве Михаила Васильевича и Сергея Васильевича
Сабашниковых. В серии было опубликовано порядка 30 книг, отличавшихся высоким
уровнем научной подготовки.
Создание "ACADEMIA" стало возможным благодаря
политике НЭПа и, соответственно, принятию ряда нормативно-правовых актов
общегосударственного значения, снимавших ряд ограничений на издательскую
деятельность.
В частности, Декрет Совета Народных Комиссаров № 685 "О
частных издательствах" от 12 декабря 1921 г. разрешал частным
издательствам "сбывать по вольной цене произведения печати, изданные на
собственные их средства без субсидий со стороны государства" [1, с.93].
Также издательствам разрешалось иметь собственные типографии, склады и
магазины, печатать книги за границей.
Историю издательства "ACADEMIA" принято делить на
два периода в соответствии с территориальным расположением редакции:
ленинградский (1922-1928 гг.) и московский (1929-1937 гг.).
.2
Ленинградский период в деятельности издательства
Первой книгой, выпущенной издательством "ACADEMIA",
стала "Религия эллинизма" Ф.Ф. Зелинского, опубликованная тиражом в 5
000 экз. в 1922 г. Небольшое издание, объемом в 136 с., как и многие книги
первого года работы "ACADEMIA", вышло в свет под редакцией Э.Л.
Радлова. Уже в следующем году сотрудничество Э.Л. Радлова с издательством было
прекращено. Оформителем первой книги стал художник Г.П. Любарский, создавший
товарный знак издательства на котором изображен древний грек, читающий
пергаменный свиток.
В 1922 г. начинается публикация первой научной серии
"Современная культура". Небольшие по объему книги (2-3 печатных
листа) рассказывали в популярной форме о новых тенденциях науки, искусства и
общественной жизни.
В серию, просуществовавшую три года, вошли такие книги, как
"Теория эволюции" советского зоолога Льва Семеновича Берга;
"Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920)"
Оскара Вальцеля, связывавшего явления художественной литературы с развитием
философской мысли тех лет; "Религия, церковь и реформация" Александра
Германовича Вульфиуса, активно изучавшего историю церкви и специфику общественной
мысли в Европе.
г. для издательства "ACADEMIA" также был
ознаменован изданием полного собрания трудов Платона, перевод которых
осуществлялся членами Философского общества при Петроградском университете еще
с 1910-х гг., а также выпуском журнала "Мысль", в котором
публиковались труды видных русских философов С.А. Аскольда, А.А. Франковского,
Н.В. Болдырева и других учёных.
Успешную работу Философского общества и выход в свет первых
изданий идеологическая машина восприняла как активизацию идеалистического
направления в философии, означающую утверждение первичности духа
<#"812160.files/image001.gif">
Гистограмма 1. Соотношение видов литературы в издательском
репертуаре "ACADEMIA"
Гистограмма 1 наглядно показывает, что изначально доля
научных изданий "ACADEMIA", созданного с целью публикации научных
трудов, преобладала, однако уже к середине исследуемого периода можно заметить
ее сокращение.
Численность же художественных изданий росла. После расстрела
Каменева, смерти Горького и редакционной чистки, издательская политика не
изменилась.
Гистограмма 2 иллюстрирует соотношение численности названий
русской и зарубежной литературы в ассортименте издательства
"ACADEMIA".
Гистограмма 2. Соотношение русской и зарубежной литературы в
издательском репертуаре "ACADEMIA"
Согласно Гистограмме 2 вплоть до 1934 г. в ассортименте продукции
"ACADEMIA" по большей части преобладали издания, написанные на
русском языке, затем была создана группа художественных серий, в которую
входили произведения зарубежных писателей, после чего издание художественной
литературы стало приоритетным. Так "ACADEMIA", переняв однажды
традиции издательства "Всемирной литературы", постепенно
переориентировалось.
На Гистограмме 3 показано, как в разные годы изменялось число
названий выпускаемых книг.
