Виды пенсий федеральных государственных служащих

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,88 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды пенсий федеральных государственных служащих

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Красноярский гуманитарно-экономический техникум»









Выпускная квалификационная работа

по специальности 030912

«Право и организация социального обеспечения»











Красноярск 2014

ВВЕДЕНИЕ

Реформа государственной службы в России проводится начиная с 2001 года. Важнейшей задачей реформы является формирование правовых основ государственной службы. К настоящему времени достигнуты определенные результаты. Впервые после 1917 года был принят основополагающий закон, закрепивший видовую классификацию государственной службы, - Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В развитие его положений принят Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Тем самым в стране созданы не только правовые предпосылки для установления единообразия в подходах к регулированию прохождения государственной службы различных видов, но и проведено разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы. В рамках реформы государственной службы также предусматривается принятие федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» и дальнейшее совершенствование действующего законодательства РФ о военной службе.

Несмотря на некоторые положительные результаты, достигнутые по вопросам реформы государственной службы, остается пока без должного внимания важнейшая проблема государственных социальных гарантий для государственных служащих, в том числе пенсионного обеспечения государственных служащих и их семей, решение которой в условиях законодательно оформившегося принципа единства системы государственной службы требует переосмысления. Добиться этого невозможно без обстоятельного научного обоснования. Весомый вклад здесь может и должна внести как юридическая наука в целом, так и ее отраслевые науки, и прежде всего, учитывая характер данной государственной гарантии, наука права социального обеспечения.

Вопросы, связанные с государственной службой, исследовались отечественными учеными-юристами, в основном занимающимися проблемами административного права, и в меньшей степени представителями науки трудового права и права социального обеспечения. Анализ имеющейся научной литературы свидетельствует о том, что комплексное рассмотрение вопросов пенсионного обеспечения государственных служащих, включая историко-правовые и сравнительно-правовые аспекты, не проводилось. В отдельных публикациях авторы обычно в сокращенном виде воспроизводили положения действующего федерального законодательства. Но всесторонний системный анализ проблем пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, а также всех предусмотренных законом видов государственной службы отсутствует.

Законодательство РФ о пенсионном обеспечении государственных служащих неоднородно. Принятые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты и содержат различные решения правовых аспектов пенсионного обеспечения государственных служащих.

В науке права социального обеспечения явный недостаток исследований проблем пенсионного обеспечения государственных служащих свидетельствует, что избранная тема является актуальной. Она позволяет заполнить имеющийся пробел в научном осмыслении не только собственно проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих, но и более общей проблемы предоставляемых им государственных социальных гарантий. Это тем более важно, что в рамках реформы государственной службы предусматривается дальнейшее совершенствование системы государственных социальных гарантий, предоставляемых государственным служащим, включая упорядочение отношений по пенсионному обеспечению, результатом которого должно стать согласно Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., а также нормам федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принятие федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Выбор темы дипломной работы обусловлен необходимостью обобщения и дальнейшего развития правового регулирования пенсионных правоотношений государственных служащих, решения проблем применения законодательства и выбора путей его совершенствования.

Целью исследования является изучение проблем правового регулирования и организации пенсионного обеспечения в системе государственной службы в качестве одной из основных государственных гарантий, предоставляемых государственным служащим, а также выработка концептуальных основ формирования правовой базы пенсионного обеспечения в системе государственной службы.

Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:

раскрыть порядок назначения и выплаты пенсий федеральным государственным служащим;

совершенствование пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих.

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие отношения, касающиеся государственного пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, а также складывающаяся на их основе правоприменительная практика.

1. Теоретические основы пенсионного обеспечения государственных служащих

.1 Место пенсионного обеспечения государственных служащих в российской пенсионной системе

Пенсионное обеспечение в любом государстве - важная составляющая системы социальной защиты населения. В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, наша страна является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В настоящее время в России полным ходом идет реформа пенсионного обеспечения: меняется тип пенсионной системы, существенные изменения претерпевает качественный и количественный состав прав граждан, полномочий органов, предоставляющих обеспечение, и т.д. Одновременно чрезвычайно динамично развивается российская государственная служба.

Ныне действующий Федеральный закон №119 «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. закрепляет основные положения, касающиеся государственной службы - понятия государственной должности, государственной службы, государственного служащего, категории государственной службы и др. Он определяет правовое положение государственного служащего. В соответствии с законом на государственного служащего как на лицо, несущее перед обществом особые обязательства, налагаются повышенные ограничения и обязанности. Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательных (представительных) органов; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; принимать участие в забастовках. Такие ограничения компенсируются как социальной значимостью, престижностью работы на государственной службе, так и повышенными мерами социальной защиты чиновника. Закон закрепляет право государственного служащего на отдых, на медицинское страхование, кроме того, на пенсионное обеспечение как одну из фундаментальных гарантий государственных служащих. Ставя себя в подчиненное положение по отношению к общественным интересам, государственные служащие ожидают от государства оценки своих заслуг не только в период выполнения своей работы, но и по окончании ее.

Право на пенсионное обеспечение с учётом стажа государственной службы одновременно выступает элементом правового положения государственного служащего (гл. III Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации») и, соответственно, распространяется на государственных служащих всех государственных органов, включая правоохранительные. Данное положение основывается на преамбуле Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», указывающей, что данный закон устанавливает основы правового положения государственных служащих, а особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании данного закона.

Пенсионное обеспечение обычных гражданских государственных служащих в настоящее время находится в стадии становления, тогда как пенсионное обеспечение служащих, проходящих службу в «милитаризованных» государственных органах власти имеет длительную историю, правовую преемственность, что обуславливает её определённую консервативность. В литературе в последнее время вопросы социальной защиты, как гражданских государственных служащих, так и военнослужащих стали объектом детального изучения, тогда как вопросы социальной защиты работников правоохранительных органов оставались не исследованными.

