Сравнительно-правовая характеристика усыновления (удочерения) в России и за рубежом

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    89,38 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительно-правовая характеристика усыновления (удочерения) в России и за рубежом















Курсовая работа

по семейному праву

на тему: Сравнительно-правовая характеристика усыновления (удочерения) в России и за рубежом.

Оглавление

Введение

Глава I. Усыновление (удочерение) как институт семейного права

.1 Понятие усыновления (удочерения)

.2 Отмена усыновления

.3 Проблемы усыновления в России на современном этапе

Глава II. Сравнительно -правовая характеристика усыновления (удочерения)

.1 Регламентация иностранного усыновления в международном частном праве Республики Беларусь

.2 Усыновление и международные договоры

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Институт усыновления имеет длительную историю и восходит к временам Древнего Рима, в законодательстве которого наряду с усыновлением предусматривались и иные формы устройства ребенка в семью. Например, римскому праву, наряду с усыновлением, было известно узаконение, которое относилось к одному из искусственных способов возникновения отцовской власти. Узаконение (legitimatio) допускалось лишь касательно liberi naturales, т.е. детей, рожденных в конкубинате (сожительстве). Узаконивать можно было только своих собственных детей. Тема усыновления очень актуальна в настоящее время. Это связано со многими факторами: политическими, социальными, духовными. В настоящее время государство активно проводит политику по изменению существующего порядка защиты прав граждан, нуждающихся в особом внимании в силу ряда причин. Одной из наиболее важных проблем здесь следует считать обеспечение защиты прав несовершеннолетних. Предоставление несовершеннолетних реальной возможности осуществлять гражданские права - направление, претендующее на особую актуальность в реализации правовой политики государства. Для этого необходимо задействование системы последовательно организованных юридических средств, гарантирующих реальную возможность реализации и защиты субъективных гражданских прав и законных интересов, а также создание целостной системы правового регулирования этих отношений. Именно поэтому сохраняет свою актуальность проблема совершенствования законодательной базы, а также создание механизмов реализации законов, устанавливаемых на федеральном и региональном уровнях. Необходимо получение знаний в области защиты прав ребенка, как детьми, так и родителями, а также преподавателями школ, детскими врачами и многими другими категориями населения. Но государство пытается бороться с этой проблемой.

Цель курсовой работы заключается в сравнении института усыновления (удочерения) в России и в Республике Беларусь.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи, решение которых составляет содержание исследования:

-       Дать понятие усыновления (удочерения)

-       Описать процедуру отмены усыновления

-       Выделить проблемы усыновления в России на современном этапе

-       Распределение усыновлений иностранными гражданами по странам

-       Дать сравнительно -правовую характеристику усыновления (удочерения)в России и в Республике Беларусь

-       Описать регламентацию иностранного усыновления в международном частном праве Республики Беларусь

-       Охарактеризовать порядок усыновления в Республике Беларусь

Объектом исследования является институт усыновления (удочерения)

Предметом исследования является механизм усыновления (удочерения) в России и в Республике Беларусь.

Теоретическая основа исследования

Теоретической и методологической основой исследования стали работы ведущих отечественных и зарубежных ученых-социологов, юристов по основам института усыновления (удочерения) в России и в Республике Беларусь, различные нормативные документы, а также законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь, регулирующее данную деятельность.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов используется системный подход и средства анализа и синтеза, из частнонаучных - формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический, методы научного познания и др.

Научная новизна исследования состоит в разработке направлений совершенствования механизма института усыновления (удочерения) в России и в Республике Беларусь .

Структура настоящего исследования состоит из двух глав, а также введения и заключения, списка использованных источников и литературы. Каждая глава состоит из параграфов, посвященных отдельным изучаемым вопросам, призванных отразить логику изложения материала и облегчить систематическое восприятие работы.

Глава I. Усыновление (удочерение) как институт семейного права


1.1 Понятие усыновления (удочерения)


Институт усыновления (удочерения) представляет собой сложную правовую и этическую проблему, как необходима твердая уверенность в соблюдении интересов ребенка. При усыновлении правоотношения между людьми, не состоящими в кровном родстве, становятся аналогичны правоотношениям между родителями и детьми. В результате усыновления одни лица теряют права и обязанности родителей, а другие их приобретают. В большинстве стран предусмотрен судебный порядок усыновления.

Термин "усыновление" употребляется в юридической науке в различных значениях. Усыновление (удочерение) является наиболее предпочтительной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление- это переход прав и обязанностей от биологических родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыновителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка.

Многие ученые рассматривают усыновление как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как юридический акт и как факт, имеющий юридическое значение.

По мнению иных, усыновление есть установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Она также рассматривает усыновление как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и как факт, имеющий юридическое значение. Под усыновлением понимается и общественное отношение, суть которого сводится к тому, что в семью принимается посторонний ребенок с целью содержания и воспитания его как своего родного сына или дочери.

Кроме того, усыновление следует рассматривать и как способ, применяемый судом для защиты прав и интересов ребенка. В основу такого подхода положено назначение усыновления. Представляется, что усыновление предназначено для реализации прав ребенка, оставшегося без родительского попечения и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье и права на защиту. Несмотря на все многообразие определений усыновления, необходимо остановиться на понятии определяющим усыновление как юридический акт, в силу которого между усыновителем и ребенком устанавливаются такие же правовые отношения, какие существуют между родителями и детьми по происхождению. При этом, усыновленные дети теряют юридическую связь с родителями (либо одним из них) и приобретают таковую с посторонними лицами - усыновителями, ничем не отличаясь по правам и обязанностям по отношению к ним от родного ребенка.

В Гражданском процессе дела об усыновлении (удочерении) относятся к делам, рассматриваемые судом в порядке особого производства.

В Гражданском процессуальном кодексе вопрос об усыновлении (удочерении) закреплен в Главе 29 ГПК РФ.

На международном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Европейской конвенции об усыновлении детей 1967г.