Гистограмма 3. Динамика изменения численности наименований изданий
"ACADEMIA"
Согласно Гистограмме 3 и имеющимся историческим данным можно
сделать ряд выводов. Во-первых, численность названий, выпушенных книг,
увеличивалось и в ленинградский, и в московский периоды работы
"ACADEMIA". Во-вторых, разнообразие репертуара сокращалось в моменты
внутренних и внешних "перипетий", связанных с чистками редакционного
состава и общим усилением цензурного гнета. В-третьих, число названий книг,
выпущенных при участии М. Горького и Л.Б. Каменева в жизни издательства, в
полтора раза больше числа названий книг, опубликованных в ленинградский период.
Всего согласно каталогу изданий "ACADEMIA" под редакцией Г.А.
Алексеевой [10] издательство опубликовало 945 названий книг. Точное число
выпущенных изданий доподлинно неизвестно.
Гистограмма 4 отражает политику выпуска тиражей "ACADEMIA"
в разные годы работы.
Гистограмма 4. Численность тиражей в разные годы работы
издательства "ACADEMIA"
Анализ Гистограммы 4 дает основание сделать вывод о том, что на
первом этапе деятельности издательства (1922-1928 гг.) средний тираж изданий
практически постоянно сохранялся на уровне 3 000 экз. Резкий скачок в середине
периода объясняется выпуском популярных серий по радиотехнике и кино.
В московский период работы "ACADEMIA", когда
издательская политика была изменена в сторону выпуска произведений
художественной литературы, средний тираж вырастает до 5 000 экз.
В 1936-1937 гг. отдельные произведения классиков русской и
французской литературы, таких как М. Горький, Н.В. Гоголь, О. Бальзак,
пользуются большой популярностью и издаются большими тиражами, что отразилось и
на общей статистике.
Что касается максимальных тиражей, то в ленинградский период
работы, наибольшее число книг популярной литературы, рассказывающей о кино,
радио или праве. Больше всего в московский период было выпущено произведений
русской и французской художественной литературы.
В 1925 г. максимальным тиражом в 30 000 экз. вышла книга Г.
Дерстрофа "Что каждый должен знать о радио?", принадлежащая к крайне
популярной серии "Радиобиблиотека". Выпуск серии был осуществлен в
самом начале деятельности "ACADEMIA", однако этот издательский проект
оказался крайне прибыльным для издательства, только делавшего первые шаги. В
серии выходила популярная переводная литература по истории радиотехники и литература,
содержащая схемы для самостоятельного изготовления приемников и антенн. Средний
тираж изданий "Радиобиблиотеки" составил 10 000 экз.
Вторым по массовости стал выпуск полного собрания сочинений М.Ю.
Лермонтова в пяти томах, серия "Русская литература", выходившего в
1936-1937 гг.
Минимальными тиражами издавались изначально некоторые научные
труды и сборники статей, а после - библиофильские издания.
В заключение отметим, что книги издательства "ACADEMIA"
приобретались в основном интеллигенцией и в период репрессий были вывезены за
границу, а после, скорее всего, возвращены. Благодаря "ACADEMIA" и
подобным ей издательствам, культурный пласт, сформированный вначале прошлого
века, был, пусть и частично, сохранен, а сам факт его создания - и есть главная
ценность их работы.
Заключение
Данная выпускная квалификационная работа
бакалавра посвящена изучению и описанию содержательной стороны деятельности
издательства "ACADEMIA", существовавшего в 20-30 гг. ХХ века.
Автором работы была поставлена цель -
анализ художественных и научных проектов "ACADEMIA" в контексте
истории издательства, которая была реализована посредством решения следующих
задач.
Во-первых, были рассмотрены предпосылки
создания и история развития издательства "ACADEMIA".
Появление "ACADEMIA" стало
возможным благодаря политике НЭПа и, соответственно, принятию ряда
нормативно-правовых актов общегосударственного значения, снимавших ряд
ограничений на издательскую деятельность, ликвидация издательства также связана
с явлениями, происходившими в жизни советского государства.
