Красноречие Древней Руси

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,84 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Красноречие Древней Руси

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Украинская инженерно-педагогическая академия









Контрольная работа

По дисциплине: Риторика


Выполнила

Студентка группы ЗТ-Т10-1








Харьков, 2013

Содержание

Риторика Киевской Руси и Украины

Жанры ораторского искусства

Основные требования к публичному выступлению

Список использованной литературы

Риторика Киевской Руси и Украины

Время рождения красноречия на Украине - IX в. И в первых же оригинальных произведениях ораторской прозы отчетливо проявляются три ее характерные черты: во-первых, несмотря на имевшиеся в распоряжении древне украинских книжников переводные византийские и южнославянские образцы, на заимствованную тематику и приемы оформления ораторских сочинений, древне украинские авторы стремятся по-своему осмыслить факты действительности, выйти за пределы традиционной тематики, стать ближе к современности, к истории своего народа; во-вторых, в истории украинского ораторства как бы отсутствует период ученичества. Сочинения первых украинских риторов - митрополита Илариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского - поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэтических находок; в-третьих, поскольку на Украине практика устного публичного выступления не получила широкого распространения (это ни в коей мере не означает, что ораторы вообще не выступали перед публикой), то речи создавались прежде всего как письменные памятники, рассчитанные не на сиюминутное произнесение, а на чтение и длительное размышление. Вот почему авторы так часто обращаются к "слушающим и читающим".

В ораторской прозе Киевской Руси можно выделить две разновидности: красноречие дидактическое (учительское) и панегирическое (торжественное). Каждому из них соответствуют свои тематика, язык, художественные средства. Дидактическое красноречие обычно преследовало цели морального наставления, информации, объяснения новых понятий. Ораторы, ориентируясь на нуждающихся в поучении простых людей, стремились говорить просто, безыскусно, почти не прибегая к цитированию авторитетных источников. В этих сочинениях содержались требования скромности, трудолюбия, заботы о семье и родителях, стремления к знаниям, отвращения от пьянства и т.д. Таким образом, ораторы ставили перед собой серьёзные задачи воспитания высоких моральных качеств и идеалов гражданского служения. Памятники панегирического красноречия были приурочены к знаменательным датам церковной истории или посвящались событиям государственного значения - успешному походу против врага, строительству собора и т.д. [1, c.7-9]

Следует отметить, что общей чертой для дидактического и панегирического красноречия является отсутствие оппонента для оратора, откуда проистекают его родовые свойства, в известном смысле ставшие потом свойствами украинской политической риторики вообще. Когда оратор слушает лишь самого себя и пренебрегает доводами, способными переубедить слушателя, он вызывает у того лишь ответное раздражение и стремление найти контраргументы. Но наш «Сократ» не привык защищаться. К чему? Он ведь сообщает истину в последней инстанции, а не спорит. Поэтому, столкнувшись с контраргументами, он испытывает непреодолимое желание заставить оппонента замолчать. Подобный сценарий диалога власти с народом, интеллигенции с властью реализовывался в Украине не один и не два раза. Именно поэтому следует остерегаться ложных, хотя и комплиментарных для нас выводов из того простого обстоятельства, что украинское торжественное красноречие киевской поры было консолидирующим и обращалось к единомышленникам.

Чего же все-таки в опыте древне украинского красноречия следует опасаться? В этот период риторика власти, если только этот термин применим ко временам Киевской Руси, никаких роковых ошибок не совершила. Она не обнаружила своей несостоятельности, не взрастила себе оппонентов, которых, не умея им возразить, не желала выслушивать, почему и обратилась к тактике далеко не риторической - хоть на некоторое время лишить их самой возможности говорить. Напротив, она была убедительна и тиражировалась не самой властью на деньги налогоплательщиков, а книжными людьми, которые видели в ней прежде всего нравственную проповедь. В этом смысле ничему плохому у киевского красноречия научиться нельзя. И все же опасность есть. Она заключается в неумеренной идеализации украинского красноречия как единственно возможного и правильного, привлекательной лишь тем, что позволяет скрыть наши собственные пороки. Неумение выслушать того, кто с тобой не согласен, стремление поучать и слушать только самого себя, отсутствие логики в доводах и неумение предвидеть и предотвращать контраргументы противника - вот перечень тех пороков, которые в ней таятся. Формула этой идеализации проста: то, что возможно в условиях реально консолидированного общества и в торжественной речи, объявляется общим, вневременным свойством всей украинской риторики. [2]- начало XVII века сопровождалось резким подъёмом в развитии риторики, это период массового книгопечатания, науки и образования в Украине. Массово открывались братские школы, высшие учебные заведения - коллегиумы и академии. В Киеве в 1615 г. была основана высшая школа при Киево-Братском монастыре на Подоле, в 1631 г. митрополитом Петром Могилой открыта Лаврская школа. В 1632 г. обе школы объединились и образовали Киево-Могилянскую коллегию (позже - академию).

