Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие государства и права. Церковные уставы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,3 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие государства и права. Церковные уставы

Министерство внутренних дел РФ

Московский университет

Кафедра истории государства и права







Реферат

на тему

«Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие государства и права. Церковные уставы»












Москва 2015 г

Содержание

Введение

.Принятие христианства

.Киевская Русь при Ярославе Мудром

. Феодальная раздробленность

. Последствия принятия Русью христианства

. Влияние церкви на гражданский быт. Церковные уставы

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Научный интерес к истории Древней Руси и миссии православного христианства в IX-XI вв. определяется тем, что именно в этот, сравнительно небольшой исторический отрезок времени происходили процессы формирования и развития интеллектуального, социального и духовно-нравственного потенциала Руси, на многие столетия определившие направления и особенности исторического пути развития Руси - России. Актуальность темы диссертационного исследования во многом определяется настоятельной потребностью в обосновании исторически обусловленных векторов дальнейшего развития России.

Церковь на протяжении столетий являлась хранительницей традиционных духовных ценностей нашего народа. Поэтому ныне, когда голос Православия становится все более значимым, исследование социальной миссии православного христианства в Древней Руси будет способствовать активизации процессов возвращения православных традиций в культуре и социальной жизни общества.

В настоящее время Церковь переживает процесс возрождения: строятся новые, открываются и реставрируются сотни старых храмов, которые становятся вновь доступными людям. Открываются православные учебные заведения: воскресные школы, гимназии, духовные семинарии, академии; в большом объеме выпускается литература по самому широкому кругу аспектов церковной мысли, жизни и деятельности православной Церкви. Большая часть общества стала воспринимать православие не только как духовно-личностный ориентир, но и как ориентир в общественно-политической жизни государства. Всё это актуализирует изучение социально-исторического опыта принятия христианства, требует более глубокого и тщательного изучения исторически значимых событий тысячелетнего периода.

Во-первых, изучение социально-исторического опыта принятия христианства может отчасти помочь в разрешении проблем государственно-церковных отношений. IX -XI века стали временем кардинальных перемен в жизни народов всей Европы и в частности племён, населявших Древнюю Русь. Историко-социальный процесс обращения в христианство, начавшийся после окончательного прикрепления славян к земле и создания племенных княжений, вступил в решающую стадию - крещение правителя и его ближайшего окружения и утверждение христианства официальной религией государства. Именно принятие Русью христианства в византийском варианте в X веке, явилось судьбоносным событием, определившим религиозно-церковные традиции жизни общества, а также неоднозначность и сложность государственно-церковных отношений в последующие периоды развития государства.

Во-вторых, актуальность исследования обусловлена также не ослабевающим историко-теоретическим и практическим интересом, который вызывает у исследователей взаимодействие христианской религии и системы сложившихся древнеславянских верований и культов. Именно в этот период под влиянием этих процессов складывались характерные конфессиональные особенности Древней Руси.

Изучение истории развития православия на Руси фактически в окружении католического, мусульманского, иудейского миров способствует формированию умения извлекать уроки из прошлого и давать научную оценку реальной роли Русской Православной Церкви в ведении межконфессионального диалога.

Цель реферата на основе комплексного анализа источников и трудов предшественников исследовать историю и практическую деятельность православного христианства в Древней Руси и влияние церкви на различные стороны жизни.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

изучить историю православного христианства в IX-XI вв.;

рассмотреть христианизацию Руси в качестве основы духовного объединения древнерусского государства;

изучить практическую деятельность Церкви в социальной жизни в IX-XIвв.;

1.Принятие христианства

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 - 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа - принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба - Сварог, бог Солнца - Дажбог, бог грома и молний - Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в Истории государства Российского, княгиня Ольга в 955 г. пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели.

Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя Святослава, но получила ответ: Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?

Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином (Н.М. Карамзин).

Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников - Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.

Императоры не выполнили своего обязательства - отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение варвара, которого давно привлекала греческая вера. Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре. (Н.М. Карамзин).

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.

Принятие христианства на Руси в православной традиции - процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры <#"justify">Законодательство Древней Руси. Т.1. М.,1994.

Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916.

Гантаев Н. М. Церковь и феодализм на Руси. М., 200.

Голубинский Е. Е. О духовенстве и церковных людях в древней Руси. -М., 2001.

Греков Б. Д. Краткий очерк истории русского христьянства. М.,1958.

Беляев С.А. История Христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука.// Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. В кн. I-1X, кн.1 М2004. С.33-88.

Карташев А.В. Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории.//Христианское чтение. 1903, июнь-июль.

Киселева М.С, Древнерусские книжники и власть,//Вопросы философии, -2008.-№7.-С. 127-147,.

Коробка Н.К. К вопросу об источнике русского христианства.//Известия Отделения русского языка и словесности Академии Наук. - Т. XI. Кн.2. -СПб, 1906.

Кузьмин А.Г. Принятие христианства на Руси.//Вопросы научного атеизма,-М., 2000.-Вып.25.

Моця А.П. Христиане «некрещенной» Руси//Наука и религия. 2008. №1.

Петрухин В. Я. Начальное христианство на Руси и в Скандинавии: история и агиография // Славянский мир между Римом и Константинополем.

Полонская Н.К вопросу о Христианстве на Руси до Владимира.// ЖМНП. 1917.Сентябрь. С.33-81.

Свердлов М. Б. Распространение христианства на Руси IX -XI вв.: Многообразие тенденций // Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество, христианство, Церковь. М. 2005.

История России. Энциклопедия. Т.5. Ч.З. М, 2008

Похожие работы на - Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие государства и права. Церковные уставы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!