Мировая и отечественная кооперация

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,2 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мировая и отечественная кооперация

Введение

Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество), первоначально добровольное товарищество, содействующее своим членам в ведении хозяйства, промысла, мелкого производства, осуществляющее посреднические функции (сбыт продукции, транспортировка и т. п.). Распространены потребительская, промысловая, финансово-кредитная кооперация. В скандинавских странах значительное развитие получила посредническо-сбытовая кооперация в сельском хозяйстве. Прогрессивная налоговая шкала стала визитной карточкой скандинавской системы перераспределения. Налогообложение богатства и наследства минимально или отсутствует. Скандинавские системы образования и здравоохранения сегодня одни из лучших в мире. Сильный государственный сектор, где занято более 30% рабочей силы. Скандинавам удалось создать благоприятные условия для развития инноваций. Все это благодаря хорошему и доступному образованию, государственной политике по продвижению инноваций, государственному страхованию по безработице, плоскому налогу на доходы от капитала. В мировых инновационных рейтингах скандинавские страны занимают лидирующие позиции. В последнее время среди стран с развитой рыночной экономикой все больше и больше высвечивается феномен скандинавской социальной модели развития, которая не позволяет полюсам бедности и богатства расходиться слишком далеко. Критерием таких расхождений служит коэффициент GIM, определяющий разрыв в достатке между верхними, средними и нижними слоями населения.

Актуальность - В настоящее время мировая экономика по-прежнему находится в поиске путей выхода из глобального экономического кризиса и устранения его последствий. Важна оценка перспектив развития, недопущение аналогичных кризисов в экономике. Поэтому изучение кооперативного движения в странах Азии, как части общемирового экономического процесса, имеет общемировое значение и актуальность. Цель работы- исследовать кооперативное движение в Индии во второй половине ХХ в. - начале XXI вв. Кооперативное движение началось в Индии в 1904 г., когда был принят соответствующий государственный акт, но основное развитие оно получило в начале 50-х гг. Всего в стране действует 562 тыс. кооперативов, в которые входят 289,9 млн. человек. Все деревни страны, а их около 95 тыс., охвачены кооперативами. Почти 47% сельскохозяйственных кредитов выдается через кооперативы. Доля кооперативов в производстве сахара составляет примерно 70%, хлопковой пряжи - 18, тканей - 20, молока - более 50%. Задачи: - исследовать потребительскую кооперацию в Индии, ее территориальное распределение, динамику и организационно-правовые особенности; - проанализировать территориальное распределение, динамику и организационно-правовые особенности производственной кооперации в Индии; - изучить особенности кредитной кооперации в Индии; - обозначить место и положение кооперативов Индии в национальном, региональном и международном кооперативном движении. Объект - кооперативное движение в Индии во второй половине ХХ в. - начале XXI вв. Предмет - территориальное распределение, динамика и организационно-правовые особенности кооперации в Индии.

«Попытка реформирования советского общества. «Хрущевская оттепель»». Цель - дать наиболее обширное описание следующих моментов из истории всего происходившего в 1953-1964 годах: предпосылки реформ Хрущева; содержание реформ и их значение для развития страны. Реформирование советского общества второй половины 50-х - первой половины 60-х годов, вошедшее в историю как «оттепель», стало определяющим в развитии политической жизни страны практически вплоть до конца существования Коммунистической партии и Советского Союза. Реформы для аппарата и реформы для народа. Его реформы затронули государственные и партийные структуры, народное хозяйство, внутреннюю и внешнюю политику. Жизнь внутри страны активно впитывала новые формы открытого общения.

  1. «Скандинавская» модель развития кооперации

На социальный мир североевропейцев работает скандинавская система, которая сочетает прогрессивное налогообложение с системой социальной помощи и гарантий. Налоговый пресс в этих странах самый «деньго-выжимающий» в мире. Скандинавцы его терпят потому, что перераспределение средств, поступающих в казну государства от законопослушных жителей, ощущает каждая семья. Например, если среднестатистические фирмы с ежемесячным доходом 10 тыс. марок отдают налоговому ведомству примерно 30% своего заработка, то те, кто получает 20 тыс. марок и больше, отдают налоговому ведомству 45-70% своих доходов.

В Швеции самые низкооплачиваемые рабочие получают 30-35 тыс. крон в год, самые высокооплачиваемые (строители, рабочие, занятые в непрерывном производстве) - до 180 тысяч крон. И налоги отчисляются по такой шкале, что соотношение доходов после их уплаты между любыми категориями населения не превышает 1-2%. В Финляндии государство на полученные за счет высоких налогов с высокооплачиваемых работников средства обеспечивает качественное бесплатное среднее образование и основные медицинские услуги, предоставляемые муниципальными поликлиниками, а также специализированными государственными медицинскими учреждениями, давать родителям небольшую, но значимую для семейного бюджета доплату на каждого ребенка до 18 лет и всем без исключения пожилым людям выплачивать базисную, не имеющую никакой зависимости от выслуги лет.

