Исполнительная власть: природа, сущность, признаки, механизм политической ответственности
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Государственный университет управления" (ФГБОУ ВПО "ГУУ")
Кафедра государственного и муниципального управления
Контрольная работа
Исполнительная власть: природа, сущность, признаки, механизм политической ответственности
студента 1 курса
специальности
Государственного и
муниципального управления
заочная форма обучения,
группа 13/1
Москва 2014
Содержание
Введение
1. Понятие, принципы, статус и структура органов исполнительной власти
1.1 Понятие органов исполнительной власти
.2 Признаки исполнительной власти
1.3 Подразделение органов исполнительной власти
2. Федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации
.1 Правительство Российской Федерации
.2 Государственный совет Российской Федерации
2.3 Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти
2.4 Органы местного самоуправления
3. Проблемы системы и структуры органов исполнительной власти
Заключение
Список литературы
Введение
Тема моей контрольной работы - исполнительная власть: природа, сущность, признаки, механизм политической ответственности. Я выбрал ее по нескольким причинам: во-первых, мой большой интерес к данной теме, а именно, внимательно разобраться во многих ее аспектах. Во-вторых, многогранность темы. Здесь можно рассмотреть исполнительную власть РФ и сравнить с ее состоянием в советский период, можно сопоставить исполнительную власть на федеральном уровне и на уровне субъектов, а также выявить основные проблемы исполнительной власти.
В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами.
В современной России существует слишком громоздкий государственный аппарат. Одни органы повторяют компетенцию, функцию и задачи друг друга. Другие созданы для непонятной цели, их функции и компетенция чётко не определены. Третьи - будучи созданными для определённой задачи, не справляются с ней. При этом все органы вторгаются в компетенцию друг друга. Всё это порождает определённую путаницу в системе органов исполнительной власти, что препятствует их нормальному функционированию, что и является одной из причин провала реформ.
1. Понятие, принципы, статус и структура органов исполнительной власти
.1 Понятие органов исполнительной власти
Конституция РФ, принятая в 1993 году, установила, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ) [1]. Три ветви власти самостоятельны, не подчинены друг другу, но должны находиться во взаимодействии. Ни одна из ветвей власти не может сделать многого без другой, и в случае несогласия между ними, вся государственная власть функционирует впустую, а то и парализуется.
До принятия Конституции Российской Федерации 1993 года на различных уровнях государственной организации была построена и соответствующим образом функционировала система органов государственного управления. Она полностью соответствовала одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно - государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной [2].
Закрепленный в Конституции принцип разделения властей привёл к замене старого понятия "органы государственного управления" на новое понятие "исполнительные органы государства", "органы исполнительной власти". Но, не смотря на это, в современной российской литературе используется как старое, так и новое понятие.
В действующем законодательстве термины "органы исполнительной власти" и "органы государственного управления" используются как равнозначные при определении административно-правового положения соответствующих органов. В силу этого, говоря об органах исполнительной власти, мы подразумеваем органы государства, осуществляющие от его имени государственно-управленческую деятельность, и являющиеся органами государственного управления.
Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.
Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что в пределах своей компетенции эти органы наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Независимость органов исполнительной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами.
Являясь самостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают характерными для себя определёнными признаками, позволяющие составить точное представление о них.
1.2 Признаки исполнительной власти
исполнительный власть федеральный правительство
В связи с тем, что вместо термина "государственного управления" стал употребляться термин "исполнительная власть", в механизме государственной власти был осуществлен переход от "разделения труда" к "разделению властей". Для исполнительной власти характерны следующие признаки: [3]
·Является частью системы государственных органов
·Обладают своим статусом, закреплённым в нормативном акте
·Обладают определённой организационной структурой
·Им свойственна определённая самостоятельность
·Действуют от имени государства
·Наделены компетенцией и властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на них задач
·Являются подзаконными органами, ориентированными на деятельность на основе и во исполнения закона
·В процессе исполнения законов принимают свойственные только им правовые акты
·Действуют на основе принципов государственной службы
·Являются структурно-организованными
·Образование, реорганизация и ликвидация исполнительных органов осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ
.3 Подразделение органов исполнительной власти
Концепция исполнительной власти, принятая Конституцией РФ 1993 г., принципиально отличается от положений, содержащихся в ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г. Суть введенных изменений заключается в том, что Президент в настоящее время, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом. Однако особенность Российской Федерации заключается в том, что, формально закрепляя самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет такие полномочия Президенту, которые позволяют определять содержание и сущность деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные органы исполнительной власти непосредственно подчинены Президенту. Поэтому о самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей условности [4].
