Государство и политические партии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    55,04 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государство и политические партии














Курсовая работа

Государство и политические партии


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ

.1 Понятие и признаки государства

.2 Сущность государства

ГЛАВА 2. ПРИРОДА И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

.1 Понятие, структура и функции политических партий

.2 Порядок и этапы создания политической партии

ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

.1 Взаимодействие государства и политических партий в Российской Федерации

.2.Государство и политические партии зарубежных стран

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ


Механизм власти, обеспечивающий функционирование политически оформленного общества, представляет собой политическую систему. В теории государства и права политическая система общества является сложным комплексом политических отношений, политического сознания, политико-правовых норм, государственных институтов, политических партий, общественных организаций, способствующим политическому развитию общества и осуществлению управления государственной властью.

Государство является центральным звеном политической систему общества, поскольку выступает главным инструментом реализации задач политической системы, обеспечивает единство ее компонентов и выполняет важнейшие политические функции.

Наряду с государством, в политическую систему общества входят и политические партии, как вид общественных объединений граждан в целях участия в политической жизни общества через формирование и выражение политической воли.

Основы деятельности политических партий закреплены в конституциях практически всех государств, а их цели и задачи сформулированы в уставах и программах этих политических партий. Таким образом политическая партия представляет собой общественное объединение, осуществляющее прямые и обратные связи между обществом и государством.

Первые политические партии возникли еще в Древней Греции, среди стабильно существующих современных политических партий можно выделить Демократическую партию США, Республиканскую партию США, Рабочую партию Франции, Народную партию Болгарии, Лейбористскую партию Великобритании, Консервативную политическую партию Великобритании.

В Российской Федерации политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. По стоянию на январь 2014 года в России зарегистрировано 78 политически партий.

Актуальность выбранной темы исследования. Одним из важнейших условий развития государства является установление прочных системных связей между властью и государством. В условиях развития современной России необходимо формирование и развитие прочных и прозрачных связей между государством с гражданским обществом в лице его политических партий, имеющих важной значение - участие в разработке и реализации государственных проектов и сокращение разрыва между властью и обществом.

Как отметил еще в своем первом послании Федеральному Собранию Президент России Д.А. Медведев, «созданные по инициативе государства демократические учреждения для достижения общественного благополучия должны укорениться во всех социальных слоях, а часть государственных социальных и политических функций необходимо передать «непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению». В последние годы в научной доктрине получили широкое освещение многие аспекты исследований политических партий общества и государства, их участие в избирательном процессе и становление партийной системы современной России. Таким образом, развитие современного российского государства находится на этапе формирования сотрудничества между обществом и государством, что обусловливает потребность в теоретическом исследовании политических партий и государства, их взаимосвязей.

Целью настоящей работы является изучение государства, политических партий и их взаимосвязи в научной теории и в современной действительности.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

определить понятие, признаки и сущность государства;

исследовать политические партии как субъектов политической деятельности общества и государства;

изучить взаимодействие государства и политических партий как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах.

При этом, объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности политических партий и государства.

Предметом исследования является анализ понятий и функционирования государства и политических партий.

Методологической и теоретической основой данной работы послужили достижения российской науки. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания (исторический, системно-структурный) и частно-научные методы (сравнительно-правовой, статистический и др.).

Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство, другие федеральные законы и подзаконные акты.

Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Абдулаева М.И., Венгерова А.Б., Дмитриева Ю.А., Ларина А.Ю., Малько А.В., Марченко М.Н., Матузова Н.И, Перевалова В.Д., Пиголкина А.С., Радько Т.Н., Рассказова Л.П., Сырых В.Н., Хропанюка В.Н. и других.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ


1.1 Понятие и признаки государства


На определенной стадии развития общество государство возникло как политическая организация общества, институт его управления и власти. В науке существует несколько концепций образования государства, но основными из них являются две. Первая концепция, основоположниками которой являются Т. Гоббс и Дж. Локк, связывает возникновение государства с естественным развитием общества, при котором был заключен договор между гражданами и правителями. Вторая концепция зародилась из учений Платона и была развита Д. Юмом и Ф. Ницше. Согласно ей государство возникло в результате завоевания сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения. Вместе с тем, наука указывает, что историей подтверждены обе теории возникновения государства.

Первоначально именно государство явилось единственной политической организацией в обществе, иные же политические организации - партии, движения, блоки и т.д., возникли в более поздний период развития политической системы общества.