Руководство издательством в ленинградский
период (1922-1927 гг.), осуществлял Александр Александрович Кроленко, основную
часть московского периода (1929-1937 гг.), директором "ACADEMIA" был
Лев Борисович Каменев, а председателем редакционного совета - Максим Горький.
За годы работы издательство
"ACADEMIA" превратилось из относительно небольшого предприятия,
специализировавшегося на выпуске научных серий, в крупное издательство,
перепрофилировавшееся на выпуск крупных художественных серий.
Во-вторых, была охарактеризована
деятельность ведущих сотрудников издательства "ACADEMIA" и их
проекты. С "ACADEMIA" сотрудничали: художник Николай Павлович Акимов,
филолог-языковед Виктор Максимович Жирмунский, переводчик Михаил Леонидович
Лозинский, театровед Стефан Стефанович Мокульский, литературовед и шахматист
Александр Александрович Смирнов и многие другие деятели культуры, науки и
искусства. Серии и проекты, в которых были задействованы ученые, попадали в
область их научных знаний и интересов, что обеспечивало высокий уровень
подготовки изданий. Так можно отметить первую научную серию "Современная
культура", в подготовке который участвовал Жирмунский, многочисленные
серии о кино и театре, редактируемые Мокульским, серию "Теория и история
шахмат" под редакцией Смирнова.
В-третьих, была раскрыта специфика
книгоиздательской деятельности издательства "ACADEMIA" на примерах
отдельных научных серий: "Современная культура",
"Литературоведение", "Теория и история кино", "Вопросы
поэтики", "Искусствоведение". Также были рассмотрены
художественные серии: "Сокровища мировой литературы", "Русская
литература", "Французская литература", "Немецкая
литература", "Античная литература", "Итальянская литература",
"Английская литература".
При описании каждой серии были указаны
предпосылки создания, редколлегия, период выпуска, особенности оформления и
содержания серии, а также рассмотрены примеры отдельных проектов.
Исследование позволяет выделить черты,
характерные для подавляющего числа изданий, выпущенных в "ACADEMIA":
грамотная редакционная подготовка, в частности, развитый аппарат и
художественных, и научных изданий; детальная проработка оформления
художественных серий с использованием различных техник книжной графики и
книжных украшений; хорошее полиграфическое исполнение продукции.
В-четвертых, автор сформулировал
особенности серийной политики издательства. В ленинградский период (1922-1928
гг.), "ACADEMIA" была в ведении Государственного института истории
искусств, и большое внимание уделялось выпуску научной литературы и научных
трудов как отечественных, так и зарубежных ученых. В московский период
(1929-1937 гг.), когда редакционный совет возглавлял Максим Горький, выпуск
художественных серий стал приоритетным, "ACADEMIA" продолжила дело
закрытого ранее издательства "Всемирной литературы".
Что касается соотношения числа
произведений русских и зарубежных авторов, то в первый период деятельности
издательства публиковалось больше оригинальных произведений русскоязычных
авторов (научные труды советских учёных), а во второй - в основном переводная
литература (произведения зарубежных писателей).
В целом "ACADEMIA" удовлетворяло
и сформированный модными течениями времени спрос, и научные интересы узких
групп специалистов, и прививало вкус к произведениям мировой классики.
Проведенное исследование позволяет
говорить о том, что "ACADEMIA" представляло собой уникальную модель
издательства, к сожалению, уничтоженного машиной репрессий. Специфика
"ACADEMIA" придает большую практическую значимость изучению издательства
с самых разных точек зрения: редакционного состава, характера взаимодействия
между сотрудниками издательства, успешной серийной политики. Исследование опыта
"ACADEMIA", осложненное труднодоступностью и фрагментарностью данных
об издательстве, важно для создания успешных издательских проектов
современности.
Особенно стоит отметить важность изучения деятельности
издательств прошлого для издательств-преемников их традиций, существующих
сегодня. Таких, например, как издательская фирма "ACADEMIA",
зарегистрированная 30 января 1991 г. В роли учредителей выступили весьма
уважаемые учреждения: издательство "Наука" и редакция журнала
"Вестник Академии наук СССР". В состав совета вошли выдающиеся ученые
страны, в том числе Д.С. Лихачев. Сегодня "ACADEMIA" - универсальное научное
издательство, политику которого определяет редакционный совет, состоящий
главным образом из выдающихся российских ученых.
