Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,7 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов













Курсовая работа

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Содержание

незаконный преступление наркотический

Введение

Глава 1. История становления российского законодательства по противодействию незаконному обороту наркотиков

Глава 2. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности - незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Сохраняющаяся нестабильность в обществе, снижение уровня жизни, рост безработицы, потеря частью граждан нравственных ориентиров создают объективные условия для наркотизации населения и роста тесно связанной с ней наркопреступности. За последние пять лет прошедшего столетия количество зарегистрированных потребителей наркотиков в стране увеличилось почти в 3,6 раза и к концу 2001 года составило около 400 тысяч человек. По состоянию на конец 2003 года количество только зарегистрированных органами здравоохранения наркозависимых граждан уже составляет свыше 450 тысяч человек. По мнению специалистов, реальное количество употребляющих наркотики в России достигло на данный период почти 3 миллионов человек и, при условии сохранения данной тенденции, число лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, может превысить 4 млн. человек.

Ситуация с потреблением наркотических средств в Иркутской области в течение ряда лет продолжает остаться угрожающей; мы прочно сохраняем здесь печальное лидерство в стране, временами уступая его Калининградской и Волгоградским областям.

Актуальность данной темы видится в том, что рассматриваемое преступление посягает на общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения, а также на установленный государством порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ. Учитывая его распространенность и причиняемый вред, мировое сообщество прилагает совместные усилия в борьбе с ним, создавая для этого соответствующую правовую базу.

С каждым годом количество зарегистрированных потребителей наркотиков в стране увеличивается. На общем неблагоприятном фоне растущей наркотизации населения особую тревогу вызывает увеличение числа детей и подростков, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества. Только в 2000 году в России взято под наблюдение с впервые установленным диагнозом "наркомания" более 11 тыс. подростков. За последние пять лет число детей, больных наркоманией, увеличилось более чем в 5 раз. По состоянию на 1 января 2003 года 137 подростков от 15 до 17 лет на каждые 100 тыс, несовершеннолетних этого возраста состоят на профилактическом учете в связи с немедицинским употреблением наркотических веществ.

Наряду с «омолаживанием» наркомании другой, не менее острой проблемой является то, что она всё больше поражает женщин. В 2000 году на учете в наркологических заведениях состояло уже более 25 тыс. женщин, больных наркоманией.

Продолжается перестройка российского наркорынка в сторону вытеснения традиционных наркосредств растительного происхождения (маковой соломы и марихуаны) более сильными по воздействию на организм человека и более опасными для здоровья высококонцентрированными препаратами, особенно синтетического (амфетамины) и полусинтетического (героин, опиаты) происхождения.

Возрастает число лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом (в некоторых регионах страны их доля в общем количестве потребителей достигает 70%), что напрямую связано с увеличением поражения населения ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами и другими сопутствующими заболеваниями. Если до 1996 года уровень распространения СПИДа в России был несопоставимо ниже, чем в большинстве других стран, то к концу 2003 года число ВИЧ-инфицированных значительно увеличилось за счет больных наркоманией, а непосредственно за последний год оно практически удвоилось и продолжает расти.

Играет свою негативную роль и удобное географическое положе¬ние России для транзита наркотических средств, что привело к лавинообразному росту их контрабанды за последние годы. Более половины всех изымаемых на территории страны наркотических средств имеют зарубежное происхождение.

В 2001 году правоохранительными органами страны изъято около 50 тонн наркотиков, что составляет свыше 300 миллионов наркодоз. Совершенно очевидно, что официальные данные о состоянии наркопреступности не отражают реального положения дел, так как по состоянию латентности, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков занимают одно из первых мест среди других видов преступлений. По мнению экспертов, изымается не более 5% наркотических веществ, следовательно, только за 2001 год около 2 миллиардов доз дошло до наркоманов.

Причины и условия, способствующие возникновению и совершению правонарушений, связанных с наркотиками и злоупотреблением ими, имеют корни во многих областях общественной жизни: экономике, политике, культуре, праве, медицине, образовании, духовности каждого человека и др. Поэтому их выявление и устранение предполагают комплексный подход с участием широкого круга государственных учреждений и ведомств, общественных и политических организаций.

Сегодня наркоугрозу вполне можно поставить в один ряд с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения.

Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, изучить историю становления российского законодательства по противодействию незаконному обороту наркотиков, рассмотреть объект, объективную сторону, субъективную сторону, субъект данного преступного деяния, выявить круг вопросов, которые нуждаются в законодательном урегулировании.

Глава 1. История становления российского законодательства по противодействию незаконному обороту наркотиков

Исследования свидетельствуют, что в России наркотизация как социальная угроза сформировалась в середине XIX в. Причиной тому послужили быстрое развитие международных торговых связей, практически бесконтрольная миграция в Россию граждан сопредельных государств, широко культивировавших производство и потребление наркотиков, активное использование в медицине того времени препаратов, изготовленных на основе опия.

В целях противодействия распространению в обществе наркомании были изданы специальные правовые акты, поставившие под запрет несанкционированные посевы мака и конопли, а также немедицинское употребление наркотиков и их вывоз за границу: Указы "О воспрещении жителям Туркестанского края приготовления и продажи наркотических веществ" (1880 г.), "О списках ядовитых и сильнодействующих веществ" (1879 г.), "О кокаине, отравлении им и воспрещении продажи без рецепта" (1893 г.), Закон "О запрещении посевов опийного мака" (1892 г.).

Однако предпринятые меры были запоздалыми и в целом не отвечали реально сложившейся ситуации. Наркомания как явление, к тому времени уже прочно укоренилась в российском обществе.

С 1915 г. в Российской империи стал действовать Указ "О мерах по борьбе с опиумом". Именно этим Указом в российское уголовное право впервые были введены такие понятия, как "хранение, приобретение и перевозка наркотиков", "запрет на предоставление помещений для опиумокурения", нашедшие затем свое развернутое отражение в специальных статьях Уголовного уложения царской России.

Социальные потрясения Первой мировой войны, а затем и революции вызвали существенное увеличение количества наркоманов. Поэтому уже практически в первые месяцы своего существования Правительство Советской России в рамках обеспечения революционного порядка принимает ряд нормативных актов, направленных против наркомании и наркобизнеса. В частности, Постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) от 28 февраля 1918 г. « О борьбе со спекуляцией » предусматривалось, что виновный в спекуляции любыми наркосодержащими веществами подвергался конфискации всего имущества и предавался суду Революционного трибунала. При этом в соответствии с действовавшими тогда политическими установками наркоторговцев нередко расстреливали на месте. Оправдывая такую позицию, в мае того же года Народный комиссариат юстиции (НКЮ) опубликовал постановление, руководствуясь которым революционные трибуналы в выборе мер борьбы с контрреволюцией и саботажем (под эти понятия подпадала и наркоторговля) не связывались никакими ограничениями. Иными словами, практика борьбы с незаконным оборотом наркотиков приобретала все более жесткий характер как во внесудебных (ВЧК), так и в судебных (революционные трибуналы) инстанциях советской власти.