В последние годы чрезвычайно распространенным стало усыновление (удочерение) иностранными гражданами и усыновление за границей. Коллизионные вопросы усыновления возникают в связи с различиями предписаний материального права в законодательстве разных стран: возможность усыновления совершеннолетних лиц, согласие усыновляемого и его кровных родственников, сохранение правовой связи усыновленного лица с его кровными родственниками и другое. Обычно, при усыновлении применяется личный закон усыновителя или личный закон усыновляемого (возможно и кумулятивное применение). К усыновлению одним (обоими супругами) применяется статут общих последствий брака. Для определения перечня требований, предъявляемых к выражению согласия ребенка и его родственников (опекунов или попечителей), по всему комплексу вопросов усыновления необходимо учитывать закон гражданства ребенка. Дополнительно применяется закон суда, особенно, когда требования к выражению согласия по закону гражданства невыполнимы или их выполнение затруднено.

Немецкое законодательство исходит из личного закона усыновителя, в Польше же применяется закон гражданства усыновителя, а во Франции - личный закон усыновляемого. В Англии усыновление подчиняется только английскому праву; здесь основной проблемой является вопрос о пределах юрисдикции суда.

В законодательстве некоторых стран есть правила на случай разного гражданства супругов-усыновителей: требуется кумулятивное соблюдение требований законов обоих государств (Чехия).

По законодательству многих государств вопрос о согласии ребенка, его родственников или каких-либо официальных органов на усыновление разрешается по праву гражданства усыновляемого (например, Франция).

При решении вопроса, соответствует ли усыновление праву того государства, суд которого рассматривает спор, связанный с усыновлением, возникает вопрос «подстановки». Данный вопрос возникает в отношении наследственно-правовых последствий. Если статут усыновления предусматривает меньшие, чем статут наследования, наследственные права усыновленного, то в интересах ребенка подстановка не должна производиться, даже в случае наличия «эквивалентности законов».

В соответствии с гл. 29 (ст. 269-275) ГПК усыновление или удочерение ребенка производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Разъяснения по вопросам применения законодательства, регулирующего отношения по усыновлению (удочерению) детей, даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей». [4, С.9]

Граждане Российской Федерации, пожелавшие усыновить ребенка, подают заявление в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка. Что касается граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка - гражданина Российской Федерации, то заявление об усыновлении подается, соответственно, в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения этого ребенка.

Учитывая специфику дел данной категории, форма и содержание такого заявления должны отвечать как общим требованиям, предъявляемым ст. 131 ГПК, так и специальным требованиям ст. 270 ГПК (указание сведений об усыновителях, о детях, которых они желают усыновить, их родителях; просьба о возможных изменениях в актовой записи о рождении усыновляемых детей; указание обстоятельств, с которыми закон связывает возможность быть усыновителем, и подтверждающих их доказательств).

В порядке подготовки дела об усыновлении к судебному разбирательству судья в каждом случае обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка представить в суд заключение об обоснованности усыновления и соответствии его интересам усыновляемого. Судья должен истребовать от органа опеки и попечительства акт обследования условий жизни усыновителей и другие необходимые для усыновления документы:

свидетельство о рождении ребенка;

медицинское заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранения субъекта Российской Федерации о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого;

согласие ребенка на усыновление, если он достиг возраста 10 лет;

согласие на усыновление родителей ребенка, если оно требуется по закону;

другие перечисленные в ст. 272 ГПК документы.

В случае необходимости суд может затребовать и иные документы, обязательные для правильного решения вопроса о том, может ли заявитель быть усыновителем данного ребенка. [6, С.308]

Если заявление подано гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, то заявитель обязан представить в суд заключение об условиях жизни и возможности быть усыновителем, выданное компетентным органом государства, гражданином которого он является (если заявителем является лицо без гражданства - государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства), а также разрешение компетентного органа соответствующего государства, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, на въезд и постоянное жительство усыновляемого ребенка на территории этого государства (ч. 2 ст. 271 ГПК).

Гражданский процессуальный кодекс предусматривает обязательное личное участие в рассмотрении дела:

самого заявителя;

представителя органа опеки и попечительства;

прокурора;

ребенка, достигшего возраста 14 лет.

Невыполнение судом этих требований может быть основанием к отмене решения, если это привело либо могло привести к неправильному разрешению вопроса об усыновлении.

Наличие у заявителя представителя, надлежащим образом уполномоченного на ведение дела в суде, не освобождает лицо (лиц), желающее усыновить ребенка, от обязанности явиться в суд.

Представители по делам данной категории вправе без личного участия доверителя производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности:

собрать и представить необходимые доказательства;

давать судье пояснения по существу заявления при подготовке дела к судебному разбирательству;

представлять дополнительные доказательства по требованию судьи;

ставить перед судом вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья обсуждает вопрос о необходимости привлечения к участию в деле родителей (родителя) усыновляемого ребенка, его родственников, представителей учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, других заинтересованных лиц, а также самого ребенка в возрасте от 10 лет для того, чтобы вопрос об усыновлении был решен с максимальным учетом интересов ребенка.

При этом под интересами ребенка, которые в силу п. 2 ст. 124 Семейного кодекса обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, следует понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Кроме того, при усыновлении должно учитываться этническое происхождение ребенка, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Для обеспечения охраняемой законом тайны усыновления суд в соответствии со ст. 273 ГПК рассматривает все дела данной категории в закрытом судебном заседании, включая объявление решения. В этих же целях участвующие в рассмотрении дела лица должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении. Кроме того, эти лица предупреждаются о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя в случаях, предусмотренных ст. 155 Уголовного кодекса. Эти действия суда отражаются в протоколе судебного заседания.

При рассмотрении дел данной категории обсуждается вопрос о том, нет ли оснований, исключающих для заявителя возможность быть усыновителем (ст. 127, 128 Семейного кодекса).

При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом случае следует проверять и учитывать:

нравственные и иные личные качества усыновителя (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя на работе, в быту, наличие судимости за преступления против личности, за корыстные и другие умышленные преступления и т.п.);

состояние его здоровья;

наличие других проживающих вместе с ним членов семьи;

сложившиеся в семье взаимоотношения;

отношения, возникшие между этими лицами и ребенком;

материальные и жилищные условия жизни будущих усыновителей.

Указанные обстоятельства в равной мере учитываются при усыновлении ребенка как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками.

