Психологические особенности творческой личности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,97 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологические особенности творческой личности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности

.1      Понятие и природа творчества

.2      Сущность творчества как психологического процесса, стадии творчества

.3      Психологические черты и особенности творческой личности

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ

РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое исследование творческой личности

.1 Методики исследования

.2 Интерпретация полученных результатов

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования:

«Жизнь могуча, бесконечно разнообразна и чревата всем добрым и злым. И у человека, в конечном счете, одно дело в жизни: самому вносить в нее, сколько только может он, красоты и добра» [21, 84].

Объяснить феномен творческого мышления пытались еще античные философы (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Спиноза и другие). Несмотря на такое долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются в современном обществе.

Данная тема представляет большой интерес для изучения, так как в связи с тем, что происходит смена поколений, меняются и представления людей, они начинают по-новому смотреть на вещи и видят все происходящие в другом свете, то, что было модно, отодвигается на задний план и появляются новые, более оригинальные, креативные предметы повседневности. Благодаря творческим людям создаются новые оригинальные вещи, которые обладают высокой ценностью для общества. В основе всех изобретений, открытий, создания новых предметов искусства и литературы, рождения новых идей лежит нестандартное мышление, которое постоянно двигает человечество вперед, в связи с этим осуществляются самораскрытие и самореализация, которые способны открыть человеку смысл его жизни и подарить ему счастье.

Таким образом, овладение теорией творчества помогает осознать его социальную значимость, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности, которые создают творческую личность как таковую.

Цель - исследовать психологические особенности творческой личности.

Объект - личность творческих студентов.

Предмет исследования - психологические особенности личности студентов, обладающих креативным мышлением.

Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

1.    Теоретический анализ научной литературы, посвященной изучению психологических особенностей творческой личности;

2.      Выявить психологические черты и особенности творческой личности;

3. Осуществить сравнительный анализ творческих способностей у студентов-психологов и студентов-медиков;

4.    Осуществить анализ полученных результатов.

Гипотезы исследования:

1.    Индивидуально-психологические свойства творческой личности включают в себя высокую нормативность поведения, общительность, радикализм и чувствительность.

2.      Студенты-психологи отличаются от студентов-медиков более высокой эмоциональностью, общительностью и настойчивостью в достижении цели.

Методы исследования:

Теоретические: анализ литературы, выдвижение гипотез.

Эмпирические:

- Диагностика уровня невербальной креативности (методика П. Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994);

- Опросник Кеттелла (16-PF) - форма C, 105 вопросов;

 методы математической статистики (t-критерий Стьюдента для независимых выборок, факторный анализ);

- Количественный и качественный анализ данных исследования.

Теоретико-методологическая основа:

Теоретическую основу исследования составили работы: В.И.Андреева [17], Р.М.Грановской [6], Н.Н. Николаенко [15], А.Н.Лука [10] , Чезаре Ломброзо [9], А.Я. Пономарева [20], С.Л. Рубинштейна [21] и другие.

Теоретическое значение заключаются в том, что были изучены психологические черты и особенности творческой личности, которые выделяют ее среди обычных людей, описаны различия психологических особенностей студентов-психологов и студентов-медиков.

Практическое значение исследования. Материалы исследования представляют практический интерес для развития творческого потенциала студентов, учащихся в КГФ НПУ им. Драгоманова, а так же студентов-практикантов, которые работают в МДЦ «Артек».

Опытно-экспериментальная база исследования. В исследовании принимали участие студенты-психологи КГФ НПУ им. Драгоманова 2 курса (возраст испытуемых от 18-20 лет, всего 25 человек), студенты-медики КГМУ им. С. И. Георгиевского 2 курса (возраст испытуемых от 18-20 лет, всего 25 человек). Всего 50 человек.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов по разделам, заключения, 10 приложений. Основное содержание курсовой работы изложено на 36 страницах. Список использованных источников включает 31 источник. В работе содержится 8 таблиц и 2 графика.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

1.1    Понятие и природа творчества

Творчество - это высший уровень познания и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных и физических сил, порождающая нечто новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью [27].