А пенсию, которая обусловлена уровнем прежнего заработка и взносов, люди получают из различных по условиям накопления пенсионных фондов. Существующая в скандинавских странах социальная модель, держащаяся на налоговых изъятиях с каждого вида доходов, дает возможность помочь самим обездоленным, потерявшим работу. Суммарно прямые денежные выплаты и косвенная помощь безработным для покрытия счетов за квартиру, электроэнергию и пользование телефоном, другие мелкие льготы выражаются цифрой, составляющей от 60 до 80% от утерянного по причине увольнения заработка. Когда безработица в Финляндии подскочила до 25% и каждые трое работающих кормили одного неработающего, система доказала свою жизнеспособность - выдержала удар, не позволила сотням тысяч семей опуститься до нищеты.

Для осуществления выплат сформированы специальные социальные фонды или фонды социального потребления. Необходимость создания данных фондов очевидна: при помощи выплат из этих фондов происходит улучшение жизни совокупного работника, продлевается работоспособность рабочей силы средней и высокой квалификации, совершенствуется профессионально-квалификационная и отраслевая структура рабочей силы, снижается текучесть кадров, улучшается материальное положение работников11. Социальные фонды образуются за счет взносов предпринимателей, а также взносов работников. В структуре социальных фондов компаний и фирм выделяются следующие группы выплат и льгот:

. Нерегулярные выплаты.

. Выплаты по социальному обеспечению.

. Добровольное социальное страхование.

. Оплата неотработанного времени.

. Выплата пособий по частичной безработице.

. Натуральные выплаты.

. Транспортные надбавки.

. Расходы на непрерывную профессиональную подготовку.

Обобщение различные модели позволяет выделить следующие общие элементы:

. Единую для всех работников систему тарифных ставок и окладов.

. Отсутствие стимулов для перевыполнения норм.

. Заинтересованность в общих итогах работы фирмы через соответствующие премии, дивиденды по акциям.

. Большое внимание к обеспечению добросовестного, ответственного отношения к выполнению производственных обязанностей.

. Широкое развитие контрактной системы найма и оплаты труда, при которой работнику гарантируется определенная сумма заработной платы при условии выполнения им обязанностей, указанных в контрактах (договорах).

.1 Скандинавская модель экономики

Скандинавская модель экономики является одним из вариантов социально-рыночного хозяйства, т. е. предполагает довольно значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения. Во многом такая модель связана со скандинавской исключительностью: страны Северной Европы стояли в стороне от многочисленных войн и революций, сотрясавших европейский континент. Здесь зародился капитализм принципиально иного типа, чем в остальной Европе, поскольку экономическое развитие скандинавских стран шло по пути консолидации общества, компромисса между короной, дворянством, буржуазией и крестьянами. Социально-экономические сдвиги не сопровождались насилием, властям всегда удавалось поддерживать баланс в обществе. В Северной Европе были созданы и чрезвычайно выгодные условия для накопления капитала, поскольку с середины XIX в. скандинавские страны не участвовали в войнах, объявив себя нейтральными. В 1930-е гг. к власти в странах Скандинавии приходят социал-демократы, которые начинают проводить экономическую политику, сочетающую рыночную ориентацию национального хозяйства и высокую степень социальной защиты населения. Финансовой основой скандинавской модели является государственный бюджет, предполагающий достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен довольно высокий уровень налогового бремени. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 52-63% ВВП, в Финляндии и Исландии - 33-36% ВВП. Так государственный сектор скандинавской экономики - это отнюдь не тотальное государственное регулирование и контроль, полномасштабная государственная собственность, а перераспределение государством ВВП через налоговую систему для достижения принципа социальной справедливости4. Экономические функции государства в скандинавской экономике - разработка долговременной стратегии развития экономики и законодательное регулирование предпринимательства. Социальная направленность скандинавской модели заключается в:

перераспределительной роли государства в экономике; воздействие на экономику через механизм налогообложения, действие принципа «выравнивания доходов» путем передачи части доходов предпринимателей в пользу трудящихся, работающих по найму, социальная защита населения;

в активности общества в социально-экономических процессах, на практике воплощается принцип социального партнерства трудящихся, профсоюзов, предпринимателей;

экономической политике властей, нацеленной на первоочередное решение социальных проблем, в частности уменьшение количества безработных;

высокой этике труда и предпринимательской культуре, высочайших морально-этических нормах поведения жителей скандинавских стран. В начале XXI в. по данным за 2013 г., уровень безработицы в Швеции довольно умеренный по сравнению с Германией или Францией - только 5,2% экономически активного населения не имеет постоянной работы. Стимулы к трудовой активности начали пропадать не только у наемных работников, но и у фермеров, которые получали огромные дотации от государства за не выращенный урожай.

