Роль органов государственной и муниципальной власти в решении жилищных проблем населения (на примере муниципального образования 'Город Железногорск')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    336,99 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль органов государственной и муниципальной власти в решении жилищных проблем населения (на примере муниципального образования 'Город Железногорск')















Тема: Роль органов государственной и муниципальной власти в решении жилищных проблем населения (на примере муниципального образования «Город Железногорск»)

Содержание

Введение

.        Решение жилищных проблем населения как объект государственного и муниципального регулирования в РФ

.1      Жилищные условия населения: понятие, состояние, необходимость государственного вмешательства

.2      Нормативно-правовая база участия органов власти в решении жилищных проблем населения

.3      Международный опыт участия государства в решении жилищных проблем населения

.        Анализ деятельности региональных и муниципальных органов власти в решении жилищных проблем населения

.1      Анализ состояния жилищный условий населения Курской области

.2      Анализ деятельности региональных органов власти в решении жилищных проблем населения Курской области

.3      Анализ деятельности муниципальных органов власти в решении жилищных проблем населения муниципального образования

.        Пути совершенствования государственной и муниципальной политики по решению жилищных проблем населения России

.1      Совершенствование государственной политики по улучшению жилищных проблем населения России

.2      Совершенствование региональной политики по решению жилищных проблем населения Курской области

.3      Совершенствование муниципальной политики по решению жилищных проблем населения муниципального образования «Город Железногорск»

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что жилье является одной из важнейших и незамещаемых потребностей человека. Его наличие и качественные характеристики во многом определяют возможность использования других компонентов качества жизни. В настоящее время степень удовлетворения потребностей в нем у большинства российских семей низкая, что отрицательно сказывается на качестве их жизни.

Развитие России в рыночной системе экономических отношений требует адекватности форм и методов реализации жилищной политики идеологии и механизмам реализации экономической политики в целом. При этом необходимо повысить эффективность политики обеспечения населения жильем, ликвидировать «жилищную бедность» значительной части российских семей. Разработанная Стратегия социально - экономического развития Российской Федерации до 2020 года нацеливает на решение жилищной проблемы, предполагает высокие темпы жилищного строительства, но ориентируется на действующую схему обеспечения населения жильем, которая не отвечает потребностям широких слоев населения. Вышеизложенное определяет проблему исследования.

Отсутствует целостное представление об эффективной, соответствующей интересам широких слоев населения и увязанной с идеологией и концепцией экономического развития России жилищной политике, комплексе механизмов ее реализации. Это в сочетании с актуальностью проблематики обуславливает формулировку целей и задач исследования. Цель дипломной работы - рассмотреть роль органов государственной и муниципальной власти в решении жилищных проблем населения в Курской области и муниципальном образовании «Город Железногорск». Исходя из поставленной цели, выделим следующие задачи:

- рассмотреть участие органов власти в решении жилищных проблем населения как объекта государственного и муниципального регулирования;

- проанализировать деятельность региональных и муниципальных органов власти в решении жилищных проблем населения;

- рассмотреть пути совершенствования государственной политики по решении жилищных проблем населения России;

- рассмотреть пути совершенствования жилищных условий населения в Курской области и г. Железногорске;

- выделить предложения по совершенствованию муниципальной политики по решении жилищных проблем населения в Курской области и г. Железногорске.

Объектом исследования является состояние жилищных условий населения в Российской Федерации, регионе и муниципальном образовании.

Предметом исследования является реализация региональной и муниципальной политики по решении жилищных проблем населения в Курской области и г. Железногорске.

В дипломной работе использованы методы системного анализа, группировок и сопоставлений различных групп населения, территорий России, стран по качеству жизни и жилищным условиям, нормативный анализ.

Информационной базой исследования являются статистические данные государственной статистики, нормативно - правовые акты Российской Федерации и международных организаций, программы социально - экономического развития страны и Курской области, программа «Жилище», результаты исследований российских и зарубежных ученых, а также информационные сайты. Вопросы развития жилищного комплекса, его реформирования и механизмов решения жилищной проблемы в условиях России изложены в работах Т.Д. Белкиной, Н.А. Денисова, И.А. Ильина, Н. Б. Косаревой. Большое число работ посвящено в последнее время вопросам непосредственно ипотечного кредитования, в том числе В.В. Иванова, М.А. Федотовой, Р. Страйка.

.       
Решение жилищных проблем населения как объект государственного и муниципального регулирования в РФ

.1 Жилищные условия населения: понятие, состояние, необходимость государственного вмешательства

Обеспеченность жильем - важнейшая составляющая качества жизни человека. В современных условиях роль и требования к характеристикам жилища возрастают, поскольку соответствующая определенным стандартным представлениям комфортная жизнь и производственная деятельность индивида обусловливают достаточно большой размер жилой площади, доступность учреждений социально-бытовой инфраструктуры и приемлемую экологическую обстановку в районе проживания [31].

Проведенные в 1991 - 2005 годах реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации.

Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере [36].

Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда Российской Федерации по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда за 1990 - 2004 годы увеличилась с 33 до 73,5 процента, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 25,6 процента, из них 20,1 процента составляет муниципальный жилищный фонд.

На конец 2012г. жилищный фонд в Российской Федерации составил 3349 млн.кв.метров общей площади, в том числе в городских поселениях 2426 млн.кв.метров (72% общей площади), в сельской местности - 923 млн. кв.метров (28% общей площади) (таблица1).

Таблица 1. Жилищный фонд России на конец года

 

2000г.

2010г.

2011г.

2012г.

2012г. в % к






2000г.

2010г.

2011г.

Жилищный фонд, млн.м2 общей площади жилых помещений

2787

3231

3288

3349

120,2

103,7

101,9

в том числе:

 

 



 

 

 

в городской местности

2020

2333

2374

2426

115,5

104,0

102,2

767

896

914

923

116,8

102,8

101,0


В частной собственности находится около 87,0% жилищного фонда, из которого 83,5% перешло в частную собственность граждан в результате приватизации.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя на конец 2012г., в Российской Федерации составила 23,4 кв.метра, по отношению к 2000г. она выросла на 21% (Приложение А).

Самая низкая величина общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя, в Республике Тыва - 13,2 кв.метров и Республике Ингушетия - 13,3 кв.метров на человека, самая высокая в Московской области - 29,8 кв.метров и в Чукотском автономном округе - 29,7 кв.метра.

Жилищный фонд представлен в основном каменными и кирпичными домами, которые составляют 40,2% общей площади жилищного фонда, на панельные и деревянные дома приходится 25,2% и 20,1% соответственно [54]. В 2012г. на территории Российской Федерации за счет всех источников финансирования построено 838,0 тыс. новых благоустроенных квартир общей площадью 65,7 млн.кв. метров.

Объемы ввода жилья в течении 2006-2008гг. ежегодно возрастали, с 2009г. Было отмечено снижение ввода общей площади жилья по сравнению с предыдущим годом на 6,5%, в 2010 г. - на 2,4%, в 2011г. объёмы строительства увеличились на 6,6% по сравнению с 2010 г. и в 2012 г. - на 5,6%. (рисунок 1).

