Социальное государство: понятие, основная идея

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,62 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальное государство: понятие, основная идея















Курсовая работа

Социальное государство: понятие, основная идея

Введение

Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства.

Означает, что государство <#"justify">Глава 1. Характерные черты социального государства

1.1 Предпосылки формирования социального государства

В настоящее время в области изучения теории и практики социального государства написано огромное множество научных трудов как отечественных, так и зарубежных авторов, однако ни в одном исследовании обстоятельно не был рассмотрен вопрос о том, в какой исторический период развития российской государственности стали зарождаться отдельные предпосылки социального государства, какие причины послужили для их формирования.

Несмотря на общность цивилизационного пути с другими странами, Россия имеет свой исторический опыт становления социальной государственности, свою политическую историю и путь экономического развития, которые определяют особенности современной социальной политики. Как известно, социальное государство может возникнуть лишь на определенном этапе экономического развития, для чего ему и нужны определенные условия и предпосылки.

По нашему мнению, в России предпосылки социального государства появились еще в IX в., когда с формированием государственности и принятием в 988 г. на Руси христианства основным направлением социальной помощи стала княжеская благотворительность. Интересной особенностью было то, что княжеская благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного устройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: в ней в большей степени нуждался нищелюбец, чем сам нищий. Так относились к ней и князья, многие из которых восхвалялись летописцами за их нищелюбие.

Одной из первичных форм благотворительности в древние времена было общественное призрение. Несмотря на то что в современном русском языке слово "призрение" не употребляется, история становления и развития системы социальной государственности в России начинается именно с общественного призрения.

Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья были склонны ставить благотворительность под покровительство церкви, т.е. духовенству.

Так, князь Владимир Святой под влиянием православного учения в 966 г. издал Устав (закон), в котором общественное призрение поручил попечению и надзору духовенства в лице патриарха и подчиненных ему церковных структур. Кроме того, князь Владимир учредил училища для детей "знатных", "среднего состояния" и "убогих" людей, создал "богадельни", учредил народные праздники, заботясь при этом, прежде всего, о "прокормлении" "убогих", сирот, вдов и вдовцов. Есть косвенные свидетельства тому, что при Владимире Святом были учреждены первые на Руси больницы.

Со временем эта деятельность постепенно стала постоянной для княжеской власти и духовенства и принимала все более целенаправленный и организованный характер.

При сыне князя Владимира, Ярославе Мудром, роль церкви в государственной системе упрочилась. Об этом свидетельствует, прежде всего, монументальное церковное строительство: именно в этот период возводятся величественные Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке. Покровительствуя церкви, Ярослав способствовал возникновению первых русских монастырей, библиотек и школ.

Забота духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обусловливалась соответствующими церковными постановлениями. Так, уже в Церковном уставе 996 г. упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных.

Отличительной чертой благотворительности этого периода была "слепая" раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы их и т.п. не только не производились, но прямо воспрещались учениями святых отцов.

Необходимо отметить, что никогда впоследствии, в течение всей остальной части нашей истории, на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти. В этот период общественная помощь ради собственного духовного совершенствования не преследовала целей общественного благоустройства.

Одним из первых писаных русских законов, включающим в себя подобие социальной программы, была Русская Правда. Несмотря на то что Русская Правда закрепляла социальное неравенство, всесторонне защищала интересы господствующего класса, утверждала неполноправие женщин, как в имущественной, так и в частной сфере, в целом Русская Правда отражает начало процесса оформления законодательства от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

В целом особенность правового положения личности в древнерусском обществе состояла в том, что отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием у него собственности. Человек, лишенный собственности, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью.

В дальнейшем, вследствие стремительного роста нищенства по причине появления все большего количества "притворных нищих" и "ленивых прошак", государство и церковь стали с ним бороться: в законодательстве, а также в церковных уставах XVI - XVII вв. стали появляться статьи, определявшие порядок "разбора" (классификации) нищих по нуждам: действительно нуждавшиеся в призрении и лечении подлежали отправке в монастырские богадельные заведения, а не желавшие работать тунеядцы подвергались различным наказаниям.

Довольно активно развивавшаяся в Киевской Руси практика общественного призрения была прервана татаро-монгольским нашествием. И хотя в этот период удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, в новых исторических условиях на первый план выдвигается Русская православная церковь, ставшая единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей - убогих, престарелых и нищих.

В итоге по мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали определяться два взаимно дополняющих друг друга направления: первое - продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства "убогих", престарелых, сирот; второе - усиление масштабов общественного призрения при поощрении благотворительной деятельности церкви.