При выяснении вопроса о том, не будет ли состояние здоровья заявителя препятствовать надлежащему осуществлению им родительских прав и обязанностей, необходимо иметь в виду, что существует перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью. Если у ребенка имеется родитель (родители), то наличие его (их) согласия - обязательное условие усыновления. Согласие родителя (родителей) выявляется органом опеки и попечительства с соблюдением требований, перечисленных в абз. 2 п. 1 ст. 129 Семейного кодекса. Оно может быть выражено непосредственно в суде. Согласие на усыновление, данное родителем (родителями) в суде, должно быть зафиксировано в протоколе и подписано им (ими) лично, а также отражено в решении. При этом необходимо учитывать, что исходя из приоритета прав родителей любой из них может - до принятия решения - отозвать данное ранее согласие на усыновление, независимо от мотивов, побудивших его (их) сделать это.

Если дети, имеющие родителя (родителей), находятся под опекой (попечительством), в приемных семьях, воспитательных, лечебных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, то письменное согласие на усыновление, данное на основании п. 1 ст. 131 Семейного кодекса опекунами (попечителями), приемными родителями, руководителями учреждений, в которых находятся дети, не исключает необходимости получить согласие родителя (родителей), кроме случаев, предусмотренных ст. 130 Семейного кодекса. Следует иметь в виду, что отказ опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителей указанных выше учреждений дать согласие на усыновление, в отличие от отказа родителя (родителей), не препятствует положительному разрешению судом вопроса об усыновлении, если этого требуют интересы ребенка (п. 2 ст. 124, п. 2 ст. 131 Семейного кодекса).

Усыновление осуществляется при отсутствии согласия родителя (родителей) ребенка в случаях, предусмотренных ст. 130 Семейного кодекса, если родители: - неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; - признаны судом недееспособными;

лишены судом родительских прав;

по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Следует также учитывать, что если у ребенка есть братья и сестры, оставшиеся без попечения родителей, и в отношении них заявителем не ставится вопрос об усыновлении либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление в соответствии с п. 3 ст. 124 Семейного кодекса допустимо лишь в случае, если это отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).

Рассмотрев заявление, суд принимает решение, которым либо удовлетворяет просьбу усыновителя (усыновителей), либо отказывает в ее удовлетворении.

В резолютивной части решения об удовлетворении просьбы необходимо указать:

о необходимости внести соответствующие изменения в актовую запись, в том числе о записи усыновителя (усыновителей) в качестве родителя (родителей) в книге записей рождений;

об изменении фамилии, имени, отчества, даты и места рождения ребенка; - о сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из родителей усыновленного или родственников его умершего родителя, если эти вопросы были положительно разрешены судом по просьбе заявителя либо заинтересованных лиц.

Отметим, что исходя из интересов усыновляемого ребенка суд, удовлетворивший просьбу об усыновлении, вправе отказать заявителю (заявителям) в части внесения его (их) в качестве родителя (родителей) в актовую запись о рождении ребенка, а также об изменении даты и места его рождения. При наличии исключительных обстоятельств суд, исходя из ч. 1 ст. 212 ГПК, вправе по просьбе заявителя обратить решение к немедленному исполнению, указав причины (например, требуется срочная госпитализация усыновленного для проведения курса лечения и (или) оперативного вмешательства, и промедление ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка).

1.2 Отмена усыновления

усыновление семейный право иностранный

Отмена усыновления является одновременно правопрекращающим и правовосстанавливающим юридически фактом.

При отмене усыновления происходит прекращение всех правовых последствий усыновления на будущее время. Прекращаются все правоотношения между усыновленным ребенком и усыновителями и их родственниками. Одновременно, если это соответствует интересам ребенка, восстанавливаются его правовые связи с родителями и другими кровными родственниками.

Отмена усыновления производится только в судебном порядке.

Дело об отмене усыновления ребенка рассматривается с участием органа опеки и попечительства <#"808240.files/image001.jpg">

В 2013 году сохранилась тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года.

Усыновление гражданами


Представленные данные, начиная с 1999 года, включают в себя общее количество детей, усыновленных российскими и иностранными гражданами в течение отчетного года.

·              2013 <http://www.usynovite.ru/statistics/2013/>

Распределение усыновлений иностранными гражданами по странам

Преобладающее большинство детей, усыновленных иностранными гражданами в 2013 году (общее количество усыновленных детей -1 488), переданы на воспитание гражданам Италии

Страна

Численность детей

Численность детей-инвалидов

США

25

3

Канада

32

3

Италия

720

33

Испания

303

12

Франция

161

4

Германия

67

2

Ирландия

12

1

Великобритания

17

0

Швеция

13

1

Финляндия

15

3

Норвегия

0

Бельгия

7

0

Израиль

65

2

Новая Зеландия

12

0

Мальта

10

0

Кипр

0

0

Словения

7

4

Швейцария

10

0

Аргентина

8

0

Австрия

0

0

государства, входящие в СНГ

2

0

другие государства

2

0


Глава II. Сравнительно-правовая характеристика усыновления (удочерения) в России и в Республике Беларусь

 

2.1 Регламентация иностранного усыновления в международном частном праве Республики Беларусь


Институт усыновления прочно вошел в жизнь нашего общества и является, в определенном смысле, мерилом гуманности любого общества и государства. Этот институт имеет свою богатую и интересную историю, с древних времен и до наших дней. Особый интерес вызывает усыновление детей иностранцами. Если в середине 40-х гг. XX столетия имели место лишь единичные случаи такого усыновления, то к концу 1980-х гг. подобное усыновление стало в большинстве стран мира обычной практикой. В этот период начинает широко применяться термин "международное усыновление", объединяющий ранее употреблявшиеся раздельно понятия "усыновление детей-иностранцев" и "усыновление детей иностранцами".

В соответствии со статьей 119 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС) под усыновлением (удочерением) признается основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.

Необходимым дополнением для определения "международное усыновление" должно стать "включение в рассматриваемое понятие основного фактора - юридической связи данного отношения с несколькими правопорядками".

Следует остановиться на самом термине "международное усыновление". Применение указанного термина представляется спорным и вызывает некоторые сомнения.

Во-первых, термин "международный" в большинстве случаев отождествляется со словами "межгосударственный", "межвластный".

