Укрепление правового положения потребительской кооперации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    68,69 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Укрепление правового положения потребительской кооперации
















Укрепление правового положения потребительской кооперации

Содержание

Введение

.         Основы правового регулирования потребительской кооперации Российской Федерации

.         Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»: значение и содержание Закона

.         Кооперация и государство

.         Концепция правового обеспечения деятельности потребительской кооперации

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Потребительская кооперация в России за 179 лет своего существования делом доказала свою значимость, полезность и эффективность. Она развивалась одновременно с развитием общества, всегда чувствительно реагировала на запросы пайщиков, расширяя и совершенствуя свои многогранные функции. Так, к 1917 году членами Центросоюза (МСПО) состояло 285 союзов и 3167 потребительских обществ (приложение 1). И по масштабам кооперативного движения Россия опережала даже Англию, которая считается родоначальницей кооперации. В советское время потребкооперация, несмотря на бесконечные попытки огосударствления, оставалась своего рода островком рыночных отношений, который в самые трудные времена оказывался, по сути, настоящим островом спасения для селян. Так было и в голодные 30-е годы. Так было и в Великую Отечественную войну, и в период послевоенного восстановления. Нынешние рыночные реформы стали трудным испытанием для потребкооперации. Отказ от административно-плановой экономики не привел к кооперативному расцвету. Груз прошлого и ошибки, допущенные в ходе реформ, во многом стали причиной принижения роли и места кооперации. Произошло обвальное сворачивание кооперативной торговли в сельской местности, утрачены многие позиции и в городах. Однако в последние годы началось возрождение кооперативного движения. При этом кооперативы не только являются хозяйственными организациями, которые решают производственные задачи, но и нацелены на решение проблем, связанных с уровнем и качеством жизни населения.

Регулирование кооперативных отношений в России происходило несколькими способами, а именно: во-первых, изданием единого кооперативного законодательного акта, регулирующего все виды кооперативов и отношений в них (это характерно для законодательства ряда мировых держав). Во-вторых: изданием ряда нормативно-правовых актов, структурированных в соответствии с организационно-хозяйственной деятельностью различных видов кооперативов.

Сегодняшняя законодательная система развивается по второму пути, хотя, необходимо отметить (об этом писали современные ученые), что ей необходимы серьезные изменения.

Цель курсовой работы - раскрыть основы правового положения потребительской кооперации.

Исходя, из цели можно поставить следующие задачи:

·        рассмотреть основы правового регулирования потребительской кооперации Российской Федерации;

·        охарактеризовать значение и содержание Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;

·        раскрыть взаимоотношения кооперации и государства;

·        рассмотреть направления концепции правового обеспечения деятельности потребительской кооперации.

Для написания работы использовалась специальная литература по кооперации, теории организации: учебники, учебные пособия, справочная информация; нормативно-правовые акты, а также материал печатных изданий.

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.

1. основы правового регулирования потребительской кооперации российской Федерации

Правовые основы потребительских обществ и их союзов - это правовые положения, которые обеспечивают деятельность потребительских обществ и потребительских союзов как равноправных юридических лиц рыночной экономики в единой системе - системе потребительской кооперации.

Правовые основы потребительской кооперации формировались одновременно с разработкой правовых основ деятельности разных коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе кооперативных.

Основой правового регулирования кооперативов в Российской Федерации являются:

·        Конституция Российской Федерации.

·        Гражданский кодекс Российской Федерации.

·        Другие законы и иные, принятые в соответствии с ними, нормативные правовые акты общеобязательного характера: торговое, налоговое, трудовое право, законодательство о конкуренции и банкротстве и другие.

·        Федеральные законы о кооперативных организациях:

·        О сельскохозяйственной кооперации (1995г.).

·        О производственных кооперативах (1996г.).

·        О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации (1997г.),

·        О кредитной кооперации (2009г.).

·        О жилищных накопительных кооперативах (2004г.). Законы иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о кооперативах и их объединениях.

·        Указы Президента, Постановления Правительства о кооперативных организациях.

·        Примерные (типовые) уставы кооперативов и их объединений (союзов, ассоциаций).

Правовой основой развития всего российского законодательства, в том числе кооперативного, является Конституция Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в стране, должны: полностью соответствовать положениям Конституции Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации разрешены разные формы собственности: государственная, муниципальная, частная и другие, следовательно, на их основе разрешены разные организационно-правовые формы организаций, в том числе кооперативные.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) принят Государственной Думой 24 октября 1994г. и введен в действие с 1 января 1995г. Гражданский кодекс - это систематизированный свод правовых норм, определяющий правовое положение граждан и юридических лиц как участников экономического оборота.

В Гражданском кодексе Российской Федерации предусмотрены наиболее существенные особенности создания и деятельности производственных и потребительских кооперативов.

После принятия и введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 (1995г.), приняты и введены в действие федеральные кооперативные законы. Федеральные законы о кооперативных организациях:

·        О сельскохозяйственной кооперации (1995г.).

·        О производственных кооперативах (1996г.).

·        О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» (1992г.); основным содержанием изменённого закона является Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (1997г.).

·        О кредитных потребительских кооперативах граждан (2001г.).

·        О жилищных накопительных кооперативах (2004г.)

Значение законов о кооперативных организациях состоит в том, что они определяют правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности кооперативов и их объединений (ассоциаций, союзов).

Кооперативные законы раскрывают социально-экономическую сущность кооперативов, особенности их создания и деятельности, что позволяет отличить производственные и потребительские кооперативы от юридических лиц других организационно-правовых форм (от хозяйственных обществ, товариществ, государственных предприятий).

Законы о кооперативных организациях в Российской Федерации закрепляют ценности и принципы, предусмотренные в Декларации о кооперативной идентичности. Причем, основные кооперативные принципы, принятые Международным кооперативным альянсом (МКА) в 1995 году, получили дальнейшее развитие в кооперативных законах России.

Кооперативы связаны со всей системой общественных отношений в стране, поэтому правовое положение кооперативов должно оцениваться с учетом общеобязательных норм национального, гражданского, торгового, трудового, уголовного права, законодательства о конкуренции и банкротстве и других нормативных актов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В статье 76 Конституции Российской Федерации указано, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Если принимается новый федеральный закон, то законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с федеральным законом. Если законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в том числе о кооперации, не приведены в соответствие с федеральным законом, то они не могут применяться для правового регулирования.

Важное значение для правового регулирования имеют уставы кооперативов и их объединений (союзов, ассоциаций).

Устав потребительского общества - это организационно-правовой документ, который в соответствии с законами определяет правовые, организационные, социальные и экономические основы создания и деятельности потребительского общества.

В потребительской кооперации применяются две формы устава потребительского общества:

1) примерный устав потребительского общества (приложение 2);

2) конкретный устав каждого потребительского общества.

Причем примерные уставы различаются: для потребительских обществ с кооперативными участками и для потребительских обществ без кооперативных участков.

В соответствии с примерными уставами разрабатываются конкретные уставы каждого потребительского общества.

На основе конкретного устава каждое потребительское общество регистрируется органами государственной власти и приобретает статус юридического лица. Устав - это признак юридической самостоятельности любой организации, в том числе потребительского общества.

В содержание устава потребительского общества должны включаться следующие положения: наименование потребительского общества; место его нахождения; цели, задачи и принципы деятельности общества; порядок вступления пайщиков в потребительское общество и выхода из него; права и обязанности пайщиков; положения, определяющие управленческие, имущественные и трудовые отношения; другие необходимые положения.