Стоит отметить, что сам термин «государство» применяется в двух значениях - узком и широком. В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое значение государства являлось доминирующим в античности и в Средние века. В узком смысле под государством понимается один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание государства утвердилось в период формирования институтов гражданского общества (XVIII-XIX вв.), при происходящем усложнении политической системы и социальной структуры общества и необходимости отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство как основной социально-политический институт общества, является ядром политической системы общества. Обладая суверенной властью в обществе, государство управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство является сложной организационной структурой, включающей в себя следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. В своей совокупности эти элементы позволяют государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации).

В целом, государство можно определить как организацию политической власти, осуществляющую управление обществом и обеспечивающую порядок и стабильность в этом обществе.

Выполняемые государством функции можно разделить на внутренние - хозяйственную, стабилизационную, координационную, социальную и др., и внешние, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества. При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом и согласование интересов различных социальных слоев и классов, сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть. Вместе с тем, все государства по форме правления делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные), по форме государственного устройства - на унитарные государства, федерации и конфедерации.

Являясь особой организацией политической власти, государство располагает специальным механизмом управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности, и может быть рассмотрено в историческом и структурном плане. В историческом плане государство определяется как социальная организация, обладающая конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении порядка. В структурном плане государство является разветвленной сетью учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Стоит отметить, что государственная власть является суверенной, или верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Таким образом, государство является официальным представителем всего общества, всех своих граждан.

Государство является основным субъектом политической деятельности, определяемым с двух точек зрения - функциональной и организационной. Функциональная точка зрения предполагает государство в качестве ведущего политического института, осуществляющего управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство представляет собой организацию политической власти, вступающую в отношения с другими субъектами политической деятельности и рассматривается как совокупность политических институтов, ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки, отличающие государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем.

)   Территория, являющаяся пространственной основой государства, его физической, материальной опорой. Территория государства включает в себя сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

2)      Население государства определяется как человеческое сообщество, проживающее на конкретной территории государства. При этом, население государства является понятием не тождественным понятию народа или нации как социальной группы, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.

)        Публичная государственная политическая власть. Она носит институализированный характер, поскольку осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Выражением этой власти является механизм государства, позволяющий обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, важнейшими частями которого являются законодательные и исполнительные органы. Отличительными признаками государственной власти являются суверенность, принудительность и всеобщность. Принудительность выражается в государственном принуждении, которое первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом. Суверенность предполагает наивысшую и неограниченную власть по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ. Всеобщность означает, что государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Для государственной власти важнейшее значение имеет ее устойчивость, способность принимать решения и проводить их в жизнь, которые, в свою очередь, зависят от легитимности, включающей законность (установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными), поддержку населением, международное признание.

)   Право представляет собой систему обязательных правил поведения и является одним из средств управления. Правотворчество осуществляется государством, которое издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению.

5)      Правоохранительные органы как часть государственного аппарата образуют свою подсистему, входящую в судебные органы, прокуратуру, милицию, органы безопасности, внешнюю разведку, налоговые и таможенные органы и т.д.

6)      Армия предназначена для сохранения территориальной целостности государства. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей.

)        Налоги - обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы, создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов.

)        Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная и независимая. Суверенитет может быть внутренним (верховенство в решении внутренних дел) и внешним (независимость во внешних делах).

Вышеперечисленные признаки являются основными признаками государства, однако, можно выделить и дополнительные, к которым относятся: единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн.

Таким образом, государство можно определить как организацию суверенной политической власти, действующую в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующую право и специальный аппарат принуждения.

1.2 Сущность государства


Возникновение государства как определенного типа организации общества исторически возможно только при наличии ряда условий или предпосылок. При этом, цели, закономерности формирования и функционирования государственного механизма, принципы взаимоотношения государства, общества в совокупности определяют сущность (природу) государства.

Выявить природу государства пытались еще античные мыслители. В частности, Платон, определяя сущность государства как достижении единой цели - блага всего полиса, указывал, что деятельность идеального государства направлена на достижение счастливого существования всех его составных частей в совокупности. Аналогичных взглядов придерживался и Аристотель, указывая, что сущность государства заключается в достижении общего блага.

В средние века природа государства рассматривалась как божественное волеустановление. Так, святой Августин видел сущность государства в прогрессивном развитии общества, целью которого является счастье, воплощенное в Боге. Согласно теологической концепции Фомы Аквинского, важнейшей задачей государства является направление граждан к добродетельной жизни, для чего необходимо сохранение мира и обеспечение благосостояния граждан. Однако, конечной целью существования общества является достижение небесного блаженства, к которому его приведет церковь.

В эпоху Возрождения, а позже и в эпоху Просвещения основное предназначение государства рассматривалось как служение земным интересам, земному благу. Ж.-Ж. Руссо, рассматривая суверенитет и природу государства как выражение общей воли народа, выделял три составляющие народного суверенитета: неотчуждаемость, неделимость, верховенство.