Рис. 1. Ввод в действие жилых домов

В общем вводе жилья в 2012г. 43,2% приходилось на индивидуальное жилищное строительство. За год было введено 28,4 млн.кв. метров общей площади индивидуальных жилых домов, из которых 13,6 млн.кв. метров (47,9%) оборудовано одновременно водопроводом, канализацией, отоплением и горячим водоснабжением. Водопровод имеют 73% индивидуальных домов и 68% - канализацию. Вместе с тем, 11% вновь введенных индивидуальных жилых домов не оборудовано ни одним из видов благоустройства [54].

Именно малоэтажные жилые дома, построенные при одновременной государственной поддержке, позволят повысить их доступность для большинства населения, поскольку стоимость строительства этих домов для индивидуального застройщика, по оценке Института экономики ЖКХ, как минимум, на 50% ниже цены квартиры в многоквартирных домах.

На начало 2012г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояло 2,8 млн. семей (5,1% от общего числа семей). Получили жилые помещения и улучшили жилищные условия за прошедший год 186 тыс. семей (6,7% от числа, состоявших на учете на начало 2012 г.). В их числе 31,8 тыс. семей участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны; 7,9 тыс. семей ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (3,6% от их числа, состоявших на учете на начало 2012 г.).

Важным направлением реализации Национального проекта является обеспечение жильем молодых семей. В 2012г. число молодых семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, составило 40,8 тыс. (на 26% больше, чем в 2011 г.), из них 13,8 тыс. проживающих в сельской местности. Число молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в 2012г. составило 417,6 тыс. (на 0,5% больше, чем в 2011 г.), из них 164,1 тыс. - проживающих в сельской местности (39% от числа молодых семей). В 2012г. из 13,5 тыс. семей молодых специалистов, проживающих в сельской местности и состоявших на учете в качестве нуждающихся на начало года, получили жилые помещения и улучшили жилищные условия 2,7 тыс. семей.

В 2012 году наиболее высокий уровень по предоставлению жилья молодым специалистам, проживающим в сельской местности от числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся на начало года, наблюдался в Ямало-Ненецком автономном округе (более 65%), Камчатском крае (более 57%), в Республике Карелия и Томской области (50%) [54].

Общее число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье за 2012 г. сократилось на 1,8% и на 1 января 2013 г. составило 2,7 миллиона (рисунок 2).

Рис. 2. Число семей, состоящих на учете и получивших жилье

В 2012 г. зарегистрировано 3,3 млн. прав граждан на жилые помещения на основании договоров купли-продажи, против 3,1 млн. в 2011г. (рост - на 7,2%).

Общая площадь жилых помещений, на которые органами регистрации в 2012г. зарегистрированы права собственности граждан в результате совершения сделки на основании договоров купли-продажи (кроме прав долевой собственности), составила 86,1 млн.кв. метров, что на 8,1% больше, чем в 2011г. и занимает 3% в общей площади жилых помещений, находящихся в частной собственности.

По данным Банка России, объем ипотечного жилищного кредитования, осуществляемого кредитными организациями, в 2012г. составил 1032,0 млрд. рублей и по сравнению с предыдущим годом увеличился на 43,9% (в 2011г. - 716,9 млрд. рублей, в 2010г. - 380,1 млрд. рублей, в 2009г.-152,5 млрд. рублей) [33].

В 2009г. средневзвешенные ставки по выданным с начала года ипотечным жилищным кредитам составляли: в рублях - 14,3%, в иностранной валюте - 12,7%. В 2010 г. произошло снижение процентных ставок до 13,1% и 11,0%. В 2011г. тенденция снижения сохранилась, процентные ставки составили, соответственно, 11,9% и 9,7%. В 2012г. средневзвешенные ставки увеличились и составили: в рублях - 12,3%, в иностранной валюте - 9,8% [45].

В 2012г. 16,3 тыс. семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, купили жилые помещения по системе ипотечного кредитования (в 2011г. - 11,8 тыс. семей). Общая заселенная площадь жилых помещений этими семьями составила 900,2 тыс.кв.метров (в 2011г. - 636,5 тыс.кв. метров).

На средства федеральных субвенций в 2012г. приобрели жилые помещения 72,2 тыс.семей (в 2011г. - 74,4 тыс.семей), общей площадью 3371,8 тыс.кв.метров (в 2011 г. - 3354,0 тыс.кв.метров) [54].

Улучшение жилищных условий населения России происходит и по основным характеристикам благоустройства жилищного фонда. Особое значение имеет благоустройство жилого помещения водопроводом и водоотведением (канализацией).

По данным переписи 1989 года, доля населения, проживавшего в жилье, оборудованном водопроводом, составляла 69,6% (в городских поселениях - 84,2%, а в сельских - только 29,9%). Удельный вес населения, проживающего в жилых помещениях, оборудованных канализацией, был еще ниже - 63,5% (в городских поселениях - 79,2%, в сельских - 20,5%).

Особенно низок был уровень благоустройства индивидуальных жилых домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности. Среди жителей таких домов доля проживающих в жилых помещениях, оборудованных водопроводом, составляла лишь 21,1% (в городе - 31,8%, на селе - 13%), а оборудованных водоотведением - 7,9% (12,0% в городских поселениях и 4,7% в сельских).

Судя по данным переписи 2002 года, часть населения, проживающего в благоустроенном жилье, увеличилась по сравнению с 1989 годом. Доля домохозяйств, проживающих в индивидуальных домах и квартирах, оборудованных водопроводом, составила 76,5% (89,2% в городских поселениях, 42,0% в сельских), а оборудованных канализацией - 70,7% (85,3% и 31,1%) [54].

Доля домохозяйств, проживающих в индивидуальных домах, оборудованных водопроводом и канализацией, повысилась, соответственно, до 36,9% и 22,4%. Но в целом уровень оборудования жилья этими видами благоустройства и теперь недостаточно высок даже в городских поселениях (таблица 2).

Таблица 2. Благоустройство жилого фонда (на конец года; в процентах)

 Весь жилищный фонд

Удельный вес общей площади, оборудованной


Водопpов

Водоотв.

Отопл.

ваннами (душем)

газом

гоpячим водоснабж.

напольными электpо плитами

 2010г.

78

74

83

67

69

65

19

 2011г.

78

74

83

67

69

65

19

 2012г.

79

74

84

67

68

66

20


В среднем по России доля комплексно благоустроенного жилья (оборудованного одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами) составляет 62,9%. К концу 2012г. она увеличилась по сравнению с 2001г. на 13,5 процентных пункта.

Данные социологических исследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 61% российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн. кв. м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46% [44]. Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья c использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор экономики.

В результате практически отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий в производство, инвестиций в его модернизацию.

Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития.

Проблема усугубляется наличием большой задолженности в отрасли, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней [36].

Таким образом, повышение благоустройства жилищного фонда, увеличение надежности функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства должно быть в числе приоритетов проводимой политики и получать соответствующее финансирование.