Каждое потребительское общество с учетом конкретных условий, в которых оно осуществляет свою деятельность, разрабатывает свой устав.

В уставе потребительского общества более широко, по сравнению с законом, определены права и обязанности пайщиков, органов управления и контроля, порядок распределения доходов и другие отношения.

Каждый союз потребительских обществ как юридическое лицо имеет свой конкретный устав.

Кооперативные уставы обеспечивают потребительским обществам и их союзам, а значит, и всей системе потребительской кооперации, более широкое правовое поле.

В условиях многоукладной экономики коренное изменение законодательства, регулирующего сферу экономики, способствовало улучшению правового положения кооперативов. За последние десять лет в результате принятия ряда федеральных законов о кооперации в стране была сформирована определенная правовая база для ее развития. Но на сегодняшний день в развитии кооперативных форм хозяйствования, есть ряд нерешенных проблем.

Первая связана с правовым регулированием отношений кооперативной собственности. В российском законодательстве (даже в Конституции) нет нормы, закрепляющей кооперативную форму собственности, отсутствует само понятие «кооперативная форма собственности». На практике это приводит к очень большим негативным последствиям.

Во-вторых, гражданское законодательство отдельных кооперативов относит к разному типу организаций: производственные - к коммерческим, потребительские - к некоммерческим. Однако правоприменительная практика норм налогового, земельного, алкогольного законодательств пошла таким путем, что к потребительским кооперативам применяются нормы, установленные как к коммерческим организациям. То есть не учитывается, что потребительский кооператив по сути своей является некоммерческой организацией и создается для удовлетворения потребностей его членов.

В-третьих, принятые законы о кооперативах не содержат единой или хотя бы взаимосвязанной концепции развития кооперации. Между тем в Международном кооперативном альянсе представлены все виды кооперативов, и на основе многолетнего опыта для них выработаны общие критерии развития, единое понятие кооперативных принципов и ценностей. В отличие от этого, в Российской Федерации ни в одном из действующих законов о кооперативах не закреплены принципы кооперации.

Качественно разработанные уставы потребительских обществ и потребительских союзов закрепляют правовое положение каждой организации.

Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, кооперативные законы и уставы кооперативов и их объединений (союзов, ассоциаций) определяют свободное образование демократических кооперативных организаций, свободную социально-экономическую деятельность, независимость от органов государственной власти и органов местного самоуправления и другие правовые гарантии, которые обеспечивают развитие кооперации в условиях рыночной экономики. Важно, что кооперативные законы гарантируют кооперативам и их союзам, с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическом лицам, создающие кооперативы и их союзы (ассоциации), государственную поддержку. Но вместе с тем, должны быть внесены фундаментальные поправки в Конституцию, в Гражданский кодекс, в Налоговый кодекс - там должен быть кооперативный сектор как таковой:

·        поправки к Налоговому кодексу Российской Федерации, учитывающие природу, социально-экономическое содержание и особенности создания и функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов, исключающие их двойное налогообложение;

·        поправки к Земельному кодексу Российской Федерации, касающиеся предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков организациям потребительской кооперации;

·        поправки к Федеральному закону "О сельскохозяйственной кооперации", определяющие кооперативную собственность, формирование и использование неделимого фонда, необходимость идентификации кооперативов;

·        проекта федерального закона "О кредитной кооперации", обеспечивающего создание кредитных кооперативов как механизма взаимопомощи субъектов малого агробизнеса, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств.

2. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах): значение и содержание Закона

Важное значение для возрождения потребительской кооперации имело обновление правовых основ ее деятельности. Закон СССР о кооперации в СССР 1988г. при своей относительной прогрессивности был несовершенен, а после 1991г. он частично устарел, и возникла надобность в специальном законе о потребительской кооперации.

Им стал Закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации", принятый Верховным Советом Российской Федерации в июне 1992г. Он состоял из 4 глав и 9 статей. Закон признал необходимость потребительских обществ и их союзов для общества, юридически закрепил правовые, экономические и социальные основы их деятельности, заложил предпосылки возрождения потребительской кооперации на подлинно демократической основе и использования ее хозяйственного (предпринимательского) потенциала в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.

В соответствии с указанным Законом были приняты новые уставы потребительских обществ и потребсоюзов. Имущество каждого потребительского общества стало принадлежать его пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности; работники кооперации тоже начали закреплять за собой выделяемую, согласно уставу, часть имущества. Закон предусматривал, что взаимоотношения между потребительскими обществами и союзами, а также между союзами впредь строятся на договорной основе. Уже к началу 1993г. почти все потребительские общества России тайным голосованием пайщиков на общих собраниях приняли решение о вступлении в местные союзы и Центросоюз, превратившийся теперь в союз кооперативов.

В целом же Закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации", несмотря на свои существенные изъяны, спас старейшую кооперативную систему страны от распада, а ее собственность - от полного и форсированного "раскооперирования".

С января 1995г. начала действовать первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 116 которого посвящена потребительским кооперативам. Возникло противоречие между статьями Закона "О потребительской кооперации в Российской Федерации" 1992г. и положениями нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Например, согласно пункту 1 статьи 5 указанного Закона имущество потребительского общества принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности, а в пункте 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительские кооперативы отнесены к таким юридическим лицам, в отношении которых их участники (члены) имеют не вещные, а обязательственные права, в силу чего собственником имущества признается сам потребительский кооператив, но не его пайщики и не его работники.

Для устранения таких принципиальных противоречий в законодательстве и в связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации в июле 1997г. издан Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации".

В новой редакции это Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Основной дух Закона - признание пайщика самой важной фигурой не только в своем потребительском обществе, но и в системе потребительской кооперации. Правовые акты прежней, социалистической формации принуждали потребительскую кооперацию обеспечивать товарами "своих членов и обслуживаемое население". А в этом постсоветском Законе "обслуживаемое население" (или "остальное население") даже не упоминается. Зато через весь Закон красной нитью проходит одна основная идея: организации потребительской кооперации созданы пайщиками и должны верно служить интересам этих пайщиков.

Закон состоит из преамбулы, 9 глав, 40 статей.

В преамбуле определены основные задачи потребительской кооперации. Записано, что Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти общества и союзы, государственную поддержку.

В главе первой - "Общие положения" - раскрыты использованные в Законе основные понятия, определены взаимоотношения государства и системы потребительской кооперации, сформулированы важнейшие принципы создания и деятельности потребительского общества, его правомочия как юридического лица, особенности трудовых отношений в обществах и их союзах.

Глава вторая - "Образование потребительского общества" - определяет порядок учреждения потребительского общества, его государственной регистрации и круг сведений, которые должны содержаться в уставе общества.

Глава третья - "Членство в потребительском обществе" - содержит статьи о приеме в потребительское общество, о правах и обязанностях пайщиков, случаях прекращения членства в обществе, возврате паевого взноса пайщику, выходящему или исключенному из общества.

В главе четвертой - "Органы управления потребительского общества" - дана структура этих органов, определены полномочия общего собрания общества, собрания пайщиков кооперативного участка, общего собрания уполномоченных общества, совета общества и ревизионной комиссии общества. Устанавливается также порядок принятия решений на указанных собраниях.

Глава пятая - "Имущество потребительского общества" - устанавливает источники формирования имущества, содержит перечень создаваемых в потребительском обществе фондов, определяет порядок распределения доходов, а также имущественную ответственность общества и его членов.

В главе шестой - "Основы деятельности потребительского общества" - речь идет о бухгалтерском учете и финансовой отчетности общества, порядке ведения документов и самих документах, которые должны храниться по месту нахождения совета потребительского общества.