Следующим наиболее важным нормативным документом, на наш взгляд, являлось Предписание СНК от 31 июля 1918 г. N 7206-7212 « О борьбе со спекуляцией кокаином ». Спекуляция наркотиками (в данном случае - кокаином) признавалась СНК « самой отвратительной из всех видов спекуляции ». В развитие данной линии нормотворчества 21 октября 1919 г. был принят Декрет СНК « О борьбе со спекуляцией, хищениями в государственных складах, подлогами и другими злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах ». Особенностью указанного Декрета являлось то, что этот документ касался только « крупных спекулянтов товарами ». Все дела по ним изымались из общей подсудности и передавались в особые революционные трибуналы, существовавшие при ВЧК. В Декрете вновь подчеркивалось: «...Особый Революционный Трибунал в своих суждениях руководствуется исключительно интересами революции и не связан какими-либо формами судопроизводства. Решения Особого Революционного Трибунала окончательны и обжалованию в кассационном порядке не подлежат ». Здесь следует заметить, что в этот период весьма широко стала использоваться практика издания уголовных норм незаконодательными органами. Так, только с ноября 1917 по сентябрь 1918 г. из 72 постановлений и приказов различных наркоматов Советской России каждый четвертый имел уголовно-правовую санкцию <11>. Такое положение дел в революционном законодательстве побудило большевиков к разработке Уголовного кодекса РСФСР, который был введен в действие 1 июля 1922 г.

Особенностью первого УК советской власти стало то, что в нем отсутствовали конкретные составы преступлений, устанавливающие ответственность за незаконные действия с наркотиками. Этот пробел некоторое время восполнялся применением уголовно-правовых норм по аналогии с так называемыми общими статьями. Например, по ст. 215 УК РСФСР 1922 г. преследовалось приготовление ядовитых и сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то права. Подобные действия карались штрафом до 300 руб. золотом или принудительными работами. Несколько позднее вышло Постановление СНК от 6 ноября 1924 г. « О мерах регулирования торговли наркотическими веществами». Постановлением запрещалось свободное (в пределах РСФСР) обращение всех сильнодействующих средств, разрушающих народное здоровье. Наркотики, доставляемые из-за границы и с внутреннего рынка, должны были поступать исключительно в Народный комиссариат здравоохранения и распределяться им при строгом учете и контроле. Нарушение установленных предписаний, как и прежде, наказывалось по правилам аналогии общими нормами УК РСФСР 1922 г. Уголовная ответственность в этих случаях предусматривалась за нарушение положений, регулирующих проведение в жизнь государственных монополий (ст. 136 УК РСФСР 1922 г.), и за нарушение правил торговли (ст. 141 УК РСФСР 1922 г.). Названные деяния карались лишением свободы или принудительными работами на срок не менее шести месяцев или штрафом до 500 руб. золотом.

В целом, как видно из проведенного историко-правового анализа, рассматриваемые нормативные акты не отвечали реалиям сложившейся в стране наркоситуации. Тем более что проводимая в этот период новая экономическая политика способствовала не только подъему народного хозяйства, но и породила активность криминального мира, вызвавшую существенный рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Поэтому 15 декабря 1924 г. было принято Постановление ВЦИК и СНК РСФСР о дополнении УК РСФСР 1922 г. ст. 140-д, которая предусматривала уголовную ответственность за « изготовление и хранение с целью сбыта и самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ », а также за « то же преступление, совершаемое в виде промысла, а равно содержание притонов, в коих производится сбыт или потребление кокаина, опия, морфия и других одурманивающих веществ » <13>. На наш взгляд, несомненным достоинством ст. 140-д явилось то, что эта норма наказывала не потребителя, а производителя и торговца наркотическими средствами (веществами).

В 1925 г. Народный комиссариат юстиции разрабатывает новый УК РСФСР, который после внесения ряда изменений был утвержден постановлением ВЦИК и введен в действие 1 января 1927 г.. Однако и во втором Уголовном кодексе Советской России касательно незаконного оборота наркотиков ошибочно была предусмотрена только одна норма, которая из ст. 140-д УК 1922 г. с незначительными редакционными изменениями преобразовалась в ст. 104. При этом данная статья была помещена во вторую главу Особенной части под названием "Иные преступления против порядка управления".

Недостаточность правовых возможностей в борьбе с прогрессирующей наркотизацией населения приводит к введению в действие 1 декабря 1934 г. дополнительной нормы - ст. 179-а гл. 8 «Нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и порядок» УК, которая устанавливала ответственность за выращивание без соответствующего разрешения опийного мака и индийской конопли. При этом данные незаконные действия наказывались лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами до одного года с обязательной конфискацией посевов.

В 30 - 40-х годах XX в. СССР присоединился к ряду международных соглашений, направленных на борьбу с незаконным обращением наркотиков и их производных препаратов, в частности к Женевской конвенции об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств (1931 г.), Конвенции по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ (1936 г.), Протоколу о внесении изменений в соглашения, конвенции и протоколы о наркотических средствах (1946 г.), Парижскому протоколу о международном контроле за лекарственными веществами, не подпадающими под действие Конвенции от 13 июля 1931 г. (1948 г.).

Принятие Основ уголовного законодательства СССР 1958 г. и третьего УК РСФСР 1960 г. без преувеличения можно считать новым этапом в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Теперь УК РСФСР содержал ряд специальных статей, предполагавших значительное усиление как правового контроля, так и уголовной ответственности за незаконные операции в рассматриваемой сфере.

В частности, ст. 224 "Изготовление или сбыт наркотических и других сильнодействующих и ядовитых веществ" устанавливала наказание за изготовление, сбыт, а равно хранение или приобретение с целью сбыта наркотических веществ без специального на то разрешения. Статья 225 - за "посев опийного мака или индийской конопли без разрешения". Статья 226 - за "содержание притонов и сводничество". Через пять лет Указом Президиума Верховного Совета "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР" ст. 225 была расширена и получила новое название - «Посев опийного мака, индийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли».

В рамках дальнейшего укрепления международного сотрудничества наша страна в 1963 г. присоединилась к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., а несколько позже и к Конвенции о психотропных веществах 1971 г., которые содержали ряд основополагающих принципов и жестких требований к законодательству стран-участниц. Это обстоятельство также стало своеобразным катализатором качественных изменений внутренних уголовно-правовых норм антинаркотической направленности и в дальнейшем учитывалось законодателем при разработке новых положений. В частности, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР « О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР » от 15 июля 1974 г. незаконное изготовление, приобретение, хранение или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ были из ст. 224 исключены и помещены во вновь введенную ст. 226.2, устанавливавшую ответственность за перечисленные деяния, а также перевозку или пересылку названных веществ. Статьей 224 УК РСФСР теперь предусматривалась ответственность только за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку или сбыт именно наркотических веществ. При этом санкции за содеянное были существенно увеличены.

Тем же указом Уголовный кодекс РСФСР был дополнен новыми правовыми нормами: ст. 224.1 (хищение наркотических веществ); ст. 224.2 (склонение к потреблению наркотических веществ); ст. 226.1 (организация или содержание притонов для потребления наркотических веществ или предоставление помещений для тех же целей).

Кроме того, была существенно дополнена ст. 225 Уголовного кодекса, первая часть которой теперь устанавливала ответственность за «посев или выращивание опийного мака, индийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли либо других запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества», а вторая - «за те же действия, совершенные повторно или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных частями первой и второй статьи 224, статьями 224.1, 224.2 и 226.1 настоящего Кодекса».