Высокие налоги на занятость, по сути дела, привели к тому, что шведы стали меньше работать за прежнюю высокую заработную плату. Основными отличительными чертами экономики стран Северной Европы, включая Швецию, являются:

) Высокая степень интеграции в систему мирохозяйственных связей. Страны достаточно быстро адаптируются к изменениям во внешней среде международного бизнеса, обладают передовым производством, высококвалифицированной рабочей силой. Значимы отрасли высоких технологий, наукоемкое производство: электроника и средства телекоммуникаций, производство медицинских приборов и промышленных роботов (ABB), автомобилестроение и аэрокосмическая промышленность, высокотехнологичное судостроение, фармацевтика и биотехнологии. Соединение новейших технологий с традиционными, полномасштабное внедрение высоких технологий в традиционном производстве. При наличии менее 1% населения развитых стран мира на данный регион приходится 3% ВВП и промышленного производства, а также 5% экспорта. Внешние факторы стимулируют государства Северной Европы к переходу на новейшие ресурсосберегающие технологии, передовые управленческие технологии, определяют новые направления специализации в глобальной экономической системе.

) Высокая доля государственного участия в экономике через механизм перераспределения ВВП. Государство, кроме того, стимулирует научно-технический прогресс, почти на 80% финансируя сферу НИОКР.

) Наличие мощных финансово-промышленных групп, а также развитое кооперативное движение. Кооперативный сектор примечателен тем, что почти 90% всех сельскохозяйственных предприятий создано в форме кооперативов.

) Высокая квалификация рабочей силы. Высокие образовательные стандарты средней и высшей школы, программы тренинга и переподготовки персонала обеспечивают соответствие уровня квалификации рабочей силы необходимым требованиям, предъявляемым рынком.

) Социальная направленность экономической политики правительства. Государство в странах Северной Европы обеспечивает полную занятость населения, постоянно заботится об улучшении условий труда, охране окружающей среды, развитии системы социального благосостояния.

) Активное приспособление экономических структур к меняющимся условиям мирохозяйственного развития. Высокое качество и наукоемкость промышленной продукции северных стран обеспечивают хороший сбыт товаров на внешних рынках. Стратегия интернационализации, а также глобальная стратегия позволяют ведущим компаниям стран Северной Европы все активнее завоевывать мировой рынок.

2. Кооперация и кооперативное движение в Индии во второй половине ХХ в. - начале XXI вв.

.1 Потребительская кооперация в Индии. Территориальное распределение, динамика и организационно-правовые особенности

Потребительские кооперативы в стране классифицируются по четырем типам: В Пенджабе, Мадрасе и Бомбее развитые потребительские кооперативы характеризуются эффективностью, мастерством в управлении и рыночной ориентации, взаимозависимостью кооперативов и пайщиков: кооперативы могут продавать только своим членам. В Бомбее всего 7 потребительских кооперативов, но все они экономически прочные. В Пенджабе потребительские общества им Потребительские кооперативы всех рассматриваемых регионов ориентированы на открытый рынок, продавая продукцию, как своим членам, так и посторонним; нацелены на поиск преимуществ в конкурентной борьбе, сохраняя в то же время членскую благонадежность. Потребительский кооперативный сектор Раджастхана - самый большой, и он столкнулся с конкуренцией предпринимателей Для выхода из кризиса для производителей найдены торгово-экономические ниши: кооперативы производителей, винные, студенческие. Тамилнад имеет более 460 потребительских обществ со средним количеством членов 2000 человек, и большинство из этих обществ преуспевает. Все различия базируются не только на изначальном неравенстве индийских территорий по производственному потенциалу, но и обусловлены многолетним неравенством в их развитии. Местная промышленность столкнулась с сужением емкости внутреннего рынка и с жесткой конкуренцией импортных товаров. В результате спрос на местную промышленную продукцию не был подавлен. Главным фактором роста регионального неравенства в развитии сельского хозяйства стала британская политика инвестиций. С 1860 по 1957 г. государственные вложения в систему ирригации составили 3,19 млрд. рупий. Бόльшая их часть (85,8%) направлялась в Пенджаб, Мадрас, Бомбей (включая Синд) и в Объединенные провинции. Таким образом, накануне получения Индией независимости существовала значительная региональная несбалансированность: промышленные центры появились только в портовых анклавах и немногих узловых пунктах внутри страны. Сельское хозяйство находилось практически в состоянии застоя. Только в Большом Пенджабе и Мадрасе наблюдался рост урожайности и посевных площадей. В результате провинция Мадрас демонстрировала прогресс, как в промышленности, так и сельском хозяйстве, Пенджаб - только в сельском хозяйстве. В целом же экономика - при сильной дифференциации между районами - оставалась колониальной и отсталой. Индии 35 тысяч потребительских кооперативов и около 700 центральных оптовых магазинов. Они добились разных результатов, но кооперативные рынки в этих странах поддерживают принцип "улучшение условий жизни" и снижают возросший разрыв между "городом и деревней" посредством организации традиционных праздников, программ здравоохранения и семейного благосостояния. Индийское кооперативное движение может многому научить не только азиатские, но так же европейские и североамериканские кооперативы в плане управления и контроля. После войны потребительское кооперативное движение слилось в единую федерацию. Законодатели долгое время препятствовали развитию кооперативного движения, но побеждая своей репутацией оппозицию предпринимателей, кооператоры добились признания своих прав на ведение кооперативной торговли16. Торговые ниши, которые освоили кооператоры Индии:

обеспечение товарами и услугами именно своих пайщиков;

дешевая продукция;

значительная часть пайщиков не пользуется услугами кооперативов, но продолжает свое членство в них, обеспечивая тем самым возможность поддержания уровня жизни в случае потери работы и т.п.

В настоящее время кооперативы ориентированы на распределение, т.е. продают товары в розницу. Большинство национальных кооперативных движений относится именно к этой категории. Правительство оказывает экономическое влияние на развитие потребительской кооперации в своих странах. Существуют наименее развитые потребительские кооперативы, характеризующиеся отдаленностью друг от друга, отсутствием распределительной системы, недостаточной экономической надежностью и отсутствием демократических форм управления и контроля. В общем виде, вклад потребительских кооперативов в индийскую экономику достаточно ограничен и наблюдается тенденция к снижению их поддержки государствами. В то же время в Индии существуют государственные программы поддержки потребительской кооперации, которые направлены на подготовку управленческого состава, организацию семинаров, обеспечение консультационными услугами и созданию образцовых кооперативных магазинов для качественного улучшения кооперативного сектора.

Иерархия кооперативов и их фактическая подчиненность: городские, районные власти, на верхнем эшелоне союзы кооперативов управляются государством, текущей деятельностью управляет согласованное с государственными органами правление кооператива. Большое число "лжекооперативов" (до 44%), Налоговые льготы: выплата с момента получения прибыли; освобождение от налогов до 5 лет, далее льготные ставки. Величина выплачиваемого на пай дивиденда для руководства не может превышать 17% в год и общий заработок не выше 4 - 6 средних заработных плат. Фактическое кредитование государством не превышает 10%. Для подведения итогов анализа потребительских коопераций Индии рассматриваемого региона приведем пример развития Пенджабской потребительской кооперации, как наиболее успешной.

В течение последних 25 лет потребительские кооперативы Пенджаба разделились на региональные кооперативы, кооперативы при компаниях и на множество школьных, студенческих и пригородных кооперативов. Побуждаемые растущей конкуренцией предпринимателей, потребительские кооперативы развиваются по пути роста своего членства, результатом чего явилось увеличение их товарооборота на 40%. Все же, это не сказалось на рынке: сегодня потребительская кооперация Индии занимает около 3% рынка. Но эта цифра совершенно не отражает истинное положение индийской потребительской кооперации: низкий уровень жизни позволяет индийцам рассматривать потребительскую кооперацию как резерв для поддержания своего уровня жизни в сложных житейских ситуациях.

Привлекательность потребительской индийцы видят в пяти ключевых факторах: чистота и надежность кооперативной продукции; оптово-закупочная система; прямые поставки сельскохозяйственной продукции; вовлечение пайщиков в распространение продукции; социально-культурная значимость кооперативов для населения. Интересен тот факт, что попытки улучшить деятельность кооперативов европейскими методами - укрупнение кооперативов, привлечение сторонних инвестиций и тому подобные меры в Индии не увенчались успехом.

Основа кооперативного движения в стране - небольшие по численности, но экономически устойчивые региональные общества, пользующиеся полной поддержкой населения. Государство осознает влияние потребительской кооперации на обеспечение жизнедеятельности населения и регулирует ее чисто экономическими методами - налоговые льготы, субсидии и т.п. Подводя итоги обзору деятельности потребительской кооперации в штатах Индии, можно отметить разнообразие ее форм деятельности и национальных уровней развития. Но есть общие черты: в Индии кооперативы создаются населением и действуют для населения. Государство оказывает поддержку кооперативному движению в зависимости от его вклада в развитие общества: настоящие кооперации получают поддержку, кооперации предпринимательского типа от этой поддержки устраняются.

2.2 Производственная кооперация в Индии. Территориальное распределение, динамика и организационно-правовые особенности

С вступлением Индии в ВТО, правительство взяло на себя обязательство отменить количественные ограничения импорта и снизить уровень импортных пошлин. Движение в этом направлении началось в рамках экономической реформы. Однако Индия добилась права на несколько лет переходного периода, в течение которого сохранялись количественные ограничения импорта потребительских товаров. Особое внимание уделяется протекционистской защите сельского хозяйства. Важную роль в подъеме производства страны и его стабильном развитии играет система гарантированных 'поддерживающих' закупочных цен. В соответствии с рекомендациями Комиссии по сельскохозяйственным затратам и ценам, правительство объявляет в начале сельскохозяйственного сезона цены, по которым оно обязуется закупать определенные виды сельскохозяйственной продукции, если рыночные цены на нее упадут ниже этого уровня. Это играет важную стимулирующую роль для сельскохозяйственных производителей, ибо гарантирует им определенный минимум цен за их продукцию.