Список
использованных источников
1. Андреева,
О.В. История книги / О.В. Андреева. - М.: Мир книги, 1997. - 206 с.
2. Аристарко,
Г. История теорий кино / Г. Аристарко. - М.: Искусство, 1966. - 356 с.
. Брюлов,
Б.П. Акимов-художник / Б.П. Брюлов // Н.П. Акимов: сб. статей. - Л., 1927. - С.37.
. Вальцель,
О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920) / авторизованный
пер. с нем. изд. 1920 г.О.М. Котельниковой. - Петербург: Academia, 1922. - 96 c.
. Девятова,
Ю.Н. Алексей Карпович Дживелегов: Общественно-политический деятель, историк и
педагог: автореф. дис. … канд. ист. наук. - Тверь, 1999. - 27 с.
. Дьяконов,
И.М. Книга воспоминаний / И.М. Дьяконов. - СПб.: Европейский дом, 1995. - 767 с.
. Жирков,
Г.В. История цензуры в России XIX-XX вв. [Текст]: учеб. пособие / Г.В. Жирков. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 367 с.
. Испанские
и португальские поэты, жертвы инквизиции. Стихотворения, сцены из комедий,
хроники, описания аутодафэ, протоколы, обвинительные акты, приговоры / сост.В.
Парнах. - М.: Academia, 1934. - 192 с.
. История
книги: учебник для вузов / под ред.А. А. Говорова и Т.Г. Куприяновой. - М.:
Изд-во МГУП "Мир книги", 1998. - 346 с.
. Каталог
изданий "ACADEMIA" 1922-1938/под ред. Г.А. Алексеевой. - М.: Academia, 2004. - 137 с.
. Кроленко,
А.А. Дневник. 1928. -
М.: Соврем. писатель, 1994. - 368 с.
. Крылов,
В.В. "ACADEMIA" // Книга: энциклопедия. - М., 1999. - С.26-27.
. Крылов,
В.В. Издательство "ACADEMIA": люди и книги. 1921-1938-1991/В.В. Крылов, Е.В. Кичатова. - М.: Academia, 2004. - 328 с.
. Крылов,
В.В. Издательство "ACADEMIA" - бесценный вклад в духовную культуру / В.В. Крылов // Вестник
РАН. - 1993. - Т.63, № 4. - С.447-450.
. Крылов,
В.В. Финальный аккорд литературного творчества Л.Б. Каменева // Мир
источниковедения. -
1994. - № 12. - С.181-185.
. Кузьмин,
М.А. Дневник 1925 года / под. ред.Г. Морева / М.А. Кузьмин. - СПб., 1998. - 416 с.
. Лешневская,
А. Три "Гранде" / А. Лешеневская // Иностранная литература. - 2008. - № 4. - С.113-116.
. Личная
библиотека А.М. Горького в Москве: описание в 2 кн. / сост.А.Д. Смирнова, М.М.
Пешкова, А.М. Крюкова. -
М.: Наука, 1981 г. -
Кн.1. - С.273-295.
. Луначарский,
А.В. Неизданные материалы / А.В. Луначарский. - М.: Наука, 1970. - 672 с.
. Манелис.Л.К.
Издательство "ACADEMIA" и его продукция: автореф. дис. … канд. ист.
наук. - М., 1989. - 25 с.
. Масанов,
Ю.И. В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок: ист. - лит. и биогр.
очерки / под ред. и со вступ. ст.п.Н. Беркова / Ю.И. Масанов. - М.: Изд-во Всесоюз. кн. палаты,
1963. - 319 c.
. Милашевский,
В.А. Моя работа в издательстве "ACADEMIA" / В.А. Милашевский // Russian Phiology and History. - Jerusalem, 1992. - Р.40-45.