Благотворительность, всемерно поддерживаемая церковью, укреплялась и развивалась в России на протяжении веков, приобретая широкий размах и многочисленных приверженцев среди людей разных сословий, чье материальное благополучие позволяло им личными средствами способствовать облегчению участи бедствующих, прежде всего убогих, больных и сирот, а также не имеющих приюта. Так зародилась еще одна форма помощи нуждающимся - частная благотворительность.

Усложнение социальных проблем в стране способствовало осознанию необходимости новых способов борьбы с нищенством, показывало ограниченность и недостаточность лишь частной благотворительности и сложившихся форм церковного призрения.

В царствование Ивана IV Грозного идея развитой государственной системы общественного призрения получила практическую реализацию: в Указе "О милостыне" ставилась задача выявить во всех городах "престарелых и прокаженных", построить для них богадельни, обеспечить питанием и одеждой.

Собранный Иваном Грозным Стоглавый собор 1551 г. констатировал попечение о бедных делом общества, которое в лице выборных целовальников, вместе со священниками, заведует им. Для большинства нуждающихся он рекомендует закрытое призрение в богадельнях, впервые для этого различает разнообразные категории нищенствующих и для каждой из них устанавливает особые меры.

Уже в разделении способов призрения отрицается первичная форма благотворительности - раздача милостыни без разбору и намечается уже некоторая система борьбы с нищенством. Такие взгляды, по сравнению с теми, по которым милостыня раздавалась всем нищим без различия, представляют уже значительный шаг вперед, так как в них отражается не одно только стремление благотворителя душу свою спасти праведным делом, но и принести общественную пользу, посодействовать улучшению общежития в государстве.

Описывая в целом период княжеского правления, важно отметить, что к первичным предпосылкам социального государства в России относятся появление системы общественного призрения, создание различного рода учреждений для попечения бедных и других нуждающихся, появление стремления к индивидуализации или адресности социальной помощи, к рациональному подходу к формам и методам социальной работы и к предупреждению обнищания людей, возникновение первых источников права, регулирующих деятельность государства в социальной сфере.

Несмотря на то что основной причиной появления предпосылок социального государства стало принятие Русью христианского вероучения, в целом на протяжении всего описанного автором периода обязанности государства по социальному обеспечению ограничивались лишь задачей поддержания общественного порядка.

1.2 Социальное государство на современном этапе

В научно-правовой литературе можно найти немало работ, посвященных социальному государству, где оно рассматривается с различных сторон, приводятся его определения, называются сущностные признаки, функции и цели. Тем не менее, общепринятого мнения относительно природы социального государства в правовой литературе нет. В ч. 1 ст. 7 <consultantplus://offline/ref=591B97A23AD9FF77B21AF2324E7C542E1157EDEAC910AEF67887245B902BE3110B84FBBE7F10GElAL> Конституции РФ 1993 г. провозглашается, что Российская Федерация - социальное государство. Многие авторы, изучающие природу такого государства, утверждают, что Россия пока не в полной мере является социальным государством, что конституционные положения еще не воплотились в действительности. Вместе с тем для правильного понимания конституционно провозглашенных социальных положений, а также для осуществления законодательных и организационно-практических мер социальной политики в едином русле необходимо разработать четкие идейно-теоретические основания социального государства.

В ч. 1 ст. 7 <consultantplus://offline/ref=591B97A23AD9FF77B21AF2324E7C542E1157EDEAC910AEF67887245B902BE3110B84FBBE7F10GElAL> Конституции РФ дается легальное определение рассматриваемого феномена: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого конституционного положения можно вывести несколько признаков социального государства. Во-первых, политика социального государства должна быть направлена на создание определенных условий; во-вторых, создаваемые социальным государством условия должны обеспечивать достойную жизнь; наконец, в-третьих, политика социального государства должна быть нацелена на создание условий, обеспечивающих не только достойную жизнь, но и свободное развитие человека. Эти три признака дают нам представление о понятии социального государства, заложенном в Конституции <consultantplus://offline/ref=591B97A23AD9FF77B21AF2324E7C542E1157EDEAC910AEF6788724G5lBL>.

Не вызывает сомнений, что государство, называемое социальным, должно создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека. Трудности при понимании термина "социальное государство" в смысле ч. 1 ст. 7 <consultantplus://offline/ref=591B97A23AD9FF77B21AF2324E7C542E1157EDEAC910AEF67887245B902BE3110B84FBBE7F10GElAL> Конституции возникают в связи с тем, что понятия "достойная жизнь" и "свободное развитие человека" - сугубо оценочные, лишенные конкретизированного содержания. Нетрудно предположить, что если понятия, через которые раскрывается содержание социального государства, нуждаются в дальнейшей аналитической обработке, то трактовка понятия "социальное государство", каковым называет себя Россия, будет зависеть от того, какое содержание вкладывает тот или иной субъект толкования в термины "достойная жизнь" и "свободное развитие человека".