Закупки осуществляются специализированными государственными закупочными организациями: Продовольственная корпорация Индии, Хлопковая корпорация, Джутовая корпорации, Управление по табаку, Национальной федерацией сбытовых сельскохозяйственных кооперативов. За счет закупок формируются государственные запасы сельскохозяйственной продукции, которые играют двоякую роль. С одной стороны, они формируют буферные запасы сельскохозяйственной продукции и способствуют стабилизации цен на нее через операции на свободном рынке, увеличивая продажи в случае нежелательного повышения цен на нее и увеличивая закупки при падении цен.

С другой стороны, эти запасы служат источником распределения предметов первой необходимости по так называемым 'справедливым' - регулируемым (субсидируемым) ценам через систему общественного распределения. Важную роль в развитии индийского сельского хозяйства играет организация не только производства, но и сбыта продукции через систему кооперации. Ожидается, что кооперативный сбыт сельскохозяйственной продукции, если он будет осуществляться эффективно, поможет устранить разрыв между ценами производителя и потребителя и тем самым обеспечит повышение дохода первичному производителю. Потребность в кооперативном сбыте становится значительно сильнее, когда рыночные условия отклоняются от здоровой практики и когда используются различные нежелательные формы спекуляции. В таких случаях мотивация торгового посредника к получению прибыли ведет к манипуляции ценами и к вызываемому ею колебанию цен. Если кооперативный сбыт сельскохозяйственной продукции получит развитие в больших масштабах, он поможет стабилизации цен.

К сбытовой сельскохозяйственной кооперации примыкают кооперативы по переработке продукции сельского хозяйства, членами которых являются ее производители. Во-первых, сбыт многих видов сельскохозяйственной продукции возможен или облегчается лишь после того, как они пройдут определенную стадию переработки. Во-вторых, участие сельскохозяйственных производителей в переработке своей продукции значительно повышает их долю в доходах от сбыта продукции конечным потребителям. В-третьих, развитие этого вида кооперации способствует развитию сбытовой и кредитной кооперации. В-четвертых, оно содействует увеличению капиталовложений в агропромышленный комплекс в целом. В-пятых, оно имеет очень большое значение для развития промышленности в сельской местности, где сосредоточено большинство населения Индии, и тем самым играет важную роль в расширении занятости и общем социально-экономическом подъеме села.

В независимой Индии решающим фактором ее развития, как и других видов кооперации, стало участие государства в организации кооперативных предприятий, их паевом (акционерном капитале), их кредитовании через государственные финансовые организации, предоставление им приоритета при лицензировании новых фабрик и т.д. Наибольшее распространение кооперативы по переработке сельскохозяйственной продукции получили среди производителей сахарного тростника и молока.

.3 Кредитная кооперация в Индии. Территориальное распределение, динамика и организационно-правовые особенности

В последние годы Индия добилась больших успехов в увеличении производства сельскохозяйственной продукции. Достигнув самообеспечения, страна начала экспортировать сельскохозяйскую продукцию. Важная роль в экспорте принадлежит кооперативам. Кооперативы в Индии осуществляют кредитование сельского хозяйства. Параллельно в Индии работает кооперативно-кредитная сеть, выдающая только долгосрочные кредиты на развитие сельского хозяйства. Получая от Национального банка для сельского хозяйства и сельскохозяйственного развития кредиты, кооперативы не только оказывают финансовую помощь фермерам, но и осуществляют меры по улучшению торговли и деятельности своих членов.

Кооперативы ослабляют зависимость крестьян от частных ростовщиков. Так, женщинам в сельской местности кооперативы выдают стартовый кредит в сумме 500 рупий. Упрощенная система получения этого кредита позволяет быстрее адаптироваться женщинам к приобретению материалов и бытовой техники для надомного труда. В сельской местности кооперативы участвуют в распределении ряда продуктов питания, выделяемых государством для малоимущих слоев населения. Кооперативы все больше вовлекаются в решение социальных программ.

В Индии ежегодно с 14 по 20 сентября проводится Кооперативная неделя. Где разъясняют значение и роль кооперативов, в последующие дни проводятся день кооперативного домопользования, день природы и технологий, день реабилитации женщин и нездоровых людей. Заканчивается праздник днем кооперативного менеджмента. В Индии кооперативы создавались правительством для реализации намеченных целей, например, для распределения кредитов по более низким, чем у ростовщиков, процентам, и, наконец, рассматривались не столько как противокапиталистические, но и как противокастовые или противоростовщические. В управлении всех кооперативов большое значение имеют представители правительственных организаций.