В целях усиления правовой ответственности за деяния, сопряженные с незаконным оборотом наркотиков, Указом от 15 июля 1974 г. был внесен ряд изменений и в Общую часть УК РСФСР. В частности, на основании ч. 2 ст. 7 хищение наркотических веществ с целью сбыта и хищение их при отягчающих обстоятельствах было отнесено к категории тяжких преступлений. В соответствии с ч. 2 ст. 10 уголовная ответственность за хищение наркотических веществ устанавливалась с 14-летнего возраста. Согласно п. 3 ст. 53 запрещалось применение условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания более мягким к лицу, осужденному за «незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку с целью сбыта или сбыт наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах, либо за хищение наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах». Также данным Указом за потребление наркотических средств без назначения врача была введена и административная ответственность. Эта норма вошла в Кодекс об административных правонарушениях (ст. 44).

Рассмотренные нормы стали своеобразной основой современного уголовного законодательства, направленного на борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

Глава 2. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности - незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Под преступлениями против здоровья населения и общественной нравственности понимаются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, сопряженные с нарушением правил, обеспечивающих здоровье населения и общественную нравственность, и причиняющие существенный вред или создающие опасность его причинения.

Видовым объектом рассматриваемых преступлений выступают здоровье населения и общественная нравственность. Будучи самостоятельной социальной ценностью, здоровье населения охраняется комплексом мер политического, экономического, правового, медицинского и иного характера.

Здоровье населения - это совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере обеспечения безопасных условий жизни многих людей.

Общественная нравственность представляет собой выработанную людьми систему норм и правил поведения, идей, традиций, взглядов о справедливости, долге, чести, достоинстве, которая является господствующей в обществе.

С объективной стороны большинство рассматриваемых преступлений совершается путем действия: незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 УК), вовлечение в занятие проституцией (ст. 240 УК). Некоторые преступления могут совершаться как путем действия, так и бездействия например, нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК).

Составы большинства преступлений сконструированы по типу формальных и считаются оконченными в момент совершения указанного в законе деяния (ст. ст. 223, 233, 240 УК и др.). Некоторые из рассматриваемых преступлений имеют материальный состав и в связи с этим признаются оконченными при наступлении последствий, предусмотренных уголовно-правовой нормой (ст. ст. 235, 245 УК).

С субъективной стороны большинство преступлений против здоровья населения или общественной нравственности характеризуются умышленной формой вины. Нарушение, например, правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.2 УК) совершается умышленно или по неосторожности; нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло их хищение либо причинение иного существенного вреда (ч. 4 ст. 234 УК), - в силу прямого указания закона только по неосторожности.

Субъект рассматриваемой разновидности преступлений - лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъектом хищения либо вымогательства наркотических средств и психотропных веществ (ст. 229 УК) может быть лицо, достигшее возраста 14 лет.

В зависимости от непосредственного объекта все преступления против здоровья населения и общественной нравственности могут быть подразделены на две группы:

) преступления против здоровья населения. К ним относятся преступления, предусмотренные ст. ст. 228, 228.1, 228.2, 229 - 239 УК;

) преступления против общественной нравственности. К ним относятся преступления, предусмотренные ст. ст. 240 - 245 УК.

Вообще, если говорить о нормах и статьях Уголовного кодекса РФ, регламентиpyющих ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности (а равно об их трактовке высшей судебной инстанцией страны), то имеются еще большие резервы для совершенствования. К сожалению, на сегодняшний день в статьях гл. 25 УК РФ можно заметить немало нарушений принципа системного подхода. Системный подход в уголовно-правовой борьбе с преступностью па законодательном уровне включает в себя: разработку принципиальных установок уголовной политики; точное формулирование норм уголовного права, запрещающих конкретное преступное поведение; единообразное использование тождественных или сходных терминов уголовного закона при описании конкретных составов преступлений, посягающих на одинаковые или сходные объекты, установление сопоставимых по уровню репрессии санкций за примерно одинаковые по характеру и степени общественной опасности уголовно-наказуемые деяния. На правоприменительном уровне системный подход прежде всего заключается в принятии Верховным Cyдoм РФ руководящих разъяснений по уголовным делам, которые бы грамотно и недвусмысленно толковали конкретные положения уголовного закона (без уклона в фактическое правотворчество), и тем самым ориентировали следователей, прокуроров и особенно судей на безупречную уголовно-правовую оценку содеянного всеми виновными лицами. Нарушения по своему калибру различны - от неточностей в редакции отдельных квaлифициpyющих признаков и до серьезных провалов при решении важнейших вопросов, касающихся проблемы дифференциации ответственности за противоправные действия с наркотиками и фактически свидетельствующих об отсутствии у российского государства целенаправленной и обоснованной уголовной политики по борьбе с наркотизмом.

Например, долгие годы верой и правдой служила стране ст. 224 УК РСФСР 1960 г., в которой «водораздел» мeждy наиболее опасными и иными деяниями проводился по очень важному критерию - наличию цели сбыта наркотика у виновного (т. е. по его стремлению расширить сферу незаконного оборота наркотиков). С принятием же УК РФ 1996 г. воцарился «новаторский» подход - поставить во главу угла объективные (а не субъективные) признаки совершаемых преступлений. Поэтому в ч. 2 ст. 228 нового Уголовного кодекса сразу же была искусственно повышена наказуемость изготовления наркотика «для себя» - до уровня его сбыта другим лицам. Стала возможной довольно хлесткая жизненная ситуация: например, выкурить сигарету с небольшим количеством гашиша (до 0,1 г), потребитель наркотика заглядывал в Уголовный кодекс и убеждался, что, если он сам изготовит для себя этот кусочек гашиша, то ему грозит нешуточная кара - от 3 до 7 лет лишения свободы. Переведя взгляд на часть первую той же статьи, он с удивлением убеждался: если такую же порцию гашиша он просто купит зa ближайшим углом у распространителя-«6егунка», то вместо тюрьмы ему по закону полагается только административное взыскание. Легко догадаться, какой вариант поведения избирал рядовой российский наркоман. Таким образом, ст. 228 УК РФ в первоначальной редакции вместо борьбы с наркобизнесом на самом-то деле стимулировала «черный рынок» наркотиков.

Реконструкция ст. 228 законом от 8 декабря 2003 г., дробление ее на несколько самостоятельных статей - вопреки ожиданию законодателя - так и не изменили упомянутый порочный принцип. Разновидности объективной стороны деяний, связанных с незаконным оборотом психоактивных веществ, были поделены между двумя статьями - 228 и 228-1, но цель сбыта в качестве обязательного признака субъективной стороны состава преступления стала обязательной лишь для во второй из них. Потому-то наказуемость пересылки и перевозки наркотиков теперь различается в четырк раза (хотя то и другое на равных соседствуют в процессе наркотраффика).

Возникла в судебной практике и другая коллизия: как квалифицировать действия лица, которое приобретает с целью сбыта партию наркотического зелья и тут же задерживается сотрудниками милиции либо РУ ФСКН? Если по ст. 228, то это явится резким и необоснованным смягчением ответственности наркодилера - ведь не будет учтен главный стимул его противоправного поведения, т. е. цель сбыта (а значит, и получение преступной наживы, распространение наркомании «вширь»). А ст. 228-1, как назло, не содержит в диспозиции упоминания о приобретении наркотика.