Посредством данных понятий раскрывается смысл термина "международные отношения", который является предметом изучения в международном публичном праве. В международном частном праве термин употребляется в том смысле, что отношения возникают в условиях трансграничного общения, т.е. выходят за рамки правовой системы какого-либо одного государства. Предметом международного частного права являются гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые отношения, как бы "пересаженные" на международную "почву". При таком механическом подходе не учитываются сложность и своеобразие рассматриваемых явлений. В то же время гражданско-правовые корни отношений, регулируемых международным частным правом, очевидны, как очевидна и принадлежность этих отношений к международной среде.

Во-вторых, слово "международный" на иностранном языке, например английском, звучит как "international" и переводится как "международный", а в некоторых случаях как "межгосударственный", а термин "межгосударственное усыновление" вообще противоречит смыслу указанных отношений, так как из смысла данного словосочетания выходит, что ребенка усыновляет государство, а не физическое лицо, проживающее на территории иностранного государства. Нельзя, конечно, утверждать, что страна, в которую ребенок переезжает жить, не имеет никакого отношения к данному процессу. Она предоставляет возможность своим гражданам ввезти ребенка и принимает его в свое гражданство, если усыновители этого желают, а ребенок, достигший определенного возраста, не возражает. Но в любом случае ребенок будет воспитываться и жить в первую очередь в семье, а уж потом в том или ином государстве. Поэтому, термин "иностранное усыновление" наиболее полно отвечает смыслу указанных отношений.

Одним из условий установления усыновления является то, что усыновление возможно только в интересах ребенка, причем особенно надо учитывать этот интерес, если ребенок усыновляется иностранными гражданами.

Говоря об интересе детей, практически все ученые указывают, что вследствие несовершеннолетия ребенка этот интерес за него определяют родители. Что же делать в случае, если у ребенка их нет или они от него отказались, иными словами, если ребенок находится под опекой государства? В этом случае именно государство в лице своих уполномоченных органов должно определить этот интерес. А так как интересом является надлежащее семейное воспитание, государство должно стремиться устроить судьбу ребенка, пусть даже в иностранной семье.

Поскольку вопрос, связанный с иностранным усыновлением, входит в предмет международного частного права, то необходимым компонентом такого рода отношений является наличие иностранного элемента.

Как известно, существует три вида иностранного элемента: субъект отношений, объект отношений, юридический факт.

В данном случае иностранным элементом выступает субъект (иностранец усыновляет ребенка - белорусского гражданина, например) и юридический факт (например, акт об усыновлении исходит с территории иностранного государства, где был усыновлен ребенок-белорус). Иными словами, возникает два аспекта: "усыновление детей-иностранцев" и "усыновление детей иностранцами", причем очень важно, где именно юридический факт - усыновление - устанавливается: на территории Республики Беларусь или на территории иностранного государства. Надо отметить, что в настоящее время в Республики Беларусь наиболее распространено усыновление белорусских детей иностранцами.

При усыновлении детей - граждан одной страны гражданами другой затрагиваются интересы нескольких лиц, являющихся гражданами различных государств, или лиц, проживающих на территории разных стран. В этих странах могут быть иные и даже совершенно противоположные взгляды на усыновление. Эти различия обусловливаются, прежде всего, различиями в целях, которые ставятся перед институтом усыновления в этих государствах. В связи с этим считаю целесообразным указать определения, закрепленные в законодательствах некоторых государств. Так, в странах Западной Европы законодательно закрепляется, что усыновление возможно только с учетом интересов детей, но в то же время оно направлено на то, чтобы "обеспечить бездетных лиц наследниками, сделать возможным существование фирмы", вследствие чего в ряде стран допускается брак между усыновленным и усыновителем, а также усыновление совершеннолетних лиц.

В Германском гражданском уложении как такового определения "усыновление" нет, только говорится, что усыновление допустимо, если оно служит благу ребенка и следует ожидать, что между усыновителем и ребенком возникнут такие же отношения, как между родителем и ребенком.

Шотландский акт 1978г. под усыновлением понимает порядок, надлежащий родительским правам и обязанностям, устанавливающий связь ребенка и усыновителя. Глава 4 Родительского кодекса Швеции определения "усыновление" вообще не содержит.

Интересным является тот факт, что в мусульманских странах усыновление вообще запрещено. Этот запрет базируется на положении Корана (33:4-5): "Не устроил Аллах для человека двух сердец внутри и не сделал ваших приемышей вашими детьми. Возведите их к их отцам, это более справедливо у Аллаха, а если не знаете их отцов, то это ваши братья в вере и ваши близкие". Единственным мусульманским государством, где существует и функционирует институт усыновления, является Тунис. В других странах существует институт "приема" или "убежища", согласно которому супруги обязуются принять ребенка и дать ему необходимую помощь, но ребенок не может ни носить фамилию своей новой семьи, ни рассчитывать на часть имущества или на наследство.

Так как в отношениях участвует "иностранный элемент", могут иметь место следующие случаи усыновления:

) в Республике Беларусь иностранцем усыновляется белорусский ребенок;

) в Республике Беларусь белорусским гражданином усыновляется иностранец;

) в Республике Беларусь иностранец усыновляет иностранца;

) за границей белорусский гражданин усыновляет иностранного гражданина;

) за границей белорусский гражданин усыновляет белоруса;

) за границей иностранец усыновляет белорусского гражданина.

Отношения в международном частном праве, как известно, регулируются коллизионными нормами, т.е. нормами, которые указывают, правом какого государства следует руководствоваться при регулировании тех или иных правоотношений, в данном случае отношений по усыновлению.

В настоящее время международная практика выработала три подхода к регулированию данного вопроса:

) усыновление с участием иностранного элемента регулируется личным законом усыновителя (например, в Австрии, Германии, Швейцарии);

) усыновление регулируется законом усыновляемого (например, в Республике Беларусь). В Англии приказ об усыновлении издается английским судом, усыновление подчиняется английскому праву. В этой стране закон об усыновлении принят после присоединения к Европейской конвенции об усыновлении 1967г. Согласно этому закону, английские суды по просьбе усыновителей издают приказ об усыновлении в тех случаях, когда усыновители и дети проживают на территории стран - участниц Конвенции;

) третья группа государств регулирует данные отношения личным законом усыновителя в сочетании с органичным применением личного закона усыновляемого, причем личным законом может выступать как закон постоянного местожительства, так и закон гражданства (Российская Федерация, Франция, Норвегия, Швеция, Финляндия, страны Латинской Америки).