В настоящее время федеральный закон, интерпретирующий исследуемые понятия, не принят. Более того, Конституционный Суд РФ в Определении <consultantplus://offline/ref=591B97A23AD9FF77B21AFF215B7C542E1056E3E9C910AEF6788724G5lBL> об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы о толковании статьи 7 (части 1) <consultantplus://offline/ref=591B97A23AD9FF77B21AF2324E7C542E1157EDEAC910AEF67887245B902BE3110B84FBBE7F10GElAL> Конституции Российской Федерации в целях недопущения нарушения одного из концептуальных принципов правового государства - принципа разделения властей - не толковал понятия "достойная жизнь" и "свободное развитие человека". В связи с этим нужно провести теоретическое исследование социального государства для единообразного понимания данного явления. Необходима дальнейшая конкретизация понятия "социальное государство", его сущностных признаков "достойная жизнь" и "свободное развитие человека".

В научно-правовой литературе предложены модели социального государства. Можно выделить две группы таких моделей.

Первая группа подразумевает рассмотрение термина "социальное государство" как родового понятия. В этом случае его разновидностями можно назвать "государство всеобщего благоденствия (благосостояния)", "государство, благоприятствующее труду", или "трудовое государство", "социалистическое государство". В теоретико-познавательных целях необходимо установить различия между этими разновидностями социального государства.

Имеется и другая группа моделей социального государства, где различаются следующие виды моделей социального государства: либеральная, корпоративная, общественная (солидарная).

Отсутствие полного легального определения социального государства породило в научной юридической литературе множество трактовок данного явления. Все дефиниции социального государства, приведенные ниже, разделяются на несколько групп.

К первой группе относятся определения, в которых социальное государство раскрывается через оценочные понятия, нуждающиеся в дальнейшей логической конкретизации, поскольку они столь же сложны для понимания, как и исследуемый термин, в связи с чем понятие "социальное государство" раскрывается недостаточно.

Определения второй группы помимо оценочных выражений содержат также упоминание о механизме реализации социального государства (указания на деятельность социального государства по перераспределению создаваемых обществом благ в пользу менее социально защищенных слоев населения).

Нужно признать, что деятельность государства по перераспределению ресурсов для обеспечения права каждого человека на достойную жизнь возникла впервые именно в социальном государстве. Появление понятия "государство, благоприятствующее труду" открыло новые теоретические аспекты феномена социального государства. Здесь уже должны быть выработаны формы, принципы и пределы перераспределения экономического богатства страны для реализации целей социального государства, также требуется установить границы ответственности отдельного человека за собственное благополучие.

В определениях третьей группы подчеркивается целевая установка социального государства, заключающаяся в создании условий для самореализации человека. Основная обязанность по обеспечению собственного благополучия лежит на самом человеке, а прямая обязанность социального государства состоит в создании условий для раскрытия творческого потенциала каждого человека. Например, Л.Н. Кочеткова пишет, что "социальное государство - это государство, которое гарантирует каждому человеку права, реализация которых обеспечивает ему возможности социальной мобильности (вплоть до перехода в другой класс) и личностного развития".

Определения данной группы уже учитывают неизбежную тенденцию - необходимость включения человека в трудовую деятельность по созданию благ, которыми и обеспечиваются условия достойной жизни и свободного развития каждого. Далее нами теоретически конкретизируются степень, роль и условия участия как отдельного человека, так и государства в достижении предназначения социального государства.

Конституционно провозглашенная цель Российской Федерации заключается в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Трудности возникают с установлением хотя бы нижнего порога качества условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также с формированием механизма создания таких условий. Отдельного внимания заслуживает определение круга субъектов, которые должны заниматься установлением данных условий. Оставляя эти вопросы за рамками настоящей статьи, ограничимся отражением нашего теоретического анализа рассматриваемого феномена.

Итак, мы считаем, что социальным является государство: 1) предоставляющее каждому человеку возможность трудиться посредством активного проведения политики всеобщей занятости; 2) законодательно закрепляющее вознаграждение за труд не ниже прожиточного минимума, обеспечивающего основные потребности человека; 3) гарантирующее социальное обеспечение не ниже прожиточного минимума для категорий населения, которые не могут осуществлять трудовую деятельность по объективным причинам; 4) непрерывно формирующее условия достойной жизни и свободного развития каждого человека посредством создания необходимой социальной инфраструктуры.