В последние годы система органов, осуществляющих правоохранительную функцию государства, была значительно изменена - появилась новая правоохранительная структура - налоговая полиция, таможенным органам придан статус правоохранительных органов, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы выделились из состава МВД России, произошло обособление и реформирование службы судебных приставов и пр. Безусловно, данные изменения отразились и на статусе работников указанных органов, включая и право на определённые меры социальной защиты. Пенсионное обеспечение является одной из важных гарантий для работников правоохранительных органов и именно в данной сфере, как в зеркале, отражаются проблемы правового регулирования статуса указанных работников, прохождения службы.

В обществе сложилось мнение, что уровень социальной защиты вообще и пенсионного обеспечения в частности государственных служащих «милитаризованных» государственных органов очень высок, а система мер социальной защиты является привилегированной, в правовом регулировании которой если и имеются проблемы, то они не значительны и не нарушают пенсионных прав работников правоохранительных органов. Действительно, на фоне крайне низких размеров пенсий обычных пенсионеров, бывшим служащим правоохранительных органов, чьи пенсии назначены в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» жаловаться вроде бы нет оснований. Тем не менее, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и работников правоохранительных структур постоянно рассматриваются судами общей юрисдикции, в том числе Верховным Судом Российской Федерации. Специальных же исследований, посвященных именно вопросам пенсионного обеспечения работников правоохранительных министерств и ведомств, нет.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Различают виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

за выслугу лет;

по старости;

по инвалидности;

социальная пенсия.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

федеральные государственные служащие;

военнослужащие;

участники Великой Отечественной войны;

граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

нетрудоспособные граждане.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 № 1413 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим.

Порядок включения в стаж вышеуказанных должностей определен постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2003 № 570, а порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным служащим и определения соответствия должностей, периоды службы (работы), которые включаются в стаж государственной службы, установлен по поручению Правительства РФ, Минфином России и Минздравсоцразвитием России.

1.2 Классификация пенсий государственных служащих

В настоящее время в пенсионной системе РФ на федеральном уровне можно выделить два типа пенсий, которые следует различать по источнику их финансового обеспечения.

Первый тип, считающийся основным, - трудовые пенсии. Указанные пенсии получает большинство пенсионеров в нашей стране. Право на такую пенсию возникает вследствие уплаты в течение определенного периода времени страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования. Основным источником выплаты этих пенсий являются средства, формируемые за счет указанных страховых взносов.

Установление таких пенсий производится в соответствии с Федеральным законом от 17.12.01 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Второй тип - пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые выплачиваются за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, пенсии по государственному пенсионному обеспечению предоставляются вне системы обязательного пенсионного страхования. Право на эти пенсии возникает не в связи с тем, что в период работы или другой деятельности за соответствующего гражданина отчислялись обязательные пенсионные страховые взносы (единый социальный налог (взнос)), а в силу других обстоятельств, определенных в законе.

Основным законодательным актом, регулирующим вопросы установления пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в настоящее время является Федеральный закон от 15.12.01 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Закон от 15.12.01 №166-ФЗ выделяет несколько групп обстоятельств, в связи с которыми наступает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

Применительно к нашей теме, в частности, пенсии по государственному пенсионному обеспечению предоставляются в связи с длительным выполнением гражданином особых функций, связанных с непосредственной деятельностью государства и государственных органов, или, проще говоря, - в связи с государственной службой.

В соответствии с пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.03 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» данная система включает в себя следующие виды государственной службы:

  1. государственная гражданская служба;
  2. военная служба;
  3. правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Непосредственное регулирование вопросов, связанных с прохождением государственной гражданской службы, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.04 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии со ст. 52 Закона от 27.07.04 №79-ФЗ государственным гражданским служащим предоставляется государственное пенсионное обеспечение, которое относится к основным видам государственных гарантий, предоставляемых рассматриваемой категории граждан в целях обеспечения их правовой и социальной защищенности, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений (в т.ч. экономического и политического характера), установленных законодательством РФ.

Выделяют следующие виды пенсий государственных служащих:

1.Пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Процедуру обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, процедуру рассмотрения заявлений о назначении (приостановлении, возобновлении) пенсии за выслугу лет, определяют порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим регулируют «Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, её назначения и выплаты».

При обращении за пенсией за выслугу лет федеральный служащий подает письменное заявление о назначении пенсии за выслугу лет на имя председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации с необходимыми документами в кадровую службу федерального органа государственной власти (его территориального органа) или его аппарата, иного государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией Российской Федерации или федеральным законом, в котором он замещал должность федеральной службы перед увольнением.

Федеральный служащий может обращаться за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления.

В случае реорганизации или ликвидации федерального органа заявление о назначении пенсии за выслугу лет подается в кадровую службу федерального органа, которому законодательством РФ переданы функции реорганизованного или ликвидированного федерального органа.

Заявление о назначении пенсии за выслугу лет регистрируется в день его подачи (получения по почте) кадровой службой федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением.

При приеме заявления о назначении пенсии за выслугу лет федерального служащего, имеющего право на эту пенсию, и при наличии всех необходимых документов для ее назначения кадровая служба федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением:

проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;

сличает подлинники документов с их копиями, удостоверяет их, фиксирует выявленные расхождения;

регистрирует заявление и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления;

истребует от федерального служащего дополнительные документы, необходимые для назначения пенсии за выслугу лет;

оказывает содействие федеральному служащему в получении недостающих документов для назначения пенсии за выслугу лет.