Киево-Могилянская академия стала ячейкой образования и культуры не только на Украине, влияние ее распространялось на все славянские земли целый следующий век. Выпускники ее становились известными церковными и политическими деятелями, учеными, писателями: Епифаний Славинецкий, Феофан Прокопович, Симеон Полоцкий, Стефан Яворский, митрополит Дмитрий Ростовский (Димитрий Туптало), Иоаникий Галятовский, Иннокентий Гизель, Григорий Сковорода, Николай Бантиш-Каменский. Некоторое время в ней учился русский учёный и выдающийся автор «Риторики» Михаил Ломоносов.

Будучи все еще гомилетичной (церковной), отечественная риторика все более обогащалась социальными мотивами и должна была искать более простые, более доступные формы выражения содержания проповедей. Наиболее выдающимися проповедниками и риторами-педагогами этого периода были Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович, Иоаникий Галятовский, Антоний Радивиловский [3, с. 68-70].

Ученик Лазаря Барановича и также ректор Киево-Могилянской академии, известный украинский культурный просветитель и писатель, Иоаникий Галятовский, который был преподавателем риторики разработал теорию новомодного красноречия. В 1659 году он издал книгу проповедей «Ключ понимания» с теоретической частью «Наука или способ изложения говорения», которая стала известным научным трудом и в зарубежной ораторской науке. Эта книга содержала пособие по формализации создания речи, И. Галятовский советует тем, кто хочет «совершить говорение» выбрать тему, по которой он должен произнести речь в соответствии с тремя частями:

вторая (нарация) оповещение, основная часть;

третья (конклюзио) заключение, выводы, обобщение сказанного.

Выдающимся украинским ритором XVIII в. был Феофан Прокопович (1681~1736), которого, приметив его одаренность и образованность, сделал своей правой рукой в сфере церковной и культурно-просветительской Петр І. Митрополит Прокопович был человеком не без противоречий. Учился он на Западе, специально для того приняв унию, но там проникся лютеранскими взглядами. Вернувшись в Украину и в то же время к православию, он выступает как выдающийся литератор и ритор, знаток теории литературы. В Киево-Могилянской академии читал курсы поэтики и риторики (осталась рукопись последнего). В Петербурге Ф. Прокопович стал проводником политики Петра І в отрасли разрушения церковной самостоятельности (отмена патриаршества), отстаивал стиль классицизма, свойственный секуляризованной культуре. Написанные им риторические трактаты и проповеди свидетельствуют о уровне риторической образованности Украины. [3, с. 73-89]

Определенное обобщение восточнославянская риторика XVIII ст. находит в трудах Михаила Ломоносова, ученика Ф. Прокоповича, который учился в Киево-Могилянской Академии. Он определял красноречие как искусство «О всякой данной материи краснее говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»; и считал, что для овладения этой наукой нужно учесть пять моментов: врожденный талант, эрудицию, подражание мастерам, упражнению в произведениях, знание других наук [4, с. 101-104].

Жанры ораторского искусства

Ораторское искусство в зависимости от цели и аудитории выступления можно разделить на несколько жанров (или видов). Например, в классической системе Аристотеля выделялось три больших рода: судебное, совещательное и торжественное (или эпидиктическое) красноречие. Сам Аристотель связывал свою классификацию с типами слушателей. Он писал: «Слушатель бывает или простым зрителем, или судьей, притом судьей или того, что уже совершилось, или же того, что может совершиться» [5,c.24]. Рассмотрим каждый род отдельно.