Глава седьмая - "Реорганизация и ликвидация потребительского общества" - определяет порядок слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, ликвидации потребительского общества, а также порядок использования имущества ликвидируемого общества.

В главе восьмой - "Союз потребительских обществ" - рассматриваются основные принципы создания и деятельности союза, порядок вступления в союз, источники его имущества, полномочия органов управления и контроля союза и, наконец, порядок реорганизации и ликвидации союза.

Глава девятая - "Переходные положения" - содержит требование к потребительским обществам, союзам потребительских обществ, их организациям и учреждениям, созданным до вступления в силу настоящего Закона, привести свои уставы в соответствие с ним в течение 12 месяцев.

Данный Закон Российской Федерации был дважды обновлен и дополнен - в апреле 2000г. и в марте 2002г.. В результате в Законе расширен перечень задач потребительской кооперации; уточнены вопросы, относящиеся к компетенции советов и правлений потребительских обществ и их союзов; зафиксирована норма о праве союза осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ, и т. д.

Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" является правовой базой возрождения потребительской кооперации, ее реформирования в соответствии с проводимыми в стране преобразованиями. Закон открыл новый этап в развитии кооперативного движения потребителей в России, расширил возможности для свободного развития потребительской кооперации.

Вывод: Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» регулирует правовые отношения непосредственно потребительских обществ и их союзов, действующих в единой системе - системе потребительской кооперации.

Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» в редакции 1997г. открыл простор для реформирования организационной структуры потребительской кооперации.

3. Кооперация и государство

Самые ранние, дорочдейлские кооперативы были и самыми несовершенными с точки зрения их внутренней организации и ведения хозяйственных дел. К этому добавлялось их юридически бесправное положение. И, как следствие, многие граждане пока еще испытывали к ним недоверие. В некоторых европейских странах кооперативы возникали в условиях ограничения властями права рабочих создавать свои объединения (ассоциации, коалиции).

Поэтому в период зарождения и становления кооперативного движения отношения между кооперативами и государством являлись сложными и складывались не в пользу кооперации. Государство настороженно относилось к кооперативам еще и потому, что нередко они создавались не просто как объединения, стремящиеся к улучшению благосостояния своих членов, но и как организации, преследующие коренное преобразование общества. В целом государство в тот период противостояло кооперации, и его политика по сути являлась антикооперативной. История сохранила немало фактов, характеризующих попытки государства покончить с кооперативной системой в ее зародышевом состоянии. Власти при этом прибегали к самым изощренным и жестким мерам подавления кооперации - от преследования инициаторов создания кооперативов до строжайшей регламентации их экономической деятельности, от отказа в регистрации уставов новых кооперативов до закрытия действующих, в том числе с применением сил полиции, по приказам военных чинов.

Однако, несмотря на неблагоприятные условия, кооперативное движение продолжало нарастать. Его участники стали настойчиво добиваться от государства принятия специальных законов о кооперативах и, таким образом, законодательного признания кооперации. Сами кооперативы, даже действуя методом проб и ошибок, благодаря самодеятельности и самоорганизации все чаще доказывали свою жизнеспособность и демонстрировали свою полезность, причем как для своих участников, так и для общества в целом.

Усилия кооператоров не пропали даром. Примерно с середины XIX века происходит формирование кооперативной политики государства. Краеугольный камень этой политики - идея официального признания кооперации и содействия ей.

Под давлением кооперативной общественности в некоторых странах начинают издаваться законы о кооперативах (их называют кооперативными). Первый такой закон был принят в Англии в 1852г. Он признал кооперативы юридическими лицами, разрешал им продавать товары не только своим членам, но и посторонним (остальному населению) и организовать собственное производство. Произошла легализация (узаконение) кооперативных обществ. Правда, тот же закон содержал и положения, тормозившие развитие кооперации: о неограниченной ответственности членов всем своим имуществом по обязательствам кооператива, о запрещении учреждать кооперативные банки и др. Кампания за изменение и улучшение закона, начатая английскими кооператорами, завершилась в 1862г. принятием нового, более либерального закона. Многие ограничения, налагавшиеся на кооперативные организации, в Англии были сняты поправками 1876, 1893 и последующих годов.

Соответствующие законы до конца XIX века были изданы еще в ряде стран: в США в 1865г., в Германии, Португалии и Турции - в 1867г., в Австрии, Бельгии, Словакии и Чехии - в 1873г., в Венгрии- в 1875г., в Австралии и Швейцарии- в 1881г., в Люксембурге - в 1884г., в Испании - в 1885г., в Италии - в 1886г., во Франции - в 1887г., в Мексике - в 1889г., в Алжире и Ирландии - в 1893г., в Швеции - в 1895г., в Японии- в 1900г. В России ранние законодательные акты, регулирующие различные аспекты кооперативной деятельности, стали приниматься с середины 90-х годов XIX века.

Процесс создания правовых основ образования и деятельности кооперативных организаций заметно ускорился в XX веке. Кооператоры заинтересованы в таких законах, которые учитывают кооперативные принципы и создают необходимые условия для достижения целей кооперации; ограждают кооперативные организации от произвола государственных чиновников, от чрезмерной и мелочной опеки правительственных органов; предусматривают предоставление налоговых льгот подлинным кооперативам и поддержку их государственными заказами и кредитами; содействуют поддержанию в обществе климата, благоприятного для развития кооперативной деятельности. Во всем этом объективно заинтересовано и государство, потому что развитая кооперация не просто служит людям, а вносит вклад в утверждение социальных и демократических ценностей в обществе.

Начиная с 1852г. в течение 100 лет в разных странах государственными органами было принято свыше 5000 законов, декретов, указов и постановлений о кооперации; с тех пор процесс принятия нормативно-правовых актов по кооперации заметно ускорился, особенно в молодых азиатских и африканских странах. Одни из действующих законов о кооперации достаточно прогрессивны, другие нуждаются в улучшении. Активное обновление и совершенствование кооперативного законодательства является важной общей задачей и главным направлением взаимного сотрудничества государства и кооперации как двух равноправных партнеров. Большинство кооператоров в разных странах (в том числе в России) всегда выступало именно за такое сотрудничество. Еще в далеком 1919г. об этом очень образно заявил молодой ученый Александр Чаянов: "Кооперация и государство, - сказал он, - это вода и огонь, но если их согласовать, то из воды и огня получится паровая машина, способная сделать огромную полезную работу".

акон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", как записано в его преамбуле, "гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку".

Однако в реальной жизни порой наблюдается обратное. Так называемые младореформаторы новой России в начале 1990-х годов по сути вели борьбу с потребительской кооперацией с целью ее ликвидации. В 1998г. организации потребительской кооперации понесли огромные потери от дефолта, допущенного по вине правительственных структур. С начала 2005г. потребительская кооперация лишилась права пополнять свой фонд развития.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации» от 24 января 1994г. взаимоотношения организаций потребительской кооперации как юридических лиц с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления стали строиться на основе соглашений. Соглашения стали заключаться между:

·        Правительством Российской Федерации и Центросоюзом Российской Федерации;

·        областным (краевым, республиканским) исполнительным органом государственной власти и областным (краевым, республиканским) союзом потребительских обществ;

·        районной администрацией (администрацией национального округа) и районным (окружным) союзом потребительской кооперации.

Соглашение - двухсторонний договор, по которому каждая из сторон берет на себя определенные обязательства. Соглашения заключаются на один год.