Ярким этапом в исследовании проблемы сущности государства стало марксистское учение, рассматривающее природу государства с позиций классовости. Иными словами, если политическая власть в государстве находится в руках класса, интересы которого совпадают с интересами большинства, то управление государством возможно согласно воле большинства; но если политическая власть находится в руках класса, интересы которого с интересами большинства расходятся, то всякое правление неизбежно превращается в обман или подавление этого большинства.

В современной науке теории государства и права сущность государства рассматривается как обеспечение безопасности социума, интересы которого оно выражает. Так, Т. Хойруп определял природу государства в защите соответствующей социальной системы. По его мнению, государственная система и суверенитет невозможны без борьбы за признание (освободительных войн), но без суверенности нет и государства, следовательно, - способность защитить себя является первой предпосылкой возникновения государства.

Таким образом, можно сказать, что государство в своей деятельности стремится к установлению определенного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп или общества в целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям разрушительного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп защищает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства; защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов говорит о классовой сущности государства.

Стоит отметить, что природа современного демократического государства без установления приоритета общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом, государство должно выступать в качестве инструмента примирения различных социально-политических групп, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого развития общества.

Большинство современных мировых государств являются демократическими. Демократическим является государство с публично-властным способом устройства общества, при этом, государство должно быть цивилизованным, т.е. представлять собой публично-властную организацию народа.

Центральное место в структуры государства занимает государственный аппарат, в число полномочий которого входит накопление и распределение национальных богатств соответственно задачам и целям общества. Вместе с тем, все граждане государства в той или иной форме участвуют в государственной деятельности, создают материальные и культурные блага, которые затем и распределяется государственным аппаратом. Среди причин занятия обществом государственной деятельностью можно выделить следующие: поддержка доступного уровня жизни общества; уменьшение социальной напряженности, предотвращение социальных конфликтов и расколов в обществе; соблюдение общечеловеческих ценностей и международных стандартов цивилизованного общества, выполнение международных договоров; выполнение предписаний нравственных и моральных установок.

Таким образом, сохранение, развитие и устойчивость государства невозможны без осознания, возведения в законы и официальные общеобязательные нормы поведения, воплощения в практические действия причин, способствующих участию общества в государственной и социальной деятельности.

Итак, подводя итог первой главе работы, можно сделать следующие выводы. Государство - это организация суверенной политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения, сущность которого заключается в установлении приоритета общечеловеческих ценностей.

ГЛАВА 2. ПРИРОДА И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ


2.1 Понятие, структура и функции политических партий

 

Стоит отметить, что политические партии уже существовали в Древней Греции и в Древнем Риме, однако лишь там, где государственное устройство имело демократические признаки, что позволяло партиям выражать социальные интересы. Как правило, партии осуществляли свою деятельность при наличии иных политических партий, что позволяло анализировать общественно-политическую жизнь и находить сторонников.

Основное отличие политических партий от иных общественных объединений состоит в прямой борьбе за места в парламенте и правительстве, предоставляющей возможность осуществлять управление государством, а посредством него - и всем обществом. Это позволяет политическим партиям играть важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, являясь одним из центральных компонентов политической системы. Стоит отметить, что политические партии активно участвуют в политической жизни на всех стадиях политического процесса: в выборах, формировании органов государства, принятии политических и государственных решений, их реализации. Сторонники партии, голосующие за выдвинутых ею кандидатов на выборах в государственные органы, образуют ее электорат, а те социальные слои или общности, к которым принадлежит основная масса электората, составляют социальную базу партии. В странах со стабильными общественными отношениями (например, в Швейцарии, Нидерландах) электорат отдельных партий опирается на местные и семейные традиции.

Исходным пунктом деятельности политической партии является разработка ее политического курса, направленного, как правило, на решение существующих в обществе проблем. Предпосылкой же влияния партии на избирателей становятся изложенные в программных документах стратегия и тактика практической деятельности партии. На этом этапе выявляется функция рекрутирования новых членов, воспитания активистов, мобилизации избирателей на поддержку партийных кандидатов, подбор лидеров и продвижение их на руководящие должности в органах государства и массовых общественных организация.

Существует множество классификаций функций политических партий, однако, их все можно разделить на три большие взаимосвязанные группы:

. Функции, отражающие связующую роль партий и государства:

объединение политических интересов граждан, при этом, политический интерес представляет собой внешнюю форму интересов человека в целом и является формой осознания и выражения объективной потребности, выступающей мотивом деятельности в отношении власти;

политичесаая идеология как социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Можно сказать, что любая идеология так или иначе использует стереотипы, таким образом, партия предоставляет идеологию в качестве целостной схемы объяснения существующей реальности и механизмов решения проблем общества.

