Тема: История становления красноречия в России

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    5,45 Кб
История становления красноречия в России
История становления красноречия в России
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»

Кафедра общего и русского языкознания








Статья

Тема «История становления красноречия в России»


Выполнила студентка

Шаповаленко Дарья Александровна




Барнаул-2015

Риторика - это наука, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи в разных жанрах письменной и устной речи.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.

Ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени - это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных.

В статье «Риторическое художество в Древней Руси», помещенной в журнале «Русская речь» №2 за 1992 год, излагаются вопросы зарождения риторики как науки в древнерусских сочинениях и источниках.

Целью статьи является то, чтобы показать, как происходило становление риторики как науки в Древней Руси, в каких источниках она прослеживалась, и какие правила речевого воспитания и поведения отражаются в сохраненных сочинениях.

Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что во все времена было важно, правильно ли человек разговаривает, не допускает ли он ошибок при этом.

Я считаю, чтобы не случилось исчезновения нашего языка и вместе с ним риторики, нужно не забывать и придерживаться хоть каких-то элементарных правил речевого поведения, ведь от этого многое зависит.

Можно сказать, что риторика - это «наука», «учение», «правила»; красноречие - «искусство», способность, умение «красно говорить. Красноречие мы понимаем как совокупность текстов или словесных произведений. Риторическое источниковедение должно ввести в поле нашего внимания множество либо незаслуженно забытых, либо не прочитанных еще текстов.

Кирилл Туровский, проповедник второй половины XII века, говорит «Слово в новую неделю по пасце» и всю речь строит на сквозном сравнении пробуждающейся и обновляющейся природы с «церковью Христовой», обновившей и преобразившей мир.

Поучения Серапиона Владимирского созданы в трагическую минуту русской истории - середине XIII века. Они обращены к самому сердцу слушателей, картина татарского нашествия и разорения русской земли предстает как наказание за грехи и раздор, от которых не хотят «отвратиться» его «чада»: «если кто из вас разбойник, разбоя не останет; если кто крадет, татьбы не оставит; если кто ненависть на друга имеет, враждуя не почивает; если кто обидит и всхватает, грабы не насытится... «Злых» пороки: зависть умножилась, злоба превозмогла нас, ненависть на других вселилась в сердца наши»

«Домострой» регламентирует правила речевого поведения в быту. Например, «домостроевские» советы женам относительно их «речевого поведения»: ораторский искусство риторика речевой

Риторические знания входили на Русь вместе с сочинениями христианско-византийской учености. В «начале притчам» Василия Великого осуждаются те, кто, «презрев слова божественного учения, ветийское и хитростное изобретение упразднил»

До XVII в. учебников по риторике не существовало на Руси, но это не значит, что люди не имели представления о риторических понятиях. В самых ранних рукописных сборниках встречаются слова «ритор», «ритория», «ветий» (оратор), «ветийство», «глаголание», «риторикия» (риторикатолько в XVII в.). Это говорило о существовании практических правил речи и речевой этики, которые показывают образ человека Древней Руси. Это - донаучный и до учебниковый период развития риторики, когда в отсутствие какой-либо терминологии имеется изобилие «ветийства» и «сладкоречия», существует практическая риторика («благоречие»), основанная более всего на образцовых культурных текстах (Священное Писание, богослужебные тексты, сочинения проповедников - отцов церкви, сочинения с указанием правил речевого поведения.

Исследования риторических источников творчества показали, что М.В. Ломоносов опирался на «Риторику» 1620 года, а также «Риторику» Михаила Усачева 1699 г., по тексту которого происходят основные определения риторики и способов красноречия М.В. Ломоносова.

Именно у Усачева «риторика есть наука добре, красно и о всяких вещех прилично глаголати», «Риторика есть художество добре глаголати»; «хитрость добре глаголати».

М.В. Ломоносов утвердил в русской науке и литературном языке слово красноречие. До В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова оно употреблялось редко - встречались лишь краснословие и красноглаголание: «не обык речь красити, понеже не словес красных Бог слушает… того ради и я не брегу о красноречии». Если у В.К. Тредиаковского можно встретить «премудрость красноречия», то именно М.В. Ломоносов придал этому слову ясный терминологический смысл.

Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что Норма бытовой риторики, речевого этикета Древней Руси многими своими сторонами проявляется и в наш век. Современный диалог куда богаче и содержательнее, но иногда примитивных правил и рекомендаций так не хватает людям нового поколения.

Продолжение и развитие культурно-речевых традиций можно основать лишь на знании «старых» правил и текстов. Как говориться - всё новое, это хорошо забытое старое.

В заключение автор говорит о том, что норма бытовой риторики, речевого этикета Древней Руси многими своими сторонами проявляется и сегодня. Мы не копируем эти правила, но сравниваем, сопоставляем, чувствуем, что современный диалог содержательнее и богаче - в то же время как раз подобных «простых» правил и рекомендаций зачастую не хватает современному человеку. Древнерусская риторика - это изначально заданная программа речевого поведения и одновременно речевого воспитания, потому что рекомендуемые в ней действия имеют отношение или прямо к речи («утешай», «приветствуй», «отвечай», «не пускайся в похвалы» и т.д.), или к созданию образа говорящего, поскольку называют качества человека (будь «добр», «кроток», «не памятозлобив», «человеколюбив») и предполагают определенный характер речи.

Я думаю, что продолжение и развитие культурно-речевых традиций можно основать лишь на знании древнерусских правил и текстов, в чём я полностью соглашаюсь с автором. В их изучении мы черпаем вдохновение для нового творчества. Таким образом, современная речь целиком и полностью опирается на издревле заложенные традиции и правила, является основой современного языка. Следует беречь и помнить вклад предков в наше настоящее и будущее.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!