Сразу отметим, что мы специально непосредственную ответственность за собственное благосостояние возлагаем на самого человека. По мнению В. Пастухова, "россияне привыкли быть пассивными получателями социальных услуг, предоставляемых государством. Они не приучены рассматривать заботу о своем здоровье, об обучении своих детей, о размере своей пенсии как о чем-то, чем они должны заниматься лично и ответственно в течение всей жизни...". Такое отношение неверно. Мы считаем, что свое благополучие каждый человек должен обеспечивать в рамках трудовой деятельности, посредством собственного труда. Обязанность же государства заключается в создании условий, возможностей для того, чтобы человек мог трудиться, т.е. в проведении эффективной политики занятости всего населения через создание количества рабочих мест по количеству трудоспособного населения. Здесь ни в коем случае не имеется в виду законодательная регламентация обязанности трудиться, при которой оказывается возможным привлечение к юридической ответственности за так называемое тунеядство, как это было в советский период. Сказанное означает лишь то, что обязанность социального государства по прямому и непосредственному материальному обеспечению касается только людей трудящихся, а также, разумеется, таких категорий населения, которые по объективным причинам не могут осуществлять либо осуществляют частично трудовую деятельность.

Можно привести мнения различных авторов, придерживающихся аналогичной точки зрения. По мнению Г.А. Гаджиева, "социальное государство не является патерналистским государством, которое должно заботиться обо всех своих гражданах".

Итак, происходит разграничение обязанности по осуществлению социальной деятельности: государство различными методами обязано обеспечивать условия для труда посредством создания рабочих мест с необходимым вознаграждением, а отдельный человек, чтобы быть вправе требовать от социального государства проведения политики, гарантирующей достойную жизнь и свободное развитие, должен осуществлять трудовую деятельность в полном соответствии с нормами законодательства.

Таким образом, первым признаком социального государства выступает ответственность государства за реализацию политики всеобщей занятости, за создание необходимого количества рабочих мест, позволяющего покрыть существующую в стране безработицу. При этом должно быть установлено вознаграждение за труд, размер которого не ниже нормативно закрепленного прожиточного минимума. Ответственность социального государства перед трудоспособными гражданами ограничивается этими двумя параметрами (за исключением обязанности обеспечения общества необходимой социальной инфраструктурой). Далее ответственность переходит к самому трудоспособному человеку, который вправе требовать от государства соответствующего жизненного уровня только при условии осуществления трудовой деятельности. Следует согласиться с мнением О.В. Родионовой о том, что "сегодня происходит смена основного критерия: вместо меры свободы, обеспеченной через патронаж органов публичной власти, - скорость и степень "включения" гражданина в трудовую деятельность (речь идет исключительно о полностью или частично трудоспособных гражданах)".

Второй признак социального государства - обеспечение отдельных категорий населения, которые не в состоянии трудиться по не зависящим от них обстоятельствам (дети, инвалиды, лица преклонного возраста и др.) - вытекает из объективных условий жизни. Здесь важно установить точный перечень лиц, подпадающих под особую опеку государства, выявить все возможные социальные риски, которые эти лица не смогут самостоятельно преодолеть. Современное социальное государство обязано обеспечивать необходимые условия жизни определенным категориям населения, заведомо зная, что никаких положительных ответных действий по созданию благ со стороны этих категорий населения в настоящий момент нет. Для обеспечения достойного уровня жизни таких граждан государство развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия, предусматривает иные меры социальной защиты. Перечень форм обеспечения достойного уровня жизни данных категорий, а также сам перечень категорий социально незащищенных граждан не носят исчерпывающего характера. В процессе развития общества возникает потребность в расширении социальных гарантий и введении новых форм их обеспечения. Необходимо отметить, что организация системы социального обеспечения для подобного рода нетрудоспособных граждан на уровне не ниже прожиточного минимума - прямая обязанность современного социального государства, нацеленного на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека.

Наконец, третий признак социального государства - обязанность непрерывно формировать условия достойной жизни и свободного развития человека посредством создания необходимой социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура включает: 1) учреждения образования; 2) учреждения здравоохранения; 3) учреждения социальной защиты населения; 4) учреждения физической культуры и спорта; 5) учреждения культуры и искусства. Мы считаем, что обеспечение граждан необходимой социальной инфраструктурой - неотъемлемый признак социального государства.