Организации потребительской кооперации берут на себя обязательства обеспечить за год соответствующий экономическим расчетам объем розничного товарооборота (продажи товаров населению), объем производства, закупок, услуг. Правительство, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы самоуправления регионов берут на себя обязательства по оказанию финансовой помощи: предоставлению кредитов, снижению налогов, снижению платежей за тепловую и электрическую энергию и другой помощи для развития потребительской кооперации.

Но в работе данного механизма - подписания ежегодных соглашений, обнаружились перебои. В последнее время потребительская кооперация лишилась и некоторых налоговых льгот. Ежегодные платежи ее организаций в бюджет составляют миллиарды рублей. По мнению отдельных экспертов, неправильная фискальная политика по отношению к потребительской кооперации способна ее погубить.

Индифферентность, безучастность некоторых государственных структур в отношении потребительской кооперации может быть объяснима различными причинами: активным лоббированием интересов крупного частного капитала в законодательных органах, недостаточным пониманием сущности кооперации отдельными правительственными чиновниками, малой степенью "кооперативности" существующих потребительских обществ и др.

Однако нельзя упускать из виду того, что государство и потребительская кооперация - стратегические партнеры, союзники: государство в Российской Федерации, согласно ее Конституции, является социальным государством, а потребительская кооперация страны, взвалившая на себя большую социальную нагрузку, деятельно помогает ему решать общественно значимые задачи в сельской местности. Поэтому члены потребительских обществ, среди которых столь много бедноты, малодостаточных граждан, безработных и пожилых людей, имеют моральное право рассчитывать на государственную поддержку и содействие кооперации.

Теоретики и практики кооперативного движения придерживаются в этом вопросе одной из двух точек зрения. Согласно первой кооперативы в государственной помощи не нуждаются, и достаточно того, чтобы государство, предоставив кооперации свободу, оставило ее в покое и не мешало ей. Сторонники другой, противоположной точки зрения настаивают на государственной помощи кооперации исходя из того, что в демократическом обществе кооперативы - подлинно народные организации. Вот как обосновал эту позицию профессор Александр Николаев (1868-1919): "Если кооперация с точки зрения трудового народа представляет из себя прогрессивное и важное явление, то трудовой народ имеет право не на то, чтобы государство оставило кооперацию в покое, а на то, чтобы оно оказывало ей и путем законодательства, и путем своей экономической политики всяческую поддержку, ибо не народ должен находиться на службе государства, а государство на службе у народа"

Выводы: Восстановление потребительской кооперации невозможно без поддержки на всех уровнях власти (федеральном, региональном, муниципальном).

Заключая соглашения о взаимодействии между Правительством Российской Федерации и общероссийскими кооперативными союзами, включая Ассоциацию кооперативных организаций России, следует предусматривать в них возрождение российских кооперативных традиций, увеличение вклада кооперативного сектора в социально-экономическое развитие страны. Необходимо рассмотреть целесообразность разработки и принятия региональных законов о государственной поддержке организаций потребительской кооперации, внести в Федеральное Собрание Российской Федерации предложения о распространении на организации потребительской кооперации мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в части возмещения затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских банках на закупку и переработку сельхозпродуктов, развитие малых производств, аптек, ритуальных и бытовых услуг сельскому населению.

4. Концепция правового обеспечения деятельности потребительской кооперации

Вся система потребительской кооперации действует в соответствии с Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года. В данном документе, являющемся формой прогнозирования, расширены и углублены все те основные направления, которые еще раньше были исследованы в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации страны. Она содержит комплекс мер по преодолению внутренних трудностей системы (прежде всего посредством экономического роста) и приобретению новых положительных качеств (усилением заботы о пайщиках, населении).

Правовое обеспечение деятельности потребительской кооперации в данной концепции изложено:

I. Законотворческая деятельность в системе потребительской кооперации. Требуются принципиально новые подходы к регулированию кооперативных отношений. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства кооперативное законодательство не выделено в самостоятельную отрасль, но реально существующие разновидности кооперативных организаций, принятые и готовящиеся законы о различных видах кооперации свидетельствуют о фактическом признании этого сектора экономики.

Законодательной базой жизнедеятельности всех видов кооперативных организаций Российской Федерации, помимо отраслевых законов, в перспективе должен стать Федеральный закон «О кооперации в Российской Федерации».

Для укрепления правового статуса потребительской кооперации России необходимо внесение:

·        в Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ термина - «кооперативная собственность» как самостоятельной формы собственности;

·        в проект Трудового кодекса РФ положения, регулирующего специфику работников кооперативных организаций с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами о кооперативных организациях, их уставами;

·        в Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» положения о разграничении полномочий членов совета и правления потребительского общества, союза потребительских обществ.

Отношения, возникающие при создании и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В связи с этим субъекты Российской Федерации неправомочны принимать законы, регулирующие создание и деятельность организаций потребительской кооперации - потребительских обществ и их союзов. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, касающиеся потребительской кооперации, не должны противоречить федеральным законам.

Широко практикуется заключение соглашений между потребительскими обществами, их союзами и органами исполнительной власти, что закреплено в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Однако необходимо формирование законодательной базы для регулирования взаимоотношений потребительских обществ и союзов с органами государственной власти и органами местного самоуправления на региональном уровне.

II. Повышение роли уставов потребительских обществ и их союзов. В уставах организаций потребительской кооперации необходимо отражать принципиальные положения, касающиеся создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, а также органов их управления и контроля.

С выходом новых, более совершенных нормативных правовых актов, обусловивших изменения правового статуса субъектов Федерации, с передачей им больших полномочий, устав общества и союза приобрел важное значение и является своеобразной конституцией, определяющей сферу и направления деятельности кооперативной организации.

В статьях 9 и 32 закона о потребительской кооперации указаны обязательные положения, которые должны присутствовать в уставе потребительского общества и союза. Кроме перечисленных в законе требований к уставу, в него могут быть включены иные сведения, не противоречащие законодательству.

Уставы потребительских обществ, союзов должны в полной мере соответствовать Закону РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Принятые с учетом местного законодательства, особенностей региона, сложившихся обычаев делового оборота, уставы в своей основе должны соответствовать примерным уставам потребительского общества, союза. Новое видение организаций потребительской кооперации, выработанное на российских научно-практических конференциях: расширение видов деятельности, усиление социальной направленности, активизация работы с пайщиками, повышение роли участковых кооперативных комитетов, магазинов - центров кооперативных участков, комиссий кооперативного контроля, решение проблемы занятости путем создания рабочих мест, должно найти отражение в уставах потребительских обществ, их союзов.

Особое внимание следует уделить регулированию отношений между потребительскими обществами и союзами, членами которых они являются, а также между союзами. Закон о потребительской кооперации повышает роль и значение уставов по данному вопросу. Основная их задача, как правоустанавливающих документов, - сохранение и упрочение системы потребительской кооперации.

·        члены союзов - только потребительские общества (для уставов союзов);

·        ответственность руководителей потребительских обществ, союзов за результаты социальной и экономической деятельности;

·        соблюдение и выполнение решений органов управления соответствующих союзов для потребительских обществ и союзов в соответствии с законом РФ о потребительской кооперации;

·        информированность пайщиков через газету «Российская кооперация»;

·        разграничение полномочий совета и правления;

·        формирование состава совета с преобладанием пайщиков (представителей), не являющихся работниками потребительской кооперации;

·        создание неделимого фонда как механизма обеспечения сохранности недвижимого кооперативного имущества.

Закрепление этих положений в уставах обеспечит целостность системы и управляемость организациями потребительской кооперации.