При этом следует учесть, что возможности бюджетов многих субъектов Федерации в условиях финансового кризиса ограничены и это определяет возрастающую роль федерального бюджета в финансировании развития и поддержания в работоспособном состоянии системы жилищно-коммунального хозяйства.

.2 Нормативно-правовая база участия органов власти в решении жилищных проблем населения

жилищный население государственный муниципальный

В Конституции РФ определено, что каждый гражданин имеет право на жилище. Наличие квартиры является составной частью достойного уровня жизни человека. Однако с переходом к рыночным отношениям государство оказалось практически не способным решать жилищные проблемы населения, что, в частности, связано с общим спадом жилищного строительства [1].

Закрепленное в Конституции РФ право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества. От него зависят конкретные права граждан, более детально регламентированные в законах и иных нормативных документах. Законодательно закрепленные права граждан формируют их поведение и действия органов государственной власти, хозяйствующих субъектов при решении жилищной проблемы.

Формула, что каждый человек имеет право на жилище, фиксирует лишь признание минимального жизненного уровня, «необходимого для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи», в том числе в сфере обеспечения жильем. Этот постулат, как и положение, что «никто не может быть произвольно лишен жилища» лишь фиксируют минимальные права человека, закрепленные в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, представляют собой норму международного права [32].

Государство, присоединившееся к нормам международного права, принимает на себя обязанность удовлетворять минимальные требования по обеспечению жильем. Если же оно провозглашает себя социально ориентированным, то фиксирует в конституции и законах обязанность удовлетворять постоянно растущие потребности граждан на жилье.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 года обозначила социальную направленность государственной политики, зафиксировала новые принципы государственного устройства и правоотношений государства, граждан и отношений собственности, инициировала изменения в нормативных актах, регламентирующих реализацию современной жилищной политики. Эти изменения коснулись права собственности на жилье, на учет и распределение жилых помещений, права граждан на пользование жилищем и другие правоотношения в жилищной сфере [1].

Конституция РФ зафиксировала и смену принципов удовлетворения жилищных потребностей людей, закрепив переход от системы преимущественно государственной монополии на жилье (в виде государственного жилищного фонда и государственной экономической деятельности в области жилья) к системе множественности форм собственности. Появилась частная форма собственности на жилище граждан, а также частных юридических проектных и строительных организаций, жилищных банков. Возник рынок жилья.

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим постулатам (ст. 40 Конституции России):

стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда;

улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда;

обеспечение здоровой среды обитания, создание жилой среды, достойной цивилизованного человека [1].

Особенностью рыночных отношений в реализации конституционных норм по обеспечению жильем стала самостоятельность регионов в проведении жилищной политики - на территории Российской Федерации действуют правовые акты субъектов Российской Федерации, которые используются в практике регулирования жилищных отношений на местном уровне, отражая самобытность, традиции и экономические возможности регионов в реализации конституционных прав граждан. Правовое регулирование в этой сфере вызывает особый интерес исследователей, потому что в регионах часто и активно применяются новые нормы и приемы реализации государственной жилищной политики.

В новой системе жилищной политики, ни государство, ни органы местного самоуправления не аккумулируют средства населения для последующего государственного и муниципального жилищного строительства и распределения квартир, лицам, нуждающимся в жилье. Каждый гражданин самостоятельно изыскиваем средства, лишь в определенной мере полагаясь на систему компенсаций (субсидий) и кредитов, для приобретения или строительства жилья, как в городе, так и деревне, не рассчитывая решить жилищную проблему за счет государственного, муниципального и общественного жилищного фондов [36].

Социально не защищенным гражданам предоставляются жилые помещения в соответствии с установленным законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях найма жилого помещения, либо за доступную квартирную плату, либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственных или муниципальных жилищных фондов, как и прежде, осуществляется без оплаты их строительной стоимости.

Государственная поддержка отдельных категорий граждан, перед которыми государство в соответствии с существующим законодательством имеет определенные обязательства, - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, северяне, вынужденные переселенцы, граждане, пострадавшие от аварий и стихийных бедствий и некоторые другие группы населения, - осуществляется специальными федеральными программами по обеспечению их жильем. За последние годы количество граждан этой категории, нуждающихся в жилье, увеличилось [36].

После того, как в силу вступили новые поправки к Жилищному Кодексу РФ, «точкой отсчета» для определения нуждающегося в улучшении жилищных условий стали 15 квадратных метров занимаемой площади на одного члена семьи. Хотя в некоторых регионах России эти нормативные квадратные метры несколько отличаются. Теперь граждане, обеспеченные 15-ю кв. метрами жилья и более, если они отвечают всем нормам жилых помещений и требованиям санитарной службы, не могут быть поставлены на учет как нуждающиеся в жилье [4].

Если ранее встать на учет по улучшению жилищных условий могли граждане, прописанные в квартире или доме со своими родственниками, где площадь жилья не соответствовала нормам Жилищного Кодекса, то с февраля 2010 года начали действовать поправки к законодательству. Теперь при принятии гражданина на учет учитывается сумма всех квадратных метров, находящихся в пользовании его семьи в одном населенном пункте на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий. Следует уточнить, что к понятию «семья нанимателя жилья» относятся: супруги, родители, дети и родственники или граждане, которые проживают совместно с ними на общей площади и ведут с ними общее хозяйство.

Согласно вновь принятым поправкам к Закону Жилищного Кодекса, раздел очереди на улучшение жилья теперь считается с момента совершеннолетия ребенка (после 18 лет) или на момент заключения им брака (если брак зарегистрирован раньше его 18-летия). При этом поправка действует только в том случае, если 18-летний гражданин на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий не имеет дополнительно приобретенного жилья с правом личной собственности (купленное, подаренное, унаследованное и т.д.).

Во вновь принятом законодательстве Жилищного Кодекса учтены также права внебрачных детей, родившихся после расторжения брака, или усыновленных, если они, конечно, не имеют собственного жилья на момент подачи заявления. При этом в доме или квартире их родителей или опекунов, за ними больше не числятся квадратные метры жилья, если они самостоятельно встали на учет. До принятия поправок к Законам Жилищного Кодекса каждый из совершеннолетних жильцов «коммуналки» имел право встать в очередь на улучшение своих жилищных условий. Теперь, чтобы встать на учет, нужно не просто проживать в коммунальной квартире <#"807270.files/image003.gif">


Рис. 5. Проблемы формирования рынка доступного жилья

Первый блок - повышение платежеспособного спроса населения. В данном аспекте следует рассматривать различные финансовые схемы приобретения жилья и их эффективность, например: развитие накопительных схем, различных вариантов поддержки отдельных социальных программ, ипотечных жилищных кредитов.

Второй блок - внутренние ресурсы строительного комплекса, возможность увеличения объемов строительства при снижении себестоимости. В данной ситуации необходимо не только рассмотрение внутренних технологических и инфраструктурных ограничений, но и определение эффективности административных возможностей, по которым следует дать объективную оценку деятельности структур исполнительных органов власти, обеспечивающих управление строительной отраслью [55]. Не удалось в полной мере сформировать федеральные целевые программы в качестве полноценного инструмента концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития. Федеральные целевые программы во многом еще остаются инструментом дополнительного финансирования текущей деятельности органов государственной власти. Существующие федеральные целевые программы не учитывают результаты реформы федеративных отношений, в рамках которой передан на региональный и местный уровни существенный объем полномочий по обеспечению объектов социальной и транспортной инфраструктуры [48].