Решение коллизионных вопросов усыновления в соответствии с законодательством государства, гражданином которого на момент подачи заявления об усыновлении является усыновитель, соответствует международной практике. Ведь ребенку, усыновленному иностранцем, "предстоит покинуть свою страну и жить в государстве усыновителя, где он в правовом отношении должен быть надежно защищен".

И.М. Кузнецова полагает, что применение при усыновлении права соответствующего иностранного государства "обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, и тем самым интересы ребенка будут соблюдены уже в стадии производства усыновления".

Использование привязки "личный закон усыновителя" в чистом виде не всегда будет соответствовать интересам ребенка, поскольку в иностранном законодательстве может быть указан другой возраст, при наступлении которого необходимо получить согласие ребенка на усыновление, устанавливаться другая разница в возрасте между усыновителем и усыновленным ребенком, позволяться усыновление совершеннолетних, могут быть иные последствия усыновления и требования, предъявляемые к лицам, имеющим право быть усыновителями.

Другая крайность при определении права, подлежащего применению к иностранному усыновлению, это установление, что определяющим законом будет личный закон ребенка, которого хотят усыновить. В настоящее время этот подход практически не используется, хотя в законодательстве Республики Беларусь закреплен именно этот подход - отголосок старого законодательства. Так, положение части 2 статьи 233 КоБС регламентирует, что усыновление на территории Республики Беларусь иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории иностранного государства, а также гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства, ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь, производится в соответствии с главой 13 Кодекса. Подобный подход продиктован тем, что законодательство считает данный вид правоотношений настолько важным, а институт настолько значимым, что эти отношения должны регулироваться только законодательством Республики Беларусь. Из этого можно сделать вывод, что применение иностранного права может повлечь противоречие основам правопорядка (публичного порядка) Республики Беларусь.

Третий подход к решению данного вопроса - совокупное применение права усыновителя и права усыновляемого. То есть, при иностранном усыновлении применяется личный закон усыновителя, но с обязательным учетом отдельных положений (императивных норм) того государства, гражданином которого является усыновляемый ребенок. Решение данного вопроса подобным образом наиболее полно отвечает интересам детей и здравому смыслу, поскольку дети получают как бы двойную защиту - и по правилам иностранного законодательства (закона страны гражданства усыновителя), и по правилам законодательства гражданства ребенка. Если требования того или иного из этих законов не соблюдены - усыновление недопустимо.

2.2 Усыновление и международные договоры


В настоящее время вопросы усыновления получили свое отражение и в масштабе двустороннего сотрудничества между нашим государством и рядом иностранных. Так, заключены договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам между Республикой Беларусь и Республикой Польша (1994), Республикой Беларусь и Латвийской Республикой (1994), Республикой Беларусь и Литовской Республикой (1992). В подобных договорах, заключенных с Китайской Народной Республикой (1993) и Финляндской Республикой (1978), данный вопрос не урегулирован. Республика Беларусь также стала участницей многосторонней Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г., разработанной и принятой для стран - участниц Содружества Независимых Государств. Общим подходом в указанных соглашениях является то, что все они указывают на применение к подобного рода отношениям законодательства того государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. В такой форме эта норма отражена в части 1 статьи 37 Конвенции для стран - участниц СНГ и части 1 статьи 34 Договора с Литвой. Часть 1 статьи 32 Договора с Латвией предусматривает возможность выбора усыновителем законодательства государства, гражданином которого он является, или законодательства государства, на территории которого он имеет постоянное местожительство. В части 1 статьи 32 Договора с Польшей предусмотрено, что если усыновитель является гражданином одного государства, а проживает на территории другого, то применяется законодательство страны проживания.

В договорах с Литвой и с Латвией предусматривается применение законодательства государства, гражданином которого является ребенок, если его усыновляют супруги, имеющие разные гражданства. Конвенция для стран - участниц СНГ и Договор с Польшей при подобной ситуации используют кумуляцию коллизионных привязок, обязывая производить усыновление в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обеих сторон.

Характерной чертой исследуемых договоров является то, что они регламентируют необходимость учета законодательства страны гражданства ребенка по вопросам, связанным с необходимостью получения согласия ребенка на усыновление, согласия его законного представителя и компетентного учреждения его государства.

Теперь обратимся к вопросу о компетенции учреждения по делам об усыновлении или его отмене. Согласно Конвенции для стран - участниц СНГ компетентным по данному вопросу является усыновитель в момент подачи заявления, если же у супругов-усыновителей разное гражданство, - то учреждение, которое находится на территории государства, где супруги имеют или имели последнее совместное местожительство или местопребывание (ч. 4 ст. 37).

В Договоре с Литвой компетентным является учреждение гражданства усыновителя в момент подачи заявления, при разном гражданстве супругов - учреждение государства, гражданином которого является ребенок (чч. 4, 5 ст. 34).

И в Договоре с Польшей вопрос усыновления или его отмены решается органом того государства, гражданином которого является усыновляемый на момент подачи заявления. Если усыновляемый является гражданином одной страны, а проживает на территории другой, на территории которой проживает и усыновитель, то компетентным является орган страны проживания (ч. 5 ст. 32).

Что касается международных многосторонних (универсальных) конвенций по вопросам применимого права, то в 1965г. была принята Гаагская конвенция "О юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении". Эту Конвенцию не ратифицировали ни Советский Союз, ни позднее Республика Беларусь. В Конвенции устанавливалось общее правило - применение компетентными властями своего внутреннего закона. Конвенция предусматривала следующие изъятия: должно учитываться любое положение о запрещении усыновления, содержащееся в национальном законе усыновителя (усыновителей), если применение такого запрещения предусмотрено законодательством государства усыновителей при ратификации Конвенции; в отношении вопроса о согласии на усыновление лиц, не являющихся членами семьи усыновителя, применяется закон гражданства ребенка. В Европейской конвенции об усыновлении детей 1967 г. содержатся унифицированные материальные нормы об усыновлении и правовых последствиях усыновления. Эта Конвенция действует между странами - участницами Европейского совета.