. Н.П.
Акимов: сб. статей / сост.В.Е. Лебедева. - Л., 1927. - 55 с.
. Николаев,
В. Михаил Лозинский. К 120-летию со дня рождения / В. Николаев // "Мир
перевода". -
2006. - № 1. - 36-40.
. Обречены
по рождению… По документам фондов: Политического Красного Креста. 1918-1922.
Помощь политзаключенным. 1922-1937/сост.Л. Должанская, И. Осипова. - СПб:
Изд-во журнала "ЗВЕЗДА", 2004. - 576 с.
. Общество-Язык-Культура:
Актуальные проблемы взаимодействия в XXI веке: материалы 4-й междунар. науч. -
практ. конф. МИЛ - М.: МИЛ, 2009. - 111 с.
. Пашнев,
Э. Айболит и Бармалей / Э. Пашнев // Независимая газета. - 1998. - 7 мая. - С.3.
. Переписка
Максима Горького и Иосифа Сталина: [Электронный ресурс] - URL:
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1998/9/perep.html (дата обращения:
01.05.2014).
. Поп
и мужик. Русские народные сказки / под ред. Ю.М. Соколова. - М. - Л.: Academia, 1931. - 231 с. - (Сокровища мировой литературы).
. Пронин,
В.А. Стихи, достойные запрета. Судьба поэмы Генриха Гейне "Германия.
Зимняя сказка" / В.А. Пронин. - М.: Книга, 1986. - 144 с.
. Пузейкина,
Л. Н.В.М. Жирмунский и исследование немецких колоний на территории СССР / Л.Н.
Пузейкина // Известия РГПУ им.А.И. Герцена. - 2008. -
Вып.63. - С.47.
. Рац,
М.В. Диалоги книжников вперемежку с монологами составителя / М.В. Рац. - М.: Инскрипт, 2012. - 432 с.
34. Рейнсон-Правдин, А.Н.
Иван Иванович Голиков: монография / А.Н. Рейнсон-Правдин - М.: Советский художник
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)>,
1956. - 256 с.
. Рождественская, Л.А.
Издательство "ACADEMIA" в Ленинграде. 1921-1928 гг. - М.: Изд-во МГУП "Мир книги", 1998. - 216 с.
. Розанова, Л.А.
Летопись жизни и творчества // Краткая литературная энциклопедия. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. - Т.9. - С.431-432.
. Тараканова, О.Л.
Библиофильские издания: учеб. пособие / О.Л. Тараканова. - М.: Изд-во МГУП, 2000. - 52 с.
. Трошкова М.В.
Издательство "ACADEMIA" в 1921-1926 гг. // Русская
демократическая книга. Книжное дело. Петербург -Петроград-Ленинград. - Л., 1983. - С.123-137.
. Тынянов, Ю.Н.
Проблема стихотворного языка / Ю.Н. Тытянов. - Л.:
Academia, 1924. - 140 с.
. Финкельштейн, Е.Л.
Мокульский, Стефан Стефанович [Электронный ресурс] // Театральная энциклопедия.
- URL: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_169. php
<http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_169.php> (дата
обращения: 03.02.2014).
. Чуковский, К.И.
Дневник. 1930-1969. / К.И. Чуковский; сост., подгот. текста,
коммент.е.Ц. Чуковской. - М.: Соврем. писатель, 1994. - 558 с.
42. Шуточные
стихи М.А. Кузмина с комментарием современницы / Подгот. текста Н.И. Крайневой,
Н.А. Богомолова; вступ. заметка Н.А. Богмолова // Новое лит. обозрение. - 1999. - № 36. - С. 192-217.
43. Инструкция
по исчислению объема книжно-журнальных и изобразительных изданий в
учетно-издательских листах // Нормативные материалы по издательскому делу /
сост.В.А. Маркус. - М., 1987. - 480 с.
. Инструкция
по исчислению объема произведения в авторских листах // Нормативные материала
по издательскому делу / сост.В.А. Маркус. - М., 1987. - 380 с.