В ходе реализации жилищных программ выявилось: самым трудным направлением оказалось создание социального жилья, жилья для тех, кому государство обязано помочь улучшать жилищные условия, для тех, кто по различным причинам не может приобрести в собственность квартиру или дом. А граждан таких категорий много - половина населения страны. Вот и взялось государство за создание и реализацию программы дифференцированного социального жилья.

Необходима система управленческих решений и предложений по совершенствованию законодательных актов, позволяющая улучшить жилищные условия различных групп населения, в т.ч.:

увеличить финансирование из федерального бюджета строительства жилья для льготных категорий населения;

привести стоимость жилищных сертификатов в соответствие с реальной стоимостью жилищного фонда;

передать вопрос обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей полностью на федеральный уровень, не привязывая строительство этого жилья к месту нахождения воспитательных учреждений;

установить рекомендуемые правила предоставления ипотечного кредита на приобретение жилья; - восстановить и модернизировать мощности комбинатов стандартного крупнопанельного жилищного строительства, необходимого для массового строительства жилья «эконом - класса», путем целевого льготного кредитования;

создать государственную строительную организацию, действующую на рыночной основе и осуществляющую возведение стандартного, доступного по ценам жилья специально для льготных категорий населения;

освободить от аукционов земельные участки, выделяемые для нужд жилищного строительства для категорий населения, перед которыми государство имеет законодательно утвержденные обязательства по обеспечению жильем [46].

Механизмы, обеспечивающие приток собственных средств населения в жилищное строительство включают ипотеку, строительно-сберегательные кассы, жилищно-строительные кооперативы, предоставление субсидий на приобретение жилья (рис.6):

Рис. 6. Формы улучшения жилищных условий населения

Спектр форм является достаточно обширным, однако в массовых масштабах ни одно из вышеперечисленных направлений не получило должного развития.

Главной причиной тому является низкая платежеспособность большего количества населения, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий, а также рост цен на жилье в связи с возрастанием себестоимости строительства по городскому заказу. Необходимо разработать предложения, позволяющие сделать арендные отношения одной из основных форм обеспечения жильем широких слоев населения, в т. ч.:

перераспределить средства в пользу строительства жилья социальной аренды за счет уменьшения финансовой поддержки той части населения, которая строит жилье за счет собственных средств;

поддерживать сдачу жилья в аренду, как организациями, так и отдельными гражданами путем введения пониженных налоговых ставок на доход, полученный от сдачи жилья в аренду.

Мировая практика свидетельствует, что аренда жилых помещений различного класса на длительный срок без права ее изъятия у собственника успешно конкурирует на рынке недвижимости с куплей-продажей и удовлетворяет потребность в жилье не менее 50% участников рынка.

По нашему мнению, данный механизм позволит большому количеству граждан, состоящих в очереди и не имеющих средств на приобретение жилья в собственность воспользоваться наймом жилья.

Для реализации обозначенного направления в первую очередь необходимо законодательное регулирование арендных отношений, что приведет к прозрачности рынка аренды жилых помещений.

С целью формирования рыночных отношений в данном сегменте помимо средств, предоставляемых государством для реализации поставленной задачи, необходимо привлечение средств коммерческих структур. Одним из возможных способов взаимодействия государства с организациями по обеспечению населения арендным жильем, может стать государственно-частное партнерство.

Основной целью государственно-частного партнерства является развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон, реализации общественно значимых [49].

Государственно-частное партнерство - качественно новый и эффективный способ привлечения инвестиций, поскольку партнерства такого типа могут не только способствовать росту экономики, но и развивать социально важную инфраструктуру.

Организационно-экономический механизм, основанный на параметрах программы жилищного строительства, определяет оптимальные условия инвестирования с учетом снижения нагрузки на бюджет, привлечения внебюджетных источников финансирования посредством заключения концессионного соглашения.

Таким образом, для обеспечения достойной жизни граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства. Необходимо увеличить темпы жилищного строительства, предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, выполнить обязательства перед льготниками, ветеранами и инвалидами и совершенствовать существующую законодательную базу. Государству необходимо создать условия для решения всех этих проблем. Однако это не значит, что государство будет самостоятельно строить новые дома, помогать строительным компаниям, вкладывать деньги в развитие их бизнеса и регулировать ценовую политику. Формируя рынок, государство действует по рыночным принципам, и его основной задачей является создание условий для развития жилищного строительства в стране и сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке.

.2 Совершенствование региональной политики по решению жилищных проблем населения Курской области

Во исполнение Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 г. № ВП-П9-5253 по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам регионального развития по вопросу «О задачах субъектов Российской Федерации по снятию административных барьеров в строительстве» в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата, направленного на ликвидацию административных барьеров в строительстве на территории Курской области, подготовлен проект постановления Администрации Курской области «О совершенствовании механизма сокращения административных барьеров в строительстве» [15].

Указанным нормативным документом утверждается положение и состав межведомственной комиссии при Администрации Курской области по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути реализации инвестиционных проектов в строительстве и программа мер по сокращению административных барьеров в строительстве, направленная на совершенствование контрольно-надзорных, разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг в области градостроительства.

Основными задачами межведомственной комиссии являются:

·        содействие государственной политике в сфере градостроительной деятельности посредством разработки предложений (рекомендаций) по устранению необоснованных нормативно-правовых, административных и организационных барьеров в строительстве;

·        взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти Курской области по вопросам подготовки предложений и проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам устранения административных барьеров в областях градостроительного, архитектурно-строительного проектирования, контроля, надзора и других вопросов, оказывающих существенное влияние на деятельность субъектов строительства.

Программа мер включает в себя:

·        разработку и реализацию целевой программы «Об обеспечении документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Курской области на 2011 год», предусматривающей оказание финансовой поддержки органам местного самоуправления в разработке таких документов;

·        совершенствование регионального законодательства в области градостроительства, в том числе в части порядка выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства регионального и местного значения на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты на территории Курской области;

·        осуществление поэтапного перевода в электронный вид оказываемых государственных услуг (согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 г. № 1993-р);

·        мероприятия по оказанию методической помощи в области градостроительства органам местного самоуправления.

Сокращены фактические сроки проведения государственной экспертизы проектов и смет на 15 дней. Согласно Градостроительному Кодексу указанный срок составляет 45 дней, ОГУ «Государственная экспертиза проектов и смет Курской области» осуществляет экспертизу проектов и смет в течение 30 дней.

На территории Курской области функционируют 4 областных государственных образовательных учреждения, осуществляющих подготовку специалистов начального профессионального образования по строительным специальностям: мастер отделочных строительных работ, маляр строительный, штукатур, облицовщик-плиточник, мастер общестроительных работ, каменщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электросварщик, машинист подъемно-транспортных и строительных машин.