Органы исполнительной власти по территориальному масштабу подразделяются на: федеральные; субъектов Федерации; территориальные; межтерриториальные.
Постоянно действующими органами системы исполнительной власти являются исполнительные органы общей компетенции: Правительство Российской Федерации, администрация области и т.п. Остальные звенья системы непостоянны, видоизменяемы (министерства, государственные комитеты и пр.) и в ряде случаев могут вообще не существовать. Аппарат исполнительной власти помимо органов общей компетенции включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления [5].
2. Федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации
Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев:
. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации:
·Правительство Российской Федерации.
·Федеральные министерства.
·Государственные комитеты Российской Федерации.
·Федеральные агентства России.
·Федеральные службы России.
·Иные федеральные органы исполнительной власти.
. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) - это:
·правительства республик и других субъектов Федерации;
·администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.
.1 Правительство Российской Федерации
Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, согласно ст. 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации [1].
Свою деятельность Правительство Российской Федерации "осуществляет на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных Указов Президента Российской Федерации" [6].
Правительство РФ - это коллегиальный орган, состоящий из "Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров".
Председатель Правительства назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Назначение на должность Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы. Здесь прослеживается система сдержек и противовесов, не позволяющих допустить концентрацию власти у одной её ветви. Стоит отметить, что Государственная Дума согласно Конституции РФ вправе объявить вотум недоверии Правительству РФ.
Освобождение от должности возможно по заявлению Председателя об отставке и в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.
Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти; предлагает Президенту кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ" устанавливает, что в отношении федеральных органов исполнительной власти Правительство РФ руководит работой и контролирует их деятельность; утверждает положения о них; устанавливает предельную численность работников их аппаратов; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти и т.д.
В отношении органов исполнительной власти субъектов РФ Правительство РФ в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ; вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
.2 Государственный совет Российской Федерации
Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 года был образован Государственный совет Российской Федерации - совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Президент РФ является председателем Государственного совета. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица - руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. По решению Президента в его состав могут быть включены лица, замещающие должности высших должностных лиц субъектов РФ два и более срока подряд. Таким образом, новый совещательный орган способствует более тесному взаимодействию Президента с руководителями высших исполнительных органов субъектов РФ.
2.3 Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти
В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти.
Министерство Российской Федерации - это самостоятельный орган. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах компетенции по предметной области государственного управления.
Министерство Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления. Образуется на основании указа Президента РФ, возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности также Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства России.
Государственные комитеты Российской Федерации предназначены для выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета. Госкомитет возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы, надзоры и агентства. Это органы исполнительной власти, которые создаются Президентом Российской Федерации и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России.
К Федеральным службам РФ относятся: Государственная налоговая служба Российской Федерации; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Федеральная служба налоговой полиции России; Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и др.
К Российским агентствам относятся: Российское агентство по патентам и товарным знакам; Российское космическое агентство; Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.
К Федеральным надзорам России относятся: Федеральный горный и промышленный надзор России; Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.
.4 Органы местного самоуправления
Местное самоуправление представляет собой организованную форму осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечить самостоятельное решение гражданами, проживающими на территории муниципального образования, вопросов местного значения исходя из интересов населения. Функции местного самоуправления:
·Обеспечение участия населения в решении местных дел (вопросов)
·Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами
·Обеспечение развития соответствующей территории.
·Социальное, культурное, коммунальное, иное обслуживание населения
·Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности
·Защита интересов и прав местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 28.08.95 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальными образованиями являются: все города областного значения, в сельских районах муниципальным образованием является район, в административно-территориальных единицах района действуют территориальные органы районного образования. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным [7].
3. Проблемы системы и структуры органов исполнительной власти
Стабильность жизнедеятельности любого общества зависит от воздействия на него множества факторов: политики, экономики, права, традиций. Исторический анализ государственного строительства в России показывает, что формирование российской системы исполнительной власти является процессом сложным, противоречивым, напрямую зависящим от специфики государственного устройства и его составляющей - формы правления. Помимо объективных экономических, социальных факторов немалое влияние на него оказывала личность, возглавлявшая государство. Деятельность главы государства почти всегда определяла наличие тех или иных органов государственной власти и их сущность.