В древнегреческой мифологии Аполлон был богом рассудка, здравого смысла, порядка, ясности, логики. Дионис был богом безрассудства, воображения, творчества- всего хаотического и необузданного в человеческой натуре. В одной из трагедий Эврипида поклонник Аполлона непочтительно отозвался о Дионисе и был тут же разорван на части разъяренными вакханками. Так в аллегорической форме был выражен взгляд, согласно которому разум и творчество противостоят друг другу.

Между тем исследования советских психологов говорят о другом. Раньше творческие способности считали чем-то исключительным, уделом избранных натур. Такая позиция равносильна признанию, что для творческих личностей должны быть какие-то особые психологические законы [10].

В XIX в. высказывалось мнение, что талант наследуется. Приводились такие примеры: прапрабабка Льва Толстого Ольга Головина (в замужестве Трубецкая) и прабабка А.С.Пушкина Евдокия Головина (Пушкина) были родными сестрами. А благодаря тому, что в Западной Европе в средние века аккуратно велись церковные книги регистрации рождений, удалось установить, что пять крупнейших представителей немецкой культуры - поэты Шиллер и Гильдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк - состоят в родстве: Иоганн Вант, живший в XV <#"795849.files/image001.gif">

Рис. 2.1.

Показатели уровня креативности у студентов-психологов и студентов-медиков

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Таблица 2.3.

Значения стенов по тесту Р.Кеттелла (16PF-опросник)

№ испыт

MD

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

 

1

4

8

10

6

7

6

8

3

6

8

4

6

6

8

8

3

6

 

2

3

9

5

4

8

5

6

5

6

10

5

5

6

9

5

8

8

 

3

6

9

5

3

8

7

8

4

9

7

6

3

7

5

6

5

7

 

4

2

8

7

3

10

7

3

9

5

5

5

8

7

6

6

8

6

 

5

7

9

5

4

9

3

6

6

6

8

5

4

4

7

7

5

4

 

6

4

5

5

1

7

2

5

3

7

10

8

6

6

7

9

5

6

 

7

7

8

5

4

6

2

10

9

9

7

6

5

5

10

4

7

8

 

8

4

8

5

4

10

1

9

6

8

8

5

4

7

7

9

5

6

 

9

2

9

7

4

6

6

4

8

7

5

7

6

9

8

4

7

6

 

10

5

9

5

3

8

7

6

4

8

10

5

4

7

9

6

8

8

 

11

7

5

3

1

10

6

8

3

8

10

6

4

8

5

7

5

6

 

12

7

5

3

6

7

5

7

6

8

7

6

3

9

5

1

6

6

 

13

7

7

8

4

6

5

10

3

8

9

4

3

5

2

6

8

8

 

14

5

5

5

3

4

8

5

7

9

5

1

4

6

3

6

5

5

 

15

7

8

8

4

4

7

4

5

5

5

7

8

5

8

6

4

4

 

16

7

5

5

3

9

9

5

5

8

5

5

7

5

6

9

8

 

17

6

5

5

3

6

5

9

3

7

8

3

4

9

7

6

8

8

 

18

7

9

5

3

5

6

4

5

9

8

7

6

5

3

6

4

6

 

19

4

8

7

5

3

7

5

2

7

5

2

6

6

3

5

5

8

 

20

5

9

8

3

9

8

5

6

8

7

6

4

7

7

8

7

6

 

21

7

8

7

4

5

5

7

3

9

10

6

4

8

9

7

5

8

 

22

5

9

7

2

3

10

10

10

5

7

3

3

9

7

4

10

7

23

3

8

8

8

10

6

7

7

5

10

4

3

5

8

5

7

5

24

5

9

5

2

7

6

5

3

8

10

5

4

5

9

5

5

6

25

3

7

5

1

9

3

9

6

9

7

4

4

8

8

6

7

8

(студенты-психологи)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Таблица 2.4.