III. Контрольные и распорядительные функции органов управления союзов за деятельностью организаций потребительской кооперации. Потребительская кооперация законодательно определена как система потребительских обществ и их союзов.

Потребительские общества и их союзы объединены в систему общностью целей и задач. Потребительские общества, являясь элементами системы, объединяются в союзы, на уровне которых обеспечивается согласованное функционирование системы в целом.

Согласно Закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ. Законодательно закреплено положение, обязывающее все союзы потребительских обществ создать контрольно-ревизионные управления для осуществления проверок деятельности организаций потребительской кооперации.

К функциям контрольно-ревизионных управлении относится осуществление проверок соблюдения прав пайщиков, закона о потребительской кооперации, уставов, хозяйственно-финансовой деятельности, сохранности собственности, анализа правового статуса потребительского общества, принадлежности его к потребительской кооперации как системе и правомерности использования этим обществом льгот, предназначенных для организаций потребительской кооперации. Результаты проверок могут быть основанием для привлечения к ответственности виновных в выявленных нарушениях.

Распорядительные функции реализуются через принятие органами управления союза решений, обязательных для потребительских обществ и их союзов в соответствии с законом о потребительской кооперации.

IV. Укрепление дисциплины и повышение ответственности руководящих работников организаций потребительской кооперации. Динамичность и сложность действующего законодательства требуют от руководителей постоянного совершенствования и обновления знаний в области права, изучения и активного использования в повседневной работе {нормативно-правовых актов, принципиальной позиции по вопросам сохранности кооперативной собственности.

Руководителям организаций потребительской кооперации необходимо соблюдать требования законодательства РФ и прежде всего Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», выполнять и проводить в жизнь решения общих собраний представителей потребительских обществ Российской Федерации, других органов управления Центросоюза РФ, областных (краевых, республиканских, районных) потребсоюзов.

Контроль со стороны пайщиков за работой органов управления организаций потребительской кооперации - непременное условие ее деятельности.

Следует активно применять положения Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» об отстранении выборных должностных лиц потребительских обществ и союзов потребительских обществ, а также руководителей организаций, созданных потребительскими обществами и союзами, нарушающих права пайщиков, уставы и допускающих злоупотребления, наносящие ущерб потребительской кооперации.

Ответственность руководителей за результаты работы организации потребительской кооперации должна найти отражение в уставах и договорах (контрактах). В трудовых договорах (контрактах) с руководителями следует предусматривать дополнительные основания досрочного расторжения договора (контракта), например: нарушение требовании законодательства РФ, убыточная работа свыше 6 месяцев, отчуждение объектов неделимого имущества с нарушением законодательства Российской Федерации.

V. Сохранность кооперативной собственности. Организации потребительской кооперации, в том числе хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы потребительских обществ - собственники многочисленных объектов недвижимости (административных, медицинских и учебных зданий, магазинов, торговых центров, приемозаготовительных пунктов, хлебокомбинатов, производственных цехов, пунктов общественного питания и других). Подтверждение прав на объекты недвижимости - одна из важнейших задач для организаций потребительской кооперации.

Права на объекты недвижимости, поступившие к организациям потребительской кооперации от прежних правообладателей, подтверждаются договорами в отношении недвижимого имущества, заключенными в соответствии с законодательством РФ, актами передачи имущества и другими актами, указанными в ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской: Федерации» потребительские общества, союзы имеют право создавать неделимые фонды, имущество которых не подлежит распределению между членами, и при ликвидации потребительского общества имущество неделимого фонда передается другому (другим) потребительским обществам на основании решений общих собраний общества. Это право следует использовать в полной мере для повышения гарантии сохранения недвижимого кооперативного имущества.

Следует укреплять законодательную базу для сохранности собственности организации потребительской кооперации и зашиты недвижимого имущества неделимого фонда.

Организациям потребительской кооперации необходимо продолжать работу по возврату собственности, отчужденной с нарушением законодательства РФ.

VI. Предотвращение банкротств. Первоочередными мерами предотвращения банкротства являются разработку и создание необходимых предпосылок для принятия нормативно-правовых актов, решений, которые в совокупности позволяют сформировать целостную систему законодательства в отношении потребительской кооперации и устранить противоречивость и пробелы действующих законов.

В своей экономической политике Правительство РФ предусматривает ускорить процесс реструктуризации неконкурентоспособных предприятий на основе активизации процедур банкротства; принять новую редакцию Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», устраняющую препятствия для применения процедуры ликвидации и предполагающую более совершенную защиту кредиторов, требовании которых обеспечены залогом. В этих условиях необходимо разработать единый подход по предотвращению массовых банкротств в системе потребительской кооперации, обеспечивающий необходимую правовую защиту для сохранения ключевых активов, образующих неделимый фонд потребительской кооперации. Следует оградить социально и экономически значимые кооперативные предприятия от их продажи новым собственникам.

Среди мер правовой поддержки, необходимой для осуществления общей стратегии экономического оздоровления, следует внедрить и использовать:

·        возможность обжалования решений арбитражных судов о банкротстве потребсоюзов, так как Закон о банкротстве не распространяется на союзы потребительских обществ;

·        ходатайства областных и республиканских союзов потребительских обществ о включении наиболее крупных кооперативных организаций в рекомендации федеральных округов по обновлению перечня крупных, экономически или социально значимых организаций.

В уставах необходимо предусмотреть ответственность членов советов и правлений потребительских обществ за невыполнение планов их финансового оздоровления. В ряде случаев необходим механизм контролируемого управления, который предусматривает отстранение председателя правления организации-должника и временное назначение компетентного управляющего для вывода организации из предбанкротного состояния.

Следует шире использовать досудебную санацию как защитную меру в предбанкротных ситуациях в форме финансовой поддержки (например, дополнительные целевые взносы пайщиков, финансовые льготы и прямая финансовая помощь со стороны органов власти субъектов РФ тем организациям потребительской кооперации, которые обязуются наращивать закупки, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции). Необходимо применять в виде угрозы банкротства субсидиарную ответственность пайщиков и руководителей. Вопросы реального применения субсидиарной ответственности требуют тщательного урегулирования и закрепления в уставах организаций системы потребительской кооперации. Следует перейти от признания ее возможности к практическому применению.

VII. Укрепление и повышение статуса юридической службы потребительской кооперации. Правовая обеспеченность деятельности - актуальный вопрос для потребительской кооперации.

Работники юридических служб союзов и потребительских обществ, а также созданных ими организаций решают сложные правовые проблемы, связанные с реорганизацией юридических лиц, сохранением кооперативной собственности, разработкой уставов, применением новых законов и иных правовых нормативных актов, участием в разработке законодательных актов, касающихся организаций потребительской кооперации как на федеральном уровне, так и на местах, с защитой интересов организаций в судебных органах.

Вместе с тем в системе потребительской кооперации заметно уменьшилось количество и ухудшился качественный состав юридических служб. Во многих потребительских обществах должность юрисконсульта занимают лица, не имеющие юридического образования. Отсутствие должного правового обеспечения деятельности организаций потребительской кооперации приводит к неправильному применению законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, принятию необоснованных решений, что вызывает значительные финансовые потери.

Концепция предусматривает следующие направления совершенствования правового обеспечения и укрепления статуса юридических служб:

·        повышение ответственности руководителей за состояние правовой работы;

·        укомплектованность штатных должностей юрисконсультов, улучшение качественного состава юридических служб и закрепление в системе работников, первоочередное распределение выпускников университетов потребительской кооперации, техникумов (колледжей), получивших юридическое образование, в систему;

·        правовая экспертиза решений органов управления потребительских обществ, их союзов;

·        использование работников юридических служб в строгом соответствии с примерным Положением о юридической службе организаций потребительской кооперации.