. Кузнецов,
Б.А. Экономика и организация издательской деятельности: учеб. пособие. - СПб.:
Университетская книга, 2013. - 359 с.
. Мильчин,
А.Э. Издательский словарь-справочник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:
ОЛМА-Пресс, 2003. - 560 с.
. Нормы
отходов бумаги на технологические нужды производства при печатании продукции
офсетным способом печати. - М.: Изд-во стандартов, 1998. - 24 с.
. Памятная
книжка редактора / сост.: В.И. Бражников, Е.П. Локарев, А.Э. Мильчин. - М., 1980. - 420 с.
49. Феникс. Расчет цены
издания: [Электронный ресурс]. - URL:
<http://www.phoenixrostov.ru/publishing/sale/price/> (дата обращения:
01.05.2014).
Приложения
Приложение 1.
Образцы оформления научных изданий
ВОСТОК, ЗАПАД И РУССКАЯ ИДЕЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ
ТЕЛЕСКОПИЯ
Серия "Современная культура"
(ВИДЕНИЕ НА РАССТОЯНИИ)
Серия "Современная культура"
АКТЕР ГЕРМАНСКОГО КИНО ИСКУССТВО КИНО И
МОНТАЖ ФИЛЬМА
Серия "Теория и история кино"
Серия "Теория и история кино"
ЭТЮДЫ О СТИЛЕ ГОГОЛЯ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА
Серия "Вопросы поэтики" Серия
"Вопросы поэтики"
РУБЕНС. ПИСЬМА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.
Серия "Искусствоведение"
ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Серия "Искусствоведение"
Приложение 2.
Образцы оформления художественных изданий
ДЕКАМЕРОН ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА
Серия "Сокровища мировой
литературы" Серия "Сокровища мировой литературы"
В.Т. НАРЕЖНЫЙ. ИЗБРАННЫЕ РОМАНЫ СЛОВО О
ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Серия "Русская литература" Серия
"Русская литература"
ГЕРМАНИЯ, ЗИМНЯЯ СКАЗКА ФАУСТ
Серия "Немецкая литература"
Серия "Немецкая литература"
VITA NOVA
Серия "Итальянская литература"
ОДИССЕЯ АРИСТОФАН. КОМЕДИИ
Серия "Античная литература"
Серия "Античная литература"
Тяжелые времена ДОМБИ И СЫН
Серия "Английская литература"
Серия "Английская литература"
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ
И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ИЗДАНИЯ С.А.
СУШИНСКОГО "ЛОББИРОВАНИЕ ОТ "А" ДО "Я""
Экономическая часть выпускной квалификационной
работы
Работу выполнила
_______________________________________ А.Е. Косуля
подпись, дата
Факультет Журналистики
Направление 030900.62 Книжное дело
Консультант:
кандидат филол. наук,
доцент
_________________________________________________ И.С. Чирва
подпись, дата
Краснодар
2014
1 Характеристика качественных и количественных
показателей издания и его оформления
Объем: 231 страница:
· в авторских листах - 10;
· в физических печатных листах - 15.
Формат издания: 60×90/16 (145 х 215 мм).
Тираж издания: 1 000 экз.
· Печать офсетная в одну краску;
· Бумага офсетная № 1 (60 г/м2);
· Иллюстрации (черно-белые).
Внешнее оформление издания:
· Обложка - тип № 3. Иллюстраций нет,
используются графические рисунки;
· Печать в 4 краски;
· Скрепление блока - клеевое (бесшвейное);
· Бумага мелованная (250).
1.1 Расчет объема издания в авторских листах [2, с. 96-100].
Количество авторских страниц: 206.
Емкость страницы в авторском оригинале: 61 × 32 = 1 952.
Общее количество знаков: 206 × 1 952 = 402 112.
Объем авторского текста в авторских листах: 402 112 ÷ 40 000 = 10.
.2 Расчёт количества физических печатных листов [1, с.
100-102].
Оригинал-макет изготовлен на НИС.
Гарнитура: "Times New Roman".
Кегль: 11.