В двух федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования осуществляется подготовка специалистов среднего специального образования по строительным специальностям: монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, водоснабжение и водоотведение. Подготовка специалистов высшего специального образования по строительным специальностям осуществляется в двух государственных образовательных учреждениях по специальностям: промышленное и гражданское строительство, городское строительство и хозяйство, теплогазоснабжение и вентиляция, водоснабжение и водоотведение, экспертиза и управление недвижимостью.

Повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов строительных специальностей осуществляют три областных государственных образовательных учреждения.

Потребность строительного комплекса области в конструкциях и изделиях для крупнопанельного домостроения, в сборном железобетоне, бетонах, растворах, тепло-, звукоизоляционных материалах, столярных изделиях, изделиях из ПВХ, в стеновых материалах в большой степени обеспечивают предприятия промышленности строительных материалов и стройиндустрии области. Основные предприятия промышленности строительных материалов и стройиндустрии находятся в городах - Курске, Железногорске, Курчатове. Это - ОАО «Курский завод КПД», ЗАО «Завод ЖБИ-3», ООО «Комбинат строительных материалов и работ», ООО «Октябрьский домостроительный комбинат», ЗАО «Железногорский кирпичный завод», ЗАО «МАТИС», ООО «Курскатомэнергострой», ООО «Базальт-Экология» и другие предприятия.

Основной застройщик жилых домов в г. Курске - ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения» - после проведенной модернизации производства, осуществляет выпуск полносборных крупнопанельных конструкций для строительства 17-ти этажных жилых домов Курской серии. Разработанный проект 17-ти этажного жилого дома отвечает всем требованиям энергосбережения. Жилые дома указанной серии отличаются улучшенной планировкой квартир, современным дизайном наружных панелей, наличием грузовых лифтов. Мощность предприятия составляет 107,0 тыс.куб.м по сборному железобетону и 144,5 тыс.кв.м по вводу общей площади жилья в год [55].

В 2010 году ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения» приступил к выпуску конструкций, деталей и материалов для индивидуальных жилых домов коттеджного типа, отвечающих требованиям экологической безопасности и энергоэффективности. В настоящее время ведется строительство коттеджного поселка общей площадью жилья 50 тыс.кв.метров вблизи д. Татаренкова Курского района.

Применение основных строительных материалов и конструкций собственного производства позволит снизить стоимость строительства одного кв. метра в малоэтажных домах.

Строительство указанных жилых домов позволит наращивать объемы малоэтажного жилищного строительства при комплексном освоении территорий.

ЗАО «Завод ЖБИ-3» (г. Железногорск) имеет современные производственные мощности по производству полносборных конструкций и изделий для крупнопанельного домостроения. Заводом осуществляется строительство 9-10 этажных жилых домов на территории Курской области и за ее пределами. Мощность предприятия составляет 56,4 тыс.куб.м по сборному железобетону и 104,4 тыс.кв.м общей площади жилья в год.

ООО «Октябрьский домостроительный комбинат» имеет производственные мощности 56 тыс.куб.м в год по выпуску сборных железобетонных конструкций и изделий. После проведенной модернизации на современной технологической линии осуществляется выпуск плит перекрытий пустотного настила.

ООО «Комбинат строительных материалов и работ» имеет производственные мощности по производству сборных железобетонных изделий в объеме 33,9 тыс. куб.метров в год, пенополистирола- 15,0 тыс. куб.м в год. С 2004 года ООО «Базальт-Экология» осуществляет производство тепло-, звукоизоляционных материалов из базальтового волокна. Выпускаемые материалы соответствуют современным теплозащитным нормам. Мощность предприятия по производству изделий теплоизоляционных огнезащитных составляет 44,0 тыс. м3 в год.

В настоящее время идет активное продвижение различными компаниями технологии строительства быстровозводимых зданий, в основе которой - легкие стальные тонкостенные конструкции (ЛСТК). Технология позволяет строить быстровозводимые здания, в основе которых - металлокаркас, обеспечивающий прочность и легкость всего сооружения.В г. Курске производством и внедрением конструкций из легких стальных гнутых оцинкованных профилей занимается ООО «ТЕХНОЛОГИЯ» [44].

Производство качественного строительного кирпича осуществляется ЗАО «Железногорский кирпичный завод». Продукция данного предприятия широко пользуется спросом за пределами Курской области, отгрузка осуществляется в г. Москву и Московскую область. Мощность предприятия- 30 млн. штук условного кирпича в год.

На других кирпичных заводах области (8 заводов) оборудование морально и физически устарело, требуется модернизация производств. В связи с этим широкий спрос на их продукцию отсутствует.

В Курской области отсутствует цементный завод, в связи с этим поставки цемента в область осуществляются из других регионов.

В 2007 году ООО «Курская строительная компания» начато строительство цементного завода мощностью до 1,3 млн. тонн цемента в год в Солнцевском районе. Проектом предусматривается «сухой» способ производства цемента на импортном высокотехнологичном оборудовании. В настоящее время компанией ведется поиск инвесторов для продолжения строительства завода и ввода его в эксплуатацию в 2014 году. Ввод в эксплуатацию цементного завода позволит в полном объеме обеспечить потребность области в цементе, а также осуществлять поставки в другие регионы [55]. Предприятиями стройиндустрии и промышленности строительных материалов ведется работа по внедрению энергосберегающих технологий.

Для повышения энергетической эффективности объектов при разработке проектной документации на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт существующих объектов проектными институтами предусматривается применение современных энергоэффективных материалов, конструкций и изделий, приборов учета и контроля расхода энергоносителей, насосного оборудования и др.

Ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных зданий и сооружений осуществляется в соответствии с требованиями энергетической эффективности и требованиями оснащенности их приборами учета энергетических ресурсов согласно Федеральному закону № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [38].

Стратегией социально-экономического развития Курской области до 2020 года предусматривается строительство предприятий промышленности строительных материалов с целью покрытия дефицита в основных строительных материалах и изделиях: цементного завода мощностью 1,0 млн. тонн цемента, завода по производству керамических стеновых материалов мощностью 50,0 млн.штук условного кирпича [55].

Для организации производства строительных материалов Курская область обладает богатейшими сырьевыми запасами. Выявлено 59 месторождений легкоплавких глин и суглинков, пригодных для производства кирпича марок 75-150 с суммарными запасами около 65,7 млн.м3.

Предусматривается финансирование мероприятий, направленных на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета на предоставление субсидий муниципальным образованиям на строительство и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры составит 132,4 млн. рублей, в том числе:

год - 21,5 млн. рублей;

год - 15,9 млн. рублей;

год - 29,2 млн. рублей;

год - 31,7 млн. рублей;

год - 34,1 млн. рублей.

Кроме этого, из дополнительного источника за счет средств областного бюджета, предусмотренных на бюджетные инвестиции, планируется направить 1192,2 млн. рублей. За счет средств федерального бюджета планируется финансирование в сумме 2649,2 млн. рублей, за счет средств местного бюджета - 145,0 млн. рублей, внебюджетных источников (средства предприятий, инвесторов) - 1179,6 млн. рублей. Средства областного бюджета на реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры направляются муниципальным образованиям в установленном порядке по итогам отбора в рамках заключенных соглашений [55].