политическая ориентация общества, включающая в себя: представительство политических интересов, приобретение и формирование власти (политическое управлерие), политическая организация граждан, политическая социализация (фомирование политического мировоззрения и приобретение навыков политического участия); интеграция общества; легитимация власти.

. Политические функции, к которым относятся: выявление соотношения сил в обществе исходя из соотношения позиций партий; разработка и принятие политических решений; кадровая функция; контроль за исполнением государственных программ; координация и согласование действий с другими участниками политического процесса; корректировка политического курса на основе механизма обратной связи; защита политической системы.

. Внутрипартийные функции, в число которых входят: обеспечение единства и согласия в партийных рядах; расширение состава партии; совершенствование партийной структуры; укрепление финансовой базы политической партии; развитие отношений с другими политическими партиями внутри и вне государства.

Среди подходов, определяющих сущность политических партий, можно выделить: классовый - при котором становление партий связывается с выделением больших социальных групп (классов), а сами партии являются наиболее активными и организованными частями отдельного класса; идеологический - формирование партий определяется выделением групп, основных, преимущественно, на общности взглядов; институциональный - при котором партия представляет собой организацию, действующую в системе государства; функционально-прагматический - формирование партий связывается с целью завоевание власти, а сами они трактуются как группы людей, ставящих перед собой задачу прихода к власти.

Отношения политических партий и государства регламентируются законом, гарантирующим их права и обязанности.

Типология политических партий определяется критериями, положенными в основу разграничения. По социальному признаку политические партии подразделяются на классовые и межклассовые (смешанные). В зависимости от идеологической ориентации выделяют либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и другие партии. По своему составу партии делятся на кадровые (ограничиваются партийными функционерами либо характеризуются отсутствием фиксированного членства) и массовые (имеют фиксированное членство, более централизованы, с жесткой зависимостью членов от первичных организаций). По месту в системе власти политические партии делятся на правящие и оппозиционные, противостоящие правящей партии и критикующие проводимую ей политику; парламентские и внепарламентские партии. По используемым методам деятельности выделяют левые (используют, как правило, радикально-революционные методы борьбы и тяготеют к коммунистической или социалистической идеологии), правые (отрицательно относятся к революционным методам борьбы и ориентируются на стабильность в обществе) и центристские (придерживаются умеренности в политической борьбе, компромиссов, примирения полярных позиций) партии. Вместе с тем, существуют и другие типологии политических партий.

Структура политической партии представлена партийным аппаратом, рядовыми членами (партийной массой), сторонниками партии.

Политические партии занимают особое место в политической системе общества. Их отличие от других ее институтов, занимающихся политической деятельностью, состоит в том, что партии ориентируются на завоевание власти, борьбу за руководство государственными делами.

В основе определения сущности политических партий лежат следующие критерии: долговременность организации; существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством; нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только на оказание какого-либо влияния на нее; поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

Таким образом, политическую партию можно определить как один из видов общественных объединений граждан, создаваемый на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.

2.2 Порядок и этапы создания политической партии


Порядок создания и основы деятельности политических партий регламентируются законами. Так, ст.11 ФЗ «О политических партиях», предусматривает два способа создания политических партий - создание новой партии и преобразование.

Создание новой политической партии происходит на учредительном съезде, а сама политическая партия считается созданной со дня принятия этим съездом решений о создании политической партии и об образовании ее региональных отделений, причем, более чем в половине субъектов РФ, о принятии устава и программы политической партии, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. После создания политическая партия начинает осуществлять организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием своих региональных отделений и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.

В порядке преобразования политическая партия может быть создана из общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде, который принимает принимает решения о преобразовании в политическую партию, о преобразовании региональных подразделений в субъектах РФ, о принятии устава и программы политической партии, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

При создании политической партии любым из названных способов, необходимо создание организационного комитета в составе не менее десяти человек, который уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Организационный комитет прекращает свою деятельность после проведения учредительного съезда политической партии или съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемый для их преобразования в политическую партию.

Сведения о дате и месте проведения съезда публикуются в «Российской газете» или других общероссийских периодических печатных изданиях, причем, не позднее, чем за месяц до дня созыва такого съезда. После проведения съезда, политическая партия в течение месяца представляет основные положения своей программы в «Российскую газету», которая опубликовывает их в течение месяца со дня представления.

Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации.

Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию.

Сведения о создании и ликвидации политических партий публикуются в общероссийских периодических печатных изданиях.