Выводы: Концепция развития потребительской кооперации на период до 2010г. является воплощением стратегии устойчивого развития потребительских обществ и их союзов. Данная концепция - второй документ, определяющий направления развития потребительской кооперации Российской Федерации.

Реализация данной концепции позволит потребительской кооперации в достаточно короткие сроки повысить эффективность социально-экономической деятельности и занять в экономике России и мировом кооперативном сообществе место, соответствующее ее потенциалу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

правовой потребительская кооперация государство

Содержания законодательства о потребительских кооперативах позволило сделать вывод о его несовершенстве. В области кооперации действует множество законов, взаимно дублирующихся и в ряде случаев противоречащих друг другу и Гражданскому Кодексу.

Принятые законы о кооперативах не содержат единой или хотя бы взаимосвязанной концепции развития кооперации. Между тем в Международном кооперативном альянсе представлены все виды кооперативов, и на основе многолетнего опыта для них выработаны общие критерии развития, единое понятие кооперативных принципов и ценностей. В отличие от этого, в Российской Федерации ни в одном из действующих законов о кооперативах не закреплены принципы кооперации.

Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, кооперативные законы и уставы кооперативов и их объединений (союзов, ассоциаций) определяют свободное образование демократических кооперативных организаций, свободную социально-экономическую деятельность, независимость от органов государственной власти и органов местного самоуправления и другие правовые гарантии, которые обеспечивают развитие кооперации в условиях рыночной экономики. Важно, что кооперативные законы гарантируют кооперативам и их союзам, с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическом лицам, создающие кооперативы и их союзы (ассоциации), государственную поддержку. Но вместе с тем, должны быть внесены фундаментальные поправки в Конституцию, в Гражданский кодекс, в Налоговый кодекс - там должен быть кооперативный сектор как таковой:

·        поправки к Налоговому кодексу Российской Федерации, учитывающие природу, социально-экономическое содержание и особенности создания и функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов, исключающие их двойное налогообложение;

·        поправки к Земельному кодексу Российской Федерации, касающиеся предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков организациям потребительской кооперации;

·        поправки к Федеральному закону "О сельскохозяйственной кооперации", определяющие кооперативную собственность, формирование и использование неделимого фонда, необходимость идентификации кооперативов;

·        проекта федерального закона "О кредитной кооперации", обеспечивающего создание кредитных кооперативов как механизма взаимопомощи субъектов малого агробизнеса, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств.

Необходимо рассмотреть целесообразность разработки и принятия региональных законов о государственной поддержке организаций потребительской кооперации, внести в Федеральное Собрание Российской Федерации предложения о распространении на организации потребительской кооперации мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в части возмещения затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских банках на закупку и переработку сельхозпродуктов, развитие малых производств, аптек, ритуальных и бытовых услуг сельскому населению.

Восстановление потребительской кооперации невозможно без поддержки на всех уровнях власти (федеральном, региональном, муниципальном).

Заключая соглашения о взаимодействии между Правительством Российской Федерации и общероссийскими кооперативными союзами, включая Ассоциацию кооперативных организаций России, следует предусматривать в них возрождение российских кооперативных традиций, увеличение вклада кооперативного сектора в социально-экономическое развитие страны.

Концепция развития потребительской кооперации на период до 2010г. является воплощением стратегии устойчивого развития потребительских обществ и их союзов. Данная концепция - второй документ, определяющий направления развития потребительской кооперации Российской Федерации. Реализация данной концепции позволит потребительской кооперации в достаточно короткие сроки повысить эффективность социально-экономической деятельности и занять в экономике России и мировом кооперативном сообществе место, соответствующее ее потенциалу.

Совершенствование кооперативного законодательства требует большой нормотворческой работы.

Список использованных источников

1.       «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

.         «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)

.         «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010)

.         «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010)

.         Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 21.03.2002) «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

.         Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О сельскохозяйственной кооперации» (принят ГД ФС РФ 15.11.1995)

.         Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (принят ГД ФС РФ 03.07.2009)

.         Постановление Правительства РФ от 24.01.1994 N 24 (ред. от 20.02.2002) «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации»

.         Ефремова Г.М. Основы теории и история потребительской кооперации. Учебное пособие по дисциплине «Теория и история кооперативного движения» - Новосибирск: Электронный вариант для дистанционного обучения, 2001. - 108 с.

.         Вахитов К. И. История потребительской кооперации России: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. - 400 с.

.         Николаев А.Л. Теория и практика кооперативного движения. Вып. 2. -М., 1909. -с. 208

.         Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 160 с.

.         Тычинин С.В. Потребительская кооперация с позиций гражданского права // Юрист. - 2003. №8. - с. 6-10

.         Уколова Л.В. Кооперативы современной России. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 2007. - 184 с.: ил.

.         Ф 24 Фарберова О. Е. Кооперативное движение в России: история становления и юридические основы [Текст]: Монография / О.Е. Фарберова. - Воронеж: Научная книга, 2006. - 179 с.

.         Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации // Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года // Деловой вестник «Российской кооперации» - декабрь 2001. №12. - с.16 - 18

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Рис. 1. Число кооперативных обществ, образованных за 1 год (в среднем за период).

Приложение 2

ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА

I. Цели и предмет деятельности кооператива "_______________"

. Кооператив_________________________________________________ (далее по тексту: "кооператив") является добровольным объединением граждан на основе членства для совместного удовлетворения потребностей на основе объединения принадлежащего им имущества, самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, а также материальной заинтересованности членов кооператива и лиц, работающих в нем по трудовому договору и наиболее полного сочетания их интересов с интересами кооператива и общества.

Наименование кооператива "___________________________________"

Местонахождение кооператива:__________________________________

Членами кооператива являются:

__________________________________

__________________________________

__________________________________

и т.д.

Упомянутые граждане являются членами-учредителями кооператива.

В кооператив могут быть приняты и другие члены, в соответствии с настоящим уставом.

. Предметом деятельности кооператива является осуществление деятельности, направленное:

на удовлетворение нужд своих членов в_______________________

на развитие кооперативной демократии;

на содействие и подготовке и повышения квалификации своих членов;

на правовое обслуживание членов кооператива и защиту их прав и законных интересов;. Членство в кооперативе

Права и обязанности членов кооператива

. Членами кооператива могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, заинтересованные в удовлетворении своих интересов участвовать в выполнении других задач, возложенных настоящим Уставом на кооператив. Никаких ограничений для вступления в кооператив (за исключением специально оговоренных в настоящем Уставе и законодательстве) нет.

Право преимущественного вступления в члены кооператива имеют лица, выполняющие по трудовому договору с ним строительные, монтажные и т. п. работы.

В коммерческой деятельности кооператива могут принимать участие в свободное от основной работы время рабочие, научные, инженерно-технические работники и служащие других кооперативов, предприятий, организаций и учреждений в качестве членов или по трудовому договору.

Работы в кооперативе, требующие специальной подготовки или специального образования (в предусмотренных настоящим уставом случаях), могут выполняться только лицами, предъявившими документы, подтверждающие необходимую подготовку и соответствующее образование.

Прием в члены кооператива производится общим собранием членов кооператива в присутствии подавшего заявление гражданина. Решение о приеме принимается простым большинством голосов присутствующих на общем собрании членов кооператива.