В настоящее время правительственная политика в области развития кооперативов пересматривается в направлении предоставления им автономности при большей ответственности, что чрезвычайно важно в решении задач национального развития Индии. Значительная часть кооперативных кредитов выдается на льготных условиях при финансовой поддержке государства.

Первичные кооперативы напрямую связаны с фермерами и действуют как сберегательные и заемные институты. цель кооперативной кредитной деятельности - взаимное финансирование членов кооператива, кооперативные кредиты имеют, как правило, краткосрочный характер. Центральный союз сельскохозяйственных кооперативов проводит общенациональные конференции и подает петиции в парламент и правительство, демонстрируя единство сельскохозяйственных кооперативов и выражая их интересы.

2.4 Кооперативы Индии в национальном, региональном и международном кооперативном движении

Кооперативное движение Индии проявляет большую активность в международных кооперативных организациях. В последние годы при активном участии представителям кооперативных организаций всех видов, которые в своей практике соблюдают его принципы; распространять во всем мире кооперативные принципы и методы; содействовать развитию кооперации; отстаивать интересы кооперативного движения во всех его формах; поддерживать хорошие отношения между входящими в его состав организациями; содействовать развитию дружественных и экономических отношений между кооперативными организациями всех видов, как в национальном, так и в международном масштабе; содействовать упрочению мира и безопасности.

3. «Хрущевская оттепель», изменение методов работы кооперации. Предпосылки реформ Хрущева. Содержание реформ и их значение для развития страны

Отечественная война катастрофически отразилась на экономике СССР, промышленность, железные дороги, шахты. Было разорено сельское хозяйство. После смерти Сталина новые руководители страны Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев процессы реформы начали с изменения подходов к развитию легкой промышленности, сельского хозяйства. Народное хозяйство испытывало нужду в рабочих руках, так как в трудоспособный возраст вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны. Сложившаяся в 30-е годы образовательная система нуждалась в обновлении.

Таким образом, реформа образования должна была снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением к высшему образованию и потребностями экстенсивной экономики в новых рабочих руках. Реформы Н.С. Хрущева были ответом на реальные проблемы нашей жизни. Начавшиеся реформы затронули сферу сельского хозяйства и стимулировали децентрализацию управления экономикой3. Лозунгом реформ стал «поворот экономики лицом к человеку». Жители села впервые за годы советской власти получили паспорта и право, оставаясь крепостными государства избавиться от зависимости от конкретного колхоза. Рабочий получил реальное право увольняться, так как отменили выселение с ведомственной площади.

Реформы в сельском хозяйстве.

В 1953 году были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию и стал восстанавливаться принцип материальной заинтересованности тружеников деревни. С колхозов списывались долги, снижались налоги с приусадебных участков, уменьшался процент обязательных государственных поставок. устанавливался новый порядок планирования, поощрявший инициативу колхозников, позволявший им планировать свое общественное хозяйство. Было решено осваивать целинные земли в Заволжье, Сибири и Казахстане. Так началась целина.

В рекордном урожае зерновых 1956 года, достигшем 125 млн.т, доля целинного хлеба составляла около 40%.. Проблему доставки зерна из производящих районов в потребляющие сильно осложняло бездорожье, высокие затраты на переброску техники, горючего, стройматериалов, отсутствие складских емкостей, плохая организация двинувшихся на освоение целины сотен тысяч людей. Осваиваемые районы являлись зонами рискованного земледелия, где нередкими были засухи и пыльные смерчи. Одновременно с расширением целинных посевов началась компания по увеличению посевов кукурузы. С 1958 года новые трактора, сельхозмашины и орудия свободно продавались колхозам за наличный расчет или с предоставлением на эти цели кредита.

Колхозы, которые при покупке техники в МТС не могли полностью рассчитаться за ее приобретение, получали рассрочку платежей до 2-3 лет, а в ряде случаев до 5 лет. На практике ликвидация МТС оказалась невыгодна для большинства колхозов, которые были вынуждены истратить все свои финансовые ресурсы. В конце 50-х гг. обозначилось замедление темпов роста производимой продукции. В 1962 году правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количество мяса, но вызвали волнения в городах. Возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна.

Кризис сельского хозяйства углубился, обострилась продовольственная проблема в стране. Сказались непродуманность ряда решений и директив, медлительность по преодолению недостатков и издержек, выявившихся в ходе реформирования, а указания, облеченные в форму директив или юридических актов, в начале 60-х годов обернулись настоящим бедствием для семей сельских жителей и многих горожан.

Реформа системы образования.