Таким образом, для улучшения жилищных условий населения Курской области необходимо: создание условий для развития жилищного сектора экономики и повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; создание условий приведения жилищного фонда в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; формирование рынка доступного жилья на уровне, соответствующем платежеспособности населения без снижения качества услуг; развитие финансово - кредитных институтов рынка жилья; создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования; ежегодный прирост доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств - 2 %; реализация законодательно закрепленных прав на обеспечение жильем для отдельных категорий граждан.

.3 Совершенствование муниципальной политики по решению жилищных проблем населения муниципального образования «Город Железногорск»

В целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории) Постановлением Администрации Курской области от 15.11.2011 № 577-па утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования Курской области. В 2012 году утверждены местные нормативы градостроительного проектирования города Железногорска [29].

Основными факторами, сдерживающими темпы жилищного строительства в муниципальном образовании «Город Железногорск» Курской области, являются:

завершение строительства на городских территориях, обеспеченных объектами инженерной инфраструктуры;

отсутствие достаточного количества свободных земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства;

неразвитость систем инженерной инфраструктуры в имеющихся районах перспективной застройки города;

высокая стоимость строительства новых объектов социальной инфраструктуры;

отсутствие средств в бюджете муниципального образования «город Железногорск» Курской области и организациях коммунального комплекса на освоение площадок под массовое строительство; - отсутствие устойчивого роста спроса на жилые помещения на территории города по сравнению с областными центрами, обусловленное общим стремлением к урбанизации и укрупнению городов.

В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов и займов, молодым семьям [56].

Для того, чтобы стать участником подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области», молодой семье необходимо:

если оба супруга прописаны в городе Железногорске. Необходимо обратиться в Отдел Администрации по учету и распределению жилья города по вопросу постановки на учет молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а затем в Управление семейной, молодежной и демографической политики г. Железногорска с целью включения в списки молодых семей города, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

если супруги прописаны в районе. Необходимо обратиться в администрацию муниципального образования по месту прописки по вопросу постановки на учет молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включения в списки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Оба супруга должны быть прописаны по одному адресу, либо в рамках одного муниципального образования (живут в одном населенном пункте, но по разным адресам), и признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий [21].

Сумма субсидий для молодых семей определятся в размере:

35% - средней стоимости жилья, определяемого в соответствии с правилами подпрограммы - для молодых семей, не имеющих детей;

40% от средней стоимости жилья - для молодых семей, имеющих одного и более ребенка.

Совокупный размер социальной выплаты (из федерального, областного, местного бюджетов) для молодых семей с детьми составляет не менее 40% расчетной стоимости социальной нормы жилья на момент выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. (Стоимость 1 кв.м., принимаемого для расчета размера социальной выплаты, устанавливается для Курской области ежеквартально Министерством регионального развития РФ) (таблица 12).

Таблица 12. Пример расчета размера социальной выплаты для молодых семей, проживающих в г. Железногорске

Количество членов молодой семьи

Социальная норма жилья

Размер социальной выплаты (из расчета стоимости во 2 квартале 2009 года 1 кв.м - 23 900 рублей )

2 чел. (без ребенка)

42 кв.м.

35% - 351 330 руб.

2 чел. (1 родитель+1 ребенок)

42 кв.м.

40% - 401 520 руб.

3 чел

54 кв.м.

 40 % - 516 240 руб.

 4 чел.

72 кв.м.

 40 % - 688 320 руб.

 5 чел.

90 кв.м.

 40 % - 860 400 руб.


Таким образом, для кардинального решения этого вопроса необходимо принятие законодательных и нормативных актов, обеспечивающих права владельцев коммерческого жилья, регламентирующих вопросы сдачи его внаем и устанавливающие льготное налогообложение для получателей соответствующих доходов. В настоящий момент акцент делается на ипотечный механизм приобретения жилья. Целесообразность его использования и перспективы несомненны.

Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения, слабо развито кредитование застройщиков на цели жилищного строительства. Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность этого сектора экономики, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации.

Существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой [28].

Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения.

Финансовый кризис резко обострил проблему финансового обеспечения жилищного строительства и сохранения жилищно-строительного комплекса. Один из выходов видится в существенном увеличении строительства жилья в 2012-2015 гг. за счет государства, поскольку это прямая поддержка как самого жилищно-строительного комплекса и связанных с ним отраслей: строительных материалов, черной металлургии и других, так и решение важной социальной проблемы плохих жилищных условий части населения. Потребуется увеличение размеров финансирования строительства жилья со стороны государства, и такое решение в условиях современного финансового кризиса, на наш взгляд, социально оправдано.

Вводимое жилье должно соответствовать не только современным, но и перспективным потребностям. Поэтому целесообразно частично использовать финансовые ресурсы относительно обеспеченных очередников с их согласия для предоставления им жилья большей площади и комфортности по сравнению с нормативной. Представляется, что должна быть создана система предоставления жилья на условиях его коммерческого найма. Это позволит повысить мобильность рабочей силы, улучшить жилищные условия той части населения, которая не имеет реальных возможностей для их позитивного изменения и в то же время не относится к малоимущей категории, которая может рассчитывать на получение жилья социального найма на основе норм Жилищного кодекса. К тому же такое действие создаст дополнительный источник доходов для муниципалитетов, повсеместно испытывающих дефицит средств.

Следует поощрять путем пониженных налоговых ставок сдачу жилья в аренду на рыночных условиях как отдельными гражданами, так и организациями, аккумулирующими средства населения для постройки «доходных домов» (специально предназначенных для их сдачи в аренду). Это позволит дополнительно аккумулировать в реальный сектор экономики средства населения, отвлечь их с потребительского рынка, позитивно воздействуя на инфляцию, и одновременно даст гражданам надежный способ сохранения своих сбережений.

В настоящее время сдача жилья в аренду частным образом в большинстве случаев осуществляется нелегально. Попытки его выявления малоэффективны и затратны. При низких ставках налога владельцы сдаваемого в аренду жилья будут заинтересованы в его сдаче на легальных условиях, поскольку снизятся риски такого способа получения дополнительного дохода. При этом местные бюджеты также получат дополнительные средства. Возможен и промежуточный вариант, уже фактически применяемый в ряде субъектов Федерации, предоставления жилья для временного проживания ряду категорий населения по льготным ставкам его оплаты, прежде всего молодым семьям, остро нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе и без снятия с учета на получение бесплатного жилья. Основными предложениями по улучшению жилищный условий населения Железногорска в 2014 году должно стать:

. Обеспечение благоприятных организационно-правовых и экономических условий для развития городского рынка жилья, обеспечивающих возможность приобретения железногорцами в пользование или в собственность жилых помещений за доступную плату.

. Оказание организационной поддержки в создании и обеспечении деятельности специализированных жилищно-строительных кооперативов (далее - СЖСК), осуществляющих финансирование жилищного строительства путем участия различных групп железногорцев в паенакоплении, в том числе с использованием ипотечного жилищного кредитования.