Россия с момента оформления собственной государственности находится в состоянии постоянного реформирования: территориального, экономического, политико-правового, социального. Особенно подвержен, как уже отмечалось выше, сам государственный аппарат. Процессы совершенствования управленческих структур проходили и проходят медленно, а иногда и мучительно, не всегда достигая желаемых результатов. Обычно государство ставило перед реформой обширные задачи, несоизмеримые с возможностями и ресурсами страны. Это оборачивалось разрастанием государственного аппарата, увеличением выделения денежных средств на его содержание. Все проводимые усовершенствования государственного управления были косвенным образом направлены на преодоление дефицита денежных ресурсов. Кроме того, характер административных реформ в значительной мере определяется российской ментальностью и особенностями российской государственности и представляет собой бесконечные этапы преобразований и их последствий.
После вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 г. предпринимались неоднократные попытки реформирования системы органов исполнительной власти на федеральном уровне. Однако в основном эти попытки сводились к упразднению одних, созданию других и изменению иерархической подчиненности министерств и ведомств, образованию многочисленных комитетов и комиссий при Президенте РФ.
Проведенная работа по анализу формирования и функционирования федеральных органов исполнительной власти, практики их деятельности, разработка организационных мер по совершенствованию бездействующей структуры органов исполнительной власти на федеральном уровне позволяет обосновать вывод о необходимости разработки специальной федеральной программы, предметом которой должно стать развитие системы исполнительной власти в Российской Федерации. В рамках данной программы должны предусматриваться следующие направления:
а) создание органа, специально ориентированного на исследование состояния государственного управления и совершенствование системы исполнительной власти;
б) разработка организационных мер по совершенствованию действующей структуры органов исполнительной власти на федеральном уровне;
в) организация координационных механизмов по совершенствованию информационных процессов в системе исполнительной власти РФ, т.е. информационно-обеспечительная организация этой ветви государственной власти;
г) меры по повышению эффективности организационных механизмов в деятельности органов исполнительной власти, по улучшению взаимодействия последней с другими ветвями государственной власти России.
Несмотря на проблемы, без которых не может обойтись даже многолетняя демократия в США, в России выстроилась довольно стройная система Органов исполнительной власти в РФ. На федеральном уровне она представлена Правительством РФ. На уровне субъектов - Правительством субъекта, либо администрацией субъекта.
Заключение
Итак, в своей работе исполнительная власть в РФ основными аспектами рассмотренной темы были такие: понятие исполнительной власти, её статус, принципы, механизм органов исполнительной власти, ее функции, система и структура, а также проблемы органов исполнительной власти РФ.
Изучая современное состояние исполнительной власти, необходимо заметить, что в Конституции нет определения этой власти, причем мы видим, что исполнительная власть подменяется Правительством.
Согласно Конституции исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. К органам исполнительной власти относят также федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы, правительства, министерства и администрации субъектов в составе РФ, глав администраций краев, областей, мэров городов федерального значения со своим рабочим аппаратом; глав администраций городов и других административных образований. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация Конституции, законов, указов Президента, решений вышестоящих органов исполнительной власти.
Что же касается роли Президента в организации и деятельности органов исполнительной власти, то она велика. На сегодняшний момент главной проблемой исполнительной власти является то, что она стала несамостоятельной и подчиненной Президенту. Особенно это касается Правительства - учитывая его обособление от иных органов исполнительной власти. Оно в большей мере самостоятельно от законодательной и судебной властей, чем от президентской власти.
Таким образом, налицо неисчерпаемое количество проблем исполнительной власти. Однако не стоит забывать, что самостоятельный институт исполнительной власти сложился не более 15 лет назад. Как известно, исполнительная власть существовала и в СССР, но тогда не было разделения властей, то есть её нельзя в полной мере называть самостоятельной. Многие проблемы перешли в XXI век, но часть из них удалось решить ещё в прошлом столетии. Современное руководство основывается на опыте прошлого для решения проблем и привлекает научные разработки. Последние изменения смогли кардинально изменить состояние исполнительной власти. Количество министерств сократилось, они перестали дублировать друг друга. Более того, выстроилась чёткая вертикаль власти. Теперь глава исполнительной власти субъекта РФ подчинён напрямую Президенту РФ, то есть он как и федеральный министр несёт личную ответственность за деятельность подведомственных структур.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №10. - Ст. 3.
. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях / А.В. Малько.- М.: Проспект, 2010. - 139 с.
. Плехин А.П. Административное право Российской Федерации / А.П. Плехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. - М.: БЕК, 1997. 610 с.
. Кашанина Т.В. Основы российского права / Т.В. Кашанина, А.В Кашанин. - М. 1997. С. 167.
. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ / Ноздрачев А.Ф. - М. 1993. С. 34.
. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года №2 - ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ, 1997, №51, Ст. 5712. - СПС "Гарант", 2010.
. Об общих принципах организации местного самоуправления: федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ: по сост. на 10 января 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - №40. - Ст. 3822.