В судебном красноречии слушатель выступает как судья по отношению к уже свершившемуся: выносит вердикт относительного случившегося события. Темой такого красноречия являются прежде всего судебные казусы, почему этот род красноречия и получил название судебного. Скажем, присяжные решают, виновен или не виновен подсудимый. Но судить о прошлом можно не только в суде. Так, например, ученые споры о подлинности «Слова о полку Игореве», где каждый из участников аргументирует свою точку зрения, тоже подпадают под определение судебного красноречия. К этому же роду красноречия относятся, к примеру, и историко-политические споры о роли кайзеровских денег в русской революции.

Второй род красноречия - совещательный, касается уже не прошлого, а будущего. Скажем, жители греческого полиса, собравшись на городской площади, решают, вступать ли им в войну с соседним городом-государством или пойти на уступки. Выступающие ораторы обосновывают свои точки зрения. Совещательное красноречие живет прежде всего там, где люди советуются, совещаются. Отсюда и название. Но, как судебное красноречие не ограничивается судами, так совещательное - совещаниями. К области совещательного красноречия относится, например, предвыборная агитация и коммерческая реклама. В обоих случаях те, кто держит слово, выступают в роли советчиков, адресуясь к избирателю или покупателю.

Противопоставление судебного и совещательного красноречия весьма существенно, потому что, когда речь идет о прошлом, ни говорящий, ни слушающий не властны на него повлиять. Когда же, скажем, глава государства призывает нацию хранить спокойствие перед лицом опасности, то и от него самого, и от каждого из слушающих это спокойствие зависит напрямую. Если в судебном красноречии клятвы, обещания и заверения бесполезны, кроме клятвы говорить правду, только правду и ничего, кроме правды, то в совещательном красноречия обещания вполне уместны.

Третий род красноречия - красноречие торжественное. Слушатель здесь не судья, а «простой зритель». Это означает, что, выслушав речи, он не обязан принимать определенного и разового решения: опускать бюллетень в урну, покупать рекламируемый товар, выносить вердикт. Он просто выслушивает речь и делает для себя некоторые выводы, составляет некоторое мнение о предмете речи, что может проявиться в его поведении гораздо позже, но зато многократно. Таковы воспитательные, патриотические, просветительные речи. Греки называли их эпидейктическими, что означает «торжественные», или «показательные». Их роль именно показывать что-либо, указывать на положительные или отрицательные примеры общественного поведения. Издревле к эпидейктическим относились речи, произносимые на могилах павших героев. Но сюда же следует относить и гневные речи, обличающие общественные порядки, нравы, поведение тех или иных персон. [2,5]

Современная классификация видов красноречия, типов речи и соответствующих им ответвлений риторики складывалась постепенно, на протяжении многих веков обогащаясь новыми видами красноречия. В представленной ниже классификации в качестве критерия берется сфера социальной деятельности говорящих (и воспринимающих речь) лиц. К концу XX в. мы располагаем 8 - 10 видами речи, признаваемыми большинством специалистов, соответственно, - ответвлениями риторики со своими ситуациями и «жанрами», которые удобно представить в виде таблицы [6,7]