Федеральный уполномоченный орган ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодических печатных изданиях и размещает этот перечень с указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого ее регионального отделения, а также тексты уставов и программ политических партий на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. На указанном сайте ежегодно размещаются также сводные финансовые отчеты политических партий, контактные телефоны постоянно действующих руководящих органов политических партий и их региональных отделений и иная открытая информация о политических партиях.

Отказ в регистрации политической партии предусматривается только в случаях, прямо установленных в законе. В частности, политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если: положения устава политической партии противоречат Конституции России, федеральным конституционным законам, иным федеральным законам; наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям закона; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации политической партии; федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям законодательства; нарушены сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.

Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если не представлены документы, необходимые в для государственной регистрации регионального отделения политической партии; территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям закона.

Программа политической партии представляется исключительно для сведения федерального уполномоченного органа. Любые ошибки, неточности в программе политической партии не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации политической партии, за исключением нарушения требований установленных в законе.

Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд. Заявление политической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня подачи заявления. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повторных представлений документов в уполномоченные органы для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ. Рассмотрение уполномоченными органами повторных представлений документов и вынесение по ним решений осуществляются в порядке, предусмотренном законом для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Таким образом, политическая партия может быть создана только на условиях и в порядке, определенных действующим законодательством. Создание партий на иных условиях, или использование наименования «политическая партия» в названиях объединений и организаций не допускается.

Итак, подводя итог второй главе работы, можно сделать следующие выводы. Политическая партия как вид общественного объединения граждан создается на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан. Исходным пунктом деятельности политической партии является разработка ее политического курса, направленного, как правило, на решение существующих в обществе проблем. Основное отличие политических партий от иных общественных объединений состоит в прямой борьбе за места в парламенте и правительстве, предоставляющей возможность осуществлять управление государством, а посредством него - и всем обществом. Политические партии создаются только на условиях и в порядке, определенных действующим законодательством.

государство партийный система идеология

ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ


3.1 Взаимодействие государства и политических партий в Российской Федерации


Государство является первичным образованием относительно политических партий, следовательно, и влияние государства является первичным. Так, на государственном уровне осуществляется выбор оптимальной формы правления, благоприятного территориального устройства, политического режима и избирательной системы. Все эти факторы, а также политическая культура и история в различной мере отражаются на структуре, функциях и месте политических партий, формирующихся в конкретном государственном механизме.

Российские политические партии при проведении выборов играют три вида функций - процедурные, организационные и информационные, следовательно, и их взаимоотношения с государством можно разделить на процедурные, информационные и организационные. При этом, под процедурными взаимоотношениями понимается совместная деятельность государства и политических партий по вопросам реализации избирательных процедур и действий, которые закладывают основу выборов и обеспечивают реализацию избирательных прав граждан.

Стоит отметить, что политические партии России становятся все более активными участниками избирательного процесса, что выражается в увеличении количества избирательных процедур, реализуемых при их непосредственном участии и, в свою очередь, способствует росту интенсивности и расширяет сферу их процедурных отношений с государством. К числу таких процедур можно отнести: формирование и выдвижение списка партии; сбор и передача в избирательную комиссию подписей избирателей; внесение избирательного залога; регистрация списка партии, отказ в регистрации, отмена и аннулирование регистрации; распределение депутатских мандатов. Процедурные взаимоотношения начинаются в период выдвижения кандидатов от партии и завершаются после распределения мандатов внутри списка избирательного объединения.

Согласно ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», голоса избирателей, отданные за непрошедшие партии, перераспределяются в пользу прошедших (парламентских) партий пропорционально набранному ими проценту голосов, в то же время даже непрошедшие, но набравшие 3% голосов партии имеют право на государственное финансирование.

В действующей в Российской Федерации в настоящее время Государственной Думе представлено четыре политических партии: Единая Россия - численность фракции 238 чел., Коммунистическая партия Российской Федерации - численность фракции 91 чел., Справедливая Россия - численность фракции 64 чел., Либерально-демократическая партия России - численность фракции 56 чел.