В области образования во второй половине 50-х гг. Советский Союз добился значительных успехов. В декабре 1958 года был принят закон об укреплении связи школы с жизнью, касавшийся дальнейшего развития системы народного образования. Вместо семилетнего обучения в стране вводилось обязательное восьмилетнее образование. К 1963 году это начинание было реализовано повсеместно. Одновременно школа получала "политехнический" профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащиеся имели представление об одной или нескольких профессиях. Школы оказались не оснащены современным оборудованием для обучения молодежи рабочим профессиям, а предприятия, в свою очередь, не могли выполнять неожиданно свалившуюся на них "педагогическую нагрузку".

Предложенная система обучения лишь ухудшила образовательную подготовку школьников, не дав им профессиональных навыков. В связи с этим в августе 1964 года срок производственного обучения после 8-го класса был сокращен с трех до двух лет. Тем самым школа становилась не 11-летней, а 10-летней. Число лиц, получивших среднее, общее и специальное образование, росло в СССР с каждым годом. Этому способствовала сеть дневных и вечерних профессионально-технических училищ в городах и сельской местности, где в течение 1-3 лет молодежь наряду со специальностью приобретала базовое школьное образование.

Реформа в области промышленности.

В середине 50-х-начале 60-х годов советская оборонная промышленность, наука и техника достигли впечатляющих результатов. Активно велись исследования в области атомной физики, была создана и испытана первая в мире водородная бомба; создание сверхскоростных боевых и пассажирских самолетов, достижения в освоении космического пространства. Быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика.

Научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности - 40 процентов, в сельском хозяйстве - 75 процентов). Создавались Советы народного хозяйства, которые должны были объединить все отрасли промышленности на конкретной территории. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрывались сотни дублировавших друг друга мелких производственных предприятий разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс технической реконструкции многих предприятий: за 1956-1960гг было введено в строй в три раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов. Но стало труднее проводить единую научно-техническую политику. Предприятия были бесправными, так и остались.

Экономические реформы.

Наибольший успех гражданский сектор экономики имел на направлении жилищного строительства, которое развернулось со второй половины 50-х годов. Появились многочисленные панельные и блочные пятиэтажные дома, которые впоследствии получили название «хрущобы». В 1961 году масштаб нашей денежной единицы был повышен в 10 раз, в связи с чем выпущены в обращение новые. Вследствие значительного сокращения различного товарооборота на руках у населения оказалось денег, больше чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства, а потому покупательная способность денег упала.

Государство сократило подписку на займы, а потом и вовсе отказалось от них, подняло зарплату низкооплачиваемых работников, повысило размер необлагаемого налогом минимума зарплаты, значительно увеличило пенсии по инвалидности и старости. Рабочий день вновь сократился до 6-7 часов, подросткам устанавливался 6-часовой рабочий день. В предпраздничные и праздничные дни продолжительность рабочей смены сокращалась. Рабочая неделя уменьшалась на 2 часа. Было отменено уголовное преследование за аборты. Президиум Верховного Совета СССР отменил взимание налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, имевших детей. С конца 50-х годов началась продажа товаров длительного пользования в кредит. В июле-ноябре 1964г. был принят комплекс мер по пенсионному обеспечению колхозников. Одновременно предусматривалось завершить повсеместное введение минимальной заработной платы до уровня, близкого к прожиточному минимуму.

Реформы культуры

На волне общественного подъема рождались новые литература, искусство, театр. Что благотворно сказалось на литературе, живописи, кино-всех вида искусства. Но партийное руководство стремилось по-прежнему жестко, властно и неумолимо контролировать творческую деятельность интеллигенции.

Реформирование законодательства.

Реформы государственного аппарата.

Отказ Хрущева от массовых репрессий отвечал не только интересам масс, но и аппаратчиков, устраняя наиболее страшную для номенклатуры опасность. На местах образовывались по 2 обкома партии, по 2 самостоятельных Совета депутатов трудящихся и их исполкома, а другие - в сельском хозяйстве. В основу формирования и утверждения структуры обкомов, создания партийных комитетов был положен объем производства валовой продукции, количество гектаров сельскохозяйственных угодий.. Таким образом, в 1962-1964 годах политика, связанная с осуществлением грандиозной перестройки партийных, советских органов по производственному принципу, привела к дестабилизации управленческих структур, показала несостоятельность попыток реформировать советское общество мерами организационного порядка. Реорганизацию 1962-1964 годов и ее последствия можно рассматривать как одну из непосредственных причин смещения Н.С. Хрущева с поста руководителя партии и правительства.

3.1Внешняя политика

Прогрессивные изменения в первой половине правления Хрущева происходили и во внешней политике. Советское правительство постоянно предлагало расширять торговые отношения. Это приветствовали страны Западной Европы, которые начали нести убытки от длительного эмбарго объявленного США. Устанавливались контакты, и начался обмен делегациями с парламентами других стран. Был создан Варшавский Договор - Союз, провозгласивший своей целью проведение оборонной политики.