Значения стенов по тесту Р.Кеттелла (16PF-опросник)

(студенты-медики)

№ испыт

MD

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

1

4

5

10

6

5

5

4

9

6

8

4

6

9

5

8

8

5

2

3

5

8

4

5

5

6

8

6

9

5

8

10

4

7

8

7

3

4

5

8

5

4

6

4

8

6

8

4

8

10

5

7

5

8

4

2

8

7

5

4

5

3

9

5

5

5

8

8

6

6

8

4

5

3

7

10

7

4

3

6

8

6

8

5

4

9

7

7

10

4

6

4

7

10

8

6

2

5

8

7

10

2

6

6

7

9

5

8

7

3

5

10

8

7

5

4

9

6

9

6

8

7

4

7

7

8

8

4

5

7

4

4

5

5

9

8

9

5

6

9

7

9

8

8

9

2

5

10

4

6

5

4

8

7

5

6

9

5

4

7

8

10

3

9

7

8

5

3

6

9

8

10

5

8

7

5

6

8

5

11

4

5

10

8

6

3

6

8

7

10

6

4

8

5

7

5

6

12

4

5

10

6

5

5

7

9

5

7

6

8

9

5

7

8

6

13

4

7

8

4

6

5

4

8

6

9

4

8

7

2

6

8

5

14

3

5

10

3

4

3

5

8

5

9

1

4

9

3

6

10

8

15

3

8

8

4

4

7

4

8

5

5

4

8

7

8

7

8

8

16

4

5

7

8

5

9

6

10

5

8

5

5

9

5

6

9

8

17

4

5

8

8

5

5

4

8

5

8

3

4

9

7

7

8

8

18

3

7

8

3

5

6

4

9

5

8

7

6

7

3

6

8

7

19

4

5

8

5

3

7

5

6

6

5

2

6

6

3

5

5

8

20

4

5

8

3

9

5

5

9

8

7

4

4

7

7

8

7

6

21

2

5

7

4

5

5

5

10

5

9

6

4

8

7

7

8

8

22

2

5

8

8

3

5

4

10

5

9

3

8

9

7

8

10

6

23

4

8

7

8

5

5

7

10

5

10

4

8

7

7

5

7

6

24

3

5

7

2

5

5

5

9

6

7

5

6

6

7

8

8

8

25

2

5

8

7

4

3

4

9

5

9

4

6

8

6

7

10

8


ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Таблица 2.5.

Средние значения по тесту Р.Кеттелла (16PF-опросник)

(студенты-психологи)

Название параметра

Среднее значение

 

А

Общительность

7,56

 

B

Интеллект

5,92

 

C

Эмоциональная устойчивость

3,52

 

E

Доминантность

7,04

 

F

Экспрессивность

5,68

 

G

Нормативное поведение

9,48

 

H

Социальная смелость

7,16

 

I

Чувствительность

7,24

 

L

Подозрительность

7,76

 

M

Практичность

5,93

 

N

Дипломатичность

4,64

 

O

Уверенность в себе

6,64

 

Q1

Радикализм

6,6

 

Q2

Конформизм

5,92

 

Q3

Самоконтроль

6,24

 

Q4

Эго-напряженность

6,56

 

F1

6,2

 

F2

Экстраверсия

5,7

 

F3

Эмоциональность

5,6

 

F4

Независимость

6,63

 

MD

Самооценка

5,2


ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Таблица 2.6.