Таким образом, для воплощения в жизнь социального государства необходимо нормативное выражение данной теоретической конструкции посредством формирования современной модели конституционно-правовых основ социального государства, поскольку категория "социальное государство" получила нормативное закрепление и дальнейшее развитие именно в Конституции <consultantplus://offline/ref=591B97A23AD9FF77B21AF2324E7C542E1157EDEAC910AEF6788724G5lBL>.

Глава 2. Социальная функция государства

Государство создано, чтобы постоянно, непрерывно и эффективно действовать в социальной среде. Понятие "функция государства" - одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства. Функции характеризуют то, чем призвано заниматься государство в определенных исторических условиях, от чего оно не должно и не может отказаться.

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как позволяет взглянуть на государство не только со стороны его форм, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности. Познание государства предполагает изучение не только его статики, но и его динамики, т.е. того, как этот социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет свое социальное назначение. Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие "функции государства" - характеристики именно того, что и как государство делает.

Функции государства зависят от условий существования государства - от явлений, событий и процессов, происходящих как внутри общества, так и вне его, оказывающих как положительное, прогрессивное влияние, так и отрицательное, сдерживающее влияние. Для определения этого влияния в теории государства используется термин "эволюция функций государства". Эволюция функции государства включает "развитие и изменение функции как под воздействием содержательных и формальных характеристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды".

С помощью каждой из функций осуществляется регулирование той или иной сферы общественных отношений, однако объем регулирования зависит от конкретно - исторического типа государства, специфических условий существования общества и государства, сложившихся представлений о пределах вмешательства государства и характере государственной деятельности. Поэтому эволюция функций заключается не в изменении направления деятельности и не в изменении понимания функции, а в некоем процессе, заключающемся в том, что в ходе исторического развития государства и общества часть подфункций - в рамках основной функции, регулирующей ту или иную сферу общественных отношений, - отмирает, часть возникает или появляется вновь.

Эволюция функций государства обусловлена изменением целевых установок и, соответственно, задач, стоящих перед государством в конкретный исторический момент, - их состав и содержание существенным образом разнятся в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. При этом, с одной стороны, задачи, стоящие перед государством, имеют объективный характер, - их нерешеннность или неудовлетворительное решение приводит к неблагоприятным для государства и общества последствиям. В то же время следует заметить, что восприятие, формулирование и решение задач, стоящих перед государством, подвержены субъективному фактору. Категория "функции" является гораздо более динамичной по сравнению с сущностью государства в силу обусловленности такими исторически подвижными категориями, как "интерес правящего класса" и "задачи, стоящие перед государством". Поэтому объяснить функции государства значит объяснить стоящие перед государством задачи и способы их осуществления.

Основные функции носят комплексный, собирательный характер и всегда требуют системного анализа. Они воплощают сосредоточение усилий государства на одном из решающих направлений его внутренней и внешней деятельности. Объектом основной функции является круг обладающих сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни (например, отношения в сфере экономики, налогообложения, социальных отношений, экологии и т.д.)

Неосновные (производные) функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности, в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т.д. При этом необходимо помнить, что термин "неосновная функция" условный. Его употребление не умаляет значение данной разновидности функций и правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

Характеризуя функции государства, следует отграничить их от его задач. Задачи и функции государства - явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставить, ни отождествить. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

На современном этапе развития отечественной теории государства и права сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с одним существенным уточнением: расширяется и углубляется понимание социального назначения государства, отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение "генеральной" цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений. Поэтому наименее изменчиво и наиболее стабильно общесоциальное содержание функций государства, то, которое формируется для решения основных социальных, политических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности.

В связи с динамическим характером феномена "функция государства" возникают определенные трудности с определением понятия "социальная функция государства". Так, социальную функцию можно понимать как направление деятельности государства по регулированию социальной сферы общественных отношений - без связи с каким-либо положительным результатом (в социальной сфере) такой деятельности.

Вместе с тем функция как направление деятельности государства, обусловлена определенным целеполаганием - значит, реализация социальной функции преследует достижение определенного положительного результата в социальной сфере. В юридической литературе сложилось разное понимание в отношении сущности этого положительного результата. Одни авторы полагают, что целью реализации социальной функции является обеспечение членам общества достойного уровня жизни. Другие - удовлетворение потребностей людей, поддержание определенного (необходимого) уровня жизни. Л.Ж. Морозова полагает, что главное назначение социальной функции государства - обеспечить благополучие, создать равные возможности для всех граждан. В.Н. Хропанюк понимает под социальной функцией оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилье, работу, транспорт и связь и т.п. А.И. Поляков определяет социальную функцию как деятельность, направленную "на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни населения...". По мнению М.И. Байтина, социальная функция направлена на смягчение и преодоление таких явлений, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы, стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения. По мнению Е.И. Старых, сущность социальной функции заключается не в обеспечении достойного уровня жизни, а в обеспечении уровня потребления основных социальных благ, исключающего состояние нуждаемости - состояние, умаляющее достоинство человека. В.И. Червонюк полагает, что назначение социальной функции сводится к предоставлению социальных услуг обществу в целом и государственной поддержке социальных аутсайдеров: малоимущих, инвалидов, престарелых.