Кадровая служба соответствующего федерального органа при получении заявления федерального служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет, организует оформление справки о размере его среднемесячного заработка оформляет справку о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет. Справка о размере среднемесячного заработка федерального служащего оформляется соответствующими финансово-экономическими структурными подразделениями федерального органа, в котором он замещал должность федеральной службы непосредственно перед увольнением.

По заявлению федерального служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет, руководителем федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность перед увольнением, оформляется представление о назначении пенсии за выслугу лет. Федеральный орган в месячный срок со дня поступления заявления федерального служащего о назначении пенсии за выслугу лет и других документов рассматривает их, оформляет представление о назначении пенсии за выслугу лет и направляет его в Пенсионный фонд Российской Федерации.

К представлению о назначении пенсии за выслугу лет прилагаются: заявление федерального служащего о назначении пенсии за выслугу лет; справка о размере среднемесячного заработка; справка о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет; справка органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначенной (досрочно оформленной) трудовой пенсии по старости (инвалидности) с указанием федерального закона, в соответствии с которым она назначена, и размера назначенной пенсии, датированная месяцем увольнения; копия решения об освобождении от должности федеральной службы; копия трудовой книжки; копия паспорта; копия военного билета; другие документы, подтверждающие периоды, включаемые в стаж государственной службы, для назначения пенсии за выслугу лет, в том числе: подлинник решения о зачете в стаж государственной службы иных периодов работы (службы); другие документы.

2.Пенсионное обеспечение по инвалидности.

Трудовая пенсия по инвалидности может состоять из следующих частей:

базовой части;

страховой части;

накопительной части (ст. 5 Закона о трудовых пенсиях).

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Возникновение права на трудовую пенсию по инвалидности предполагает одновременное наличие следующих условий: признание гражданина инвалидом, наличие страхового стажа и волеизъявление застрахованного лица, выраженное в письменной форме.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности (I, II или III).

Порядок признания органами Государственной медико-социальной экспертизы гражданина инвалидом, порядок установления периода инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности; порядок установления времени наступления инвалидности и причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждены Постановлениями Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» и от 16 октября 2000 г. №789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Пенсии по инвалидности назначаются в случае наступления инвалидности вследствие:

трудового увечья или профессионального заболевания;

общего заболевания (в т.ч. увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства).

. Пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца.

Кроме пенсионного обеспечения самого государственного служащего законодательство закрепляет право членов его семьи на пенсию по случаю потери кормильца в случае смерти государственного служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы.

Ввиду отсутствия какого-либо специального акта, устанавливающего такую пенсию в отношении членов семьи муниципального служащего, применению подлежит Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ.

В ст. 9 указанный закон определяет круг лиц, которые имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. К ним относятся нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

К нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца относятся:

дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет (обучающиеся по очной форме - до достижения ими возраста 23 лет) либо, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию (если указанные лица не работают);

родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;

дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать (например, детей).

Указанные лица приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца только в том случае, если они находились на иждивении умершего. Исключение сделано для неработающих родственников умершего, которые заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет. Кроме того, нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца, если они не состояли на его иждивении, но после его смерти утратили источник средств к существованию (независимо от времени, прошедшего после его смерти).

Закон о трудовых пенсиях специально устанавливает, что иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Из этой формулировки следует, что иные нетрудоспособные члены семьи умершего должны подтверждать факт нахождения на его иждивении. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Указанные лица могут приводить любые доказательства того, что получали такую помощь, включая и свидетельские показания. Однако, как нам представляется, доказать факт иждивения на практике будет весьма сложно.

Если же нетрудоспособные члены семьи умершего состояли на его иждивении (получали от него помощь, которая была постоянным и основным источником средств к существованию), но сами получали пенсию, то они вправе перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Другими словами, две пенсии указанным лицам выплачиваться не будут.

Пункт 11 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что в случае наступления смерти умершего кормильца вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего кормильца, только при отсутствии родственников первой очереди.

пенсия государственный служащий размер

2. Проблемы правового регулирования пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих

.1 Размер, порядок назначения и выплаты пенсий федеральным государственным служащим по отдельным видам пенсий

Право на пенсионное обеспечение возникает у граждан только при наступлении определенных условий (событий или страховых рисков: наступлении инвалидности, старости, смерти). Наступление этих условий, как правило, не зависит от воли гражданина.

Пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим назначается при наличии одновременно следующих условий:

стажа государственной службы не менее 15 лет.

увольнения с федеральной службы по одному из следующих оснований:

ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами;

увольнение с должностей, утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

достижение предельного возраста, установленного Федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;

обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;

увольнение по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней.

Право на государственное пенсионное обеспечение возникает у лиц, непосредственно отработавших перед увольнением на должностях федеральной государственной службы не менее 12 календарных месяцев.

На уволившихся при ликвидации государственного органа или сокращении его штатов это правило не распространяется.

Основным юридическим фактом, с которым связано право на пенсию за выслугу лет, является специальный стаж (выслуга) установленной законом продолжительности.

Стаж государственной службы - это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии.

Стаж государственной службы (не менее 15 лет для назначения государственной пенсии) исчисляется суммированием периодов осуществления государственной деятельности в соответствии с Перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 № 1413. К примеру, в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются следующие периоды трудовой деятельности:

периоды замещения государственных должностей Российской Федерации;

периоды замещения государственных должностей субъектов Российской Федерации;

периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, предусмотренных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»;

периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 1 января 1992 года до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»: в Администрации Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) при Президенте РФ; в Совете Безопасности Российской Федерации и его аппарате; в федеральных органах законодательной (представительной) власти и их аппаратах, Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по статистике и его органах в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, районах и городах, Контрольно-бюджетном комитете при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; в Правительстве Российской Федерации и его Аппарате, федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах; в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и его аппарате; в Счетной палате Российской Федерации и ее аппарате; в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах.