. Осуществление дополнительной дифференцированной поддержки следующих категорий железногоцев при выборе ими возмездных форм предоставления жилых помещений:

принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. и являющихся внеочередниками;

молодых семей, ожидающих рождения ребенка или воспитывающих детей до пяти лет, многодетных семей железногоцев с несовершеннолетними детьми, при условии постановки их на жилищный учет.

. Введение механизмов субсидирования (компенсации) платы за наем жилых помещений в частном жилищном фонде и поднаем для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

. Разработку и реализацию мер, обеспечивающих дифференциацию цен на жилые помещения, реализуемые из жилищного фонда города Железногорска с рассрочкой платежа или с использованием механизма социальной ипотеки, в зависимости от времени пребывания граждан в очереди и наличия жилищных льгот.

. Повышение эффективности использования жилищного фонда в целях сокращения расходования средств бюджета города Железногорска.

. Осуществлять информационное взаимодействие с профессиональными участниками рынка недвижимости в жилищной сфере в городе Железногорске в целях оказания содействия железногорцам-участникам социальных жилищных программ. 8. Обеспечивать регулярное освещение реализации в городе приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». 9. Ежегодно организовывать социологические исследования по изучению мнения населения города по вопросам доступности жилья в городе Железногорске и предпочтительным формам улучшения жилищных условий.

. Администрации города обеспечить проведение информационно-разъяснительной и рекламной работы по реализации Приоритетной жилищной программы, а также ипотечной программы и существующих механизмов ипотечного кредитования в городе Железногорске, обеспечить размещение на объектах наружной рекламы рекламно-информационных материалов.

Таким образом, успех реализации муниципальных программ во многом зависит от поддержки этих мероприятий населением - основным потребителем услуг в жилищной сфере. Соответствующая информационно-разъяснительная работа организуется государственным заказчиком с использованием печатных и электронных средств массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.

Заключение

В ходе дипломного исследования мы пришли к следующим выводам и сформулировали предложения.

. Жилищные условия - важнейшая составляющая часть комплекса характеристик качества жизни населения. В настоящее время обеспеченность жильем не соответствует запросам большинства населения и его представлениям о хорошем качестве жизни. Жилищная политика является составной частью идеологии социально - экономической политики в целом. В ее современной трактовке население должно улучшать свои жилищные условия за счет собственных средств. Лишь отдельные категории населения могут получить его бесплатно или на льготных условиях. Государство берет на себя определенные обязательства по обеспечению населения минимальным стандартом жилищных условий с помощью определенной системы механизмов решения жилищной проблемы и форм предоставления жилья. Его основная задача - создать материальные предпосылки для улучшения им своих жилищных условий.

. Жилищная политика тесно взаимосвязана с решением других социальных и экономических проблем. Стимул улучшения жилищных условий для их решения используется в системе управления Российской Федерации, но в неполной мере. По отдельным направлениям его роль может быть существенно повышена.

. Жилищные условия населения Курской области и г. Железногорска характеризуются высокой изношенностью объектов инфраструктуры, большим процентом ветхого и аварийного жилья, низким уровнем вводимого в эксплуатацию жилья. Для решения этих проблем на региональном и муниципальном уровнях разрабатываются программы жилищной застройки и реформирования инженерных структур.

. Деятельность региональных органов власти направлена на развитие и поддержание следующих направлений: улучшение жилищных условий и повышении уровня доступности жилья для населения, повышение уровня комфортности жилья; обеспечение жильем за счет бюджетных средств 1295 граждан области, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации; прирост доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств; обеспечение земельных участков инженерной и социальной инфраструктурой, автомобильными дорогами в микрорайонах комплексной малоэтажной и многоквартирной застройки жильем «эконом-класса»; повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах; создание условий для улучшения демографической ситуации в области.

. Для решения жилищных проблем населения Курской области необходимо: создание условий для развития жилищного сектора экономики и повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; создание условий приведения жилищного фонда в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; формирование рынка доступного жилья на уровне, соответствующем платежеспособности населения без снижения качества услуг; развитие финансово - кредитных институтов рынка жилья; создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования; ежегодный прирост доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств - 2 %; реализация законодательно закрепленных прав на обеспечение жильем для отдельных категорий граждан.

. Муниципальная политика в г. Железногорске по решению жилищных проблем населения направлена на комплексное решение проблем функционирования и развития жилищной сферы, обеспечение повышения уровня доступности и комфортности жилья для граждан, стимулирование развития жилищного строительства, создание условий для формирования рынка доступного жилья, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.

Предложения по решению жилищных проблем населения в Курской области и г. Железногорске:

наращивание объемов ввода жилья и придание этому процессу устойчивого характера на основе расширения источников и обеспечения ритмичного финансирования;

выполнение обязательств по обеспечению жильем групп населения, для которых утверждены целевые программы - инвалидов и участников Великой отечественной войны, военнослужащих, уволенных в запас или ушедших в отставку, участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, воинов-интернационалистов;

увеличение объемов индивидуального жилищного строительства по ценам, доступным широким слоям населения, поиск новых форм организации строительного производства, а также новой системы организации финансовых потоков, основанной на условиях долгосрочного накопления средств населения;

развитие муниципальных программ по интенсивной модернизацией инженерной инфраструктуры, формированием системы управления жилищным фондом и общим имуществом в многоквартирных домах, решением условий, установленных Фондом содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, которые позволят городу Железногорску войти в адресную программу и получить средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;

реализация мер по социальной защите малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий, развитие и совершенствование механизмов субсидирования и кредитования жилищного строительства. В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов и займов, молодым семьям.

Список использованных источников

1.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). - М., 2012.

.        Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. ФЗ от 06.12.2013 № 401-ФЗ) // «Консультант Плюс».

.        Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2013). // «Консультант Плюс».

.        Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 01.04.2013) // «Консультант Плюс».

.        Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с изм. и доп., от 06.01.2012) // «Консультант Плюс».

.        Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в России».

.        Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

.        Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

.        Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

.        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 г. № 12-01-р «Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года».

.        Закон Курской области от 22.08.2013 № 63-ЗКО «О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области» (принят Курской областной Думой 20.08.2013).

.        Закон Курской области от 26.05.2011 г. № 16-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Курской области» (в ред. от 13.03.2012).

.        Постановление Администрации Курской области от 18.02.2011 N 65-па (ред. от 21.11.2013) «Об утверждении областной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы» (вместе с «Подпрограммой "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области" на 2011 - 2015 годы», «Подпрограммой "Переселение граждан в Курской области из непригодного для проживания жилищного фонда" на 2011 - 2015 годы», «Подпрограммой "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Курской области" на 2012 - 2015 годы», «Подпрограммой "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства в Курской области" на 2011 - 2015 годы» и др.).

.        Постановление Администрации Курской области от 27.12. 2013 № 1038-па «Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области».

.        Постановления Администрации Курской области от 25.10.2012 № 79-5-РД «О совершенствовании механизма сокращения административных барьеров в строительстве».