В настоящее время в Республике Беларусь создан орган, регламентирующий усыновление детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей, - Национальный центр усыновления республиканского органа государственного управления, ведающего вопросами образования. Кроме того, центр осуществляет психолого-педагогическую и правовую подготовку кандидатов в усыновители и координирует деятельность областных, районных, городских органов охраны детства по национальному и международному усыновлению.

Национальный центр усыновления Республики Беларусь тесно сотрудничает с подобными центрами, расположенными на территории других государств, например с Центром по усыновлению детей, находящимся в Швеции.

Постоянным бюро Гаагской конференции по международному частному праву была разработана и принята Конвенция о защите детей и сотрудничеству в области межгосударственного усыновления от 29 мая 1993г. Официальный текст Конвенции составлен на двух языках - французском и английском. Глава IV Конвенции устанавливает свои требования к процедуре межгосударственного усыновления. Конвенция исходит из того, что кандидаты в усыновители должны обращаться именно в Центральную инспекцию государства их постоянного местожительства, а не напрямую в инспекцию государства, из которого хотели бы усыновить ребенка.

Всегда ли усыновление за границей отвечает наилучшим интересам ребенка и если да, то следует ли поощрять и стимулировать граждан к усыновлению детей?

Сначала посмотрим, как на этот вопрос отвечает Конвенция ООН о правах ребенка. Согласно ст. 20 Конвенции каждый ребенок, временно или постоянно лишенный своего семейного окружения, либо тот, кому не может быть разрешено оставаться в семейном кругу, исходя из наилучших интересов самого ребенка, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства. Государства - участники Конвенции обязаны в соответствии с национальными законодательствами обеспечить такому ребенку альтернативный уход. Такой уход может включать среди прочего передачу ребенка на воспитание, учреждение режима «кафала», усыновление либо при необходимости помещение ребенка в специальное детское воспитательное учреждение. При выборе различных вариантов следует учитывать желательность сохранения преемственности в воспитании ребенка, а также его этнические, религиозные, культурные и лингвистические корни. Это называется это принципом субсидиарности. Каждый ребенок должен - насколько это возможно - расти в окружении своей собственной (нуклеарной) семьи, включающей обоих родителей, братьев и сестер. Если же воспитание собственными родителями невозможно (по самым разным причинам), то, прежде всего, следует попытаться поместить ребенка в семью родственников (к тете/дяде, бабушке и дедушке и т.д.) либо в семью друзей или знакомых. Только в тех случаях, когда для этого нет возможностей (по причине отсутствия такой семьи либо из-за отсутствия у такой семьи желания или финансовых возможностей принять на себя заботу о ребенке), необходимо искать другие решения, в максимальной степени отвечающие интересам ребенка. По моему мнению, в этом случае следует попробовать найти другую семью, которая имеет возможности и желание вырастить ребенка и позаботиться о нем. Если найти приемную семью не удается (например, из-за отсутствия оплаты за воспитание чужого ребенка со стороны его родителей, государства или иных лиц), надлежит искать другие решения. Можно, например, передать ребенка на воспитание в детский дом (правда, детские дома, как правило, переполнены), либо отпустить его жить на улице (есть страны, где немало бездомных, уличных детей), либо… попытаться найти для ребенка приемных родителей у себя на родине или за рубежом.

Принцип субсидиарности означает, что воспитание должно осуществляться при максимальном учете интересов ребенка, т.е. быть для него наиболее благоприятным. Генеральный секретарь Гаагской конференции по международному частному праву Ханс Ван Лун (Van Loon) отмечает: «Во всем мире ширится понимание того, что в процессе воспитания следует, исходя из соображений преемственности, прежде, чем отдать предпочтение приемной семье за рубежом, внимательно рассмотреть альтернативные планы устройства ребенка в родной стране, учитывая трудности перемещения из одного общества в другое».

Из вышесказанного следует, что можно составить своего рода шкалу, определяющую, что именно отвечает наилучшим интересам ребенка в процессе его воспитания и обучения. Родители обязаны следить за своими несовершеннолетними детьми и заботиться о них. Они отвечают за психическое и физическое здоровье детей и за развитие их индивидуальностей. То же самое относится к опекуну или родителю, принявшему ребенка на воспитание.

Разработанная мною шкала предпочтительности для ребенка различных вариантов воспитания выглядит следующим образом:

- собственная нуклеарная семья;

- семья родственников;

- семья друзей или других знакомых;

- семья, принимающая ребенка на воспитание;

- детский дом или интернат;

- усыновление в стране происхождения;

- усыновление за рубежом.

Принцип, в соответствии с которым усыновлению за границей подлежит «ребенок, которому не может быть найдена подходящая семья в государстве происхождения», направлен на то, чтобы ребенок всегда помещался в первую очередь в семью, а не в какое-либо учреждение или в окружение, отличное от семейного. Этот принцип изложен в ст. 4 Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления, которая определяет обязанности государства происхождения по проверке своими компетентными органами до выдачи разрешения на усыновление согласно Конвенции выполнения существенных требований: a) возможности усыновления (удочерения) данного ребенка; (b) соблюдения принципа субсидиарности; с) получения необходимого согласия других лиц, помимо ребенка, и d) наличия пожеланий, мнений или согласия ребенка.

Статья 4 определяет условия, которые должны выполняться во всех случаях независимо от требований применимого законодательства. В рамках общей структуры Конвенции эта статья формулирует обязанности, которые возложены на государство происхождения ребенка. Так, в соответствии с Конвенцией разрешение на усыновление как в стране происхождения, так и в любой другой принимающей стране может быть предоставлено только после того, как компетентные органы страны происхождения убедятся в выполнении особых условий, изложенных выше. Эти условия представляют собой минимальные меры предосторожности, которые нельзя игнорировать. Разумеется, государство, выступающее в качестве принимающей стороны, вправе ввести дополнительные требования к выдаче разрешений на усыновление (удочерение), поскольку условия, предусмотренные ст. 4, являются не более чем минимальным набором защитных мер, признанных необходимыми для того, чтобы «обеспечить соблюдение наилучших интересов ребенка и его фундаментальных прав при его усыновлении (удочерении) приемными родителями из другой страны».