В диссертации Н.Ю. Воробьевой социальная функция понимается как направление деятельности государства, осуществляемое в целях поддержания необходимых для жизнедеятельности, воспроизводства и развития социума условий жизни, посредством удовлетворения витальных потребностей членов общества и развития социальной инфраструктуры, закрепления гарантий, обеспечивающих защиту интересов социально незащищенных групп населения, содействия установлению в обществе равных (стартовых) возможностей для развития дееспособных субъектов.

Создание равных стартовых возможностей означает направленность деятельности государства на обеспечение возможности любого члена общества использовать свои способности для развития и принятия участия в общественной жизни вне зависимости от социального происхождения и имущественного положения, ограниченности физических возможностей (инвалидности). На практике реализация задачи по обеспечению равных стартовых возможностей в обществе, где действуют рыночные отношения и имеет место резкая имущественная дифференциация, коммерциализация образования, медицинских услуг и т.д., сталкивается с определенными трудностями. В целях обеспечения равных стартовых возможностей законодатель должен преодолевать и запрещать различные виды дискриминации, нетерпимость. В зависимости от сложившихся в обществе социокультурных традиций, политико-правовых представлений, превалирующей идеологии, особенностей конкретного исторического этапа реализация данного элемента социальной функции может разниться. Так, в социалистическом государстве фактически обеспечивались равные стартовые жизненные шансы (за некоторым исключением), в современной России формируется дуалистическое общество, ограничивающее возможности необеспеченных слоев общества в тех или иных сферах общественной жизни.

По мнению большинства исследователей, осуществление социальной функции предполагает деятельность государства по оказанию поддержки социально уязвимым категориям населения, по развитию здравоохранения, системы образования, жилищного строительства и жилищно-коммунальных услуг, совершенствованию социальных служб, охране условий труда, обеспечению продовольственной безопасности и т.д.

Так, В.Н. Жуков считает, что социальная функция современного демократического правового государства содержит: доступность (бесплатность) образования, здравоохранения, жилья; пенсионное обеспечение; организацию занятости населения, создание необходимых условий труда, его оплаты; поддержку семьи, материнства, детства; поддержание удовлетворительного уровня благосостояния населения.

Оказание государственной поддержки социально уязвимым категориям населения включает в себя социальную помощь малоимущим лицам; содействие занятости и сокращению безработицы; материальную, реабилитационную, медикаментозную и иную помощь жертвам техногенных катастроф, стихийных бедствий, военных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, лицам, страдающим от таких тяжелых пандемических заболеваний, как СПИД, ВИЧ, лепра (проказа) и др.

Эффективная реализация социальной функции государства способствует социальной интеграции общества, обеспечивает социальное развитие и безопасность людей, преодолевает нетерпимость в обществе, социальную изоляцию отдельных членов, групп общества.

Таким образом, социальная функция государства - это направление деятельности государства, нацеленное на обеспечение социальной защищенности личности, нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ.

Успешная деятельность государства в социальной сфере является одним из условий эффективной реализации экономической, политической и других государственных функций. В большей степени социальная функция сопряжена с экономической функцией государства, так как эффективность осуществления социальной функции во многом зависит от экономической политики государства.

Глава 3. Реализация социальной функции органами внутренних дел

Охрана личности, демократических прав и свобод граждан, правопорядка и собственности - одно из важнейших направлений деятельности нашего государства. Эти внутренние социально-политические функции наряду с другими реализуются всеми государственными органами. Особая роль в их практическом осуществлении принадлежит органам внутренних дел Российской Федерации, которые как неотъемлемая часть государственного механизма составляют звено исполнительной системы государственной власти. Действуя в сфере административно-политического строительства, органы внутренних дел непосредственно обеспечивают личную безопасность граждан, а также общественную безопасность, охрану собственности и общественного порядка, прав и законных интересов граждан и организаций от преступных и иных противоправных посягательств; осуществляют, опираясь на современные достижения оперативно-розыскной и криминалистической науки, техники и тактики, предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие и расследование, розыск и установление виновных; способствуют обеспечению пожарной безопасности городов, других населенных пунктов и объектов народного хозяйства, а также осуществляют аварийно-спасательные работы при действиях в чрезвычайных ситуациях. Вместе с этим они активно содействуют реализации других внутренних и внешних функций государства.