Член кооператива может быть исключен из кооператива только в случаях, предусмотренных настоящим Уставом и Правилами эксплуатации __________________, при этом за исключение должно голосовать 2/3 присутствующих на общем собрании членов кооператива. Исключение может быть обжаловано в суд.

. Член кооперативе обязан:

соблюдать настоящий Устав и действующее законодательство;

неукоснительно соблюдать Правила эксплуатации _____________________________,

дома, гаража и т.д.

решения органов управления кооператива;

своевременно вносить паевой взнос, в соответствии с п. 11 Устава;

обеспечивать надлежащее качество результатов работ, осуществляемых в соответствии с п. 10 Устава;

вносить по решению общего собрания дополнительные взносы для покрытия образовавшихся убытков кооператива;

активно участвовать в управлении делами кооператива;

беречь и укреплять собственность кооператива;

нести солидарную субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах не внесенных дополнительных взносов.

. Член кооператива имеет право:

на удовлетворение своих потребностей в ____________________;

получить работу в соответствии с профилем своей специальности (иной квалификации) и с учетом потребностей кооператива;

избирать и быть избранным в органы управления кооператива;

вносить предложения об улучшении деятельности кооперативом;

вносить предложения об улучшении деятельности кооператива, об устранении недостатков в работе его органов и должностных лиц;

участвовать в предпринимательской деятельности кооператива, предусмотренной в п. 10 настоящего Устава;

пользоваться имуществом кооператива, льготами и преимуществами, предусмотренными для его членов;

получать исчерпывающую информацию о деятельности кооператива;

на долю доходов, подлежащих распределению между членами кооператива в соответствии с размером паевого взноса;

на удовлетворение других потребностей в порядке, установленном общим собранием кооператива.

. На лиц, работающих в кооперативе по трудовому договору, ведутся трудовые книжки в соответствии с "Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях", за исключением тех случаев, когда основным местом их работы являются иные предприятия, учреждения, организации, а также кооперативы.

. Заявление члена кооператива о выходе из кооператива должно быть рассмотрено в месячный срок на общем собрании. Член кооператива считается выбывшим с момента принятия решения общего собрания по этому вопросу, внесения изменений в настоящий устав и осуществление регистрации этих изменений в установленном порядке.

По окончании хозяйственного года, но не позднее чем через один месяц после утверждения годового баланса, бывшему члену кооператива выделяется причитающаяся ему доля от дохода кооператива, образовавшегося в результате предусмотренной п.10 настоящего Устава деятельности. Расчет с бывшим членом кооператива, самовольно покинувшим его или исключенным из кооператива за грубое или систематические нарушения Правил эксплуатации _______________________, Правил внутреннего распорядка и настоящего Устава, производится в том же порядке, но без выплаты указанной доли дохода.

Лица, работающие в кооперативе по трудовому договору, могут расторгнуть по своей инициативе этот договор в соответствии с действующим трудовым законодательством. Кооператив по своей инициативе может расторгнуть с ними трудовой договор также в соответствии с нормами трудового права с учетом особенностей, предусмотренных в законодательстве о потребительской кооперации.

. За ущерб, причиненный кооперативу, лица, работающие в нем по трудовому договору, несут материальную ответственность в порядке и размерах, предусмотренных законодательством для рабочих и служащих. Если же ущерб причинен членом кооператива или гражданином, заключившим с кооперативом договор подряда,, то убытки, понесенные кооперативом, возмещаются в соответствии с действующим гражданским законодательством.. Предпринимательская деятельность кооператива

. С момента государственной регистрации в установленном порядке кооператив является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс, а также печать со своим наименованием, отвечает по своим обязательствам своим обособленным имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Кооператив хранит денежные средства на счетах в учреждениях банка; производит все кассовые и расчетные операции в соответствии с установленными правилами. Перечисление или выдача денежных средств со счетов кооператива производится по распоряжению председателя и бухгалтера кооператива.

. Кооператив на основе заключенных с другими предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами договоров осуществляет наряду со своей основной деятельностью, упомянутой в разделе 1 настоящего Устава, также предпринимательскую деятельность силами как своих членов, так и принятых на работу по трудовому договору (либо на основе договора подряда) граждан. Эта деятельность является Дополнительной к основной деятельности кооператива, направлена на создание наиболее благоприятных условий для достижения целей кооператива, определенных настоящим Уставом и осуществляется в следующих сферах:

______________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________________________. Паевой взнос

. Каждый член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее __________% своего паевого взноса.

Размер паевого взноса членов кооператива:

.____________________________________________________________

.____________________________________________________________

.____________________________________________________________

Состав паевого взноса членов кооператива:

.____________________________________________________________

.____________________________________________________________

Порядок внесения паевого взноса:______________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

. В случае невнесения паевого взноса в сроки, упомянутые в п. 11 настоящего Устава, член кооператива обязан уплатить 10% годовых от невнесенной части паевого взноса.

. Паевые взносы идут на формирование уставного (паевого) фонда кооператива.. Образование и использование средств кооператива

. Имущество кооператива образуется за счет:

паевых заносов вступавших в него членов;

взносов лиц, работающих в нем по трудовому договору (с их согласия);

доходов от деятельности, упомянутой в п. 10 Устава;

взносов предприятий, учреждений, организаций, граждан, вносимых в добровольном порядке в денежной форме или в форме передачи оборудования, сырья, материалов и т, п.;

банковских кредитов;

иных законных поступлений.

Собственностью кооператива является имущество создаваемых им структурных подразделений.

. Доход кооператива, полученный от предусмотренной в настоящем Уставе предпринимательской деятельности, используется на возмещение затрат, связанных с осуществлением этой деятельности, других материальных затрат, осуществление обязательных платежей и отчислений, уплату налогов.

Из оставшегося дохода кооператив формирует:

фонд развития кооператива;

страховой фонд;

фонд оплаты труда членов кооператива и других лиц, работающих в нем по трудовому договору.

. Страховой фонд предназначен на покрытие непредвиденных расходов, убытков, связанных с предпринимательской деятельностью, упомянутой в п. 10 настоящего Устава, а также на уплату долгов кооператива при его ликвидации.

Кооператив оставляет за собой право страховать свое имущество и имущественные интересы.

. Кооператив по решению общего собрания его членов может выделить часть своих доходов для строительства на долевых началах объектов жилищного и культурно-бытового назначения.

. Кооператив имеет право:

продавать и передавать другим кооперативам, организациям, предприятиям, учреждениям, гражданам обменивать, сдавать в аренду предоставлять взаймы и в бесплатное временное пользование принадлежащие ему денежные средства, имущество, технику, материалы, транспортные средства, оборудование и другие материальные ценности;

списывать с баланса основные фонды, если они изношены или морально устарели;

в установленном законодательством порядке быть держателем ценных бумаг;

на договорных началах использовать имущество, предоставленное ему другими кооперативами, предприятиями и организациями, арендовать, брать взаймы и в бесплатное временное пользование денежные средства, технику, инвентарь, транспортные средства, складские помещения и сооружения, сырье и другие материальные ценности.

Кооператив отвечает по своим обязанностям собственными средствами и имуществом. Государство не отвечает по обязанностям кооператива.

Кооператив не отвечает по обязанностям государства, а также членов кооператива. Члены кооператива обязаны в течение 3-х месяцев с момента утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся у кооператива убытки путем внесения дополнительных взносов.. Труд: организация, оплата, дисциплина

. Все работы в кооперативе выполняются его членами, а также гражданами, заключающими с кооперативом трудовой договор. Отдельные работы могут выполняться другими лицами по договору подряда, Трудовые отношения членов кооператива регулируются настоящим Уставом и законодательством о кооперации, а работающих в кооперативе по трудовому договору - законодательством о труде с учетом особенностей, установленных законодательными актами о потребительской кооперации.