Денежное содержание госслужащего состоит из нескольких составляющих: месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью, месячного оклада по присвоенному классному чину, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Вышеуказанные размеры пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному служащему в соответствующем порядке либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:

месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы;

месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы;

ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

ежемесячное денежное поощрение;

премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Расчет среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего исходя из денежного содержания и других выплат за последние 12 полных месяцев гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При исчислении среднемесячного заработка из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время суммы соответствующих пособий не учитываются.

Постановление Правительства РФ от 28.04.2003 № 247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан», а также постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30.06.2003 № 44 «Об утверждении правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты» устанавливают особенности для данной категории граждан.

В связи с этим актом по заявлению федерального служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет, руководителем федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность перед увольнением, оформляется представление о назначении пенсии за выслугу лет.

Государственный служащий подает заявление о назначении пенсии за выслугу лет в уполномоченный орган. К заявлению о назначении пенсии за выслугу лет прилагаются справка о размере денежного содержания государственного служащего, справка о периодах государственной службы и иных периодах замещения государственным служащим должностей, включаемых в стаж государственной службы для назначении пенсии за выслугу лет, справка органа, назначающего трудовую или иную пенсию, о назначенной (в том числе досрочно) пенсии с указанием закона, в соответствии с которым она назначена, копия решения об освобождении от должности государственной службы, копия трудовой книжки, копии иных документов, подтверждающих стаж государственной службы.

Справки о размере денежного содержания государственного служащего и о периодах государственной службы и иных периодах замещения государственным служащим должностей, включаемых в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, оформляются кадровой службой государственного органа, в котором государственный служащий проходил государственную службу непосредственно перед ее прекращением. В случае реорганизации или ликвидации государственного органа, в котором государственный служащий проходил государственную службу непосредственно перед ее прекращением, указанные справки оформляются кадровой службой того государственного органа, которому в соответствии с законодательством переданы функции реорганизованного или ликвидированного органа.

Форма заявления о назначении пенсии за выслугу лет и справок о размере денежного содержания государственного служащего и о периодах государственной службы и иных периодах замещения государственным служащим должностей, включаемых в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Уполномоченный орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов осуществляет их проверку, определяет размер пенсии за выслугу лет и принимает решение о ее назначении либо об отказе в ее назначении, о котором письменно уведомляет государственного служащего. Решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет должно быть мотивировано. Решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

Форма решений уполномоченного органа о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в назначении пенсии за выслугу лет устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа. Документы, связанные с назначением государственному служащему пенсии за выслугу лет, формируются в отдельное пенсионное дело государственного служащего, которое хранится в уполномоченном органе.

Пенсия за выслугу лет назначается государственному служащему с первого числа месяца обращения за ее назначением, но не ранее дня, следующего за днем прекращения им государственной службы и назначения ему трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пенсия за выслугу лет выплачивается уполномоченным органом одновременно с трудовой пенсией по старости (инвалидности) посредством ее доставки через организации почтовой связи либо зачисления на банковский или иной указанный государственным служащим счет. Расходы, связанные с организацией доставки пенсии за выслугу лет через организации почтовой связи либо с зачислением ее на банковский или иной указанный государственным служащим счет, осуществляются за счет средств федерального бюджета.

В случае замещения государственным служащим, получающим пенсию за выслугу лет, государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, должности государственной службы, муниципальной должности или должности муниципальной службы выплата ему пенсии за выслугу лет приостанавливается со дня замещения одной из указанных должностей на основании соответствующего решения уполномоченного органа. Форма указанного решения уполномоченного органа устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Государственный служащий, получающий пенсию за выслугу лет и назначенный (избранный) на одну из выше указанных должностей, обязан в течение пяти дней со дня такого назначения (избрания) письменно известить об этом уполномоченный орган. Форма указанного письменного извещения устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа.

При последующем освобождении государственного служащего, получавшего пенсию за выслугу лет, от государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, должности государственной службы, муниципальной должности или должности муниципальной службы выплата государственному служащему пенсии за выслугу лет возобновляется уполномоченным органом со дня, следующего за днем освобождения от соответствующей должности, на основании его заявления, к которому прилагается копия решения об освобождении от должности.

Выплата пенсии за выслугу лет государственному служащему, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, прекращается на основании соответствующего решения уполномоченного органа со дня назначения ему указанных пенсии за выслугу лет или ежемесячного пожизненного содержания, или установления дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения.

В случае смерти государственного служащего, получавшего пенсию за выслугу лет, ее выплата прекращается уполномоченным органом с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть государственного служащего.

При повышении в централизованном порядке размера денежного содержания по соответствующей должности государственной службы, размер назначенной государственному служащему пенсии за выслугу лет на основании его заявления подлежит перерасчету уполномоченным органом. В случае отсутствия соответствующей должности государственной службы перерасчет производится исходя из увеличения размера денежного содержания по аналогичной должности в государственном органе, в котором государственный служащий проходил государственную службу.

Финансирование пенсий за выслугу лет производится за счет средств федерального бюджета.

Пенсия за выслугу лет и пенсия по старости назначаются пожизненно.

Порядок индексации установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 № 346 «Об индексации пенсий федеральных государственных служащих».

Пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих.

Пенсии индексируются:

при централизованном повышении должностных окладов (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих - на индекс повышения должностных окладов (денежного вознаграждения);

при централизованном повышении иных денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, - на средневзвешенный индекс повышения одной или нескольких таких выплат, утверждаемый Правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Индексация пенсии производится путем индексации размера среднемесячного заработка федерального государственного служащего, из которого исчислялась пенсия, на соответствующие индексы, и последующего определения размера пенсии исходя из размера проиндексированного среднемесячного заработка.