Число строк на полосе: 32 (среднее арифметическое).
Среднее количество знаков в строке: 61 (среднее
арифметическое).
Емкость полосы: 61 × 32 = 1 952.
Число полос авторского текста: 402 112 ÷ 1 952 = 206
Число полос дополнительного текста: 10.
Титул: 1 полоса.
Оборот титула: 1 полоса.
Содержание: 4 полосы.
Шмуцтитулы: 0 полос.
Неполные страницы (спусковые и концевые): 14 полос.
Авантитул: 0 полос.
Иллюстрации: 3 полосы.
Концевая страница: 1 полоса.
Оборот концевой страницы: 1 полоса.
Всего полос: 206 + 10 + 1 + 1 + 4 + 14 + 3 + 1 = 240.
Итого объем в физических печатных листах: 240 ÷ 16 = 15.
Расчёт себестоимости издания по статьям затрат.
Ставка авторского гонорара составит 0 рублей.
"Лоббирование от "А" до "Я"" -
за счет автора изданная книга. Автор покрывает все расходы и
обеспечивает распространение, по сути, заказного издания, заказчиком которого
выступает индивидуальное лицо. Расходы на авторский гонорар в экономическую
часть не включаются.
По договору с типографией стоимость типографский работ за 1
экземпляр издания, составляет 38 руб.
Всего: 38 × 1 000 = 38 000.
Расходы на бумагу.
Печать осуществляется на офсетных машинах.
Полезный расход бумаги составит: (15 × 1 000) ÷ 2 = 7500 бумажных
листов.
Отходы [5, с.17-18].
Приладка: 30 × 5 = 150 бумажных листов.
Печатание: 1,5%.
Подрезка бумаги до печатания: 0,2%;
Бесшвейное скрепление блока: 0,8%;
Итого: 2,5%.
Всего отходов: ( (150 + 7 500) × 2,5) ÷ 100 = 191,25 бумажный лист.
Всего бумаги: 7 500 + 191,25 = 7 691,25 бумажный лист.
Всего бумаги в тоннах: (90 × 60 (ширина и высота
бумаги) × 60 (плотность бумаги) × 7 691,25) ÷ 1010 = 0,249 т
Цена 1 т бумаги, согласно данным издательства
"Феникс" [7]: 39 432,71 руб.
Стоимость бумаги на текст: 39 432,71 × 0,249 = 9 818,74 руб.
Стоимость бумаги на обложку, согласно данным издательства
"Феникс" [7]: 2,5 × 1 000 = 2 500 руб.
Всего стоимость бумаги на текст и обложку: 9 818,74 + 2 500 =
12 318,74 руб.
Расходы на обработку и оформление рукописи (редакционные
расходы).
Зарплаты:
Редактор/корректор - 500 × 10= 5 000 руб.
Дизайнер/верстальщик - 1 200 + 4 500 = 5 700
руб.
З/п основных работников - 8 700 × 3 = 26 100 руб.
Итого: 36 800 руб.
Общеиздательские расходы: 4 000 руб.
Общеиздательская себестоимость:
+ 38 000 + 12 318,74 + 36 800 + 4 000 = 94 798,64 руб.
Коммерческие расходы составляют 0% от общеиздательской
себестоимости, по данным издательства "Феникс" [7]: 0 руб.
Полная себестоимость: 94 798,64 руб.
Структура себестоимости
№ п/п
|
Статьи затрат
|
Сумма (руб.)
|
1
|
0
|
2
|
Бумага на текст
и обложку
|
12 318,74
|
3
|
Типографские
работы
|
38 000
|
4
|
Обработка и
оформление рукописи
|
45 500
|
5
|
Общеиздательские
расходы
|
4 000
|
6
|
Общеиздательская
себестоимость
|
94 798,64
|
7
|
Коммерческие
расходы
|
0
|
8
|
Полная
себестоимость
|
94 798,64
|
3 Определение прибыли и отпускной цены
Себестоимость 1 экземпляра издания составит: 94 798,64 ÷ 1 000 = 94,8 руб.