Также уголовно-правовая политика в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков может получить новое развитие. Она должна идти по пути смягчения наказания для потребителей наркотиков, стимулируя их лечение. В то же время ответственность наркобаронов, ведущих оптовую торговлю наркотиками, должна быть ужесточена. Предлагается установить наказание в виде пожизненного лишения свободы за сбыт одного (и более) килограмма героина, а также ужесточить наказание для лиц, сбывающих наркотики несовершеннолетним. Представляется, эти предложения заслуживают серьезного внимания.

Изучение практики назначения наказания за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление или переработку наркотических средств без цели сбыта (ч. 1 ст. 228 УК РФ) показывает, что более половины наказаний (почти две трети) назначаются с применением ст. 73 УК (условно). Осужденные в основном не воспринимают условное наказание как сдерживающий фактор. Даже в тех случаях, когда виновным назначается более строгое наказание (например, лишение свободы), предупредительная роль его очень низка. Наркоманы неохотно лечатся (некоторые вообще не желают лечиться) и после отбытия наказания продолжают принимать наркотики, и поэтому рецидив преступлений, предусмотренных ст. 228 УК, составляет почти 80% .

По нашему мнению, ответственность за преступление, предусмотренное ст. 228 УК, может быть смягчена, однако одновременно с этим должны быть приняты меры предупредительного характера в виде назначения осужденному принудительного лечения. Подобные меры предупреждения наркозависимости практикуются в других государствах (например, в Англии и Франции).

Также существуют предложения по изменению уголовного законодательства, суть которых сводится к следующему:

. предлагается в случае признания лица, впервые совершившего деяние, предусмотренное ч.1 ст. 228 УК РФ, страдающим заболеванием наркоманией, предоставить суду право освобождать подсудимого от наказания, заменяя последнее медицинскими мерами принудительного характера (в этих целях предложено дополнить ст. 228 УК РФ соответствующим примечанием).

. в случае, если судом будет установлено, что подсудимый заболел наркоманией в результате принуждения к употреблению наркотических средств либо в результате приема наркотиков по предписанию врачей, лицо может быть освобождено от уголовной ответственности (в этих целях предложено дополнить ст. 228 УК РФ соответствующим обстоятельством, являющимся основанием освобождения от уголовной ответственности).

Однако мера по ужесточению наказания лицам, занимающимся оптовым сбытом наркотиков не даст ожидаемого результата, если не будет сопровождаться ликвидацией экономической базы наркобизнеса. Существенным ударом по экономической основе наркопреступности может стать лишь изъятие денежных средств и других материальных ценностей, используемых преступными группами для функционирования своего высокодоходного бизнеса. На смену одним лицам (предположим, осужденным к пожизненному лишению свободы) придут другие, и криминальный процесс будет продолжаться. Способом, позволяющим разрушить экономическую базу наркопреступности, может быть только конфискация имущества. Эта мера, называемая иной мерой уголовно-правового характера, применяется в настоящее время в основном к предметам, признанным вещественными доказательствами. В юридической литературе неоднократно обращалось внимание на недостатки в конструкции норм о конфискации. Их устранение будет способствовать более эффективному применению норм в судебной практике и станет реальным средством усиления борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что оно посягает на общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения, а также на установленный государством порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ. Учитывая его распространенность и причиняемый вред, мировое сообщество прилагает совместные усилия в борьбе с ним, создавая для этого соответствующую правовую базу. Так, следует отметить Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 г. (с поправками, внесенными Протоколом 1972 г. "О поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года"); Венскую конвенцию о психотропных веществах 1971 г.; Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту определены в Федеральном законе от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения. Дополнительным объектом выступает установленный государством порядок законного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

В соответствии со ст. 228 УК предметом преступления являются: а) наркотические средства; б) психотропные вещества; в) их аналоги. Наряду с ними в Законе "О наркотических средствах и психотропных веществах" говорится и о прекурсорах наркотических средств и психотропных веществ.

Термин «наркотик», «наркотическое средство» ( «психотропное средство») содержит в себе три критерия: медицинский, социальный, юридический. Они взаимосвязаны и в правовом аспекте обязывают признать средство наркотическим(психотропным) только при жестком единстве этих критериев, а именно:

А) медицинского - если соответствующее средство, вещество, лекарственный препарат оказывают такое специфическое действие на центральную нервную систему - стимулирующее, успокаивающее, расслабляющее, которое является причиной его немедленного применения;

В) юридического - если, исходя из двух вышеназванных предпосылок, соответствующая на то уполномоченная инстанция(Министерство здравоохранения России) признала это вещество наркотическим(психотропным) средством и включила его в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Отсутствие одного из указанных критериев не дает юридического основания признать лекарственный препарат или химическое вещество(синтетическое, растительное или животного сырья) наркотиком, если даже это вещество или лекарственный препарат могут явиться предметом злоупотребления и соответственно вызывать болезненное состояние.

В следственно-судебной, экспертной и медицинской практике необходимо учитывать, что наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в трактовке закона становятся таковыми, если они включены в « Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации ». В зависимости от применяемых в России мерах контроля над ними эти вещества распределяются по 4 спискам.

Главой №1 указанного Федерального закона Российской Федерации отражены и вводятся в использование следующие основные понятия:

наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;

психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;

прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они производят;

препарат - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Наркотические средства могут быть представлены в следующих формах:

Капсулы - дозы твердых наркотических средств, содержащихся в растворимой оболочке из твердого или мягкого желатина. Обычно они искусственно окрашиваются. Твердые капсулы, как правило, состоят из двух частей, вставляющихся друг в друга.

Настойки - спиртовые или водные извлечения наркотических средств из растительного сырья.

Отвары - полученные посредством термической обработки растворы наркотических средств в воде или иной жидкости.

Растворы - смешанные с какой-либо жидкостью наркотические средства.

Пилюли - небольшие дозированные количества наркотического средства в виде шарика, полученные путем раскатывания фармацевтического материала в цилиндрическую палочку и ее деления на отдельные дозы.

Порошки - измельченные до порошкообразного состояния наркотические средства.

Сиропы - смесь наркотических средств с концентрированным водным раствором сахара, глюкозы или других компонентов.

Таблетки - твердые дозированные наркотические средства, получаемые путем прессования порошкообразных, кристаллических или гранулированных материалов.

Экстракты - концентрированные извлечения наркотических средств из растительного сырья.

Наркотические средства и психотропные вещества можно разделить на две категории: легализованные в жизни общества (медицинские лекарственные препараты, которые используются гражданами при различных заболеваниях по назначению врачей и применение которых разрешено законом) и незаконно производимые и растворяемые.

В первую группу наркотиков входят различные лекарства в виде таблеток, ампул, порошков, микстур, применяемых в медицинских целях и подлежащих специальному контролю в нашей стране. Они включены в списки в списки №2 и №3 Перечня в соответствии с Федеральным законом РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах ».

Однако этими препаратами, а также многими другими медикаментами, отнесенными к сильнодействующим веществам, часто злоупотребляют с целью одурманивающего эффекта. При злоупотреблении ими организм разрушается не меньше, чем от героина. Они могут отрицательно влиять на умственные и физические возможности человека. Некоторые лекарственные наркосодержащие препараты из-за сравнительно низкой цены и доступности популярны среди малолетних «эспериментаторов».