При индексации пенсии с применением индекса повышения должностных окладов (денежного вознаграждения) размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,8 проиндексированного должностного оклада (0,8 проиндексированного денежного вознаграждения).

При индексации пенсии с применением средневзвешенного индекса повышения одной или нескольких денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,8 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии по состоянию на день, с которого производится индексация по данному основанию.

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, где требуются дополнительные материальные и физиологические затраты, размеры проиндексированных пенсий увеличиваются в установленном порядке на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания граждан в указанных районах (местностях).

Индексация пенсий производится со дня повышения в централизованном порядке денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих.

2.2 Совершенствование пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих

Реформа государственной службы в России проводится начиная с 2001 года. Важнейшей задачей реформы является формирование правовых основ государственной службы. К настоящему времени достигнуты определенные результаты. В стране созданы не только правовые предпосылки для установления единообразия в подходах к регулированию прохождения государственной службы различных видов, но и проведено разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы. В рамках реформы государственной службы также предусматривается принятие федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» и дальнейшее совершенствование действующего законодательства РФ о военной службе.

Несмотря на некоторые положительные результаты, достигнутые по вопросам реформы государственной службы, остается пока без должного внимания важнейшая проблема государственных социальных гарантий для государственных служащих, в том числе пенсионного обеспечения государственных служащих и их семей, решение которой в условиях законодательно оформившегося принципа единства системы государственной службы требует переосмысления. Добиться этого невозможно без обстоятельного научного обоснования. Весомый вклад здесь может и должна внести как юридическая наука в целом, так и ее отраслевые науки, и прежде всего, учитывая характер данной государственной гарантии, наука права социального обеспечения.

Вопросы, связанные с государственной службой, исследовались отечественными учеными-юристами, в основном занимающимися проблемами административного права, и в меньшей степени представителями науки трудового права и права социального обеспечения. Анализ имеющейся научной литературы свидетельствует о том, что комплексное рассмотрение вопросов пенсионного обеспечения государственных служащих, включая историко-правовые и сравнительно-правовые аспекты, не проводилось. В отдельных публикациях авторы обычно в сокращенном виде воспроизводили положения действующего федерального и регионального законодательства. Но всесторонний системный анализ проблем пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, а также всех предусмотренных законом видов государственной службы отсутствует. Лишь в немногих работах, в частности А.А. Гришковца, дано обстоятельное изучение пенсионного обеспечения применительно к государственной гражданской службе.

Законодательство РФ о пенсионном обеспечении государственных служащих неоднородно. Принятые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты содержат различные решения правовых аспектов пенсионного обеспечения государственных служащих.

В науке права социального обеспечения имеет место явный недостаток исследований проблем пенсионного обеспечения государственных служащих. Необходимо заполнить имеющийся пробел в научном осмыслении не только собственно проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих, но и более общей проблемы предоставляемых им государственных социальных гарантий. Это тем более важно, что в рамках реформы государственной службы предусматривается дальнейшее совершенствование системы государственных социальных гарантий, предоставляемых государственным служащим, включая упорядочение отношений по пенсионному обеспечению, результатом которого должно стать согласно Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., а также нормам федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принятие федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Государственными гарантиями для государственных служащих являются установленные законом средства, способы и условия, с помощью которых обеспечиваются их права и свободы в сфере государственно-служебных отношений. Исходя из конституционных норм о необходимости предоставления государственных гарантий федеральными законами следует законодательно закрепить, что все виды государственных гарантий государственным служащим должны предоставляться (независимо от того, являются они основными или дополнительными) федеральными законами либо изданными во исполнение их открытыми для свободного доступа указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

В РФ в результате демократических преобразований был закреплен на конституционном уровне институт государственной службы и федеральными законами были разграничены полномочия между федеральным и региональным уровнями в этой сфере. В связи с этим нормы пенсионного обеспечения для государственных служащих РФ до сих пор содержатся в разных федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Правовые подходы к вопросам пенсионного обеспечения указанных лиц различны.

В целях совершенствования системы пенсионного обеспечения государственных служащих должно быть определено, что пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих устанавливается федеральными законами.

Современное законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих всех видов государственной службы, содержит различные правовые механизмы его реализации. Провозглашенная в рамках реформы государственной службы идея единства системы государственной службы создает основу для формирования общих, единых для всех видов государственной службы принципов пенсионного обеспечения лиц, проходивших государственную службу. Поэтому есть необходимость юридически установить единый, унифицированный порядок и соотносимые условия пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, сохранив при этом за ними ранее приобретенные пенсионные права.

В зависимости от вида государственной службы пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих осуществляется исходя из норм действующего законодательства различными органами. Координация деятельности по вопросам применения пенсионного законодательства федеральных гражданских служащих, пенсии которым назначаются через органы Пенсионного фонда РФ, осуществляется Минздравсоцразвития России. Назначение и выплата пенсий государственным служащим военной и правоохранительной службы, а также связанные с ними организационные вопросы решаются самостоятельно ведомствами, в которых проходила такая государственная служба (Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др.). Необходимо учитывать, что вопросы управления пенсионного обеспечения, в том числе практика применения пенсионного законодательства, в этих ведомствах устанавливаются ведомственными инструкциями и не всегда однозначно применяются нормы действующего законодательства в сфере пенсионного обеспечения, а также то, что в дальнейшем законодателем предполагается принять системообразующий закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. Это даст возможность унифицировать практику применения нормативных правовых актов, касающихся пенсионного обеспечения государственных служащих. В связи с этим представляется обоснованным закрепить осуществление координации пенсионного обеспечения в системе государственной службы из единого центра.

Вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих тесно связаны с вопросами финансирования пенсий. Поэтому необходимо осуществление таких выплат для граждан, проходивших государственную гражданскую службу, за счет средств федерального бюджета. Исходя из принципа самостоятельности бюджетов на федеральном уровне необходимо установить подробное унифицированное регулирование финансирования пенсионного обеспечения только в отношении федеральных государственных служащих.

При разработке нового механизма финансирования пенсий необходимо ввести порядок взаимозачетов между федеральным бюджетом и бюджетом Пенсионного фонда РФ в отношении федеральных государственных гражданских служащих. Такой порядок должен предусматривать возврат из Пенсионного фонда РФ в федеральный бюджет ранее уплаченных федеральным государственным органом страховых взносов в случае, если федеральному гражданскому служащему будет установлена пенсия по закону о государственном пенсионном обеспечении для граждан Российской Федерации, проходивших государственную гражданскую службу, и их семей. В отношении государственных служащих, не приобретших право на пенсию по вышеназванному закону, следует предусмотреть единовременный возврат из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ сумм страховых взносов, сложившихся из тарифов страховых взносов за периоды, в которые осуществлялась государственная служба, и получаемого денежного содержания (вознаграждения), в целях назначения трудовой пенсии за периоды государственной службы, в отношении которых осуществляется возврат сумм страховых взносов.

Сейчас можно сказать, что правовые предпосылки для единообразных подходов к созданию единой системы пенсионного обеспечения для всех видов государственной службы в действующем законодательстве созданы. Подтверждением этому можно считать положения как Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 14), так и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 6, 14, 52, 54, 71).

В постсоветской России постепенно стала формироваться принципиально новая модель государственной службы. При ее создании была ориентация на опыт современных правовых демократических государств, а также отчасти, пусть и в минимальной степени, учитывался опыт дореволюционной России. Все это, очевидно, не могло не отразиться на пенсионном обеспечении государственных служащих.

Как показывает анализ актов в области пенсионного обеспечения, принятых в РФ в начале 90-х годов XX столетия, в правовом регулировании пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, работников органов прокуратуры и в иных, так называемых «милитаризированных» органах, была сохранена преемственность советского законодательства, включая установление пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Вместе с тем, с восстановлением в РФ самостоятельного правового института государственной службы наступил качественно новый период в пенсионом обеспечении гражданской части федеральных государственных служащих. Для этой категории государственных служащих впервые было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе», который распространялся только на лиц, занимающих государственные должности в федеральных государственных органах. Указ стал основополагающим как для создания правовых основ федеральной государственной службы, так и для пенсионного обеспечения государственных служащих. Однако в отличие от лиц, проходивших военную и иную специальную службу, положениями названного Указа для федеральных государственных служащих вводилось только пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Нормативным правовым актом, комплексно регулирующим вопросы государственной службы, стал Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Однако его нормы, в основном, носили бланкетный характер, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения. Указом Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы» до принятия соответствующих федеральных законов лицам, замещавшим государственные должности федеральной государственной службы, была установлена только ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости (инвалидности).

С правовой точки зрения существенно изменилась ситуация с законодательным закреплением прав федеральных государственных служащих на пенсионное обеспечение с принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Вместо доплаты к государственной пенсии государственные гражданские служащие стали получать пенсию за выслугу лет. Однако, как показывает исследование, указанный вид пенсии не является самостоятельным видом пенсионного обеспечения, а по сути осталась доплата за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (по инвалидности). Пенсия за выслугу лет названной категории служащих зависит от факта назначения трудовой пенсии, в то время как законодатель не связывает право военнослужащих и служащих правоохранительных органов на такой же вид пенсии с иным видом пенсионного обеспечения.

Поэтому предлагается дать следующее определение пенсии за выслугу лет: пенсия за выслугу лет - это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам Российской Федерации, проходившим государственную службу, независимо от возраста и трудоспособности при наличии у них определенной законом продолжительности выслуги лет и выплачиваемая из средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации при условии увольнения с государственной службы. В дальнейшем, исходя из этого определения, следует закрепить в федеральном законе о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, единообразные нормы пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных служащих всех видов государственной службы.

Проведенное исследование позволило выявить как единство в правовых подходах к регулированию пенсионного обеспечения за выслугу лет государственных служащих всех видов государственной службы, так и дифференциацию в правовом регулировании пенсионного обеспечения по инвалидности и по случаю потери кормильца гражданских служащих и военнослужащих, служащих правоохранительных органов. Вышеотмеченная дифференциация правового регулирования не согласуется с принципом единства правовых и организационных основ государственной службы. Эту проблему можно решить только принятием нового федерального закона «О пенсионном обеспечении федеральных государственных служащих». Одновременно в указанном законе следует решить вопрос о едином источнике финансирования всех видов устанавливаемых пенсий государственным служащим.

Современное состояние пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу, характеризуется наличием ряда следующих проблем: отсутствие целостности системы пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу, и их семей; разрозненность нормативных правовых актов по пенсионному обеспечению граждан, проходивших государственную службу, и их семей, что не позволяет установить единство правового регулирования общественных отношений в этой сфере; наличие коллизии правовых норм, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу; правовые пробелы в законодательных актах в области пенсионного обеспечения; многочисленность органов, реализующих нормы пенсионного законодательства, порождающих различия в толковании указанных норм, что, в свою очередь, приводит к затруднению понимания и практического применения норм пенсионного законодательства; слабое использование современных средств вычислительной техники и отсутствие единства информационных технологий в учете пенсионных прав граждан, проходивших государственную службу, и назначения им пенсий; отсутствие в законодательстве механизмов, позволяющих в полном объеме учесть приобретенные гражданином пенсионные права в случае, если его служебная деятельность в качестве государственного служащего чередовалась с другой трудовой деятельностью.