1. Речи политическиепропаганда, агитация, политические дискуссии, лозунги, и призывы, речи лидеров на совещаниях, партийных съездах, жанры СМИ (средство массовой информации) и пр.2. Дипломатическое общениедипломатический речевой этикет с его обязательными нормами, переговоры и переписка, составление юридически строгих документов, синхронный перевод, умение находить выход в сложных ситуациях и пр.3. Деловая речь (бизнес, хозяйственная деятельность)деловые переговоры, постоянный контакт (телефон и пр.), деловые бумаги - акты, контракты, протоколы, другие юридические и финансовые документы, планы работ и программы, доклады, отчеты и пр.4. Военное красноречиебоевой призыв, боевой приказ, воинские уставы, военные мемуары, письма командира части родителям солдат (павшего в бою), радиосвязь в экстремальных условиях и пр.5. Академическое красноречиеуниверситетская лекция и циклы лекций, семинары, доклады и рефераты студентов, конференции, встречи с учеными, специалистами-профессионалами, защита дипломных проектов, конспектирование, тезисы, резюме, академические дискуссии, диспуты, творческие работы, исследования студентов и пр.6. Педагогическое общениерассказ и объяснение учителя (разнообразных видов), эгоцентрическая речь ребенка, устные рассказы детей, их письменные сочинения, детское литературное творчество, урок как сложный акт педагогического общения, отдельные части урока - вступительная и заключительная беседы, обобщение и подведение итога урока и пр.7. Правовая сфера, судебное красноречиетексты законов, кодексы законов, допрос, свидетельские показания, юридические консультации, дискуссия как судебный процесс, речи обвинения и защиты, дискуссия на суде.8. Духовно-нравственное красноречие (на пр. православия)церковная проповедь, миссионерская деятельность, беседы с верующими и ищущими веры, пастыря с прихожанами, исповедь, молитвы, курсы богословия в духовных академиях и пр.9. Бытовое общение близкихдружеские беседы в непринужденных условиях, дружеские беседы на научные, политические темы, семейный полилог с участием детей, неофициальные деловые беседы, телефонные разговоры, дружеская переписка и пр.10. Диалоги с самим собой (внутренняя речь, мысленная)мысленная подготовка к устному и особенно к письменному высказыванию, чтение «про себя» с критической (или восторженной) оценочной деятельностью, воспоминания и размышления, внутренние споры со вторым «я», мечты, соображения, подходы к творчеству, внутреннее планирование и репетирование - регулятивная функция внутренней речи, репетиция к ораторскому или иному выступлению и пр.

Основные требования к публичному выступлению

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные[8,9,10]:

Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете.

Отчетливое произношение, хорошо поставленный голос. Согласитесь, невозможно воздействовать на слушателей и «достучаться» до их разума и чувств, если вы говорите монотонно хриплым, сипящим, гнусавым голосом. Работайте над голосом самостоятельно или посетите тренинг - это вложение в ваше будущее.

Нормальный и средний темп речи. Излишняя торопливость обычно вызвана робостью оратора, смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается, слушатели не успевают следить за мыслью оратора. Слишком медленная, не эмоциональная речь, напротив, показывает безразличие оратора к выступлению, а слушателям трудно улавливать смысл сказанного.

Драматизм. Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях.

Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной.

Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно.

Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль.

Установление и поддержание контакта с аудиторией. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

Образность выражений, поэтичность речи. Речь оратора должна быть конкретной и вызывать у слушателей яркие зрительные образы. По-возможности следует избегать безликих, шаблонных, сухих речевых оборотов. Чем больше в речи оратора образности и экспрессии, тем лучше ее воспринимает (и запоминает) слушатель.

Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Ее, как и начальную фразу надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

Список использованной литературы

Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.): Сост., вступ. ст., подготовка древнерус. текстов и коммент. Т.В. Черторицкой. - М.: Сов. Россия, 1987 - 448с.

Хазергов Г.Г. Уроки политического красноречия Киевской Руси. [Электронный ресурс] режим доступа: #"justify">Мацько Л.И., Мацько О.М., Риторика. Учебное пособие - К.: Высшая школа, 2003. - 311 с.

Абрамович С.Д., Чикарёва М.Ю. Риторика. Учебное пособие - Львов: Свит, 2001. - 240 с.

Античные риторики // под ред. А.А. Тахо-Годи - М.: издательство московского университета, 1978 - 345 с.

Алексеева В.О. Ораторское искусство. Учебное пособие - Тамбов: издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006 - 369 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Риторика»// сост. Елизарова Г.С. - Стерлитамак, 2008 - 288 с.

Общие требования к публичному выступлению [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">Анушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс. Учебное пособие - 3-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 224 с.

Требования к публичному выступлению [Электронный ресурс] Режим доступа: http://prodawez.ru/trening/prezentaziya/publichnoe-vystuplenie.html


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!