Министерство внутренних дел Российской Федерации как исполнительный орган государственной власти, в своей деятельности руководствуется Конституцией России, законами и постановлениями представительных органов государственной власти Российской Федерации и республик в ее составе, указами и распоряжениями Президента РФ и президентов республик в составе России, постановлениями Правительства РФ и республик, входящих в ее состав, нормативными актами других субъектов Российской Федерации, а также положением об МВД России.

В законодательных и подзаконных актах вышеуказанных представительных и исполнительных органов государственной власти изложены основы организации и деятельности органов внутренних дел, стратегические задачи и тактические направления сосредоточения их усилий на определенных участках борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.

Так, Приказом министерства внутренних дел России от 10 апреля 1996 г. № 193 в целях обеспечения правопорядка и законности утверждены мероприятия по усилению охраны общественного порядка, защиты прав и личной безопасности, их имущества от противоправных посягательств . В нем определен комплекс правовых (разработка проектов законов, подготовка предложений о внесении изменений в законодательные акты), организационных и других мер, обеспечивающих укрепление правопорядка в стране, в том числе повышение эффективности органов внутренних дел.

Общие задачи Министерства внутренних дел как органа отраслевого управления в системе общегосударственных правоохранительных мер определены в Положении о Министерстве внутренних дел РФ, в соответствии которым на них возлагается:

обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, охрана собственности и общественного порядка;

осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений.

Наряду с этими задачами, определяющими внешнюю деятельность органов внутренних дел, в Положении перечислены также внутриотраслевые задачи:

организация и совершенствование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по выполнению возложенных на них задач и обязанностей;

принятие мер к соблюдению законности в деятельности органов внутренних дел Министерства;

обеспечение профессиональной подготовки, правовой и социальной защиты личного состава органов внутренних дел и внутренних войск; развитие и укрепление их материально-технической базы.

В связи с тем, что формирование правового, социально-ориентированного государства связано с обеспечением прав и свобод населения в целом и каждого гражданина страны, социальной защитой определенных групп населения, изменяется содержание функций и методов работы милиции по защите и охране прав и свобод каждой личности, обеспечению законности и правопорядка общества. Метод убеждения и социально-правовая работа с различными социальными группами обусловливает социальную функцию милиции как одной из приоритетных в современный период.

Специфические особенности взаимодействия милиции и населения наряду с обусловленностью многофакторной зависимостью от экономического, политического и социального состояния современного российского общества, определяются социально-политическим процессом в регионе. Региональная политика, нацеленная на достижение социального порядка, защиту прав и свобод граждан реализуется через определенные механизмы, систему органов и учреждений, в которой особое место занимают участковые уполномоченные милиции, охватывающие своей деятельностью региональное пространство.

Социально-правовой статус сотрудника ОВД как субъекта взаимодействия с населением имеет особенные свойственные ему характеристики, наряду с чертами и признаками, присущими иным должностным лицам.

Если правовая составляющая статуса характеризует юридическую позицию его как субъекта с закрепленными законом правами и обязанностями, то социальная составляющая, включает волевую целеустремленную социальную позицию, умение и готовность к адекватным действиям во взаимоотношениях с различными социальными группами населения в решении задач социального порядка.

В региональном политическом процессе пересекаются властные вертикали федеральной власти с властными горизонтальными устремлениями региональной власти, муниципальной власти, которые, в свою очередь, дополняются механизмом общественного самоуправления. Особенность деятельности сотрудника милиции на территории отдельно взятого административного участка, закрепленного за ним, в максимальной приближенности к населению, его социально-политическим предпочтениям, в информированности о проблемах, правонарушениях, потенциальной стабильности социального порядка и т.д. Повседневная жизнь населения с многообразными интересами и потребностями, совокупность социальных отношений является информационным источником для формирования социальной политики местных органов власти.

На территории административного участка протекают различные социальные процессы и происходит формирование массовых оценочных суждений как о деятельности милиции общественной безопасности, так и о местной власти. Администрации районов до настоящего времени не имеют постоянных контактов с уполномоченными участковыми милиции, работающими на вверенных им территориях. В этой связи необходимо утверждение новых подходов к решению вопроса о порядке «разделения» района, города или поселка с согласованием с местной властью, что до сих пор не практикуется и носит сугубо ведомственный характер.