На основе анализа исследования проблем пенсионного законодательства можно сделать вывод о необходимости установления в системообразующем (кодифицированного характера) законодательном акте единообразных подходов к пенсионному обеспечению государственных служащих.

В основу концепции будущего федерального закона необходимо заложить идеи о создании единой подсистемы пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу; о разработке эффективных механизмов пенсионного обеспечения; о создании единой системы координации и методического обеспечения деятельности по пенсионному обеспечению; об обеспечении открытости деятельности по пенсионному обеспечению; о создании единых информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения; об унификации финансово-экономических механизмов в сфере пенсионного обеспечения.

В указанном новом законе должно быть предусмотрено три основных раздела.

В разделе «Общие положения» следует объединить все нормы, определяющие правовую базу, регулирующую пенсионное обеспечение граждан, проходивших государственную службу; сформулировать понятийный аппарат; определить круг лиц, на которых распространяется действие закона; выделить виды пенсий, устанавливаемых данным законом; определить условия, определяющие право государственных служащих на установление двух пенсий; определить источники финансирования пенсий. В частности, предлагается к кругу лиц, на которых должно распространяться действие законопроекта, отнести: граждан, проходивших государственную гражданскую службу; граждан, проходивших военную службу по контракту; граждан, проходивших службу в правоохранительных органах; членов семей указанных граждан. Кроме того, в новом законе необходимо установить единый порядок и соотносимые условия пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу, с сохранением ранее приобретенных пенсионных прав. Согласно нормам нового закона, граждане, проходящие государственную службу, не подлежат обязательному пенсионному страхованию в период этой службы. При этом указанные лица вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в части уплаты взносов на накопительную часть трудовой пенсии. В новом законе должен быть определен круг лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, а также условия назначения и выплаты им второй пенсии (части пенсии). В отношении граждан, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности по новому закону, необходимо определить порядок выплаты части трудовой пенсии по старости (страховой и накопительной) за периоды работы или иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы после назначения указанных видов пенсий. Также необходимо установить самостоятельное пенсионное обеспечение по инвалидности граждан, проходивших государственную гражданскую службу, по случаю потери кормильца с учетом соответствующих норм пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу по контракту, службу в правоохранительных органах. Нужно определить порядок исчисления пенсий за выслугу лет согласно пенсионным схемам: 1) при стаже государственной гражданской службы не менее 25 лет или военной службы и правоохранительной службы не менее 20 лет; 2) при наличии стажа государственной гражданской службы менее 25 лет или военной службы и правоохранительной службы менее 20 лет - с учетом общей продолжительности трудовой деятельности. Необходимо установить, что при определении стажа (общей продолжительности) государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет исчисление выслуги лет производится с учетом принципа взаимозачета стажа службы всех видов государственной службы, а также с учетом периодов замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.

В разделе «Назначение и выплата пенсий» в новом законе необходимо закрепить нормы материального и процессуального права, а также финансовый механизм взаимоотношений государственного органа, координирующего вопросы пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу, и их семей, и государственных органов, в компетенцию которых входит назначение и выплата пенсий, а также вопросы механизма взаиморасчетов между федеральным бюджетом и бюджетом Пенсионного фонда РФ при конвертации пенсионных прав.

Указанный раздел нового федерального закона должен включать положения об определении единого порядка выплаты и приостановления пенсий за выслугу лет, а также о введении механизма финансовых расчетов федерального бюджета с бюджетом Пенсионного фонда РФ: в отношении государственных гражданских служащих, которым назначена пенсия за выслугу лет в прилагаемом проекте федерального закона предусмотрен порядок возврата страховых взносов из Пенсионного фонда РФ в федеральный бюджет, уплаченных федеральным органом государственной власти в Пенсионный фонд РФ до введения прилагаемого проекта закона, а в отношении государственных служащих, не приобретших право на пенсию по нормам прилагаемого законопроекта, предусматривается единовременный возврат из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ сумм страховых взносов, сложившихся из тарифов страховых взносов за периоды, в которые осуществлялась государственная служба, и получаемого денежного содержания (вознаграждения), в целях назначения трудовой пенсии за периоды государственной службы, в отношении которых осуществляется возврат сумм страховых взносов. В названном законопроекте нужно установить создание единой службы по пенсионному обеспечению государственных служащих в федеральном государственном органе по управлению государственной службой, в функции которой входит осуществление методического обеспечения и координации деятельности по пенсионному обеспечению, а также ведение единой базы данных о пенсионных правах государственных служащих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федеральные государственные служащие - это служащие, несущие государственную службу в органах федерального значения.

Федеральные государственные служащие выполняют государственные функции, поэтому государство определило для них отдельную государственную пенсию за выслугу лет, при определенном стаже - не менее 15 лет при условии, что они непосредственно отработали перед увольнением на должностях федеральной государственной службы не менее 12 календарных месяцев.

Государственный служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне, не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство, проявлять корректность и уважение в обращении с гражданами.

Также государственный служащий несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Федеральные государственные служащие в отличие от граждан, которые не несут государственную службу, отличаются тем, что они могут получать две пенсии: трудовую пенсию по старости (инвалидности) и государственную пенсию за выслугу лет.

В целях достижения единообразия пенсионного обеспечения за выслугу лет всех видов государственной службы предлагаю дать новое определение пенсии за выслугу лет: «Пенсия за выслугу лет - это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам Российской Федерации, проходившим государственную службу, независимо от возраста и трудоспособности при наличии у них определенной законом продолжительности выслуги лет и выплачиваемая из средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации при условии увольнения с государственной службы». В дальнейшем, исходя из этого определения, следует закрепить в федеральном законе о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, единообразные нормы пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных служащих всех видов государственной службы.