16.    Решение Железногорской городской Думы от 23 апреля 1998 г. № 7-12-РД «Устав г. Железногорска Курской области» (в ред. последних решений)».

.        Постановление администрации города Железногорска от 09.10.2012 № 2480 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Благоустройство территории города Железногорска Курской области на 2013-2015 годы».

.        Постановление администрации города Железногорска от 06.11.2012 № 2760 «Ведомственная целевая Программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов города Железногорска Курской области на 2012-2014 год».

.        Постановление администрации города Железногорска от 10.05.2012 №1039 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в городе Железногорске на 2012-2014 годы».

.        Постановление администрации города Железногорска № 927 от 26.04.2012г. Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства на территории муниципального образования «город Железногорск» Курской области на 2013-2015 годы».

.        Постановление администрации города Железногорска от 22.02.2011 №315 «Об утверждении долгосрочной городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Железногорска Курской области на 2011 - 2015 годы».

.        Постановление Администрации города Железногорска 02.04.2010 № 760 «Об утверждении Положения об оказании адресной социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на проведение ремонтных работ в жилом помещении».

.        Постановление администрации города Железногорска № 190-5-РД от 05.12.2013г. «О внесении изменений и дополнений в Устав города Железногорска Курской области».

.        Постановление администрации города Железногорска № 217-5-РД от 24.04.2014г. «О внесении изменений в решение Железногорской городской Думы «О бюджете города Железногорска на 2014 год и на плановый период.

.        Постановление администрации города Железногорска № 216-5-РД от 24.04.2014г. «Об отчете администрации города Железногорска об исполнении бюджета города Железногорска за 2013 год».

.        Распоряжение администрации города Железногорска 17.10.2011 № 1378 «О разработке проекта долгосрочной целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику города Железногорска Курской области на 2011-2015 годы».

.        Распоряжение администрации города Железногорска от 23.04.2012 № 500 «О разработке проекта муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства на территории муниципального образования «город Железногорск» Курской области».

.        Постановление главы города Железногорска от 01.08.2011г №1527 «Об утверждении плана мероприятий по реформированию жилищно - коммунального хозяйства города Железногорска до 2015года».

.        Быканов Д. Городское хозяйство: цели и средства // Железногорские новости. - 20 июля 2013г. - № 26. - С. 3.

.        Быканов Д. Программа развития городского хозяйства // Железногорские новости. - 26 июля 2013г. № 27. - С. 3.

.        Денисов Н., Коновалова Т. Жилищная политика в современной ситуации //Экономист. - 2012. - №6. - С. 49-54.

.        Егоров Е.В., Потапова М.В. Экономика жилищного хозяйства России. - М.:ТЕИС, 2011. - 284с.

.        Иваченков В. Социальное значение и перспективы жилищного кредитования. // Экономист. - 2014. - №1. - С. 75-82.

.        Капитальный ремонт в многоквартирных домах: вопросы и ответы. Библиотечка «Российской газеты», 2013.

.        Кузнецов, С. В. Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства: актуальные вопросы в сфере развития жилищного строительства в Российской Федерации. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - № 7. - 2012. - с. 2 - 7.

.        Лушина А.Л. Жилищные условия для россиян // Российское предпринимательство. - 2010. - № 9. - c. 112-117.

.        Лещев С. В. Социально-экономическое развитие жилищной системы региона. //Сегодня и завтра российской экономики. - 2010 г. - № 35. - с. 45-49.

.        Об актуальных вопросах российского жилищного законодательства //Муниципальное управление. - 2012. - №11. - С. 40-45.

.        О’Саливан А. Экономика города. - М.: ИНФРА-М, 2002.

.        Панфилов А.В., Жилищный сектор - важнейший фактор восстановления экономики и формирования среднесрочной экономической динамики/ Проблемы прогнозирования - 2013 - № 4 - с. 97-103.

.        Пастухова, Н.И. Зарубежный опыт управления жилищно - коммунальным хозяйством на муниципальном уровне //Сборник научных статей.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. - С. 144-148.

.        Петренко Е. А что же хотели сказать?// Железногорские новости. 2012. №4. - С. 5.

.        Рогожина Н. Н. Опыт зарубежных стран в области ипотечного кредитования граждан с низкими и умеренными доходами / Жилищное право. -2012. - № 2. - С. 30-46.

.        Семеняк А. Н. Некоторые задачи государства по повышению уровня доступности жилья для населения. - #"807270.files/image008.jpg">

Рис. 2. Структура национального Проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

Приложение Г

Целевые показатели развития рынка кредитования населения

2012 год (факт)

2013 год

2015 год

2020 год

2030 год

Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств (процентов)

17

23

30

50

60

Количество выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов (тыс. штук)

130

490

741

868

873

Доля сделок с ипотекой на рынке жилья (процентов)

12

20

26

40

50

Отношение задолженности по ипотечным жилищным кредитам к валовому внутреннему продукту (процентов)

2,6

3,8

7,2

10,7

15,5

Превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен, +/- процентных пунктов

+5,6

+3,3

+2,5

+2

+1

Средний срок ипотечного жилищного кредита в рублях (лет)

16,5

17,6

21,5

30

32

Минимальный первоначальный взнос по ипотечному жилищному кредиту (с учетом ипотечного страхования) (процентов)

30

30 (10)

30 (10)

30 (10)

30 (10)

Доля ипотечных жилищных кредитов с ипотечным страхованием в общем объеме ипотечных жилищных кредитов (процентов)

-

10

20

20

20

Доля ипотеки, финансируемой за счет выпуска ипотечных ценных бумаг в общем объеме ипотеки (процентов)

21

45

50

55

66

Приложение Д

Основные показатели реализации Подпрограммы «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Курской области» на 2012-2015 гг.


Цель: совершенствование системы государственной поддержки с использованием системы ипотечного жилищного кредитования при приобретении жилья на территории Курской области

Задача: создание условий, способствующих повышению уровня доступности жилья, в том числе для работников бюджетной сферы

Количество граждан, улучшивших жилищные условия с использованием системы ипотечного кредитования

человек

858

704

615

600

540

2969

Количество выданных ипотечных кредитов (займов)

штук

260

220

205

205

205

205

1040

Количество выделенных социальных выплат на приобретение жилья

семей

17

-

20

20

20

20

80


Ресурсное обеспечение подпрограммы «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Курской области» на 2012-2015 гг.


 

Цель: совершенствование системы государственной поддержки с использованием системы ипотечного жилищного кредитования при приобретении жилья на территории Курской области

 

Задача: создание условий, способствующих повышению уровню доступности жилья, в том числе для работников бюджетной сферы

 


Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, установленных законодательством, на первоначальный взнос при получении ипотечного кредита и ипотечных жилищных кредитов гражданам, проживающим на территории Курской области

Областной бюджет

80,0

-

20,0

20,0

20,0

20,0


Приложение Е

Рис. 1. Участники ипотечного рынка в России

Похожие работы на - Роль органов государственной и муниципальной власти в решении жилищных проблем населения (на примере муниципального образования 'Город Железногорск')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!