Правило, сформулированное в ст. 4 Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления, уточняет нормативные требования, содержащиеся в ст. 21, подп. «а», Международной конвенции о правах ребенка, которая возлагает на страны-участницы обязанность «обеспечить, чтобы усыновление ребенка было санкционировано исключительно компетентными органами, которые определяют в соответствии с действующим законодательством и процедурами на основании всей относящейся к делу достоверной информации, что усыновление может быть разрешено, исходя из положения ребенка, определяемого наличием или отсутствием родителей, родственников и опекунов по закону, и что, при необходимости, соответствующие заинтересованные лица предоставили свое обоснованное согласие на усыновление, получив при этом все необходимые разъяснения».

Проверка соблюдения мер предосторожности, требуемая ст. 4, не обязательно должна проводиться центральным органом, создание которого предусмотрено гл. III Конвенции о международном усыновлении. Ее могут провести «компетентные органы» страны происхождения. Государство происхождения вправе самостоятельно определять, какие именно органы являются «компетентными» - административные, судебные или тот же центральный орган.

В соответствии со ст. 17, подп. «с», принимающее государство также имеет право предоставить согласие или отказать в согласии на отправление процедуры усыновления (удочерения) и, таким образом, имеет возможность не то чтобы навязывать государству происхождения неприемлемые для последнего действия по усыновлению, а, скорее, отказаться от сотрудничества в таких случаях, которые не соответствуют его собственным нормам (включая нормы частного международного права), либо обусловить сотрудничество соблюдением норм принимающего государства государством происхождения.

Вышесказанное, на мой взгляд, означает, что усыновление детей за рубежом по-прежнему является такой мерой защиты ребенка, которая может применяться только в ситуации, когда невозможно найти другие (лучшие) решения и когда такое усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка.

В тех случаях, когда выбор сделан в пользу усыновления, следует обеспечить надлежащее соблюдение процедурных требований. В соответствии со ст. 21 Международной конвенции о правах ребенка государства-участники признают и (или) разрешают такую систему усыновлений, которая в первую очередь и превыше всего гарантирует соблюдение наилучших интересов ребенка, и должны:

а) обеспечить, чтобы усыновление ребенка санкционировалось только компетентными органами, которые определяют в соответствии с действующим законодательством и процедурами на основании всей относящейся к делу достоверной информации, что усыновление может быть разрешено исходя из положения ребенка, определяемого наличием или отсутствием родителей, родственников и опекунов по закону, и что при необходимости соответствующие заинтересованные лица предоставили свое обоснованное согласие на усыновление, получив при этом все необходимые разъяснения;

б) признавать, что усыновление детей за рубежом может рассматриваться как альтернативный способ ухода за ребенком в том случае, если ребенок не может быть помещен в детское воспитательное учреждение или в приемную семью или не может быть обеспечен надлежащим уходом в стране своего происхождения;

в) обеспечить, чтобы в отношении ребенка, усыновление которого происходит за рубежом, действовали те же гарантии защиты и стандарты, что и предусмотренные в случае усыновления в стране происхождения;

г) предпринимать все надлежащие меры для того, чтобы в результате помещения ребенка в иностранную семью ни одна из сторон, участвующих в этом процессе, не получала неподобающей финансовой выгоды;

д) содействовать во всех случаях, когда это уместно, достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений или договоров и предпринимать усилия в рамках настоящей Конвенции, направленные на то, чтобы помещение ребенка в семью в другой стране осуществлялось компетентными инстанциями или органами.

Заключение


Постепенно происходит все большее сближение семьи, основанной на родстве, и семьи, основанной на усыновлении. Ранее это сближение в основном происходило за счет приближения правового регулирования отношений между усыновленными и усыновителями к правовому регулированию отношений между родителями и детьми, а само усыновление конструировалось по модели кровнородственной семьи. В настоящее время правовые основания отношений между родителями и детьми все более приближаются к правовым основаниям усыновления. Если ранее кровнородственная семья всегда основывалась на биологическом происхождении, то в настоящее время, как уже отмечалось ранее, в случаях, установленных законом, родителями ребенка считаются лица, не имеющие с ним генетической связи. Например, при применении технологии искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, при признании отцовства лицом, знающим, что в действительности он не является отцом ребенка. Таким образом, социальное отцовство и материнство получает такое же право на существование, как биологическое. С точки зрения социологии усыновление также является одной из разновидностей социального отцовства или материнства. Однако, если права и обязанности усыновителей практически идентичны родительским, то фактические отношения, возникающие в процессе усыновления, не всегда напоминают родительские. В тех случаях, когда ребенок считает усыновителей своими родителями, их отношения ничем не отличаются от родственных. Если же ребенок знает о том, что усыновители не его родители, фактические отношения между ними могут быть несколько иными. Безусловно, знание об отсутствии биологической связи приобретает в настоящее время все меньшее значение. Если усыновители воспитывали ребенка в течение всей его жизни, само по себе обнаружение факта отсутствия кровного родства, как правило, ничего не изменяет в отношениях между ними и ребенком. Однако, если ребенок усыновлен уже в подростковом возрасте, естественно, что он не может считать таких усыновителей своими родителями. Поэтому законодательство должно, с одной стороны, путем сохранения тайны усыновления обеспечить возможность там, где это возможно, создания видимости кровнородственной семьи. С другой стороны, там, где отсутствие родственной связи очевидно, законодательство не должно искусственно моделировать отношения усыновления по образу и подобию кровной семьи. В связи с вышесказанным нормы действующего Семейного кодекса касающиеся института усыновления, одинаково удачны. Заслуживает поддержки сохранение правовых гарантий, обеспечивающих тайну усыновления. Сложности с тайной усыновления возникли потому, что в соответствии со статьей 7 Конвенции о правах ребенка, ребенок имеет право, «насколько это, возможно, знать своих родителей». Это положение Конвенции сформулировано достаточно мягко, оно не налагает на государства-участники безусловной обязанности предоставить ребенку право получить информацию о своих биологических родителях. Тем не менее, Конвенция формулирует такое право и призывает государства обеспечивать его осуществление. В результате сохранение тайны усыновления оказалось проблематичным. Однако доводы за ее сохранение по-прежнему перевешивают аргументы в пользу ее отмены. Сохранение тайны усыновления в подавляющем большинстве случаев отвечает интересам и усыновителей, и ребенка. Усыновляя ребенка, усыновители часто заинтересованы в том, чтобы у ребенка и у всех окружающих не возникало сомнений в том, что они его родители. Раскрытие этих сведений помимо их воли может причинить непоправимый вред их отношениям с ребенком и причинить им и ребенку тяжелую травму. Менее удачным представляется ряд положений в семейном законодательстве, призванных сделать семью, основанную на усыновлении, максимально похожей на семью, основанную на родстве. В новом Кодексе предусматривается, например, что между усыновителем и усыновленным должна быть разница в возрасте не менее 16 лет. Такая разница в возрасте обычно существует при биологическом происхождении ребенка от родителей, но при усыновлении, если ребенок и иные лица осведомлены о том, что усыновители не являются его родителями, ее существование не имеет никакого смысла и лишь приводит к неоправданному сужению круга лиц, которые могут быть усыновителями. Но несмотря ни на что, усыновление является наилучшим видом семейного воспитания детей, поскольку тогда дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанной на родствеИз вышесказанного можно сделать вывод, что институт усыновления с участием иностранного элемента - явление довольно сложное. Несмотря на тенденции к международной унификации норм семейного права, коллизионный метод регулирования по-прежнему актуален и будет таковым впредь.