С целью преодоления дифференциации в правовом регулировании пенсионного обеспечения по инвалидности и по случаю потери кормильца гражданских служащих и военнослужащих, служащих правоохранительных органов, поскольку указанная дифференциация правового регулирования не согласуется с принципом единства правовых и организационных основ государственной службы, то эту проблему можно решить только принятием нового федерального закона «О пенсионном обеспечении федеральных государственных служащих». Одновременно в указанном законе следует решить вопрос о едином источнике финансирования всех видов устанавливаемых пенсий государственным служащим.

В основу концепции будущего федерального закона необходимо заложить идеи о создании единой подсистемы пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу; о разработке эффективных механизмов пенсионного обеспечения; о создании единой системы координации и методического обеспечения деятельности по пенсионному обеспечению; об обеспечении открытости деятельности по пенсионному обеспечению; о создании единых информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения; об унификации финансово-экономических механизмов в сфере пенсионного обеспечения.

В новом федеральном законе следует объединить все нормы, определяющие правовую базу, регулирующую пенсионное обеспечение граждан, проходивших государственную службу; сформулировать понятийный аппарат; определить круг лиц, на которых распространяется действие закона; выделить виды пенсий, устанавливаемых данным законом; определить условия, определяющие право государственных служащих на установление двух пенсий; определить источники финансирования пенсий. В частности, предлагается к кругу лиц, на которых должно распространяться действие законопроекта, отнести: граждан, проходивших государственную гражданскую службу; граждан, проходивших военную службу по контракту; граждан, проходивших службу в правоохранительных органах; членов семей указанных граждан. Кроме того, в новом законе необходимо установить единый порядок и соотносимые условия пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу, с сохранением ранее приобретенных пенсионных прав. Согласно нормам нового закона, граждане, проходящие государственную службу, не подлежат обязательному пенсионному страхованию в период этой службы. При этом указанные лица вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в части уплаты взносов на накопительную часть трудовой пенсии. В новом законе должен быть определен круг лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, а также условия назначения и выплаты им второй пенсии (части пенсии). В отношении граждан, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности по новому закону, необходимо определить порядок выплаты части трудовой пенсии по старости (страховой и накопительной) за периоды работы или иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы после назначения указанных видов пенсий. Также необходимо установить самостоятельное пенсионное обеспечение по инвалидности граждан, проходивших государственную гражданскую службу, по случаю потери кормильца с учетом соответствующих норм пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу по контракту, службу в правоохранительных органах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

.Конституция Российской Федерации. - М.: Вече, 2010.

.Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ // СЗ РФ. 2008. №51. Ст.4831.

.Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ // СЗ РФ. 2008. №51. Ст.4832.

.Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года №119-ФЗ // СЗ РФ. 2008. 331. Ст. 2990; 1999. №8. Ст. 974; 2000. №46 Ст. 4537.

.Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

.Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ // СЗ РФ. 2008. №52. Ст.1920.

.Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

.Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации РФ» от 19.04.91 №1032-1. - СПС Гарант.

.Постановление Правительства РФ от 04.03.2002 № 141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

.Постановление Правительства РФ от 28.04.2003 № 247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих».

.Постановление Правительства РФ от 31.05.2005 № 346 «Об индексации пенсий федеральных государственных служащих».

.Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

.Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

.Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, её назначения и выплаты (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.02.2008 №76н). - СПС Гарант.

.Разъяснения Минтруда России от 25.03.02 № 2 «О порядке применения пункта 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» (утв. постановлением Минтруда России, согласованным с Пенсионным фондом РФ от 25.03.02 № 21). - СПС Гарант.

Специальная литература

.Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». М., Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 2009.

.Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2012.

.Батыгин К.С. Пособия по социальному обеспечению / под ред. К.С.Батыгина. М.: ФОРУМ, 2010.

.Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.П.Галаганов. 5-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2009.

.Гафаров З.С., Иванова С.А., Шайхатдинов В.Ш. Правовое регулирование труда и социальной защиты государственных служащих субъектов РФ. Учебное пособие. Екатеринбург. 2008.

.Гончарова Л.А. Сфера регулирования пенсионной системы Российской Федерации // В мире права. 2010. № 3-4.

.Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. Учебный курс. М., Дело и сервис. 2008.

.Гусов К.Н., «Право социального обеспечения России», учебник для вузов - 3-е изд., М: Проспект, 2008.

.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., «Право социального обеспечения России», учебник, Москва, БЕК, 2011.

.Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М. и др. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы. // ЭЖ-юрист. 2007. № 6.

.Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы (институционально-функциональный анализ) М., РАГС. 2010.

.Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А., «Право социального обеспечения», учебное пособие, М: Книжный мир, 2010.

.Миронова Т. Пенсионное обеспечение госслужащих: право и социальная справедливость // Человек и труд. 2009. № 9.

.Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации. // Государство и право. 2008. № 9.

.Рогачев Д.И. Метод права социального обеспечения / Д.И.Рогачев // Социальная защита. 2012. № 5.

.Сулейманова Г.В., «Право социального обеспечения», учебное пособие 2, Ростов на Дону: Феникс, 2009.

.Фарниева З.В., Базилевский И.А. Пенсионное обеспечение государственного служащего Бюллетень министерства юстиции. 2008. № 5-6.

.Юсупов В.Г. "Справочник кадровика: оформление пенсии". (Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20.01.2009). СПС Консультант Плюс, 2009.

.Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2010.

Похожие работы на - Виды пенсий федеральных государственных служащих

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!