Ко второй группе наркотиков относятся вещества, изготавливаемые нелегально из растительного сырья( коки, конопли) или химических элементов для немедицинского употребления, включенные в Списки №1 и №4 Перечня в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах ». Это такие наркотические средства, как кокаин, который добывается из листьев южноамериканского кустарникового растения кока и широко распространен; опий, героин, которые получают из снотворного мака, выращиваемого как в нашей стране, так и за рубежом; марихуана, гашиш (анаша), получаемые из конопли, которая на значительной территории нашей страны произрастает во многих регионах; эфедрон, фентанил и другие различные синтетические наркотики, изготовляемые в подпольных лабораториях на основе синтеза химических элементов.

Маленькие дозы некоторых наркотиков оказывают стимулирующее действие. Другие - вызывают ощущение покоя и благодушия. Большие дозы наркотиков могут вызвать смерть.

Однако с 22 января 2010 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N 1186 "О внесении изменений в некоторые постановления правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств". Изменения коснулись так называемых курительных смесей, которые в последнее время получили широкое распространение во многих регионах России. В частности, запрещен оборот следующих препаратов: лист шалфея предсказательного (лист растения вида Salvia divinorum).По данным НИИ питания РАМН в состав листьев Шалфея предсказательного входит сальвинорин А - наиболее сильный из известных растительных галлюциногенов и по психосоматической активности приближающийся к полусинтетическому ЛСД. Вне закона оказались семена розы гавайской (семена растения вида Argyrea nervosa). Семена гавайской розы также содержат ряд алколоидов лизергиновой кислоты (ЛСД), оказывающих галлюциногенное и психоделическое действие. Под запретом цветки и листья голубого лотоса (цветки и листья растения вида Nymphea caerulea).В состав листьев и лепестков Голубого лотоса входит нуциферин - алкалоид, действие которого связывают с блокадой рецепторов дофамина, каталептическим и амфетаминоподобным действием.

Таким образом, оборот продукции, содержащей вышеуказанные компоненты, представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья человека. При этом оборот аналогичной продукции запрещен в Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Норвегии, Финляндии, Польше, Австралии, Японии, Новой Зеландии и США.

С наркотиками связано понятие «злоупотребление» этими веществами. Суть злоупотребления (употребление во зло) состоит в том, что принимающий наркотики в действительности не нуждается в них с медицинской точки зрения и они представляют опасность для его организма.

Также особенность наркотиков заключается в том, что организм человека, принимающего это вещество неоднократно, в течение некоторого времени перестаёт реагировать на принимаемую дозу и требует постоянного ее увеличения. Относительно продолжительное употребление наркотиков порождает пагубную привычку(зависимость) к применению этих веществ.

Одно из самых опасных действий наркотика на организм заключается в том, что он способен в самые короткие сроки сформировать жесткую зависимость состояния человека, его физического и психического самочувствия от употребления препарата - человек становится наркозависимым.

Слово «наркомания» происходит от греческого narke - оцепенение и mania - безумие, страсть. В Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах » дано следующее понятие наркомании - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. В обыденном понятии - это употребление становится невольной и постоянной потребностью человека.

Становление, формирование наркомании характеризуется развитием трех основных признаков: психическая зависимость, физическая зависимости и толерантности.

Психическая зависимость - болезненное стремление(влечение) непрерывно или периодически принимать наркотики с тем, чтобы вновь и вновь испытывать определенные ощущения либо снимать явления психического дискомфорта. Такая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков, причем не редко даже после однократного их приема.

Физическая зависимость - проявляется интенсивными физическими и психическими расстройствами, болевыми ощущениями, которые возникают и развиваются по мере прекращения действия наркотика и облегчаются или полностью снимаются только после нового введения конкретного наркотика либо вещества со сходным фармакологическим действием. Такая зависимость возникает после особой перестройки всей жизнедеятельности организма человека в связи с хроническим употреблением наркотика.

Толерантность - чувствительность (переносимость) организма к определенной дозе наркотика. При систематическом приеме отмечается появление адаптации, от есть привыкания к наркотику. При этом наблюдается все менее выраженная реакция организма на очередное введение той же самой дозы, поэтому для достижения прежнего психофизического эффекта больному требуется более высокая доза наркотика. Позднее, через какое-то время, и эта доза становится недостаточной и требуется ее повышение по нарастающей.

Объективная сторона рассматриваемого преступления может выражаться в альтернативно указанных действиях, совершаемых незаконно: а) приобретении; б) хранении; в) перевозке; г) изготовлении; д) переработке наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Определение максимально эффективных путей использования сил, средств и методов в борьбе с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков в значительной степени зависит от знания способов приобретения и изготовления наркотических средств, каналов их сбыта, транспортировки, ухищрений лиц, совершающих рассматриваемые противоправные деяния. Места хранения наркотических средств преступники тщательно маскируют, проявляя особую изобретательность. При этом они учитывают количество наркотиков, а также их особенности.

Незаконным приобретением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов надлежит считать их получение любым способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (в том числе на землях сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), сбор остатков находящихся на неохраняемых полях посевов указанных растений после завершения их уборки.

Как правило, это происходит: в аптеках, больницах, поликлиниках, аптечных складах, на базах, хими-кофармацевтических заводах, а также иных учреждениях и предприятиях здравоохранения и медицинской промышленности; на полях хозяйств, культивирующих масличный мак и коноплю, в местах складирования урожая этих культур, а также на пенькозаводах; у лиц, нелегально выращивающих опийный мак и гашишные сорта конопли, занимающихся изготовлением гашиша из дикорастущей конопли и т. п.

Нередко наркотики приобретаются по рецептам и иным документам, незаконно выдаваемым медицинскими работниками, а также по поддельным рецептам. Рецепты на вымышленные фамилии, как и незаполненные бланки рецептов на получение наркотиков, приобретаются преступниками за взятки. Незаполненные бланки рецептов наркоманы или спекулянты заполняют сами, проставляя вымышленные фамилии больных и подделывая подписи врачей. При этом могут прослеживаться следующие нарушения: выписывание рецептов не на специальных бланках; выписывание рецепта медсестрой либо иными лицами; отсутствие подписи врача либо главврача или заполнение бланка различными почерками; несоответствие содержания печати и штампа лечебного учреждения здравоохранения или личной печати врача и т. д.

Можно считать, что ч. 1 ст. 228 УК РФ относится к длящимся преступлениям. Вообще преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, можно разделить на группы по их отношению к течению времени (т.е. начальному и конечному моменту преступного действия):

А) разномоментные (начало действий отдалено от его окончания во времени);

Б) продолжаемые (начало действий с первого телодвижения, а концом - его последнее телодвижение);

В) длящиеся (начало и конец преступного действия либо практически совпадают, либо должны быть отделены во времени, учитывая, что однажды, полностью осуществившись, действие длится до тех пор, пока не сложатся обстоятельства его прекратившие);

Г) преступные действия с отдаленным результатом (характерно при совершении преступлений организованной группой или преступным сообществом, когда началом преступных действий следует считать момент совершения собственных телодвижений организатора группы или сообщества, направленных на организацию преступления, а конечным моментом признается момент совершения преступного действия исполнителем).

Толкование Пленумом приобретения НС, ПВ или их аналогов несколько изменилось по сравнению с постановлением от 27 мая 1998 г. в худшую сторонy. Сбор дикорастущиx наркосодержащих растений и их частей на земельных участках граждан считается теперь приобретением, если эти растения не высевались и не выращивались хозяeвaми участков, т. е. росли самосевом.