Как было указано ранее, по состоянию на январь 2014 года Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрировано 78 политических партий:

Единая Россия (идеология: российский консерватизм, прагматизм, социальный консерватизм);

Коммунистическая партия Российской Федерации (идеология: коммунизм, марксизм-ленинизм, демократический социализм, патриотизм);

Либерально-демократическая партия России (идеология: русский национализм, панславизм, неоимпериализм, антикоммунизм, элементы популизма);

Патриоты России;

Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»;

Справедливая Россия (идеология: социал-демократия, демократический социализм);

Правое дело;

Республиканская партия России - Партия народной свободы;

Демократическая партия России;

Народная партия «За женщин России»;

Альянс зеленых - Народная партия;

Союз горожан;

Народная партия России;

Социал-демократическая партия России;

Коммунистическая партия социальной справедливости;

Партия пенсионеров России;

Города России;

Молодая Россия;

Новая Россия;

Партия свободных граждан;

Российская экологическая партия «Зеленые»;

Коммунисты России;

Аграрная партия России;

Российский общенародный союз;

Партия за справедливость;

Политическая партия социальной защиты;

Гражданская сила;

Российская партия пенсионеров за справедливость;

Умная Россия;

Родная страна;

Монархическая партия;

Российская политическая партия Мира и Единства;

ЧЕСТНО;

Партия налогоплательщиков России;

Демократический выбор;

Партия Воля;

Трудовая партия России;

Партия против всех;

Российская социалистическая партия;

Партия духовного преображения России;

Партия ветеранов России;

Российский объединенный трудовой фонд;

Партия дела;

Партия инациональной безопасности России;

Родина; Союз труда;

Российская партия народного управления;

Женский диалог;

Рожденные в СССР;

Партия возрождения села;

Защитники отечества;

Казачья партия Российской Федерации;

Развитие России;

Объединенная аграрно-промышленная партия России;

Демократическая правовая Россия;

Партия социальных реформ;

Партия социальной солидарности;

Партия Достоинство;

Социально-прогрессивная партия России;

Великое Отечество;

Российская партия садоводов;

Гражданская позиция;

Возрождение аграрной России;

Гражданская инициатива;

Партия возрождения России;

Всероссийская социалистическая народная партия «Отчизна»;

Колокол;

Национальный курс;

Автомобильная Россия;

Истина;

Народ против коррупции;

Родная партия;

Партия защиты бизнеса и предпринимательства;

Самодержавная Россия;

Спортивная партия России «Здоровые силы»;

Соцгород; Западный выбор.

Стоит отметить, что и государство, и политические партии являются политическими организациями, непосредственно связанные с государственной властью: государство непосредственно осуществляет государственную власть, политические партии ставят целью приход к государственной власти.

Можно выделить следующие формы взаимодействия государства и политических партий:

участие в формировании выборных представительных органов государственной власти;

участие в формировании политического курса государства, причем, эта форма взаимодействия относится не только к правящей партии, но и к оппозиционным партиям;

влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов;

контроль за государственными органами и процессом управления государством.

Вместе с тем, и государство воздействует на политические партии следующими способами:

регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рамки их деятельности;

регламентирует их участие в избирательных кампаниях;

решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;

контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

Таким образом, между государством и политическими партиями в России существует тесная взаимосвязь, характеризующаяся активным участием политических партий в разработке государственной политики, что обуславливает наличие высокой общественной поддержки деятельности правительства.

3.2 Государство и политические партии зарубежных стран


Как было указано ранее, в странах с демократическим режимом государственная власть и гражданское общество сосуществуют на основе партнерских взаимоотношений, при этом, политические партии играют роль связующего элемента между властью и обществом. Для недемократических политических режимов характерно наличие давления государства на общество, ущемление прав граждан, нарушением контактов между властью и обществом, при этом, благоприятиный условия для деятельности имеют только политические партии, поддерживающие политику государства.

Вместе с тем, положение партий в государстве зависит и от действующей формы правления.

В государствах с президентской формой правления, роль партий зависит от их политического статуса: если президентская партия обладает большинством в парламенте, то ей предоставляется право выступать в роли связующего звена между исполнительной и законодательной властями; если же президентский пост и парламентское большинство принадлежат разным политическим силам, взаимоотношения между властью и партиями могут развиваться по двум сценариям. При двухпартийной системе возникнет механизм сдержек и противовесов, при котором парламенту удается ограничивать власть президента. При многопартийности усиливается власть главы государства.

В государствах с парламентской формой правления политические партии обладают большими полномочиями в управлении государством, поскольку победившая на выборах партия приобретает статус правящей и под ее руководством происходит формирование правительства, осуществляется деятельность органов государственной власти. При этом, взаимоотношения государства с партиями зависят от партийной системы: двухпартийность усиливает правительство, а многопартийность ослабляет.

Взаимоотношения государства и политических партий обеспечивают реализацию неотделимой от демократии процедуры выборов. Вместе с тем, политические партии считаются основными субъектами избирательного процесса.

Наибольшее международное распространение получили пропорциональные и смешанные избирательные системы, поскольку их применение позволяет избежать в большей степени искажения результатов выборов в ходе распределения голосов избирателей. При этом, совместная деятельность государства и политических партий закладывает основу выборов и обеспечивает реализацию избирательных прав граждан.