. Продолжительность и распорядок рабочего дня в кооперативе, порядок предоставления выходных дней, ежегодных и дополнительных отпусков, льготы и преимущества работающие в ночное время и другие вопросы трудовой деятельности членов кооператива регулируются настоящим Уставом и Правилами внутреннего распорядка кооператива.

Оплата труда членов кооператива и лиц, работающих в нем по трудовому договору, максимальным размером не ограничивается и производится не реже одного раза в месяц.

. Все строительные, геодезические, земляные, монтажные и иные работы в кооперативе осуществляются с соблюдением установленных правил и норм по технике безопасности и требований производственной санитарии.

. Оплата труда членов кооператива, а также лиц, работающих в нем по трудовому договору, или выполняющих работу по договору подряда, производится за счет средств, остающихся на эти цели при распределении доходов, полученных в результат осуществления деятельности, упомянутой в п. 10 настоящего Устава. Указанные средства расходуются сначала на оплату труда работников, не являющихся членами кооператива, а затем на оплату труда членов кооператива, принимавших участие в этих работах. Остальная сумма распределяется между всеми членами кооператива в соответствии с размером паевого заноса каждого члена кооператива.

. За нарушение настоящего Устава, Правил внутреннего распорядка и дисциплины труда на членов кооператива могут быть наложены меры взыскания. Их виды и порядок наложения устанавливаются в Правилах внутреннего распорядка.

При этом на лиц, работающих в кооперативе по трудовому договору, распространяется законодательство о трудовой дисциплине рабочих и служащих государственных, муниципальных организаций и предприятий.

. Споры членов кооператива об оплате труда, о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, а также о возмещении кооперативу ущерба, причиненного по вине его члена, рассматриваются в судебном порядке. Иные споры членов кооператива, связанные с их деятельностью в кооперативе, рассматриваются органами управления кооператива.

Трудовые споры с участием работающих в кооперативе по трудовому договору лиц рассматриваются в судебном порядке.. Управление кооперативом

. Управление кооперативом осуществляется на основе самоуправления, широкой демократии, гласности, активного участия его членов в решении всех вопросов деятельности кооператива.

Делами кооператива управляет общее собрание его членов, а в период между собраниями - его правление и председатель.

Хозяйственную и финансовую деятельность кооператива проверяет его ревизор (ревизионная комиссия), избираемый на один год.

. Высшим органом управления является общее собрание его членов. Исключительной компетенцией собрания является:

принятие Устава, внесение в него изменений и дополнений;

избрание правления, председателя, ревизора, заслушивание отчетов об их деятельности;

решение вопросов о приеме в кооператив и об исключении из кооператива, о выходе из кооператива;

принятие Правил внутреннего распорядка, Положения о материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу кооператива, внесение изменений в них, а также Правил эксплуатации ______________________;

принятие Положений об оплате труда, о премировании, других внутренних нормативных актов, изменения и дополнения их;

определение размеров вступительного и паевого взносов;

определение размера и порядка внесения дополнительных взносов в случаях необходимости покрыть обрадовавшиеся убытки кооператива;

установление порядка распределения доходов и направление использования фондов кооператива;

утверждение годового финансового отчета кооператива и бухгалтерского баланса;

решение вопросов о ликвидации и реорганизации кооператива.

Общее собрание кооператива может решать и другие вопросы, отнесенные настоящим Уставом в ведение кооператива. Все решения принимаются общим собранием открытым голосованием.

. Общее собрание членов кооператива созывается в сроки, установленные самим собранием, но не реже ___________ раз в год. Для рассмотрения и утверждения годового финансового отчета и баланса общее собрание созывается в срок не позднее месяца по окончании со дня окончания хозяйственного года. Общее собрание правомочно решать вопросы, если на собрании присутствует не менее 2/3 членов кооператива. Решения о внесении изменений в Устав кооператива, о прекращении деятельности кооператива принимаются 2/3 голосов от общего числа членов кооператива. Остальные решения принимаются простым большинством голосов, за исключением случаев, упомянутых в п. 28 настоящего Устава.

. Выборы членов правления, председателя, ревизора (ревизионной комиссии) кооператива производятся открытым голосованием. Избранным считается кандидат, набравший 2/3 голосов присутствующих членов кооператива.

. Председатель и правление кооператива избираются общим собранием на срок ___________ лет. Председатель кооператива является председателем правления.

Правление осуществляет руководство текущими делами кооператива и принимает решения по вопросам, которые не отнесены к исключительной компетенции общего собрания.

Председатель кооператива обеспечивает выполнение решений общего собрания и правления, осуществляет повседневное руководство деятельностью кооператива, представляет кооператив в отношениях с государственными органами и другими учреждениями и организациями, кооперативами; заключает договоры, выдает доверенности, совершает иные действия.

. Избираемый общим собранием ревизор (ревизионная комиссия) руководствуется настоящим Уставом и действующим законодательством.

Он подотчетен общему собранию.

Ревизор (ревизионная комиссия) проводит ежегодно не менее одной ревизии хозяйственно-финансовой деятельности кооператива. Он дает заключение по годовому финансовому отчету и балансу кооператива. Акты ревизии подлежат утверждению общим собранием членов кооператива. Порядок проведения ревизии и вопросы, подлежащие проверке, установлены в действующем законодательстве.

. Кооператив назначает из числа своих членов или принимает на работу по трудовому договору обладающих необходимой квалификацией специалистов: бухгалтера, менеджера, юриста и т. д.

Указанные работники подчиняются непосредственно председателю кооператива.

. Председатель кооператива и ревизор, не оправдавшие доверия членов кооператива, могут быть отозваны досрочно по решению общего собрания. Лица, имеющие судимость за хищения, взяточничество и другие корыстные преступления, не могут быть избраны председателем, членом правлении кооператива, ревизоров (или членом ревизионной комиссии), а также занимать другие руководящие должности и должности, связанные с материальной ответственностью.

. Лица, которым приговором суда запрещено заниматься деятельностью, совпадающей со спецификой кооператива, либо выполнять определенные работы, не могут быть членами кооператива или привлекаться к работе в нем по трудовому договору.. Прекращение деятельности кооператива

. Кооператив по решению общего собрания может быть реорганизован в соответствии с действующим ГК Российской Федерации и законодательстве о потребительских кооперативах.

. Ликвидация кооператива производится по решению общего собрания членов кооператива, а также по другим основаниям и в порядке, установленном действующим законодательством.

. При ликвидации кооператива создается ликвидационная комиссия, которая в установленном порядке помещает в органах печати объявление о ликвидации кооператива, о порядке и сроках заявления кредиторами своих требований, выявляет дебиторов кооператива, составляет промежуточный и ликвидационный балансы, проводит работу по удовлетворению требований кредиторов, выполняет иные функции, возложенные на нее законодательством.

. Имущество кооператива, оставшееся после удовлетворения его кредиторов, распределяется между членами кооператива пропорционально размерам их паевых взносов.

. Кооператив считается ликвидированный с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

"___________________" (протокол N_____ от "__"_________199_г.).

Члены кооператива:

___________________ ______________________ ________________

ф.и.о.                                        год рождения,                  подписи

домашний адрес,                        паспортные данные

___________________ ___________________ ________________

___________________ ________________________ ________________

___________________ _________________________ ________________

___________________ _________________________ ________________

Похожие работы на - Укрепление правового положения потребительской кооперации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!