Эффективность социально-правовой деятельности сотрудников милиции связана с системой профессиональной ориентации, способами отбора, кадрового комплектования, переподготовки и т.д. Уровень технического обеспечения, социальной защиты, низкой заработной платы приводит к противопоставлению собственных потребностей, интересов, ожиданий и высоких требований, сложных задач, возлагаемых на эту группу работников милиции. Кроме того, совершенно необходима психологическая и социологическая их подготовка, что позволит расширить реальные возможности взаимодействия с населением. Сложившаяся традиция и нравственно-психологическая, профессиональная установка, идущая от прежних времен, связана с ориентацией участковых уполномоченных милиции на работу с правонарушителями. Но эффективность их деятельности возможна при условии широких деловых контактов и сотрудничества с правопослушным населением.

Заключение

социальный государство общество

Таким образом, представляется, что признание государства социальным явилось закономерным этапом гуманизации общества, открыв, в частности, новую страницу и в развитии мирового конституционализма. Конституционный идеал обогатился новым принципом.

Государство должно не только воздерживаться от подавления свободы и творческого потенциала человека для самостоятельного обеспечения себе достойного уровня жизни, но и помогать ему в развитии такого потенциала, причем тем больше, чем больше человек в этом нуждается.

Если же существуют веские причины, делающие невозможным обеспечение человеком достойного существования себе и своей семье, именно государство должно, прежде всего, позаботиться об обеспечении им такого существования.

Возрастает роль органов внутренних дел, которые обеспечивают правопорядок и законность и позволяют стабилизировать ситуацию в стране, тем самым, обеспечивая реализацию таких стратегически важных функций государства, как внешняя оборона, экономическое развитие страны и социальное обеспечение.

Милиция - это правоохранительный институт правового демократического государства, стоящий на страже конституционных прав и свобод граждан.

К числу функций правоохранительных органов демократических государств относятся не только те, которые непосредственно связаны с правонарушениями, но также и функции в сфере социального обслуживания населения. И это вполне логично сообразуется с положением ст. 7 Конституции Российской Федерации о социальном характере российской государственности, а значит, и всех государственных институтов, в том числе и правоохранительной системы. Нередко граждане обращаются в правоохранительные органы с просьбами об оказании помощи в ситуациях, не связанных с правонарушениями. Существенно меняется объем и диапазон социальных функций правоохранительных органов. Создаются новые службы и институты, занимающиеся непосредственно направлениями социального характера. Взять, например, службу социальной работы в уголовно-исполнительной системе. И это не говоря уже о привычных социальных функциях правоохранительных органов (регистрационно-удостоверительная и учетно-контрольная деятельность, лицензионно-разрешительная работа, воспитательно-профилактические мероприятия в отношении несовершеннолетних и др.) также не всегда сопряженных с принуждением. Вполне очевидно, что правоохранительная система становится ближе к обществу и должна быть максимально чувствительна ко всем его проблемам.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. № 237. 1993.

Определение <consultantplus://offline/ref=591B97A23AD9FF77B21AFF215B7C542E1056E3E9C910AEF6788724G5lBL> Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 98-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы о толковании статьи 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации". URL: #"justify">Специальная литература:

  1. Буянова М.О., Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2004.
  2. Всеволодин Л.Д. Юридический статус личности в Росси. - М.: Право, 2009.
  3. Воробьева Н.Ю. Государство как субъект социальной политики (историко- и теоретико-правовой аспекты): Дис. ... к.ю.н. СПб., 2005.
  4. Гаджиев Г.А. Судебная Концепция конституционного принципа социального государства в Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 1.
  5. Жуков В.Н. Функции государства // Теория государства и права: Учебник для вузов / Под общ. ред. О.В. Мартышина. М., 2007.
  6. Королев С.В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
  7. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Артания, 2009.
  8. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: Опыт философского исследования. М., 2009.
  9. Милиция в системе местного управления России // Проблемы развития современного общества и правоохранительные органы: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 12 / Под ред. В.П.Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009.
  10. Мингес И.А. Функции государства: Учебник / Под ред. П.В. Анисимова. М., 2005.
  11. Пастухов В. Конституционный формат социальной политики: ограничения и стимулы // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 1.
  12. Тарасова И.А. Социальная функция государства // История государства и права. 2012. N 9.
  13. Увачев В.А. Социально-правовое государство и гражданское общество постиндустриальной эпохи: правовые основы функционирования и взаимодействия (на примере стран Западной Европы и США). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
  14. Феофанов Ю.В. О власти и праве. Публицистические этюды - М.: Юридическая литература, 1989.
  15. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.

Похожие работы на - Социальное государство: понятие, основная идея

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!