Партийные системы зарубежных стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных групп с противоречивыми интересами.

Многочисленные многопартийные системы можно подразделить на основные группы:

многопартийные системы без монопольно господствующей партии (Франция, Италия, Белоруссия, Украина, Бельгия, Дания, Нидерланды и др.);

многопартийные системы с монопольно господствующей партией (Мексика, США, Великобритании, Индии);

однопартийные системы (Габон, Заир, Камерун, Китай, Куба и др.).

Для зарубежных стран характерно многообразие видов политических партий, которые можно разделить на две основные группы: консервативные и социал-демократические (социалистические) партии. Консервативные партии выступают за ограниченное государственное регулирование в сфере экономики и социальной сфере, а также за сокращение налогов. К этим партиям относятся республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз ФРГ, либерально-демократическая партия Японии и др. Социал-демократические партии традиционно отстаивают усиление государственного вмешательства в экономику, включая частичную национализацию и финансирование социальных программ за счет увеличения прогрессивных налогов. К социал-демократическим партиям относятся лейбористская партия Великобритании, социалистические партии во Франции, Италии и Испании, социал-демократические партии в Германии и скандинавских странах.

Среди политических партий выделяются конфессиональные (вероисповедные) партии, которые активно используют в своей деятельности религиозную идеологию. В число католических партий входят Христианско-демократический союз ФРГ, социально-христианский союз и христианская народная партии Бельгии.

Основа любой политической партии является членство, при этом, оно может быть официально и не установлено (например, в США).

В некоторых государствах создаются партийные комитеты округов, а высшей партийной инстанцией, как правило, является партийный комитет (иногда он носит название центрального комитета или исполнительного комитета). Органом, осуществляющим оперативное руководство деятельностью партии, является исполнительный комитет.

Стоит отметить, что в некоторых государствах, прежде всего феодально-монархических, легальные политические партии отсутствуют, а их создание запрещено законом, например, в Бутане, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии.

Не являются политическими партиями так называемые группы давления, являющиеся элементом политической системы зарубежных стран. Изначально они возникли в США, а затем были восприняты другими странами. В США их называют лоббистскими организациями и заинтересованными группами. Такие группы создаются для консультации парламентов и правительств и информационного обеспечения по вопросам специализированной нормативной деятельности. Важной особенностью, отличающей группы давления от политических партий, является то, что они от собственного имени не участвуют в выборах.

Таким образом, в демократических странах существует тесное взаимодействие государства и политических партий, при этом, большое значение имеет наличие многопартийности, выражения воли народа. В антидемократических странах существует жесткая линия одной партии, которая выражает не волю народа, а лишь интересы правящей структуры. Правовой статус политических партий регламентирован, как правило, законодательством соответствующего государства, что также выражает взаимосвязи политических партий и государства.

Итак, подводя итог третьей главе работы, можно сделать следующие выводы. Между государством и политическими партиями существует тесная взаимосвязь, характеризующаяся активным участием политических партий в разработке государственной политики, что обуславливает наличие высокой общественной поддержки деятельности государства. Виды и типы политических партий в зарубежных странах отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных групп с противоречивыми интересами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Государство представляет собой организацию суверенной политической власти, действующую в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующую право и специальный аппарат принуждения. Государство является первичной организацией по отношению к политическим партиям.

Государство как основной социально-политический институт общества, является ядром политической системы общества. Обладая суверенной властью в обществе, государство управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Выполняемые государством функции можно разделить на внутренние - хозяйственную, стабилизационную, координационную, социальную и др., и внешние, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

Являясь особой организацией политической власти, государство располагает специальным механизмом управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности, и может быть рассмотрено в историческом и структурном плане. В историческом плане государство определяется как социальная организация, обладающая конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении порядка. В структурном плане государство является разветвленной сетью учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Признаки, отличающие государство от других субъектов политической деятельности, включают в себя: территорию, население, публичную власть, право, правоохранительные органы, армию, налоги и государственный суверенитет.

В современной науке теории государства и права сущность государства рассматривается как обеспечение безопасности социума, интересы которого оно выражает.

Политические партии являются вторичными организациями относительно государства. Политическая партия является одним из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.

Основное отличие политических партий от иных общественных объединений состоит в прямой борьбе за места в парламенте и правительстве, предоставляющей возможность осуществлять управление государством, а посредством него - и всем обществом. Это позволяет политическим партиям играть важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, являясь одним из центральных компонентов политической системы.

Существует множество классификаций функций политических партий, однако, их все можно разделить на три большие взаимосвязанные группы: функции, отражающие связующую роль партий и государства; политические функции и внутрипартийные функции.