Здесь затушевывается главное различие приобретения и хищения - то, что при хищении происходит сбор растений, находящихся во владении граждан (независимо от того, высевали ли они эти растения в нарушение закона или не прикладывали никакого труда), Сбор же рacтeний, вышедших из владения граждан (например, выросшего на даче самосевом масличного мака после того, как осенью заканчивается дачный сезон, и хозяин участка больше не живет на даче) всегда считался приобретением, т. е. менее опасным преступлением. В этом и состоит неудачная трактовка Пленумом данного термина. Интересно, что чуть дальше, применительно к организациям, он дал совершенно верную трактовку приобретения как «сбора остатков, находящихся на неохраняемых полях посевов указанных растений после завершения их уборки». Значит, критерий охраняемости (т. е. нахождения во владении) все-таки нужно признать главным.

Под незаконным изготовлением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, в результате которых из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Изготовление наркотиков кустарным способом - любые действия, в результате которых без соответствующего на то разрешения были получены готовые к употреблению наркотические средства и психотропные вещества.

Применяются разнообразные технологии: растирание зеленой массы; просеивание или пропаривание пыльцы конопли; поджаривание пыльцы конопли или готовой анаши на подсолнечном масле; соединение различных компонентов медицинских препаратов; отваривание анаши или мака на молоке; заваривание листьев конопли или головок мака как чая; пропитывание млечным соком маковых головок с помощью марли или других материалов; изготовление настойки из маковой соломы и др.

Признаком изготовления маковой соломы в кустарных условиях является наличие у лиц мясорубок, кофемолок, прессов, ножей, дуршлагов, загрязненных растительными частицами.

Признаком изготовления опия кустарным методом является наличие различных растворителей(ацетона, этанола), а также мясорубок, кофемолок, загрязненных растворителями, частицами тампонов, бинтов, пропитанных бурым веществом.

При этом на используемых орудиях и инструментах остаются следы от сырья в виде микрочастиц, сохраняется стойкий запах, а если в качестве сырья служит зеленая масса конопли, на ладонях рук подозреваемого и под ногтями остаются следы в виде массы темно-зеленого цвета.

Досадно, что в п. 12 постановления Пленум дал неточное толкование очень важного термина « производство НС, ПЗ или их аналогов. Он по-прежнему, как и в официальном проекте постановления, сделал акцент па серийности получения этих веществ из растений, химических или иных веществ. По какая такая «серийность» может быть при получении 0,4 грамма героина?

И кто станет для этого строить специальную лабораторию? Важен ведь не технический уровень получения наркозелья, а его количество и предназначенность для распространения в обществе(а не для личного потребления)! Достойно сожаления и то, что Пленум в этом пункте лукаво уклонился от признания обязательной цели сбыта при производстве. И вот теперь изготовление человеком 1,8 грамма гашиша себе для курения можно расценить, в зависимости от судейского усмотрения, и как административный проступок (ст. 6. 8 КоЛП РФ), и как тяжкое преступление, караемое 8 годами лишения свободы по ч, 1 ст, 228-1 Уголовного кодекса. Во втором варианте судья, видимо, должен учесть способ изготовления (прессование таблеток гашиша с помощью самодельного штампа), серийность изготовления (три «серии» по 0,6 грамма гашиша каждая). Но разве эти второстепенные обстоятельства способны столь резко повысить степень общественной опасности содеянного и вызвать колоссальную разницу в правовой оценке поведении лица? В период подготовки нового постановления Пленума, рассматривая эту важнейшую проблему, мы отмечали, что не продуманная реформа ст. 228 УК РФ в декабре 2003 г. поставила перед Пленумом настоящую «западню», из которой тот вынужден будет как-то выбираться. И вот сейчас можно с горечью констатировать, что западня захлопнулась. Пленум так и не смог принять правильное решение - признать наличие цели сбыта главным критерием отличия производства от изготовления.

Под незаконной переработкой без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия по рафинированию (очистке от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо повышению в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества, а также смешиванию с другими фармакологическими активными веществами с целью повышения их активности или усиления действия на организм.

Измельчение, высушивание или растирание наркотикосодержащих растений, растворение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов водой без дополнительной обработки в виде выпаривания, рафинирования, возгонки и т.п., в результате которых не меняется химическая структура вещества, не могут рассматриваться как изготовление или переработка наркотических средств.

Для правильного решения вопроса о наличии или отсутствии в действиях лица такого признака преступления, как изготовление либо переработка наркотического средства, психотропного вещества или их аналогов, суды в необходимых случаях должны располагать заключением эксперта о виде полученного средства или вещества, его названии, способе изготовления или переработки либо иными доказательствами.

Обязательным условием уголовной ответственности за рассматриваемое преступление является крупный размер наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, который утверждается Правительством РФ.

Важным положением является методика исчисления размера наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а от размерa напрямую зависит квалификация преступлений.

Смысл пункта 4 постановления - ужесточение уголовно-правовой борьбы с оборотом так называемых «тяжелых» или широко употребляемых именно в России наркотиков. Нет в нашем законе и классификации наркотических средств по категориям А, В, С, которая; существенно влияет на уровень репрессии. И все же опосредованно сила наркотика и в нашей стране учитывается - через его количество, признаваемое крупным или особо крупным размером. Чем сильнее наркотик, тем меньше его требуется для наличия крупного размера и соответственного ужесточения наказания за eгo незаконный оборот. К примеру, для ЛСД-25 крупный размер составляет сейчас всего 0,0001-0,005 грамма, а для гашиша, как несравненно более «легкого» наркотического зелья, он находится в интервале от 2 до 25 граммов.

Речь в постановлении фактически идет о широко практикуемом в реальной жизни разбавлении относительно качественного наркотика разными примесями для получения большей прибыли от продажи (на жаргоне наркодельцов это называется «бодяжничеством»). Например, дилеры и розничные торговцы добавляют в героин истолченный мел, сахарную пудру, муку и иные примеси. В результате этого знаменитый афганский героин со знаком качества «777» (который и так уже к моменту пересечения рoccийской границы не является стопроцентно чистым) во многом теряет свои психоактиные свойства, и наркоманам приходится покупать его в больших количествах, чтобы получить эйфоризирующий эффект или хотя бы снять абстинентный синдром. Если наркотических средства или психотропные вещества, включенные в cпиcoк 1 Перечня (т. е. полностью запрещенное к обороту в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ: героин, опий, ЛСД-25. эфедрон, марихуана, и т. д.), а также кокаин или гидрохлорид кокаина (внесенные в список 2 Перечня и потому ограниченные в обороте у нас) входят в состав смеси (препарата), содержащей одно наркотическое средство или психотропное вещество, то eгo размер определяется весом всей смеси. Например, если в 1 грамме смеси, по заключению экспертизы, обнаружено 0,3 грамма герoина, то незаконное приобретение ее для личного потребления подпадает под признаки ч. 1 ст. 228 УК РФ, хотя приобретение 0,3 грамма чистого героина является лишь административным проступком.