Рентабельность, установленная издательством по данному
изданию, равна 30% от себестоимости.
Прибыль с 1 экземпляра составит: 94,8 × 30 ÷ 100 = 28,44 руб.
Оптовая цена 1 экземпляра равна: 94,8+ 28,44 = 123,24 руб.
Отпускная цена издательства = Оптовая цена + НДС.
Поскольку книжная продукция облагается НДС 18% то, отпускная
цена составит 123,24 + 22,18 = 145,45 ~ 145,5 руб.
Итак, при отпускной цене 1 экземпляра 145,5 руб.
рентабельность составит 30%.
Рецензия
на авторский текстовый оригинал издания
С.А. Сушинского "Лоббирование от
"А" до "Я""
Автор произведения Сергей Александрович Сушинский - член
Координационного совета при Министерстве здравоохранения России, эксперт
Открытого правительства и основатель Фонда "Защита нации".
Произведение, отражающее восьмилетней опыт лоббирования С.А.
Сушинского, состоит из пяти глав, которые повествуют о распределении ролей
участников лоббирования, механизмах взаимодействия с госструктурами, порядке
продвижения законов и инструкции по созданию собственной НКО. Каждая глава
разделена на 5-6 подглав, содержащих пункты и подпункты. В текст включены положения
из ранее изданных книг, аналитических справок, концепций и писем автора,
которые стилистически не сочетаются. Однако при грамотной обработке
произведение может стать подробной инструкцией по лоббированию, общению с
государственными структурами и общественными организациями. Книга предназначена
для широкого круга читателей, интересующихся методикой решения государственных
задач силами гражданского общества.
"Лоббирование от "А" до "Я"" -
за счет автора изданная книга. Автор покроет все расходы, связанные с изданием,
обеспечит его распространение и привлечет внимание общественности, что
способствует укреплению имиджа издательства и заинтересует новых заказчиков.
Текст нуждается в доработке. В нем встречаются логические,
фактические, семантические ошибки, нарушения норм морфологической, лексической,
фразеологической, синтаксической стилистики, правил орфографии и пунктуации,
что затрудняет чтение.
При редактировании должны быть учтены обстоятельства: с одной
стороны, издание выполняется за счёт автора, правка должна быть минимальной, с
другой стороны, в тексте как произведении, имеющем своего адресата, должны быть
исправлены ошибки и неточности.
Доработка основного текста также требует:
. Исправления композиции, устранения избыточности
текста;
2. Приведение текста произведения к единому стилю;
. Устранения фактических ошибок в области биологии и
социологии;
. Исправления орфографических, пунктуационных и
семантических ошибок, влекущих за собой неясность текста;
Особое внимание следует уделить структуре оглавления,
написанного автором, некоторые подпункты могут быть объединены. Также
необходимо акцентироваться на повторяющихся ошибках и погрешностях, типичных
для авторской манеры письма. В том числе слишком частое употребление вводных
слов и словосочетаний; неправильный порядок слов в предложениях, не являющийся
инверсией; неверное употребление форм слова.
Поскольку издание содержит произведение научно-популярной
литературы, необходимо руководствоваться более простым изложением научных
понятий и терминов, встречающихся в тексте.
Будущее издание целесообразно снабдить справочным аппаратом,
включающим, кроме выходных сведений и оглавления, вступительную статью. Во
вступительной статье необходимо рассказать об авторе и его произведении.
С.А. Сушинский
ЛОББИРОВАНИЕ ОТ "А" ДО "Я"
Ростов-на-Дону
Феникс
Сушинский С.А.
"Лоббирование от "А" до "Я"". - Ростов н/Д: Феникс,
2014. -
231 с.
Государственный и общественный деятель Сергей Сушинский в
своей новой книге рассказывает о распределении ролей участников лоббирования,
механизмах взаимодействия с госструктурами и порядке продвижения законов. В
книге содержатся инструкции по созданию собственной НКО и получению крупных
денежных грантов.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся
методикой решения государственных задач силами гражданского общества.