Типология политических партий определяется критериями, положенными в основу разграничения. По социальному признаку политические партии подразделяются на классовые и межклассовые (смешанные). В зависимости от идеологической ориентации выделяют либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и другие партии. По своему составу партии делятся на кадровые и массовые. По месту в системе власти политические партии делятся на правящие и оппозиционные, противостоящие правящей партии и критикующие проводимую ей политику; парламентские и внепарламентские партии. По используемым методам деятельности выделяют левые, правые и центристские. Вместе с тем, существуют и другие типологии политических партий.

Что касается взаимодействия государства и парполитических партий, то можно выделить его основные формы:

участие в формировании выборных представительных органов государственной власти;

участие в формировании политического курса государства, причем, эта форма взаимодействия относится не только к правящей партии, но и к оппозиционным партиям;

влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов;

контроль за государственными органами и процессом управления государством.

Вместе с тем, и государство воздействует на политические партии следующими способами: регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рамки их деятельности; регламентирует их участие в избирательных кампаниях; решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд; контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

Таким образом, между государством и политическими партиями в России существует тесная взаимосвязь, характеризующаяся активным участием политических партий в разработке государственной политики, что обуславливает наличие высокой общественной поддержки деятельности правительства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Нормативно-правовые акты

1. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 18.05.2005 №51-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - №21. - ст. 1919

2.      О политических партиях: федер. закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - №29. - ст. 2950

Научная и учебная литература

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права [Текст]: учебник / М.И. Абдулаев. - М.: Приор, 2012. - 495 с.

2.      Аверьянов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» (постатейный) [Текст] / А.Н. Аверьянов. - М.: Приор, 2012. - 118 с.

.        Васецкий Н.А. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» [Текст] / Н.А. Васецкий. - М.: Норма, 2012. - 157 с.

.        Венгеров А.В. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.В. Венгеров. - М.: Проспект, 2011. - 462 с.

.        Григорьева Л.А. Особенности взаимоотношений государства и политических партий по проблемам организации выборов в современной России [Текст] / Л.А. Григорьева // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2010. - №7. - С.26-31

.        Грудцына Л.Ю. Политические партии, гражданское общество и государство [Текст] / Л.Ю. Грудцына // Законодательство и экономика. - 2010. - №4. - С.5-11

.        Дмитриев Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» (постатейный) [Текст] / Ю.А. Дмитриев. - М.: Деловой Двор, 2012. - 139 с.

.        Ларин А.Ю. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.Ю. Ларин. - М.: Норма, 2011. - 484 с.

.        Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права [Текст]: учебник / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2012. - 416 с.

.        Мелехин А.В. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.В. Мелехин. - М.: Юрайт, 2011. - 521 с.

.        Морозова Л.А. Теория государства и права [Текст]: учебник / Л.А. Морозова. - М.: Омега-Л, 2012. - 510 с.

.        Пиголкин А.С. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.С. Пиголкин. - М.: Юрайт, 2012. - 458 с.

.        Протасов В.Н. Теория государства и права [Текст]: учеб. Пособие / В.Н. Протасов. - М.: Высшее образование, 2011. - 397 с.

.        Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран [Текст]: учебник / М.Н. Пиголкин. - М.: Юстицинформ, 2011. - 593 с.

.        Рассказов Л.П. Теория государства и права [Текст]: учебник / Л.П. Рассказов. - М.: ВолтерсКлувер, 2012. - 438 с.

.        Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник / В.Н. Хропанюк. - М.: Омега-Л, 2012. - 511 с.

.        Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом [Текст] / О.Ф. Шабров // Государство и право. - 2010. - №5. - С.10-16

Материалы правоприменительной практики

1.   Список зарегистрированных политических партий [Электронный ресурс]: сайт Министерства юстиции Российской Федерации

2.      Послание Федеральному Собранию Российском Федерации [Электронный ресурс]: сайт Президента России

.        Фракции Государственной думы [Электронный ресурс]: сайт Государственной Думы Российской Федерации

ПРИЛОЖЕНИЕ А



Признаки государства

Основные

Дополнительные

Территория

Гос. язык

Население

Транспортная система

Публичная власть

Денежная единица

Гос. суверенитет

Энергетическая система

Право

Информационная система

Правоохранительные органы

Эконом. пространство

Армия

Внешняя политика

Налоги

Гос. символика




ПРИЛОЖЕНИЕ Б




ПРИЛОЖЕНИЕ В

Взаимодействие государства и политических партий

Государство


Участие в формировании выборных представительных органов государственной власти

Участие в формировании политического курса государства

Влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов

Контроль за государственными органами и процессом управления государством



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!