Затронула оттепель и отношения нашей страны со странами Запада. Был заключен договор о коллективной безопасности в Европе с участием США. Пиком противоречий между Востоком и Западом явился "Карибский кризис" в 1962 году, вызванный размещением Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Идея размещения ракет на Кубе принадлежала самому Н.С. Хрущеву. У СССР была и другая, более важная цель: попытаться уменьшить преимущество США в ракетно-ядерном вооружении14. В ядерной гонке Советский Союз, достиг значительных успехов. После "холодной войны" начался медленный процесс улучшения отношений между Востоком Западом.

экономика кредитный кооперация хрущев

Заключение

. Социально ориентированная экономика строится мирным ненасильственным путем в процессе длительных, постепенных реформ на базе компромисса между различными политическими силами и группами, а также их интересами. Скандинавский социализм - это рыночная экономика смешанного типа с господством частной собственности, парламентаризм в политике (плюрализм и демократия), зрелость социальной инфраструктуры. Основой скандинавской экономики остаются частная собственность и индивидуальное предпринимательство. Доля частного сектора в экономике составляет около 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15%. Основная задача государства в скандинавской модели экономики является перераспределение созданного сильным и эффективным частным сектором совокупного общественного продукта. Скандинавская модель заключается в сохранении различных и равноправных форм собственности (частной, государственной, коммунальной, кооперативной) с абсолютным преобладанием частной собственности. Государство распоряжается средствами производства, перераспределяя через налоговую систему доходы, полученные в частном секторе экономики. Государство осуществляет весьма строгий законодательный контроль за деятельностью частного бизнеса, следит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества.

2. Кооперативное предпринимательство - это форма реализации коренных экономических интересов и психического склада определенных больших групп людей в любом обществе любой страны в любое время. Международный кооперативный альянс вырос из небольшой ассоциации, объединявшей несколько сот тысяч кооперативов, в одну из крупнейших международных неправительственных организаций, представляющую интересы нескольких сотен миллионов человек. Кооперативные формы хозяйствования и управления - не временное явление, вызванное необходимостью решения неких промежуточных и второстепенных задач социально- экономического развития, не следствие политики социального маневрирования. Присутствие кооперации в системе международных отношений весьма ощутимо и значительно. Объединение национальных движений в международные организации объективно усиливает позиции и влияние кооперации в современном мире, ее воздействие на многие сферы социально-экономической жизни общества.

3. С 1953 по 1964 годы по праву называют десятилетием «оттепели». Это справедливо не только для внешнеполитической деятельности Советского Союза, но и для внутренней жизни страны. Было стремление убедить сограждан жить по принципам Морального Кодекса строителя коммунизма. Интенсивно развивалась культура. Появились новые блистательные писатели, скульпторы, поэты, музыканты. За годы правления Хрущёва космос стал «советским», был достигнут ядерный паритет между СССР и США. Итогом реформ стал переход государственного социализма от формы с господством личности к форме с господством номенклатуры. Хрущев своими реформами по существу заложил основы послесталинской номенклатурной формы государственного социализма и позволил этому строю продержаться еще не одно десятилетие. Хрущёву приходилось вести в условиях сложнейшей как внешнеполитической, так и внутренней обстановки в стране. Причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах. Причина поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу: командно - административную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.

Список литературы

  1. А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. Указ. соч.- С. 547-551.
  2. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е.. Экономика и социология труда. 1999
  3. Балакин Ю.В., Петров А.И., Сорокин Ю.А. Очерки по отечественной истории. - С. 337-340.
  4. Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономики: Проблемы членских отношений. - Новосибирск: ВО Наука, 2008.
  5. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. - С. 417-419.
  6. Волгин Н. А., Гриценко Н. Н., Шарков Ф. И. Социальное государство: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. С. 135-142.
  7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. 1998
  8. Рыночные модели оплаты труда / Под общей редакцией Гончарова В.Н. Авторы: Радомский С.И., Гончаров Е.В., Кирнос А.И., Кирнос И.А., Задорожний В. П., Долгалева Е.В. - Харьков: Основа, 2000. - 247 с.
  9. Источник: Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие. - 2009 г. - 216 с.
  10. История России. XX век / А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитренко и др. - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2000.
  11. Крашенинников А.И. Международный кооперативный альянс. - М.: Экономика, 2009. - 224 с.
  12. Маляров О.В. Кооперация в Индии. М.200.
  13. Масленников В.П. Кооперация в странах Азии и Африки. М.: Экономика. 2008.
  14. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - С. 499-500.
  15. Семенникова Л.И. Указ. соч. - С. 503-505.
  16. Соболев А. Городская кооперация в Индии // Потребительская кооперация. - 2008.
  17. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. - Томск. кн. изд-во, 2008. -70 с.

Похожие работы на - Мировая и отечественная кооперация

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!