Напротив, когда наркотические средства или психотропные вещества из 2-го или 3-гo списков (кроме кокаина и гидрохлорида кокаина), допустим омномон, находится в смеси с каким-либо нейтральным веществом, то определение размера наркотические средства или психотропные вещества производится без учета количества нейтрального вещества (наполнителя), содержащегося в смеси. Это существенно смягчает ответственность за незаконный оборот подобных препаратов.вшеством, относительно постановления Пленума Верховного Суда от 27 мая 1998 года, является и следующее разъяснение Пленума: «Когда наркотическое средство(НС) или психотропное вещество(ПВ), включенное в список 1, входит в состав смеси (препарата), содержащей более одного НС или ПВ, его количество определяется весом всей смеси по НС или ПB, для которогo установлен наименьший крупный или особо крупный размер». Дело в том, что в самом Перечне НС и ПВ, как считают некоторые медики и эксперты, содержатся двусмысленные понятия. В частности, названия «героин» и «диацетилморфин» использованы там как синонимы. На самом же деле, в состав героина входят ацетилкодеин, диацетилморфин, 6-мопоацетил морфии и иные вещества. Раньше, до принятия упоминавшегося уже постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. и постановления Пленума Верховного Суда РФ №14 от 15 июня 2006 г., некоторые адвокаты ходатайствовали о назначении экспертизы с выявлением веса одного из составляющих героин веществ. Естественно, что вес его был заметно меньше, чем общая масса обнаруженного героина, что в ряде случаев не позволяло привлечь субьекта к уголовной ответственности.

Под незаконной перевозкой следует понимать умышленные действия лица, которое перемещает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства, а также в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного статьей 21 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".

При этом следует иметь в виду, что незаконная перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов может быть осуществлена с их сокрытием, в том числе в специально оборудованных тайниках в транспортном средстве, багаже, одежде, а также в полостях тела человека или животного и т.п.

Для перевозки наркотиков используются различные виды транспорта. Чтобы замаскировать и избежать задержания с поличным, преступники тщательно изучают места посадки и высадки, меняют маршруты следования. Например, они покупают билеты на поезд не там, где приобрели наркотики, а на других станциях, сходят с поезда до или после пункта назначения.

Используя в качестве перевозчиков наркотиков посторонних граждан, преступники дают им задаток от обещанной платы, а сами едут в другом вагоне или летят самолетом. Встречу самолета или вагона, в котором прибывает перевозчик, и получение пакета или свертка с наркотиками они поручают своим соучастникам.

Опросы оперативных работников показывают, что в последнее время наиболее часто для транспортировки наркотиков преступники используют те категории лиц, которые меньше всего могут вызывать подозрение: несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет, пожилых людей, лиц, с явными признаками инвалидности, беременных женщин, женщин с детьми.

Под незаконным хранением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах). При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналоги.Наиболее типичными местами сокрытия наркотиков являются: жилые и подсобные помещения; предметы мебели; различные бытовые предметы; протезы, парики и т.д.

Возможно, Пленуму следовало бы в п. 7 постановления решиться на объявление незаконного хранения НС, ПВ без цели сбыта длящимся преступлением (когда оно считается оконченным с момента начала хранения, а срок давности привлечения к уголовной ответственности начинает течь только после прекращения хранения по любым основаниям). Па первый взгляд, это положение вроде бы выражено иносказательно в такой формулировке Пленума. «При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило НС, ПВ и их аналоги». Однако этот вывод не согласуется с уголовным законом. Ведь в соответствии со ст. 78 УК РФ срок давности (10 лет после совершения тяжкого преступления, в т. ч. хранения наркотика в особо крупном размере) исчисляется со дня совершения преступления, каковым является день начала процесса хранения. Не исключен вариант, когда большие запасы купленного гашиша для курения их субъектом могут у него храниться даже целое десятилетие без ухудшения качества наркотика, и по истечении данного срока их придется по закону признать как бы «легализовавшимися».

Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных в ст. 228 действий. Ответственность по части 1 статьи 228 УК РФ за незаконное изготовление или незаконную переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта как за оконченное преступление наступает с момента получения в крупном размере готовых к использованию и употреблению этих средств или веществ либо в случае повышения их концентрации в препарате путем рафинирования или смешивания.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и отсутствием цели сбыта незаконно приобретенных, хранимых, перевозимых, изготовляемых, перерабатываемых наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов.

Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.

В части 2 ст. 228 УК говорится о приобретении, хранении, перевозке, изготовлении, переработке, совершенных в отношении особо крупного размера наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, который также утверждается Правительством РФ.

В части 2 ст. 228 УК говорится о том, что крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также статей 228.1 и 229 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.

В части 3 ст. 228 УК - крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются.

В примечании 1 к ст. 228 УК предусматривается специальный вид освобождения от уголовной ответственности. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Относительно проблемы освобождения виновного от уголовной ответственности согласно примечанию к ст. 228 УК РФ, Пленум впервые обратил внимание на cooтношение этого специфического вида освобождения от ответственности, предусмотренного нормой Особенной части УК РФ, и освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием лица, регламентированного в ст. 75 кодекса. При этом правильно отмечено, что, если виновный в совершении впервые преступления средней тяжести, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, проявил деятельное раскаяние (добровольная явка с повинной, активное способствование раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, изобличению совершивших их лиц, обнаружению добытого преступным путем имущества), то он может быть освобожден от уголовной ответственности, даже и не сдав наркотические средства или психотропные вещества ввиду отсутствия у него таковых в данный момент. Здесь подчеркнуто, что при невыполнении условий специального вида освобождения от ответственности применяется общий вид освобождения, регламентируемый ч. 1 ст. 75 Уголовного кодекса. При задержании лица, а также при проведении следственных действий по обнаружению и изъятию наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов выдача их по предложению следователя не считается основанием для освобождения от ответственности. Однако из смысла данного разъяснения вытекает следующее: если обыск в квартире проводится по данным о совершении ее хозяином других преступлений (экономических, против oбщecтвeннoй безопасности и т. д.), то добровольная выдача хранившегося наркотика до его обнаружения влечет применение примечания к ст. 228 УК РФ.

Также эта норма обладает значительной профилактической направленностью, стимулируя деятельное раскаяние лиц, совершивших незаконные действия (явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления). Особо ее наличие важно в случае вовлечения в преступный наркобизнес несовершеннолетних лиц, которые зачастую становятся на преступный путь под воздействием взрослых, не осознавая в полной мере, что своими действиями нарушают закон. Нередко встречаются случаи, когда родители, зная о совершении их несовершеннолетними детьми наркопреступлений, из-за боязни их привлечения к уголовной ответственности не обращаются за помощью в правоохранительные органы. Безусловно, большинство из них поступило бы иначе, если бы было осведомлено о наличии вышеуказанного основания освобождения от уголовной ответственности.

Предлагаются меры профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств без цели сбыта:

. создание единого транснационального банка данных законодательной базы по противодействию незаконному обороту наркотиков;

. объединение наиболее передовых организационно-технических и правовых технологий в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств в рамках единого международного акта;

. выделение в самостоятельную главу преступлений в сфере оборота наркотических средств в разд. IX УК РФ;

. включение в примечание к ст. 228 УК РФ следующих обстоятельств, позволяющих освободить от уголовной ответственности: а) признание лица больным наркоманией в установленном законе порядке; б) добровольное обращение в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств в немедицинских целях.