В настоящее время усыновление детей иностранцами вопрос достаточно проблемный: с одной стороны проблемы возникают с предоставлением необходимой документации и применением коллизионных норм права, с другой стороны проблемы возникают с личностью усыновителей - к сожалению, имели место случаи жестокого обращения иностранных родителей с усыновленными детьми вплоть до их убийства. Но в большинстве случаев только иностранные родители могут обеспечить нормальные условия жизни детям, ведь усыновляемые ими дети как правило, инвалиды, которых отказываются усыновлять наши граждане. Таким детям требуются квалифицированный уход и дорогостоящая медицинская помощь, которые не могут обеспечить в полной мере учреждения, где они содержатся.

Для разрешения проблем иностранного усыновления необходимо принятие внутри страны дальнейших мер по улучшению работы органов опеки и попечительства, судов, к ужесточению порядка отбора кандидатов в усыновители, повышению требований к лицам и организациям, участвующим в процедуре усыновления.

Во избежание негативных последствий предлагается расширение перечня заболеваний, препятствующих усыновлению, и исключение возможности усыновления детей лицами с любыми видами психических заболеваний, вне зависимости от признания их судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Предлагается также запретить усыновление детей лицами с нетрадиционной сексуальной ориентацией, установить максимальный предельный возраст кандидатов в усыновители, чтобы у них с учетом возраста и состояния здоровья была реальная возможность содержать и воспитывать усыновленного ребенка до достижения им совершеннолетия.

Список использованной литературы

СПИСОК НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ

.        Европейская конвенция об усыновлении детей (Страсбург, 24 апреля 1967 г.) Россия не участвует.

.        Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 г.)

.        Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Вашингтон, 13 июля 2011 г.). Договор не ратифицирован.

.        Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

.        Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. .№ 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

.        Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 17. - Ст. 1643.

.        Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - 47. - Ст. 5340.

.        Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275)(с изменениями от 4 апреля 2002 г., 10 марта 2005 г., 11 апреля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 15. - Ст. 1590.

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 15. - Ст. 1434.

.        Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением». // Собрание законодательства РФ. - 13.11.2006. - № 46. - Ст. 4801.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

.        Беспалов Ю. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка // Российская юстиция, 1997, №7, С.39

.        Кодекс Республики Беларусь о браке и семье // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 9 июля 1999 г. № 278-З

.        Ануфриева Л. П. Международное частное право: Особенная часть. Т. 2. М.: Бек, 2000. С. 593

.        Храбсков В. Г. Международное частное право в системе современного международного права // Правоведение. 1982. №.6. С. 37

.        Городецкая И. К. Международная защита прав и интересов детей. М.: Международные отношения. 1973. С. 74

.        Германское право: Часть 1. М., 1996. С. 368

7.      Private international law. Edinburg, 1990. P. 496

8.      Книга 7 Кодекса Туниса о личном статусе 1956 г. и Закон № 58-27 от 4 марта 1958 г. с последующими изменениями

.        Рыжкова Е. А. Смешанные браки мусульман с мусульманами // Московский журнал международного права. 1999. № 4. С. 58

.        Звеков В. П. Международное частное право: Курс лекций. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА·М, 1999. С. 404

.        Кузнецова И. М. Новое в порядке усыновления детей // Журнал российского права. 1997. № 1. С. 113

.        Международное частное право: Учебник для вузов / Под ред. Н. И. Марышевой. М., 2000. С. 407

.        Договор между Республикой Беларусь и Республикой Польша о правовой помощи по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам 1994 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 27. Ст. 359

.        Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1994 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 26. Ст. 354

.        Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 17. Ст. 202

.        Договор между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1993 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 27. Ст. 371

.        Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1978 г. // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 1998. № 5

.        Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 28. Ст. 375

.        Шебанова Н.А. Семейные отношения в международном частном праве. М., 1995. С. 13-14

.        Собрание указов Президента и постановлений Совета Министров Республики Беларусь 1999г.

.        Конвенция OOН о правах ребенка 1989/Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1990 г., № 1

.        Международное усыновление (удочерение) /П. Влаардингербройк/ Перевод О.А. Дюжевой. П.6

.        Смагина Л. И. Права ребенка: теория и методика. Мн., 1999. С. 40

.        Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь/Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1656

.        Дюжева А. А. Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право. 1995. № 6. С. 43

.        Живарев В.Е. Международное право: Курс лекций. - М.: Изд-во МИЭМП, 2006г.

.        Гришаев С.П. Семейные правоотношения с участием иностранных граждан. - Система ГАРАНТ, 2010 г.

.        Дмитриева Г.К. Международное частное право: учебник/ под ред. Г.К. Дмитриевой. , 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. - 647 с.

.        Король И.Г. Личные неимущественные права ребенка по семейному праву Российской Федерации: научно-практическое пособие. - Проспект, 2010 г. - 234 с.

.        Федосеева Г.Ю.: Международное частное право, учебник, М., 2007. - 546 с.

Электронные ресурсы

.        URL: www.usinovitedetei.ru (режим доступа - свободный).

.        URL: www.usynovite.ru (режим доступа - свободный).

Похожие работы на - Сравнительно-правовая характеристика усыновления (удочерения) в России и за рубежом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!