Средние значения по тесту Р.Кеттелла (16PF-опросник)

(студенты-медики)

Название параметра

Среднее значение

 

А

Общительность

6

 

B

Интеллект

8,4

 

C

Эмоциональная устойчивость

5,6

 

E

Доминантность

5

 

F

Экспрессивность

5

 

G

Нормативное поведение

5

 

H

Социальная смелость

8,6

 

I

Чувствительность

5,9

 

L

Подозрительность

8,04

 

M

Практичность

4,4

 

N

Дипломатичность

6,3

 

O

Уверенность в себе

8

 

Q1

Радикализм

5,5

 

Q2

Конформизм

6,8

 

Q3

Самоконтроль

7,7

 

Q4

Эго-напряженность

6,8

 

F1

Тревожность

5,2

 

F2

Экстраверсия

5,3

 

F3

Эмоциональность

4,4

 

F4

Независимость

7,2

 

MD

Самооценка

3,3


ПРИЛОЖЕНИЕ З

Рис. 2.2.

Распределение результатов по тесту Р.Кеттелла

ПРИЛОЖЕНИЕ И


Таблица 2.7.

РЕЗУЛЬТАТЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА

Шкалы методики

Factor Loadings (Varimax normalized) (андрущ.sta) Extraction: Principal components (Marked loadings are > ,700000)


Factor 1

Factor 2

Factor 3

Factor 4

Factor 5

Factor 6

Factor 7

MD

,150066

-,085883

-,212400

-,096108

-,127068

-,193956

-,805249

A

-,091233

,035188

,747576

-,248844

,060665

-,226649

,140077

B

-,079470

,373869

,303443

-,432287

-,215516

-,328921

,493320

C

,196665

,159736

,098235

-,774325

,209603

-,060053

,084278

E

,048370

-,020010

,043962

,012489

-,064488

,881024

,096762

F

-,128449

,752442

-,184387

,092664

,103061

-,393316

-,043753

G

,851538

-,180477

,009377

,060883

,003222

,040834

,009094

H

-,072988

,081505

,151895

-,000849

,831036

,115054

,252869

I

,235690

-,755743

-,066192

,248116

-,102336

-,247774

-,225072

L

,407932

,042958

,270958

,016013

-,520246

,467276

-,382090

M

-,488158

-,217540

,441407

,124619

-,038779

,298535

-,471013

N

-,819102

,069541

,134873

,006852

-,082037

-,140807

,243933

O

,200407

,097123

-,109716

,664726

,301584

-,002691

,111772

Q1

,039412

-,054358

,788362

,056535

,079842

,299933

,089104

Q2

-,198194

-,182565

-,027322

-,004950

-,750068

,286473

,299048

Q3

,400357

,560193

,120529

,451230

,363664

,128133

,115903

Q4

,563490

,074001

,186263

,576088

-,179176

-,267541

,033075

Expl.Var

2,515108

1,769854

1,739153

1,928023

1,929266

1,795309

1,596215


ПРИЛОЖЕНИЕ К

Таблица 2.8.

Результаты t- критерия Стьюдента для независимых выборок

Variable

Mean G_1:1

Mean G_2:2

t-value

р

MD

5,160000

3,280000

4,95424

,000009

A

7,560000

5,840000

4,18146

,000122

B

5,920000

8,360000

-5,87199

,000000

C

3,520000

5,600000

-4,00000

,000218

E

7,040000

4,960000

4,08026

,000169

F

5,680000

4,880000

1,50258

,139497

G

6,640000

4,880000

3,74666

,000481

H

5,240000

8,640000

-7,13304

,000000

I

7,240000

5,920000

3,65167

,000643

L

7,760000

8,040000

-,57653

,566948

M

5,000000

4,360000

1,48290

,144637

N

4,640000

6,280000

-3,78238

,000431

O

6,640000

8,000000

-3,51620

,000967

Q1

6,600000

5,480000

2,04347

,046516

Q2

5,920000

6,800000

-2,11532

,39619

Q3

6,240000

7,720000

-3,18445

,002548

Q4

6,560000

6,840000

-,73313

,467046


Похожие работы на - Психологические особенности творческой личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!