Проблемы квалификации преступлений объясняются в ocновном недостатками уголовного закона и теоретической сложностью вопросов уголовно-правовой оценки содеянного, которые неоднозначно решаются в трудах российских криминалистов, и это напрямую отражается нa правоприменительной практике судов Иркутской области (хотя общий уровень понимания норм уголовного права сибирскими судьями вполне высок, учитывая крайнюю сложность темы, спорность многих понятий, невнятную позицию Пленума Верховного суда РФ).

Иногда в приговоре чётко не указывается, как именно квалифицировано деяние, подпадающее под статью 228. Например житель Свердловского района Якимов нашёл в Бурятии 86 г (гашиша, привёз без цели сбыта домой в Иркутск (он сам его курил). Суд назначил ему 4 года лишения свободы, но не указал - за перевозку или только за приобретение.

Часто в приговоре как смягчающее обстоятельство, существенно влияющее на меру наказания, упоминается «активное способствование раскрытию преступления», но в некоторых случаях в это почему то верится с трудом. Именно так Свердловский суд вынес приговор Одиноеву, который продал 185 г героина, и объяснил суду, что купил его у неизвестного лица - даже примет точных не назвал, чтобы оперативники могли потом его найти. Поставщик-то остался в тени - какое уж тут активное спосо6ствонание?..

Также в случае передачи наркотического средства в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов, действия виновного следует квалифицировать по ч. 3 ст. 30 УК РФ и соответствующей части ст. 228 УК РФ.

Ким сбыла двум лицам по 0,05 г опия ацетилированного, являющегося наркотическим средством.

Ее действия квалифицированы судом (с учетом последующих изменений) по ч. 2 ст. 228 УК РФ (в ред. от 13 июня 1996 г.) как незаконный сбыт наркотических средств.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ оставила приговор в отношении Ким без изменения.

Президиум Верховного Суда РФ, проверив материалы дела по доводам надзорной жалобы осужденной, изменил судебные решения по следующим основаниям.

Как усматривается из приговора, по данному делу была проведена проверочная закупка, в ходе которой наркотическое средство было изъято из незаконного оборота.

По смыслу закона в тех случаях, когда передача наркотического средства осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. от 2 декабря 2005 г.), содеянное следует квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 228 УК РФ, так как в этих случаях происходит изъятие наркотического средства или психотропного вещества из незаконного оборота.

С учетом изложенного действия Ким переквалифицированы на ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 228 УК РФ.


Заключение

В России наркотизация как социальная угроза сформировалась в середине XIX в. Параллельно развивалось законодательство по противодействию незаконному обороту наркотиков.

В настоящее время, это преступление, предусмотрено ст. 228 - незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - входит в главу 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности».

Под преступлениями против здоровья населения и общественной нравственности понимаются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, сопряженные с нарушением правил, обеспечивающих здоровье населения и общественную нравственность, и причиняющие существенный вред или создающие опасность его причинения.

Видовым объектом рассматриваемых преступлений выступают здоровье населения и общественная нравственность. Будучи самостоятельной социальной ценностью, здоровье населения охраняется комплексом мер политического, экономического, правового, медицинского и иного характера.

Здоровье населения - это совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере обеспечения безопасных условий жизни многих людей.

Общественная нравственность представляет собой выработанную людьми систему норм и правил поведения, идей, традиций, взглядов о справедливости, долге, чести, достоинстве, которая является господствующей в обществе.

Составы большинства преступлений сконструированы по типу формальных и считаются оконченными в момент совершения указанного в законе деяния. Некоторые из рассматриваемых преступлений имеют материальный состав и в связи с этим признаются оконченными при наступлении последствий, предусмотренных уголовно-правовой нормой.

Следовательно, преступление, предусмотренное ст. 228 - незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - посягает на общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения, а также на установленный государством порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения. Дополнительным объектом выступает установленный государством порядок законного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

В соответствии со ст. 228 УК предметом преступления являются: а) наркотические средства; б) психотропные вещества; в) их аналоги. Наряду с ними говорится и о прекурсорах наркотических средств и психотропных веществ.

Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

Аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они производят.

Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Объективная сторона рассматриваемого преступления может выражаться в альтернативно указанных действиях, совершаемых незаконно: а) приобретении; б) хранении; в) перевозке; г) изготовлении; д) переработке наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Незаконным приобретением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов надлежит считать их получение любым способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи и др.

Незаконным изготовлением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, в результате которых из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Под незаконной переработкой без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия по рафинированию (очистке от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо повышению в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества, а также смешиванию с другими фармакологическими активными веществами с целью повышения их активности или усиления действия на организм.

Под незаконной перевозкой следует понимать умышленные действия лица, которое перемещает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства.

Под незаконным хранением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и отсутствием цели сбыта незаконно приобретенных, хранимых, перевозимых, изготовляемых, перерабатываемых наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов.

Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.

Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных в ст. 228 действий.

Рассмотрев данный состав преступления, можно сделать вывод, что законодательство относительно противодействию незаконному обороту наркотиков находится на стадии завершения, поскольку оформлены основные принципы, приемы, подходы к нему, однако существует достаточное количество пробелов, нуждающихся в законодательном урегулировании.


Список использованной литературы

1. Агафонов А. В. Квалификация преступлений при производстве, хранении, перевозке либо сбыте товаров и продукции, выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности: учебно-практическое пособие/ А. В. Агафонов. - Красноярск, 2010.

. Бабаян Э. А. Правовые аспекты оборота наркотических, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров./ Э. А. Бабаян, А. В. Гаевский, Е. В. Бардин. - М., 2012.

.Александров Р.А.Состояние незаконного оборота наркотиков в России// РСЛ.-2006.-№1

. Григорова К. С. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов как подструктура наркотизма. Уголовно-правовой и криминологические аспекты: автореф. дисс… канд. юрид. наук. - Краснодар, 2006.

. Гасанов Э. Г. Борьба с наркотической преступностью: Международный и сравнительноправовой аспекты/ Э. Г. Гасанов. - М., 2009.

. Горелик А. С. Актуальные вопросы ответственности за незаконный оборот наркотических средств// РЮ. - 2007. -№12

. Кузнецов В. И. Постановление Пленума Верховного Суда РФ: дискуссионные вопросы// Сибирский юридический вестник. - 2005. - №4.

. Кузнецов В. И. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №14 от 15.06.2006 г. правоприменительная практика// Сибирский юридический вестник. - 2006. - №4.

. Кузнецов В. И. Применение судами Иркутской области «антинаркотических» статей УК РФ// Сибирский юридический вестник. - 2008. - №2.

. Кузнецов В. И. О проявлениях бессистемности в уголовно-правовой борьбе с незаконным оборотом наркотиков// Сибирский юридический вестник.- 2007. - №1.

. Кухарук В. О некоторых вопросах уголовно-правового обеспечения безопасности здоровья населения// УП. - 2006. - №2.

. Костюк М. Ф. Уголовная политика РФ в сфере противодействия наркотическим средствам и психотропным веществам/ М. Ф. Костюк, С. В. Хомутов// Сб. №2

. Курченко В. Н. Судебная практика использования проверочной закупки наркотиков//РЮ. - 2009. - №11.

. Корин Д. В. Международное право и российское законодательство о наркотиках: вопросы понятийного и терминологического анализа// СП. - 2006. - №11.

Похожие работы на - Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!